Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие сенсомоторных ключевых квалификацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Успешность формирования у учащихся трудовых навыков во многом зависит от развития у них таких качеств, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук и инструмента в пространстве; способность коррекции движений в процессе их выполнения; глазомер; ощущение временных интервалов (так называемое чувство времени); слуховое восприятие, в частности развитие технического слуха. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием «сенсомоторная квалификация». Сенсомоторная квалификация предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков. Перенос означает более быстрое формирование какого-либо конкретного навыка при наличии у обучаемого другого определенного навыка. Сенсомоторная квалификация является основой для более быстрого формирования многих навыков. Важным резервом для ускорения формирования профессиональных навыков является целенаправленное развитие отдельных компонентов сенсомоторной квалификации, так называемых профессионально значимых (ключевых) психофизиологических функций. Причем развитие профессионально значимых функций, как было показано Л.А.Леоновой, не только является средством ускорения формирования профессиональных навыков, но и имеет более широкое значение как средство активного формирования профессиональной пригодности учащихся, повышения их работоспособности, адаптации к новым видам профессиональной деятельности[9]. Таким образом, развитие сенсомоторной ключевой квалификации повышает профессиональную мобильность рабочего. Например, для профессии токаря профессионально значимыми функциями являются точность кинестетического анализа; функциональная подвижность двигательного аппарата; способность к формированию интегративного образа рабочих действий, в частности способность запомнить определенную последовательность выполняемых рабочих действий; глазомер; точность дифференцировки мышечных усилий. Рассмотрим возможности формирования ключевыx квалификаций в профессиональном обучении на примере ФРГ. Для развития сенсомоторных ключевых квалификаций широко используется четырехступенчатый метод формирования навыков: • подготовительная ступень — создание учебной ситуации; • демонстрационная ступень — формирование представления о трудовых действиях; • пробное выполнение трудовых действий; • упражнения и отработка навыков. Важное значение придается объяснению сущности психофизиологических механизмов трудовых действий, технике их выполнения и обоснованию трудового процесса. Краткая формула данного метода производственного обучения «что — как — почему так». Усовершенствование этого, в общем-то, традиционного метода адаптировано применительно к ключевым квалификациям. К новым методам производственного обучения относится обучение на основе регуляции выполняемых действий. Суть его — в формировании у обучаемых представлений (ориентировочной основы) об осваиваемых трудовых действиях при помощи инструкционных карт (вербальный тренинг), различных технических средств обучения (активный тренинг), психорегуляционного тренинга. Теория регуляции трудовых действий основывается на так называемой концепции акцентированного тренинга психорегуляции действий. Главное внимание уделяется формированию образа действий — психической модели способа выполнения трудовой деятельности. Тренинг предусматривает постоянное развитие внимания, представлений, мышления и речи обучаемого. Концептуальной основой этого метода является теория поэтапного формирования действий П. Я. Гальперина. При развитии когнитивных ключевых квалификаций применяют когнитивное инструктирование обучаемых, метод направляющих текстов и вопросов, а также управляемые с помощью направляющих текстов проекты, проблемно-развивающий метод. К личностно ориентированным методам производственного обучения следует отнести метод когнитивного инструктирования. Здесь широко используются инструкционные карты с неполными данными, обучаемые привлекаются к разработке технологий выполнения трудового процесса, самостоятельно планируют последовательность трудовых действий, определяют способы контроля результатов труда. Иными словами, активизируется интеллектуальный поиск обучаемых в процессе самостоятельного освоения трудовых действий. Дальнейшее развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов. Его суть — в управлении самостоятельным учением на основе пошаговых (поэтапных) предписаний. Основные этапы самостоятельного решения проблемы: 1) информационный (что нужно сделать?); 2) планирование (как можно достигнуть этого?); 3) принятие решения (определение путей и средств реализации); 4) реализация; 5) контроль (правильно ли выполнено задание?); 6) оценка (что нужно в следующий раз сделать лучше?). Особенность метода направляющих текстов заключается в планомерном развитии профессионального мышления и способов выполнения профессионально значимых действий. При этом в начале производственного обучения длительность этапов (шагов) сокращена, в дальнейшем шаги удлиняются. Применение направляющих текстов существенно изменяет профессиональные функции мастера производственного обучения. Из наставника, инструктора он превращается в консультанта. Учебно-производственный процесс приобретает четкую ориентацию на самообучение, резко возрастают инициатива и активность обучаемых. Саморегулируемое индивидуальное учение по текстам позволяет мастеру больше внимания уделять слабым учащимся. Метод направляющих текстов получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий и Фирм. Он предоставляет большие возможности для организации производственного обучения. Итак, успешность формирования трудовых навыков определяется как эффективностью методов обучения, так и уровнем развития у учащихся соответствующих компонентов сенсомоторных ключевых квалификаций. Поэтому дальнейшее совершенствование процесса формирования навыков должно осуществляться с учетом этих аспектов. Формирование умений В психологии труда умение рассматривается как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Как выше уже было показано, автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. С этих позиций навык и умение соотносятся как часть и целое. В общем же случае, естественно, любое новое умение формируется на основе накопленных человеком опыта, знаний, навыков и ранее приобретенных умений. Трудовые умения необходимо рассматривать с позиций одной из наиболее фундаментальных категорий современной психологии — деятельности, т.к., во-первых, конечной целью любого обучения, в том числе формирования умений, является овладение определенными видами деятельности; во-вторых, формирование самих умений осуществляется в процессе деятельности учащихся — учебной и трудовой. Понятие «трудовые умения» получило широкое распространение в литературе, в практике обучения и не вызывает разноречий в толковании. Хотя строгого определения его содержания, как правило, не дается, но подразумевается, что трудовые умения — это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле. Часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к понятию «трудовые умения» его, очевидно, следует рассматривать как более общее понятие: любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия — не только природного, но и социального. Широко распространен также термин «профессиональные умения». Данные умения следует рассматривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего. Для профессиональных умений характерны высокая точность и скорость выполнения действий; устойчивость — способность сохранять точность и темп действий, несмотря на побочные явления; гибкость — способность рационально и творчески действовать в изменяющихся условиях, осуществлять действие разными способами, каждый из которых наиболее эффективен в том или другом конкретном случае; прочность - сохранение умения в течение относительно длительного промежутка времени, когда бы оно не применялось. Общетехнические умения - это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических Некоторые исследователи рассматривают также политехнические умения. Так, П.Р.Атутов определил политехническое умение как способ практической реализации знания типичных, общих сторон и технических объектов, процессов производства и их научных основ. По мнению автора, это умение, отличающееся гибкостью и широтой применения, связано с решением интеллектуально-практических задач (конструирование, разработка путей и средств уни фикации, оптимизации процессов производства и управления ими)[10]. Политехнические умения относятся к группе поливалентных ключевых квалификаций. Рассмотрим, как функционируют умения в деятельности и как происходит процесс их формирования. «Уметь делать» в самом общем смысле означает, что побуждаемый мотивами человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, познавать ее (в том числе приобретать необходимые новые знания); правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; в соответствии с ситуацией, целью и существующими возможностями определять конкретные средства и способы выполнения действий; в процессе деятельности усовершенствовать, отработать их и, наконец, достигнуть цели. Естественно, многие конкретные виды деятельности человека, в том числе профессиональной, включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Так, чисто исполнительская деятельность предполагает, что цель, средства и способы заданы человеку извне, соответственно, познавательные, ценностно-ориентировочные и проективные компоненты в значительной мере свернуты. Каждое практическое действие предваряется построением его проекта, плана — образа действия. Построение образа действия основывается на определенной познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности (познание ситуации, соотнесение ее с имеющимися знаниями; переосмысление, перестройка системы знаний; определение возможностей действия и т. д.). Образ действия включает в себя представления о цели, способах выполнения и контроля действия по промежуточному и конечному результатам. Он формируется учащимся самостоятельно или с помощью объяснения, инструктажа, показа действия обучающим. На начальном этапе освоения действия, когда опыт его выполнения у учащегося небольшой, образ еще неполон и неточен. Это первоначальный образ действия. В дальнейшем он конкретизируется и уточняется. Действие выполняется на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Результаты действия, как промежуточные, так и конечные, соотносятся с образом действия, на основе чего в действие вносятся необходимые коррективы. Некоторые отдельные умения могут быть сформированы сравнительно быстро - на основе понимания учащимися цели действия и использования накопленных ими в предшествующем личном опыте знаний и навыков. Например, чтобы научить учащегося включать сверлильный станок, не требуется длительных упражнений: достаточно показать, как это делается, и провести инструктаж по технике безопасности труда. Для овладения другими умениями необходимо формирование у учащихся обширной системы знаний и многократные упражнения. В этом случае умение совершенствуется вместе со знаниями и навыками. В целом в процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы: 1. Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок». 2. Частично умелая деятельность - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности. 3. Умелая деятельность — творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности. 4. Мастерство — овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели — целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе[11]. Приобретаемые учащимися трудовые (профессиональные) умения, которые в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности совершенствуются и обогащаются, становятся ключевыми квалификациями рабочего. Детальный анализ иерархической структуры умений позволяет выделить их уровни, достаточно четко разграниченные по характеру и роли в осуществлении трудовой деятельности. Целесообразно рассматривать трудовые умения на трех уровнях: выполнения отдельных операций (например, технологических), тактики и стратегии трудовой деятельности. Под операционными умениями мы будем понимать умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции: опиливания, резания, обтачивания поверхностей на токарном станке, пользования контрольно-измерительными инструментами, микрокалькулятором и т. д. Под тактическими умениями подразумеваются умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющихся условиях. Тактические умения наряду с комплексом операционных умений включают в себя ряд ключевых квалификаций: способность к быстрой ориентировке в производственной ситуации, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологического планирования, пользования справочной литературой, распределения ролей при коллективной орга- низации деятельности бригады и т. д. Тактические умения тесно связаны с общетрудовыми умениями: цианирования, самоконтроля, организации рабочего места и т. д. Под стратегическими умениями мы будем понимать умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деятельности и основных ее этапов в соответствии с целями производственного коллектива. Стратегические умения наряду с комплексом оперативных и тактических умений образуют ключевые компетенции, включающие в себя целый ряд компонентов, качеств личности, имеющих «внепрофессиональный» или «надпрофессиональный» характер. Это высокоразвитые познавательные умения, стремление к повышению своей квалификации и овладению методами труда передовиков и новаторов производства, способность к сверхнормативной профессиональной активности, к творческой активности, к участию в рационализации и изобретательстве, в конструировании приспособлений, приборов, в совершенствовании организации труда и производства, способность к выявлению потерь рабочего времени, определению путей повышения производительности труда и качества работы, экономии энергетических и сырьевых ресурсов. Формирование тактических умений опирается на знания, навыки, операционные умения учащихся; формирование стратегических умений - на знания, навыки, операционные и тактические умения. Значительные резервы для формирования тактических трудовых умений учащихся кроются в совершенствовании их инструктирования в процессе производственного обучения, и в первую очередь в применении документации письменного инструктирования. Использование документации письменного инструктирования: инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт, карт-заданий, направляющих текстов — дает возможность существенно повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения, поднять эффективность инструктирования. Письменные инструкции, как правило, выдаются каждому учащемуся. Это позволяет ему постоянно обращаться к указаниям инструкции, контролировать свои действия и своевременно их корректировать. Применение документации письменного инструктирования предполагает систематическое повышение уровня самостоятельности учащихся в труде: по мере накопления ими опыта объем информации постепенно свертывается. Письменное инструктирование находит все более широкое применение в производственном обучении учащихся профессиональных учебных заведений. Важное место в формировании тактических умений занимает формирование у учащихся умений по организации деятельности первичного рабочего коллектива - звена, бригады. Выделяются следующие принципы коллективных форм учебно-производственного труда учащихся:
• выполнение учебно-производственных работ требует взаимодействия учащихся, кооперации и разделения их усилий для достижения общей цели; • успех каждого члена бригады может быть достигнут лишь в том случае, если все члены коллектива успешно справляются со своей задачей; • при коллективной работе необходимыми условиями успешного достижения цели выступают взаимоответственность, взаимопомощь и взаимоконтроль. Коллективные формы учебно-производственного труда способствуют развитию у учащихся таких ключевых квалификаций, как корпоративность, способность к кооперации, сотрудничеству и др. Большие перспективы для совершенствования формирования технических умений учащихся имеют разработка и внедрение так называемых активных методов обучения. Это название, естественно, условно, поскольку активным может быть любой метод обучения. Речь идет об особой группе методов, разнившихся и первоначально применявшихся в системе повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий, аппарата управления и т. д. Это личностью ориентированные технологии: решение производственных задач и производственных ситуаций, обсуждение конкретных материалов, проектов, деловые игры. Использование данной группы методов, по сути, является одним из направлений реализации идеи проблемного обучения, и в последнее время они получают все более широкое распространение в практике подготовки квалифицированных рабочих. Социальные и персональные ключевые квалификации развиваются в процессе самоуправляемой, самостоятельной, индивидуальной работы обучаемых. При этом широко используются методы проектов, конструктивного обучения, имитационное планирование предстоящей работы, учение по ситуативному методу, ролевые игры. Эти методы можно отнести к личностно ориентированным, т. к. они позволяют развивать такие социально значимые качества личности, как корпоративность, способность к сотрудничеству, чувство профессиональной сопряженности, ответственность и др. Под проектом понимают любой практический замысел, который реализуется обучаемым. При этом он самостоятельно ставит цель, составляет план, практически его осуществляет, оценивает и контролирует качество конечного продукта. В роли продукта может выступать изделие, готовое к использованию, деталь сложной конфигурации, электрическая схема, компьютерная программа и т. п. Одно из достоинств метода проектов связано с тем, что знания и навыки не даются обучаемому теоретически, в отрыве от практики, а приобретаются в процессе выполнения конкретного задания. Важно и то, что над проектом, как правило, совместно работают несколько учащихся. Развитие ключевых квалификаций обучаемых выступает в качестве главной дидактической цели, а основной дидактический признак метода — саморегулирующаяся учеба. Учащиеся должны самостоятельно добывать информацию и на всех этапах выполнения проекта самостоятельно принимать решения. Метод конструктивного обучения аналогичен техническому конструированию. Перед обучаемыми ставится проблема, техническая задача по устранению неисправности в устройстве. После нахождения неисправности нужно найти технически правильное решение по ее ликвидации. Педагог оказывает учащимся посильную помощь. Имитационное планирование предстоящей практической деятельности, представляющее собой разновидность ролевой игры, стимулирует индивидуальную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у учащихся формируется понимание зависимости технологии от многих факторов. Экспериментальное учение по ситуативному методу ориентировано на применение теории на практике. Учащимся предлагается производственная ситуация, в которой заложена ошибка. Требуется ее обнаружить и после группового обсуждения устранить. Этот дидактический прием призван стимулировать аналитическое мышление, развивать способности к переносу и применению теоретических знаний на практике, учить групповой работе. Завершая обзор дидактических методов, ориентированных на развитие ключевых квалификаций и формирование специалистов широкого профессионального профиля, следует еще раз подчеркнуть, что все они в разной степени моделируют производственные ситуации, направлены на развитие самостоятельности учащихся и умений работы в группе. В основе рассмотренных методов профессионального обучения лежит концепция личностно ориентированного образования. Она исходит из того, что каждый учащийся суверенен и самостоятелен, имеет право планировать и осуществлять учебно- профессиональную деятельность в соответствии со своими индивидуальными склонностями и способностями. Глава 2 Социально-профессиональное воспитание
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.015 с.) |