Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности ценностных ориентаций современных подростков – жителей провинциального городаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Малолеткова А.В., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «БашГУ», г. Стерлитамак
Проблема формирования ценностных ориентаций в современном обществе, характеризующемся взаимопроникновением культур, снижением общего уровня уважения и толерантности, является крайне актуальной. Действительно, смещение ценностей в сторону западных норм, не всегда оправданных и учитывающих специфику нашего менталитета, заставило говорить все большее количество исследователей о нарастающем духовном кризисе современной молодежи. Негативным следствием такого положения является отсутствие у молодого поколения направленности на духовное развитие личности и формирование ценностной сферы сообразно культуре своего народа, стиля жизни, менталитета. Воспользовавшись подобным положением, интенсивное развитие получили такие феномены, как деструктивные культы, в том числе религиозные, финансовые пирамиды, «лохотроны» и т.п. Возможность противостоять данному напору имеют только те молодые люди, у которых все же сформировалась собственная система ценностей, позволяющая чувствовать себя в мире целостно и гармонично. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал в кризисные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Однако работа по их формированию пока не отличается системностью и комплексным подходом: во многом формирование ценностных ориентаций подростка напрямую зависит от семейного воспитания и ближайшего окружения, от культурной и психологической компетентности людей, имеющих влияние на современную молодежь, от качества работы средств массовой информации. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, но еще не в полной мере восприняли и ценности новые. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в школе, становление системы ценностных ориентаций, которая становится актуальной в подростковом возрасте. Еще одним аспектом, влияющим, на наш взгляд, на систему ценностных ориентаций подрастающего поколения, является стиль жизни и окружение подростков. Важным феноменом в этом плане становится стиль общественной жизни, характерный для разного типа поселений. Условия жизни в России свидетельствуют, что большое количество семей, имеющих детей подросткового возраста, ориентированы на проживание в условиях провинциального города: это не так дорого, как проживание в крупных городах, но дает необходимые возможности для образования и дальнейшего развития детей. Поэтому рассмотрение субкультуры провинциального города в аспекте изучения ценностных ориентаций подростков, является, на наш взгляд, актуальным для современного общества. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Рассмотрим основные социальные институты, под влиянием которых складывается система ценностей современного подростка. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Ведь в ней осуществляется адаптационный период социальной жизни человека; дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. У ребенка складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Р. Бэрон назвал жизненным сценарием [2, с. 138]. Формирующий потенциал семьи, по мнению Б.С. Круглова определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи определяется как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций [3, с. 69]. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы задают систему внешней регуляции поведения индивида [1]. В процессе социального становления подросток стремиться обрести чувство собственной уникальности, обрести независимость от влияния взрослых, что выражено в его максималистских желаниях. Важное место в подростковом возрасте занимает общение со сверстниками, выступающая одновременно, как потребность и наиболее значимая деятельность. Благодаря взаимодействию подросток реализует свои социальные притязания, мотивы и ценностные ориентации. Несмотря на то, что подросток живет настоящим, как утверждает В.Н. Мясищев, он также проявляет ценностное отношение к своему прошлому и будущему. Он выступает с позиции взрослого, таким образом, будущее становится связанным с мыслями о профессии, семье, социальной роли, предполагаемых возможностях, о жизни общества [4, с. 302]. С учетом вышеизложенного, в данной работе мы отразили результаты исследования ценностных ориентаций детей старшего подросткового возраста – девочек и мальчиков – жителей провинциального города. Базой экспериментального исследования выступили муниципальные автономные образовательные учреждение «СОШ № 31» и «СОШ № 32» г. Стерлитамак, Республики Башкортостан. В эксперименте были задействованы мальчики старшего подросткового возраста в количестве 50 человек, и 50 - девочек старшего подросткового возраста. Возрастные рамки обследуемых составили 14-15 лет. Методы экспериментального исследования: констатирующий эксперимент, психологическое тестирование, математико-статистический анализ и интерпретация данных. Для диагностики исследуемых феноменов использовались следующие психодиагностические методики: 1.Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» направлена на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. М. Рокич различает два класса ценностей: 1) Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. 2) Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал каждого класса представлен набором из 18 ценностей. 2.Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Рассмотрим степень принятия подростками терминальных ценностей. Чем ниже среднее значение в определении терминальных ценностей, тем больший процент важности они представляют для испытуемых, соответственно, чем выше среднее значение, тем меньший процент важности представляет ценность. Таблица 1 Сравнительный анализ терминальных ценностей мальчиков и девочек старшего подросткового возраста
Анализ терминальных ценностей мальчиков старшего подросткового возраста показал, что наиболее значимыми ценностями-целями являются: уверенность в себе, продуктивная жизнь, интересная работа, материальная обеспеченность. В свою очередь, к числу наименее важных ценностей относятся: творчество, счастливая семейная жизнь и жизненная мудрость. На наш взгляд, данный портрет во многом перекликается с «западным», ориентированным на материальные ценности, взглядом. Мальчики не расположены к семейным отношениям, восприятию жизненной мудрости. Это может привести к разрастанию духовного кризиса. Анализ терминальных ценностей девочек старшего подросткового возраста показал, что наиболее значимыми ценностями-целями являются: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь. В свою очередь, к числу наименее востребованных терминальных ценностей девочек относятся: красота природы и искусства, творчество и счастье других. В данном случае можно отметить снижение непосредственно материального фактора, однако большую зависимость от окружения. Так же, как и мальчики, девочки мало ориентированы на собственные ресурсы и развитие (низкий ранг позиции «творчество»). Также необходимо отметить «одностороннюю» заинтересованность девочек в ближайшем окружении: наличие хороших и верных друзей ценится высоко, однако счастье других относится к наименее востребованным ценностям. По нашему мнению, это может свидетельствовать о низком духовном уровне девочек-подростков, особенно в плане культуры отношений с окружающими. Таблица 2 Сравнительный анализ инструментальных ценностей девочек и мальчиков старшего подросткового возраста
Анализ инструментальных ценностей мальчиков старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями-средствами являются: твердая воля, смелось, независимость. В свою очередь, наименее востребованными инструментальными ценностями стали: аккуратность, эффективность в делах. Это может свидетельствовать об отсутствии настроя мальчиков на кропотливое и добросовестное исполнение обязанностей, эффективную проработку проекта и т.п. Анализ инструментальных ценностей девочек старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями-средствами являются: воспитанность, жизнерадостность и образованность. В свою очередь, наименее важными стали: высокие запросы, непримиримость к недостаткам других и рационализм. Романтический настрой и терпимость к людям современных девочек-подростков может стать основой для духовного роста и развития. В частности, можно отметить, что такие терминальные ценности, как: любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь – являются доминирующими ценностями девочек старшего подросткового возраста. Это говорит о том, что межличностное общение обладает высокой значимостью в подростковом возрасте. Однако, если посмотреть на ценность любви, как ценность духовной и физической близости с любимым человеком, мы увидим, что интимное общение в условиях общественно полезной деятельности не особо актуально для мальчиков старшего подросткового возраста. В свою очередь, отсутствие обязанностей, необременительное времяпрепровождение, зависимость в поступках более характерна для мальчиков старшего подросткового возраста. Значимые различия наблюдаются также по такой позиции, как общественное признание. Это говорит о высокой степени конформности. Действительно, для подростков характерна высокая зависимость от мнения и поступков референтной группы и значимых взрослых. При проведении методики диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры», мы получили результаты, отраженные в следующей таблице. Таблица 3 Сравнительный анализ ценностных ориентаций в карьере девочек и мальчиков старшего подросткового возраста
Анализ ценностных ориентаций в карьере мальчиков старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями являются: менеджмент, автономия. В свою очередь, наименее важными стали: интеграция стилей жизни, стабильность места жительства. Это говорит о стремлении мальчиков к сепарации и независимости, необходимых в процессе карьерного роста. Анализ ценностных ориентаций в карьере девочек старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями являются: стабильность места жительства, профессиональная компетентность, служение. В свою очередь, наименее востребованными стали: вызов, предпринимательство. Девочки-подростки более ориентированы на постепенный, планируемый карьерный рост, сопровождающийся заботой об окружении; они не настроены на рисковые проекты, независимость и отрыв от семьи. Таким образом, система ценностных ориентаций подростков составляет основу их отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи. Необходимо строить систему влияния на формирование ценностей подрастающего поколения, как показателя культуры общества, а также фактора развития личности подростков.
Библиографический указатель: 1.Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - СПБ: Питер, 2011.- 198с. 2.Бэрон Р. Практическая психология. - Ростов на Дону: «Феникс», 2012. – 238 с. 3.Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. 2011. №10. - С.68-74. 4.Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 539 с.
УДК 001 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.74.231 (0.01 с.) |