Лекция 4. Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права



Тип лекции - информационная

Схема лекции:

1. Интуитивно-психологические формы рефлексии права

2. Духовно-мистические формы рефлексии права

Для философского рефлексирующего мышления действительность всегда выступает в ее отношении к сознанию. Поскольку средствами рефлексии выступают абстрактные категории, понятия, идеи, ее невозможно осуществить экспериментально. Для рефлектирующего сознания внешний мир не может выступать в качестве самодостаточной реальности в том смысле, как это бывает для человека действующего. Мир для рефлектирующего сознания оказывается неразрывно связанным с объектом, зависящим от него по содержанию.

В соответствии задачами, возникающими в процессе рефлексии развития научного познания, различают определенные типы взаимодействия философского и научного мышления. Первый тип: философское мышление предшествует научному исторически и логически. Второй тип: философское мышление взаимодействует с научным. Третий тип: философское мышление осуществляет посленаучную работу.

В первом случае философия выступает в функции преднаучного познания. В познании в каждый момент времени всегда можно отметить наличие неких феноменов, относительно которых еще не сложилось научно обоснованного мнения изучающих их наук. Когда проявление подобных феноменов не укладывается в рамки действующей теории, необходимо дать им предварительное общемировоззренческое объяснение. Философия в функции «преднаучного» познания, как правило, выступает против откровенно мистических, ненаучных спекуляций, пытается дать рационалистическое истолкование новым феноменам на основе сходных явлений, уже имеющих научное объяснение. Когда данные феномены получают строго научное истолкование, философия в данной функции рациональной ассимиляции «смещается» в сторону других еще не изученных наукой явлений.

Во втором случае философия выступает в своей роли онтологического, аксиологического, методологического, гносеологического корректора исследования. Философия помогает ученому определять средства и формы научной деятельности с учетом опыта взаимных связей философии и науки, как правило, в рамках определенных философско-мировоззренческих установок. Например, в разрешении таких проблем, как: границы математизации в конкретной науке, возможности формализации, конструирование методов междисциплинарных исследований т. д.

В третьем случае философия выступает в функции мировоззренческого обобщения. В этих рамках, как правило, профессиональными философами осуществляется разработка общих мировоззренческих представлений, анализ законов и категорий диалектики, этических, эстетических, аксиологических и т. д. принципов, основного вопроса философии, проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла, ценностных ориентаций, красоты и т. д.

Продуктом деятельности философов здесь является определенная система философского знания, совокупность философских концепций современности, этики, эстетики, аксиологии и других форм философского знания, нацеленного на исследование науки. Существенным результатом подобной деятельности выступает развитие философии науки (в данном случае - философии права).

Философия науки в настоящее время является формой познания, в которой концентрируются теоретические представления о науке: демаркация науки и ненауки, взаимодействия науки и культуры, специфики научного познания по сравнению с художественным познанием т. д. Она выступает в виде некоторой формы рациональной рефлексии науки как особого социокультурного феномена. Философия науки рассматривает науку как объект отношения к ней ученых, как объект ценностных, этических, эстетических суждений. Здесь ученые черпают материал для выработки личностного отношения к науке.

Повышение внимания к философским проблемам права может рассматриваться как проявление общей закономерности - активизации философского самосознания в условиях расширения развития демократических начал в жизни общества. Чем масштабнее, энергичнее преобразования, тем глубже вызываемые ими социальные последствия, тем более развитым должен быть «механизм» философской рефлексия правовой деятельности.

Развитие философской рефлексии права связано с постановкой и разрешением философских проблем правовой деятельности. Одни из проблем такого рода зарождаются в недрах философского знания, нуждающегося в обобщении правовых явлений. Другие - вырастают из затруднений юридической сферы, отображают в себе тенденции эволюции правовой системы. Критериями философской проблематики права могут служить, например, необходимость обращения к представлениям о предельных основаниях бытия; потребность в обобщениях междисциплинарного характера; необходимость анализа взаимосвязей между разными формами общественного сознания (права, морали, религии) и др.

Мировоззренческая рефлексия права исторична, она развивалась и развивается вместе с правом, проходя стадии мифологии, религии, науки, философии. Философская рефлексия права опирается на предшествующие формы рефлексии, «снимает» их в себе. Эволюция философской рефлексии права может служить более глубокому пониманию внутренних импульсов культуры, в целом осознанию тенденций эволюции общества.

Современная философия (и история права) рассматривает мировоззренческую рефлексию как относительно самостоятельный развивающийся объект, пытаются выделить основные этапы, логику его развития. Например, "психологическое", обычное право можно отнести к рефлексивным восприятиям. Мифологию, религию можно представить в качестве рефлексивных представлений. Наука выступает как рефлексивное понимание. Наконец, философия представляет собой «рефлексию над рефлексией».

В философско-мировоззренческом самосознании правовой действительности на первых этапах преобладал личностный характер рефлексии. Отдельные ученые пытались критически переосмыслить подходы к изучению права, "перестроить" определенные фрагменты правового знания. Личностная форма рефлексии делала чрезмерно зависимой от господствовавших в обществе мировоззренческих установок: мифологических, религиозных и пр. (примером могут служить софистические дискуссии по поводу сущности закона).

Накопление личностно-рефлексивного материала способствовало увеличению интерсубъективного содержания рефлексии. «Объективированные» формы рефлексии, как полагают специалисты в области истории и методологии науки, прошли три в своем развитии основных этапа. Первым этапом считается - онтологизм, восходящий к аристотелевской концепции истины, пронизывающий классическую науку и завершившийся приблизительно в середине XIX века. В центре внимания рефлексирующей мысли была связка «знание – объект» и проблемы устранения влияния субъекта. Затем - гносеологизм, подхвативший эстафету рефлексивности и пронесший ее до середины XX века, при этом на первый план вышла проблема «субъект – объект». В последующем прерогативу получил методологизм и соотношение «субъект – знание». Подобные тенденции проявлялись и в истории философско-правовой мысли.

Современная рефлексия науки, в том числе правовой, характеризуется такими тенденциями, как расширение спектра мировоззренческих установок; большее вплетение рефлексии в ткань научного мышления; склонность к использованию системного подхода; обращение к внутренней, личностной, творческой стороне деятельности ученого; выход на проблематику социологии науки и др.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.011 с.)