ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – ЖИТЕЛЕЙ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – ЖИТЕЛЕЙ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА



Малолеткова А.В.,Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «БашГУ», г. Стерлитамак

 

Проблема формирования ценностных ориентаций в современном обществе, характеризующемся взаимопроникновением культур, снижением общего уровня уважения и толерантности, является крайне актуальной. Действительно, смещение ценностей в сторону западных норм, не всегда оправданных и учитывающих специфику нашего менталитета, заставило говорить все большее количество исследователей о нарастающем духовном кризисе современной молодежи.

Негативным следствием такого положения является отсутствие у молодого поколения направленности на духовное развитие личности и формирование ценностной сферы сообразно культуре своего народа, стиля жизни, менталитета. Воспользовавшись подобным положением, интенсивное развитие получили такие феномены, как деструктивные культы, в том числе религиозные, финансовые пирамиды, «лохотроны» и т.п. Возможность противостоять данному напору имеют только те молодые люди, у которых все же сформировалась собственная система ценностей, позволяющая чувствовать себя в мире целостно и гармонично.

Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал в кризисные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

Однако работа по их формированию пока не отличается системностью и комплексным подходом: во многом формирование ценностных ориентаций подростка напрямую зависит от семейного воспитания и ближайшего окружения, от культурной и психологической компетентности людей, имеющих влияние на современную молодежь, от качества работы средств массовой информации. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, но еще не в полной мере восприняли и ценности новые. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в школе, становление системы ценностных ориентаций, которая становится актуальной в подростковом возрасте.

Еще одним аспектом, влияющим, на наш взгляд, на систему ценностных ориентаций подрастающего поколения, является стиль жизни и окружение подростков. Важным феноменом в этом плане становится стиль общественной жизни, характерный для разного типа поселений. Условия жизни в России свидетельствуют, что большое количество семей, имеющих детей подросткового возраста, ориентированы на проживание в условиях провинциального города: это не так дорого, как проживание в крупных городах, но дает необходимые возможности для образования и дальнейшего развития детей. Поэтому рассмотрение субкультуры провинциального города в аспекте изучения ценностных ориентаций подростков, является, на наш взгляд, актуальным для современного общества.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Рассмотрим основные социальные институты, под влиянием которых складывается система ценностей современного подростка. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Ведь в ней осуществляется адаптационный период социальной жизни человека; дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. У ребенка складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Р. Бэрон назвал жизненным сценарием [2, с. 138].

Формирующий потенциал семьи, по мнению Б.С. Круглова определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи определяется как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций [3, с. 69].

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы задают систему внешней регуляции поведения индивида [1].

В процессе социального становления подросток стремиться обрести чувство собственной уникальности, обрести независимость от влияния взрослых, что выражено в его максималистских желаниях. Важное место в подростковом возрасте занимает общение со сверстниками, выступающая одновременно, как потребность и наиболее значимая деятельность. Благодаря взаимодействию подросток реализует свои социальные притязания, мотивы и ценностные ориентации.

Несмотря на то, что подросток живет настоящим, как утверждает В.Н. Мясищев, он также проявляет ценностное отношение к своему прошлому и будущему. Он выступает с позиции взрослого, таким образом, будущее становится связанным с мыслями о профессии, семье, социальной роли, предполагаемых возможностях, о жизни общества [4, с. 302].

С учетом вышеизложенного, в данной работе мы отразили результаты исследования ценностных ориентаций детей старшего подросткового возраста – девочек и мальчиков – жителей провинциального города. Базой экспериментального исследования выступили муниципальные автономные образовательные учреждение «СОШ № 31» и «СОШ № 32» г. Стерлитамак, Республики Башкортостан. В эксперименте были задействованы мальчики старшего подросткового возраста в количестве 50 человек, и 50 - девочек старшего подросткового возраста. Возрастные рамки обследуемых составили 14-15 лет.

Методы экспериментального исследования: констатирующий эксперимент, психологическое тестирование, математико-статистический анализ и интерпретация данных. Для диагностики исследуемых феноменов использовались следующие психодиагностические методики:

1.Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» направлена на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. М. Рокич различает два класса ценностей:

1) Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

2) Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Стимульный материал каждого класса представлен набором из 18 ценностей.

2.Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Рассмотрим степень принятия подростками терминальных ценностей. Чем ниже среднее значение в определении терминальных ценностей, тем больший процент важности они представляют для испытуемых, соответственно, чем выше среднее значение, тем меньший процент важности представляет ценность.

Таблица 1

Сравнительный анализ терминальных ценностей мальчиков и девочек старшего подросткового возраста

Терминальные ценности Мальчики Девочки t-критерий
Активная деятельность 10,24 10,5 -
Здоровье 9,2 3,08 0,01
Жизненная мудрость 17,04 10,8 0,01
Уверенность в себе 5,84 0,05
Продуктивная жизнь 4,64 9,76 0,05
Развитие 10,16 -
Интересная работа 6,28 10,92 0,05
Красота природы 8,88 16,04 0,001
Любовь 10,8 2,44 0,001
Материальная обеспеченность 1,68 2,96 -
Наличие друзей 2,68 0,001
Общественное признание 10,4 10,88 -
Познание 9,36 9,64 -
Свобода 9,44 9,56 -
Счастливая семейная жизнь 13,48 10,76 -
Счастье других 9,92 16,36 0,05
Творчество 14,68 16,56 -
Развлечения 8,56 10,76 -

 

Анализ терминальных ценностей мальчиков старшего подросткового возраста показал, что наиболее значимыми ценностями-целями являются: уверенность в себе, продуктивная жизнь, интересная работа, материальная обеспеченность. В свою очередь, к числу наименее важных ценностей относятся: творчество, счастливая семейная жизнь и жизненная мудрость. На наш взгляд, данный портрет во многом перекликается с «западным», ориентированным на материальные ценности, взглядом. Мальчики не расположены к семейным отношениям, восприятию жизненной мудрости. Это может привести к разрастанию духовного кризиса.

Анализ терминальных ценностей девочек старшего подросткового возраста показал, что наиболее значимыми ценностями-целями являются: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь. В свою очередь, к числу наименее востребованных терминальных ценностей девочек относятся: красота природы и искусства, творчество и счастье других. В данном случае можно отметить снижение непосредственно материального фактора, однако большую зависимость от окружения. Так же, как и мальчики, девочки мало ориентированы на собственные ресурсы и развитие (низкий ранг позиции «творчество»). Также необходимо отметить «одностороннюю» заинтересованность девочек в ближайшем окружении: наличие хороших и верных друзей ценится высоко, однако счастье других относится к наименее востребованным ценностям. По нашему мнению, это может свидетельствовать о низком духовном уровне девочек-подростков, особенно в плане культуры отношений с окружающими.

Таблица 2

Сравнительный анализ инструментальных ценностей девочек и мальчиков старшего подросткового возраста

Инструментальные ценности Мальчики Девочки t –критерий
Воспитанность 9,12 1,8 0,001
Высокие запросы 9,6 0,01
Аккуратность 14,92 9,16 0,05
Независимость 2,84 9,56 0,01
Ответственность 10,2 8,84 -
Терпимость 10,12 -
Чуткость 10,32 9,24 -
Твердая воля 1,72 9,52 0,001
Жизнерадостность 10,64 2,56 0,01
Исполнительность 9,88 10,4 -
Непримиримость к недостаткам 10,16 17,28 0,05
Образованность 10,2 2,64 0,01
Рационализм 9,52 16,4 0,05
Самоконтроль 11,88 9,76 -
Смелость 2,4 9,8 0,01
Широта взглядов 10,6 8,84 -
Честность 10,56 10,12 -
Эффективность в делах 15,4 10,68 0,05

 

Анализ инструментальных ценностей мальчиков старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями-средствами являются: твердая воля, смелось, независимость. В свою очередь, наименее востребованными инструментальными ценностями стали: аккуратность, эффективность в делах. Это может свидетельствовать об отсутствии настроя мальчиков на кропотливое и добросовестное исполнение обязанностей, эффективную проработку проекта и т.п.

Анализ инструментальных ценностей девочек старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями-средствами являются: воспитанность, жизнерадостность и образованность. В свою очередь, наименее важными стали: высокие запросы, непримиримость к недостаткам других и рационализм. Романтический настрой и терпимость к людям современных девочек-подростков может стать основой для духовного роста и развития.

В частности, можно отметить, что такие терминальные ценности, как: любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь – являются доминирующими ценностями девочек старшего подросткового возраста. Это говорит о том, что межличностное общение обладает высокой значимостью в подростковом возрасте. Однако, если посмотреть на ценность любви, как ценность духовной и физической близости с любимым человеком, мы увидим, что интимное общение в условиях общественно полезной деятельности не особо актуально для мальчиков старшего подросткового возраста.

В свою очередь, отсутствие обязанностей, необременительное времяпрепровождение, зависимость в поступках более характерна для мальчиков старшего подросткового возраста. Значимые различия наблюдаются также по такой позиции, как общественное признание. Это говорит о высокой степени конформности. Действительно, для подростков характерна высокая зависимость от мнения и поступков референтной группы и значимых взрослых.

При проведении методики диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры», мы получили результаты, отраженные в следующей таблице.

Таблица 3

Сравнительный анализ ценностных ориентаций в карьере девочек и мальчиков старшего подросткового возраста

Ценностные ориентации в карьере Мальчики Девочки t –критерий
Профессиональная компетентность 2,56 4,72 0,05
Менеджмент 4,64 2,68 0,05
Автономия 4,68 2,76 0,05
Стабильность работы 2,28 2,8 -
Стабильность места жительства 0,68 4,64 0,001
Служение 2,56 4,76 0,05
Вызов 1,96 1,92 -
Интеграция стилей жизни 0,56 3,2 0,01
Предпринимательство 2,16 1,91 -

 

Анализ ценностных ориентаций в карьере мальчиков старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями являются: менеджмент, автономия. В свою очередь, наименее важными стали: интеграция стилей жизни, стабильность места жительства. Это говорит о стремлении мальчиков к сепарации и независимости, необходимых в процессе карьерного роста.

Анализ ценностных ориентаций в карьере девочек старшего подросткового возраста показал, что доминирующими ценностями являются: стабильность места жительства, профессиональная компетентность, служение. В свою очередь, наименее востребованными стали: вызов, предпринимательство. Девочки-подростки более ориентированы на постепенный, планируемый карьерный рост, сопровождающийся заботой об окружении; они не настроены на рисковые проекты, независимость и отрыв от семьи.

Таким образом, система ценностных ориентаций подростков составляет основу их отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи. Необходимо строить систему влияния на формирование ценностей подрастающего поколения, как показателя культуры общества, а также фактора развития личности подростков.

 

Библиографический указатель:

1.Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - СПБ: Питер, 2011.- 198с.

2.Бэрон Р. Практическая психология. - Ростов на Дону: «Феникс», 2012. – 238 с.

3.Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. 2011. №10. - С.68-74.

4.Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 539 с.

 

 

УДК 001

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.008 с.)