Способы осуществления мониторинга



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы осуществления мониторинга



Все многообразие применяемых способов, техно­логий осуществления мониторинга можно свести к нескольким группам:

1. Текущее наблюдение осуществляется для отсле­живания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и опреде­ления смысла происходящих явлений. Эффектив­ность педагогического наблюдения зависит от психо­логической компетентности педагога, его опыта, от­ношения к обучаемым, профессиональной позиции т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качест­ве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы пре­рывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помо­щи в учении и др.

3. Экспликация (отлат. explicatio — развертывание, разъяснение) - развертывание содержания учеб­но-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования.

Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде под­сказок и совместных действий, поощрения педаго­гом обучаемых. Регистрация эксплицируемых харак­теристик осуществляется в простейшем случае по­средством использования метода наблюдения, а фик­сация данных — с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-про­фессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросные методы позволяют получить инфор­мацию о развитии субъектов образовательного про­цесса на основе анализа письменных или устных от­ветов на стандартные специально подобранные во­просы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познава­тельные свойства и качества.

Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6. Тестирование — это один из субъективных мето­дов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным досто­инством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мони­торинга применяют интеллектуальные, личност­ные, межличностные тесты, практические тесто­вые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга.

1. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется сотрудниками психологи­ческой службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диа­гностика социально и профессионально важных ха­рактеристик обучаемых. Экспресс-диагностику так­же проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, про­ектирования учебных задач и ситуаций. В случае не­обходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определе­ния уровня сформированных социально-профессио­нальных знаний, навыков и умений, включает диа­гностику степени развития качеств, необходимых бу­дущему специалисту.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профессионального обра­зования: развития личности, профессионально-об­разовательного процесса, взаимодействия обучаемых и педагогов.

В логике личностно ориентированного професси­онального образования актуальным становится мо­ниторинг профессионально-образовательного про­цесса и профессионального развития обучаемых. Рассмотрим мониторинг этих двух взаимосвязанных процессов.

Мониторинг профессионально-образовательного процесса

 

Основные задачи мониторинга:

• отслеживание трудностей, непонимания, пре­пятствий, возникающих при усвоении нового учебного материала;

• создание реального механизма управления про­фессионально-образовательным процессом;

• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;

• индивидуализация педагогом своей деятельности;

• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.

Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях - на диагностике психического развития, затруднено. Ко­нечно, по результатам многолетних оценок инфор­мация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в техно­логии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возмож­ны только на основе мониторинга.

Способы осуществления мониторинга професси­онально-образовательного процесса можно разде­лить на две группы:

• способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов;

• способы учета полученных данных при приня­тии управленческих решений и регуляции образовательного процесса[20].

Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного про­цесса:

• учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации;

• обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач;

• оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых.

Мониторинг мотивации учения может быть до­статочно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профес­сии, оценивая их достижения, педагог делает заклю­чение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения.

Следующим моментом мониторинга является от­слеживание процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий. Пе­дагог оценивает уровень их выраженности, система­тически анализируя организацию учебного (рабоче­го) места, планирование выполнения учебно-про­фессиональных заданий, методику работы с учеб­но-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.

Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-професси­ональных способностей обучаемых. Для отслежива­ния уровня их выраженности целесообразно исполь­зование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Отрефлексированные в мониторинге уровни вы­раженности компонентов профессионально-образо­вательного процесса отражаются в специальном бланке (табл. 26). Помимо уровней выраженности структурных компонентов обучения, в бланке указы­ваются его организационные формы и технологии осуществления мониторинга.

 

Таблица 26

Регистрационный бланк мониторинга профессионально-образовательного процесса

Учебная профессия, специальность Учебный предмет Ф.И.О. учащегося Группа №____ Время проведения мониторинга
Темы занятий:
Учебное задание Количество часов Число членов группы
Формы организации профессионально-образовательной деятельности: ФО БО ИО  ФО – фронтальная (кооперативная организация), БО – бригадная (групповая) организация, ИО – индивидуальная (самоуправляемая) организация  

 

Структурные компоненты обучения Технологии мониторинга Уровни выраженности компонентов обучения
I II III IV V
  1. Мотивация
1. Учебно-познавательные мотивы 2. Профессионально ориентированная мотивация  
  Наблюдение, опросные методы Экспликация, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности                        
  1. Способы выполнения учебно-профессиональных действий
2.1.Обобщенные способы учебных действий   2.2.Обобщенные способы профессиональных действий   2.3.Способы узкопрофессиональных действий   2.4.Способы самоконтроля
    Наблюдение, эксплицирование Наблюдение, метод тестовых ситуаций, анализ результатов деятельности Наблюдение, метод тестовых ситуаций, анализ результатов выполнения практических заданий                           
3.Развитие познавательных и учебно-профессиональных способностей 3.1. Познавательные способности     3.2. Учебно-профессиональные способности 3.3. Профессиональные способности (ключевые квалификации) 3.4. Специальные (квалификационные) способности 3.5.Учебно-профессиональная самостоятельность     Наблюдение, тестирование (экспресс-диагностика) То же     То же   То же     То же                                                                      

 

Примечание. Уровни выраженности компонентов обучения: I – не проявляется; II – выражен удовлетворительно; III – отчетливо выражен; IV – хороший уровень выраженности; V – высокий уровень выраженности.

 

Регистрационный бланк заполняется препода­вателем в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственно­го обучения заполняет бланк после выполнения комплексных работ, включающих несколько 4—6-часовых занятий. В конце каждой четверти, семестра показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом индивидуальном профиле профессионально-образовательного процесса учащихся.

Результаты индивидуального мониторинга мо­гут быть сведены в таблицу, отражающую профиль профессионально-образовательного процесса по учебным предметам (производственному обуче­нию), а в отдельных случаях и по специальности. Для проведения этой процедуры каждому уровню выраженности присваиваются баллы от одного до пяти. Определяется среднеарифметический пока­затель, и строится профиль профессионально-об­разовательного процесса по учебному предмету или специальности, комплексу общепрофессиональ­ных и специальных дисциплин (табл. 27).

 

Таблица 27

Профиль профессионально-образовательного процесса



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.019 с.)