Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коучинг как современный подход к развитию ЧР↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Коучинг (от англ. coaching -наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) - это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Основная задача коучинга - содействие принятию и реализации человеком осознанных и ответственных решений по проблемным вопросам. Широкое применение в менеджменте коучинг получил в начале 1990-х гг. как: • технология, перемещающая человека из зоны проблемы в зону ее эффективного решения; • система, которая позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, раскрыть потенциал обучающегося, найти нестандартное решение проблемы; • особое взаимодействие обучающегося и коуча (человека, занимающегося коучингом), где последний не выступает в роли консультанта, не дает советов и рекомендаций по решению задачи, а способствует раскрытию потенциала обучаемого; • процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и основанный на знаниях, логике, жизненном опыте. Таким образом, основной целью коучинга как креативного метода является помощь обучаемому в том, чтобы он самостоятельно нашел решение поставленной задачи. Отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает обучаемому найти собственное решение, а не решает задачу за него. Следовательно, коуч не обязательно должен быть экспертом в области исследуемых проблемных ситуаций, но он должен быть экспертом в том, как помогают другим в раскрытии их собственных возможностей. Коучинг - прежде всего инструмент для повышения личной эффективности сотрудника. Этот термин объединяет два разных направления, которые имеют много общего, но, тем не менее отличаются друг от друга. Первое - коучинг как стиль управления в компании. Он подразумевает особые взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Роль коуча здесь выполняет сам руководитель. Цель - повысить эффективность работы сотрудников. Другое направление - executive coaching (управленческий коучинг), особо популярный метод индивидуальной работы с менеджерами высшего звена. Как правило, для него приглашают специалиста-коуча со стороны. Отчасти его популярность объясняется тем, что такую услугу активно продвигают консалтинговые компании. Кроме того, многим топ-менеджерам требуется стимул или подсказка для дальнейшего развития, но, к примеру, тренинговые фирмы не могут удовлетворить подобные потребности - основная масса тренингов рассчитана в лучшем случае на средний менеджмент. Альтернативой могли бы стать программы Executive MBA западных бизнес-школ, но далеко не все менеджеры свободно владеют английским языком. Обсуждать же свои проблемы с членами команды многие руководители просто не готовы. В таком случае имеет смысл использовать коучинг. Считается, что коуч помогает понять, в чем человек неэффективен, и вместе с ним находит возможности развития. Коучинг построен на открытиях, которые в основном сделаны в других областях. Его условно можно считать интегрированным собранием эффективных принципов, технологий, приемов и методов обучения решению задач. Коучинг берет начало в консультировании и терапии, наставничестве, тренинге, менеджерском консалтинге. Однако он направлен не на разбор проблем и трудностей, а на поиск решений и улучшение результатов профессиональной деятельности. В XXI в. коучинг широко распространился во всех экономически развитых странах. Особенно он нашел применение в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмент). Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг развивается по нескольким направлениям: личный коучинг, профессиональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др. При этом, несмотря на определенное сходство с другими видами обучения, коучинг занимает свое обособленное место в данной системе. Сравнительный анализ различных методов повышения результативности и подготовки работников представлен в табл. 10.8. Таб. 10.8. Сравнительное описание основных методов повышения результативности
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата. Основной принцип коучинга заключается в том, что каждый человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения. Этот принцип применим и для организации в целом. Исходные положения коучинга базируются на том, что: • все люди обладают способностью к развитию; • люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому; • наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью; • то, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши достижения; • мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров); • люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс; • мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее; • для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами. Коучинг как технология имеет следующие характеристики: Коучинг систематичен. Используется строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять. Коучинг целенаправлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то. Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точки зрения, а предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно. Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента. В основном коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента. Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие. Его основными инструментами служат активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга и др. Дж. Уитмор в своей книге, посвященной коучингу, выделяет следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности: -Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг. -Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.-Быстрое обучение без отрыва от работы, причем этот процесс доставляет радость и удовольствие. -Улучшение взаимоотношений в коллективе. -Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе. -Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы. -Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели. -Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем потребность к гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный. В процессе коучинга исследование препятствий, целей, ресурсов и других составляющих отношения человека к ситуации является одним из инструментов «нахождения своей игры», т.е. своего, уникального способа решения конкретной проблемы сотрудником. Коучинг возможен, если сотрудник принимает и реализует самостоятельные решения. Иначе говоря, человек должен обладать правом принятия решений (или влияния на них) и нести ответственность за результат. Подход «делай, как я говорю» или «делай в соответствии с процедурой» редко способствует «присвоению» ответственности за итоговый результат исполнителем и гасит творчество. В ситуации рутинной работы это может быть допустимо, однако если вы ожидаете от сотрудников «олимпийской результативности» и стоящие перед ними задачи новы и амбициозны, необходим подход с позиций коучинга. Виды коучинга для организации: - индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц; - управленческий коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей; - групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей; - коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование группы исполнителей; - системный коучинг аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке. Коучинг и наставничество занимают значительное место в обучении и развитии персонала организации и как бы дополняют друг друга, но имеются особенности и отличия в обучении и развитии персонала.Канадский ученый Р. Карром провел анализ характеристик наставничества и коучинга (таблица 10.9.). Таблица 10.9. Анализ характеристик наставничества и коучинга
Процесс коучинга может быть представлен в виде модели, которая включает в себя четыре стадии. Достижение поставленных целей в процессе коучинга обусловлено успешным завершением каждой стадии его выполнения. Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации. Коучинг может начинаться только тогда, когда обучающийся приходит к осознанию потребности в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к выполнению любой деятельности. Не осознав потребность искренне, почти невозможно изменить поведение. Коуч должен помогать обучаемому развивать это осознание, поскольку невозможно никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет. Стадия 2. Планирование системы ответственности. Обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда индивид принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности является планирование процесса коучинга. Коучи не могут навязывать обучающие программы. Обучаемый исполняет активную роль в процессе принятия решения. Однако опыт показывает, что согласование с менеджером некоторого плана личного развития (ПЛР) позволяет лучше определить необходимое время и место проведения занятий в течение рабочего дня. Хороший ПЛР должен отвечать на следующие ключевые вопросы: 1.Что именно необходимо достигнуть? 2. Как это будет происходить? 3. Когда это будет происходить? 4. Где это будет происходить? 5. Когда этот процесс начнется и когда завершится? 6. Кто будет вовлечен в этот процесс? 7. С кем необходимо согласовывать этот план? Уже сейчас многие организации требуют от своих сотрудников составления планов личного развития. Для того чтобы ПЛР, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным, он должен базироваться на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно короткие сроки. Кроме того, очень важно, чтобы каждая цель развития, стоящая в ПЛР, была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения. Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков. При реализации программы обучения коучи должны использовать лишь те стили и техники, которые соответствуют ситуации обучения. Применяемые стили и методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам коуча. Возможно, самыми важными из этих навыков являются навыки предоставления обратной связи. Стадия 4. Оценка результативности. Следует различать мониторинг и оценку. Мониторинг - это регулярная проверка процесса реализации плана личного развития сотрудника. Оценка - это анализ и выводы по плану личного развития сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его ученик осуществляют совместно. Ключевые вопросы здесь следующие: 1. Достигнуты ли цели развития? 2. Работали ли различные компоненты ПЛР в тех направлениях, для которых они были разработаны? 3. Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему? 4. Был ли ПЛР рентабельным? 5. Появились ли неожиданные результаты? 6.Что бы вы сделали по-другому в следующий раз? 7.Нужен ли новый план личного развития для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков? Для максимально быстрой концентрации на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за реализацию которых он может взять на себя ответственность, используется практика техники 3D - одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик. Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги. Ученику предлагается быстро, одним предложением, определить существующую проблему. Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяют коучу и ученику за очень короткое время выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков: - ситуация, например, временной режим, недостаток ресурсов, география; - включенные в неё люди, например недовольный потребитель, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик; - сам ученик, например недостаток технических знаний, конфликт приоритетов, общая установка ученика. Выделив три измерения, или аспекта существующей проблемы, обычно становится сравнительно легко определить несколько возможных вариантов действий - даже если большинство из них требует усилий исключительно самого ученика. Окончательная стадия - выбор самого подходящего в данной ситуации варианта для его практической реализации. После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентрироваться на потенциальных действиях. Опираясь исключительно на заданные вопросы, коуч может помочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, коуч позволяет ученику более четко сфокусировать свое внимание и передает исключительно ему ответственность за принятие окончательных решений. Главные результаты коучинга - это: • построение такой жизнедеятельности, которая позволяет ставить и осуществлять важные личные цели, обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни; • обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовлетворение результатами труда - вот что обычно сопровождает этот процесс; • достижение и увеличение благосостояния за счет личного труда. Еще Вольтер заметил, что труд освобождает человека от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим получить, наша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми, и более успешными благодаря высокопроизводительному труду; • преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно проведенному коучингу внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки - быть преодолены. Это наиболее эффективный путь; • прояснение своих целей и сосредоточение на приоритетах. Если мы четко знаем, чего именно хотим от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на будущее позволяют нам сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас. Улучшение продуктивности деятельности - это главное, для чего и применяется коучинг. Он проявляет лучшее в отдельных работниках и коллективах. Эффективность обучения
Наибольшие споры среди теоретиков и особенно среди практиков вызывает вопрос эффективности (экономической и социальной) обучения. До сих пор многие руководители не видят прямой зависимости между обучением и ростом эффективности производства. Вместе с тем оценка эффективности обучения персонала является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной организации. В последнее время все чаще затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в развитие персонала организации. Эти капиталовложения должны принести отдачу в виде повышения результа-тивности труда работников, получения дополнительной прибыли. Экономическая эффективность обучения работников оценивается на основе анализа общей суммы и структуры затрат и анализа результатов реализации конкретных программ обучения. Эффективность обучения определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов согласно схеме (рисунок 10.3).
Рисунок 10.3. Оценка эффективности обучения сотрудников организации
Критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся и управляющих процессом профессионального обучения в организации. После завершения обучения и проведения его оценки результаты сообщаются руководителям обучавшихся сотрудников и самим сотрудникам, а также используются при дальнейшем планировании профессионального обучения. С помощью такой информации можно совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников. Обучение работников - многофункциональный процесс, оказывающий влияние на различные компоненты деятельности предприятий. Непосредственно от масштабов, хода и результатов обучения зависят: -текущие и будущие результаты деятельности предприятия; -текущие и будущие затраты, связанные с деятельностью предприятия; -уровень риска в деятельности предприятий и организаций отрасли от некомпетентных действий персонала. Результат деятельности системы обучения редко бывает однозначным. Так, если речь идет о системе обучения работников, то результат может оцениваться либо по экономическим последствиям повышения уровня знаний и навыков (умений) специалистов, либо по изменению социального уровня работников, либо по другим параметрам. Возможные цели расчетов экономической эффективности процесса обучения: а) определение оптимального размера затрат на обучение в составе общих затрат на производство; б) принятие решений по развитию форм и методов обучения; в) сравнение различных вариантов технологии и инструментальной базы для обучения; г) сравнение экономической эффективности обучения с экономической эффективностью других возможных вложений средств предприятия, обеспечивающих сопоставимое повышение эффективности функционирования основного производства. Экономическая эффективность обучения определяется соотношением между суммарными затратами на организацию и проведение учебного процесса и финансовыми результатами обучения, выраженными в виде прироста полезных результатов деятельности предприятия, увеличения его потенциала, снижения затрат на обеспечение функционирования предприятия. Связь между процессом обучения и изменением показателей деятельности предприятий выражается в ряде факторов, отражающих изменение мотиваций, функционального поведения и социальных взаимодействий работников, прошедших обучение. Эффективность обучения определяют следующие требования: • работники должны быть мотивированы к обучению. Они должны понимать, что от этого во многом будут зависеть их вознаграждение в будущем, возможная ротация по вертикали, предоставление желаемой работы и др.; • обучающимся необходимо определить цель обучения и стандарты будущей работы, которую предстоит выполнять, ее специфику, какие знания и из какой области требуются для этого и др.; • эффективное обучение - активный взаимосвязанный процесс. Чтобы его активизировать, необходимо использовать современные методы обучения: мультимедийную технику, деловые игры, моделирование и др.; • обучение должно удовлетворять потребности обучающегося, отвечать его интересам и быть самомотивированным; • для поддержания интереса обучающихся необходимо применять различные методики обучения, вовлекать слушателей в учебный процесс, давая им возможность самим находить решения непарадигмальных задач и др.; • необходимо контролировать усвояемость материала и установить с преподавателем прямую и обратную связь, используя для этого промежуточный контроль, тестовые задания, в том числе в режиме онлайн, интернет-обучения и др. Эти требования были разработаны на основе поведенческой и когнитивной психологии, а также с учетом содержания образовательных стандартов третьего поколения. К результатам деятельности системы обучения и переподготовки персоналаи руководящих работников могут быть отнесены: -увеличение скорости работы (реакции на аномальные ситуации) персонала, прошедшего обучение; -расширение кругозора, увеличение числа рассматриваемых вариантов при принятии решений руководящими работниками и специалистами, что влияет на оптимальность принимаемых решений; -снижение потерь от неправильной оценки ситуации и неправильных действий работников, связанное с закреплением в процессе обучения навыков более грамотного управления техническими системами; -предотвращение ущерба от непредвиденного наступления нежелательных событий и ситуаций, ограничение распространения так называемых «цепочек нежелательного развития событий» («эффект домино»); -снижение вероятности аварий и поломок оборудования, угроз жизни и здоровью людей; -укрепление корпоративного сознания работников, сближение личных интересов работников с интересами компании; -рост способности к координированной осознанной совместной деятельности и принятию решений; -обмен информацией между работниками различных предприятий, проходящими обучение вместе, распространение «по горизонтали» передового опыта, других инноваций. Система показателей, количественно выражающих влияние изменения функциональных характеристик, мотиваций и социального поведения прошедших обучение работников на деятельность системы в целом, состоит из нескольких групп показателей, отражающих - повышение скорости работы (включая сокращение длительности анализа и оценки ситуации, функциональных реакций, оценки последствий предпринимаемых действий); - улучшение её качества; - увеличение числа вариантов действий или решений; - улучшение координации действий работников, занятых взаимосвязанными операциями. Для расчета значений выделенных показателей следует использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также оценки экспертов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.014 с.) |