Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодёжь и власть в современной России. Молодёжные движения

Поиск

Молодежь в России по-прежнему остается аполитичной и общественно пассивной социальной группой, тем не менее в последнее время наметилась некоторая активизация молодежных объединений и молодежной политики в целом. Это происходит в связи с особенностями политического режима в стране: ограничительными действиями российской власти, негативными тенденциями, связанными с выстраиванием авторитарной модели управления государством и нежеланием правительства решать актуальные проблемы молодых людей. Свою роль играет и сложность с устройством молодежи в жизни (работа, учеба, армия), в связи с чем наблюдается активизация усилий молодых людей, которая частично реализуется в виде социальных движений. Причинами роста студенческих общественно-политических движений также являются ненасильственные революции на постсоветском пространстве, где важнейшую роль играл молодежный протест, и если он дал позитивные результаты, то этот опыт служит примером.

С одной стороны, для выражения протеста авторитарным тенденциям молодежь объединяется в студенческие клубы или общественно-политические движения, такие как общественное движение "Оборона", "Молодежное "Яблоко"", движение "ДА", ассоциация студентов "Я думаю", Молодежный левый фронт. С другой стороны, власть сама создает молодежные движения для устранения угрозы так называемой "оранжевой революции" в России и дискредитации оппозиции. Здесь стоит отметить "Идущих вместе", движения "Наши" и "Россия молодая". Получение поддержки высшего руководства страны со стороны молодежных объединений считается основным приоритетом государства в области молодежной политики. Вместе с этим практически исчезла публичная молодежная политика, альтернативной площадкой, куда уходит вся активность, становится улица, где, возможно, будет решаться судьба страны, подобно Грузии или Украине.

Численность молодежных организаций в современной России по объективным причинам не очень велика. Государство, используя практически неограниченные административные и финансовые ресурсы, стремится формировать массовые движения, привлекая сторонников деньгами, перспективами карьерного роста. Взамен требуется фактически лишь участие в массовых митингах. Подобные организации формально имеют десятки тысяч членов. Протестные же группы в основном создаются по идеологическим соображениям. Имея минимальные ресурсы, оппозиционерам удается формировать молодежные организации в составе от нескольких сотен до нескольких тысяч участников.

 

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

В истории философской мысли вопрос о взаимоотношении морали и политики трактовался от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Макиавелли, Гоббс) до признания, что мораль и политика могут быть сведены друг к другу (морализаторский подход). Взаимодействие морали и политики разнообразно и многопланово. Политическая борьба неизбежно сопровождается столкновением моральных установок. Политике присущи определенная стратегия и тактика, а также законы, нарушать которые нельзя безнаказанно, и вместе с тем в своих стратегических целях политика содержит моральные ценности, следовательно, внутреннюю моральную ориентацию. Политика в тактике, в выборе целей и средств исходит из их эффективности и доступности, однако не должна игнорировать их моральной оправданности. Мораль воздействует на политику через нравственные оценки и ориентации. Политика также оказывает воздействие на мораль, но, как показывают факты отечественной истории, в сторону ее попирательства.

Все формы общественного сознания, отражая единое общественное бытие и обладая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания.

Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья и т.д., то есть приобретают нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики. Проблему взаимодействия политики и морали можно решать в различных аспектах под разными углами зрения. На наш взгляд, представляет интерес концепция А.Оболонского, изучающего историю России в рамках двух фундаментальных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на мир, в которых отражены все многообразные формы человеческой цивилизации:

1. Системоцентрицизм

2. Персоноцентризм

В персоноцеристнтской шкале индивидуум является высшей точкой, мерой всех вещей. Все явления социального мира рассматриваются сквозь призму человеческой личности.

В системоцентристской шкале индивидуум либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель. Россия относится к системоцентризму.

Эти две формы представляют собой два этических генотипа. Основное различие между ними состоит в противоположности подходов к разрешению моральных конфликтов. В основных ветвях российской народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция общество - личность даже не возникала не потому, что была гармония, не потому, что не было противоречий, а потому, что все противоречие разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречия с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.

Лишь в начале XIX персоноцентризм стал представлять в России заметную социальную величину, и весь XIX прошел под знаком развития, улучшения, укрепления этой породы, расширения ее социальной базы.

К началу XX персоноцентристский генотип в русском обществе получил права гражданства и принадлежность к нему стала ведущим признаком интеллигенции.

Персоналистское мышление XX века существует во множестве вариантов, но для всех них. Человек есть исток и завершение антропологической картины. Человек признается мерой всех вещей. Гуманистический принцип заключается в том, “что нет ничего более высокого и более достойного, чем человеческая жизнь”. Двадцатая статья Конституции Российской Федерации подтверждает, что “каждый имеет право на жизнь”, но в этой же статье говорится и о возможности смертной казни: “Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”. Итак, вопрос о соотношении признания ценности человеческой жизни и допущения смертной казни - одна из острых моральных проблем наших дней. В каждой цивилизации существуют свои моральные проблемы, обусловленные конкретными историческими условиями, но все они так или иначе являются разными гранями общих моральных проблем человека.

 

 

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ.

Взаимоотношения церкви и государства могут выражаться одним из двух способов:

§ наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

§ режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Отделение церкви от государства означает лишь её отделение от учреждений управления, поскольку церковь представляет собой не только духовную, но и социальную организацию, и государство активно взаимодействует с церковью в сфере социальных отношений и в режиме отделения церкви от государства.

Российский государствовед Л. А. Тихомиров выделял три типа отношений государства к религии:

§ превращение государственной власти в центр религии (цезаропапизм);

§ подчинение государства церковным учреждениям (папоцезаризм);

§ союз государства с церковью.

Папоцезаризмом называют ситуацию, в которой патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства. В наиболее ярком виде папоцезаризм был характерен для средневековой Западной Европы, где католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в ней, хотя и далеко не всегда, о чём свидетельствует, например, авиньонское пленение пап.

Под цезаропапизмом понимается явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, особенно когда они пытаются определять её вероучение. Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

В истории России формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:

§ Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

§ Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). Взаимодействие политики и религии проявляется в использовании религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, в первую очередь, стоящими у власти.

§ Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись социальные и национально-освободительные движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих его регионах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.011 с.)