Джихад и геноцид христиан в османской империи и Турции: армянский, греческий и ассирийский геноциды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джихад и геноцид христиан в османской империи и Турции: армянский, греческий и ассирийский геноциды



 

7 июня 2006 года Стивен Паунд, член британской Палаты общин, проводит параллели между османскими греками, армянами и ассирийцами, утверждая, что «3,5 миллионов христиан – ассирийцев, армян и греков, – исторически живших на территориях, входивших тогда в состав Османской империи, были убиты, умерли от голода, подверглись пыткам или были высланы из страны к 1923 году».

Я кратко расскажу о трех этих геноцидах.

 

ГЕНОЦИД АРМЯН (1915-1918) – БОЛЕЕ 1 500 000 УБИТЫХ [112]

Геноцид армян был джихадом. Ни один райя (немусульманский зимми Османской империи) не участвовал в этом. Несмотря на неодобрение многих турок-мусульман и арабов, и их отказ способствовать преступлению, эта резня была совершена исключительно мусульманами, и только они выиграли от добычи: имущество жертв, дома и земельные участки – все перешло в собственность мухаджиров, между которыми также были распределены женщины и дети-рабы. Убийство мальчиков в возрасте старше двенадцати совершалось в соответствии с заповедями джихада и соответствовало возрасту, установленному для выплаты джизьи.

 

Четыре стадии уничтожения – депортация, порабощение, насильственное обращения в веру и резня – эти основные исторически сложившиеся условия джихада воспроизводились в дар-аль-харбе (Доме Войны) с VII века нашей эры. Хроники из различных источников, в частности, свидетельства мусульманских авторов, дают подробные описания организованной резни и депортации пленных, страдания которых во время марш-бросков за спиной у регулярной армии были сравнимы с армянским опытом XX века. Как и на всей исламской территории, мечети были центральным местом для собраний, где муллы и правительственные чиновники вели пропаганду джихада. Массовые убийства, систематические изнасилования, грабежи и порабощения отнимали много сил, поэтому вполне естественно, что ближе к пятнице каждый чувствовал себя полностью изможденным, но еженедельная проповедь добавляла бодрости духа.

 

Геноцид армян, первый геноцид ХХ века, произошел, когда два миллиона армян, проживающих в Турции, были изгнаны со своей исторической родины посредством принудительной депортации и устроенной резни.

 

На протяжении трех тысяч лет процветающая армянская община проживала на обширных ближневосточных территориях, граничащих с Черным, Средиземным и Каспийским морями. Географическая местность, известная как Малая Азия, расположена на перекрестке трех континентов – Европы, Азии и Африки. Великие державы создавались и рушились на протяжении многих веков, и армянской землей в разное время правили персы, греки, римляне, византийцы, арабы и монголы.

Несмотря на неоднократные завоевания и оккупации, армянское самосознание и культурная идентичность были непоколебимы. Заснеженный пик горы Арарат стал отправной точкой, где в 600 до н.э. Армения возникла из небытия как государство. После появления христианства армяне стали первой нацией, принявшей его в качестве государственной религии. За этим последовала золотая эра мира и процветания, во время которой был создан армянский алфавит, произошел расцвет литературы, искусства, торговли и уникального стиля архитектуры. К Х веку армяне основали новую столицу в Ани, ласково названным «городом тысячи и одной церкви».

 

А в XI веке произошло первое турецкое вторжение на армянскую землю. Так начались несколько веков господства турок-мусульман. В XVI веке Армения была поглощена огромной и могучей Османской империей, которая на пике своего развития включала в себя бóльшую часть Юго-Восточной Европы, Северной Африки и почти весь Ближний Восток.

 

Однако в 1800-х годах некогда могущественная империя пришла в серьезный упадок. На протяжении веков она была отрезана от технологического и экономического прогресса, в то время как народы Европы занимались инновациями и стали промышленными гигантами. Турецкая армия некогда была практически непобедима, а теперь проигрывала битву за битвой модернизированным европейским войскам.

 

Как только империя начала постепенно распадаться, ранее порабощенные ею народы, в том числе греки, сербы и румыны, наконец-то обрели долгожданную независимость. На территории Ближнего Востока только армяне и арабы застряли в отсталой и почти обанкротившейся империи под автократическим правлением султана Абдул-Хамида.

В 1890-х годах молодые армяне начали требовать проведения политических реформ, призывая к созданию конституционного правительства, получению избирательных прав и отмене дискриминационной налоговой повинности «джизьи» – специального налога, взимаемого только с них, потому что они были христианами. На их просьбы султан ответил жестокими гонениями. Между 1894 и 1896 гг. более 100 000 жителей армянских сел были уничтожены во время погромов, повсеместно проводимых специальными полками султана.

 

Но дни султана были сочтены. В июле 1908 года турецкие националисты, известные как «младотурки», вынудили его учредить конституционное правительство и гарантировать основные права. Младотурки были из числа честолюбивых младших офицеров турецкой армии, надеявшихся остановить неуклонное падение их державы. Турецкие армяне были восхищены этим неожиданным поворотом событий и перспективой более светлого будущего. Они, как и турки, с ликованием вышли на митинги, держа высоко в руках транспаранты с требованиями свободы, равенства и законности.

Однако их надежды рухнули, когда трое из младотурок захватили полный контроль над правительством путем военного переворота в 1913 г. Этот триумвират состоял из Махмеда Талаата, Исмаила Энвера и Ахмеда Джемаля, которые решили завладеть диктаторскими полномочиями и воплощать свои собственные амбициозные планы относительно будущего Турции. Они хотели объединить тюркские народы по всему региону, расширяя границы Турции в восточном направлении через Кавказ вплоть до Средней Азии. Это позволило бы создать новую турецкую империю, «большую и вечную землю» под названием Туран, с единым языком и исламом в качестве единственной религии.

 

Но возникла большая проблема – исконная историческая территория Армении лежала прямо на пути запланированного ими расширения на восток. И на той земле проживало очень много армян-христиан – по приблизительным оценкам, около двух миллионов человек, что составляло примерно 10% всего населения Турции.

Наряду с недавно обретенным младотурками «туранизмом», обозначился резкий рост исламских фундаментальных настроений по всей Турции. Армян вновь заклеймили как кяфиров («неверных»). Молодые исламские экстремисты иногда применяли насилие в ходе устраиваемых ими антиармянских демонстраций. Во время одной из таких вспышек насилия в 1909 г. были разграблены двести деревень, и более 30 000 человек убиты в районе Киликии на Средиземноморском побережье. Отдельные случаи нападений на армян беспрепятственно продолжались по всей территории Турции на протяжении последующих нескольких лет.

 

Существовали также большие культурные различия между армянами и турками. Армяне всегда являлись одной из самых образованных общин в старой турецкой империи. Они добивались профессиональных высот в бизнесе, медицине, юриспруденции, были квалифицированными специалистами, открытыми для новых научных, политических и социальных идей Запада (Европы и Америки). Дети богатых армян для получения высшего образования посылались в Париж, Женеву или даже в США.

Большинство турок, напротив, были неграмотными крестьянами-земледельцами и мелкими лавочниками. Лидеры Османской империи традиционно выделяли скромное финансирование на нужды образования, поэтому на всей территории старой империи не было ни одного высшего учебного заведения. Различные самодержавные и деспотичные правители на протяжении всей османской истории ценили, прежде всего, преданность и слепое повиновение Их необразованные подданные никогда не слышали о демократии или либерализме и, таким образом, не имели никакой склонности к политическим реформам. Но это не касалось более образованных армян, стремившихся к политическим и социальным преобразованиям, которые улучшили бы жизнь для них и других меньшинств Турции.

Чтобы завоевать симпатии турецкого крестьянства, младотурки решили приукрасить его достоинства за счет армян. Они эксплуатировали религиозные, культурные, экономические и политические различия между турками и армянами так, чтобы у среднестатистического турка создалось впечатление, что армяне среди них чужаки.

 

Когда в 1914 г. вспыхнула Первая мировая война, лидеры режима младотурок примкнули к Центральным державам (Германии и Австро-Венгрии). Внезапное начало войны обеспечило прекрасную возможность решить «армянский вопрос» раз и навсегда: внимание мира было приковано к полям сражений во Франции и Бельгии, где молодые европейцы гибли сотнями тысяч; Восточный фронт в конечном итоге дошел до границы между Турцией и Россией, – в общем, в связи с войной карательные меры в отношении гражданского населения не будут казаться такими уж из ряда вон выходящими.

 

В качестве прелюдии к грядущим боевым действиям турки разоружили почти всю армянскую диаспору под предлогом того, что коренные жители выражали сочувствие христианской России. Насильно были изъяты все до единой винтовки и пистолеты, суровое наказание ожидало тех, кто отказывался сдать оружие. Армянские мужчины часто покупали его у местных турок или курдов по очень высоким ценам, поэтому у них было, что взять.

В это время около сорока тысяч армянских мужчин служили в турецкой армии. Осенью и зимой 1914 года все их оружие конфисковали, они были отправлены в рабские трудовые отряды и использовались для прокладки дорог или в качестве вьючных животных. Зверские условия труда стали причиной очень высокой смертности. Тех, кто выживал, в скором времени расстреливали. Пришло время наступления на армян.

 

Решение истребить все армянское население исходило непосредственно от правящего триумвирата ультранационалистической партии младотурок. Приказ на фактическое уничтожение был передан в зашифрованной телеграмме губернаторам всех турецких провинций. Вооруженные облавы начались вечером 24 апреля 1915 года, когда около 300 армянских политических деятелей, педагогов, писателей, священнослужителей и высокопоставленных лиц в Константинополе (ныне Стамбул) были схвачены в своих домах, ненадолго помещены в тюрьмы, где подверглись пыткам, а потом повешены или расстреляны.

Затем массовые аресты армянских мужчин, проводимые турецкими солдатами, полицейскими агентами и полчищами турок-добровольцев, прокатились по всей стране. Группы людей связывали между собой веревками, вывозили на окраину города, где расстреливали или до смерти закалывали штыками. Местные турки и курды, вооруженные ножами и палками, часто принимали участие в убийствах.

 

Теперь настала очередь армянских женщин, детей и стариков. В очень короткое время им было приказано собрать предметы первой необходимости и быть в полной готовности покинуть места жительства под предлогом того, что они будут перемещены в тыл с целью их же безопасности. Фактически, направляясь на юг Сирийской пустыни, они шли на смерть.

 

Турки-мусульмане живо разворовали всю армянскую собственность, заняли большинство домов и деревень, которые в спешке покинули депортированные армяне. Нередко местные турки, разлученные со своими семьями, спасали маленьких армянских детей от депортации. Дети были принуждены отречься от христианства и принять ислам, затем им давали новые турецкие имена. Для армянских мальчиков насильственное обращение означало прохождение болезненной процедуры обрезания, в соответствии с исламскими обычаями.

 

Турецкие жандармы сопровождали отдельные караваны, состоящие из тысяч высланных армян. Эти охранники позволили кочевым правительственным отрядам вооруженных преступников, известным как «Особая организация», нападать на беззащитных людей, убивая любого, кто придется им не по душе. Они также не препятствовали курдским бандитам совершать набеги на караваны и разворовывать все, что им нравилось. Кроме того, на совести «Особой организации» и курдских бандитов огромное количество сексуальных надругательств и изнасилований девочек и молодых женщин. Большинство привлекательных молодых женщин были похищены в рабство для принудительного труда.

 

Марши смерти во время армянского геноцида затронули более миллиона армян, преодолевавших расстояние в сотни миль за долгие месяцы. Обходные маршруты через горы и пустынные области были выбраны сознательно, чтобы растянуть испытание и держать караваны подальше от турецких деревень. Запасы продовольствия, которые люди несли с собой, быстро заканчивались, после этого им обычно отказывали в воде и пище. Любой останавливающийся, чтобы набраться сил, или отставший от каравана беспощадно избивался до тех пор, пока не присоединялся к общей колонне. Тех, кто был не в силах идти дальше, расстреливали. Распространена была практика, когда всех людей в караване заставляли снимать с себя все до единого клочка одежды и гнали так, в обнаженном виде, под палящим солнцем, пока они не падали замертво на дорогу от истощения и обезвоживания.

Приблизительно 75% армян погибли на этом пути, особенно дети и пожилые. Людей сбрасывали с утесов, сжигали заживо, топили в реках. Те, кто пережил испытание, оказались загнанными в пустыню без капли воды.

 

Во время армянского геноцида турецкие провинции были усеяны разлагающимися трупами. Однажды Мехмед Талаат попытался решить эту проблему, разослав шифрованное послание всем местным лидерам: «Я требую, чтобы вы распространили строжайшие инструкции касательно того, что трупы и прочие останки в ваших вотчинах должны быть немедленно захоронены». Однако его инструкции были в основном проигнорированы. Участникам массового убийства было не особо интересно останавливаться, чтобы вырыть могилы. Трупы, разбросанные по обочинам дорог, и изможденные беженцы приводили в ужас иностранцев, работающих в Турции. Свидетели подключали немецкие правительственные связи, американских миссионеров и американских дипломатов, находящихся в стране.

 

Во время геноцида армян христианским миссионерам часто угрожали смертью, и они были не в состоянии помочь людям. Дипломаты из все еще нейтральных Соединенных Штатов слали свои резкие оценки продолжающихся действий правительству США. В частности, посол в Турции Генри Моргентау сообщал Вашингтону: «Когда турецкие власти дали приказ на эти депортации, они просто вынесли смертный приговор всему народу». Антанта (Великобритания, Франция и Россия) отреагировала на новости о массовых убийствах, выслав ноту протеста Турции: «Страны-союзники публично заявляют, что они будут воспринимать всех членов османского правительства, а также его полномочных представителей, как причастных и персонально ответственных в данной сложившейся ситуации». Предупреждение не подействовало. Западная пресса, включая «Нью-Йорк Таймс», публиковала сообщения о продолжающихся депортациях с заголовками: «Армян посылают умирать в пустыню – Турок обвиняют в намерении уничтожить все населения» (18 августа, 1915); «Миллион армян убито или отправлено в изгнание – Американский комитет помощи жертвам сообщает, что число жертв турок постоянно растет – Политика истребления» (15 декабря, 1915).

 

Временной передышкой для некоторых армян стал период, когда русские войска пошли в наступление по Восточному фронту, прокладывая путь в центральную Турцию. Однако войска отступили в 1917 году после свершившейся в России революции. Оставшиеся в живых армяне ушли вместе с ними и осели среди своих собратьев, уже обосновавшихся в областях прежней Российской империи. В общей сложности, регион покинуло около 500 тысяч армян.

В мае 1918 г. турецкие армии напали на этот район, чтобы достигнуть цели расширения Турции на восток в направлении Кавказа, а также возобновить уничтожение армян. Возможно, целых 100 000 армян пали жертвой продвигающихся турецких войск. Однако армянам удалось приобрести оружие, и они нанесли ответный удар, отразив в итоге турецкое вторжение в сражении при Сардарапате, и, таким образом, без помощи внешнего мира спасли оставшееся население от полного истребления. После этой победы армянские лидеры объявили о создании независимой Республики Армения.

 

Первая мировая война закончилась в ноябре 1918 года поражением Германии и Центральных держав, включая Турцию. Незадолго до окончания войны, триумвират младотурок – Талаат, Энвер и Джемаль – внезапно ушли в отставку со своих постов в правительстве и бежали в Германию, где им предложили политическое убежище.

В последующие месяцы новое умеренное правительство Турции, Антанта и ее союзники неоднократно посылали запросы в Германию с требованием экстрадировать младотурок на родину, чтобы те предстали перед судом. Однако все подобные просьбы были отклонены. В результате, армянские активисты взяли дело в свои руки – вычислили местонахождение младотурок и убили их вместе с двумя другими зачинщиками массовых убийств[113].

 

Между тем, представители молодой Республики Армения приняли участие в Парижской мирной конференции в надежде, что победоносные союзники вернут им их исторические земли, захваченные Турцией. Европейцы в ответ на их просьбу призвали Соединенные Штаты рассмотреть возможность опеки новой республики. Однако попытка президента Вудро Вильсона сделать Армению официальным американским протекторатом была отклонена Конгрессом США в мае 1920 года. Но Вильсон не сдался. Благодаря его усилиям, 10 августа 1920 г. был подписан Севрский мирный договор между союзными державами, Республикой Арменией и новыми умеренными лидерами Турции. Согласно договору, Турция признавала независимое армянское государство на территории, включающей большую часть прежней исторической родины армян.

 

Тем не менее, турецкий национализм вновь поднял свою голову. Умеренных турецких лидеров, которые подписали этот договор, отстранили от власти в пользу нового националистического лидера, Мустафы Кемаля, который просто отказался ратифицировать договор и, более того, повторно занял те самые спорные территории, выслав всех проживающих там армян, включая тысячи детей-сирот. Никто из союзников не пришел на помощь армянской республике, и она распалась. Только крошечная часть самой восточной области исторической Армении выжила, войдя в состав Советского Союза.

 

После успешного уничтожения народа исторической Армении во время геноцида армян, турки разрушили все остатки армянского культурного наследия, включая бесценные шедевры древней архитектуры, старые библиотеки и архивы. С землей сравняли целые города – такие, как некогда процветавшие Харперт, Ван и древнюю столицу Ани, чтобы стереть все следы трехтысячелетней цивилизации.

 

Молодой немецкий политический деятель Адольф Гитлер должным образом оценил нерешительную реакцию великих держав мира на армянский геноцид. По достижении полной власти в Германии в 1939 г. он решил завоевать Польшу и сказал своим генералам следующее: «Итак, в настоящее время я послал на Восток отряды из дивизии “Мертвая голова” с приказом убивать без жалости и пощады всех польских мужчин, женщин и детей. Только таким образом мы сможем выиграть жизненное пространство, в котором нуждаемся. Кто сегодня еще говорит об армянах?»

 

 

АРМЯНСКИЙ ГЕНОЦИД – ЦИТАТЫ

ТУРЦИЯ

Махмед Талаат, 1 июня 1915: «Турция использует войну в своих интересах, чтобы полностью ликвидировать внутренних врагов, то есть местных христиан, при этом не будучи потревоженной иностранным вмешательством».

«Что же, спрашивается, вы хотите? Вопрос улажен. Армян больше нет».

Ахмед Джемаль: «800 000 армянских беженцев на самом деле были убиты... Правительство полно решимости смыть кровавое прошлое, наказав виновных».

«Я стыжусь своей страны».

Исмаил Энвер,19 мая 1916: «Османская империя должна быть очищена от армян и ливанцев. Раньше мы уничтожали их мечом, а теперь убьем голодом».

«Вы сильно ошибаетесь. Эта страна полностью находится под нашим контролем. У меня нет желания свалить вину на наших подчиненных, и я полностью готов взять на себя персональную ответственность за все, что произошло».

Принц Абдул-Меджид: «Что касаются этих ужасных убийств, то они являются величайшим позорным пятном на нашей стране и народе. Они были полностью на совести Талаата и Энвера. За несколько дней до начала этого я узнал, что они планируют. Я отправился в Стамбул и настоял на встрече с Энвером. Я спросил его, правда ли то, что они намерены возобновить массовые убийства, которые были нашим стыдом и позором во времена Абдул-Хамида. Единственным ответом, который я смог получить от него, было: “Решение принято. Это программа”».

Дамад Ферид-паша описал зачистку армян как «преступление, которое вызвало отвращение всего человечества».

Мустафа Ариф, 13 декабря 1918: «Несомненно, некоторые армяне оказывали пособничество и поддерживали нашего врага, и несколько армянских депутатов совершили преступления против турецкой державы... Преследовать виновных – обязанность правительства. К сожалению, наши военные лидеры, проникнутые духом бандитизма, выполнили закон о депортации в манере, которая могла бы соперничать с методами самых кровожадных разбойников. Они решили истребить армян, и они действительно истребляли их».

Мустафа Кемаль Ататюрк, 1 августа 1926: «Это осколки прежней партии младотурок – те, кого надо бы заставить отчитаться о миллионах изгнанных и истребленных христиан; те, кто должны беспокоиться из-за республиканской власти».

 

 

ГЕРМАНИЯ

Ганс фон Вангенхайм, 17 июля 1915: «Депортация армян из своих жилищ в вилайеты[114] Восточной Анатолии и их переселение в другие регионы осуществляется жестоко... Становится очевидно, что депортация армян вызвана не только военной необходимостью. Министр внутренних дел Талаат-бей честно признался в этом доктору Мортсману, который работает в имперском посольстве. Талаат сказал: "Блистательная Порта намерена использовать мировую войну для очистки всей страны от внутренних врагов – местных христиан, так что другие страны не имеют права препятствовать этому посредством своего дипломатического вмешательства. Эта мера будет служить интересам всех союзников Турции, особенно немцев..."».

Граф Вольфф-Меттерних, 10 июля 1916: «В своей попытке воплотить в жизнь план решения армянского вопроса путем истребления армян, турецкое правительство отказалось сдерживать себя, не считаясь ни с нашими нотами протеста, ни с нотами американского посольства, ни с делегатами Папы Римского, ни с угрозами со стороны Антанты, ни с общественным мнением Запада, представляющего половину мира».

Адольф Гитлер, 2 августа 1939: «Я привел свои главные карательные формирования в состояние готовности – пока только на Востоке – с приказом истреблять без жалости и сострадания польских мужчин, женщин и детей. Только таким образом мы сможем получить жизненное пространство, в котором так нуждаемся. В конце концов, кто говорит сегодня об истреблении армян?»

 

 

БРИТАНИЯ

Виконт Джеймс Брайс, 6 октября 1915: «Убийства являются результатом политики, которая, насколько можно судить, в течение значительного времени была развлечением для банды недобросовестных авантюристов, которые теперь властвуют в правительстве Турецкой империи. Они не решались воплощать ее в жизнь, пока не поняли, что благоприятный момент наступил, и этот момент, кажется, наступил в районе апреля».

Виконт Джеймс Брайс, 11 мая 1918: «Армянская резня была самым большим военным преступлением, и неспособность предпринимать меры против Турции означает попустительство этому... Неспособность в корне урегулировать ужасную ситуацию в Турции означает, что все разговоры по обеспечению будущего мира во всем мире являются полной ерундой».

Лорд Роберт Сесил, 16 ноября 1915: «Я думаю, без малейшего преувеличения можно сказать, что мировая история не знает более ужасного преступления. Это – предумышленное злодеяние, задуманное давно. Это была давно продуманная, преднамеренная политика уничтожить и искоренить армян в Турции, что систематически и делалось. Это был приказ сверху».

Уинстон Черчилль: «В 1915 году в Малой Азии турецкое правительство начало и безжалостно провело позорную массовую резню и высылку армян. Нет никакого обоснованного сомнения, что это преступление было запланировано и совершено по политическим причинам».

АМЕРИКА

Сэр Генри Мордженто, 1 января 1919: «Когда турецкие власти издали приказы о высылках, они просто вынесли смертельный приговор целому народу. Они прекрасно это понимали, и в их беседах со мной не предпринимали особых попыток скрыть данный факт. Я уверен, что вся история человеческого рода не содержит более ужасного эпизода, чем этот. Великие массовые убийства и гонения прошлого кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянского народа в 1915 году».

Рональд Рейган, 22 апреля 1981: «Как о геноциде армян, геноциде камбоджийцев, последовавшего сразу за армянским<...>, так и об уроках Холокоста никогда нельзя забывать».

 

 

РОССИЯ

Сазонов С. Д. [115]: «Я должен был прежде сказать о беспрецедентных страданиях этой несчастной страны. Под покровительствующим контролем союзнической Германии турки, очевидно, намереваются осуществить свою давнишнюю мечту – истребить армян, которые не подчиняются влиянию мусульман и препятствуют планам Германии подчинить турецкую империю в экономике и политике...».

Посол Смирнов из Каира, 25 июня 1915: «Постоянно повторяются жестокие действия, направленные против армян в Сирии и граничащих с ней вилайетах, нарушения, очень частые массовые убийства населения армянских деревень. Семьи безжалостно разделены, жены отлучены от мужей, дети отлучены от родителей, и все они сосланы в разные направления. Армянское духовенство преследуется особенно безжалостно: священники подвергаются пыткам, им вырывают ногти».

 

 

ИЗРАИЛЬ

Йоси Бейлин, 27 апреля 1994: «Это была не война. Это определенно были резня и геноцид – нечто, что мир должен помнить... Мы будем всегда отклонять любую попытку стереть память об этом даже ради некой политической выгоды».

 

 

ДРУГИЕ ЦИТАТЫ

Валерий Брюсов, 1916 год: «Турки продолжили их обычную политику. Они не остановятся перед тем, чтобы совершить массовую и самую ужасную резню, которую даже Хромой Тимур[116] не посмел бы устроить».

Профессор Стэнли Коэн, 1 декабря 1995: «Ближайший успешный пример [коллективного отрицания] в современной эре – это 80 лет официального опровержения со стороны каждого следующего турецкого правительства геноцида армян 1915-17 годов, при котором погибло 1,5 миллиона человек. Это отрицание геноцида было поддержано спланированной пропагандой, ложью и фальсификациями, подделкой документов, сокрытием архивов и подкупом ученых».

Профессор Колин Татц, 1 января 1996: «Отрицание турками [армянского геноцида] является, вероятно, выдающимся образцом искажения истории. При помощи научной софистики и дипломатических уловок, мишенью которых были мы в Макквайерском университете, турки извратили память и историю».

Орхан Памук, февраль 2005: «Один миллион армян был убит на этих землях, но никто, кроме меня, не смеет говорить об этом».

Член палаты представителей Адам Шифф, 2007 год: «Наследие армянского геноцида вплетается в [историческую] ткань Америки. Так что давайте называть геноцид геноцидом. Давайте не будем умалять преднамеренное убийство 1,5 миллионов человек. Давайте одержим моральную победу, которая может сиять как свет для всех стран».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.063 с.)