Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партия фалангистов («катаиб»)

Поиск

Среди всех христианских партий Ливана эта, безусловно, сыграла самую важную роль в событиях, приведших к кризису 1975 г. В начале 1950-х фалангисты вошли в парламент и стали участниками традиционной ливанской политической игры. В партию могли вступить нехристиане и немарониты, однако, тем не менее, «Катаиб» являлась преимущественно маронитской партией и под ливанцами подразумевала, по сути, христиан.

 

Летом 1975 г., когда христианам казалось, что сохранить контроль над традиционной политической системой в Великом Ливане уже невозможно, партия, или, по крайней мере, ее радикальное крыло, выбрала менее значимую цель в виде малого христианского Ливана, находящегося в Восточном Бейруте, северной части Горного Ливана и прибрежной зоне к северу от Бейрута. Данный выбор объяснялся в любопытной брошюре Маронитского интеллектуального центра в Каслике, называвшейся «Великий Ливан: полувековая трагедия». В ней говорилось, что создание французами Великого Ливана было невыгодно христианам. Христиане прекрасно понимали, что их политическое господство, гарантированное созданием Великого Ливана в 1920 г., а также пактом 1943 г., более невозможно. Выбор в пользу меньшей территории, которой они могли бы управлять и сохранять там свою культуру, был правильной стратегией.

 

Однако последующие события показали, что мусульмане были заинтересованы не только в получении власти в Ливане, но также в том, чтобы воспрепятствовать созданию христианами мелкого или крупного ливанского христианского государства. В результате фалангисты были очень озабочены защитой христианских интересов в стране, которая уплывала в руки мусульманам.

 

«Катаиб» была разделена на два течения, первое из которых представляли Амин Жмайель (старший сын основателя партии Пьера Жмайеля) и Карим Пакрадуни. Они полагали, что ливанские христиане способны выжить лишь после примирения со своим окружением, а именно – с Сирией, ливанскими мусульманами и всем арабским миром. Второе течение представлял младший брат Амина, Башир Жмайель, который получил звание командующего вооруженными силами партии летом 1976 г. По словам политолога Итамара Рабиновича, это течение скептически относилось к арабской и мусульманской готовности терпеть существование ливанских христиан в своей среде и верило в необходимость развития ресурсов для обеспечения данного существования: заключения союза с Израилем, мобилизации ливанской христианской диаспоры и получения американской поддержки[172].

 

Второе течение превалировало. Когда Башир встал на сторону старшего брата, многие верили, что он получил сильнейшую националистическую поддержку от христиан. Позднее Башир стал президентом страны и руководил ею в течение двадцати одного дня, вплоть до того, как был убит. Старший брат стал его преемником, но был гораздо слабее, чем он.

«ЛИВАНСКИЕ СИЛЫ»

Армия фалангистов называла себя «Ливанскими силами» (ЛС). Она включала до 20 000 бойцов, 3 000 из которых являлись профессиональными военными. Под руководством Уильяма Хави, а позднее Башира Жмайеля, эти формирования превратились в грозную и высокоорганизованную боевую силу. Партия фалангистов проводила призыв на той территории, которой управляла, отбирая подходящих молодых людей для расширения своих рядов. В ходе внутренней борьбы в период гражданской войны и вплоть до 1982 г., «Ливанские силы» укрепили свое лидерство на всем ливанском христианском фронте путем поглощения других христианских ополчений, зачастую принудительного.

 

 

НАЦИОНАЛ-ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ

Главный союзник фалангистов, Национал-либеральная партия Камиля Шамуна, заметно отличалась от «Катаиб». Этой небольшой партии, организованной вокруг фигуры ее лидера, не хватало ясной доктрины, четкой структуры и численности – того, что было у ее старшего партнера, фалангистов.

Камиль Шамун был президентом Ливана с 1952 до 1958 гг. Он являлся непримиримым противником панарабского национализма, а также единственным арабским правителем, который принял доктрину американского президента Дуайта Эйзенхауэра, призванную помочь ближневосточным странам отразить вооруженную агрессию со стороны любого коммунистического государства, и предлагавшую защитить политическую независимость этих стран.

В настоящее время партия выступает против присутствия Сирии в Ливане.

ПАРТИЯ «МАРАДА»

Партия, известная также как «Бригада Марада», получила свое название в честь византийской пограничной стражи древнего Ливана. Данное объединение представляло интересы Сулеймана Франжье, на момент начала гражданской войны занимавшего пост президента Ливана. «Марада» также называла себя «Армией освобождения Згарты» – город Згарта был родиной Франжье. Партия действовала в Триполи и других областях Северного Ливана, но также воевала в Бейруте. Военный союз между фалангистами и «Марадой», очевидный в начале гражданской войны 1975 г., завершился 13 июня 1978 г. неожиданной атакой «Ливанских сил» на штаб-квартиру партии в г. Эхдене, во время которой был убит командующий «Марады», Тони Франжье.

 

 

ОРДЕН МАРОНИТСКИХ МОНАХОВ

Маронитская церковь, стремящаяся защитить права христиан, играла заметную роль в политике Ливана. Во время гражданской войны 1975 г. у патриарха Булуса Хурейша, главы маронитской церкви, не было никакого политического влияния. С другой стороны, глава Ордена маронитских монахов, отец Шарбель Кассис, занял активную воинствующую позицию. Орден, владеющий значительной частью ливанских сельхозугодий, оказывали финансовую и политическую поддержку маронитским ополченцам.

В ополчение Ордена входили 200 священников. Позднее Кассиса сменил о. Булус Нааман, другой влиятельный воинствующий клирик. По словам Итамара Рабиновича, в маронитских монастырях хранилось оружие, боеприпасы и продовольствие для христианских ополченцев. Священники понимали необходимости защищать христиан от мусульман и палестинцев, угрожающих христианскому статус-кво.

 

 

«ЛИГА МАРОНИТОВ»

«Лига маронитов» была военным ополчением, возглавляемым Шакиром Абу Сулейманом, истинным приверженцем идей Кассиса. Как и «Стражи кедров» (см. ниже), Лига являлась исключительно маронитским ополчением без давления со стороны политически-искушенных фалангистов и национал-либералов. Это формирование воевало вместе с ними, но не стремилось войти в их ряды.

 

 

«СТРАЖИ КЕДРОВ»

В данное объединение входило около 500 человек. Несмотря на то, что они пропагандировали неконфронтационную конфессиональную идеологию, на практике «Стражи» были среди самых яростных борцов за христианское дело.

Политический и военный лидер «Стражей кедров» Этьен Сакер (по прозвищу Абу-Арз) в начале 70-х работал в правительстве Франжье. Но идеологическим вдохновителем «Стражей» был Саид Акль, стремившийся провести четкое разграничение между ливанизмом и арабизмом. Его концепция Ливана, берущая начало в древнем финикийском прошлом и вдохновленная им, и оценка вклада страны в развитие цивилизации минимизировали роль ислама и арабизма.

 

«Стражи кедров» не скрывали своих взаимноотношений с Израилем, в отличие от фалангистов и национал-либералов. В 1976 г. партия публично заявила, что христиане должны обратиться за помощью к Израилю ради сохранения того, что осталось от Ливана. Как и «Лига маронитов», «Стражи» сохранили независимость, воюя рядом с более крупными ополченческими силами.

 

 

«ТАНЗИМ»

В переводе с арабского – «Организация». Первоначально «Танзим» являлся немногочисленным тайным обществом христианских офицеров ливанской армии, поддерживающих фалангистов. В «Танзим» принимались люди и не из числа военных, в основном из высших слоев общества и квалифицированные специалисты. Организация сформировала собственное ополчение из около двухсот человек.

 

 

ЛИВАНСКИЙ ФРОНТ

В декабре 1975 г., во время обсуждения значительных изменений в ливанской политической системе, прошел мусульманский саммит и аналогичная ему маронитская конференция для выработки совместных позиций. Лидеры маронитов – Пьер Жмайель, Камиль Шамун, Шарбель Кассис и Шакир Абу Сулейман – встретились в президентском дворце.

 

Весной 1976 г. саммит маронитов переименовали в «Куфур саммит». Камиль Шамун был избран президентом образованного Ливанского фронта, в руководство которого также вошли Пьер и Башир Жмайели, Булус Нааман, Эдвард Хунайян (ранее работавший с Рэймоном Эдде, лидером «Национального блока») и два представителя христианской интеллигенции – Шарль Малек и Фуад Ефрем аль-Бустани. Была создана объединенная военная группировка под названием «Ливанские силы», куда вошли боевые формирования фалангистов, Национал-либеральной партии Шамуна («Тигры»), «Стражей кедров» и «Танзима». В командование вошли по два человека от каждой партии, но, несмотря на номинальный паритет, было ясно, что «Ливанские силы» находятся под контролем Башира Жмайеля.

 

Несмотря на беспартийный статус, все форумы маронитов оказались весьма полезными для дальнейшего развития существующей коалиции упомянутых выше христианских лидеров. Социолог Халим Баракат пишет, что правые в Ливанском фронте продолжали сопротивляться ликвидации политического раскола[173].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.180 (0.009 с.)