Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Социология права как наука

Поиск

Б.3.1. Социология права

Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Профиль подготовки бакалавра: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, земельно-правовой, международно-правовой

Форма обучения: очная, заочная

 

Красноярск, 2012


ЭУМКД составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Составитель: Сартакова Г.В., и.о. доцента.

Социология права. Электронный комплекс. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2012.

 

 

ЭУМКД рассмотрен на заседании кафедры от ___ ___ 2012, протокол № ___.

Зав. кафедрой _____________________________________________________________

(ФИО, учёная степень)

 

ЭУМКД рассмотрен на заседании методической комиссии и рекомендован к утверждению на Совете МИСЭиП от ___ ___ 2012, протокол № ___.

Председатель методической комиссии ______________________________________

(ФИО, учёная степень)

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение – презентация. 4

1. Цель и задачи дисциплины.. 7

2. Место дисциплины в структуре ООП.. 7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 8

4. Структура и содержание дисциплины.. 9

4.1. Структура дисциплины.. 10

4.2. Тематический план дисциплины.. 10

4.3. Краткое содержание курса «Социология права». 11

4.4. Планы семинарских занятий. 38

4.5. Рефераты.. 47

4.6. Вопросы к зачёту. 48

5. Формы контроля освоения дисциплины.. 49

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 50

6.1. Нормативные правовые акты.. 50

6.2. Специальная литература. 50

6.3. Дополнительная литература. 51

6.4. Программное обеспечение и интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы.. 53


Введение – презентация

Данный учебно-методический комплекс «Социология права» преследует две цели: первая – комплексно и системно, в достаточно полном объёме раскрыть круг вопросов, изучаемых социологией права; а вторая – показать, как в реальной жизни взаимодействуют общество и право. Такая постановка целей в контексте целостного знания происходящих в обществе процессов важна для студентов юридического факультета, которым предстоит работать в правовой сфере, где каждая отрасль прямо или косвенно связана с другими системами современного общества.

В правовой жизни любого общества возникает множество проблем, которые невозможно решить с позиций только правоведения и механизмами права. Их можно увидеть во всей полноте (причины возникновения, возможные последствия и т.д.) лишь на основе синтеза социологических и правовых знаний. Такой подход позволяет раскрыть «анатомию» проблемы, а также определить оптимальный путь её решения.

Социология права – наука, имеющая дело с анализом социального конструирования правовой реальности. Методологические основания социологии права в значительной степени связаны с принципом социального детерминизма, согласно которому правовые отношения в своём содержании фундаментальным образом определяются социальными.

Формула «социология права» заключает в себе одновременно и проблему, и программу. Проблему постольку, поскольку соответствующие значения терминов «социология» и «право» взаимосвязаны, главным образом, в силу известного тождества понятий «социальное» и «правовое» в контексте исторических явлений и идейных систем. Наука «Социология права» определяет также и некую программу, поскольку анализ отношений между правом и другими видами общественной практики и социальных институтов является, очевидно, важной задачей формирования основ самой правовой науки.

Вопрос о природе, предмете, месте (статусе) социологии права среди юридических и социальных наук до сих пор остаётся открытым. И в зарубежной, и в российской научной литературе на этот счёт существуют различные точки зрения. Чтобы не увеличивать число возможных толкований природы социологии права и особенно её статуса, проясним некоторые исходные позиции данного учебного курса.

Первое. Социология права возникла путём интеграции юридической науки с другими общественными науками. В течение столетий право питалось идеями истории, философии, антропологии, этнографии. Современное правоведение устанавливает тесные связи с психологией, социологией, политологией и культурологией, т.е. с теми науками, которые связаны, так или иначе, с творцом общества – человеком. Это означает, что социология права входит в круг гуманитарного знания. Сразу заметим, что в гуманитарной области знание всегда субъективно: ибо неизбежно несёт отпечаток личности исследователя работавшего (или работающего) на развитие этой науки. Действительно, если обратиться к положениям и выводам основателя социологии права, австро-германского учёного Е. Эрлиха, или известного французского учёного Ж. Карбонье, или к работам современных отечественных учёных, то в каждом случае мы найдем много интересных идей и концептуальных сюжетов. Все они заметно разнятся, в особенности с точки зрения структуры социологии права. В этом отношении представляется, что социология права, стремясь к сосуществованию разных точек зрения, пытается не столько примирить их, сколько выстроить между ними конструктивный диалог, предоставляя им возможность, говорить друг с другом на равных.

Второе. Социология права, понимаемая как система знаний о социальной природе и назначении права, является частью современной юридической науки и юридического образования. Вместе с тем, социология права (иногда именуемая как юридическая социология) представляет собой самостоятельную дисциплину общетеоретического и общегуманитарного статуса и значения. Общесоциальный аспект права, его общечеловеческое измерение приобретают особую актуальность для российской юриспруденции, призванной обеспечивать утверждение в стране идей и ценностей прав и свобод человека и гражданина, формировать гражданское общество и демократическое правовое государство.

Сегодня социология права выстраивается в общий ряд юридических наук, таких как теория государства и права, философия и антропология права, сравнительное правоведение, юридическая политология и психология и т.п., поэтому вполне заслуживает того, чтобы быть представленной в учебных курсах высшего юридического образования.

Третье. Как наука, социология права обладает значительным эвристическим потенциалом. Она позволяет расширить и обогатить диапазон научно-правовых исследований, объем и содержание юридического знания. В конечном счёте, социология права даёт возможность найти новые подходы к праву, изучить новые аспекты проявления «правовых образов», углубить, конкретизировать и развить наши совокупные знания о праве как специфическом социальном явлении, играющем существенную роль в организации и функционировании общественной жизни людей.

Четвёртое. Замечание касается некоторых принципов и подходов обучающего процесса, которые базируются на идеях инновационного обучения В.С. Дудченко и Ю.М. Резника.

Изучение «Социологии права» должно быть осуществлено с учётом максимального приближения студентов к изучаемым темам и проблемам на основе непосредственного обращения к их «Я» и на основе уже имеющегося у них теоретического и жизненного опыта, или «правовой картины мира» (принцип персонификации обучения). Такое обучение включает исследовательскую поисковую деятельность самого студента. Поэтому конкретизация тематического содержания практических занятий (а вполне возможно и некоторых теоретических) будет зависеть от самих студентов.

Такой подход предполагает построение учебного процесса в форме диалога, своеобразного «коммуникативного дискурса», в котором ничто не принимается на веру, а лишь доказывается и обосновывается в ходе дискуссии.

Студенты, как главные участники процесса обучения, должны решать свои собственные проблемы (познавательные, практические и пр.), осваивая при этом новые методы и средства будущей деятельности (принцип практической направленности обучения). Решение этих проблем возможно лишь в ситуации «здесь и теперь», в которой осуществляется взаимодействие «лицом к лицу» и интенсивная обратная связь. Таким образом, обучение должно сочетаться с творческим решением своих проблем студентов.

В процессе обучения «Социологии права» главным является не «давать знания», а уметь использовать потенциал студентов для совместного проектирования учебного процесса (принцип совместного проектирования и программирования учебного процесса). Смысл этого принципа диктуется необходимостью операционализации понятий большой науки на языке жизни и при помощи совместно вырабатываемых рабочих определений. С их помощью создаётся (и воссоздаётся) сложная, постоянно меняющаяся картина социально-правовой реальности, учитывающая как объективные, так и субъективные факторы её развития.

Организация учебной работы со студентами опирается и на принцип формально-содержательной редукции, означающий сведе́ние сложной информации к простым базовым составляющим.

Пятое. Социология права осознала себя самостоятельной наукой только к середине XX века. Сегодня она заметно продвинулась в развитии по сравнению с начальным периодом. Тем не менее, она всё ещё находится в процессе своего становления: решаются задачи более строгого определения статуса науки, её места в системе общественных наук (в первую очередь, соотношение с общей социологией, юридической наукой), уточняются её предмет, структура, особенности и др.

Отечественная школа социологии права пока не предоставила сколько-нибудь разработанной теории синхронного социологического взгляда на правовое пространство, хотя претензий со стороны правоведов и социологов хватает. Поэтому предлагаемый учебный курс в значительной мере является экспериментальным. Обычно учебная литература следует за фундаментальными разработками и фиксирует уже апробированное, устоявшееся знание. Здесь же мы имеем дело с другой ситуацией. Теоретические разработки и учебно-методические задачи приходится решать одновременно. В связи с этим не может не вытекать целый ряд трудностей и даже рисков, связанных, прежде всего, с недостаточной методической проработкой предлагаемого учебного материала. Но эти недостатки в значительной мере искупаются тем, что студенты получают возможность окунуться в творческую лабораторию науки и ощутить проблемное поле её передовой линии. Это обучение методом «погружения», как свидетельствует педагогическая психология, значительно повышает эффективность обучения.

На таком понимании основано наше представление о построении учебного курса «Социология права».

Данный учебно-методический комплекс содержит три дисциплинарных модуля, в каждый из которых входят программы двух уровней.

Программа первого уровня связана с теоретической интерпретацией права и правовых явлений в социологии права и тематически связана со сложными познавательными и практическими проблемами действия права и правового развития российского общества.

Программа второго уровня, – практическая, предполагает овладение студентами элементарными приёмами социологического изучения права и конструирования правовых явлений.

Обе программы предполагают использование по возможности языка проблемной логики. Их объединяет общая установка на выявление и презентацию социологического измерения права и правовых явлений.

Организация учебного материала представляет собой выделение специализированных дисциплинарных модулей 1, 2, 3.

Модуль 1. Социология права как наука включает теоретические лекции: «Социология права как наука и учебная дисциплина», «История становления социологии права», «Социологическое «погружение» в правовую реальность» (каким образом мы проникаем в тайны правового мира). Практическое занятие посвящено технике и процедурам эмпирического исследования права и правовых явлений.

Модуль 2. Интерпретация права и правовых явлений в социологии права. Здесь рассматриваются теоретические вопросы социальной обусловленности права, действия права, эффективность закона и влияние общественного мнения на право. Практическая программа включает изучение методов правообразующего интереса, эффективности закона и общественного мнения.

Модуль 3. «Динамика права» или «Как изменяется право?». Теоретические вопросы, образующие модуль 3, обращают внимание обучающихся на проблемы развития права, правотворчества и патологии права, на правонарушения и девиантность, социологические аспекты юридических конфликтов. Практикум образуется (в некоторых случаях по желанию студентов) в основном вокруг исследования (социологического анализа) отдельных проявлений преступного поведения, причин возникновения юридических конфликтов. Заключительным практическим занятием является конференция «Социология права и вызовы современной цивилизации».

Учебно-методический комплекс сопровождается полным набором текстов теоретических лекций и материалов к семинарам, тестами, контрольными вопросами и заданиями, перечнем рекомендуемых тем для исследования и выступлений на практических занятиях. Выполняя их, изучающие социологию права смогут почерпнуть для себя новые сведения и знания по изучаемой теме. К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы, изучение которой поможет, как более эффективно подготовиться к практическим занятиям, так и просто углубить и расширить знания по социологии права. Некоторые темы теоретического и практического цикла снабжены так называемыми «Адаптациями», т.е. авторскими интерпретациями текстов классиков и современных специалистов в области социологии права.

Любой учебно-методический комплекс, надеемся и наш, – это компас, который помогает выбрать правильный путь познания. Но пройти этот путь каждый должен сам. Мы надеемся, что путь в мир права, несмотря на трудности, будет интересен и полезен в Вашей профессиональной деятельности юриста.

Как говорится, в добрый час и счастливого пути в мир знаний о праве!

 

1. Цель и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины: в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция – общетеоретическая и практическая подготовка студентов в области анализа социальной сущности права, реализуемого в рамках гуманистической парадигмы современного права России.

Задачи дисциплины:

– Формирование у студентов понимание основ современного права, системы знаний о сущности социологического понимания современного права, о закономерностях его функционирования и изменения в ситуациях переходного периода современной России.

– Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности в области правовой теории и юридической практики, овладения приёмами социального конструирования правовых явлений.

– Формирование у студентов специальных знаний о методологии социологического познания права и правовых явлений, а также о методике и технике их эмпирического исследования.

– Формирование у студентов навыков социологической рефлексии как одного из способов научного познания (ви́дения) правового пространства.

– Выработка у студентов умений и навыков выявления условий эффективности права;

– Укрепление у будущих юристов устойчивого интереса к социологическому обеспечению законотворчества на основе гуманистической парадигмы права.

– Развитие потребности в гуманистическом, творческом подходе к пониманию и оценке социально-правового механизма регулирования общественных отношений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

 

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования» по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция настоящая дисциплина включается в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по выбору.

Базу для её изучения составляют такие дисциплины как: общая социология, методика и техника социологических исследований, теория и история государства и права, философия, причём изучение, прежде всего, с точки зрения методологических основ и категориального аппарата этих дисциплин.

В свою очередь, овладение компетенциями в рамках данной дисциплины необходимо при освоении теоретических и практических курсов по дисциплинам как базовым, так и по выбору студентов.

Преподавание дисциплины «Социология права» ведётся на I курсе (второй семестр, продолжительностью 18 недель) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (в том числе практикум, «круглый стол», коллоквиум), самостоятельную работу студентов.

Всего на изучение дисциплины «Социология права» во втором семестре отводится 72 часа, в том числе 36 часов аудиторных занятий (18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов.

Форма контроля: зачёт.

 

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Социология права» у выпускника вуза должны быть сформированы следующие компетенции.

Общекультурные компетенции (ОК):

- ОК-1 – осознание социальной значимости своей будущей профессии и обладание достаточно высоким уровнем профессионального правосознания;

- ОК‑2 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, к высокой мотивации и грамотному их выполнению;

- ОК-3 – высокая культура мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу социально-правовой информации; способность к постановке цели и выбору путей её достижения;

- ОК-4 – умение логически верно, аргументировано строить свою устную и письменную речь;

- ОК-5 – готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе, высокая культура поведения;

- ОК-6 – нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону;

- ОК-7 – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;

- ОК-8 – способность использовать основные положения и методы социологии права при решении профессиональных задач;

- ОК-9 – способность анализировать социально значимые проблемы современного права, процессы его реформирования, трудности и противоречия, встречающиеся на этом пути.

Профессиональные компетенции (ПК):

- ПК-1 – способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности и социальной обусловленности права;

- ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- ПК-6 – способность юридически правильно и социологически обоснованно квалифицировать факты и обстоятельства правовой жизни;

- ПК-8 – готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

- ПК-9 – способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- ПК-11 – осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия правового нигилизма;

- ПК-14 – готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов с учётом их социального содержания;

- ПК-15 – способность толковать различные правовые акты, как с точки зрения их юридической формы, так и его социального содержания.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- методологические и концептуальные основы социологии права, которые носят универсальный характер и обеспечивают теоретическую основу формирования новой гуманистической парадигмы права;

уметь:

- применять на практике (в научной, преподавательской или непосредственно в профессиональной юридической деятельности) социологические подходы к праву;

- выявлять новые аспекты проявления «правовых образов», углублять, конкретизировать и развивать совокупные знания о праве как специфическом социальном явлении, ныне играющем существенную роль в организации общественной жизни современного российского общества;

- уметь операционализировать понятия большой науки на языке правовой жизни при помощи вырабатываемых профессиональных рабочих определений;

владеть:

- понятийным аппаратом социологии права;

- методикой и техникой организации и проведения теоретических и эмпирических социологических исследований, как отдельных проблем права (отдельных его отраслей) так и в целом процесса реформирования современного российского права и правоведения;

- методами проведения правового эксперимента и методами определения эффективности законодательства, а также методами изучения общественного мнения в законодательной деятельности.

 

4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоёмкость дисциплины «Социология права» второго семестра очного обучения составляет 2 зачётные единицы, 36 аудиторных часов (18 лекционных и 18 часов семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов.

Общая трудоёмкость дисциплины «Социология права» второго семестра заочного обучения составляет 72 часа, в том числе 8 часов аудиторных занятий (4 лекционных и 4 часа семинарских занятий) и 64 часа самостоятельной работы студентов.

 

 


4.1. Структура дисциплины

 

Вид учебной работы Семестр 2
Очное обучение Заочное обучение
Трудоёмкость
Зач. ед. Час. Зач. ед. Час.
Общая трудоёмкость дисциплины        
Аудиторные занятия        
В том числе: Лекции Практические занятия, семинары        
Самостоятельная работа студентов        
Вид итогового контроля: зачёт

 

 

4.2. Тематический план дисциплины

 

№№ Наименование темы учебной дисциплины Всего часов В том числе аудиторных часов СРС
Всего Лекции Семинары
МОДУЛЬ 1. Социология права как наука
Тема 1.1. Социология права как наука и учебная дисциплина (лекция-презентация)      
Тема 1.2. История возникновения и становления социологического знания о праве        
Тема 1.3. Социология права в России        
Тема 1.4. Социологическое «погружение» в правовую реальность      
Тема 1.5. Эмпирическое социологическое исследование в праве        
  Итого по модулю 1          
МОДУЛЬ 2. Интерпретация права и правовых явлений
Тема 2.1. Социальная обусловленность права – ключевой вопрос социологии права          
Тема 2.2. Действие права в современном обществе          
Тема 2.3. Эффективность законодательства        
Тема 2.4. Правовая культура и правовая социализация          
Тема 2.5. Правовое сознание и правовое поведение        
Тема 2.6. Общественное мнение и право        
  Итого по модулю 2          
МОДУЛЬ 3. Правовая динамика или «Как изменяется право?»
Тема 3.1. Право в его развитии        
Тема 3.2. Патология права и правонарушения        
Тема 3.3. Юридический и правовой конфликт      
Тема 3.4. Социология права и вызовы современной цивилизации (конференция)        
  Итого по модулю 3          
  Всего по курсу          

 

 

4.3. Краткое содержание курса «Социология права»

 

Вариант 1

 

1. Механизм действия права в обществе, закономерности воздействия права и правоприменительной практики на различные стороны социальной жизни является:

а) объектом социологии права; в) объектом теории права;

б) предметом социологии права; г) предметом теории права.

 

2. Ориентация учёного на научную стратегию познания права, как на деятельность и взаимодействие людей, как субъектов правовой действительности, называется:

а) объективной методологией социологии права; в) методикой социологии права;

б) субъективной методологией социологии права; г) методом социологии права.

 

 

3. Сложный и неоднородный результат используемых приёмов и способов теоретического и эмпирического познания и объяснения правовой жизни общества называется:

а) объективной методологией социологии права; в) методикой социологии права;

б) субъективной методологией социологии права; г) методом социологии права.

 

4. Выделение трёх типов права – божественного, естественного и человеческого – принадлежит:

а) Аристотелю; в) Августину Блаженному;

б) Ф. Аквинскому; г) С. Бартолю.

 

5. Идея, согласно которой естественным начальным состоянием общества является никем и ничем нерегулируемое хаотичное силовое противостояние индивидов друг другу, принадлежит:

а) Дж. Локку; в) Ж.-Ж. Руссо;

б) Т. Гоббсу; г) Ш.-Л. Монтескье.

 

6. Идея перезаключения общественного договора на основе республики, в которой будут соблюдаться и оберегаться естественные права всех граждан, принадлежит:

а) Т. Гоббсу; в) Ш.-Л. Монтескье;

б) Дж. Локку; г) Ж.-Ж. Руссо.

 

7. Идея, что истоки юридических норм находятся в национальном самосознании, принадлежит:

а) И. Бентаму; в) К.-Ф. Савиньи;

б) Г. Мэну; г) Г. Пухту.

 

Кто из выдающихся социологов XIX века обогатил научный язык социологии права такими понятиями как: социальное принуждение, коллективное сознание и коллективное чувство (правосознание), институт права, правовая система, аномия и др.?

а) Э. Дюркгейм;

б) М. Вебер; в) Е. Эрлих.

 

12. Мысль о существовании двух типов норм: норм «книжного права» и норм «живого права» была высказана:

а) Э. Дюркгеймом;

б) М. Вебером; в) Е. Эрлихом.

13. Идею «организованного правопорядка» высказывал:

а) С.А. Муромцев; в) П.А. Сорокин;

б) М.М.Ковалевский; г) Л.И. Петражицкий.

 

14. Идея, что изучение права как социального явления есть насущная потребность, так как приводит к господству справедливости в правовой жизни, принадлежит:

а) С.А. Муромцеву; в) П.А. Сорокину;

б) Н.М. Коркунову; г) Б.А.Кистяковскому.

 

15. Глубокий анализ современных ему концепций наказания и попытку построения теории социального поведения и морали предпринял:

а) С.А. Муромцев; в) П.А. Сорокин;

б) Б.А. Кистяковский; г) Н.С. Тимашев.

 

16. Идея, что право имеет социальную, коммуникативную природу и порождается операционально складывающимися ожиданиями, принадлежит:

а) Н. Луману; в) Р. Мертону;

б) Н. Смелзеру; г) Ю. Хабермасу.

 

17. Социологическая рефлексия, основанная на раскрытии взаимодействий (коммуникаций) субъектов, где основной конструкцией является договор, называется технологией…:

а) правового субъективизма;

б) правового интерсубъективизма; в) правового объективизма.

 

18. К числу социологических теорий методологии правового субъективизма относят:

а) теорию ценностей; в) теорию коммуникативного действия;

б) феноменологию; г) юридический биологизм.

 

19. К числу социологических теорий социологической рефлексии интерсубъективизма относят:

а) теорию ценностей; в) феноменологию;

б) рационализм; г) юридический биологизм.

 

20. Гуманистический смысл и потенциал права, его социальные функции, цели и ценности являются:

а) объектом социологии права; в) объектом теории права;

б) предметом социологии права; г) предметом теории права.

 

21. Гипотеза исследования – это:

а) определение главных сторон предмета исследования путём поиска значений такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает суть предмета исследования;

б) выявление совокупности более простых понятий, на которые «раскладывается» основное понятие;

в) научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

 

22. Исследование, имеющее своей целью получение сведений, которые позволяют составить целостное представление об изучаемом явлении или процессе, – это:

а) разведывательное исследование;

б) описательное исследование; в) аналитическое исследование.

Вариант 2

 

1. Социальная обусловленность права, его институтов и норм, закономерностей воздействия на право различных факторов является:

а) объектом социологии права; в) объектом теории права;

б) предметом социологии права; г) предметом теории права.

 

2. Концентрация учёного на познании и объяснении устойчивых, реальных закономерностей правовой практики называется:

а) объективной методологией социологии права;

б) субъективной методологией социологии права;

в) методикой социологического познания права;

г) методом социологии права.

 

3. Приёмы и способы анализа и сбора эмпирической информации о действии права в конкретной социально-правовой реальности называются:

а) объективной методологией социологии права;

б) субъективной методологией социологии права;

в) методикой социологии права;

г) методом социологии права.

 

4. Рассматривать право, как умение справедливо вершить правосудие было характерно:

а) для античности; б) для Средневековья; в) для Нового времени.

 

5. Первым трактовать естественное право, как порождение здравого человеческого разума, стал:

а) Г. Гроций; в) Ж.-Ж. Руссо;

б) Дж. Локк; г) Ш.-Л. Монтескье.

 

6. Законы политические и гражданские должны быть всего лишь частными модификациями естественного права считал:

а) Ж.-Ж. Руссо; в) Дж. Локк;

б) Г. Гроций; г) Ш.-Л. Монтескье.

 

7. К «исторической школе права» не относят:

а) К.-Ф. Савиньи; в) Г. Гуго;

б) Дж. Стюарта Милля; г) Г. Мэна.

 

8. Идея, что правовая эволюция проходит три стадии: первая – сверхъестественное предопределение, вторая – как обычай и третья как закон, принадлежит:

а) Г. Гуго; в) Г. Мэну;

б) К.-Ф. Савиньи; г) Дж. С. Миллю.

 

9. Родоначальником теории утилитаризма был:

а) И. Бентам; в) Дж. С. Милль;

б) Дж. Локк; г) Г. Мэн.

 

10. Впервые криминологические исследования как отрасль социологии рассмотрел:

а) Ч. Беккариа; б) Э. Ферри; в) Г. Тард.

 

11. Основателем социологии права является:

а) Э. Дюркгейм; б) М. Вебер; в) Е. Эрлих.

 

12. Мысль, что прогрессивное развитие права идёт в направлении его рационализации, включающей всё возрастающую специализацию и бюрократизацию, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) М. Веберу; в) Е. Эрлиху.

 

13. Формирование социологического подхода к праву в России относят:

а) к началу XIX в.; б) к концу XIX-началу XX вв.;

в) к концу XX-началу XXI вв.

 

14. Мысль, что право существует и как психическая данность в сознании субъекта, и как объективный порядок, которому индивид должен подчиняться как к чему-то внешнему, принадлежит:

а) С.А. Муромцеву; в) П.А. Сорокину;

б) Н.М. Коркунову; г) Б.А.Кистяковскому.

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО КУРСУ

Вариант 1 итогового тестового задания

 

1. Социальная обусловленность права, его институтов и норм, закономерностей воздействия на право различных факторов является:

а) объектом социологии права; в) объектом теории права;

б) предметом социологии права; г) предметом теории права.

 

2. Концентрация учёного на познании и объяснении устойчивых, реальных закономерностей правовой практики называется:

а) объективной методологией социологии права;

б) субъективной методологией социологии права;

в) методикой социологического познания права;

г) методом социологии права.

 

3. Рассматривать право, как умение справедливо вершить правосудие было характерно:

а) для античности; б) для Средневековья; в) для Нового времени.

 

4. Законы политические и гражданские должны быть всего лишь частными модификациями естественного права считал:

а) Ж.-Ж. Руссо; в) Дж. Локк;

б) Г. Гроций; г) Ш.-Л. Монтескье.

 

5. Идея, что правовая эволюция проходит три стадии: первая – сверхъестественное предопределение, вторая – как обычай и третья как закон, принадлежит:

а) Г. Гуго; в) Г. Мэну;

б) К.-Ф. Савиньи; г) Дж. С. Миллю.

 

6. Впервые криминологические исследования как отрасль социологии рассмотрел:

а) Ч. Беккариа; б) Э. Ферри; в) Г. Тард.

 

7. Мысль, что прогрессивное развитие права идёт в направлении его рационализации, включающей всё возрастающую специализацию и бюрократизацию, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) М. Веберу; в) Е. Эрлиху.

 

8. Мысль, что право существует и как психическая данность в сознании субъекта, и как объективный порядок, которому индивид должен подчиняться как к чему-то внешнему, принадлежит:

а) С.А. Муромцеву; в) П.А. Сорокину;

б) Н.М. Коркунову; г) Б.А. Кистяковскому.

 

9. Создателем теории социального действия был:

а) А. Коэн; в) Т. Парсонс;

б) Р. Мертон; г) Н. Смелзер.

 

10. Взгляд, согласно которому источником права является субъект, как носитель идеи права, смысла и справедливости (взгляд «сверху»), обозначается как социологическая рефлексия в технологии…:

а) правового субъективизма;

б) правового интерсубъективизма; в) правового объективизма.

 

11. К числу социологических теорий методологии правового объективизма относят:

а) рационализм;

б) феноменологию;

в) теорию коммуникативного действия;

г) юридический биологизм.

 

 

12. Под социальной обусловленностью права понимают:

а) соответствие, адекватность права регулируемым общественным отношениям, его способность отражать объективные потребности социума;

б) способность права служить обществу как инструмент (средство) достижения целей общества;

в) зависимость права от конкретной социально-экономической и политической



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.83 (0.011 с.)