Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовные ориентиры современной студенческой молодёжиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ломан Н.Ф., Рахимбекова А., КГМУ, г. Караганда
На наш взгляд, существование человека было бы невозможным без трёх главных ценностей: истины, красоты, добра. Именно они составляют формулу духовности, посредством которой человек осознаёт окружающий мир и формирует своё отношение к нему. С её помощью человек постигает своё предназначение и жизненный смысл. По мнению Блеза Паскаля, понять человека, его переживания, метания задача не из лёгких. Ведь любой индивидуум являет собой целый самостоятельный бесконечный мир. Паскаль считает, что по сравнению с миром человек ничтожен. Он пишет: «Что такое человек? Относительно бесконечного – ничто, и всё в сравнении с ним, а значит, нечто среднее между всем и ничем» [4, с. 4]. Человек слаб, легко уничтожим, подобно тростнику подвержен колебаниям настроений, мыслей, верований. Подобно растению он «привязан» к своему обитанию – Земле, а также конкретному периоду времени, отпущенному ему для жизни. И Паскаль находит оптимистический выход из ситуации безысходности жизни. «Человек – пишет мыслитель, не просто тростник, слабое порождение природы, он мыслящий тростник…» [4, с. 8]. Главное научиться мыслить и в этом основа нравственности. С этим трудно не согласиться, ведь величие человека в способности мыслить. Человек для того и рождён, чтобы мыслить, в этом проявляется его достоинство и назначение. В первую очередь человек размышляет о духовности. Сегодня это как никогда актуально. Если раньше моральные устои прививали с детства, то сейчас предоставлена полная свобода. Всё чаще мы слышим мнение о том, что моральные устои устарели. Получение образования некоторой частью молодёжи рассматривается как некая формальность, а не как источник духовного роста личности. Современные студенты всё реже обращаются к художественной литературе, призванной воспитывать чувства, развивать творческую активность. Мы стали меньше читать. На смену классике приходит массовая культура, задача которой скорее развлекать, а не способствовать формированию независимого мышления. Семья перестаёт быть эталоном воспитания. Статистика разводов это подтверждает. Деньги становятся главной составляющей успеха, вытесняя любовь, заботу, доброту. В мире, где правит индивидуализм, людям попросту не хватает взаимопонимания, взаимной поддержки. Личностный рост оказался важнее деятельности на благо ближнего. Духовность отражает богатство внутреннего мира и степень совершенства личности. Объективную оценку своей духовной жизни может дать только сам человек, руководствуясь своей совестью. Мы думаем, что духовность нужно развивать с помощью укрепления активной жизненной позиции, стремлением к самопознанию и желанием сделать этот мир лучше. Один из крупнейших казахских мыслителей конца XIX начала XX века, внёсший неоценимый вклад в развитие казахской духовности, Абай, верил в человека, в его разум и сердце, и прежде всего, в доброту и душевность. Возвеличивая разум, он сформулировал новые ценностные ориентиры для молодёжи, наполненные новым пониманием смысла и ценности жизни, человеческого счастья. Главными ориентирами были гуманность, сострадание, дружба, любовь. Абай считал, что в жизни необходимо руководствоваться добродетельным началом. В наше противоречивое кризисное время особенно актуальны мысли Абая. Именно в переломные моменты истории обостряется чувство конечности, зыбкости человеческого бытия, на первый план выдвигаются смыслосложные проблемы. Абай, безусловно, личность маргинальная, считал М. Ауэзов. Он писал, что «маргинальность относится к числу проблем пограничного бытия культур и включает в себя, как частные случаи, факты творчества на языке другого народа. Особое положение маргинальной личности способствует тому, что она воспринимает культуру, к которой принадлежит этнически, как бы извне, со стороны и потому – крупномасштабно. В случае сознательной ориентации на участие в судьбах этой культуры она обладает ценнейшей предрасположенностью к целостному осмыслению ее состояния и перспективы в соотношении с другими культурами. Благодаря этому качеству маргинальные личности неоднократно исполняли в истории роль активных деятелей как в развитии одной, отдельно взятой культуры, так и в процессе ее взаимосвязей с другими культурами» [2, с. 56-67]. У Абая много мыслей, которые он излагает с божественным вдохновением и страстью. Они пробуждают в большей степени чувства, нежели сообщают готовую мысль. Создается впечатление, что он обладал даром видеть то, что мыслил. Образы его творчества зрительны, зримы, зрячи. При этом конкретность, логичность, абстрактность, иррациональность, мистика, эмоциональная лиричность уживаются в нем одном. Хотя богатое подсознание, глубокая интуиция, возможно, перевешивали в нем сознательное и дедуктивное, но ведь его время-вечность (сейчас и всегда), место пребывания Там (здесь и везде), а Там ничто не отвлекает от Блага и Красоты» [2, с. 100-104]. Абай с болью говорит о моральных недостатках людей, об их пороках, особо выделяя невежество, леность, злодеяние. «Существуют три вещи, пишет Абай, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать. Это: невежество то есть отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом. Леность – злейший враг искусства: бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность – порождение лени. Злодеяние – враг человечества; причиняя зло другим, человек отделяется от людей, уподобляясь дикому зверю» [1]. Противоядие от страданий, зла, пороков человека Абай видит в человеколюбии, желании всеобщего блага, твердости духа, справедливости, знаний. Все эти качества можно приобрести, если быть самим собой и творить добрые дела. А это возможно через нравственное и духовное совершенствование, в основе которого лежит знание. Он говорит, что человеку свойственны три способности познания – Ум, Чувства, Воля. Характер человека рассматривается в совокупности с волей, умением управлять собой, своими страстями. Все эти качества находятся в единстве, целостности. Но если между ними наступает разлад, человек должен прислушаться к велению сердца, чувств, за которыми должна оставаться главенствующая роль. Чувства должны вести разум по верному пути и правильно использовать силу воли. Об этом говорит Абай в своих знаменитых «Словах назидания». Они актуальны и сегодня для нас, студентов [3, с.56]. Высшей степенью умственной деятельности по мнению Абая выступает сознание, или Разум, с которым он связывает истинное бытие человека. Разум раскрывает сущность земного и внеземного бытия, причем человек обязан находиться в постоянной деятельности, бездеятельность, застой для него губительны. Чувства – свойства сердца, которым присущи добро, любовь, скромность, справедливость, милосердие, отзывчивость, гуманность, альтруизм. Абай связывает чувства с внешним и внутренним миром человека, с субъективными переживаниями. Высшими благородными чувствами он считает дружбу и любовь, так как они составляют не только содержание жизни, но и связывают человека с земным бытием и миром в целом [3]. Многие из представителей современного студенчества полностью согласны с мнением великого мыслителя В последние годы ситуация, сложившаяся в мире, с небывалой остротой выдвигает вопрос о ценностных основаниях человеческого существования. Проблема духовности для молодого поколения в настоящее время является особенно актуальной. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, наше время это эпоха системного кризиса, одной из причин которого является преобладание материальной стороны над духовной, что делает цивилизацию, по образному выражению выдающегося гуманиста А. Швейцера, похожей на корабль без рулевого, который теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе. Во-вторых, под воздействием рыночных преобразований изменилась шкала ценностей в понимании явлений и процессов действительного мира. В этой связи, с одной стороны, сегодня создаются предпосылки для проявления свободы в выборе социальных действий, профессиональной деятельности. С другой стороны, в условиях резкой смены социальных и духовно-нравственных ориентиров появляется все больше предпосылок для «растаскивания» этих ориентиров. Под воздействием последнего у молодёжи может утрачиваться понимание подлинного смысла своего существования. Поэтому необходимо разными способами транслировать универсальные духовно-нравственные ценности в субъективный мир современного студенчества. Проблема формирования духовно-нравственной культуры личности врача особенно важна, в силу выбранной профессии. Современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации. На молодёжь, её духовный облик и ценностные ориентации, влияют все глобальные проблемы современности. Исключительно важно пробудить в каждом студенте истинно человеческое, то есть духовность, волю к самопознанию и самосовершенствованию, саморазвитию, а также осознание своего места в современном мире. Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она не столько определяется образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов личности, сколько предполагает труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремлением к совершенствованию себя, преобразованием собственного внутреннего мира. Это не так просто, так как на современную молодёжь оказывает воздействие массовая культура, распространяющаяся через средства массовой информации и коммуникаций. Современный студент является носителем и генератором форм и идей как массовой культуры (литература, кино, театр, музеи, библиотеки, музыка, печать, телевидение). Именно взаимодействие со сверстниками может оказать важную роль в процессе формирования и развития духовно-нравственной культуры. Дружеские отношения создают благоприятную почву для осмысления и реализации собственного понимания главных компонентов духовно-нравственной культуры. Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе получения будущей профессии. Довольно сложно отследить духовный потенциал личности студента и его развития. Мы полагаем, что чем более высокая духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества. А помочь студенту в формировании его духовно-нравственной культуры может изучение наследия великих мыслителей прошлого и настоящего. На наш взгляд, можно составить компоненты духовно-нравственной культуры студентов, включающей следующие характеристики: -формирование активной жизненной позиции -личностный рост -стремление к самопознанию и желание сделать этот мир лучше -побуждение к самовоспитанию, самореализации, самостоятельности, конкурентоспособная, креативная, мобильная профессиональная личность -приобщение к духовным ценностям мировой цивилизации -любовь к Родине -формирование культуры национального самосознания -воспитание культуры толерантности -пробуждение и развитие чувства национального достоинства и гордости за свой народ
Библиографический указатель:
1.Абай Кунанбаев. Слова Назидания / Абай Кунанбаев [Электронный ресурс] Режим доступа: abaikun.narod.ru 2.Ауэзов М.О. Абай Кунанбаев. Алматы: Жазушы, 1967. С.1-169. 3.Бегалинова К.К. Ментальная духовность казахской философии как целостной системы. Алматы, 2014. С.1-180. 3.Самин Д.К. 100 великих учёных. М.: Вече, 2000. 5.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-studenta-universiteta-v-zerkale-sotsiologicheskogo-analiza#ixzz43j4yklIK УДК 1.17
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.008 с.) |