Модуль I. Предмет философии права. Проблема сущности права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль I. Предмет философии права. Проблема сущности права



ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника «магистр»

Профили подготовки (специализация) «Гражданское право, предпринимательское право; семейное право; международное частное право», «Административное право, административный процесс», «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», «Уголовное право», «Уголовный процесс»

Форма обучения - очная

Срок освоения ООП 2 года, год набора 2015

 


Рабочая программа дисциплины «Философия»

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 (030900) «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 г. № 1763.

 

 

Программу составил(и):

Деревянченко Ю. И., доцент кафедры философии и психологии, кандидат философских наук, доцент.

 

Рецензент(ы):

Трофимов Михаил Юрьевич, доцент кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, к. филос. н., доцент.

Тюменцева Галина Ивановна, заведующий кафедрой философии и психологии ОмЮА, к.филос.н., доцент.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы

3. Структура и содержание дисциплины

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

 

Приложение 1. Технологии и формы преподавания

Приложение 2. Технологии и формы обучения

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «Философия права» является получение выпускником магистратуры углубленного профессионального образования, позволяющего успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями, а также формирование у магистрантов теоретического мышления, исторического сознания, практического опыта, направленного на применение определенных методов освоения и квалифицированной критики государственно-правовых парадигм прошлого и настоящего.

Данный учебный курс представляет собой систематическое изложение основных тем и проблем философии права и ориентировании на углубленное теоретическое познание представлений о сущности права и влияния права на социально-политические явления.

Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-1 осознания социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- место и роль философии права в системе юридических и других гуманитарных и социальных наук;

- наиболее важные проблемы современной философии права;

- основные современные направления философии права.

уметь:

- уметь грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою точку зрения по философско-правовой проблематике;

- свободно оперировать понятиями и категориями философии права.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

 

Дисциплина «Философия права» относится к общенаучному циклу дисциплин.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Философия», «Логика», «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран и России», «Политология», «Социология», «Юридическая этика» и служит основой для освоения дисциплин: «Философии права», «История и методология юридических наук», «Современные проблемы теории государства и права» и др.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

 

Код компетен-ции Наименование компетенции, формируемой в рамках освоения дисциплины Предшествующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию Последующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию
Общекультурные компетенции
ОК - 1 осознания социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания «Философия» «Логика» «Теория государства и права» «Юридическая этика» «Политология» «Социология» «История и методология юридической науки», «Современные проблемы теории государства и права»
ОК - 2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2) «Философия» «Логика» «Теория государства и права» «Юридическая этика» «Политология» «Социология» «История и методология юридической науки», «Современные проблемы теории государства и права»
ОК - 3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень «Философия» «Логика» «Теория государства и права» «Юридическая этика» «Политология» «Социология» «История и методология юридической науки», «Современные проблемы теории государства и права»
ОК - 4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения «Философия» «Логика» «Теория государства и права» «Юридическая этика» «Политология» «Социология» «История и методология юридической науки», «Современные проблемы теории государства и права»
ОК - 5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом «Философия» «Логика» «Теория государства и права» «Юридическая этика» «Политология» «Социология» «История и методология юридической науки», «Современные проблемы теории государства и права»

 

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины 108 часов (3 зачетные единицы).

Содержание дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Иконникова, Г. И. Философия права: учеб. для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 364 с.

2. Малахов В. П. Философия права. Идеи и предположения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Малахов В.П. - Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 391 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15493.

б) дополнительная литература:

1. Жоль К. К. Философия и социология права: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15492.

2. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лейст О.Э. - Электрон. текстовые данные. - М.: Зерцало-М, 2011. - 352 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4538.

3. Малахов В. П. Концепция философии права [Электронный ресурс]: научное издание/ Малахов В. П. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 751 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15378.

4. Нерсесянц В. С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Акад. правовой ун-т. - М.: НОРМА. - [Б. м.]: ИНФРА-М, 2000. - 647 с.

 

в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

http://iprbookshop.ru – электронно-библиотечная система IPRbooks.ru

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения занятий используется компьютерный класс, специализированная аудитория, оснащенная следующим оборудованием: мультимедийный проектор, экран.

 

 

Приложение 1
к рабочей программе

дисциплины «Философия права»

 

I. Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Философия права» используются следующие образовательные технологии: основные виды образовательных технологий и форм организации учебного процесса для справки приведены в макете рабочей программе.

· презентации;

· деловые и ролевые игры;

· разбор конкретных исследовательских задач;

· логико-юридический и компаративистский анализ правовых актов

Тип лекции - информационная

Схема лекции:

1. Взаимосвязь философии и права

2. Сущностный характер взаимодействия философии и правовой деятельности

Дух есть не что иное, как система таких оснований человеческой активности, которые не могут быть выведены из чистого опыта. В этом смысле право, есть, несомненно, момент духа, поскольку оно, хотя и свя­зано с опытом больше, нежели иные человеческие установления, ни при каких обстоятельствах не может быть выведено из чистого опыта, но все­гда есть совершаемое под давлением этого опыта преобразование чисто духовных, сугубо внутренних оснований человеческой активности. В этом контексте идеальные первоосновы права являются общезначимым предметом философии права. Идеальные первоосновы права признаются в качестве предмета философии права, в отличие от общей теории права как формально позитивистского учения о действующем праве, а также от социологии права. Идеальные основания и составляют, в конечном итоге, предмет философии права. В этой связи уместен вопрос о соотношении идеи права и права как идеи.

Главный вопрос состоит в том, что первично - идея права или само право. Если с такими формами духа, как религия, мораль, культура дело обстоит однозначно, - их осмысление наступает как ответ на их кризис, - то право само есть итог всех возможных кризисов. Когда все века исчерпаны, у тех, кто творит мир духа, формулирует нормы религии, морали, культуры остается только один инструмент - сила систематического принуждения. Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права не хотят следовать религиозным, моральным и даже простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права, то идея права предшест­вует праву, то есть сначала появляется представление о должном, которое необходимо институционально закрепить и поддержать силой данного института, а затем уже формируется реальная правовая система.

Вместе с тем, право является той формой духа, которая наиболее приближена к реальности. Именно ответ на негибкость и подверженность кризису та­ких духовных систем, как религия, мораль и культура (обычай), право приоб­ретает свойства предельной гибкости и чувствительности к изменениям ре­альности. Наиболее ярко право как форма духа проявляется в правосознании. Правовое сознание изучается в рамках различных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (или противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правосознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры. У историков оно предстает, прежде всего, в образе исторически развивающегося феномена. Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающая правосознание объектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, используя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства описания правосознания, методы его анализа и объяснения.

Философский подход к правосознанию, в рамках которого оно трактуется как определенная форма общественного сознания, имеет свою специфику. Он предполагает, разумеется, использование результатов и специальных научных исследований. Однако здесь первый план занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции специальных дисциплин. Они касаются соотношения общественного бытия и общественного сознания, обстоятельства порождения или производства правосознания, его смыслового ядра, структуры и уровней, его связей с другими формами общественного сознания, каналов влияния на общественную практику.

Как известно, общественное сознание есть продукт духовной деятельности общественных индивидов, всегда осуществляемый в определенной общественной форме, как и другие формы общественного сознания, правосознание вырабатывается, создается, производится общественными субъектами, взаимодействующими (общающимися) друг с другом в сфере отношений права, в процессе правовой деятельности.

Правовая деятельность (или деятельность в сфере права) - одна из разновидностей социального общения. Она направлена на подчинение поступков, действий, поведения общественных субъектов нормам, которые отражают социальную природу права, закономерности его структуры и существования. И в этом смысле деятельность в сфере права обладает специфическими, лишь ей одной присущими чертами. Вместе с тем правовая деятельность опосредствует различные экономические, политические, демографические и другие процессы, то есть предстает как сторона указанных процессов. Однако это не ведет к утрате ею своей качественной определенности как деятельности, реа­лизующейся по собственным параметрам права.

И производство правосознания, и отражение в сознании объективных характеристик права по своим механизмам, по «материализующимся» конечным результатам представляют собой один и тот же процесс, одну и ту же деятельность. Стремление удовлетворить определенные потребности посредством права вынуждает людей с помощью соответствующих операций, поступков, действий овладеть им, понять его природу. Многократные, постоянно возобновляющиеся акты «использования» права приводят к тому, что человеческое сознание начинает исподволь выделять его объективные признаки, воспринимать и осмысливать их как родственно близкие, то есть подводить их под одно понятие. Узнаваемые и вычленяемые благодаря повседневному опыту, эти объективные признаки запечатлеваются и закрепляются в сознании общественных субъектов как образ права, Постепенно люди научаются эмпирически отличать правовою деятельность (а стало быть, и само право) от иных видов социальной деятельности, от остальных социальных объектов. Потом наступает время, когда право обретает свое собственное словесное наименование. Но это словесное наименование лишь выражает в виде представления то, что повторяющаяся деятельность превратила в опыт, а именно, что людям опреде­ленные внешние предметы служат для удовлетворения их потребностей.

Так в ходе практически-деятельностного усвоения людьми особой формы социокультуры, каковой выступает право, и возникает, складывается право­сознание.

Сознание, ориентированное на право, улавливает и схватывает его объективные характеристики не безотносительно к субъекту отражения, но именно в связи с ним. Ведь отражение права - правосознание - есть по природе своей также и отношение.

Это отношение содержит оценку субъектов - носителями правосознания значимости, полезности и приемлемости для них права в целом, отдельных его компонентов, опосредствующих его официальные установлений. Свою оценку субъекты выносят путем сличения и «взвешивания» собственных интересов и целей (социально-экономических, политических, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями их удовлетворения, которые представлены в праве, На базе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, порядка соблюдения законов и др. Поскольку право есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно права, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (инте­ресами, целями) других участников правового общения, а также соответствующих организаций и учреждений.

Субъект задает порождаемому и воспроизводимому им правосознанию соответствующий своей социальной объемности масштаб (общественное правосознание, групповое, индивидуальное). От положения субъекта в общественной системе зависит классовый характер осмысления им права; от его мировоззренческих устоев - глубина, объем такого осмысления, способы его закрепления в языке.

Суммируя все изложенное, можно сделать следующий вывод: правосознание представляет собой результат отражения (мысленного воспроизведения) права в сознании людей (общества, социальных групп, индивидов), воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов (государства, законности, правопорядка и др.). Фактором, оказывающим решающее воздействие на идеологическое содержание этих оценок и знаний, является социальный интерес (экономический, политический, этнический, религиозный, регионально-территориальный) творцов и носителей правосознания.

Тип лекции - информационная

Схема лекции:

1. Рефлексивная природа права

2. Право как объект научного познания

Формы рефлексивного осмысления: теория познания, методология и логика науки. Главными вопросами являются: как познавать, в какой последовательности и с помощью каких средств, чтобы процесс познания соответствовал объекту и давал истинное знание.

Теория познания, гносеология, или по-другому эпистемология – это раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания в его целостности, а не просто в отдельных формах. Рассматривается сущность познавательного процесса, его общий механизм, его возможности, предпосылки, условия, всеобщие основания и социально-культурные детерминанты. Важная проблема познания – соотношения знания и реальности и проблема достижения истины. Анализируется соотношение эмпирического и теоретического, знания и веры, иррационального и рационального.

Предмет гносеологии:

·анализ всеобщих предпосылок сознания, его сущности и возможности

·анализ форм познания

·анализ путей познания

·анализ отношения знания к реальности

·анализ условий истинности знания

·анализ соотношения объекта и субъекта познания

·анализ критериев познавательной деятельности: строгости, систематичности, последовательности

·анализ средств и мотивов познания.

Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности.

Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательной деятельности человека: мотивацию, направленность, главные механизмы реализации качества ожидаемого результата, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять общее представление регулирования процесса познания. Основные понятия – субъект и объект познания, познавательное отношение, познавательная деятельность.

Методология науки. Это ядро философии науки. В узком смысле – это учение о методах научного познания. Методология происходит от двух греческих слов: методос – путь исследования или познания и логос – слово, учение.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология научного познания – это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рациональные обоснования оптимальных путей приращения знаний. Существуют три основные вида методологии познания:

1. Конкретно научная методология. Она представляет собой форму осмысления рациональных вариантов организации познавательных действий в конкретной области исследования. Такая методология включает сведения об исследуемой проблеме, об используемых методах и формах выражения знаний, о способах их систематизации, обоснования.

2. Общенаучная методология. Также рефлексивная система. Этот уровень изучает особенности системного, структурного, синергетического подхода, качественного и количественного подходов.

3. Философская методология – система принципов, основанных на знаниях о сущности, самых важных путях, возможностях и всеобщих предпосылках познания. К философской методологии относятся принципы, определяющие общую ориентацию познавательной деятельности, направленные на выявление сущности исследуемых явлений.

Логика науки. Существует представление о двух уровнях логики науки:

1. логические средства получения знаний: обоснования, доказательства

2. анализ самих средств получения знаний.

Логика – дисциплина, которая применяет понятия современных форм к системному анализу знаний. Термин науки употребляется для объяснения законов науки. Если логика понимается как учение о психологических и методологических предпосылках научных открытий, то и называется логикой научных открытий.

Логика науки начала формироваться в середине 19 в. и окончательно оформилась в первой четверти 20 в. Определенный вклад в развитие диалектической логики внес Гегель. Центральное место в его логике принадлежит понятию противоречие. Другие представители – Рассел, Франс.

Связь между диалектической и формальной логикой: они взаимодополняют друг друга, существенной разницы не существует. Задачи формальной логики – изучение способов рассуждений, ведущих от истинных посылок к истинным заключениям. Переход от формальной к диалектической логики – переход от менее глубокого уровня познания к более глубокому. Диалектическая логика изучает всю систему категорий в гносеологии, изучает принципы, процедуры познания, принцип всесторонности, принцип связи. Предметы логического анализа:

1.исследование специфики различных логических выводов (по индукции, дедукции, абдукции)

2.выявление закономерностей конструирования искусственных языков логики

3.определение смыслов эмпирического и теоретического терминов

4.анализ перевода языка термина на язык наблюдения

5. разработка логических критериев истинности научного знания

Формальная логика подчинена принципам диалектики, а диалектическая логика учитывает, использует и подчиняется принципам формальной логики. Обе они используют нормативные требования, согласно которым строится любое научное рассуждение. Главная их задача – достижение достоверного знания.

С эпохи Просвещения научное познание и его результаты приобретали все большее влияние в мире по сравнению с до- и вненаучными знаниями. У некоторых адептов науки сформировалось убеждение, что научные знания должны со временем вытеснить из общественного сознания ненаучные представления как пустые или вредные предрассудки.

К ненаучным представлениям должны, в принципе, относиться все представления, не соответствующие критериям научности. Таковыми являются, например, обыденные, мифологические, религиозные и, возможно, философские познания.

Однако в XX в. возникло и постепенно утвердилось ясное понимание того, что вненаучное познание не только неискоренимо, но, более того, оно совершенно необходимо как предпосылка научного познания.

Одним из первых это осознал Э. Гуссерль. Он говорил о кризисе европейского человечества, науки и философии, который возник из-за пренебрежения учеными «жизненным миром», данным в непосредственном опыте до и вне научного познания. Однако именно «жизненный мир» для ученого есть «почва, поле его деятельности, в котором только и имеют смысл его проблемы и способы мышления».

Представители Венского кружка на третьем этапе эволюции философии науки пытались четко отделить научные знания как достоверные от ненаучных знаний как недостоверных посредством принципа верификации, но их попытка потерпела неудачу. В противовес им К. Поппер предложил решать проблему демаркации, т. е. разграничения научных и ненаучных знаний, на основе принципа фальсификации. При этом, согласно Попперу, различение научных и ненаучных знаний не должно одновременно означать их оценки в качестве истинных или ложных.

В нынешней, постпозитивистской, философии науки получило признание положение о невозможности строгого разграничения научного и ненаучного познания. Один из наиболее радикальных представителей современной философии науки П. Фейерабенд утверждает, что науку как идеологию научной элиты нужно лишить доминирующего положения в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией.

Вряд ли научное познание может быть однозначно и безоговорочно отграничено от ненаучного познания. Перечисленные ниже черты могут быть в той или иной мере свойственны не только научному, но и другим видам познания. Хотя совокупность этих признаков в большей мере характерна именно для научного познания, как его понимают в настоящее время.

— Научное познание подразумевает получение практически полезных, в конечном счете, знаний, позволяющих управлять природными и социальными процессами на основе знания их законов и с целью удовлетворения человеческих потребностей. «Знание - сила».

— Научное познание должно согласовываться с опытом и предполагает возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами (см.: принципы верификации и фальсификации).

— Научное познание требует строгости, эмпирической обоснованности, логической связности и непротиворечивости хода исследования и формулирования его результатов.

— Научное познание организуется методически, т.е. ведется с определенной целью и согласно определенному плану, осознанному методу действий.

— Научное знание представляет собой развивающуюся систему, которая стремится к внутренней упорядоченности, согласованности, связности, логической непротиворечивости. Система периодически может испытывать основательные потрясения, крушения, но после кризиса вновь формируется системно упорядоченное знание, хотя упорядоченное уже на новых принципах.

— Научное знание преимущественно выражается в понятийной форме и постигается посредством рассудка в отличие от религиозных или поэтических представлений, выражаемых в образной, иносказательной форме и постигаемых при помощи эмоций, иррациональной интуиции.

— Научное познание стремится к объективности, т.е. к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания.

— Научное познание стремится к выявлению необходимых каузальных связей в мире. Знание и использование каузальных связей приходит на смену магическим формулам заклинания духов и моления богам.

— Научное знание полностью открыто для критики. Этим оно отличается, например, от теологического знания, которое основывается на догматах, закрытых для сомнения и критики.

— Научное познание является рефлексивным или рефлектирующим, т.е. оно осознает и контролирует само себя, свою рациональную и эмпирическую обоснованность и состоятельность. Этим оно отличается, например, от мифологического познания, для которого характерно доверчивое, некритическое восприятие каких-либо повествований.

— Научное познание позволяет прогнозировать ход событий, целенаправленно вызывать или упреждать их.

— Результаты научного познания и ход их достижения должны быть воспроизводимыми, чтобы заслуживать признание научного сообщества. Если полученные кем-то результаты никто не может воспроизвести в своих опытах, расчетах, рассуждениях, то они не вызывают доверия. Чья-то личная вера в правильность своих утверждений не является научным доказательством.

— Результаты научного познания не претендуют на абсолютную истинность, как, например, религиозные «истины», якобы вечные и неизменные. Научные знания предполагают возможность их изменения, усовершенствования или радикального пересмотра.

Завершая данный перечень признаков, характеризующих научное познание, следует еще раз заострить внимание на том, что по отдельности эти признаки могут быть в той или иной мере присущи и ненаучным способам познания. Поэтому необходима корректность в применении указанных критериев.

 

Тип лекции - информационная

Схема лекции:

1. Особенности философско-мировоззренческой рефлексии права

2. Понятие и критерии философских проблем права

Постановка вопроса о сущности права, государства, власти и иных явлений политико-правовой реальности предполагает оппозицию по отношению к существующему правопорядку. Поиски сущности начинаются там, где есть понимание несоответствия какого-либо явления своему изначальному предназначению. Поэтому становление философии права в Европе и России происходило в переломные эпохи, когда менялись системы ценностей и философские основы мировоззрения.

В отличие от Европы, где философия права утвердила себя в качестве самостоятельной отрасли теоретического знания уже в XVII-XVIII вв. (Гоббс, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель), Россия испытала потребность в философском осмыслении права лишь в XIX веке. Первые работы по философии права стали публиковаться во второй половине прошлого столетия (С.А.Муромцев, Н.М.Коркунов, В.С.Соловьев и др.). Проведение реформенной политики нуждалось в осмыслении и давало много поводов для философского обсуждения тех путей, которые открывались перед российской государственностью. Идейно-теоретическое направление, именуемое «западничеством», восприняло буржуазные ценности, и его представители хотели видеть Россию государством, где в качестве высших ценностей утверждались бы права и свобода личности, справедливость и законность. Их идеалом стало правовое государство. Особенность формирования этой правовой идеологии в России состояла в том, что идеи равенства, братства и торжества закона, ограничивающего деспотическую власть, к этому времени на Западе уже несколько пообносились и утратили прежнюю позолоту. Общество, получившее конституцию и иные атрибуты правового государства, не стало для России образцом воплощения моральных ценностей.

В период между двумя революциями к проблеме права и социально-политического устройства России обращаются люди разного философского склада и политических убеждений. Обсуждаются возможности и перспективы монархического государства, право государства на насилие и смертную казнь, христианские основы государственности и политики, а также отказ от государства и права как таковых.

Итоги революции и гражданская война в России в аспекте философии права обсуждались в следующих направлениях:

исследовалась специфика российского правосознания и миропонимания;

был продолжен философский спор о сущности государства;

предпринимались попытки определения духовных основ общества и государства.

Представителями марксистской философии права в этот период обсуждались перспективы государства и права нового типа, соотношение права с моралью и экономическими отношениями, социальная ценность права. В 20-е годы в советской России философская проблематика иссякла, философия права была исключена из вузовских программ, ее заменила теория государства и права, не обсуждающая мировоззренческие проблемы в праве. До конца 80-х годов XX столетия советские философы практически не уделяли проблемам права серьезного внимания.

Возрождение философии права в России непосредственно обусловлено социальными потрясениями последних лет - крушением партийно-государственной диктатуры и трудностями демократического обновления страны. В периодической печати, научной и политико-агитационной литературе бурно обсуждают пути построения правового государства, причины тоталитарного режима, особенности советского и российского менталитетов. Нынешний период развития философии права в России специфичен по целому ряду причин:

современная философия права, представленная исключительно немногими именами, лишилась преемственности с отечественной философией права: изменился ее язык и проблематика;

философия права оказалась в изоляции от мировой философской культуры и политико-правовой теории. Лишь в последние пять-шесть лет российские издательства приступили к публикации зарубежных и русских авторов-немарксистов;

методология марксизма дискредитирована по причине отождествления марксизма и политической практики большевиков;

политическая ситуация в стране такова, что многие сейчас заинтересованы в новой политической идеологии, которая помогла бы объединить здоровые силы в обществе на пути к социальному миру, законности и благополучию. Философия права сегодня политически ангажирована едва ли не в большей степени, чем в начале века, по причине чего сохраняет свою актуальность предупреждение С.Л.Франка об опасности превращения философии права в оснащенную философскими категориями политическую пропаганду.

Тип лекции - информационная

Схема лекции:

1. Интуитивно-психологические формы рефлексии права

2. Духовно-мистические формы рефлексии права

Для философского рефлексирующего мышления действительность всегда выступает в ее отношении к сознанию. Поскольку средствами рефлексии выступают абстрактные категории, понятия, идеи, ее невозможно осуществить экспериментально. Для рефлектирующего сознания внешний мир не может выступать в качестве самодостаточной реальности в том смысле, как это бывает для человека действующего. Мир для рефлектирующего сознания оказывается неразрывно связанным с объектом, зависящим от него по содержанию.

В соответствии задачами, возникающими в процессе рефлексии развития научного познания, различают определенные типы взаимодействия философского и научного мышления. Первый тип: философское мышление предшествует научному исторически и логически. Второй тип: философское мышление взаимодействует с научным. Третий тип: философское мышление осуществляет посленаучную работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.099 с.)