Необходимость развития финансовых рынков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость развития финансовых рынков



Содержание

1 Введение. 2

1.1 Предмет и цели концепции 2

1.2 Необходимость развития финансовых рынков 3

1.3 Роль международного финансового центра 5

2 Принципы функционирования международных финансовых центров 7

2.1 Характеристики международных финансовых центров 7

2.2 Критерии конкурентоспособности международных финансовых центров 9

2.3 Предпосылки для создания в России международного финансового центра 12

3 Создание международного финансового центра в России. 15

3.1 Общая стратегия действий 15

3.2 Регулирование финансовых рынков 16

3.3 Уровень развития национального рынка 23

3.4 Интегрированность в глобальные рынки капитала 35

3.5 Квалифицированный персонал 38

3.6 Социальная инфраструктура и бизнес-инфраструктура 40

3.7 Общая конкурентоспособность национальной экономики 44

3.8 Основные целевые показатели развития МФЦ 48

Приложение 1. Лучшая практика крупнейших международных финансовых центров 51

Приложение 2. Сравнение российского финансового рынка с ведущими МФЦ 93

Приложение 3. Сравнительный анализ МФЦ по качественным показателям

Приложение 4. Сравнительный анализ МФЦ по количественным показателям……….. 130


Введение

 

Предмет и цели концепции

Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий, направленных на создание в России международного финансового центра (МФЦ), рассчитанный на 5 лет.

В основе Концепции лежат результаты анализа текущего положения российского финансового рынка и мирового опыта создания МФЦ. В Концепции описаны основные характеристики и критерии МФЦ, исходя из которых произведено сопоставление российского финансового рынка с крупнейшими финансовыми центрами в мире. Сопоставление выявило существенное отставание России, для преодоления которого необходимо развитие российской финансового рынка и деловой инфраструктуры в следующих направлениях:

· формирование прозрачной и гибкой системы регулирования, охватывающей все элементы финансовых рынков (в т.ч. систему налогообложения);

· развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных финансовых инструментов, рост институциональных инвесторов;

· интеграция российского финансового рынка в глобальные рынки;

· формирование ёмкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов;

· улучшение бизнес-инфраструктуры и условий жизни в Москве;

· формирование сильного бренда России как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов.

Концепция основана на положениях Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы, Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, а также проекта Стратегии развития страховой деятельности, в которых более подробно описаны мероприятия по развитию отдельных секторов финансового рынка.

 

Необходимость развития финансовых рынков

Финансовые рынки играют важную роль в стимулировании экономического роста, позволяя добиться более эффективного распределения инвестиционных ресурсов и рисков:

· Ёмкий, ликвидный, стабильно функционирующий рынок капитала позволяет компаниям привлекать более дешёвое и долгосрочное финансирование для инвестиционных проектов через выпуск акций и облигаций.

· Конкуренция между эмитентами за источники финансирования приводит к выбору наиболее эффективных инвестиционных проектов.

· Развитые рынки деривативов (биржевой - фьючерсов и опционов, внебиржевой – форвардов и свопов) позволяют компаниям как финансового, так и реального сектора более эффективно управлять кредитными, фондовыми, валютными, процентными и другими рисками, а также способствуют более активному развитию рынков базовых инструментов (акций, облигаций и т.д.).

· Секьюритизация банковских активов позволяет банкам эффективнее управлять рисками и капиталом, тем самым способствуя более активному кредитованию предприятий и физических лиц.

· Новые формы финансирования, такие, как венчурные фонды и фонды прямых инвестиций, позволяют развивать молодые компании в новых быстрорастущих секторах экономики.

· Широкий спектр финансовых инструментов даёт возможность институциональным инвесторам (инвестиционным и пенсионным фондам и т.д.) формировать более диверсифицированный портфель активов и за счёт этого получать большую доходность при меньших рисках.

· Индивидуальным инвесторам (физическим лицам) доступ к финансовым рынкам напрямую или через посредников помогает наращивать свои сбережения, а также осуществлять важные с точки зрения их жизненных целей проекты даже при нехватке средств (например, покупку недвижимости за счёт ипотечного кредита или оплату обучения за счёт образовательного кредита).

Рост российской экономики в последние годы был во многом связан с ростом мировых цен на сырьевые товары и энергоносители. Развитие финансового рынка в России поможет обеспечить в стране более сбалансированный, основанный на инновациях и стабильный в долгосрочной перспективе экономический рост. Построение в России высокотехнологичной и конкурентной на мировом уровне индустрии финансовых услуг поможет повысить диверсификацию национальной экономики как напрямую, так и косвенно – через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора.

Привлечение в инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании средств населения не только увеличит предложение долгосрочных инвестиционных ресурсов, но и откроет гражданам доступ к более надежному и выгодному страховому и пенсионному обеспечению. Наряду с развитием доступных программ целевого (в частности, ипотечного и образовательного) кредитования, это будет способствовать развитию человеческого потенциала.

Для системы регулирования развитие инструментов и институтов финансовых рынков будет иметь последствия двоякого рода. С одной стороны, возрастёт сложность операций на финансовых рынках, что усложнит задачи регулирующих органов и повысит требования к квалификации их сотрудников. С другой стороны, регулирующие органы и Банк России получат более широкий спектр инструментов для проведения своей политики.

 

Принципы функционирования международных финансовых центров

 

Создание международного финансового центра в России

Общая стратегия действий

В соответствии с международным опытом, для создания МФЦ необходимо повышение конкурентоспособности сразу по нескольким критериям. Соответственно, необходимо осуществить комплекс мер, направленных и на улучшение регулирования финансовых рынков, и на уровень развития национального финансового рынка, и на его интегрированность в глобальный рынок, на улучшение общих условий жизни и ведения бизнеса, развития человеческого капитала и мер по повышению общей конкурентоспособности российской экономики.

Важно подчеркнуть, что речь идет о системном развития всего российского финансового рынка, как с географической, так и с институциональной точки зрения. Вариант территориального анклава с льготным налогообложением типа оффшорного центра не является приемлемым, поскольку, как правило, ориентирован на трансграничные расчеты и не стимулирует формирование развитой инфраструктуры и национального финансового рынка. Напротив, предлагаемые меры затронут всю российскую финансовую систему (с опорой на организованный рынок).

Процесс построения МФЦ можно разделить на две фазы:

· 2008-2010: развитие национального фондового рынка и его интеграция в региональную финансовую инфраструктуру. Российский финансовый рынок становится локальным МФЦ, способным предоставлять трансграничные финансовые услуги, – безусловным лидером в России и странах СНГ.

· 2010-2012: достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, прежде всего по сравнению с Шанхаем и Мумбаи. Российский финансовый рынок становится региональным МФЦ, одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве.

Соответственно меры можно классифицировать на те, которые необходимо предпринять немедленно, и на те, которые можно осуществить в среднесрочной перспективе.

При этом должна быть продолжена работа по реализации мер, намеченных в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы (и проекта Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года), Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, проекта Стратегии развития страховой деятельности, проекта Стратегии развития города Москвы до 2025 года и других ранее одобренных программных документов, поскольку соответствующие меры также способствуют прямо или косвенно развитию и становлению МФЦ.

Меры по созданию в России международного финансового центра направлены на повышение конкурентоспособности по критериям, сформулированным в разделе 2.2. Сопоставление состояния дел в России и в конкурирующих финансовых центрах приводит к необходимости сосредоточиться на следующих мерах.

 

Квалифицированный персонал

Развитие МФЦ в России невозможно без существенного роста ёмкости и гибкости рынка труда. В ближайшей перспективе для этого потребуется привлечение персонала из-за рубежа, в первую очередь – многочисленной русскоязычной диаспоры, в том числе людей, не являющихся гражданами России. Также необходимы и специальные меры по снижению барьеров на рынке труда как для иностранных, так и для российских граждан. Меры по развитию рынка труда нашли отражение в проекте Концепции долгосрочного развития на период до 2020 г. и в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на 2008-2012 гг.

 

Уровень финансового образования

Одним из важнейших направлений развития рынка труда для МФЦ является совершенствование системы высшего и дополнительного профессионального образования в области экономики и финансов, а также обучения и аттестации профессиональных кадров для работы на финансовом рынке. Необходимо развивать и стимулировать распространение международных стандартов образования и научных исследований среди российских ВУЗов – как магистерских программ, так и программ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. Способствовать этому может разработка государственных стандартов магистерских и других программ в области финансов согласно современной мировой практике. Также следует стимулировать развитие программ корпоративного обучения.

Необходимо скорректировать законодательные требования о наличии определенного узкопрофильного высшего образования для занятия некоторыми видами деятельности (например, страхование, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и др.). Это ущемляет права лиц, имеющих иное высшее образование, а также не учитывает возможности образовательных программ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в области экономики и финансов (например, MBA и EMBA).

В долгосрочной перспективе требуется развитие человеческого капитала в России. Соответствующие меры планируются в рамках Государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009-2012 гг.)».

Упрощение визового и миграционного законодательства

Российское миграционное и визовое законодательство существенно ограничивает международную конкурентоспособность российского МФЦ, делая привлечение иностранного персонала дорогим и медленным. Поэтому необходимо предпринять следующие меры.

Упрощение и ускорение процедур, связанных с получением въездных виз:

· введение упрощенного порядка оформления виз иностранным гражданам, осуществляющим работу в финансово-инвестиционной сфере;

· оптимизация работы консульских учреждений, расположенных в государствах – крупных мировых деловых и финансовых центрах, путем их кадрового усиления, внедрения электронной визовой анкеты, современного программного обеспечения;

· упрощение получения виз для членов семей иностранных граждан, работающих в России;

· упрощение процедуры получения деловой визы, увеличение сроков ее действия;

· упрощение процедуры получения рабочей визы, увеличение сроков ее действия.

Упрощение и ускорение процедуры получения разрешения на работу для иностранных сотрудников

· создание единого многофункционального центра получения государственных услуг по принципу «единого окна»;

· отмена необходимости получения российских медицинских справок в случае наличия медицинской справки из страны пребывания;

· исключение необходимости получения разрешения на работу при получении рабочей визы;

· создание механизмов восполнения дефицита трудовых ресурсов необходимой квалификации в финансово-инвестиционной сфере»

· упрощение делопроизводства и обработки документов миграционного учета для работодателя.

 

Квалифицированный персонал

Важнейшим условием для развития финансовой индустрии является наличие емкого, конкурентного рынка труда, особенно высококвалифицированных сотрудников. Существует два способа увеличения предложения квалифицированного персонала: развитие человеческого капитала внутри страны и привлечение рабочей силы из-за рубежа.

a) Уровень финансового образования

Подготовка кадров внутри страны требует наличия развитой системы высшего образования и специализированных программ переобучения и повышения квалификации в области экономики и финансов. Наиболее продвинутая система бизнес-образования сложилась в Соединенных Штатах. Большое количество американских университетов и бизнес-школ занимают лидирующие позиции по образовательным программам и научным исследованиям в области финансов и привлекают лучших аспирантов и профессоров со всего мира. Многочисленные программы MBA предоставляют широкий выбор специализации, сроков и времени обучения (например, за 1 год или 2 года, с отрывом или без отрыва от работы) для разных категорий студентов (например, executive MBA для топ-менеджеров). Многие из них стабильно входят в число лучших в мире (Stanford, Wharton, Chicago GSB и т.д.). Отметим, что в лучших американских университетах оптимально сочетаются научная и образовательная компоненты: профессора ведут передовые исследования и это помогает им поддерживать высокий уровень преподавания; в то же время общение со студентами MBA позволяет профессорам ежедневно отслеживать потребности и настроения бизнеса.

Достаточно развитая система высшего образования существует и в Великобритании, где много конкурентоспособных университетов и несколько бизнес-школ мирового уровня (в первую очередь, Лондонская бизнес-школа – LBS). В Германии доля людей с высшим образованием также велика, но в силу некоторой «косности» и чрезмерной академичности немецкого высшего образования выпускники немецких университетов хуже подготовлены в области финансов. Для борьбы с этой проблемой была инициирована специальная программа «Финансовое поле Германии».

Страны с развивающимися МФЦ изначально отставали от лидеров по уровню развития человеческого капитала и ощущали сильную нехватку квалифицированных кадров. Тем не менее, государственные программы развития образования привели к выдающимся результатам. На сегодняшний день в Гонконге, Шанхае, Сингапуре и Мумбаи построена гибкая, подстраивающаяся под потребности бизнеса система высшего образования. Средний уровень университетов с точки зрения качества исследований и преподавания по-прежнему уступает американскому, что ведёт к активной «утечке мозгов». Однако в каждой из этих стран уже действуют отдельные университеты и бизнес-школы мирового уровня, которые входят в число 20 лучших в мире по отдельным программам.

Другой способ повышения качества высшего образования применяется в Дубаи: вместо того, чтобы развивать местные ВУЗы, была реализована государственная программа по привлечению иностранных университетов. Государство субсидирует открытие филиалов и оплачивает обучение студентов.

b) Визовый и миграционный режим

При недостаточно емком национальном рынке труда, для развития МФЦ необходимо привлекать квалифицированный персонал из других стран. Этот подход в большей или меньшей степени реализован во всех МФЦ, поскольку внутренние человеческие ресурсы либо недостаточны, как в Лондоне, либо недостаточно квалифицированы, как в Китае или Индии. Так, в Лондоне более 30% работников, «обслуживающих» МФЦ, являются иностранцами. Привлечению иностранцев способствует упрощённый визовый и миграционный режим (система въезда и выезда, регистрации, оформления разрешений и т.п.).

В Великобритании и США действует достаточно либеральный визовый режим для квалифицированных иностранных граждан. Так, в США после существенного ужесточения въездных правил вследствие теракта 11 сентября порядок получения рабочей визы типа Н1В (для квалифицированных сотрудников и студентов) практически не усложнился. Кроме того, в США, помимо упрощённых правил выдачи рабочей визы для лиц с высоким уровнем образования в определенных областях или большим опытом работы по определенным специальностям, вплоть до последнего времени существовал также закон, позволяющий безвизовый въезд с правом на работу для граждан большинства развитых стран (Visa Waiver). С июля 2008 года эта процедура претерпела изменения: от граждан стран-участниц требуется подать заявку за 72 часа до отъезда. Полученная таким образом виза даёт право на многократный въезд в течение 2-х лет.

В Великобритании существует аналогичная система: упрощённый визовый режим для квалифицированных мигрантов и безвизовый въезд для граждан из стран Европейской экономической зоны и Швейцарии. Как в Великобритании, так и в США иностранец имеет право претендовать на получение статуса резидента, что облегчает проживание в стране (резиденты пользуются практически всеми правами граждан, кроме права голоса на выборах). Такой либеральный визовый режим позволяет Нью-Йорку и Лондону поддерживать свой статус глобальных финансовых центров и привлекать иностранных сотрудников, инвесторов и профессиональных участников рынка.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в визовом режиме других стран, на территории которых расположены международные бизнес-центры. Индия, Сингапур, Китай обеспечивают достаточно лёгкое получение рабочей визы для специалистов. Также, все эти страны позволяют иностранцу получить статус резидента. В любой из них при получении рабочей визы такой мигрант может также получить долгосрочную визу на въезд (без права на работу) для супруга/супруги и иждивенца.

c) Гибкость и емкость рынка труда

Учитывая высокую цикличность финансовой индустрии, гибкость и емкость рынка труда является важным условием развития МФЦ. Компании, работающие в МФЦ, должны иметь возможность быстро нанять большое количество персонала (что требует большого количества квалифицированных кадров) или быстро сократить штат (что требует гибкого трудового законодательства).

С наименьшими административными и финансовыми барьерами при найме и увольнении сотрудников компании сталкиваются в Гонконге. На сегодняшний день ещё только два МФЦ совмещают все упомянутые качества: Лондон и Нью-Йорк имеют достаточно гибкое законодательство, низкие барьеры для найма и увольнения сотрудников, а также емкий рынок труда, включающий как местных, так и иностранных специалистов.

Среди других МФЦ выделяются Дубай и Франкфурт. В Дубае 90% сотрудников являются иностранными резидентами, причём местное трудовое законодательство находится в большей мере на стороне нанимателя, а иностранца за нарушение трудового соглашения ждёт экстрадиция. Во Франкфурте же ситуация диаметрально противоположна: жёсткое трудовое законодательство и сильные профсоюзы существенно усложняют процесс увольнения сотрудника, что в сочетании с высоким уровнем оплаты труда создаёт существенные проблемы для компаний.

Для остальных центров характерен средний уровень формальных барьеров, и основной проблемой является узость рынка труда квалифицированных специалистов – как национального рынка, так и возможностей по привлечению иностранцев.

 

Общая конкурентоспособность

a) Имидж и бренд МФЦ

Общая конкурентоспособность МФЦ находится в прямой зависимости и от развитости его бренда. Ежедневные упоминания в СМИ о LSE, NYX, SGX, Deutsche Bоеrse и DIFC усиливают их позиции как лидирующих международных финансовых центров. Репутация и позитивный имидж служат своеобразным знаком качества, который признается во всем мире и поддерживает ожидания будущего роста рынков капитала, привлекая дополнительные инвестиции.

b) Доверие бизнеса и потребителей

Естественно, МФЦ не может состояться без высокого уровня доверия к нему со стороны бизнеса и потребителей. Освободив участников рынка от жестких процедур регулирования, Великобритания, США, Гонконг, Сингапур и Германия вошли в группу стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса, – занимая шестое, третье, четвертое, первое и двадцатое место, соответственно, в списке из 178 стран согласно Индексу сложности ведения бизнеса (Ease of doing business), ежегодно составляемому Всемирным Банком. Тем самым, эти страны продемонстрировали, что предлагают привлекательные условия для иностранного капитала. Менее развитым странам все еще приходится бороться с излишней зарегулированностью и бюрократией: Индия, Китай и Россия занимают низкие позиции в этом рейтинге. Похожее разделение обнаруживается и в индексах доверия и коррупции, что свидетельствует о необходимости дальнейшей дебюрократизации в странах BRIC.

c) Финансовая грамотность населения

Одним из стратегических факторов развития МФЦ является повышение финансовой грамотности населения, что способствует привлечению инвестиционных ресурсов на национальный финансовый рынок и формированию предложения на рынке труда в финансовом секторе. Великобритания, США и Германия имеют сложившуюся культуру участия населения в финансовых рынках, занимают высокие позиции в индексе развитиячеловеческого потенциала. Вместе с тем, по данным опросов населения, четыре из 10 американцев не откладывают средства на пенсию. Поэтому в 2002 году был создан Отдел финансового образования в министерстве финансов США, а в 2003 году – Комиссия по финансовому образованию и грамотности при Конгрессе США. Действуют также специальные программы повышения финансовой грамотности детей, сотрудников компаний и т.д. В Великобритании решать аналогичные задачи призваны многочисленные программы повышения финансовой грамотности (Personal Finance Education Group, Credit Action, The Talking Economics Project, Citizens Advice Bureau и т.д.).

Гонконг и Сингапур на протяжении последних двадцати лет также активно формируют культуру финансовой грамотности. Например, в Сингапуре в 2004 году была запущена программа по повышению финансовой грамотности школьников совместно с Центробанком, Министерством образования и международной платежной системой VISA. В Гонконге в 2005 году Citigroup запустила серию финансовых семинаров (The Hong Kong Citigroup Financial Education Series) для семей и местных сообществ. ОАЭ также смогли добиться удовлетворительного уровня финансовой грамотности среди населения. Китаю и Индии еще предстоит серьезная работа по обучению населения азам финансовой грамотности.

d) Экономическая свобода

Гонконг и Сингапур занимают первые два места в Индексе экономической свободы благодаря высоким показателям защищенности прав собственности, низкому налогообложению, эффективности регулирования финансовых рынков, открытости торговли, низкой инфляции и низким политическим рискам. По похожим причинам, Великобритания, США и Германия также отличаются высоким индексом экономической свободы. Особое внимание стоит обратить на Эмираты: по сравнению с другими развивающимися странами, консервативное мусульманское государство сумело добиться сравнительно высокого уровня экономической свободы – в первую очередь, за счет либеральной налоговой политики, отсутствия торговых барьеров, относительно низкой коррупции и гибкого рынка труда.

e) Уровень коррупции

В соответствии с индексом коррупции среди государственных служащих Transparency International, в 2007 году Гонконг, Сингапур, Великобритания и Германия вошли в первую двадцатку наименее коррумпированных стран мира.

f) Политические риски

Политические риски связаны с действиями государства как внутри страны, так и за ее пределами, которые делают невозможным исполнение договорных обязательств, проведение финансовых операций, а также нормальное ведение бизнеса. Политические риски – это война, революция, гражданские волнения, политическая нестабильность, возможность национализации, экспроприации и конфискации. По данным Всемирного Банка, самые низкие политические риски в Гонконге, Сингапуре и Германии. С небольшим отрывом за ними следуют Эмираты, Великобритания и США. Существенно отстают страны BRIC, для которых эти риски достаточно актуальны. Имидж Индии в глазах инвесторов сильно пострадал в результате национализации банковского сектора в 1980-е годы. Развитие китайской экономики, а также финансовой системы во многом зависит от государственной политики.

g) Экономическое развитие

Конкурентоспособность МФЦ также определяется уровнем экономического развития страны в целом. Великобритания, США и Германия входят в число самых крупных экономик мира и имеют высокие показатели дохода на душу населения. Гонконг и Сингапур входят в число наиболее динамичных стран со средним темпом роста ВВП от 6 до 7% в год. Индия и Китай являются крупнейшими развивающимися рынками, демонстрируют высокие темпы экономического роста и стремятся к диверсификации экономики. Однако подушевой доход там остается низким, а социальное неравенство – высоким. Тем не менее, всем вышеназванным странам удается удерживать инфляцию в рамках 3%, и макроэкономическая ситуация здесь оценивается как достаточно привлекательная.

 

Выводы

Создание конкурентоспособного МФЦ – комплексная задача, которая требует значительного времени и проведения целенаправленной политики со стороны государства. Лидерство МФЦ Лондона и Нью-Йорка во многом обусловлено историческими причинами: в XVIII-XIX веках Великобритания была крупнейшей экономикой в мире, а после Первой мировой войны это место заняли Соединенные Штаты. Однако достижение и поддержание статуса лидера в условиях постоянно усиливающейся конкуренции – это также и результат реализации верной стратегии, выбранной с учётом особенностей страны.

Основные конкурентные преимущества американского МФЦ, включающего Нью-Йорк и Чикаго, - это:

· развитый национальный финансовый рынок, опирающийся на крупнейшую экономику в мире;

· сильные институты – финансовые посредники (инвестиционные банки, брокеры/дилеры и т.д.) и институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, хедж-фонды, страховые компании и т.д.);

· лидерство в создании и внедрении финансовых инноваций (новых торговых платформ, деривативов, моделей оценки и т.п.), основанное на передовой системе бизнес-образования и научных исследований в области экономики и финансов.

Основной недостаток американского МФЦ – это достаточно жёсткое (особенно после событий сентября 2001 года) законодательство и сложная, сегментированная система регулирования, которые препятствуют более динамичному развитию новых рынков, особенно с участием иностранных инвесторов. Консерватизм в законодательстве призван снизить риски «перегрева» и волатильности рынка вследствие действий спекулятивных инвесторов, но при недостаточно ответственной политике регулирования со стороны ФРС и SEC эти задачи не до конца выполняются, как показывают образование «пузыря» на фондовом рынке в 1990-х годах и начавшийся летом 2007 года ипотечный кризис.

Великобритания, после утраты положения лидирующей в мире державы, должна была выработать новую стратегию. Её основным преимуществом стали гибкое законодательство и либеральная политика по отношению к иностранным инвесторам и финансовым посредникам. Это позволило Лондону с 1960-х годов стать центром рынков евробумаг (евродолларов, еврооблигаций, евровекселей и т.д.), где проводятся операции с инструментами вне юрисдикции страны их эмитента. С 1986 года правительство Тэтчер проводило последовательную политику дерегулирования и либерализации британских рынков капитала, страховых услуг и валютных операций. Это привело к приходу в Лондон всех ведущих финансовых компаний мира и, как следствие, поглощению глобальными игроками многих британских инвестиционных банков. Опыт приватизации британских госкомпаний в 1980-х годах сделал Лондон лидером в области проектного финансирования, особенно по принципам частно-государственного партнерства.

Правительство Блэра провело в 1997 году радикальную реформу системы регулирования, создав единого регулятора для всех финансовых рынков и институтов, включая коммерческие банки и страховые компании. Созданная в результате FSA реализует гибкую систему регулирования, построенную на принципе «соблюдай или объясняй», которая предоставляет компаниям определенную свободу действий в рамках общих требований и позволяет быстро внедрять новые финансовые инструменты. Такая система предъявляет большие требования к качеству работы регулятора, который должен оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и ситуацию в отдельных компаниях. Важную роль в успехе Лондона также играет высокое качество британской судебной системы, которая на основе прецедентного права и с использованием специализированного суда (LCIA) эффективно защищает права собственности и разрешает коммерческие споры, возникающие при исполнении контрактов.

Лидирующему положению Лондона на глобальных рынках капитала способствует его расположение посередине между Америкой и Азией. В течение рабочего дня, компании, расположенные в Лондоне, могут вести бизнес практически со всем миром – утром с азиатскими МФЦ и Сиднеем, вечером – с Америкой, и, наконец, почти весь день – с Европой.

В будущем Лондон ожидает роста новых азиатских МФЦ, таких как Дубай, Мумбаи и Шанхай, и видит свою роль в том, чтобы помочь им в формировании законодательной системы и финансовой инфраструктуры по своему образцу. Тогда Лондон станет центром глобальной сети операций, связывающих ведущие мировые МФЦ.

Один из ключевых факторов, способствующих лидерству Нью-Йорка и Лондона – это ёмкий и конкурентный рынок труда в финансовом секторе. Великобритания и Соединенные Штаты имеют долгие традиции привлечения иммигрантов со всех концов мира. Финансовые компании в Нью-Йорке и, особенно, в Лондоне нанимают много иностранцев и их национальность (и гражданство) не является препятствием для развития карьеры. Напротив, предыдущий опыт и связи сотрудников используются для развития партнерских отношений и привлечения клиентов из их стран. Кроме того, существенную роль играет подготовка местных кадров в рамках национальной системы образования, причем на всех уровнях – от базовых курсов по финансам в школе до университетских программ на уровне бакалавра и магистра, программ MBA, а также специализированных программ повышения квалификации.

Ещё один важный фактор успеха Великобритании и США – «родной» английский язык, который используется для коммуникаций на глобальных рынках.

Во многом следуя примеру Нью-Йорка и Лондона, другие международные финансовые центры выбрали два направления развития. Одни центры, такие как Токио и Франкфурт, в основном обслуживают потребности своих национальных экономик и, несмотря на интегрированность в глобальные рынки и значительный объем операций внутри своего региона, остаются локальными МФЦ. Они стремятся к повышению своей конкурентоспособности, но придерживаются эволюционного пути развития.

Другие финансовые центры, такие как Сингапур, Гонконг и Дубай, не имея возможности опереться на достаточный инвестиционный спрос и предложение внутри национальной экономики, с самого начала поставили перед собой амбициозную задачу – стать сначала региональными, а затем и глобальными МФЦ. Для выполнения этой задачи они реализовывали достаточно радикальные программы действий, нацеленные на доведение ключевых элементов МФЦ (законодательства, регулирования, финансовой и бизнес-инфраструктуры, квалифицированного персонала и т.д.) до уровня Нью-Йорка и Лондона. Для скорейшей реализации этих программ и интеграции с лидерами, за основу была взята модель МФЦ Лондона, многие элементы которой копировались, а затем адаптировались с учетом местной специфики. После создания необходимой базы для функционирования МФЦ, вводились налоговые льготы для стимулирования прихода иностранных инвесторов и посредников.

Такая политика оказалась вполне успешной. Сингапур и Гонконг уже стали региональными МФЦ и теперь близки к получению статуса глобальных МФЦ, а Дубай, начавший эту работу позже, практически уже стал региональным МФЦ. Тем не менее, этим центрам предстоит долгий путь к тому, чтобы догнать и перегнать по уровню развития Лондон и Нью-Йорк. Дело в том, что институциональная среда инерционна и ее изменение потребует гораздо больше времени. Стратегия догоняющего развития является успешной, пока есть возможность копирования лидера. Однако когда для дальнейшего роста необходимо самому генерировать финансовые инновации, то на первый план выходит уровень развития институтов и человеческого капитала.

Перед динамично развивающимися Мумбаи и Шанхаем стоит сложный выбор между теми же двумя опциями: оставаться локальным финансовым центром с опорой на сильную национальную экономику или становиться конкурентоспособным МФЦ на региональном и, в перспективе, глобальном уровне. Первый путь чреват риском перемещения финансовых операций с национальными компаниями в региональные и глобальные МФЦ. Именно это происходило в последние годы с индийскими компаниями, многие из которых выпустили депозитарные расписки за рубежом. Второй путь требует значительных усилий со стороны государства для того, чтобы вывести не только финансовую, но и общую бизнес-среду на принципиально другой уровень. Многое зависит и от снижения внеэкономических (политических, коррупционных и т.п.) рисков.

В итоге можно выделить следующие ключевые факторы, которые характеризуют конкурентоспособный МФЦ:

· гибкая система законодательства, способная быстро адаптироваться к финансовым инновациям;

· льготная налоговая система (для ускоренного развития);

· эффективная система регулирования (единый регулятор для всех финансовых рынков и институтов или четкая координация взаимодействия нескольких регуляторов);

· эффективная судебная система, а также специализированный финансовый суд;

· продвинутая централизованная финансовая инфраструктура для всех сегментов рынка, позволяющая обеспечить доступ широкому кругу участников и минимизировать транзакционные издержки;

· глобальная интегрированность финансовых рынков и институтов, открытая политика по отношению к иностранным участникам рынка;

· развитые финансовые институты, опирающиеся на значительное предложение инвестиционных ресурсов внутри страны и/или из-за рубежа;

· ёмкий и конкурентный рынок труда, опирающийся как на квалифицированный персонал внутри страны, так и на иностранцев;

· благоприятная бизнес-среда;

· позитивная макроэкономическая ситуация.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.022 с.)