Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Социология права как наука↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б.3.1. Социология права Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Профиль подготовки бакалавра: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, земельно-правовой, международно-правовой Форма обучения: очная, заочная
Красноярск, 2012 ЭУМКД составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. Составитель: Сартакова Г.В., и.о. доцента. Социология права. Электронный комплекс. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2012.
ЭУМКД рассмотрен на заседании кафедры от ___ ___ 2012, протокол № ___. Зав. кафедрой _____________________________________________________________ (ФИО, учёная степень)
ЭУМКД рассмотрен на заседании методической комиссии и рекомендован к утверждению на Совете МИСЭиП от ___ ___ 2012, протокол № ___. Председатель методической комиссии ______________________________________ (ФИО, учёная степень)
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение – презентация. 4 1. Цель и задачи дисциплины.. 7 2. Место дисциплины в структуре ООП.. 7 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 8 4. Структура и содержание дисциплины.. 9 4.1. Структура дисциплины.. 10 4.2. Тематический план дисциплины.. 10 4.3. Краткое содержание курса «Социология права». 11 4.4. Планы семинарских занятий. 38 4.5. Рефераты.. 47 4.6. Вопросы к зачёту. 48 5. Формы контроля освоения дисциплины.. 49 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 50 6.1. Нормативные правовые акты.. 50 6.2. Специальная литература. 50 6.3. Дополнительная литература. 51 6.4. Программное обеспечение и интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы.. 53
Данный учебно-методический комплекс «Социология права» преследует две цели: первая – комплексно и системно, в достаточно полном объёме раскрыть круг вопросов, изучаемых социологией права; а вторая – показать, как в реальной жизни взаимодействуют общество и право. Такая постановка целей в контексте целостного знания происходящих в обществе процессов важна для студентов юридического факультета, которым предстоит работать в правовой сфере, где каждая отрасль прямо или косвенно связана с другими системами современного общества. В правовой жизни любого общества возникает множество проблем, которые невозможно решить с позиций только правоведения и механизмами права. Их можно увидеть во всей полноте (причины возникновения, возможные последствия и т.д.) лишь на основе синтеза социологических и правовых знаний. Такой подход позволяет раскрыть «анатомию» проблемы, а также определить оптимальный путь её решения. Социология права – наука, имеющая дело с анализом социального конструирования правовой реальности. Методологические основания социологии права в значительной степени связаны с принципом социального детерминизма, согласно которому правовые отношения в своём содержании фундаментальным образом определяются социальными. Формула «социология права» заключает в себе одновременно и проблему, и программу. Проблему постольку, поскольку соответствующие значения терминов «социология» и «право» взаимосвязаны, главным образом, в силу известного тождества понятий «социальное» и «правовое» в контексте исторических явлений и идейных систем. Наука «Социология права» определяет также и некую программу, поскольку анализ отношений между правом и другими видами общественной практики и социальных институтов является, очевидно, важной задачей формирования основ самой правовой науки. Вопрос о природе, предмете, месте (статусе) социологии права среди юридических и социальных наук до сих пор остаётся открытым. И в зарубежной, и в российской научной литературе на этот счёт существуют различные точки зрения. Чтобы не увеличивать число возможных толкований природы социологии права и особенно её статуса, проясним некоторые исходные позиции данного учебного курса. Первое. Социология права возникла путём интеграции юридической науки с другими общественными науками. В течение столетий право питалось идеями истории, философии, антропологии, этнографии. Современное правоведение устанавливает тесные связи с психологией, социологией, политологией и культурологией, т.е. с теми науками, которые связаны, так или иначе, с творцом общества – человеком. Это означает, что социология права входит в круг гуманитарного знания. Сразу заметим, что в гуманитарной области знание всегда субъективно: ибо неизбежно несёт отпечаток личности исследователя работавшего (или работающего) на развитие этой науки. Действительно, если обратиться к положениям и выводам основателя социологии права, австро-германского учёного Е. Эрлиха, или известного французского учёного Ж. Карбонье, или к работам современных отечественных учёных, то в каждом случае мы найдем много интересных идей и концептуальных сюжетов. Все они заметно разнятся, в особенности с точки зрения структуры социологии права. В этом отношении представляется, что социология права, стремясь к сосуществованию разных точек зрения, пытается не столько примирить их, сколько выстроить между ними конструктивный диалог, предоставляя им возможность, говорить друг с другом на равных. Второе. Социология права, понимаемая как система знаний о социальной природе и назначении права, является частью современной юридической науки и юридического образования. Вместе с тем, социология права (иногда именуемая как юридическая социология) представляет собой самостоятельную дисциплину общетеоретического и общегуманитарного статуса и значения. Общесоциальный аспект права, его общечеловеческое измерение приобретают особую актуальность для российской юриспруденции, призванной обеспечивать утверждение в стране идей и ценностей прав и свобод человека и гражданина, формировать гражданское общество и демократическое правовое государство. Сегодня социология права выстраивается в общий ряд юридических наук, таких как теория государства и права, философия и антропология права, сравнительное правоведение, юридическая политология и психология и т.п., поэтому вполне заслуживает того, чтобы быть представленной в учебных курсах высшего юридического образования. Третье. Как наука, социология права обладает значительным эвристическим потенциалом. Она позволяет расширить и обогатить диапазон научно-правовых исследований, объем и содержание юридического знания. В конечном счёте, социология права даёт возможность найти новые подходы к праву, изучить новые аспекты проявления «правовых образов», углубить, конкретизировать и развить наши совокупные знания о праве как специфическом социальном явлении, играющем существенную роль в организации и функционировании общественной жизни людей. Четвёртое. Замечание касается некоторых принципов и подходов обучающего процесса, которые базируются на идеях инновационного обучения В.С. Дудченко и Ю.М. Резника. Изучение «Социологии права» должно быть осуществлено с учётом максимального приближения студентов к изучаемым темам и проблемам на основе непосредственного обращения к их «Я» и на основе уже имеющегося у них теоретического и жизненного опыта, или «правовой картины мира» (принцип персонификации обучения). Такое обучение включает исследовательскую поисковую деятельность самого студента. Поэтому конкретизация тематического содержания практических занятий (а вполне возможно и некоторых теоретических) будет зависеть от самих студентов. Такой подход предполагает построение учебного процесса в форме диалога, своеобразного «коммуникативного дискурса», в котором ничто не принимается на веру, а лишь доказывается и обосновывается в ходе дискуссии. Студенты, как главные участники процесса обучения, должны решать свои собственные проблемы (познавательные, практические и пр.), осваивая при этом новые методы и средства будущей деятельности (принцип практической направленности обучения). Решение этих проблем возможно лишь в ситуации «здесь и теперь», в которой осуществляется взаимодействие «лицом к лицу» и интенсивная обратная связь. Таким образом, обучение должно сочетаться с творческим решением своих проблем студентов. В процессе обучения «Социологии права» главным является не «давать знания», а уметь использовать потенциал студентов для совместного проектирования учебного процесса (принцип совместного проектирования и программирования учебного процесса). Смысл этого принципа диктуется необходимостью операционализации понятий большой науки на языке жизни и при помощи совместно вырабатываемых рабочих определений. С их помощью создаётся (и воссоздаётся) сложная, постоянно меняющаяся картина социально-правовой реальности, учитывающая как объективные, так и субъективные факторы её развития. Организация учебной работы со студентами опирается и на принцип формально-содержательной редукции, означающий сведе́ние сложной информации к простым базовым составляющим. Пятое. Социология права осознала себя самостоятельной наукой только к середине XX века. Сегодня она заметно продвинулась в развитии по сравнению с начальным периодом. Тем не менее, она всё ещё находится в процессе своего становления: решаются задачи более строгого определения статуса науки, её места в системе общественных наук (в первую очередь, соотношение с общей социологией, юридической наукой), уточняются её предмет, структура, особенности и др. Отечественная школа социологии права пока не предоставила сколько-нибудь разработанной теории синхронного социологического взгляда на правовое пространство, хотя претензий со стороны правоведов и социологов хватает. Поэтому предлагаемый учебный курс в значительной мере является экспериментальным. Обычно учебная литература следует за фундаментальными разработками и фиксирует уже апробированное, устоявшееся знание. Здесь же мы имеем дело с другой ситуацией. Теоретические разработки и учебно-методические задачи приходится решать одновременно. В связи с этим не может не вытекать целый ряд трудностей и даже рисков, связанных, прежде всего, с недостаточной методической проработкой предлагаемого учебного материала. Но эти недостатки в значительной мере искупаются тем, что студенты получают возможность окунуться в творческую лабораторию науки и ощутить проблемное поле её передовой линии. Это обучение методом «погружения», как свидетельствует педагогическая психология, значительно повышает эффективность обучения. На таком понимании основано наше представление о построении учебного курса «Социология права». Данный учебно-методический комплекс содержит три дисциплинарных модуля, в каждый из которых входят программы двух уровней. Программа первого уровня связана с теоретической интерпретацией права и правовых явлений в социологии права и тематически связана со сложными познавательными и практическими проблемами действия права и правового развития российского общества. Программа второго уровня, – практическая, предполагает овладение студентами элементарными приёмами социологического изучения права и конструирования правовых явлений. Обе программы предполагают использование по возможности языка проблемной логики. Их объединяет общая установка на выявление и презентацию социологического измерения права и правовых явлений. Организация учебного материала представляет собой выделение специализированных дисциплинарных модулей 1, 2, 3. Модуль 1. Социология права как наука включает теоретические лекции: «Социология права как наука и учебная дисциплина», «История становления социологии права», «Социологическое «погружение» в правовую реальность» (каким образом мы проникаем в тайны правового мира). Практическое занятие посвящено технике и процедурам эмпирического исследования права и правовых явлений. Модуль 2. Интерпретация права и правовых явлений в социологии права. Здесь рассматриваются теоретические вопросы социальной обусловленности права, действия права, эффективность закона и влияние общественного мнения на право. Практическая программа включает изучение методов правообразующего интереса, эффективности закона и общественного мнения. Модуль 3. «Динамика права» или «Как изменяется право?». Теоретические вопросы, образующие модуль 3, обращают внимание обучающихся на проблемы развития права, правотворчества и патологии права, на правонарушения и девиантность, социологические аспекты юридических конфликтов. Практикум образуется (в некоторых случаях по желанию студентов) в основном вокруг исследования (социологического анализа) отдельных проявлений преступного поведения, причин возникновения юридических конфликтов. Заключительным практическим занятием является конференция «Социология права и вызовы современной цивилизации». Учебно-методический комплекс сопровождается полным набором текстов теоретических лекций и материалов к семинарам, тестами, контрольными вопросами и заданиями, перечнем рекомендуемых тем для исследования и выступлений на практических занятиях. Выполняя их, изучающие социологию права смогут почерпнуть для себя новые сведения и знания по изучаемой теме. К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы, изучение которой поможет, как более эффективно подготовиться к практическим занятиям, так и просто углубить и расширить знания по социологии права. Некоторые темы теоретического и практического цикла снабжены так называемыми «Адаптациями», т.е. авторскими интерпретациями текстов классиков и современных специалистов в области социологии права. Любой учебно-методический комплекс, надеемся и наш, – это компас, который помогает выбрать правильный путь познания. Но пройти этот путь каждый должен сам. Мы надеемся, что путь в мир права, несмотря на трудности, будет интересен и полезен в Вашей профессиональной деятельности юриста. Как говорится, в добрый час и счастливого пути в мир знаний о праве!
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция – общетеоретическая и практическая подготовка студентов в области анализа социальной сущности права, реализуемого в рамках гуманистической парадигмы современного права России. Задачи дисциплины: – Формирование у студентов понимание основ современного права, системы знаний о сущности социологического понимания современного права, о закономерностях его функционирования и изменения в ситуациях переходного периода современной России. – Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности в области правовой теории и юридической практики, овладения приёмами социального конструирования правовых явлений. – Формирование у студентов специальных знаний о методологии социологического познания права и правовых явлений, а также о методике и технике их эмпирического исследования. – Формирование у студентов навыков социологической рефлексии как одного из способов научного познания (ви́дения) правового пространства. – Выработка у студентов умений и навыков выявления условий эффективности права; – Укрепление у будущих юристов устойчивого интереса к социологическому обеспечению законотворчества на основе гуманистической парадигмы права. – Развитие потребности в гуманистическом, творческом подходе к пониманию и оценке социально-правового механизма регулирования общественных отношений.
2. Место дисциплины в структуре ООП
В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования» по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция настоящая дисциплина включается в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по выбору. Базу для её изучения составляют такие дисциплины как: общая социология, методика и техника социологических исследований, теория и история государства и права, философия, причём изучение, прежде всего, с точки зрения методологических основ и категориального аппарата этих дисциплин. В свою очередь, овладение компетенциями в рамках данной дисциплины необходимо при освоении теоретических и практических курсов по дисциплинам как базовым, так и по выбору студентов. Преподавание дисциплины «Социология права» ведётся на I курсе (второй семестр, продолжительностью 18 недель) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (в том числе практикум, «круглый стол», коллоквиум), самостоятельную работу студентов. Всего на изучение дисциплины «Социология права» во втором семестре отводится 72 часа, в том числе 36 часов аудиторных занятий (18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов. Форма контроля: зачёт.
3. Компетенции обучающегося,
В результате изучения дисциплины «Социология права» у выпускника вуза должны быть сформированы следующие компетенции. Общекультурные компетенции (ОК): - ОК-1 – осознание социальной значимости своей будущей профессии и обладание достаточно высоким уровнем профессионального правосознания; - ОК‑2 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, к высокой мотивации и грамотному их выполнению; - ОК-3 – высокая культура мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу социально-правовой информации; способность к постановке цели и выбору путей её достижения; - ОК-4 – умение логически верно, аргументировано строить свою устную и письменную речь; - ОК-5 – готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе, высокая культура поведения; - ОК-6 – нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону; - ОК-7 – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; - ОК-8 – способность использовать основные положения и методы социологии права при решении профессиональных задач; - ОК-9 – способность анализировать социально значимые проблемы современного права, процессы его реформирования, трудности и противоречия, встречающиеся на этом пути. Профессиональные компетенции (ПК): - ПК-1 – способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности и социальной обусловленности права; - ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; - ПК-6 – способность юридически правильно и социологически обоснованно квалифицировать факты и обстоятельства правовой жизни; - ПК-8 – готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - ПК-9 – способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; - ПК-11 – осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия правового нигилизма; - ПК-14 – готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов с учётом их социального содержания; - ПК-15 – способность толковать различные правовые акты, как с точки зрения их юридической формы, так и его социального содержания.
В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - методологические и концептуальные основы социологии права, которые носят универсальный характер и обеспечивают теоретическую основу формирования новой гуманистической парадигмы права; уметь: - применять на практике (в научной, преподавательской или непосредственно в профессиональной юридической деятельности) социологические подходы к праву; - выявлять новые аспекты проявления «правовых образов», углублять, конкретизировать и развивать совокупные знания о праве как специфическом социальном явлении, ныне играющем существенную роль в организации общественной жизни современного российского общества; - уметь операционализировать понятия большой науки на языке правовой жизни при помощи вырабатываемых профессиональных рабочих определений; владеть: - понятийным аппаратом социологии права; - методикой и техникой организации и проведения теоретических и эмпирических социологических исследований, как отдельных проблем права (отдельных его отраслей) так и в целом процесса реформирования современного российского права и правоведения; - методами проведения правового эксперимента и методами определения эффективности законодательства, а также методами изучения общественного мнения в законодательной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины «Социология права» второго семестра очного обучения составляет 2 зачётные единицы, 36 аудиторных часов (18 лекционных и 18 часов семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов. Общая трудоёмкость дисциплины «Социология права» второго семестра заочного обучения составляет 72 часа, в том числе 8 часов аудиторных занятий (4 лекционных и 4 часа семинарских занятий) и 64 часа самостоятельной работы студентов.
4.1. Структура дисциплины
4.2. Тематический план дисциплины
4.3. Краткое содержание курса «Социология права»
Вариант 1
1. Механизм действия права в обществе, закономерности воздействия права и правоприменительной практики на различные стороны социальной жизни является: а) объектом социологии права; в) объектом теории права; б) предметом социологии права; г) предметом теории права.
2. Ориентация учёного на научную стратегию познания права, как на деятельность и взаимодействие людей, как субъектов правовой действительности, называется: а) объективной методологией социологии права; в) методикой социологии права; б) субъективной методологией социологии права; г) методом социологии права.
3. Сложный и неоднородный результат используемых приёмов и способов теоретического и эмпирического познания и объяснения правовой жизни общества называется: а) объективной методологией социологии права; в) методикой социологии права; б) субъективной методологией социологии права; г) методом социологии права.
4. Выделение трёх типов права – божественного, естественного и человеческого – принадлежит: а) Аристотелю; в) Августину Блаженному; б) Ф. Аквинскому; г) С. Бартолю.
5. Идея, согласно которой естественным начальным состоянием общества является никем и ничем нерегулируемое хаотичное силовое противостояние индивидов друг другу, принадлежит: а) Дж. Локку; в) Ж.-Ж. Руссо; б) Т. Гоббсу; г) Ш.-Л. Монтескье.
6. Идея перезаключения общественного договора на основе республики, в которой будут соблюдаться и оберегаться естественные права всех граждан, принадлежит: а) Т. Гоббсу; в) Ш.-Л. Монтескье; б) Дж. Локку; г) Ж.-Ж. Руссо.
7. Идея, что истоки юридических норм находятся в национальном самосознании, принадлежит: а) И. Бентаму; в) К.-Ф. Савиньи; б) Г. Мэну; г) Г. Пухту.
Кто из выдающихся социологов XIX века обогатил научный язык социологии права такими понятиями как: социальное принуждение, коллективное сознание и коллективное чувство (правосознание), институт права, правовая система, аномия и др.? а) Э. Дюркгейм; б) М. Вебер; в) Е. Эрлих.
12. Мысль о существовании двух типов норм: норм «книжного права» и норм «живого права» была высказана: а) Э. Дюркгеймом; б) М. Вебером; в) Е. Эрлихом. 13. Идею «организованного правопорядка» высказывал: а) С.А. Муромцев; в) П.А. Сорокин; б) М.М.Ковалевский; г) Л.И. Петражицкий.
14. Идея, что изучение права как социального явления есть насущная потребность, так как приводит к господству справедливости в правовой жизни, принадлежит: а) С.А. Муромцеву; в) П.А. Сорокину; б) Н.М. Коркунову; г) Б.А.Кистяковскому.
15. Глубокий анализ современных ему концепций наказания и попытку построения теории социального поведения и морали предпринял: а) С.А. Муромцев; в) П.А. Сорокин; б) Б.А. Кистяковский; г) Н.С. Тимашев.
16. Идея, что право имеет социальную, коммуникативную природу и порождается операционально складывающимися ожиданиями, принадлежит: а) Н. Луману; в) Р. Мертону; б) Н. Смелзеру; г) Ю. Хабермасу.
17. Социологическая рефлексия, основанная на раскрытии взаимодействий (коммуникаций) субъектов, где основной конструкцией является договор, называется технологией…: а) правового субъективизма; б) правового интерсубъективизма; в) правового объективизма.
18. К числу социологических теорий методологии правового субъективизма относят: а) теорию ценностей; в) теорию коммуникативного действия; б) феноменологию; г) юридический биологизм.
19. К числу социологических теорий социологической рефлексии интерсубъективизма относят: а) теорию ценностей; в) феноменологию; б) рационализм; г) юридический биологизм.
20. Гуманистический смысл и потенциал права, его социальные функции, цели и ценности являются: а) объектом социологии права; в) объектом теории права; б) предметом социологии права; г) предметом теории права.
21. Гипотеза исследования – это: а) определение главных сторон предмета исследования путём поиска значений такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает суть предмета исследования; б) выявление совокупности более простых понятий, на которые «раскладывается» основное понятие; в) научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.
22. Исследование, имеющее своей целью получение сведений, которые позволяют составить целостное представление об изучаемом явлении или процессе, – это: а) разведывательное исследование; б) описательное исследование; в) аналитическое исследование. Вариант 2
1. Социальная обусловленность права, его институтов и норм, закономерностей воздействия на право различных факторов является: а) объектом социологии права; в) объектом теории права; б) предметом социологии права; г) предметом теории права.
2. Концентрация учёного на познании и объяснении устойчивых, реальных закономерностей правовой практики называется: а) объективной методологией социологии права; б) субъективной методологией социологии права; в) методикой социологического познания права; г) методом социологии права.
3. Приёмы и способы анализа и сбора эмпирической информации о действии права в конкретной социально-правовой реальности называются: а) объективной методологией социологии права; б) субъективной методологией социологии права; в) методикой социологии права; г) методом социологии права.
4. Рассматривать право, как умение справедливо вершить правосудие было характерно: а) для античности; б) для Средневековья; в) для Нового времени.
5. Первым трактовать естественное право, как порождение здравого человеческого разума, стал: а) Г. Гроций; в) Ж.-Ж. Руссо; б) Дж. Локк; г) Ш.-Л. Монтескье.
6. Законы политические и гражданские должны быть всего лишь частными модификациями естественного права считал: а) Ж.-Ж. Руссо; в) Дж. Локк; б) Г. Гроций; г) Ш.-Л. Монтескье.
7. К «исторической школе права» не относят: а) К.-Ф. Савиньи; в) Г. Гуго; б) Дж. Стюарта Милля; г) Г. Мэна.
8. Идея, что правовая эволюция проходит три стадии: первая – сверхъестественное предопределение, вторая – как обычай и третья как закон, принадлежит: а) Г. Гуго; в) Г. Мэну; б) К.-Ф. Савиньи; г) Дж. С. Миллю.
9. Родоначальником теории утилитаризма был: а) И. Бентам; в) Дж. С. Милль; б) Дж. Локк; г) Г. Мэн.
10. Впервые криминологические исследования как отрасль социологии рассмотрел: а) Ч. Беккариа; б) Э. Ферри; в) Г. Тард.
11. Основателем социологии права является: а) Э. Дюркгейм; б) М. Вебер; в) Е. Эрлих.
12. Мысль, что прогрессивное развитие права идёт в направлении его рационализации, включающей всё возрастающую специализацию и бюрократизацию, принадлежит: а) Э. Дюркгейму; б) М. Веберу; в) Е. Эрлиху.
13. Формирование социологического подхода к праву в России относят: а) к началу XIX в.; б) к концу XIX-началу XX вв.; в) к концу XX-началу XXI вв.
14. Мысль, что право существует и как психическая данность в сознании субъекта, и как объективный порядок, которому индивид должен подчиняться как к чему-то внешнему, принадлежит: а) С.А. Муромцеву; в) П.А. Сорокину; б) Н.М. Коркунову; г) Б.А.Кистяковскому.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО КУРСУ Вариант 1 итогового тестового задания
1. Социальная обусловленность права, его институтов и норм, закономерностей воздействия на право различных факторов является: а) объектом социологии права; в) объектом теории права; б) предметом социологии права; г) предметом теории права.
2. Концентрация учёного на познании и объяснении устойчивых, реальных закономерностей правовой практики называется: а) объективной методологией социологии права; б) субъективной методологией социологии права; в) методикой социологического познания права; г) методом социологии права.
3. Рассматривать право, как умение справедливо вершить правосудие было характерно: а) для античности; б) для Средневековья; в) для Нового времени.
4. Законы политические и гражданские должны быть всего лишь частными модификациями естественного права считал: а) Ж.-Ж. Руссо; в) Дж. Локк; б) Г. Гроций; г) Ш.-Л. Монтескье.
5. Идея, что правовая эволюция проходит три стадии: первая – сверхъестественное предопределение, вторая – как обычай и третья как закон, принадлежит: а) Г. Гуго; в) Г. Мэну; б) К.-Ф. Савиньи; г) Дж. С. Миллю.
6. Впервые криминологические исследования как отрасль социологии рассмотрел: а) Ч. Беккариа; б) Э. Ферри; в) Г. Тард.
7. Мысль, что прогрессивное развитие права идёт в направлении его рационализации, включающей всё возрастающую специализацию и бюрократизацию, принадлежит: а) Э. Дюркгейму; б) М. Веберу; в) Е. Эрлиху.
8. Мысль, что право существует и как психическая данность в сознании субъекта, и как объективный порядок, которому индивид должен подчиняться как к чему-то внешнему, принадлежит: а) С.А. Муромцеву; в) П.А. Сорокину; б) Н.М. Коркунову; г) Б.А. Кистяковскому.
9. Создателем теории социального действия был: а) А. Коэн; в) Т. Парсонс; б) Р. Мертон; г) Н. Смелзер.
10. Взгляд, согласно которому источником права является субъект, как носитель идеи права, смысла и справедливости (взгляд «сверху»), обозначается как социологическая рефлексия в технологии…: а) правового субъективизма; б) правового интерсубъективизма; в) правового объективизма.
11. К числу социологических теорий методологии правового объективизма относят: а) рационализм; б) феноменологию; в) теорию коммуникативного действия; г) юридический биологизм.
12. Под социальной обусловленностью права понимают: а) соответствие, адекватность права регулируемым общественным отношениям, его способность отражать объективные потребности социума; б) способность права служить обществу как инструмент (средство) достижения целей общества; в) зависимость права от конкретной социально-экономической и политической
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.015 с.) |