Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел (модуль) 1. Социология, круг ее проблем и роль↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ» Специальности: 080115.65 «Таможенное дело» 030501.65 «Юриспруденция» 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)» 080102.65 «Мировая экономика»
РОСТОВ-НА-ДОНУ Авторы: Т.А. Марченко, профессор кафедры теоретической социологии Южного федерального университета, доктор социологических наук; И.С. Василенко, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат социологических наук; Ю.П. Тен, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор философских наук
Ответственный за выпуск В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты: Е.Е. Несмеянов, заместитель директора СКНЦ ВШ ЮФУ, доктор философских наук, профессор; А.В. Щербина, заместитель декана факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры (протокол от «24» июня 2011 г. № 12)
© Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 ЦЕЛь И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание и преподавание курса «Социология» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, учете специфики профессиональной деятельности специалистов, а также требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Цель изучения дисциплины -усвоение содержания актуальных проблем социологической науки и способов их решения, предложенных выдающимися представителями социологической мысли, с тем, чтобы пробудить у студентов интерес к социальным проблемам и самостоятельному их осмыслению, без чего невозможна личность, успешно и адекватно, в соответствии с общественными интересами осуществляющая модель своего жизненного успеха. Задачи изучения дисциплины: · изучить и освоить содержание основных тем социологического исследования общества; · выработать умения в новом свете увидеть отношения между людьми и их объединениями, формировать социологическое видение социальной реальности; · получить навыки научного подхода к различным сторонам общественной жизни без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления; · иметь представление о том, почему люди объединяются в группы, социальные институты, что такое власть, как происходят изменения в обществе; · развивать интеллектуальные способности студентов, творческое мышление, формирование высоких моральных качеств на основе их ознакомления с этическими проблемами социологического знания. «Социология» для всех специальностей и форм обучения является дисциплиной федерального компонента ГСЭ цикла. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Иметь представление: · об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; · об основных этапах культурно-исторического развития общества, механизмах и формах социальных изменений; · о процессе и методах эмпирического социологического исследования; · о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; · о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий. Знать: · основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории; · культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; · определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого. Уметь: · анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; · освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля. Владеть навыками: · социологического анализа явлений общественной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальностей: «Таможенное дело», очная форма обучения, «Юриспруденция», очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальности «Экономика и управление на предприятии (таможне)», очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальности «Мировая экономика», очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальности «Юриспруденция», «Таможенное дело», заочная форма обучения на базе среднего образования)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальности «Экономика и управление на предприятии (таможне»; заочная форма обучения на базе среднего образования)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В жизни общества Социология как наука Понятие объекта и предмета социологии. Специфика, возможности и пределы социального познания. Уровни социологического знания: макро- и микро-уровень; теоретический и эмпирический; фундаментальный и прикладной. Социология в системе социальных и гуманитарных наук. Задачи социологии и ее функции: познавательная, прогностическая, критическая, функция социального проектирования, организационно-технологическая, управленческая. Задачи и возможности учебного курса «Социология» в подготовке специалистов для таможенных органов.
Западная социология Условия развития социологии в Европе и Америке в 1-ой половине ХХ века. Роль социологии в политической и общественной жизни стран Запада. Развитие неопозитивистской социологии. Возникновение эмпирической социологии. Хаторнские эксперименты 1927-1932 гг. под руководством Мейо. Роль Чикагской школы в развитии эмпирических исследований (Р. Парк, У. Томас). Структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона как вариант неопозитивистского подхода в социологии. Аналитическая теория П. Сорокина. Теория социального действия Т. Парсонса. Психоаналитическое направление в социологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм).
Русская социология История русской социологии. Основные направления социологических воззрений на рубеже XIX-XX вв. Проблемы социологии и власти в дореволюционной России. Натуралистические направления: географический детерминизм (Л.Н. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевкский); организм (И.А. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А. Новиков). Субъективное направление (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров). Социологические воззрения Н.Я. Данилевского. Институализация российской социологии. Создание первого факультета социологии в Санкт-Петербурге. Высылка гуманитариев и последующая борьба с "буржуазной социологией" Открытое выступление Ю. Левады в 1969 году о двух парадигмах социологической теории - марксистской и структурно-функционалистской. Социология в годы застоя. Возрождение социологии в конце 50-х - XX века. Г.С. Батыгин, Б.А. Грушин, А.К. Уледов, В.А. Ядов, В.Н. Шубкин и другие крупные социологи советского и постсоветского периода.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная
1 Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008. - 512 с. 2 Добреньков, В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 624 с. 3 Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. 4 Фролов, С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. - 4-е изд. - М.: Гардарика, 2008. - 344 с. Дополнительная 1 Адаптация и мотивация сотрудников таможенных органов в условиях институциональных изменений: материалы теоретико-прикладного исследования / под общ. ред. Т. А. Марченко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 132 с. 2 Бабосов, Е. М. Социология в текстах: хрестоматия / Е. М. Бабосов. - Минск: Тетра Системс, 2003. - 352 с. 3 Бачинин, В. А. Социология: Академический курс / В. А. Бачинин. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 871 с. 4 Болотова, А. К. Социальные коммуникации: учеб. пособие / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М.: Гардарики, 2008. - 279 с. 5 Бурдье, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера / П. Бурдье; пер. с фр. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. - М.: Праксис, 2003. - 272 с. Галактионов, А. А. Русская социология ХI-ХХ веков / А. А. Галактионов. - СПб.: Лань, 2002. - 416 с. 6 Гроф, С. Революция сознания: Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. - М.: АСТ, 2004. - 248 с. 7 Дарендорф, Р. Тропы из утопии: Работы по теории и истории социологии / Р. Дарендорф; пер. с нем. Б. Скуратова, В. Близнекова. - М.: Праксис, 2002. - 536 с. 8 Дмитриева, А. В. Конфликтология: учеб. пособие / А. В. Дмитриева. - М.: Гардарика, 2000. - 320 с. - Рек. М-вом образования РФ. 9 Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Т. 1: Теория и методология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 908 с. 10 Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Т. 2: Эмпирическая и прикладная социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 986 с. 11 Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Т. 3: Методика и техника исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 932 с. 12 Епифанцев, С. Н. Этносоциетальная трансформация на Северном Кавказе на рубеже ХХ-ХХI вв. / С. Н. Епифанцев; отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2005. - 248 с. 13 Жирков, Р. П. Социально-психологический мониторинг таможенного персонала: учеб. пособие / Р. П. Жирков. - М.: РИО Ростовского филиала РТА, 2008. - 124 с. 14 Зеленов, Л. А. Социология города: учеб. пособие / Л. А. Зеленов. - М.: Владос, 2000. - 192 с. - Рек. М-вом образования РФ. 15 Зомбарт, В. Социология / В. Зомбарт; пер. с нем. И. Д. Маркусона. - 2-е изд. стереотип. - М.: УРСС, 2003. - 144 с. 16 Кагарлицкий, Б. Восстание среднего класса / Б. Кагарлицкий. - М.: Ультра.Культура, 2003. - 320 с. 17 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с. 18 Королева, К. Ю. Социально-стратификационная структура общества (базовые понятия и принципы) / К. Ю. Королева. - Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2002. - 43 с. 19 Кравченко, А. И. История отечественной социологии: учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М.: Академ. проект, 2005. - 624 с. 20 Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; пер. с англ., предисл., примеч. А. А. Юдина. - М.: АСТ, 2004. - 526 с. 21 Марченко, Т. А. Динамика трудовых ценностей населения России: монография / Т. А. Марченко. - Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2008. - 120 с. 22 Марченко, Т. А. Социология:учеб. пособие / Т. А. Марченко. - Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. – 185 с. 23 Марченко, Т. А. Ценности ненасилия в сознании молодежи / Т. А. Марченко, Е. Л. Шилкина, В. А. Смоляниченко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. - 140 с. 24 Найбороденко, Н. М. Прогнозирование и стратегия социального развития России / Н. М. Найбороденко. - 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2003. - 352 с. 25 Немировский, В. Г. Общая социология: учеб. пособие / В. Г. Немировский. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 320 с. - (Высшее образование) 26 Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Библиотека, 2004. - 224 с. 27 Социальные изменения. Ценности. Духовность (по материалам теоретического семинара Ростовского филиала РТА): сб. науч. трудов. - Ростов н/Д: Деловой мир, 2002. - 224 с. 28 Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс: учеб. пособие / Ж. Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2003. - 527 с. 29 Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - 6-е изд. - М.: Академкнига, Добросвет, 2003. - 596 с.
Методические рекомендации (указания) 1. Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий. Дисциплина: социология. авт.-сост. Марченко Т. А.– Ростов-н/Д, 2007. 2. Методические указания по выполнению рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Социология». авт.-сост. Марченко Т. А.–Ростов-н/Д, 2009.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Специальность: 080115.65 «Таможенное дело», заочная форма обучение на базе среднего образования Текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний и умений студентов может проводиться очной формы обучения как без использования балльно-рейтинговой системы, так и с использованием такой системы. Без использования балльно-рейтинговой системы в ходе текущего контроля используются блиц-опросы по всем темам первого и второго модулей; ответы на теоретические вопросы по темам первого и второго модулей; заслушивание докладов и сообщений по темам, предусматривающим проведение семинарских занятий; конспектирование источников по изучаемым темам; подготовка реферата в соответствии с тематикой рефератов по курсу в целом. Промежуточный контроль проводится по первому и второму модулям с использованием тестов. Итоговый контроль – в форме устного экзамена, предусматривающего ответы на вопросы, выносимые на экзамен или зачет, и охватывающими первый и второй модули. При использовании балльно-рейтинговой системы в процессе изучения дисциплины качество усвоения учебного материала оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 30 баллов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Объем и содержание курса «Социология» основывается на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа курса состоит из двух модулей (разделов). Содержание этих модулей излагается в процессе чтения лекционного курса, в котором раскрываются основные темы и проблемы специфики социологического знания, рассматриваются типы научности в социологии, изучаются социальные институты и процессы современных обществ. Темы лекций и семинарских занятий не дублируют друг друга. Содержательно темы раскрываются на семинарских занятиях, которые проводятся на протяжении всего времени, выделенного на изучение этой дисциплины. Основными видами учебных занятий при изучении курса являются лекции, семинары, индивидуальные и групповые собеседования, консультации, подготовка докладов, написание рефератов и контрольных работ, блиц-опросы, конспектирование источников и др. Формами устного изложения учебного материала преподавателем являются проблемные лекции, лекции-диалоги и лекции-дискуссии. Семинарские занятия являются формой реализации образовательной активности обучающихся. Они призваны способствовать формированию и развитию у студентов навыков публичного выступления, умения четко, ясно и лаконично излагать свои мысли, аргументировать свое понимание социальных процессов современного российского общества. Вся литература, рекомендуемая для изучения по курсу «Социология» подразделяется на основную и дополнительную. В основном, рекомендуется литература, имеющаяся в библиотеке Ростовского филиала. Учебное издание
Марченко Татьяна Александровна, Василенко Ирина Сергеевна, Тен Юлия Павловна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Социология» Специальности: 080115.65 «Таможенное дело» 030501.65 «Юриспруденция» 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)» 080102.65 «Мировая экономика»
Подписано в печать 04.08.2011. Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п.л. 1,33. Тираж 32 экз. Заказ 2963. Российская таможенная академия, Ростовский филиал 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ» Специальности: 080115.65 «Таможенное дело» 030501.65 «Юриспруденция» 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)» 080102.65 «Мировая экономика»
РОСТОВ-НА-ДОНУ Авторы: Т.А. Марченко, профессор кафедры теоретической социологии Южного федерального университета, доктор социологических наук; И.С. Василенко, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат социологических наук; Ю.П. Тен, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор философских наук
Ответственный за выпуск В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты: Е.Е. Несмеянов, заместитель директора СКНЦ ВШ ЮФУ, доктор философских наук, профессор; А.В. Щербина, заместитель декана факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат исторических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры (протокол от «24» июня 2011 г. № 12)
© Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 ЦЕЛь И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание и преподавание курса «Социология» базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, учете специфики профессиональной деятельности специалистов, а также требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Цель изучения дисциплины -усвоение содержания актуальных проблем социологической науки и способов их решения, предложенных выдающимися представителями социологической мысли, с тем, чтобы пробудить у студентов интерес к социальным проблемам и самостоятельному их осмыслению, без чего невозможна личность, успешно и адекватно, в соответствии с общественными интересами осуществляющая модель своего жизненного успеха. Задачи изучения дисциплины: · изучить и освоить содержание основных тем социологического исследования общества; · выработать умения в новом свете увидеть отношения между людьми и их объединениями, формировать социологическое видение социальной реальности; · получить навыки научного подхода к различным сторонам общественной жизни без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления; · иметь представление о том, почему люди объединяются в группы, социальные институты, что такое власть, как происходят изменения в обществе; · развивать интеллектуальные способности студентов, творческое мышление, формирование высоких моральных качеств на основе их ознакомления с этическими проблемами социологического знания. «Социология» для всех специальностей и форм обучения является дисциплиной федерального компонента ГСЭ цикла. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Иметь представление: · об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; · об основных этапах культурно-исторического развития общества, механизмах и формах социальных изменений; · о процессе и методах эмпирического социологического исследования; · о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; · о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий. Знать: · основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории; · культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; · определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого. Уметь: · анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; · освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля. Владеть навыками: · социологического анализа явлений общественной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальностей: «Таможенное дело», очная форма обучения, «Юриспруденция», очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальности «Экономика и управление на предприятии (таможне)», очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальности «Мировая экономика», очная форма обучения)
|