Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рефлексия права как развивающееся явление правосознания. Интуитивно-психологические предпосылки и формы рефлексии права как базовые нормативистские проявления индивидуальной и общественной психологии, формирующие предпосылки правосознания. Стадные инстинкты и «силовая природа» права. З.Фрейд. Роль «подчинения силе» в процессах первоначального биосоциального общения первобытных людей. Идеи необходимости «силового начала» в организации общества и правосознании. Полемика вокруг понятий: «право сильного», «кулачное право», «право силы», «право власти». К.Юнг. Теории зарождения «архетипов» коллективного бессознательного как психологических основ правосознания. Э.Фромм. Концепции «социального характера», «гуманизации права». Понятия ментальности и правового менталитета. Специфика правового менталитета западного и восточного типа. И.А.Ильин о монархическом и республиканском менталитете. Особенности правового менталитета российского общества. Л.И.Петражицкий и интуитивистская концепция права. Понятия первичной эмоции, этической эмоции, интуитивного права. Взаимовлияние интуитивного и позитивного права. Духовно-мистические формы рефлексии права. Тотемизм, анимизм, магия в первобытном обществе, их роль в развитии мистического правосознания. Мистическая мононорматика, ее проявление в современном мире (на примерах народов Африки), общественном сознании цивилизованных народов. Идеи «мистической» природы права, «обычного права» в философских учениях (А.Хегерстрем, Д.Дриберг). «Право на право» О. Шпенглера. Диалектика мифологического и гносеологического в формировании первоначальных философско-правовых идей. Идеи мифогенного, гносеогенного, мифогносеогенного зарождения философии права, их взаимосвязь. Мифологический синкретизм правовых представлений Древней Месопотамии и Египта. Его проявление в Законах Хаммурапи. Зороастризм. Парсизм. Нормативность священных текстов Авесты. Древняя Индия: появление первоначальных различий между мистико-божественными, естественно-природными, социальными, личностными, рационалистическими представлениями о природе права. Брахманизм и законы Ману. Идеи связи философии и права в Артхашастре. Буддизм о разумности законов. Локаята, мысли о естественно-природной сущности морали и права. Древнекитайский религиозно-правовой морализм. Законы Чжоу, мистический подход к праву. Даосизм, попытки естественно-природных объяснений. Конфуцианство, патриархальность. Моизм, мифологические договорные представления. Легизм, обоснование государственно-насильственной природы права. Проявления мифологичности в современном общественном сознании Индии и Китая. Концепция «несовместимости» локальных правовых систем. Гносеогенность развития философско-правовых идей Древней Греции. Выход из первоначального мифологического синкретизма на основании зарождавшегося научного познания. Мифогносеогенный характер философско-правовой мысли эллинизма. Соединение идеи личного блага человека с познанием необходимости в природе бытия, осознанием долга следования законам общества. Развитие логики. Зарождение комплекса правовых наук, их влияние на эволюцию философии права. Проявления мифологического правосознания в современном мире. Природа религиозной рефлексии права. Структура религиозного правосознания. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм философско-правовых идей Средневековья. Фома Аквинский. Диалектика вечного, естественного, человеческого, божественного законов. Естественно-природные тенденции глоссаторов. Пантеизм философско-правовых идей Возрождения. Проявления религиозного правосознания в современном мире.
2.2. Особенности философско-мировоззренческой рефлексии права. Понятие и критерии философских проблем права
Философско-антропологические основания права. Право как осознанно-нормативная форма человеческого бытия. Существенно-необходимый характер обеспечения неотъемлемых прав человека и гражданина. Социально-философские истоки права. Право как властно-волевая форма социального детерминизма. Философско-юридические корни правовой деятельности. Право как закон регулирования общественных отношений. Проблема соотношения понятий закона и права. Единство исторического и логического в развитии философии права. Основные подходы к периодизации истории философско-правовой мысли. Общеисторическая периодизация: древность, средневековье, новое, новейшее время. Формационный, культурологический, цивилизационный подходы. История философии права как совокупность процессов зарождения, развития, смены философско-правовых учений. Типология философской рефлексии права. Закономерности развития философии права. Проявление исторических типов философствования в философско-правовых учениях. Сосуществование различных типов правопонимания в каждый исторический период. Наличие господствующих философско-правовых подходов. Их зависимость от социально-политических, историко-культурных факторов. Проявление поступательности и цикличности в эволюции философско-правовых учений, «как бы возвраты» философско-правовых идей. Космоцентризм философско-правовых идей Древней Греции. Диалектика понятий «фисис», «логос», «софия», «техне», «дике», «номос». Мистический рационализм Пифагора. Естественно-правовые идеи Гераклита. Социологизм Демокрита. Софисты о субъективности критериев справедливости. Сократ о познании и разумности в управлении. Платоновские представления о высшей идеальной сущности законов и справедливости. Преодоление противоположности правового субъективизма и объективизма в учении Аристотеля. Пантеизм и философско-правовой антропоцентризм Возрождения. Сущность и формы антропологического подхода к правовым явлениям. Идеи нравственно-властного самоопределения общества в работах Т.Мора, Т.Кампанеллы. Утверждение политико-правового реализма в работах Н.Макиавелли. Личностно-моралистический подход М.Монтеня. Зарождение географического детерминизма в трудах Ж.Бодена. Гуго Гроций о связи познания, справедливости, естественного и государственного права. Классификация видов права: естественное и волеустановленное (божественное и человеческое). Справедливость и польза как основы естественного права. Взаимосвязь нравственности, права и государства. Идея единого международного порядка. Гносеоцентризм, этатизм и либерализм философско-правовой мысли Нового времени. Правовой этатизм. Бэкон о справедливости как исполнении законов. Т.Гоббс, различение «естественного права», «естественного закона» и государственного закона. Договорность государственной власти. Примат государственного над личностно-гражданским. Д.Локк о либеральной природе права. Государственное обеспечение неотчуждаемых прав человека. Ш.Монтескье о «духе законов», закономерностях их возникновения и развития. Государственные законы как отражение естественных законов. Зависимость законов от естественно-природных условий жизни общества. Ж.-Ж.Руссо, идеализация «естественного» состояния общества. Диалектика «общей воли», «воли всех», «воли одного». Право в субъект-объектном аналитизме немецкой классической философии. И.Кант, априоризм практического разума, диалектика морали и права. Г.Гегель, философия права как философия объективного духа. Воля – исходное определение права. Свобода как субстрат и основное определение воли. Право как свобода (идея права), определенная ступень и форма свободы (особое право), закон (позитивное право). Марксистская идеологизированная диалектико-материалистическая концепция права. Право как воля господствующего класса, возведенная в закон. Критика буржуазного права. Будущее права в социалистическом и коммунистическом обществе. Западная философия права в XX веке. Неокантианские концепции. Р. Штаммер, К.Кюль, О.Хефре и др. об априорных формах естественно-правового долженствования, их определяющей роли в развитии общества. Неогегельянство. Ф.Бредли, Д. Ройс, К.Ларенц и др. Философская герменевтика. П.Рикер и др. Учение об интерпретации текстов, исторических фактов, правовых норм. Идеи экзистенциальной философии права в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж-П.Сартра и др. Их развитие в работах В.Майхофера, Е.Фехнера. Право как экзистенциальное явление. Естественное право как право экзистенции, индивидуальная норма поведения. Юридический позитивизм. Развитие идей классического правового позитивизма. Утилитаристская концепция И.Бентама. Этатизм Д.Остина. Неопозитивистская концепция Г.Кельзена, иерархия правовых норм. Логический позитивизм. Г.Харт, учение о первичных и вторичных нормах. Постпозитивизм. Р. Дворкин, стратегии (цели) и принципы (подходы) в правовой деятельности, «живом праве». Особенности развития философии права в России. Русская философия права как органичная часть мировой философско-правовой мысли и ее относительно самостоятельное течение. Культурологические и цивилизационные особенности развития российского общества. Евразийство. Замедленность и сложность либеральных социально-политических преобразований. Их отражение в судьбах философской и философско-правовой мысли. Диалектика ученичества и самобытности в развитии философско-правовой мысли в России. Ее проявления в области права. Национально-патриотическая окрашенность философских идей. Коррелированность философии права с актуальными проблемами социально-политического развития страны, правовыми реформами. Влияние религии на развитие русской философии и философии права. Проявления религиозности и морализма в русском правовом сознании. Представления о правде, служении, милости, милосердии. Проявления психологии подчиненности человека интересам общества, недоверия к идеям равенства в традиционном русском правосознании. Морально-психологическая установка на единство веры, государственности, народности. Ориентация на общинность, соборность, коллективизм. Гуманизм и демократизм передовой русской правовой мысли. Общая закономерность эволюции философии и философии права в России. Переход от христианско-православного философствования и просветительских идей к началу философского самосознание России и появлению самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем. Русская общинность и социалистические идеи. Проявления индивидуалистических тенденций в правосознании современного российского общества. Зарождение русской философско-правовой мысли в русле христианско-православного мировоззрения в XI-XVII вв. Обоснование необходимости сильной власти, единого государства на основе христианства. Иларион (XI в.). Право в христианско-православном философствовании. Проблема «закона и благодати». Божественное предназначение власти. В.Мономах (XI-XII в.) об идеальном правлении. Д.Заточник (XIII в.). Мораль и власть. Филофей (XV в.). «Москва – третий Рим». Право, церковь, государство. И.Тимофеев (XVI в.). Идеи «естественного права», сословно-представительской монархии, правового ограничения власти феодалов. Просветительские идеи в русской философии права в XVII-XVIII вв. Ю.Крижанич (1618-1683), С.Полоцкий (1629-1680), идеалы божественности власти просвещенного монарха. Ф.Прокопович (1681-1736), просвещенная наследственная монархия как следствие реализации естественного права народа находиться под «божьим смотрением». Я.Козельский (1728-1794), С.Десницкий (1740-1789), зарождение идей разделения властей, конституционной монархии. А.Радищев (1749-1802), отрицание самодержавия, либерализм, «естественность» равноправия, «народное правление». Философское самосознание России и его проявление в философско-правовой области в XIX в. П.Чаадаев (1794-1856) Тенденции западничества и славянофильства, их проникновение в правовую сферу. М.Сперанский (1772-1839). А.Куницын (1793-1840). Идеи либерализации русского общества, конституционной монархии с разделением властей. Радикализм и республиканство декабристов. А.Герцен (1812-1870), Н.Чернышевский (1828-1889), патриархально-крестьянский революционизм. М.Бакунин (1814-1876), П.Кропоткин (1842-1921), анархические идеи отчуждения государства и права от общества, его замены свободным соглашением общин. Оформление национально самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем в конце XIX – начале XX вв. Философия всеединства В.Соловьева (1853-1900). Право как равновесие личной свободы и общего блага на основе христианских ценностей. Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева (1874-1948). Абсолютность свободы человека; «естественность», надгосударственность духовной личности. Синтез идей Канта и Гегеля в философско-правовых взглядах Б.Чичерина (1829-1904), П.Новгородцева (1866-1924). Социологический позитивизм С.Муромцева (1850-1910), Н.Коркунова (1853-1904), Г.Шершеневича (1863-1912). Тенденции ухода от «метафизической» проблематики, обращения к логике, «историчности» права. Л.Петражицкий (1867-1931), психологическая школа права. Марксистское учение в России XIX-XX вв. Г.Плеханов (1856-1918). В.Ленин (1870-1924). Теория классово волевой природы права. Право как надстроечное явление, его взаимодействие с базисными и надстроечными явлениями. История права в свете теории смены общественно-экономических формаций. Право и социалистическая революция. Идеи эволюции права при социализме и коммунизме. Эволюция марксистской концепции права в годы сталинизма. Абсолютизация классово-насильственной идеологии. Правовое оправдание политических репрессий, тоталитарного строя. Философско-социологические обоснования попыток демократизации политико-правовой сферы общества в постсталинской России. Половинчатый характер реформ в концепции и практике развитого социализма. Современные проблемы философии права в условиях преодоления элементов односторонности и утопичности марксизма-ленинизма. Строительство правового государства, демократического общества. Современные теоретики философии права в России. Работы С.Алексеева, Д.Керимова, Ю.Тихонравова и др. Либертарно-юридическая концепция В.Нерсесянца. «Манифест о цивилизме». Основные проблемы развития философии права в современных условиях. Анализ новых явлений правовой действительности. Распространение интегративных философско-правовых подходов. Постановка и разрешение философских проблем правовой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.54.196 (0.008 с.) |