Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный экстремизм в Казахстане: миф или реальность

Поиск

Шакен И.К. КЭУК, Караганда, Казахстан

 

Термин «религиозный экстремизм» не имеет четких правовых «границ», и как политический экстремизм, действует в пределах религиозных догм. Ни одна мировая религия на доктринальной основе не призывает к насилию. Однако при всей абстрактности и двусмысленности религиозных текстов, в определенных условиях религия считает насилие возможным, оправданным и даже необходимым.

Религиозный экстремизм возможно определить как использование религиозного лозунга для реализации политических интересов методами насилия, игнорирующими государственное и международное право. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. [1]

На сегодняшний день в стране официально запрещена деятельность таких экстремистских и террористических организаций как «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движения «Талибан», «Боз Гурд», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайиба», «Общество социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «АУМ Синрикё» и «Хизбут-Тахрир».

Наблюдаемое «религиозное пробуждение» конца XX – начала XXI веков охватившее страны Центральной Азии сказалось и на Казахстане. Интерес к собственным корням, религии проявляется в строительстве мечетей и знакомстве с религиозной литературой и пр. в целом положительными явлениями. Следует отметить, что вместе с умеренной религиозной литературой и проповедниками, в регион проникают и экстремистские идеи захватывающие умы молодежи. Следствием этого является отток некоторых наиболее радикально настроенных лиц в страны Ближнего и Среднего Востока для участия в вооруженных действиях на стороне исламистов. В интернете появляется информация о боевиках террористических группировок родом из Казахстана воюющих на Ближнем и Среднем Востоке. Эксперты называют разные цифры представителей стран Центральной Азии участвующих в боях на стороне исламистов в Сирии и Ираке. Численность казахстанцев варьируется от 1000 человек (с позиции антитеррористического центра США) до 400 (данные Международного центра исследования радикализма и политического насилия). Пропаганда религиозного экстремизма из вне ложится на подготовленную почву в особенности в Западных и Южных провинциях Казахстана. По словам главного имама Мангистауской области Дуйсена Хасниязова, впервые «ваххабиты» появились в регионе в 1994 г. Множество салафитов присутствует также и в Южном Казахстане. По мнению политолога В.Н.Романовой количество незарегистрированных мечетей вдвое превышает количество зарегистрированных в духовном управлении мусульман Казахстана. Как указывает эксперт, это уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети Сайрамского района в Южно-Казахстанской области. [2]

В законодательной сфере был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, в том числе религиозному.

В Указе Президента РК от 10 февраля 2000 г. № 332 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» перед органами государственной власти были поставлены следующие задачи. Это – проверка соблюдения законности религиозными объединениями и духовными учебными заведениями, а также благотворительными, культурными и образовательными организациями с иностранным участием; проведение мониторинга деятельности религиозных объединений; обеспечение проведения религиоведческой экспертизы распространяемой в стране литературы и др. [3]

Были приняты Закон РК от 13 июля 1999 г. № 416-I «О борьбе с терроризмом» [4]; Закон РК от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму» [5].

Для предотвращения проявлений экстремизма казахстанские органы власти начали осуществлять мониторинг исламских объединений. Государство приступило к упорядочению деятельности религиозных, прежде всего миссионерских организаций. В 2000 г. из Алматинской и Южно-Казахстанской областей было депортировано 69 зарубежных исламских проповедников [8].

Причины возникновения религиозного экстремизма:

1. указывается деятельность зарубежных миссионеров;

2. отсутствие правовых аспектов урегулирования межрелигиозных конфликтов в Казахстане;

3. полное бездействие действующих властей;

4. религиозная безграмотность населения.

Факторы способствующие возникновению религиозного экстремизма:

1. снижение жизненного уровня населения;

2. прогрессирующая безработица.

Факторы, которые не позволяют развивать религиозным экстремизмом:

1. традиционный ислам среди титульной нации не имеет глубоких корней и является больше историко-культурным фоном;

2. сложившийся определенный менталитет населения Казахстана позволяет говорить о толерантном отношении ко всем религиозным объединениям;

3. среди населения Республики отсутствуют многочисленные группы, способные стать носителями экстремизма;

4. существует контроль со стороны государства за деятельностью религиозных объединений, который во многих случаях не позволяет религиозным объединениям проводить открытую пропаганду своих воззрений или учений.

Активизация пропаганды международного религиозного экстремизма нацеленного в основном на молодежь, в совокупности с неспособностью задавить экстремистов силовыми методами позволяет писать о высоком потенциале исламистских группировок в Казахстане, включая регионы непосредственно граничащие с Россией на западе республики. Можно предположить, что экстремисты постараются использовать сложный национальный состав Казахстана в целях пропаганды религиозного экстремизма и сепаратизма среди «нетитульных» мусульманских народов страны. В этом контексте салафизм в сочетании с национализмом может распространяться и на российские территории со значительным мусульманским населением (со стремлением вбить клин между татарами, башкирами, аварцами, даргинцами и пр. мусульманскими народами и русскими). 93

Казахстанское общество сегодня сталкивается с многообразными

вызовами, внутреннего и внешнего происхождения.

Прежде всего, не стоит забывать, что Казахстан является частью центрально-азиатского региона, считающегося одним из наиболее потенциально конфликтогенных зон в мире. Наиболее серьезным идеологическим вызовом духовно-религиозной целостности казахстанского общества, на постсоветском пространстве стала деятельность салафизма. Салафизм -направление мусульманской мысли, призывающее ориентироваться на пример пророка, его сподвижников и праведных предков (ас-салаф ас-салихин) и жить по канонам времени пророка. Салафиты считают необходимым понимание всех вероучительных аспектов религии в точном соответствии с традицией сподвижников (сахабов) пророка и последующим за ними поколением -табиунов.

Деятельность такого течения как салафизм требует сегодня научного исследования, поскольку вызывает настороженность в обществе, в

связи с участившимися в 2011 и 2012 годах событиями, связанными с

салафитским радикализмом и экстремизмом. Салафитские организации

отличаются тем, что в их учении, которое они расценивают как единственно

правильную трактовку ислама, присутствует особое положение о

«неверных» (такфир –обвинение в вероотступничестве и неверии).

Единственным источником для исповедания веры и извлечения правовых положений они объявили Откровение, представленное Кораном и Сунной. Их основной задачей является борьба за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему новшеств, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Борьба может подразумевать в себе, как идеологическое противостояние, так и открытое вооруженное сопротивление государственным и правоохранительным органам и т. п.

Конечной и основной целью является создание теократического государства, существующего по принципам шариата, что не соответствует Конституции нашей страны, но и другим светским странам. Исследования радикальных течений показывают, что нередко средство массовой информации навязывают смысловую связь между такими понятиями и явлениями как исламский фундаментализм, экстремизм, радикализм, терроризм, которые рассматриваются как свойственные именно религии мусульман. Неопределенность понятийного аппарата, как замечает востоковед И.А. Алексеев, требует рассмотрение проблемы внутри собственно исламского дискурса, т.е. в системе мусульманских понятий и категорий, в которых мусульмане описывают окружающую реальность, в том числе и социально-политического порядка [6].

Таким образом, рост религиозного экстремизма и распространение его влияния на регионы для населения которых не были характерны фундаменталистские взгляды в недавнем прошлом есть повсеместное явление в современном мире. Джихадисты активно используют современные интернет технологии для работы с молодежью и удачно эксплуатируют межнациональные и социальные проблемы населения. Особенно опасно распространение экстремизма в условиях пробуждения интереса к своим корням в странах постсоветского пространства, где по причине религиозных притеснений в советские времена еще только складываются традиции и люди искренне интересуются религиозной тематикой, порой некритично воспринимая наставления проповедников из стран Ближнего Востока. В этих условиях России и Казахстану необходимо разработать комплекс мер направленных на противодействие экспансии экстремизма.

Во-первых, необходима кропотливая просвещенческая работа в области понимания основ веры, которая должна лечь на мусульманское духовенство России и Казахстана.

Во-вторых, следует последовательно повышать доверие граждан к органам власти и формировать институты общественного контроля с целью пресечения злоупотреблений должностными лицами.

В-третьих, ответом на попытки разжигания межнациональной вражды должна стать комплексная стратегия, нацеленная на решение проблем малых народов с государственной поддержкой интереса людей к собственной культуре и традициям. Соучастие граждан всех национальностей в общегосударственных процессах, внимание к культуре разных народов должно стать эффективным противоядием экстремизму.

В-четвертых, органам власти следует оперативно решать социальные проблемы населения, поскольку бедность есть непременный спутник радикализма. Особняком в перечне профилактических мероприятий должна стать молодежная политика, суть которой должна сводиться в предоставлении широкого ряда перспектив для самореализации молодым людям, включая религиозную и политическую сферу. Казахстан, как и значительная часть России (где по самым скромным оценкам проживают более 10 миллионов мусульман) является неотъемлемой частью исламского мира. Не отходя от принципа светских основ государственности, следует создавать комфортные условия для этой части нашего общества для недопущения ее отчуждения с последующей радикализацией. [7]

В настоящее время в отношении ограничения проникновения религиозного экстремизма на государственном уровне проводится комплекс мер, направленных на регулирование деятельности конфессий и сект, проведение профилактических мероприятий по выявлению незаконно действующих представителей тех или иных религиозных объединений, а также на выявление и локализацию источников распространения литературы религиозной направленности, в которой пропагандируется насильственное изменение конституционного строя.

 

Библиографический указатель:

 

1. Володина Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // Безопасность Евразии. -№3. -С. 56.

2.Кадиева A.M. Сущность и классификация экстремизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. -№3. -С. 27-30.

3. О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма: Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 г. № 332 // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2000, № 15, ст. 141.

4. О борьбе с терроризмом: Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416-I // Казахстанская правда. 1999. 30 июль. № 182-183

5. О противодействии экстремизму: Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. № 31-III // Казахстанская правда. 2005. 26 февр. № 45-46.

6. Алексеев И.А. Собирание расколотой уммы: фундаментализм как реинтерпретация исламской истории –AbImperio3/2004, с.513

7. Кадиева A.M. К вопросу о сущности религиозного экстремизма // Религиоведение. - 2007. -№4. -С. 127-137.

 

УДК 37.017 (574)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.008 с.)