Светская и религиозная духовность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светская и религиозная духовность



Клишина М.В. к.ф.н., профессор, Васильева Е. ст.гр.ТУР 14с КЭУК, Караганда, Казахстан

 

В современных условиях, когда развал государственности стал угрожающим, процесс утраты национального самосознания нарастает катастрофическими темпами, как никогда ранее необходима объединяющая идея, цементирующая основа людского общежития России. Такой цементирующей, объединяющей основой может и должна стать духовность. Понятие духовность содержит в себе два начала, т.е. религиозное и светское. Религиозная духовность уходит корнями в далёкое прошлое Руси и России и, наверное, поэтому весьма ценна для настоящего и будущего поколений/

Духовность – это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты - совесть, честь, достоинство и т. п. [1].

Религиозное понимание духовности - это воплощение в личности нравственного закона Бога. Процесс «обожения» личности. С точки зрения богословов, духовность основывается исключительно на трансцендентности.

Светское понимание духовности - следование нравственным принципам, законам и Абсолютам, выкристаллизованным из человеческих отношений в течение длительного и противоречивого развития человечества. Духовность сопричастна вечности. Духовность - стержень культуры. Стержнем же духовности выступает - диалог. Через диалог преодолевается односторонность и религиозного и светского понимания духовности.

Диалогический подход к духовности не сводится лишь к противопоставлению взглядов верующих и неверующих. Это соприкосновение «друг с другом на территории общей темы, общей мысли» (М.М.Бахтин), взаимодействие равноправных личностей в целях достижения согласия.

Духовность сопричастна вечности. Духовность - стержень культуры. Стержнем же духовности выступает – диалог. Через диалог преодолевается односторонность и религиозного и светского понимания духовности.

Диалогический подход к духовности не сводится лишь к противопоставлению взглядов верующих и неверующих. Это соприкосновение «друг с другом на территории общей темы, общей мысли» (М.М.Бахтин), взаимодействие равноправных личностей в целях достижения согласия.Но одухотворение - считали Святители Церкви - не приходит к человеку с рождения, а формируется и воспитывается благодаря Церкви, восприятию нравственных норм христианства, саморазвитию и самовоспитанию человека.

В чем же отличие светского и церковного понимания духовности? В.Д.Шадриков отмечал, что «основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры, религиозной моралью и т. д. Вера - это состояние души верующего человека, признающего существование Бога бесспорной истиной и непререкаемость Его великих заповедей.

Человек верующий не только верит, но и действует в соответствии с верой и свое поведение строит соответствующим образом. Совершает добро, и, естественно, это его возвышает, придает поведению целостность и дает человеку счастье. И, действительно, можно сказать, что в этом случае верующий человек духовен».

Оппозиция интеллектуального и духовного начал культуры имеют многообразные формы выражения: теоретический и практический разум, истина и ценность, знание и вера, наука и идеология и т.д. Но самой широкой характеристикой духовности можно считать ее признание ценностной формой сознания, отражающей смысложизненные экзистенциальные проблемы человека. Духовность не исключает знаний, рациональности, интеллекта. Истина тоже есть ценность. Прогресс познания оказывает огромное влияние на духовную сферу, ибо решение многих смысложизненных проблем зависит от того уровня и объема знаний, которым обладает данная эпоха. Но в духовной сфере знания как бы не самоценны, а играют служебную роль. Кроме того, эта сфера включает в себя массу других проявлений человеческой психики.

В фокусе духовной сферы человек как субъект, как носитель культуры, как родовое существо и как индивидуальность, личность с ее системой ценностей. Духовность человека, бесспорно, следствие его социальности. Она немыслима вне связи сдругим, вне субъект-субъектного отношения, вне общения. Духовность нравственно окрашена и все ее проблемы подлежат нравственной оценке. Мир, его свойства в этой сфере интересуют человека не сами по себе, а в их отношении к субъекту.

Духовная сфера не остается неизменной, как и все в этом мире. Но ее динамика имеет мало общего с прогрессом познания, где, правда, имеются мировые загадки типа происхождения жизни или возникновения человека, но развитие идет за счет постановки и решения все новых проблем. В области духа, напротив, преобладают вечные проблемы, меняются лишь их интерпретации, и новое далеко не всегда устраняет прежнее.

Духовность неразрывно связана с религией. Так считают все верующие. Лишь в обращении к Богу, через отношение с Ним могут решаться духовные, нравственные проблемы, поддерживаться добро. Если Бога нет, все дозволено, духовность исчезает. С другой стороны, религия никогда не предотвращала преступлений, убийств, насилия, войн. Оправдание существования в мире зла - основа теодицеи. Духовность - атрибут человека как субъекта, а бездуховность - признак утраты личностью ее субъектных качеств, ее вырождение. По большому счету это именно так.

Светская духовность имеет такое же право на существование, как и религиозная и сторонникам того и другого типа духовности следует проявлять терпимость к иной позиции. Вместе с тем, следует учитывать, что религия за тысячелетия своего существования накопила огромный и подчас ценный опыт духовной деятельности.

Духовная сфера не остается неизменной, как и все в этом мире. Но ее динамика имеет мало общего с прогрессом познания, где, правда, имеются мировые загадки типа происхождения жизни или возникновения человека, но развитие идет за счет постановки и решения все новых проблем. В области духа, напротив, преобладают вечные проблемы, меняются лишь их интерпретации, и новое далеко не всегда устраняет прежнее.

Духовность неразрывно связана с религией. Так считают все верующие. Лишь в обращении к Богу, через отношение с Ним могут решаться духовные, нравственные проблемы, поддерживаться добро. Если Бога нет, все дозволено, духовность исчезает. С другой стороны, религия никогда не предотвращала преступлений, убийств, насилия, войн. Оправдание существования в мире зла - основа теодицеи. Духовность - атрибут человека как субъекта, а бездуховность - признак утраты личностью ее субъектных качеств, ее вырождение. По большому счету это именно так.

Светская духовность имеет такое же право на существование, как и религиозная и сторонникам того и другого типа духовности следует проявлять терпимость к иной позиции. Вместе с тем, следует учитывать, что религия за тысячелетия своего существования накопила огромный и подчас ценный опыт духовной деятельности.

В понимании сущности духовности существуют две тенденции – религиозная и светская.

С религиозной точки зрения духовность – это воплощение в человеке нравственного закона бытия, данного Богом. Духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность таким образом базируется на сверхъестественном трансцендентном начале. В философии под трансцендентным началом понимается то, что выходит за пределы возможного опыта (И.Кант) [2].

Данное понятие обозначает и освобождение человека от себялюбия, и выражает отношение открытости в общении с другим. В проблеме трансцендентности отражается и путь гуманизации всех отношений в обществе [3;4;5;6]. В светской традиции трансцендентное - это выход за собственные временные рамки, преодоление недостатков и устремленность в будущее. Трансцендентность многолика и проявляется то в светском, то в религиозном своем аспекте [7;8].

В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» - духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. Духовность многогранна и многопланова и не сводится, естественно, к религиозности. В онтологическом, гносеологическом и аксиологическом планах она соотносится с трансцендентностью, но не сводится к ней.

Духовность всегда сопричастна вечному и Абсолютному. Светское ее понимание – это неуклонное следование нравственным принципам и законам, нормам и запретам, выкристаллизованным из естественных, человеческих отношений. Такое понимание феномена духовности не позволяет ограничиваться при его анализе рамками каких-либо мировоззренческих систем и жестких идеологических ориентиров, а требует учета и использования позитивных моментов всех мировоззренческих систем, включающих инвариантные для всех духовные начала.

Духовность - это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты.

Духовность есть одухотворенность жизни человека высокими нравственными идеалами, наполненность ее христианскими добродетелями, постоянное совершенствование себя. Такая духовность коренным образом преобразует человека и всю его жизнь.

Духовность - это тот внутренний стержень, который формирует личность, тот внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности, или то, что воодушевляет на подвиг, подвижничество, жертвенность, героизм.

Преп. Серафим Саровский путь очищения от греха определял как «стяжание Святого Духа», то есть обретение человеком «духовных сокровищ», обретение им духовности.

Основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения определяется канонами веры, религиозной моралью. Религиозная духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность, таким образом, базируется на сверхъестественном трансцендентном начале.

В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» - духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры [9].

Библиографический указатель:

1.Каган М.С. О духовном//Вопросы философии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1985.

2.Кант И. Религия в пределах только разума//Трактаты и письма. - М., 1980.

3.Капустин Н.С. Свобода совести - общечеловеческая ценность. Ростов-на-Дону, 1991.

4.Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. Серия «Мыслители», выпуск 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

5.Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки, 1991.

6.Логинов Л.Ф. Сущность духовности. Православный голос Кубани: август 2003., №8.

7.Симонов Г.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989.

8.Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1993.

9.Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Логос, 2004.

УДК 316.74 (574)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.013 с.)