Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И профессионального развития личности

Поиск

 

Понятие мониторинга

Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor — напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за ка­ким-либо процессом с целью выявления его соответ­ствия желаемому результату или первоначальным предположениям[16].

Сегодня термин «мониторинг» активно использу­ется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А.С.Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса[17]. Также мониторинг допустимо рассматри­вать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непре­рывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность опре­деленных ключевых показателей[18]. С методологиче­ской точки зрения, мониторинг следует рассматри­вать как универсальный тип деятельности, индиффе­рентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реаль­ной предметной среде явления, с тем чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие мониторинга близко к общенаучным пе­дагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако дан­ные процессы являются лишь отдельными элемента­ми мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенно­стей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Во-вто­рых, можно выделить следующие аспекты монито­ринга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических процес­сов: 1) непрерывность (постоянный сбор данных); 2) диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние от­слеживаемого объекта, системы или процесса); 3) ин­формативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); 4) науч­ность (обоснованность модели и отслеживаемых па­раметров); 5) обратная связь (информированность обьекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

Все высшие учебные заведения осуществляют мониторинг профессионально-образовательного процесса (непрерывный сбор информации об эффектив­ности обучения в педагогической системе) и акаде­мической успеваемости обучаемых (непрерывный сбор данных об уровне знаний, умений и навыков студентов, их прилежании, познавательной мотива­ции, поведении, общественной активности). Однако эти виды мониторинга малоинформативны в личностном плане. Они не позволяют отслеживать динамику профессионального становления личности студента, развитие учебной и учебно-профессиональной деятельности. Поэтому в вузе необходимо осуществлять и другие виды мониторинга.

Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативны­ми по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессионального становления[19].

Главным моментом мониторинга является диа­гностика динамики профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс про­фессионального образования, т. е. мониторинг вклю­чает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отсле­живанию характеристик процесса профессионально­го становления личности, которые более информа­тивны по сравнению со сведениями о результатах обу­чения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.006 с.)