Мониторинг профессионального развития личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг профессионального развития личности



Одной из главных целей личностно ориентиро­ванного образования является развитие обучаемо­го. Достижение этой цели возможно при условии отчетливо выраженной потребности личности в самоизменении, саморазвитии. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в даль­нейшем продуктивное профессиональное станов­ление.

Л.М.Митина, анализируя взаимосвязь личност­ного и профессионального развития, отмечает, что они неотделимы: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способ­ность личности превращать собственную жизнедея­тельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации[21].

Можно сказать, что личностное развитие явля­ется фактором, инициирующим профессиональ­ное становление обучаемого и специалиста. На раз­ных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоре­чиями.

На стадии профессионального образования дви­жущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями этого вида обра­зования и уровнем личностного и профессионально­го развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессио­нальных способностей, повышению социально-про­фессиональной компетентности.

На следующей стадии профессиональной адапта­ции профессиональное развитие детерминируется противоречием между требованиями новой для лич­ности социально-профессиональной ситуации: про­фессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива — и уровнем социально-профессиональ­ной квалификации и компетентности. Его разреше­ние происходит в процессе психологической пере­стройки личности и выражается в профессиональ­ном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобрете­нии профессионального опыта.

На стадии профессионализации основным явля­ется противоречие между «Я»-действующим и «Я»-отраженным в профессии, обусловленное по­требностью специалиста в развитии карьеры. Разре­шение этого противоречия возможно в процессе про­движения по квалификационным ступеням профес­сии и выработки индивидуального стиля деятельно­сти. В противном случае наступает стадия професси­ональной стагнации.

Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается противоречие между «Я»- професси­ональным и «Я» -потенциальным. Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень вы­полнения деятельности и проявление акмеологичекого стиля в профессии и профессиональном сообществе. Другой способ разрешения этого противоре­чия — вторичная стагнация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, на начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное становление, относятся социально-эко­номические условия, содержание и технологии выполнения деятельности, система стимулирования развития.

На стадии профессионального образования в ка­честве такой системы стимулирования может высту­пать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации - оценки уровня квалификации.

В свете темы главы представляется обоснованным рассмотрение возможностей мониторинга профес­сионального развития обучаемых и молодых специа­листов.

За основу проектирования мониторинга профес­сионального развития целесообразно взять четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности (см. табл. 17). Очевидно, что для определения социально-психологических и психо­физиологических характеристик личности оправда­но применение разного рода психодиагностических средств, установление же уровня выраженности клю­чевых квалификаций осуществляется посредством мониторинга. В зависимости от характера профессии (специальности) проектируется профессионально обусловленная структура личности, на основе кото­рой методом экспертной оценки определяются 5—7 наиболее значимых ключевых квалификаций. Эти ключевые квалификации и подвергаются мони­торингу в течение длительного времени (семестр, учебный год, первые два-три года работы на пред­приятии, в организации).

В учебных заведениях мониторинг профессиона­льного развития осуществляют преподаватели обще­профессиональных и специальных дисциплин, а так­же мастера производственного обучения. В отдель­ных случаях к проведению мониторинга могут при­влекаться специалисты психологической службы учебного заведения. Мониторинг профессионально­го развития молодых специалистов могут осуществ­лять непосредственно руководители предприятий и организаций под руководством психологов отделов развития персонала.

Рассмотрим процедуру мониторинга на приме­ре профессии ремесленника. Анализ литературы и экспертная оценка позволили определить следую­щие шесть ключевых квалификаций: конвенциональность, поливалентную профессиональную компетентность, социально-коммуникативную ком­петентность, сверхнормативную профессиональную активность, креативность и ручную умелость. Уровни выраженности этих ключевых квалификаций от­ражаются в бланке (табл. 28).

Таблица 28

 

Бланк ключевых квалификаций

Профессия: ремесленник Ф.И.О. ______________________

Специальность: столяр Группа № __________________

Учебная дисциплина: производственное обучение Время проведения мониторинга

___________________________

 

Ключевые квалификации Технология мониторинга Уровни выраженности
A B C D
1. Конвенциональность   2. Поливалентная профессиональная компетентность 3. Социально-коммуникативная компетентность 4. Сверхнормативная профессиональная активность 5. Креативность   6. Ручная умелость   Анкетирование, беседа, интервью Метод тестовых ситуаций, тестирование компетентности Тестирование, наблюдение   Метод критических ситуаций То же   Тестирование, метод критических ситуаций Ä                 Ä Ä  Ä Ä      Ä    

 

Примечание. Уровни выраженности: A – репродуктивный, B – рефлексивный, C - эвристический, D – креативный.

 

Результаты мониторинга профессионального развития, обобщенные в профиле ключевых квалифика­ций, представляют уникальный материал по онтоге­нетической истории профессионального становле­ния личности. Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития побужда­ют личность к саморазвитию, самоизменению. Внешняя информация о достоинствах и недостатках субьекта профессионального развития интериоризируется и перерастает в саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг. Мониторинг может стать основой для совершенствования профессионально-образовательных программ, поиска инновационных тех­нологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучаемых. Данные мониторинга могут быть полезны специалистам отделов развития персонала при профессиональном консультировании молодых специалистов и планировании их профессионального роста и карьеры. Наконец, резуль­таты мониторинга могут быть использованы при выра­ботке и принятии управленческих решений.

Мы рассмотрели мониторинг профессионального развития личности на стадиях профессионального об­разования и профессиональной адаптации молодых специалистов. На последующих стадиях становления актуальным является личностно ориентированное профессиональное самосовершенствование человека.

Профессиональное самосовершенствование представляет собой самостоятельный вид внутрен­ней активности личности, направленной на повыше­ние квалификации, профессиональный рост и разви­тие карьеры. Важное значение в инициировании этой профессиональной активности принадлежит мотивации достижений и успеха, а также актуализа­ции профессионально-психологического потенциа­ла специалиста. В стимулировании профессионального самосо­вершенствования положительную роль может играть экспертный мониторинг профессионализации персо­нала, который предполагает:

• разработку диагностических и экспертных про­цедур социально-психологического анализа и прогнозирования труда, выполняемого персоналом, оценку профессиональной компетентности кадров и содействие им в выработке стратегии продуктивного развития субъектов труда;

• создание и использование личностно ориентированных технологий развития творческого потенциала и профессионально важных качеств персонала, ключевых квалификаций, необходимых для эффективного труда;

• разработку социально-психологических основ подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подготовки, а также методики оценки уровня профессиональной компетентности в соот­ветствии с выработанными критериями и показате­лями;

• выявление общих социально-психологических закономерностей профессионального развития пер­сонала и учет конкретных результатов его професси­онализации, а также разработку научно-практиче­ских рекомендаций по диагностике, аттестации и эк­спертизе[22].

Экспертный мониторинг является информацион­ной основой психологического сопровождения профес­сионального становления человека. Под психологи­ческим сопровождением понимают непрерывный процесс изучения и анализа, развития и коррекции субъектов труда. Оно осуществляется в рамках лич­ностно ориентированных технологий профессионального становления для наиболее полной реализации
творческого потенциала человека, поддержания его комфортного психического состояния и достижения наивысшей продуктивности деятельности.

Стадия профессионализации охватывает в потенциальном плане наиболее продуктивный возрастной период человека — зрелость. Акмеологическое[23] сопровождение профессионала не только обусловливает повышение его профессионализма, но и создает условия для самоактуализации личности и полно­ценной реализации в профессии.

Таким образом, мониторинг является эффектив­ном технологией, обусловливающей профессиональ­ное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.


[1] См.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979. — С. 174.

[2] Зимняя И. А. Указ. соч. — С. 118.

 

[3] См.: Леднев В. С. Содержание общего среднего образования. — М., 1980.-С. 62.

[4] См.: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.

 

[5] См.: Крестовников А. М. Очерки но физиологии физических упражнений. — М., 1951.

 

[6] См.: Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970

[7]См.: Чебышева В. В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки). — М., 1969.

[8] См.: Косилов С. А. Физиологические основы производственно­го обучения. — М., 1975.

 

[9] См : Леонова Л. А. Повышение эффективности производствен­ного обучения подростков. — М., 1980.

 

[10] См.: Атутов П. Р. Политехническое образование и всесторон­нее развитие личности школьников. — М., 1977.

 

[11] См.: Платонов К. К. Указ. соч.

 

[12] См.: Петралов Б.С. Профессиональное воспитание учащихся / Б.С. Петралов, Н.Ф. Гейжан. –СПб., 1994. – С.7.

[13] См.: Кузьмин А.М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 1999. – С.9.

[14] См.: Социально-профессиональное воспитание студентов / Э.Ф. Зеер. ; Под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург, 2000.

[15] См.: Исмагилова Ф. С. Указ. соч. — С. 195.

 

[16] См.: Современный словарь иностранных слов. — М., 1994. — С. 392.

 

[17] См.: Белкин Л. С. Указ. соч.

[18] См.: Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональ­ное образование, — Екатеринбург, 1998. — С, 97.

[19] См.: Психология становления педагога профессиональной школы. —С. 28-29.

 

[20] См.: Репкин В. В, О системе психолого-педагогического мони­торинга в построении учебной деятельности / В. В. Репкин, Г. В.Репкииа, Е. В. Заика//Вопр. психологии. —1995. — N° 1.

 

[21] См.: Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. — С. 28-38.

 

[22] См.: Рабочая книга практического психолога: технология эф­фективной деятельности. — М., 1996.

[23] Акмеология ( от греч. Akme – рассцвет) – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на стадии его зрелости и достижение им наиболее высокого уровня в этом возрастном периоде акме.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.012 с.)