Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия и студенческая молодежь

Поиск

(ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Карипбаев Б.И. д.ф.н.,профессор,Аринова Д.Б.

КарГУ им.Е.А.Букетова (Караганда, Казахстан)

Сегодня религия стала неотъемлемой частью социокультурного пространства. Ранее существуя на задворках общественной жизни (достаточно вспомнить о советских временах) в современных условиях она стала значимым, порой определяющим, фактором социального бытия. Этот процесс не может быть оценен однозначно. То тут, то там слышны возгласы о том, что увеличение верующих людей означает духовное оздоровление общества. Кто-то наоборот говорит о том, что проникновение религии в сознание людей есть показатель слабости светской парадигмы государства. Очевидно, что и та и другая точки зрения лишь крайности в восприятии роли и места этого, безусловно, значимого, феномена нашей жизни.

В 2015 году мы приняли участие в социологическом исследовании, посвященном анализу знаний и представлений о религии студенческой молодежи. Наш научный интерес определяется исследованием отношения студенческой молодежи к религии в Центральном Казахстане.

Такой выбор не случаен. Дело в том, что долгое время Центральный Казахстан (а сегодня это по существу Карагандинская область) воспринимался как некий мировоззренческий рай, где царила межконфессиональная, межэтническая гармония. Здесь были представлены практически все традиционные и нетрадиционные религии, проживают представители всех этносов, существующих в Казахстане. Сегодня ситуация меняется. В Карагандинской области активно начинают создаваться «филиалы» различных нетрадиционных религиозных течений, движений.

Как известно из печати более 130 молодых людей нашего региона участвуют в боевых действиях в Сирии, Ливии. Помимо этого Карагандинский регион еще и большой вузовский центр. В области работают ВУЗы различных направлений и специализаций. По существу сегодня в наших ВУЗах учатся те молодые люди, которые завтра будут руководителями, специалистами-профессионалами, политическими и общественными деятелями.

Именно поэтому очень важно иметь представление о том, как они относятся к религии, как оценивают ее современное состояние. Эти вопросы стали определяющими в нашем социологическом исследовании, проведенном в 2015 году в ВУЗах Центрального Казахстана. В социологическом опросе приняли участие 1689 студентов, представлявших шесть ВУЗов нашего региона (КарГУ, КарГТУ, КЭУ, Жезказганский университет, университет языка и перевода «Лингва», КарГМУ). Были опрошены студенты первых (34,6%), вторых (42,8%), третьих (22,6%) курсов. Этническая картина респондентов сложилась следующим образом: 77,9% составили студенты-казахи, 22,6% - русские, 7,9% - другие национальности. В опросе приняли участие студенты русского отделения (54,6%) и отделения с казахским языком обучения (45,4%).

Современная молодежь в целом и студенческая молодежь в частности сегодня находится в эпицентре информационных коммуникаций. Каждый день на них обрушиваются потоки каналов, наделенных интерпретационной свободой. И практически все эти каналы презентуют свои представления о феномене религии, кто-то деликатно, кто-то иронично, кто-то агрессивно и цинично. Но все они, так или иначе, обращаются к этой теме, ведь очевидно, что религия сегодня проникла во все сферы, пространства нашей жизни.

В этих непростых информационных условиях молодой человек пытается формулировать свои мировоззренческие позиции, свое отношение к этому феномену. Зачастую современный молодой человек рисуется как «жертва» гаджет-культуры, бездумно прожигающий свою жизнь, не задумывающийся о будущем. Однако очевидно, что это примитивная зарисовка. Порой на подсознательном уровне молодые люди ищут источники откровений, живут в поисках каких-то новых смыслов и значений и формулируют свое отношение к духовным феноменам. Не случайно, что первым вопросом в нашем опросе стал «Что такое религия в Вашем понимании?» Самым популярным ответом на этот вопрос стал «Вера в единого Бога». Так ответило более 77% респондентов. В этом же вопросе предлагался ответ «Духовная сила». Удивительно, но более половины респондентов (56%) ответили, что не идентифицируют религию с духовной силой. В глубинных интервью, сопровождавших это социологическое исследование, выяснилось, что молодые люди, как правило, понятие «духовная сила» связывают с культурой, искусством, литературой, обычаями и традициями. При этом, они признают за религией возможность влияния на духовную жизнь общества. В качестве варианта ответа присутствовала формулировка «вера в себя». Именно таким образом ответили 16% респондентов. Такой ответ «соседствовал» в этих случаях с «верой в бога». Можно предположить, что вера в бога, по мнению, молодых людей, укрепляет веру в себя или создает ее, а несколько не противостоит. С другой стороны допускается оценка религии молодыми людьми как общее понятие наличия веры вообще. В целом надо отметить, что большинство респондентов правильно оценивают содержание этого феномена как веру в единого бога. Уже нет агрессивно-атеистического или утилитарного понимания веры как веры в сверхъестественные силы или бессмертие души.

В следующем вопросе мы попытались выяснить отношение респондентов к религии: «Каково Ваше отношение к религии?». Больше половины респондентов (51,7%) обозначили себя верующими, но не участвующими в религиозной жизни. 24% молодых людей «признались», что они верующие, состоят в общине и соблюдают религиозные обряды. Получается, что более 75% респондентов признают себя верующими с той или иной степенью активности собственной веры. Как можно оценить такое положение? Во-первых, настораживает, такая тотальная (3 из 4) вовлеченность молодых людей в религиозную веру, ведь речь идет о студентах, получающих образование, изучающих в обязательном порядке предметы социогуманитарного содержания. Это не значит, что образованность несовместима с верой – нет. Речь идет о том, что молодые люди находятся еще в стадии становления своих мировоззренческих приоритетов, еще знакомятся с разнообразием аксиологических ориентиров, возможных духовных и душевных симпатий. А в подобном случае их выбор уже определен или предопределен. С другой стороны, религия, как впрочем и большинство социальных явлений, переживает период своей «модности». Если раньше (советский период) быть атеистом было модно и необходимо («Гагарин в космос летал что-то бога не видал»), то сейчас религиозный Ренессанс привел к массовому увлечению молодежи атрибутами религиозной жизни. Например, оценку «Я не верующий и противник религии» выбрали 5 студентов из общего количества опрошенных, что составляет 0,3% опрошенных.

Следующий вопрос анкеты носит уточняющий характер. Мы предложили ответить на следующий вопрос «Если Вы верующий или просто придерживаетесь религиозных традиций, то к какому религиозному направлению себя относите?». 71% процент опрошенных обозначили свою приверженность к исламу, к православию 21%, к католицизму 1,4%. Могу предположить, что большинство отвечавших связывают свою этническую принадлежность с необходимостью идентифицировать себя с определенным религиозным направлением, то есть в формате дихотомии «если казах, значит ислам, значит мусульманин» и т.д. В современных условиях, когда практически все информационные каналы обременены религиозной проблематикой в том или ином контексте, молодежь вынуждена встраивать себя в такую социокультурную картину мира, отсюда и такое некритическое отношение к своей позиции по отношению к религии. Сегодня на смену оголтелому атеизму пришло увлечение религией, и выказывать свое неравнодушие к ней очень даже в тренде. Именно поэтому, на наш взгляд, мы получили такие результаты в данном вопросе. В следующем вопросе мы попытались выяснить чем определяется их религиозная идентичность обозначенная в предыдущем вопросе. Ответ на данный вопрос проливает «свет» на наши предположения. В большинстве случаев (54,8%) респонденты основывали свой выбор по причине того, что это традиционная религия моей семьи. На втором месте (42,6%) ответ «эта религия тесно связана с национальной культурой и историей. Не трудно заметить, что выбор религиозных предпочтений молодыми людьми осуществляется не совсем самостоятельно, а вытекает из их семейного пребывания или отождествления религии и культуры, истории. Чрезвычайная детерминированность выбора молодыми людьми семейными приоритетами подтверждается в следующем вопросе. У молодых людей спросили «Считаете ли Вы свою семью религиозной?». 55,3% ответивших респондентов признали свою семью таковой. В беседах с молодыми людьми выяснилась, что в большинстве случаев религиозность семьи они связывают с участием в каких-то религиозных праздниках (например «Айт», «Курбан-айт», «Кадыр тун» и т.д.) или соблюдением каких-то обычаев (например «бата беру», «битир беру» и т.д.) Отсутствие четких представлений относительно статуса «религиозной семьи» привело к тому, что значительное количество респондентов (почти каждый пятый) затруднилось ответить на этот вопрос. Следующий ряд вопросов связан с уточнением восприятия молодых людей относительно их участия в религиозной жизни. Так, 27,5% студентов ответили, что посещают мечеть, церковь только 1 раз в месяц, 14,3% признались, что бывают лишь 2-3раза в месяц, почти 10% вообще никогда не посещали эти места. Только5,9% респондентов отметили, что посещают храм 1 раз в неделю. Нетрудно заметить, что такие данные несколько противоречат цифрам, демонстрирующим религиозную причастность молодых людей. На наш взгляд, посещение культовых мест (мечеть, церковь, храм, синагога) является одним из важнейших атрибутов религиозной веры, именно здесь верующий ведет диалог с Богом, именно здесь он чувствует себя не одиноким в своей вере (братья, сестры и т.д.). Рискну предположить, что данные о посещении этих мест более явно демонстрируют истинное положение относительно идентификации молодых людей как верующих. Несколько по-иному молодые люди оценивают свою религиозность через участие в праздновании религиозных праздников. Почти 61% опрошенных ответили, что отмечают религиозные праздники. Чем вызвана столь высокая популярность такого ответа? Думается, что связано это, прежде всего, с тем, что такая «сопричастность» к религиозной жизни очень «симпатична» молодым людям. Во-первых, это, как правило, выходной день. Во-вторых, сами эти праздники активно интегрированы в социальное пространство, что наполнять их каким-то особым религиозным содержанием совсем не обязательно.

Современный религиозный ренессанс отличается не только возросшим интересом к религии, но и появлением «новых» нетрадиционных религий, культов. Они становятся прибежищем потерянных, неудовлетворенных, сомневающихся людей. В новых культах, нетрадиционных религиозных объединениях они ощущают свою причастность к чему-то высокому, почти мессианскому, получают удовольствие от найденной таким образом самоактуализации. Не секрет, что жертвами этих «нововведений» становятся большей частью молодые люди, с неокрепшей психикой, с размытыми моральными установками, с небольшим жизненным опытом. Такое положение дел стало основанием включения в анкету вопроса «Как Вы оцениваете деятельность новых культов и объединений?». Полезной оценили эту деятельность 12,4%, нейтральной 29,3%, а вот вредной 28,5% респондентов. На первый взгляд, цифры обнадеживающие. На самом деле «пугает» позитивная оценка деятельности новых культов и объединений каждым десятым студентом. Думается, что для молодого человека вообще характерно отождествление понятий «новое» и «позитивное». Молодой человек почти всегда «бунтарь», для него отказ от традиционного - это фетиш, это вызов, это радостное противопоставление. Вот здесь они и попадаются на «удочку» этим так называемым новым миссионерам. Как говорят сами сторонники «ИГ» основным поставщиком человеческого материала стали бывшие страны Советского Союза. Вот уж повод для размышлений… Затруднились ответить на этот вопрос почти 30% респондентов. Вот они потенциальные заложники новых идеологий, привлекательных религиозных образов.

Студенческая молодежь является той активной частью молодежи, которая активно воспринимает окружающий мир, воспроизводит или противостоит системе ценностей, созданных до нее, формирует собственные нравственные координаты, аксиологические приоритеты. Какое место в этой системе занимает религия, как она «соседствует» с другими ценностными векторами. С целью выяснения этих позиций студентам был предложен вопрос об иерархии ценностей. В качестве вариантов ответов были предложены: друзья, общение, Родина, здоровье, интересная работа, карьера, творчество, любовь, дети, жизнь, семья, свобода, развлечения, внешность, материальное благополучие, диплом, вера в Бога, власть. Ответы на этот вопрос внушают оправданный оптимизм. На первом месте в шкале ценностей студенческой молодежи стоит семья (85,9%). Второй по популярности ответ – жизнь (83,1%). И третье место в этой шкале занимает – здоровье (81,5%). Такие приоритеты свидетельствуют о здоровом отношении молодых людей к будущему, о приверженности к общечеловеческим ценностям и в этом смысле здесь нет межпоколенческих разрывов. В числе «лидеров» находится и ответ «вера в Бога» - больше половины опрошенных оценили ее как наиболее важную ценность. Такое положение дел не может быть однозначно интерпретировано. С одной стороны, каждый второй студент видит в вере бога некий сокровенный источник, мировоззренческий резервуар, с другой стороны речь идет о молодых людях, которые получают образование в светском учреждении, где, независимо от специализации, преподаются общеобразовательные светские дисциплины. Любопытным представляется тот факт, что 75% молодых людей обозначили в качестве наиболее важных ценностей – свободу.

В целях формирования целостного представления о религии молодежи мы предложили молодым людям вопрос, который имеет отношению к этому феномену, но мы его сознательно вырвали из контекста, что бы усложнить задачу восприятия и осмысления религии. Вопрос звучал следующим образом «Верите ли Вы в бессмертие души?» Поразительным был тот факт, что 37,4% студентов ответили утвердительно, 35,9% допускают такую возможность и лишь 26,1% не верят в бессмертие души. Получается, что 73% респондентов допускают как возможность «бессмертие души». Такое распределение ответов не может не пугать, ведь речь идет о студентах ВУЗов, имеющих основы научных знаний, свободно ориентирующихся в интернет-пространстве. Можно высказать предположение, что современные увлечения связанные с различного рода мистификациями, «волшебством», увеличение количества телепередач, посвященных экстрасенсорике, «чудесным исцелениям», магии, гаданию сформировали у молодых людей веру в бессмертие души, которое является одной из атрибутивных характеристик феномена религии.

В процессе исследования оценок студенческой молодежи феномена религии важным представляется уточнение позиций наших респондентов по поводу роли религии в условиях светского государства (Казахстан именно так обозначается в Конституции РК). Для размышления по этому поводу студентам был предложен следующий вопрос «На Ваш взгляд, какое место должна занимать религия в государстве?» Думается, что на выбор ответа у молодых людей во многом повлияла сегодняшняя ситуация, когда религия проникла практически во все сферы социальной жизни. 84,6% ответивших считают, что нельзя ограничить деятельность религиозных организаций только религиозной сферой. Ответ «религиозные организации должны активно участвовать в общественной жизни общества» получил поддержку у 83,1% респондентов. А вот 90,5% студентов «отказывает» религиозным организациям в участии в политической жизни. Думается, что такой ответ связан с пониманием светского характера нашего государства, где государство отделено от религии. В этом же вопросе был предложен ответ «Все религии должны быть равны перед законом». Смущает тот факт, что почти половина опрошенных (46,1%) не считают возможным и необходимым равенство религий перед законом. Можно предположить, что такой выбор обусловлен тем, что приоритет должен быть отдан религии, которую исповедует большинство казахстанцев, Соответственно в некотором предпочтительном положении находится ислам. Помимо этого сейчас активно включено в научный оборот в социополитических исследованиях понятие «титульная нация». Думается, что такая постановка вопроса тоже повлияла на ответ студентов. Важно осознавать, что это не соотносимые понятия. Необходимо формировать у молодых людей понимание важности равенства всех традиционных! религий перед законом. Наличие каких-то предпочтений, в данном случае правовых, может привести к некоторому разобщению или даже отчуждению среди верующих различных конфессий, а это в свою очередь может стать основой социального напряжения. Сегодня потенциально зоной такого напряжения может стать и пространство межнациональных отношений. Ведь не секрет, что в основном религиозные идентификации совпадают с этнической принадлежностью (казах-мусульманин, русский-православный, немец-католик). Именно поэтому в анкету мы включили вопрос о том, что необходимо, по мнению респондентов, для сохранения и укрепления межнациональных отношений. Большинство опрошенных в качестве условия межнациональной стабильности назвали наличие правового равенства всех граждан (52,6%). Такой ответ «спровоцирован» очевидно пониманием того факта, что наличие каких-то правовых преимуществ у одного этноса может стать основой межнациональных конфликтов. Так, иногда на обыденном уровне возникают оценочные суждения типа «казахам легче сделать карьеру», «незнание казахского языка закрывает доступ на государственную службу» и т.д. Сегодня в Казахстане, на наш взгляд, созданы все правовые условия, что бы пресечь дискриминацию по этническому признаку. Главными условиями в карьерном росте, профессиональной реализации являются профессионализм, трудолюбие, креативное мышление, образование. В этом смысле «популярность» такого ответа студентов свидетельствует о понимании природы межнациональных отношений, внутренних механизмов формирования культуры межнациональных отношений. Одним из правовых условий формирования межнациональной гармонии является, по мнению студентов, ужесточение наказания за разжигание межнациональной розни. Так ответили 14,1% опрошенных студентов. 30% респондентов считают, что в значительной мере укреплению межнациональных отношений в обществе способствует рост благосостояния населения. Действительно, многие проблемы в обществе (преступность, этническое неприятие, религиозная вражда) имеют в своей основе материальные предпосылки. Общеизвестно, что молодые люди, вступающие в различного рода нетрадиционные религиозные организации, как правило, имеют проблемы материального характера (нет работы, образования, низкая заработная плата, отсутствие жилья). Как сообщают средства массовой информации, ряд молодых людей уехавших в Сирию бороться за «идеалы» так называемого «исламского государства» хотели просто поправить свое материальное положение. Другие, так называемые «волонтеры» редко критично относятся к себе, к своим возможностям и в качестве причин собственных неудач обозначают государство, в котором господствуют светские идеалы и ценности. Они осознают себя как жертву этого, по их мнению, бездуховного социума. Таким образом, ответственность перекладывается на источник вне их собственной жизненной стратегии и ориентации.

Мы уже отмечали, что большинство опрошенных студентов идентифицировали себя с той или иной религиозной конфессией. Важно понять, каким образом их религиозные представления, идеалы позволяют им оценивать, воспринимать представителей других религиозных приоритетов, то есть хотелось бы определить так называемый «градус» толерантности. Ответы разложились следующим образом: положительно относятся к представителям других религий 41,1% опрошенных, нейтрально 42,5% и отрицательно 13,1%. При подавляющем большинстве позитивных и нейтральных оценок вызывает напряжение тринадцатипроцентное отрицательное, агрессивное неприятие чужих религиозных взглядов и позиций. Думается, что одной из причин такого положения дел, являются участившиеся случаи экстремистских нападений, демаршей, преподносимых под религиозным «соусом». Свою роль сыграли и сторонники «ИГИЛ», скандалы в католической епархии (случаи педофилии), личный негативный опыт общения со священнослужителями и т.д. Отсюда, на наш взгляд, и возникает неприятие чужих религиозных взглядов. Если принять во внимание и то обстоятельство, что опрошенные – это молодые люди, то понятно, что для молодежи характерны порой однозначность взглядов, некритическое восприятие информации, оценочный максимализм.

Одной из примет времени сегодня стало появление различного рода нетрадиционных религиозных течений, движений, групп, конфессий. Все они претендуют на новизну своих мировоззренческих откровений или, как правило, говорят о правильном, только им доступном, «чтении» священных текстов. Одним из важнейших направлений в деятельности этих миссионеров является приобщение к предлагаемой религиозной культуре новых последователей. 13,1% молодых людей, участвовавших в опросе, ответили, что сталкивались с попытками привлечь в религиозные объединения нетрадиционного типа. При этом 26,6% студентов ответили утвердительно на вопрос о том, что имеют представление о нетрадиционной религии.

Анализ ответов студентов, участвовавших в опросе, позволяет сделать вывод о том, что устойчивых, четко структурированных, личностно-понятых представлений о религии молодых людей пока нет. Все их позиции, как правило, взяты из чужого опыта, информационных каналов, тиражируемых представлений о религии. По ответам становится понятно, что отсутствие четких позиций в этом вопросе может привести к социально-уязвимой позиции в будущем. Это отсутствие может стать основанием участия неокрепших, с точки зрения сознания, молодых людей в деятельности различного рода нетрадиционных религиозных объединений и организаций. А что еще опаснее в организациях экстремистского толка. Итоги данного социологического исследования могут и должны лечь, на мой взгляд, в основу новых социальных параметров в формировании государственной и общественной политики в области религиозного просвещения, в обновлении наших образовательных форматов.

УДК 316.7 (574)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.017 с.)