ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление профессиональной ориентацией и



психологической поддержкой населения

Психологическая поддержка - система социально-психоло­гических способов и методов, способствующих социально-про­фессиональному самоопределению личности в ходе формирова­ния её способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению её конкурентоспособности на рынке труда и адап­тированию к условиям реализации собственной профессио­нальной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности пси­хологических проблем, препятствующих трудовой, профессио­нальной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются:

(1) психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проб­лем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-пси­хологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономиче­ских отношений;

(2) психологическое консультирование -оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоцио­нальной устойчивости, способствующих непрерывному личност­ному росту и саморазвитию, включая консультации руководите­лей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

(3) психологическая коррекция - активное психолого-педагоги­ческое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется в целях:

• психологического обеспечения свободного и гармонично­го развития личности в современном обществе на всех этапах её становления и самореализации;

• предупреждения развития негативных тенденций в психоло­гии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррек­ции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситу­аций во взаимоотношениях.

Основные методы психологической поддержки:

психологическое просвещение;

психологическое и психотерапевтическое консультирование;

психологическая диагностика;

психологический тренинг;

психологическая коррекция;

другие индивидуальные и групповые методы психологиче­ской работы.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими междуна­родными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государ­ственной системы профессиональной ориентации и психологи­ческой поддержки населения в Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами.

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населенияв РФ представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учрежде­ний, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоох­ранения и социально-психологической защиты граждан.

Для достижения психолого-профориентационных целей субъ­екты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической под­держки населения.

Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию психолого-профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требо­ваний рынка труда и складывающихся социально - экономических условий.

В целях осуществления действенной координации деятель­ности в области профессиональной ориентации и психологи­ческой поддержки населения, содействия развитию территори­альных служб психолого - профориентационной направленности по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекты РФ на своей территории могут создавать комиссиипо вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Всероссийский научно-практический центр профессиональ­ной ориентации и психологической поддержки населения осу­ществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обе­спечивает научно-методическую, организационно-практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Территориальные центрыпрофессиональной ориентации и психологической поддержки населения:

• оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населе­ния в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный ми­нимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;

• внедряют эффективные методы и средства профессиональ­ного информирования, профконсультирования, психофизиологи­ческого отбора (подбора), психологической поддержки;

• осуществляют психологическую поддержку молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населе­ния по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;

• осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психоло­гической поддержки населения на соответствующей территории;

• организуют профессиональную ориентацию и психологи­ческую поддержку населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ори­ентации и психологической поддержки населения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-право­вой формы.

По заказам администрации, организаций всех организаци­онно - правовых форм, по заявкам работодателей могут прово­дить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого и незанятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести про­фессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессио­нальное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность на основе договоров.

Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого насе­ления предоставляют обязательные бесплатные профориентационные услуги:

• информируют и консультируют граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельно­сти, вида профессиональной подготовки, переподготовки и тру­доустройства;

• осуществляют профессиональное консультирование безра­ботных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально-экономической ситуации, сложив­шейся на рынке труда (при необходимости с использованием раз­личных методов диагностики);

• обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологическо­го состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих их профессиональ­ной и социальной самореализации;

• могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на профессио­нальное обучение и, по заказу работодателей, - на вакантные ра­бочие места, на основе договоров.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости призваны способствовать эффектив­ной занятости населения, формированию правовых, социально-психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.

Образовательные учреждения(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учиты­вая местные условия и интересы обучающихся, на основе госу­дарственных стандартов и нормативов:

• обеспечивают профориентационную направленность учеб­ных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, ро­дительской общественности, специалистов соответствующих ор­ганизаций и учреждений;

• проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

• формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с инте­ресами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащего­ся с учетом потребности региона в кадрах;

• привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе про­фессии;

• организуют профессиональное просвещение и консультиро­вание учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индиви­дуальных психофизиологических особенностей, состояния здоро­вья, а также потребностей региона в кадрах;

• организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, спо­собностей и склонностей;

• обеспечивают органическое единство психолого-педагоги­ческой и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учрежде­ния профессионального образования;

• используют возможности психологических служб, организу­емых в образовательных учреждениях, для организации и прове­дения профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формиро­ванием у подрастающего поколения соответствующих мотива­ций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профес­сий и рынка труда, является одной из основных задач образо­вательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, орга­нов управления образованием, а также соответствующих орга­низаций здравоохранения и органов управления здравоохране­нием.

Психологические службыв образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами:

• активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;

• создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;

• оказывают психологическую помощь педагогическим кол­лективам и родителям в преодолении отклонений в интеллек­туальном и личностном развитии учащихся, в разрешении кон­фликтных ситуаций;

• внедряют достижения психологии в практику образователь­но - воспитательного процесса.

Образовательные учреждения профессионального образова­нияпроводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодно­сти и прогнозируемой успешности освоения профессии, специ­альности, усиления мотивации к выбранному профилю и адапта­ции к будущей профессии.

Дошкольные учрежденияв процессе реализации программ воспитания:

• осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;

• проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда;

• развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;

• формируют мотивации и интересы детей с учетом особен­ностей их возраста и состояния здоровья.

Организации здравоохраненияв пределах своей компетенции:

• выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреж­дений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профес­сиональную пригодность;

• проводят оздоровительные мероприятия, врачебно - профессиональное консультирование с учетом медицинских противопо­казаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соот­ветствующие рекомендации;

• осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитани­ем и обучением детей и подростков, их профессиональной под­готовкой и трудовым использованием;

• обеспечивают организацию мер профилактического характе­ра, прежде всего по отношению к лицам из групп повышенного риска, контроль за их выполнением;

• создают совместно с территориальными центрами профессио­нальной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консульти­рования.

Организации оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении ква­лификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работода­телей.

Общественным объединением психолого-профориентационной направленности ориентации и психологической поддержки населения является Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки насе­ления.

К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и кор­рекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Гарантированный минимум бесплатных психолого - профориентационных услуг включает в себя:

• предоставление профессиональной информации всем обра­тившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы;

• проведение для учащихся общеобразовательных учреждений групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;

• оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитан­никам школ - интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.

Дополнительный перечень психолого-профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъ­ектов РФ с учетом местных условий и возможностей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю­щие на территории РФ, пользуются психолого-профориентационными услугами в полном объеме.

10.8. Профессиональная подготовка, обучение персонала

 

Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям организации и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника.

Обучение персонала - это систематический учебно-методиче­ский процесс, осуществляемый с целью повышения квалифика­ции или переподготовки персонала непосредственно в организа­ции либо по договору с обучающей организацией.

Целевое обучение работников может быть дифференцировано и использоваться:

1) для того чтобы улучшить выполнение работы персоналом на тех рабочих местах, которые они занимают в настоящий момент;

2) для того чтобы подготовить работников к ротации - новым должностям, рабочим местам, на которые они будут выдвинуты в будущем (формирование кадрового резерва);

3) в связи с организационно-техническими (технологиче­скими) изменениями рабочего места (например, получение нового оборудования, специальной оснастки, программного обе­спечения и др.).

4) Обучение охватывает всех работников на всех уровнях орга­низации - от рабочих в цехе до руководителей - и включает области от специфических технических навыков до сложных ког­нитивных задач.

Большинство организаций расходуют на обучение существен­ные ресурсы и рассматривают его в качестве важнейшего условия достижения корпоративных целей. В будущем эти расходы будут только возрастать.

Анализ потребности в обучении включает:

• изучение стратегии организации, внешних воздействий, кон­курентоспособности, требований, диктуемых рынком, и др.;

• оценку новых задач и состояния существующих в организа­ции рабочих мест, использования ноу-хау, уровня производитель­ности труда, условий для решения новых задач и др.;

• изучение профессионально-квалификационных и личност­ных качеств работников, уровня креативности, кросскультурного менеджмента, мотивации и др.

Цели и примеры соответствующих методов анализа представ­лены в табл. 10.3.

 

Таблица 10.3.Цели и примеры методов анализа потребности в обучении персонала

 

Анализ Цель Примеры методов анализа потребности в обучении
Анализ страте­гии организа­ции, конкурен­тоспособности, внешних усло­вий Определить направления обучения: где, чему (повышение квалификации, переподготовка и др.) Установить требования к зна­ниям, исходя из стратегии, целей, задач и бизнес-планов организа­ции. Сравнить показатели эффектив­ности и качества с ожиданиями
Анализ новых задач и суще­ствующих возможностей для их решения Определить, каким должно быть содержание обучения Провести аттестацию рабочих мест, оценить уровень организа­ции и производительности труда, выявить узкие места и опреде­лить требования для выполнения новых задач
Анализ профессионально - квалификационных и личностных качеств работ­ников Определить, кто и какое обучение должен получить Провести кадровый аудит, опре­делить причины несоответствия уровня подготовки персонала для решения новых задач

 

Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.

Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделить два этапа.

Первый этап - собственно профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Главным при подготовке персонала является принцип непрерывности. Суть концепции «непрерывного образования» состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки.

Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождения каждым работником отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого процесс обучения целесообразно строить по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень являлась логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения.

Второй этап - последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации. Включает в себя:

Переподготовку - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, изменений в трудоспособности работника и др.

Повышение квалификации - обучение, связанное с обновлением и пополнением имеющихся знаний, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний.

При этом в зависимости от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования.

Подготовка квалифицированных кадров затрагивает множество компонентов социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на:

- гарантии (сохранении) рабочего места;

- возможностях профессионального роста на производстве;

- доходах работника;

- чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

Проблемы с точки зрения социальной эффективности могут проявиться в том случае, если повышению квалификации не будет противопоставлена никакая соответствующая этой квалификации деятельность. В результате этого не будет условий роста, а задачи будут выполняться и без применения полученных квалификаций.

Усиление инновационных процессов в сфере современного производства сопровождается смещением рабочих мест к уровням, требующим более высокой профессиональной подготовки. При этом происходит ускорение самого процесса обновления знаний персонала. Так, по мнению специалистов, за средний период своей трудовой деятельности (40 - 45 лет) квалифицированный работник должен не менее 4-5 раз пройти подготовку или переподготовку и повысить свою квалификацию, чтобы идти в ногу с изменениями в производстве.

Согласно ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором Трудовой кодекс РФ.

В соответствии с подпунктом 23 п. 1 ст. 264 ТК РФ расходы организации (налогоплательщика) на подготовку и переподготовку кадров относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если обучение сотрудника проводилось в зарубежных образовательных учреждениях, то расходы по обучению в соответствие с п.З ст. 57 Закона об образовании будут относиться на затраты организации, если она заключит прямой договор с иностранным учебным заведением. При этом должно быть соответствующее международное соглашение между РФ и страной, где работник будет проходить обучение.

Если организация оплачивает повышение квалификации или обучение персонала в образовательном заведении, с которым не заключен договор, то она может делать это за счет собственных средств и не имеет права учитывать эти расходы при налогообложении прибыли. Но обязанность возместить затраты работодателю должна быть прописана в договоре с сотрудником, в этом случае обученный персонал не уйдет к конкурентам. Для упрощения процедуры взыскания с работника потраченных на обучение денег условие о таком виде ответственности работников можно предусмотреть также в тексте трудового договора.

Если в трудовой или ученический договор была включена обязанность работника отработать определенный срок после обучения, а он все - таки уволился без уважительных причин в течение оговоренного договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя срока, то он будет обязан возместить затраты, которые понесла организация при направлении его на обучение. (Ст. 249 ТК РФ). Эти затраты должны быть исчислены пропорционально фактически неотработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Содержанием обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают для себя собственные учебные центры и корпоративные университеты. Правильный выбор вида и формы процесса обучения может существенно улучшить психологический климат в организации, разрешить межличностные противоречия.

Современными компаниями используются различные виды организации процесса обучения. Их огромное количество и можно классифицировать по различным основаниям.

Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы.

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура.

Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется.

В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

Итак, по месту проведения выделяют внутреннее (на рабочем месте) и внешнее (вне рабочего места) обучение.

Внутреннее обучение проводится на территории организации, внешнее с выездом в специальную организацию, занимающуюся обучением персонала. Каждый из этих двух видов обучения имеет свои преимущества и недостатки.

Выбор внутреннего обучения позволит организовать процесс обучения без отрыва от работы или таким образом, чтобы время, на которое работники оказались оторванными, было минимальным; еще одно преимущество внутреннего обучение - это то, что организации не приходится платить за здание учебного центра.

Выбор внешнего обучения же, наоборот, отрывает персонал от работы, но это можно рассмотреть и с положительной стороны. Смена обстановки и вида деятельности (с выполнения прямых обязанностей на обучение) может послужить отдыхом для работников организации.

С учетом стратегии развития предприя­тия и собранных заявок формируются (разрабатываются) перспектив­ные и текущие годовые планы обучения персонала. При этом в осно­ву закладывается принцип непрерывности повышения квалификации каждого сотрудника в течение всей его производственной деятель­ности на фирме.

Система непрерывного фирменного профессиональ­ного образования руководителей и специалистов предполагает сле­дующие основные виды обучения:

-первичное обучение лиц, принятых на работу;

-ежегодное обучение по актуальным вопросам профессиональной деятельности руководителей и специалистов;

-периодическое обучение (в соответствии с потребностями, но не реже установленной для каждой категории лиц периодичности) по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и спе­циалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

-целевое обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям (назначение на более высокую должность или должность иного про­филя).

Конкретные индивидуальные профессиональные образовательные программы руководителей и специалистов, формы получения обра­зования, сроки обучения определяются кадровой службой по согла­сованию с их руководителями и, как правило, с самими работниками.

Направлению каждого руководителя и специалиста на обучение дол­жны предшествовать оценка их профессионализма и творческого по­тенциала, эффективности исполнения ими должностных обязаннос­тей, а также определение целесообразности и потребности в обучении, разработка индивидуального плана профессионального обучения.

До работника, направляемого на обучение, должны быть своевре­менно доведены цель и программа (содержание) обучения, согласо­вана с ним тема выпускной работы (если такая работа предусмотре­на учебным планом), направленная на повышение эффективности его работы, подразделения, предприятия, на котором он трудится.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.022 с.)