ИСЛАМСКАЯ ПАРТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСЛАМСКАЯ ПАРТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ?



Клишина М.В.,к.ф.н., профессор,Қадырғазы Жұлдызстудентка гр. Ю-14с

КЭУК, Караганда, Казахстан

Возрастающий интерес к процессам политизации исламских движений в мире, и особенно к деятельности религиозно-политической организации «Хизб-ут-Тахрир» не случаен. Эта тема является глобальной проблемой современности и напрямую связана с международным терроризмом и исламским экстремизмом. Она актуальна, как для глав государств, так и в научных кругах и среди политологов. Следует отметить, что общая причина появления этого социально-политического явления заключается, прежде всего, в переходном характере нашей эпохи.

XX век стал веком грандиозных политических и идеологических перемен, среди которых наиболее значимым был распад великой страны - СССР. Накопившиеся в процессе социалистического строительства проблемы и противоречия способствовали тому, что всё постсоветское пространство стало ареной социально-политических и идеологических конфликтов, резкого снижения уровня жизни населения, повышения уровня преступности, появления различных политических сил и религиозно-политических партий, которые претендовали на господство и установление нового порядка. [1, c. 42]. В данной статье я хотела бы проанализировать идеологическую основу и политическую направленность реакционно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир» в современных условиях.

Хизб ут-Тахрир аль-Ислами или иными словами «Исламская Партия освобождения», берёт своё начало в 1953 году в Восточном Иерусалиме. Основателем данной партии является судья местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. Хизб-ут-Тахрир был образован в ответ на призыв Всевышнего Аллаха, утверждают его создатели, руководители и члены.

В ряде государств Средней Азии и в России Хизб ут-Тахрир аль-Ислами считается террористической организацией. В то же время, ни в США, ни в большинстве европейских государств, до настоящего времени Хизб ут-Тахрир не относится к числу структур, поддерживающих терроризм. После смерти ан-Набхани в 1977 году организацию возглавил палестинец Абдул Кадим Заллум [2, c. 612].

После смерти Заллума в 2003 году организацию возглавил Ата Абу Рашта. Заявленная цель была привлекательнойдля многих представителей Ближнего Востока: восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы вероучения.

На самом деле, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами - экстремистское исламское политическое движение, которое добивается «внедрения исконно исламских принципов» и создания исламского Халифата в Центральной Азии. Конечная цель этой секретной сектантской группировки - объединить всю умму, или мировое исламское сообщество, в единый Халифат, нарушив современные границы государств. Целью является вернуть мусульман к тому исламскому способу жизни в «Дар аль-Ислам» и в исламское общество, таким образом, чтобы все жизненные дела в обществе решались согласно законов шариата.

Основная цель - борьба с неверными и организация всемирного Халифата, охватывающего все страны исламского мира. Эта цель означает возвращение мусульман к такому исламскому образу жизни в Дар аль-Ислам и в исламское сообщество, когда все жизненно важные вопросы в обществе решаются в соответствии с законами шариата, и перспективой в данном случае является халяль и харам под сенью исламского государства, которым является Халифат. В таком государстве мусульмане назначают халифа и обещают слушать его и повиноваться ему при условии, что он будет править согласно Божественному Писанию и Сунне Посланника Божьего, а также при условии, что он передает Ислам в качестве послания миру посредством призыва и джихада. Что это? Если не возврат к средневековью?

Предназначением Хизб ут-Тахрир является доносить исламский призыв, чтобы, чтобы общество превратилось в исламское общество. Оно намеревается осуществить это, сначала изменив уже существующие идеи в обществе на исламские таким образом, чтобы такие идеи стали общественным мнением людей, которые затем подводятся к тому, чтобы применять и действовать, руководствуясь ими.

Политическая борьба представляется как борьба против неверующих, чтобы избавить умму от их господства и освободить ее от их влияния путем уничтожения их интеллектуальных, культурных, политических, экономических и воинских корней в мусульманских странах. Политическая борьба также проявляется в вызове правителям, раскрытии их измен и заговоров против уммы и призыве их к ответу и изменении их, если они отрицали права уммы, или воздерживались от исполнения своих обязанностей по отношению к ней, или игнорировали какие-либо касающиеся ее вопросы, или нарушали законы Ислама.

Данная партия осуществляет активную деятельность по всему миру. На данный момент основная база Хизб ут-Тахрир находится в Западной Европе, но у нее много последователей в Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, а также в традиционно мусульманской провинции Синьцзян в Китае. Ее экспансия в Центральную Азию совпала с развалом Советского Союза в начале 1990-х. По одной из оценок в Центральной Азии насчитывается более 10000 ее последователей. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами ведет активную деятельность в Центральной Азии с момента развала Советского Союза.

В 1999 году группу обвинили в осуществлении серии бомбардировок столицы Узбекистана, Ташкента [3, 19]. Некоторые считают, что она тайно финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение широкого ряда террористических операций в Центральной Азии и в других местах, хотя атаки могу производиться от имени местных групп.

В настоящее время группа подвергается жестоким репрессиям со стороны региональных правительств, которые считают ее радикальную идеологию основной угрозой. За последние годы сотни членов Хизб ут-Тахрир были арестованы в странах Центральной Азии, десятки - в Азербайджане. По свидетельствам правых групировок, в одном только Узбекистане длительные тюремные сроки были назначены в среднем 50 исламским активистам ежемесячно в 1999 и 2000 годах. Следующее за этим относительное уменьшее количества арестов объясняется тем фактом, что Хизб ут-Тахрир ушла в подполье. Нетерпимость президента Узбекистана Ислама Каримова по отношению к группе, казалось, стала пользоваться популярностью у властей Казахстана, Киргизстана и Таджикистана, которые усилили репрессии по отношению к группировке, производили аресты, привлекали к судебной ответственности дюжины членов группы и убеждали в распространении листовок и других ненасильственных действиях.

В начале своей деятельности партия наиболее активно действовала в Иордании, Сирии и Ливане, затем ее влияние распространилось в других исламских государствах, а позднее в Европе и, в частности, в Австрии, Германии и в некоторых регионах бывшего СССР (Украине и Узбекистане). В Иордании партия издавала еженедельную газету под названием «Ар-Райа» («Знамя»), но ее издание было прекращено, после чего они стали издавать в Бейруте другую газету, под названием «Аль-Хадара» («Цивилизация»), издание которой также было приостановлено [4, с. 158].

Области и регионы, в которых работает партия, они называют «уиляйатами» (подвластная территория). Руководит партией в каждом уиляйате партийная комиссия, состоящая из 3 - 10 человек. Все комиссии подчиняются Тайному Совету Правления.

Структура партии централизованная. Партия контролируется центральным руководством. Национальные организации обычно находятся под руководством группы из 12 человек, контролирующих местные ячейки. Женские ячейки существуют отдельно от мужских.

Основное подразделение партии - ячейка из пяти членов, лидера которой называют мушриф. В странах Центральной Азии, где партия запрещена, только мушриф знает членов других ячеек [5, с. 216] .

Новые члены проходят 2-х летний курс обучения, изучают партийную литературу под руководством наставника перед тем, как дадут клятву верности партии.

Чаще всего членов «Хибз-ут-Тахрир» обвиняют в посягательстве на конституционный строй и участии в запрещенной организации, под чем обычно подразумеваются призывы к созданию халифата. В ряде случаев обвиняют в организации преступного сообщества (в отношении лидеров), распространении печатной продукции, содержащей идеи экстремизма, сепаратизма и прочее. Терроризм и экстремизм относится к числу самых опасных и явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы [6, с. 293]

Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий. Религия так же оказывает влияние на национальную безопасность казахстанского общества. Особую озабоченность современного казахстанского общества вызывает нетрадиционные религии. В странах появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных обществу вероисповеданий.

Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно законам некоторых стран "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена. Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства.

ПО мнению представителей традиционного ислама, представители партии «Хизб-ут-Тахрир», пренебрегают духовным воспитанием и не считают обязательным претворение в жизнь принципа призыва к одобряемому и запрета порицаемого. Помимо всего этого, они выносят странные фетвы, не совместимые с принципами исламского правоведения и противоречащие его духу.

Обеспечение гарантий безопасности государств возможно лишь учитывая внешние и внутренние неблагоприятные социальные факторы. В то же время внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государств.

В настоящее время во внутриполитических сферах интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма [7, с. 303]

Из вышесказанного следует, то что «Хизб-ут-Тахрир» является «исламской» политической партией, призывающей к восстановлению исламского государства в форме халифата и считающей, что изменить общество и повлиять на него возможно только идеологической атакой, за которой последует идеологический, а затем и политический переворот.

Библиографический указатель:

1.Смирнов М. Американцы в исламе. Беседа руководителя исламских исследований в Вашингтонском университете профессора А. Ахмеда с ответственным редактором газеты "НГ - религии" М. Смирновым. с. 42

2.Нуруллаев А.А. Ислам и национализм// Религия и национализм. - М., 2000. c. 612

3.Мейрманов Ж. Сохранить согласие и стабильность/ Общенациональная ежедневная газета Республики Казахстан АО Республиканская газета "Казахстанская правда". с. 19

4.Артемьев А.И. Религия в реалиях казахстанского общества, или к вопросу о духовном согласии и свободе совести // Саясат. -1999. с. 158

5.Трофимов Я. Геополитические аспекты динамики изменения религиозной ситуации в республике Казахстан/ Религия и СМИ, 22 сентября, 2003. с. 216

6.Международное право в документах. М., 1982. с. 293

7.Панов В. П. Сборник сочинений. 1999. с. 303

 

 

УДК 37.017 (574)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.012 с.)