Развитие сенсомоторных ключевых квалификаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие сенсомоторных ключевых квалификаций



Успешность формирования у учащихся трудовых навыков во многом зависит от развития у них таких качеств, как точность зрительного и кинестетическо­го анализа положения рук и инструмента в простран­стве; способность коррекции движений в процессе их выполнения; глазомер; ощущение временных ин­тервалов (так называемое чувство времени); слуховое восприятие, в частности развитие технического слу­ха. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием «сенсомоторная квалификация».

Сенсомоторная квалификация предполагает не­что большее, чем обычный перенос навыков. Пере­нос означает более быстрое формирование како­го-либо конкретного навыка при наличии у обучае­мого другого определенного навыка. Сенсомоторная квалификация является основой для более быстрого формирования многих навыков.

Важным резервом для ускорения формирования профессиональных навыков является целенаправлен­ное развитие отдельных компонентов сенсомоторной квалификации, так называемых профессионально зна­чимых (ключевых) психофизиологических функций. Причем развитие профессионально значимых функ­ций, как было показано Л.А.Леоновой, не только яв­ляется средством ускорения формирования профес­сиональных навыков, но и имеет более широкое зна­чение как средство активного формирования профессиональной пригодности учащихся, повышения их работоспособности, адаптации к новым видам профессиональной деятельности[9]. Таким образом, развитие сенсомоторной ключевой квалификации повышает профессиональную мобильность рабочего. Например, для профессии токаря профессионально значимыми функциями являются точность кинестети­ческого анализа; функциональная подвижность двига­тельного аппарата; способность к формированию интегративного образа рабочих действий, в частности способность запомнить определенную последователь­ность выполняемых рабочих действий; глазомер; точность дифференцировки мышечных усилий.

Рассмотрим возможности формирования ключевыx квалификаций в профессиональном обучении на примере ФРГ. Для развития сенсомоторных ключе­вых квалификаций широко используется четырех­ступенчатый метод формирования навыков:

• подготовительная ступень — создание учебной ситуации;

• демонстрационная ступень — формирование представления о трудовых действиях;

• пробное выполнение трудовых действий;

• упражнения и отработка навыков.

Важное значение придается объяснению сущности психофизиологических механизмов трудовых действий, технике их выполнения и обоснованию трудового процесса. Краткая формула данного метода производственного обучения «что — как — почему так». Усовершенствование этого, в общем-то, традиционного метода адаптировано применительно к ключевым квалификациям.

К новым методам производственного обучения относится обучение на основе регуляции выполняе­мых действий. Суть его — в формировании у обучае­мых представлений (ориентировочной основы) об осваиваемых трудовых действиях при помощи инст­рукционных карт (вербальный тренинг), различных технических средств обучения (активный тренинг), психорегуляционного тренинга.

Теория регуляции трудовых действий основыва­ется на так называемой концепции акцентированно­го тренинга психорегуляции действий. Главное вни­мание уделяется формированию образа действий — психической модели способа выполнения трудовой деятельности. Тренинг предусматривает постоянное развитие внимания, представлений, мышления и речи обучаемого. Концептуальной основой этого ме­тода является теория поэтапного формирования дей­ствий П. Я. Гальперина.

При развитии когнитивных ключевых квалифи­каций применяют когнитивное инструктирование обучаемых, метод направляющих текстов и вопросов, а также управляемые с помощью направляющих тек­стов проекты, проблемно-развивающий метод.

К личностно ориентированным методам произ­водственного обучения следует отнести метод когни­тивного инструктирования. Здесь широко использу­ются инструкционные карты с неполными данными, обучаемые привлекаются к разработке технологий выполнения трудового процесса, самостоятельно планируют последовательность трудовых действий, определяют способы контроля результатов труда. Иными словами, активизируется интеллектуальный поиск обучаемых в процессе самостоятельного осво­ения трудовых действий.

Дальнейшее развитие самостоятельно регулируе­мого учения привело к разработке метода направляющих текстов. Его суть — в управлении самостоятель­ным учением на основе пошаговых (поэтапных) предписаний.

Основные этапы самостоятельного решения проблемы: 1) информационный (что нужно сделать?); 2) планирование (как можно достигнуть этого?); 3) принятие решения (определение путей и средств реализации); 4) реализация; 5) контроль (правильно ли выполнено задание?); 6) оценка (что нужно в следующий раз сделать лучше?).

Особенность метода направляющих текстов заключается в планомерном развитии профессиональ­ного мышления и способов выполнения профессио­нально значимых действий. При этом в начале про­изводственного обучения длительность этапов (шагов) сокращена, в дальнейшем шаги удлиняются.

Применение направляющих текстов существенно изменяет профессиональные функции мастера производственного обучения. Из наставника, инструктора он превращается в консультанта. Учебно-производственный процесс приобретает четкую ориента­цию на самообучение, резко возрастают инициатива и активность обучаемых. Саморегулируемое индивидуальное учение по текстам позволяет мастеру боль­ше внимания уделять слабым учащимся. Метод на­правляющих текстов получил широкое распростра­нение в учебных центрах крупных предприятий и Фирм. Он предоставляет большие возможности для организации производственного обучения.

Итак, успешность формирования трудовых навыков определяется как эффективностью методов обучения, так и уровнем развития у учащихся соответствующих компонентов сенсомоторных ключевых квалификаций. Поэтому дальнейшее совершенствова­ние процесса формирования навыков должно осуществляться с учетом этих аспектов.

Формирование умений

В психологии труда умение рассматривается как сложное структурное образование, включающее чув­ственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изме­няющихся условиях ее протекания.

Как выше уже было показано, автоматизирован­ные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыка­ми. С этих позиций навык и умение соотносятся как часть и целое. В общем же случае, естественно, любое новое умение формируется на основе накопленных человеком опыта, знаний, навыков и ранее приобре­тенных умений.

Трудовые умения необходимо рассматривать с по­зиций одной из наиболее фундаментальных категорий современной психологии — деятельности, т.к., во-первых, конечной целью любого обучения, в том числе формирования умений, является овладение определенными видами деятельности; во-вторых, формирование самих умений осуществляется в про­цессе деятельности учащихся — учебной и трудовой.

Понятие «трудовые умения» получило широкое распространение в литературе, в практике обучения и не вызывает разноречий в толковании. Хотя строго­го определения его содержания, как правило, не дает­ся, но подразумевается, что трудовые умения — это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле.

Часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к понятию «трудовые уме­ния» его, очевидно, следует рассматривать как более общее понятие: любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия — не только природного, но и соци­ального.

Широко распространен также термин «професси­ональные умения». Данные умения следует рассмат­ривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг трудовых умений, ха­рактеризующих высокий уровень качества выпол­нения трудовых действий, без которых нельзя обес­печить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего.

Для профессиональных умений характерны высо­кая точность и скорость выполнения действий; устойчивость — способность сохранять точность и темп действий, несмотря на побочные явления; гиб­кость — способность рационально и творчески дейст­вовать в изменяющихся условиях, осуществлять действие разными способами, каждый из которых наи­более эффективен в том или другом конкретном слу­чае; прочность - сохранение умения в течение относительно длительного промежутка времени, когда бы оно не применялось.

Общетехнические умения - это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических
устройств и т. д.

Некоторые исследователи рассматривают также политехнические умения. Так, П.Р.Атутов опреде­лил политехническое умение как способ практической реализации знания типичных, общих сторон и технических объектов, процессов производства и их научных основ. По мнению автора, это умение, отличающееся гибкостью и широтой применения, связа­но с решением интеллектуально-практических задач (конструирование, разработка путей и средств уни фикации, оптимизации процессов производства и управления ими)[10].

Политехнические умения относятся к группе по­ливалентных ключевых квалификаций.

Рассмотрим, как функционируют умения в деятель­ности и как происходит процесс их формирования.

«Уметь делать» в самом общем смысле означает, что побуждаемый мотивами человек способен само­стоятельно ориентироваться в ситуации, познавать ее (в том числе приобретать необходимые новые зна­ния); правильно ставить цель действий в соответст­вии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; в соответствии с ситуа­цией, целью и существующими возможностями определять конкретные средства и способы выполне­ния действий; в процессе деятельности усовершенст­вовать, отработать их и, наконец, достигнуть цели. Естественно, многие конкретные виды деятельности человека, в том числе профессиональной, включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Так, чисто исполнительская деятельность предполагает, что цель, средства и способы заданы человеку извне, соответственно, познавательные, ценностно-ориен­тировочные и проективные компоненты в значитель­ной мере свернуты.

Каждое практическое действие предваряется по­строением его проекта, плана — образа действия. По­строение образа действия основывается на опреде­ленной познавательной и ценностно-ориентировоч­ной деятельности (познание ситуации, соотнесение ее с имеющимися знаниями; переосмысление, пере­стройка системы знаний; определение возможностей действия и т. д.). Образ действия включает в себя представления о цели, способах выполнения и контроля действия по промежуточному и конечному результатам. Он формируется учащимся самостоя­тельно или с помощью объяснения, инструктажа, показа действия обучающим. На начальном этапе освоения действия, когда опыт его выполнения у учащегося небольшой, образ еще неполон и нето­чен. Это первоначальный образ действия. В даль­нейшем он конкретизируется и уточняется. Дейст­вие выполняется на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Результаты действия, как промежу­точные, так и конечные, соотносятся с образом дей­ствия, на основе чего в действие вносятся необходи­мые коррективы.

Некоторые отдельные умения могут быть сфор­мированы сравнительно быстро - на основе понима­ния учащимися цели действия и использования на­копленных ими в предшествующем личном опыте знаний и навыков. Например, чтобы научить учащегося включать сверлильный станок, не требуется длительных упражнений: достаточно показать, как это делается, и провести инструктаж по технике безопас­ности труда. Для овладения другими умениями необ­ходимо формирование у учащихся обширной систе­мы знаний и многократные упражнения. В этом слу­чае умение совершенствуется вместе со знаниями и навыками.

В целом в процессе формирования умений услов­но можно выделить следующие этапы:

1. Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок».

2. Частично умелая деятельность - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навы­ков, появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность — творческое использова­ние знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достиже­ния; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство — овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое разви­тие способности самостоятельного определения цели — целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством кол­лективизма и умением работать в производственном коллективе[11].

Приобретаемые учащимися трудовые (професси­ональные) умения, которые в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности совершенствуются и обогащаются, становятся ключевыми квалифика­циями рабочего.

Детальный анализ иерархической структуры уме­ний позволяет выделить их уровни, достаточно четко разграниченные по характеру и роли в осуществле­нии трудовой деятельности. Целесообразно рассмат­ривать трудовые умения на трех уровнях: выполне­ния отдельных операций (например, технологиче­ских), тактики и стратегии трудовой деятельности.

Под операционными умениями мы будем понимать умения успешно выполнять технологические и дру­гие трудовые операции: опиливания, резания, обта­чивания поверхностей на токарном станке, пользо­вания контрольно-измерительными инструментами, микрокалькулятором и т. д.

Под тактическими умениями подразумеваются умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющих­ся условиях. Тактические умения наряду с комплек­сом операционных умений включают в себя ряд клю­чевых квалификаций: способность к быстрой ориен­тировке в производственной ситуации, владение об­щими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологиче­ского планирования, пользования справочной лите­ратурой, распределения ролей при коллективной орга- низации деятельности бригады и т. д. Тактические умения тесно связаны с общетрудовыми умениями: цианирования, самоконтроля, организации рабочего места и т. д.

Под стратегическими умениями мы будем пони­мать умения ориентироваться во всей системе произ­водства, производственных и общественных отноше­ний, определять место и цели собственной трудовой деятельности и основных ее этапов в соответствии с целями производственного коллектива.

Стратегические умения наряду с комплексом опе­ративных и тактических умений образуют ключевые компетенции, включающие в себя целый ряд компо­нентов, качеств личности, имеющих «внепрофессиональный» или «надпрофессиональный» характер. Это высокоразвитые познавательные умения, стремление к повышению своей квалификации и овладе­нию методами труда передовиков и новаторов производства, способность к сверхнормативной професси­ональной активности, к творческой активности, к участию в рационализации и изобретательстве, в конструировании приспособлений, приборов, в совершенствовании организации труда и производства, способность к выявлению потерь рабочего времени, определению путей повышения производительности труда и качества работы, экономии энергетических и сырьевых ресурсов.

Формирование тактических умений опирается на знания, навыки, операционные умения учащихся; формирование стратегических умений - на знания, навыки, операционные и тактические умения.

Значительные резервы для формирования такти­ческих трудовых умений учащихся кроются в совер­шенствовании их инструктирования в процессе про­изводственного обучения, и в первую очередь в при­менении документации письменного инструктиро­вания. Использование документации письменного инструктирования: инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт, карт-заданий, направляющих текстов — дает возмож­ность существенно повысить самостоятельность уча­щихся в процессе обучения, поднять эффективность инструктирования. Письменные инструкции, как правило, выдаются каждому учащемуся. Это позво­ляет ему постоянно обращаться к указаниям инст­рукции, контролировать свои действия и своевре­менно их корректировать.

Применение документации письменного инст­руктирования предполагает систематическое повы­шение уровня самостоятельности учащихся в труде: по мере накопления ими опыта объем информации постепенно свертывается. Письменное инструктиро­вание находит все более широкое применение в про­изводственном обучении учащихся профессиональ­ных учебных заведений.

Важное место в формировании тактических уме­ний занимает формирование у учащихся умений по организации деятельности первичного рабочего кол­лектива - звена, бригады.

Выделяются следующие принципы коллективных форм учебно-производственного труда учащихся:

 

• выполнение учебно-производственных работ требует взаимодействия учащихся, кооперации и раз­деления их усилий для достижения общей цели;

• успех каждого члена бригады может быть до­стигнут лишь в том случае, если все члены коллекти­ва успешно справляются со своей задачей;

• при коллективной работе необходимыми условиями успешного достижения цели выступают взаимоответственность, взаимопомощь и взаимоконтроль.

Коллективные формы учебно-производственного труда способствуют развитию у учащихся таких клю­чевых квалификаций, как корпоративность, способ­ность к кооперации, сотрудничеству и др.

Большие перспективы для совершенствования формирования технических умений учащихся имеют разработка и внедрение так называемых активных методов обучения. Это название, естественно, услов­но, поскольку активным может быть любой метод обучения. Речь идет об особой группе методов, раз­нившихся и первоначально применявшихся в систе­ме повышения квалификации руководителей и спе­циалистов предприятий, аппарата управления и т. д. Это личностью ориентированные технологии: решение производственных задач и производственных ситуа­ций, обсуждение конкретных материалов, проектов, деловые игры. Использование данной группы методов, по сути, является одним из направлений реализации идеи проблемного обучения, и в последнее время они получают все более широкое распростра­нение в практике подготовки квалифицированных рабочих.

Социальные и персональные ключевые квалификации развиваются в процессе самоуправляемой, самостоятельной, индивидуальной работы обучаемых.

При этом широко используются методы проектов, конструктивного обучения, имитационное планиро­вание предстоящей работы, учение по ситуативному методу, ролевые игры. Эти методы можно отнести к личностно ориентированным, т. к. они позволяют развивать такие социально значимые качества лич­ности, как корпоративность, способность к сотруд­ничеству, чувство профессиональной сопряженно­сти, ответственность и др.

Под проектом понимают любой практический за­мысел, который реализуется обучаемым. При этом он самостоятельно ставит цель, составляет план, практически его осуществляет, оценивает и контро­лирует качество конечного продукта. В роли продук­та может выступать изделие, готовое к использова­нию, деталь сложной конфигурации, электрическая схема, компьютерная программа и т. п. Одно из до­стоинств метода проектов связано с тем, что знания и навыки не даются обучаемому теоретически, в отры­ве от практики, а приобретаются в процессе выпол­нения конкретного задания. Важно и то, что над про­ектом, как правило, совместно работают несколько учащихся.

Развитие ключевых квалификаций обучаемых вы­ступает в качестве главной дидактической цели, а основной дидактический признак метода — саморегу­лирующаяся учеба. Учащиеся должны самостоя­тельно добывать информацию и на всех этапах вы­полнения проекта самостоятельно принимать реше­ния.

Метод конструктивного обучения аналогичен тех­ническому конструированию. Перед обучаемыми ставится проблема, техническая задача по устране­нию неисправности в устройстве. После нахождения неисправности нужно найти технически правильное решение по ее ликвидации. Педагог оказывает уча­щимся посильную помощь.

Имитационное планирование предстоящей практи­ческой деятельности, представляющее собой разно­видность ролевой игры, стимулирует индивидуаль­ную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у учащих­ся формируется понимание зависимости технологии от многих факторов.

Экспериментальное учение по ситуативному методу ориентировано на применение теории на практи­ке. Учащимся предлагается производственная ситуа­ция, в которой заложена ошибка. Требуется ее обнаружить и после группового обсуждения устранить. Этот дидактический прием призван стимулировать аналитическое мышление, развивать способности к переносу и применению те­оретических знаний на практике, учить групповой работе.

Завершая обзор дидактических методов, ориентированных на развитие ключевых квалификаций и формирование специалистов широкого профессионального профиля, следует еще раз подчеркнуть, что все они в разной степени моделируют производственные ситуации, направлены на развитие самостоятельности учащихся и умений работы в группе.

В основе рассмотренных методов профессионального обучения лежит концепция личностно ориентированного образования. Она исходит из того, что каждый учащийся суверенен и самостоятелен, имеет право планировать и осуществлять учебно- профессиональную деятельность в соответствии со своими индивидуальными склонностями и способностями.

Глава 2 Социально-профессиональное воспитание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.038 с.)