Политическая культура и ее типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая культура и ее типы



Политическая культура — составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов: интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.

Особенность политической культуры заключается в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются и т. д. Формы их реализации, их приятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками его политической культуры.

Политическая культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.

Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Одна из важнейших функций политической культуры - политическая социализация граждан.

Политическая культура формируется десятилетиями и столетиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. В этом деле большая роль принадлежит целенаправленной деятельности общества, его институтов, борьбе с субъективизмом, догматизмом и волюнтаризмом.

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении "Гражданская культура". Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры:

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

1)Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

2)Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

3)Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

1)индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

2)групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

3)массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

1)регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2)оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3)интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4)познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5)прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6)мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

Сущность политической идеологии

В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.

Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.

Структура идеологии:

§ политическая теория

§ общественно-политический идеал ("светлое будущее")

§ концепция политического развития

§ политические символы

Анархизм

Анархизм (в переводе с греческого — безвластие) — социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государственной власти и выступающее за освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Основным принципом анархизма является добровольность человеческих взаимоотношений.

Марксизм (коммунизм)

Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!». Учитывая ограниченность способностей и неограниченные потребности человека данный принцип является утопичным по смыслу.

Социал-демократия

Социал-демократия (социал-реформизм) обосновывает необходимость реформирования капиталистической системы с целью построения социального государства. По мнению социал-демократов, необходим диалог между народом и крупными собственниками, посредником в котором должно выступить государство.

1. Безусловная ценность человеческой личности

2. Изначальное равенство перед законом

3. Неотчуждаемые права

4. Договорной характер отношений индивида и государства

5. Верховенство закона как инструмента социального контроля

6. Защищенность частной жизни человека и свободы его действия

7. Диалог между слоями общества, посредник - государство

8. Широкая социальная поддержка населения, уменьшение социального разрыва

Фашизм и нацизм

Фашизм с момента своего зарождения выражает интересы агрессивных сил общества и характеризуется следующими чертами:

§ национализм,понимаемый как духовное единение всех частей нации ради некой общей ("героической") цели

§ применение крайних форм насилия против оппозиции

§ расизм (более характерен для нацизма)

§ широкое использование государственно-монополистических методов регулирования

§ максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни

§ социальная демагогия

Исторически, государством наиболее полно реализовывающим принципы фашизма была Италия в период правления Бенито Муссолини. Схожим является и режим Национал-Легионерского государства в Румынии (лидер и идеолог - Корнелиу Зеля Кодряну) Ещё одним примером реализации фашизма является Германия в период правления Адольфа Гитлера (нацизм или национал-социализм) Кроме того, нередко к фашистским причисляют национал-синдикалистский режим генерала Франко в Испании 1939-1978 гг.,а также почти все крайне правые политические режимы Европы того же времени (диктатура Салазара в Португалии,Правительство Виши в Южной Франции в период Второй Мировой войны и т.д.).

В наиболее упрощенном виде фашизм можно описать как сочетание элементов национализма,синдикализма (корпоратизма) и этатизма, при этом,в своей политической программе фашистские организации могут обращаться к идее построения социального государства.

Консерватизм

Консерватизм является приверженностью традиционному миропорядку. Неотъемлемой чертой консерватизма является уважение к частной собственности. Одна из главных черт консерватизма — неприятие революционных изменений.

Джамахирия

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.

В октябре 2011 года Ливия провозглашена исламской республикой.

 

 

СМИ И ВЛАСТЬ

Москва, 24 октября, НИА - Взаимоотношение всех ветвей власти со СМИ будет пересмотрено. Это касается как правовой базы, так и политики государства в целом. Об этом шел разговор в рамках Всероссийского Медиафорума «Единой России». Правительством России в настоящее время готовятся изменения в ряд законов, касающихся деятельности журналистов. Это такие нормативные акты, как закон «Об авторском праве», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О СМИ». Об этом во время проведения круглого стола на тему «СМИ и власть. Путь конструктивного сотрудничества» рассказал собравшимся председатель комитете Госдумы по информационной политике Амвер Корнеев.
При этом было отмечено, что сегодня нередко слышны утверждения о том, что в России ущемляются права журналистов. Для того, чтобы законы стали наиболее эффективными, во время заседания от представителей Госдумы прозвучало предложение к журналистам принять участие в разработке этих законов на стадии формирования поправок, а также высказать свое мнение, когда нормативные акты будут подготовлены. Конкретные примеры столкновения интересов СМИ и местных органов власти говорят о необходимости установить более тесное сотрудничество. Об этом можно судить по выступлению заместитель полпреда Президента ПФО Любви Глебовой. По ее словам, журналисты по долгу службы должны доносить информацию до своей аудитории. Однако стремление рассказывать обо всем, в том числе и негативном, чаще служит во вред. Пример тому - стиль освещения вспышек заболевания. "Если рассказ идет только об увеличении количества заболевших, при этом игнорируется тот факт, что лечение проходит успешно, нагнетается напряженность в обществе", - привела пример Любовь Глебова. Именно поэтому пресс-службы различных ведомств, по словам собравшихся, выступают одновременно и партнером СМИ, и, в тоже время, своеобразным информационным барьером. Однако путь решения, по мнению участников круглого стола, состоит в обоюдной ответственности власти и журналистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.025 с.)