Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука и ее место в системе общественных наук.

Поиск

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.

Политология - наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:

1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;

2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,

3) выработка объективных критериев социального измерения политики.

Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.

1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.

2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.

3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.

К исследованию политики, однако, имеют отношение не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука (которой мы коснемся позднее) и другие науки. Понятия и категории,, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания.

Поскольку политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений, ибо чтобы действительно знать предмет, надо всесторонне изучить его.

Существует ряд практических и теоретических предпосылок, обусловливающих значение этой отрасли социального знания, ее включение в структуру гуманитарного образования.

В первую очередь к ним относятся потребности практического характера, т.к. политология имеет дело с таким массовым общественным явлением как политика. Заниматься политикой в условиях происходящих ныне преобразований - значит рассматривать общественную жизнь с точки зрения того, какие массы людей вовлечены в эти преобразования,, как они воспринимают их, на какие социальные инициативы готовы, какую активность проявляют в них. Кроме того, политология исследует особую сферу общественной жизни - политическую, в которой сосредоточены основные рычаги управления обществом - государство, партии, профсоюзные и иные общественно-политические организации. От того, как будут взаимодействовать между собой эти организации, каким содержанием будет наполняться их деятельность зависит не только сам процесс радикальных преобразований, но и их результаты.

Существуют и очевидные потребности организационного характера, появление которых обусловлено необходимостью подготовки специалистов самого широкого политического профиля, способных решать практические и теоретические проблемы. Кроме того, существуют потребности теоретического и исторического характера.

Методы политологии

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход»

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

 

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

В истории философской мысли вопрос о взаимоотношении морали и политики трактовался от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Макиавелли, Гоббс) до признания, что мораль и политика могут быть сведены друг к другу (морализаторский подход). Взаимодействие морали и политики разнообразно и многопланово. Политическая борьба неизбежно сопровождается столкновением моральных установок. Политике присущи определенная стратегия и тактика, а также законы, нарушать которые нельзя безнаказанно, и вместе с тем в своих стратегических целях политика содержит моральные ценности, следовательно, внутреннюю моральную ориентацию. Политика в тактике, в выборе целей и средств исходит из их эффективности и доступности, однако не должна игнорировать их моральной оправданности. Мораль воздействует на политику через нравственные оценки и ориентации. Политика также оказывает воздействие на мораль, но, как показывают факты отечественной истории, в сторону ее попирательства.

Все формы общественного сознания, отражая единое общественное бытие и обладая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания.

Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья и т.д., то есть приобретают нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики. Проблему взаимодействия политики и морали можно решать в различных аспектах под разными углами зрения. На наш взгляд, представляет интерес концепция А.Оболонского, изучающего историю России в рамках двух фундаментальных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на мир, в которых отражены все многообразные формы человеческой цивилизации:

1. Системоцентрицизм

2. Персоноцентризм

В персоноцеристнтской шкале индивидуум является высшей точкой, мерой всех вещей. Все явления социального мира рассматриваются сквозь призму человеческой личности.

В системоцентристской шкале индивидуум либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель. Россия относится к системоцентризму.

Эти две формы представляют собой два этических генотипа. Основное различие между ними состоит в противоположности подходов к разрешению моральных конфликтов. В основных ветвях российской народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция общество - личность даже не возникала не потому, что была гармония, не потому, что не было противоречий, а потому, что все противоречие разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречия с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.

Лишь в начале XIX персоноцентризм стал представлять в России заметную социальную величину, и весь XIX прошел под знаком развития, улучшения, укрепления этой породы, расширения ее социальной базы.

К началу XX персоноцентристский генотип в русском обществе получил права гражданства и принадлежность к нему стала ведущим признаком интеллигенции.

Персоналистское мышление XX века существует во множестве вариантов, но для всех них. Человек есть исток и завершение антропологической картины. Человек признается мерой всех вещей. Гуманистический принцип заключается в том, “что нет ничего более высокого и более достойного, чем человеческая жизнь”. Двадцатая статья Конституции Российской Федерации подтверждает, что “каждый имеет право на жизнь”, но в этой же статье говорится и о возможности смертной казни: “Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”. Итак, вопрос о соотношении признания ценности человеческой жизни и допущения смертной казни - одна из острых моральных проблем наших дней. В каждой цивилизации существуют свои моральные проблемы, обусловленные конкретными историческими условиями, но все они так или иначе являются разными гранями общих моральных проблем человека.

 

 

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ.

Взаимоотношения церкви и государства могут выражаться одним из двух способов:

§ наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

§ режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Отделение церкви от государства означает лишь её отделение от учреждений управления, поскольку церковь представляет собой не только духовную, но и социальную организацию, и государство активно взаимодействует с церковью в сфере социальных отношений и в режиме отделения церкви от государства.

Российский государствовед Л. А. Тихомиров выделял три типа отношений государства к религии:

§ превращение государственной власти в центр религии (цезаропапизм);

§ подчинение государства церковным учреждениям (папоцезаризм);

§ союз государства с церковью.

Папоцезаризмом называют ситуацию, в которой патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства. В наиболее ярком виде папоцезаризм был характерен для средневековой Западной Европы, где католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в ней, хотя и далеко не всегда, о чём свидетельствует, например, авиньонское пленение пап.

Под цезаропапизмом понимается явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, особенно когда они пытаются определять её вероучение. Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

В истории России формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:

§ Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

§ Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). Взаимодействие политики и религии проявляется в использовании религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, в первую очередь, стоящими у власти.

§ Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись социальные и национально-освободительные движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих его регионах.

ПОЛИТИКА И ПРАВО

Политика - определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. Право и политика - две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы.

Для политики приоритетны, как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. Законы - это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.

Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера - это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления - это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и "устойчивы", а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика - более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни.

Наконец, различие между политикой и правом состоит в том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом и властными структурами, а право меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение - способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу "революционной" или иной "политической целесообразности");

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства

 

 

Политическая легитимность

Применительно к политической легитимности известный английский политолог Дэвид Битэм разработал «нормативную структуру политической легитимности»:

1. власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;

2. эти правила оправданы путём ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;

3. имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам.

Легальный — признаваемый законом, соответствующий закону.

 

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 

Политические выборы – это участие граждан в осуществлении государственной власти путем свободного, тайного, альтернативного голосования для формирования органов власти в соответствии с волей и интересами избирателей.

Политические выборы – это не только непосредственное голосование, но и широкий комплекс мероприятий и процедур относительно формирования управленческих органов в государстве. Главными среди них являются:

· Назначение выборов и определение даты их проведения;

· Определение границ избирательных округов и избирательных участков;

· Создание избирательных комиссий (Центральной, окружной, участковых);

· Составление списков избирателей;

· Выдвижение и регистрация кандидатов;

· Проведение предвыборной агитации;

· Голосование и подсчет голосов;

· Оглашение ведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов.

Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства

Пропорциональная система - Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Смешанная (гибридная) избирательная система – система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Принципы: всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование, свобода выборов, наличие альтернативы, конкурентность выборов, периодичность и регулярность выборов, равенство возможностей кандидатов.

Социально-политическая технология избирательной кампании – анализ социально-политических проблем большинства избирателей. Предвыборные обещания, сделанные на основе анализа проблем.

Например: Проблема – высокая безработица, решение проблемы - создание новых, высокооплачиваемых рабочих мест.

 

29.

Бюрократия - под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым); также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.

Существование бюрократии не связано с определенной формой правления; оно возможно в государствах республиканских и монархических, в монархиях неограниченных и конституционных. Побороть бюрократию крайне трудно. Новые учреждения, если только они вводятся в жизнь под покровом бюрократии, немедленно проникаются её духом. Даже конституционные гарантии здесь бессильны, ибо никакое конституционное собрание само не управляет, не может даже давать управлению устойчивое направление. Во Франции бюрократические формы управления и административная централизация получили даже новую силу именно после переворотов, создавших новый порядок вещей.

Провозглашение начала народного самодержавия не только не привело к развитию учреждений местных, но разрушило остатки старых союзов, усилило значение центральной власти, как органа «народной воли». Формы правления менялись, одно правительство сменяло другое, но характер управления оставался всё тот же бюрократический, и это до самого последнего времени, когда законодательство Третьей республики сделало несколько шагов в другом направлений. В Пруссии постепенное преобразование местного управления на началах децентрализации и самоуправления началось только четверть века спустя после событий 1848 года. Децентрализация и самоуправление единственные средства к ослаблению бюрократии: они суживают район её деятельности и поражают её кастовый дух.

Родоначальником бюрократии в России часто считают Петра I, а её утвердителем и окончательным организатором — графа Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, — а централизация порождает бюрократию. Только исторические основы русской бюрократии — другие в сравнении с бюрократиями западноевропейскими.

На Западе (за исключением Англии и Швейцарии) чиновничество сыграло видную историческую роль: оно соединило в одних руках раздробленную верховную власть и служило сплочению национальностей и государств. Бюрократия набиралась там из среднего класса, заключившего в своё время союз с королевской властью для низложения феодализма. Французский легист был человек «худородный», враждебно относившийся к гордой провинциальной аристократии, которую он должен был обессилить. Не то было в России: наше дворянство вышло из среды бюрократии и было сословием по преимуществу служилым. Проследить влияние кровной связи между дворянством и чиновничеством на характер управления возможно только при изложении истории местного управления в России.

 

30.

Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.

Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.

Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.

Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых:

суды отделены от других ветвей власти и изолированы от внешнего давления

судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов

существуют гарантии справедливого рассмотрения дела

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Характерные черты

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
  • Высокий социальный статус
  • Значительный объем государственной и информационной власти
  • Непосредственное участие в осуществлении власти
  • Организаторские способности и талант

Гарантии против деградации

  • Широкая гласность (свобода слова, отсутствие монополии на средства массовой информации, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения)
  • Политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит)
  • Разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил)
  • Открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц)
  • Строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом

Различают две фазы этой политической социализации:

1)Политическая адаптация, т.е. интеграция индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;

2)Политическая интериоризация, т.е. включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

Понятие «политической социализации» включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

Критерии политического развития личности: наличие системы политических ценностей, норм; способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям; степень активности в политической жизни; уважение к другим взглядам и позициям; общий уровень политической культуры; способность включить других в политическую деятельность; способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике; стабильность политических мотивов

Агенты политической социализации — это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится прежде всего государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы; и т. д.

Большинство из названных агентов выполняют свою функцию на поздних стадиях социализации, когда основы политических знаний и моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют семья, школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

1)Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

2)Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

3)Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

1)индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

2)групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

3)массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

1)регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2)оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3)интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4)познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5)прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6)мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.019 с.)