Общая конкурентоспособность национальной экономики
Поиск на нашем сайте
a) Имидж и бренд МФЦ
Для дальнейшего развития финансовых рынков необходимо создавать имидж Москвы как динамичного финансового и бизнес-центра. При решении аналогичной задачи Дубай в конце 2007 года подписал контракт с каналом CNBC, целью которого является продвижение имиджа арабского МФЦ во всех странах вещания канала.
b) Доверие бизнеса и потребителей
Уровень доверия со стороны бизнеса и потребителей в России трудно считать удовлетворительным. Согласно индексу качества регулирования бизнеса (Ease of doing business), ежегодно составляемым Всемирным Банком, Россия находится на 106 месте из 178 стран. В таких условиях трудно привлечь иностранный капитал и утвердиться как МФЦ. В индексе глобальной конкурентоспособности (GCI) Россия также занимает достаточно низкое 51 место из 131 страны. Улучшение этих показателей невозможно без эффективной борьбы с зарегулированностью и бюрократией.
c) Финансовая грамотность населения
Финансовая грамотность населения России находится на низком уровне. Большинство граждан не разбираются в финансовых инструментах и связанных с ними рисках, не доверяют финансовой системе после многочисленных случаев потерь (замораживание счетов в Сбербанке, дефолт 17 августа 1998 года, крах финансовых пирамид и т.д.). Тем не менее, в России налицо хорошая база для успешного внедрения программ повышения финансовой грамотности – высокий уровень человеческого капитала (67 место из 177 стран согласно рейтингу человеческого развития HDI). В этом отношении Россия имеет явное преимущество перед другими бурно растущими странами, такими как Китай и Индия.
В Москве активно развивается преподавание экономики в школах. В рамках председательства России в «группе восьми» была разработана пятилетняя программа (до 2012 года) «Планируй своё будущее», направленная на повышение уровня финансового образования населения с низкими доходами. Для дальнейшего улучшения позиций России, стоит использовать опыт других стран (в частности, Сингапура и Гонконга), где государство совместно с частным сектором реализует эффективные программы повышения финансовой грамотности населения.
Необходимо также согласовывать меры по повышению финансовой грамотности населения с повышением его юридической грамотности.
d) Экономическая свобода
В рейтинге экономической свободы Heritage Foundation за 2008 год Россия занимает 134 место из 157 стран. Низкая оценка, полученная Россией, объясняется высокими тарифами, квотами и другими внешнеторговыми барьерами, высокой зарегулированностью, бюрократией, слабой защищённостью прав собственности, а также растущим вмешательством государства в сферу деятельности бизнеса.
e) Уровень коррупции
Россия занимает 143 место из 180 стран в известном рейтинге коррупции Transparency International (коррупция в государственном секторе определяется как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды). В рамках региона, включающего Восточную Европу и Центральную Азию, Россия занимает 13 позицию из 20. Исходя из этого, ключевыми мерами, которые должны принять международные корпорации и государство, являются внедрение, применение и мониторинг соблюдения анти-коррупционного законодательства и кодексов делового поведения, а также проведение соответствующих тренингов.
f) Экономическое развитие
Достаточно высокий уровень экономического развития во многом определяет высокий потенциал создания МФЦ в России. Российская экономика демонстрирует высокие темпы экономического роста (6,8%) и постепенно диверсифицирует свою отраслевую структуру. Подушевой годовой доход достиг 14,700 долл., что соответствует уровню среднеразвитых стран (например, Польши и Аргентины).
Серьезной проблемой является растущее социальное неравенство: коэффициент Джини, измеряющий неравенство в доходах населения, составляет примерно 40%. По этому показателю Россия находится на уровне большинства других стран, за исключением континентальной Европы. Ещё одна проблема – высокая инфляция. Высокие темпы роста цен повышают риски инвестирования в ценные бумаги с фиксированной доходностью.
Выводы
В последние годы российский финансовый рынок динамично развивается, однако по-прежнему отстаёт по многим параметрам от ведущих мировых финансовых центров. Для того, чтобы преодолеть это отставание и создать в России конкурентоспособный международный финансовый центр, необходимо решить ряд проблем, наиболее важные из которых приведены ниже.
· Сегментированная и негибкая система законодательства и регулирования: стремление чётко кодифицировать все правила и меры регулирования приводит к отставанию законодательства от практики и не позволяет быстро внедрять финансовые инновации (например, развивать рынок деривативов); наличие многих специализированных законов и нормативных актов делает законодательную систему сложной и неповоротливой; разделение надзора за различными финансовыми институтами между разными регуляторами приводит к конфликтам правовых норм и/или к регуляторному арбитражу; в надзоре преобладают требования к выполнению формальных ограничений, а не целостный подход к управлению рисками на уровне компании (группы компаний).
· Высокая налоговая нагрузка: уровень налогообложения финансовых операций в России выше, чем в конкурирующих финансовых центрах, особенно для нерезидентов. Это объясняется как более высоким уровнем налоговых ставок (за исключением подоходного налога на физических лиц – резидентов), так и отсутствием возможности сальдирования прибылей и убытков по всем инструментам в портфеле. Эти проблемы усугубляются неэффективным налоговым администрированием.
· Недостаточный уровень эффективности и прозрачности судебной системы и правовой среды в целом: существующая судебная система и практика правоприменения плохо приспособлены к быстрому и справедливому разрешению споров, касающихся финансовых сделок. Это повышает риск заключения контрактов и совершения сделок в российской юрисдикции и в сочетании с чрезмерной императивностью законодательства подталкивает участников рынка к переводу своих правоотношений в иные юрисдикции.
· Низкая развитость институциональных инвесторов: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании имеют малые объёмы активов под управлением. Причины этого – незаконченность пенсионной реформы, жёсткие ограничения на состав портфеля институциональных инвесторов, невысокая активность населения в связи с низким уровнем финансовой грамотности и доверия к негосударственным финансовым институтам. Это приводит к недостатку долгосрочных инвестиционных ресурсов на рынке и повышает его волатильность.
· Сегментированная финансовая инфраструктура, недостаточно интегрированная в глобальные рынки: отсутствие централизованной системы учёта прав на ценные бумаги на организованном рынке и невозможность открытия счетов номинального держания иностранным кастодианам повышает транзакционные издержки для иностранных инвесторов; невозможность проведения биржевых расчётов на срок T+3 с частичным предварительным депонированием средств делает торговлю в России непривлекательной для ряда категорий инвесторов; до конца не отлажены процедуры допуска иностранных инструментов (напрямую или через РДР) на российские биржи.
· Низкие корпоративные стандарты раскрытия информации: лишь немногие компании составляют финансовую отчётность согласно международным стандартам, раскрывают конечных бенефициаров – владельцев крупных пакетов акций, своевременно информируют всех акционеров обо всех существенных событиях. Это повышает риски, связанные с покупкой акций.
· Жесткий и неэффективный визовый и миграционный режим создаёт большие трудности как для компании-работодателя, так и для иностранного сотрудника. При длительном и сложном процессе оформления российским компаниям (в том числе дочерним компаниям западных финансовых институтов) сложно привлекать иностранный персонал.
· Недостаточный уровень развития социальной и бизнес-инфраструктуры делает проживание людей и ведение бизнеса в Москве некомфортным, особенно для иностранцев. Основные проблемы – загруженность транспортной системы, дороговизна недвижимости, ухудшение экологии, отсутствие англоязычной среды.
· Недостаточно высокая репутация России как надежного долгосрочного партнера: высокие неэкономические риски (коррупционные, политические) и пугают иностранных инвесторов. При этом имидж России в глазах Запада зачастую хуже, чем реальное положение дел.
Приложение 3. Сравнительный анализ МФЦ по качественным показателям.
Критерии МФЦ
Регулирование финансовых рынков
Законодательство
Регулирующие органы
Лондон
Англо-саксонская система права. Соблюдение принципа «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation). Продвинутая, доступная и адаптирующаяся законодательная система.
Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) - единый регулятор всех финансовых рынков и институтов.
Нью-Йорк
На низких уровнях англо-саксонская правовая система. По мере повышения уровня юрисдикции больше кодификации (Романо-германская система). Относительно гибкое законодательство. После 2002 г. высокие требования по прозрачности и раскрытию информации (закон Sarbanes-Oxley).
Комиссия по торговле ценными бумагами (SEC): следит за отчётностью, карает искажение информации, Office for international affairs обеспечивает регулирование международных сделок. Саморегулирующаяся организация Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) обеспечивает регуляторный надзор, тестирование и лицензирование персонала, регулирование ряда бирж (в т.ч. NASDAQ), арбитраж и посредничество. Есть ещё порядка пяти различных регуляторов, которые в рамках закона Sarbanes-Oxley требуют отчётность компаний. Система работает не до конца эффективно.
Гонконг
Англо-саксонская система права. Принятие Закона о ценных бумагах и фьючерсах, SFO; принятие международных стандартов
Система регулирования включает три составляющие. Отдел финансовых услуг в Бюро по финансовым услугам и делам казначейства определяет гос. политику на финансовых рынках. Законодательный совет рассматривает законодательные предложения. Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC), созданная в 1989 году в качестве регулятора рынка, осуществляет надзор за рынком акций и фьючерсов.
Сингапур
Прочная и эффективная нормативно-правовая база. Основные законы: Securities and Futures Act, Securities and Futures Regulations.
Monetary Authority of Singapore - единый регулятор всех финансовых рынков и институтов.
Франкфурт
Романо-германское право: строгая кодификация. Негибкое законодательство. Наличие проблем с передачей и продажей долей участия: передача должна быть нотариально заверена.
Federal Financial Supervisory Authority (BaFin) с 2002 г. обеспечивает надзор за финансовым рынком, банковским сектором, страховыми компаниями.
Дубай
Создание независимых юрисдикций для МФЦ (Дополнение к Конституции ОАЭ), на которые распространяется «общее право» (международные стандарты). Соблюдение принципа «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation)
Ведомство по финансовым услугам Дубая (DFSA) – независимое агентство, использующее международное право. Единый регулятор всех финансовых транзакций МФЦ.
Мумбаи
Англо-саксонская система права; Высокие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); проводится либерализация финансового законодательства
Управление по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) регулирует деятельность всех участников торгов; проводит мониторинг слияний и поглощений; публикует руководства для лучшего раскрытия информации о капитале и деятельности всех участников. Центральный резервный банк Индии осуществляет банковский надзор.
Шанхай
Романо-германское право. Сильное влияние на формирование оказала советская система права; Низкие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); после вступления Китая в ВТО была проведена реформа по приведению законов, регулирующих экономическую деятельность, в соответствие с мировыми принципами.
Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC) осуществляет регулирование финансовых рынков, CIRC - регулирование страховых компаний, CBRC - банковской системы.
Алматы
На территории РФЦА существует особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения его участников, от которых требуется иметь офис на территории Алматы и госрегистрацию.
Единый регулятор - Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН). Часть регулирующих функций для МФЦ выполняет Агентство по регулированию деятельности РФЦА.
Варшава
Законодательство в целом соответствует нормам ЕС.
Регулирование финансовых рынков осуществляет Комиссия по финансовому надзору (Financial Supervision Authority). С 2008 года частью Комиссии стало ведомство по регулированию банковской деятельности
Москва
Романо-германское право. Законодательная база включает специальные законы: «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», и подзаконные нормативные акты. Низкие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); Законодательство не полностью сформировано и отстает от практики развитых стран.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - регулирование субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, как орган исполнительной власти подчиняется Правительству. Центральный банк осуществляет банковский надзор, в том числе за деятельностью кредитных организаций в качестве инвесторов, уточняет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций, регистрирует их выпуски. Министерство финансов утверждает условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, регулятор страховых компаний, вопросы налогообложения.
Критерии МФЦ
Регулирование финансовых рынков
Налогообложение
Судебная система и практика правоприменения
Противодействие инсайдерской торговле
Лондон
Традиционная система налогообложения Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (118 стран)
Лондонский международный арбитражный суд (LCIA): эффективное и качественное рассмотрение коммерческих и финансовых дел, международный арбитраж, 1500 членов из 79 стран
Высокое. Запрет на инсайдерскую торговлю и манипулирование ценами зафиксирован в Акте о финансовых услугах и рынках (The Financial Services and Markets Act, 2000), его нарушение подпадает под действие закона об уголовных нарушениях.
Нью-Йорк
Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (53 страны).
Арбитражный суд, разбирающий финансовые и корпоративные спорные вопросы (Американская арбитражная ассоциация). Активное привлечение экспертов (экономистов и специалистов по корп. финансам) из специально созданного пула
Наиболее передовое законодательство по борьбе с инсайдом. Ряд прецедентов ограничивающих возможности членов совета директоров и крупных акционеров. Договор между NYSE, FINRA и ещё 10 биржами о борьбе с инсайдом
Гонконг
Льготная система налогообложения, направленная на стимулирование притока иностранных инвесторов в определенные сектора экономики, включая рынок ценных бумаг. Нет широкой сети международных договоров об избежании двойного налогообложения (3 страны).
Международный арбитражный центр (с 1985 г.): независимый и эффективный орган, направленный на разрешение международных дел с акцентом на споры, возникающие в азиатском регионе.
Более жесткие требования к инсайдерской торговле (торговля акциями менеджментом), чем в США
Сингапур
Традиционная система налогообложения, но существует ряд льгот для инвесторов в определенные сектора экономики. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (55 стран).
Лучшая в Азии судебная система. Международный арбитражный суд Сингапура (SIAC), активно привлекающий международных экспертов
Одно из самых строгих законодательств против инсайдерской торговли (в рамках Закона о ценных бумагах и фьючерсах)
Франкфурт
Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (90 стран).
Специальный арбитражный суд Frankfurt International Arbitration Center
Строгое законодательство против инсайдерской торговли (с 1994 г.), в ведении прокуратуры, нет биржевого органа
Собственная структура судебной власти при финансовом регуляторе. В 2008 г. создан арбитражный суд по коммерческим делам
Нет информации
Мумбаи
Традиционная система налогообложения. Имеются налоговые льготы для физлиц. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (67 стран)
Действует индийский совет по арбитражу при Федерации индийских торгово-промышленных палат
Закон о Запрещении инсайдерской торговли с 1992 г., использование специальной системы проверки биржевой динамики
Шанхай
Традиционная система налогообложения. Имеются налоговые льготы для физлиц. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (80 стран)
С 1994 действует общекитайская система арбитражных судов, в ее рамках действует Китайская арбитражная комиссия по международной экономике и торговле
С 2008 г. ступило в силу новое дополнение к законодательству, регулирующему ответственность на финансовых рынках, которое ужесточает требования к проверке торговых операций с акциями
Алматы
Традиционная система налогообложения, специальное законодательство, регулирующее деятельность РФЦА - предоставление налоговых льгот по доходам от ценных бумаг и по доходам нерезидентов. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (38 стран).
Специализированный финансовый суд в рамках РФЦА, единственный специальный арбитраж на территории СНГ
Нет специального закона, только общие требования к листингу
Варшава
Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (65 стран).
Арбитражный суд при Коммерческой палате Польши.
Нет специального закона
Москва
Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (68 стран). Повышенные ставки для нерезидентов; нечеткие правила налогообложения для транзакций на срочном рынке.
Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, которая утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, др. С 1999 года член Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ).
Соответствующий законодательный проект представлен ФСФР, но закона пока не существует
Критерии МФЦ
Регулирование финансовых рынков
Уровень развития национального рынка
Корпоративное управление
Разнообразие финансовых инструментов
Лондон
Передовая система корпоративного управления Великобритании («Объединенный кодекс», приемник Кодекс Cadbury (Cadbury Code of Best Practice) считается одной из самых лучших в мире: раскрытие информации, следование принципам финансовой прозрачности и независимости директоров
Доступность любых форм привлечения капитала. Котировка более 3,000 компаний из более чем 50 разных стран. Широкий спектр корпоративных и государственных облигаций в фунтах стерлингов и в иностранных валютах; стандартизованные и гибкие фьючерсы, опционы на индексы, акции; возможность торговли на трех связанных биржах (Стокгольм, Копенгаген, Осло).
Нью-Йорк
Чётко прописанные правила корпоративного управления на NYSE. В частности, требует наличия большинства «независимых директоров» и вводит требования по защите миноритариев. The Securities Investor Protection Corporation (SIPC) защищает частного инвестора от обмана со стороны брокера
Развитый рынок акций: NYSE - акции более 2700 компаний, NASDAQ – 3200 компаний (OTC), AMEX – 1300 компаний (OTC). Самый большой в мире рынок корпоративных облигаций. В США рынок производных инструментов на ценные бумаги и сырьевые товары в основном сосредоточен на чикагских биржах (CBOE, CME)
Гонконг
Большинство компаний - семейный бизнес, поэтому традиционные агентские проблемы не так серьезны. Однако существуют возможности ущемления интересов миноритарных акционеров. Существуют Code of Best Practice и Code on Corporate Governance. Единый фонд компенсационных выплат инвесторам, находящийся в ведении независимой компании (Investor Compensation Company). Компенсации выплачиваются инвесторам, участвующим в операциях и фьючерсных контрактах по ценным бумагам, зарегистрированным или торгуемым на Hong Kong Exchanges and Clearing Ltd, в случае возникновения у них убытков в результате неисполнения обязательств со стороны участника торгов
На бирже имеют листинг 1232 национальных эмитента. Долговой рынок существенно уступает рынку акций по объемам торгов, но быстро развивается. Вторая площадка в Азии по торговле опционами (18 млн. контрактов в 2006). Объем торгов фьючерсами на фондовый индекс растет, но по-прежнему значительно уступает другим ведущим рынкам Азии. Существенные ограничения при торговле деривативами (лимиты на позиции)
Сингапур
Совершенствование законодательства по раскрытию информации, Кодекс корпоративного управления с 2001 года; требования по раскрытию информации о правлении для компаний, торгующихся на бирже; создание ведомства по отслеживанию соответствия кодексу деятельности компаний
Долговые инструменты, акции, ETF, GDR, REIT, варранты, процентные и индексные фьючерсы. Спектр азиатских фьючерсов и опционов на акции включает японские, тайваньские, гонконгские и сингапурские контракты. Объем трейдинга облигаций постоянно растет, в особенности в международном сегменте. В 2006 году иностранные долговые ценные бумаги составляли 67% от всей непогашенной задолженности.
Франкфурт
С 2002 года действует кодекс корпоративного управления, ежегодно изменяемый специальной комиссией министерства юстиции. Кодекс нацелен на обеспечения прозрачности германского корпоративного управления для резидентов и иностранцев. Высокие требования по раскрытию информации. Требования по наличию двух отдельных советов - наблюдательный и совет директоров, независимый аудит.
Более 150 тысяч бумаг, включая акции, облигации и деривативы
Дубай
Создание института корпоративного управления при МФЦ для содействия развитию национального бизнеса
Развивающийся рынок: котировка 60 компаний (акции и ГДР). Котируются облигации, исламские облигации (сукук) и структурные продукты. Слабое развитие рынка производных инструментов
Мумбаи
Высокие стандарты корпоративного управления; Требования по привлечению независимых директоров в правление
Более 9000 компаний в листинге 23 национальных бирж. Биржа NSE является мировым лидером торгов по фьючерсам на акции, рынок опционов гораздо меньше, рынок процентных деривативов практически отсутствует, рынок облигаций только начинает развиваться
Шанхай
Кодекс и стандарты корпоративного управления китайских компаний прошедших листинг: компании должны иметь независимых директоров; усиление роли совета директоров; регулирование отношений акционеров и совета директоров; принимаются меры по уменьшению доли государственных пакетов;
Более 1000 компаний котируется на местных биржах. Развитие рынка государственных и корпоративных облигаций отстает от рынка акций. Не развит рынок производных инструментов.
Алматы
В 2005 г. Ассоциацией финансистов Казахстана принят Кодекс корпоративного управления. Основная проблема - повышение прозрачности и раскрытия информации
На Казахской фондовой бирже (KASE) имеют листинг 94 акций в А-списке и 71 в В-списке. Но ликвидность рынка низкая. Не работает рынок производных инструментов.
Варшава
В 2001 г. принят Кодекс наилучшей практики корпоративного управления, составленный согласно принципам корпоративного управления ОЭСР
На бирже WSE имеется листинг у 328 национальных компаний. Сформировавшийся и емкий рынок IPO для небольших компаний. Развивающийся рынок облигаций. Имеются фьючерсы и опционы на индексы.
Москва
Раскрытие информации о собственниках и контроле над компаниями представляет собой одну из ключевых проблем в России; в 2002 г. принят Кодекс корпоративного поведения, однако культура корпоративного управления пока не сложилась
На двух основных площадках ММВБ и РТС котируется около 200 акций. Рынок корпоративных облигаций менее развит по сравнению с рынком акций. Число деривативов невелико: 36 фьючерсов и 17 опционов.
Критерии МФЦ
Уровень развития национального рынка
Уровень развития финансовой инфраструктуры
Наличие рынка для молодых и быстрорастущих компаний
Лондон
Хорошо развитая инфраструктура: Лондонская фондовая биржа (LSE); Управление Великобритании по листингу (UKLA); Лондонская клиринговая палата (LCH); Расчетная система CRESTCo (стандартный срок расчета Т+3); Биржа производных инструментов EDX London Ltd; Специальные объединения по определенным секторам. Общая стоимость доступа к капиталу в Лондоне ниже, чем в США (более выгодные ценовые скидки при IPO, комиссия за андеррайтинг ниже на 50%, более низкий объем вознаграждения за оказание проф. услуг в целом).
LSE AIM: торговая площадка для малого и среднего бизнеса (с 1995 г.), 1060 компаний с капитализацией 37 млрд. фунтов стерлингов
Нью-Йорк
Три биржи: NYSE, NASDAQ и AMEX. Крупная интегрированная система, включающая биржи и Depository Trust & Clearing Corporation (DTCC), (в последнюю входит ряд более мелких компаний типа DTC и FICC)
AMEX – для молодых некрупных компаний OTC Bulletin Board (не является формально частью NASDAQ) – для компаний малого и среднего бизнеса.
Гонконг
Гонконгская клиринговая компания (HKSCC) использует централизованную расчетно-клиринговую систему (CCASS) при проведении операций с разрешенными ценными бумагами, зарегистрированными или торгующимися на Гонконгской фондовой бирже (SEHK). Все расчеты по биржевым операциям производятся по схеме T+2.
Имеется площадка для молодых и быстрорастущих компаний: Growth Enterprise Market – GEM
Сингапур
Сингапурская биржа (SGX) - эффективно управляемая торговая площадка. Все акции являются бездокументарными. Центральный депозитарий (CDP) является дочерней компанией SGX и осуществляет хранение, клиринг и расчеты по ценным бумагам. CDP является основным номинальным держателем акций и владеет ими от лица вкладчиков. Базовые ценные бумаги зарегистрированы на CDP и хранятся в банке-депозитарии. Расчеты осуществляются по истечении трех дней с даты исполнения контракта (T+3).
SGX Sesdaq - специальная торговая площадка. Для эмитентов нет формальных минимальных требований, касающихся операционного опыта, прибыли или акционерного капитала. Однако предполагается, что эмитент докажет наличие средств для финансирования проекта или разработки нового продукта и т.п.
Франкфурт
Единая вертикально интегрированная система расчётов и клиринга под контролем Deutsche Börse (FSE, Eurex, Clearstream).
Deutsche Börse AG для молодых быстрорастущих компаний.
Дубай
Выделенная инфраструктура МФЦ: Международная фондовая биржа, товарная биржа; Управление по финансовым инструментам (DFSA); Централизованный регистратор; Арбитражный суд (DIFC Court); Электронные торги; непродолжительная процедура выхода на первичное размещение, небольшое количество андеррайтеров
Отсутствует
Мумбаи
Две основные биржи: Бомбейская Фондовая Биржа (BSE) и Национальная Фондовая Биржа (NSE); Два депозитария: Central Depository Services (India) Ltd, National Securities Depository of India Ltd.; Единая национальная расчетно-клиринговая система NSCCL, нетто-поставки членов клиринговой палаты в бездокументарной форме; NSCCL также осуществляет клиринговые и расчетные функции в сегменте опционов и фьючерсов; Торговля деривативами происходит на бирже NSE
В 2005 г. Бомбейская фондовая биржа (BSE) сформировала специальный сегмент для SME. В платформе Indonext свыше 500 компаний.
Шанхай
Шанхайская Фондовая Биржа (SSE); Два депозитария: CSDCC (расчеты и клиринг для ценных бумаг), CDC – не банковское госучреждение для клиринга сделок на рынке с фиксированной доходностью; Современная система электронных торгов; Большое количество брокеров; Развитая рыночная инфраструктура; Двойной листинг крупнейших компаний в Китае и за рубежом
Планируется создать площадку SME на Шеньчженьской бирже и третью самостоятельную площадку
Алматы
Эффективная консолидирования инфраструктура с выделенной площадкой для РФЦА. Наличие Центрального депозитария.
Отсутствует
Варшава
Развитая инфраструктура рынка вокруг Варшавской фондовой биржи (WSE). Автоматическая система торгов, похожая на Euronext.
Отдельный сегмент для технологических компаний малого и среднего бизнеса (SiTech). Площадка для молодых и динамично развивающихся польских компаний (NewConnect)
Москва
Две основные биржи: ММВБ и РТС, каждая из них имеет свою вертикально интегрированную клиринговую и расчетную систему. Существует большое количество организаций, занимающихся клиринговой и депозитарной деятельность. Основной рынок акций - ММФБ, основной рынок деривативов - FORTS в составе РТС.
На ММВБ есть сектор инновационных и растущих компаний (ИРК), а на РТС - сегмент для молодых компаний (RTS START).
Критерии МФЦ
Уровень развития национального рынка
Развитость институциональных инвесторов
Вовлеченность населения в финансовые рынки
Использование рейтингов независимых агентств
Лондон
Высокая (институциональные инвесторы – 49% капитализации), развитые пенсионные фонды (16%), страховые компании (17%), инвестиционные компании (16%)
Высокая: 25% населения владеют финансовыми инструментами
Представлены все независимые рейтинговые агентства, значительное влияние рейтингов на поведение рынка
Нью-Йорк
Очень высокая: больше 60% капитализации приходится на банки, ПИФы и пенсионные фонды
Высокая
Банки не могут инвестировать в облигации ниже инвестиционного рейтинга; пенсионные фонды не могут инвестировать слишком большую долю активов в облигации ниже инвестиционного рейтинга
Гонконг
В 2005-06 гг. 26% оборота рынка ценных бумаг приходилось на местных институциональных инвесторов, 41% - на зарубежных инвесторов
В 2005-06 гг. 27% оборота рынка ценных бумаг приходилось на местных розничных инвесторов
Имеются представительства трех крупнейших мировых агентств.
Сингапур
Большое развитие получили частные пенсионные фонды и фонды коллективных инвестиций.
Широкое участие физических лиц в фондах коллективных инвестиций.
Имеются представительства трех крупнейших мировых агентств. Регулирующие органы используют кредитные рейтинги.
Франкфурт
Средняя (институциональные инвесторы - 20% капитализации)
Средняя. Сильный банковский сектор ведёт к падению интереса к фондовому рынку.
Для пенсионных фондов нет ограничений
Дубай
Средняя (институциональные инвесторы – 16% капитализации)
Средняя
Незначительное
Мумбаи
Средняя (институциональные инвесторы – 20% капитализации). Услуги пенсионного страхования предоставляются страховыми компаниями.
Средняя: 7% населения являются инвесторами
Рейтинги используются в регулировании.
Шанхай
Низкая
Высокая в абсолютном показателе – 3 млн. чел., но низкая в процентном – 0.2%
Имеются представительства S&P, Moody’s. Рейтинги начали использоваться в регулировании в 2007 году
Алматы
Сильная банковская и пенсионная система. Паевые инвестиционные фонды только начали развиваться.
Низкая.
В регулировании рейтинги широко не используются
Варшава
Средняя.
Высокая. Треть всего населения участвует в паевых и страховых схемах коллективных инвестиций.
Нет информации
Москва
Низкая. Активы паевых инвестиционных фондов оставляют всего 2.5% ВВП, активы негосударственные пенсионных фондов составляют всего лишь 1.5% ВВП. Активы страховых компаний составляли всего 0.9% ВВП в 2006 году.
Низкая: в финансовые рынки вовлечено менее миллиона человек.
В России работают три крупнейших международных агентства и несколько национальных рейтинговых агентств, но их рейтинг используются при регулировании весьма незначительно.
Критерии МФЦ
Интегрированность в глобальные рынки капитала
Доступ иностранных участников к национальному финансовому рынку
Доступ внутренних инвесторов к активам, торгующимся за рубежом
Доступ иностранных активов к обращению и размещению в стране
Соответствие локальных стандартов бухгалтерской отчетности мировой практике
Лондон
Отсутствуют ограничения по движению капитала. Прямой доступ к финансовым рынкам, потребителям и поставщикам профессиональных услуг.
Свободный
Ведущий рынок IPO иностранных компаний. Достаточно жесткие требования для получения листинга, упрощенные правила для GDR.
UK GAAP
Нью-Йорк
Свободный
Свободный
Высокие требования к раскрытию информации согласно закону Sarbanes-Oxley.
US GAAP: прозрачные правила, близкие к МСФО.
Гонконг
Свободный
Свободный
Существует возможность эмиссии гонконгских депозитарных расписок (HDR).
HK GAAP идентичны МСФО.
Сингапур
Валютные операции компаний-нерезидентов не контролируются и не облагаются налогом на прирост капитала. Иностранные компании могут осуществлять покупку ценных бумаг без каких-либо ограничений. Ограничения доли иностранного участия существуют лишь для определенных компаний. Также не существует ограничений на репатриацию дохода, капитала и прироста капитала.
Отсутствуют ограничения на приобретение иностранных ценных бумаг резидентами
Дружественная политика в отношении иностранных компаний. Сингапур - ведущий рынок облигаций и акций для азиатских компаний
Singapore Accounting Standards (SAS) схожи с МСФО. Компаниям разрешено использовать МСФО или US GAAP.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.011 с.)