Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы осуществления мониторингаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга можно свести к нескольким группам: 1. Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга. 2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др. 3. Экспликация (отлат. explicatio — развертывание, разъяснение) - развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных — с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых. 4. Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества. Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых. 6. Тестирование — это один из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты. Выделяют три формы мониторинга. 1. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса. Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы. 3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту. Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профессионального образования: развития личности, профессионально-образовательного процесса, взаимодействия обучаемых и педагогов. В логике личностно ориентированного профессионального образования актуальным становится мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучаемых. Рассмотрим мониторинг этих двух взаимосвязанных процессов. Мониторинг профессионально-образовательного процесса
Основные задачи мониторинга: • отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового учебного материала; • создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом; • получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности; • индивидуализация педагогом своей деятельности; • обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе. Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях - на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны только на основе мониторинга. Способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса можно разделить на две группы: • способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов; • способы учета полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса[20]. Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного процесса: • учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации; • обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач; • оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения. Следующим моментом мониторинга является отслеживание процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий. Педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе. Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач. Отрефлексированные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном бланке (табл. 26). Помимо уровней выраженности структурных компонентов обучения, в бланке указываются его организационные формы и технологии осуществления мониторинга.
Таблица 26 Регистрационный бланк мониторинга профессионально-образовательного процесса
Примечание. Уровни выраженности компонентов обучения: I – не проявляется; II – выражен удовлетворительно; III – отчетливо выражен; IV – хороший уровень выраженности; V – высокий уровень выраженности.
Регистрационный бланк заполняется преподавателем в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения комплексных работ, включающих несколько 4—6-часовых занятий. В конце каждой четверти, семестра показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом индивидуальном профиле профессионально-образовательного процесса учащихся. Результаты индивидуального мониторинга могут быть сведены в таблицу, отражающую профиль профессионально-образовательного процесса по учебным предметам (производственному обучению), а в отдельных случаях и по специальности. Для проведения этой процедуры каждому уровню выраженности присваиваются баллы от одного до пяти. Определяется среднеарифметический показатель, и строится профиль профессионально-образовательного процесса по учебному предмету или специальности, комплексу общепрофессиональных и специальных дисциплин (табл. 27).
Таблица 27 Профиль профессионально-образовательного процесса
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.011 с.) |