Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мониторинг профессионального развития личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из главных целей личностно ориентированного образования является развитие обучаемого. Достижение этой цели возможно при условии отчетливо выраженной потребности личности в самоизменении, саморазвитии. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление. Л.М.Митина, анализируя взаимосвязь личностного и профессионального развития, отмечает, что они неотделимы: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации[21]. Можно сказать, что личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление обучаемого и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями. На стадии профессионального образования движущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями этого вида образования и уровнем личностного и профессионального развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению социально-профессиональной компетентности. На следующей стадии профессиональной адаптации профессиональное развитие детерминируется противоречием между требованиями новой для личности социально-профессиональной ситуации: профессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива — и уровнем социально-профессиональной квалификации и компетентности. Его разрешение происходит в процессе психологической перестройки личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального опыта. На стадии профессионализации основным является противоречие между «Я»-действующим и «Я»-отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. Разрешение этого противоречия возможно в процессе продвижения по квалификационным ступеням профессии и выработки индивидуального стиля деятельности. В противном случае наступает стадия профессиональной стагнации. Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается противоречие между «Я»- профессиональным и «Я» -потенциальным. Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности и проявление акмеологичекого стиля в профессии и профессиональном сообществе. Другой способ разрешения этого противоречия — вторичная стагнация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности. Таким образом, на начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии выполнения деятельности, система стимулирования развития. На стадии профессионального образования в качестве такой системы стимулирования может выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации - оценки уровня квалификации. В свете темы главы представляется обоснованным рассмотрение возможностей мониторинга профессионального развития обучаемых и молодых специалистов. За основу проектирования мониторинга профессионального развития целесообразно взять четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности (см. табл. 17). Очевидно, что для определения социально-психологических и психофизиологических характеристик личности оправдано применение разного рода психодиагностических средств, установление же уровня выраженности ключевых квалификаций осуществляется посредством мониторинга. В зависимости от характера профессии (специальности) проектируется профессионально обусловленная структура личности, на основе которой методом экспертной оценки определяются 5—7 наиболее значимых ключевых квалификаций. Эти ключевые квалификации и подвергаются мониторингу в течение длительного времени (семестр, учебный год, первые два-три года работы на предприятии, в организации). В учебных заведениях мониторинг профессионального развития осуществляют преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также мастера производственного обучения. В отдельных случаях к проведению мониторинга могут привлекаться специалисты психологической службы учебного заведения. Мониторинг профессионального развития молодых специалистов могут осуществлять непосредственно руководители предприятий и организаций под руководством психологов отделов развития персонала. Рассмотрим процедуру мониторинга на примере профессии ремесленника. Анализ литературы и экспертная оценка позволили определить следующие шесть ключевых квалификаций: конвенциональность, поливалентную профессиональную компетентность, социально-коммуникативную компетентность, сверхнормативную профессиональную активность, креативность и ручную умелость. Уровни выраженности этих ключевых квалификаций отражаются в бланке (табл. 28). Таблица 28
Бланк ключевых квалификаций Профессия: ремесленник Ф.И.О. ______________________ Специальность: столяр Группа № __________________ Учебная дисциплина: производственное обучение Время проведения мониторинга ___________________________
Примечание. Уровни выраженности: A – репродуктивный, B – рефлексивный, C - эвристический, D – креативный.
Результаты мониторинга профессионального развития, обобщенные в профиле ключевых квалификаций, представляют уникальный материал по онтогенетической истории профессионального становления личности. Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития побуждают личность к саморазвитию, самоизменению. Внешняя информация о достоинствах и недостатках субьекта профессионального развития интериоризируется и перерастает в саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг. Мониторинг может стать основой для совершенствования профессионально-образовательных программ, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучаемых. Данные мониторинга могут быть полезны специалистам отделов развития персонала при профессиональном консультировании молодых специалистов и планировании их профессионального роста и карьеры. Наконец, результаты мониторинга могут быть использованы при выработке и принятии управленческих решений. Мы рассмотрели мониторинг профессионального развития личности на стадиях профессионального образования и профессиональной адаптации молодых специалистов. На последующих стадиях становления актуальным является личностно ориентированное профессиональное самосовершенствование человека. Профессиональное самосовершенствование представляет собой самостоятельный вид внутренней активности личности, направленной на повышение квалификации, профессиональный рост и развитие карьеры. Важное значение в инициировании этой профессиональной активности принадлежит мотивации достижений и успеха, а также актуализации профессионально-психологического потенциала специалиста. В стимулировании профессионального самосовершенствования положительную роль может играть экспертный мониторинг профессионализации персонала, который предполагает: • разработку диагностических и экспертных процедур социально-психологического анализа и прогнозирования труда, выполняемого персоналом, оценку профессиональной компетентности кадров и содействие им в выработке стратегии продуктивного развития субъектов труда; • создание и использование личностно ориентированных технологий развития творческого потенциала и профессионально важных качеств персонала, ключевых квалификаций, необходимых для эффективного труда; • разработку социально-психологических основ подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подготовки, а также методики оценки уровня профессиональной компетентности в соответствии с выработанными критериями и показателями; • выявление общих социально-психологических закономерностей профессионального развития персонала и учет конкретных результатов его профессионализации, а также разработку научно-практических рекомендаций по диагностике, аттестации и экспертизе[22]. Экспертный мониторинг является информационной основой психологического сопровождения профессионального становления человека. Под психологическим сопровождением понимают непрерывный процесс изучения и анализа, развития и коррекции субъектов труда. Оно осуществляется в рамках личностно ориентированных технологий профессионального становления для наиболее полной реализации Стадия профессионализации охватывает в потенциальном плане наиболее продуктивный возрастной период человека — зрелость. Акмеологическое [23] сопровождение профессионала не только обусловливает повышение его профессионализма, но и создает условия для самоактуализации личности и полноценной реализации в профессии. Таким образом, мониторинг является эффективном технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов. [1] См.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979. — С. 174. [2] Зимняя И. А. Указ. соч. — С. 118.
[3] См.: Леднев В. С. Содержание общего среднего образования. — М., 1980.-С. 62. [4] См.: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
[5] См.: Крестовников А. М. Очерки но физиологии физических упражнений. — М., 1951.
[6] См.: Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970 [7]См.: Чебышева В. В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки). — М., 1969. [8] См.: Косилов С. А. Физиологические основы производственного обучения. — М., 1975.
[9] См: Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.
[10] См.: Атутов П. Р. Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьников. — М., 1977.
[11] См.: Платонов К. К. Указ. соч.
[12] См.: Петралов Б.С. Профессиональное воспитание учащихся / Б.С. Петралов, Н.Ф. Гейжан. – СПб., 1994. – С.7. [13] См.: Кузьмин А.М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 1999. – С.9. [14] См.: Социально-профессиональное воспитание студентов / Э.Ф. Зеер.; Под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург, 2000. [15] См.: Исмагилова Ф. С. Указ. соч. — С. 195.
[16] См.: Современный словарь иностранных слов. — М., 1994. — С. 392.
[17] См.: Белкин Л. С. Указ. соч. [18] См.: Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование, — Екатеринбург, 1998. — С, 97. [19] См.: Психология становления педагога профессиональной школы. —С. 28-29.
[20] См.: Репкин В. В, О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности / В. В. Репкин, Г. В.Репкииа, Е. В. Заика//Вопр. психологии. —1995. — N° 1.
[21] См.: Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. — С. 28-38.
[22] См.: Рабочая книга практического психолога: технология эффективной деятельности. — М., 1996. [23] Акмеология (от греч. Akme – рассцвет) – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на стадии его зрелости и достижение им наиболее высокого уровня в этом возрастном периоде акме.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.008 с.) |