Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая конкурентоспособность национальной экономики
a) Имидж и бренд МФЦ
Для дальнейшего развития финансовых рынков необходимо создавать имидж Москвы как динамичного финансового и бизнес-центра. При решении аналогичной задачи Дубай в конце 2007 года подписал контракт с каналом CNBC, целью которого является продвижение имиджа арабского МФЦ во всех странах вещания канала.
b) Доверие бизнеса и потребителей
Уровень доверия со стороны бизнеса и потребителей в России трудно считать удовлетворительным. Согласно индексу качества регулирования бизнеса (Ease of doing business), ежегодно составляемым Всемирным Банком, Россия находится на 106 месте из 178 стран. В таких условиях трудно привлечь иностранный капитал и утвердиться как МФЦ. В индексе глобальной конкурентоспособности (GCI) Россия также занимает достаточно низкое 51 место из 131 страны. Улучшение этих показателей невозможно без эффективной борьбы с зарегулированностью и бюрократией.
c) Финансовая грамотность населения
Финансовая грамотность населения России находится на низком уровне. Большинство граждан не разбираются в финансовых инструментах и связанных с ними рисках, не доверяют финансовой системе после многочисленных случаев потерь (замораживание счетов в Сбербанке, дефолт 17 августа 1998 года, крах финансовых пирамид и т.д.). Тем не менее, в России налицо хорошая база для успешного внедрения программ повышения финансовой грамотности – высокий уровень человеческого капитала (67 место из 177 стран согласно рейтингу человеческого развития HDI). В этом отношении Россия имеет явное преимущество перед другими бурно растущими странами, такими как Китай и Индия.
В Москве активно развивается преподавание экономики в школах. В рамках председательства России в «группе восьми» была разработана пятилетняя программа (до 2012 года) «Планируй своё будущее», направленная на повышение уровня финансового образования населения с низкими доходами. Для дальнейшего улучшения позиций России, стоит использовать опыт других стран (в частности, Сингапура и Гонконга), где государство совместно с частным сектором реализует эффективные программы повышения финансовой грамотности населения.
Необходимо также согласовывать меры по повышению финансовой грамотности населения с повышением его юридической грамотности.
d) Экономическая свобода
В рейтинге экономической свободы Heritage Foundation за 2008 год Россия занимает 134 место из 157 стран. Низкая оценка, полученная Россией, объясняется высокими тарифами, квотами и другими внешнеторговыми барьерами, высокой зарегулированностью, бюрократией, слабой защищённостью прав собственности, а также растущим вмешательством государства в сферу деятельности бизнеса.
e) Уровень коррупции
Россия занимает 143 место из 180 стран в известном рейтинге коррупции Transparency International (коррупция в государственном секторе определяется как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды). В рамках региона, включающего Восточную Европу и Центральную Азию, Россия занимает 13 позицию из 20. Исходя из этого, ключевыми мерами, которые должны принять международные корпорации и государство, являются внедрение, применение и мониторинг соблюдения анти-коррупционного законодательства и кодексов делового поведения, а также проведение соответствующих тренингов.
f) Экономическое развитие
Достаточно высокий уровень экономического развития во многом определяет высокий потенциал создания МФЦ в России. Российская экономика демонстрирует высокие темпы экономического роста (6,8%) и постепенно диверсифицирует свою отраслевую структуру. Подушевой годовой доход достиг 14,700 долл., что соответствует уровню среднеразвитых стран (например, Польши и Аргентины).
Серьезной проблемой является растущее социальное неравенство: коэффициент Джини, измеряющий неравенство в доходах населения, составляет примерно 40%. По этому показателю Россия находится на уровне большинства других стран, за исключением континентальной Европы. Ещё одна проблема – высокая инфляция. Высокие темпы роста цен повышают риски инвестирования в ценные бумаги с фиксированной доходностью.
Выводы
В последние годы российский финансовый рынок динамично развивается, однако по-прежнему отстаёт по многим параметрам от ведущих мировых финансовых центров. Для того, чтобы преодолеть это отставание и создать в России конкурентоспособный международный финансовый центр, необходимо решить ряд проблем, наиболее важные из которых приведены ниже.
· Сегментированная и негибкая система законодательства и регулирования: стремление чётко кодифицировать все правила и меры регулирования приводит к отставанию законодательства от практики и не позволяет быстро внедрять финансовые инновации (например, развивать рынок деривативов); наличие многих специализированных законов и нормативных актов делает законодательную систему сложной и неповоротливой; разделение надзора за различными финансовыми институтами между разными регуляторами приводит к конфликтам правовых норм и/или к регуляторному арбитражу; в надзоре преобладают требования к выполнению формальных ограничений, а не целостный подход к управлению рисками на уровне компании (группы компаний).
· Высокая налоговая нагрузка: уровень налогообложения финансовых операций в России выше, чем в конкурирующих финансовых центрах, особенно для нерезидентов. Это объясняется как более высоким уровнем налоговых ставок (за исключением подоходного налога на физических лиц – резидентов), так и отсутствием возможности сальдирования прибылей и убытков по всем инструментам в портфеле. Эти проблемы усугубляются неэффективным налоговым администрированием.
· Недостаточный уровень эффективности и прозрачности судебной системы и правовой среды в целом: существующая судебная система и практика правоприменения плохо приспособлены к быстрому и справедливому разрешению споров, касающихся финансовых сделок. Это повышает риск заключения контрактов и совершения сделок в российской юрисдикции и в сочетании с чрезмерной императивностью законодательства подталкивает участников рынка к переводу своих правоотношений в иные юрисдикции.
· Низкая развитость институциональных инвесторов: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании имеют малые объёмы активов под управлением. Причины этого – незаконченность пенсионной реформы, жёсткие ограничения на состав портфеля институциональных инвесторов, невысокая активность населения в связи с низким уровнем финансовой грамотности и доверия к негосударственным финансовым институтам. Это приводит к недостатку долгосрочных инвестиционных ресурсов на рынке и повышает его волатильность.
· Сегментированная финансовая инфраструктура, недостаточно интегрированная в глобальные рынки: отсутствие централизованной системы учёта прав на ценные бумаги на организованном рынке и невозможность открытия счетов номинального держания иностранным кастодианам повышает транзакционные издержки для иностранных инвесторов; невозможность проведения биржевых расчётов на срок T+3 с частичным предварительным депонированием средств делает торговлю в России непривлекательной для ряда категорий инвесторов; до конца не отлажены процедуры допуска иностранных инструментов (напрямую или через РДР) на российские биржи.
· Низкие корпоративные стандарты раскрытия информации: лишь немногие компании составляют финансовую отчётность согласно международным стандартам, раскрывают конечных бенефициаров – владельцев крупных пакетов акций, своевременно информируют всех акционеров обо всех существенных событиях. Это повышает риски, связанные с покупкой акций.
· Жесткий и неэффективный визовый и миграционный режим создаёт большие трудности как для компании-работодателя, так и для иностранного сотрудника. При длительном и сложном процессе оформления российским компаниям (в том числе дочерним компаниям западных финансовых институтов) сложно привлекать иностранный персонал.
· Недостаточный уровень развития социальной и бизнес-инфраструктуры делает проживание людей и ведение бизнеса в Москве некомфортным, особенно для иностранцев. Основные проблемы – загруженность транспортной системы, дороговизна недвижимости, ухудшение экологии, отсутствие англоязычной среды.
· Недостаточно высокая репутация России как надежного долгосрочного партнера: высокие неэкономические риски (коррупционные, политические) и пугают иностранных инвесторов. При этом имидж России в глазах Запада зачастую хуже, чем реальное положение дел.
Приложение 3. Сравнительный анализ МФЦ по качественным показателям.
Критерии МФЦ
| Регулирование финансовых рынков
| Законодательство
| Регулирующие органы
| Лондон
| Англо-саксонская система права. Соблюдение принципа «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation). Продвинутая, доступная и адаптирующаяся законодательная система.
| Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) - единый регулятор всех финансовых рынков и институтов.
| Нью-Йорк
| На низких уровнях англо-саксонская правовая система. По мере повышения уровня юрисдикции больше кодификации (Романо-германская система). Относительно гибкое законодательство. После 2002 г. высокие требования по прозрачности и раскрытию информации (закон Sarbanes-Oxley).
| Комиссия по торговле ценными бумагами (SEC): следит за отчётностью, карает искажение информации, Office for international affairs обеспечивает регулирование международных сделок. Саморегулирующаяся организация Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) обеспечивает регуляторный надзор, тестирование и лицензирование персонала, регулирование ряда бирж (в т.ч. NASDAQ), арбитраж и посредничество. Есть ещё порядка пяти различных регуляторов, которые в рамках закона Sarbanes-Oxley требуют отчётность компаний. Система работает не до конца эффективно.
| Гонконг
| Англо-саксонская система права. Принятие Закона о ценных бумагах и фьючерсах, SFO; принятие международных стандартов
| Система регулирования включает три составляющие. Отдел финансовых услуг в Бюро по финансовым услугам и делам казначейства определяет гос. политику на финансовых рынках. Законодательный совет рассматривает законодательные предложения. Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC), созданная в 1989 году в качестве регулятора рынка, осуществляет надзор за рынком акций и фьючерсов.
| Сингапур
| Прочная и эффективная нормативно-правовая база. Основные законы: Securities and Futures Act, Securities and Futures Regulations.
| Monetary Authority of Singapore - единый регулятор всех финансовых рынков и институтов.
| Франкфурт
| Романо-германское право: строгая кодификация. Негибкое законодательство. Наличие проблем с передачей и продажей долей участия: передача должна быть нотариально заверена.
| Federal Financial Supervisory Authority (BaFin) с 2002 г. обеспечивает надзор за финансовым рынком, банковским сектором, страховыми компаниями.
| Дубай
| Создание независимых юрисдикций для МФЦ (Дополнение к Конституции ОАЭ), на которые распространяется «общее право» (международные стандарты). Соблюдение принципа «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation)
| Ведомство по финансовым услугам Дубая (DFSA) – независимое агентство, использующее международное право. Единый регулятор всех финансовых транзакций МФЦ.
| Мумбаи
| Англо-саксонская система права; Высокие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); проводится либерализация финансового законодательства
| Управление по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) регулирует деятельность всех участников торгов; проводит мониторинг слияний и поглощений; публикует руководства для лучшего раскрытия информации о капитале и деятельности всех участников. Центральный резервный банк Индии осуществляет банковский надзор.
| Шанхай
| Романо-германское право. Сильное влияние на формирование оказала советская система права; Низкие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); после вступления Китая в ВТО была проведена реформа по приведению законов, регулирующих экономическую деятельность, в соответствие с мировыми принципами.
| Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC) осуществляет регулирование финансовых рынков, CIRC - регулирование страховых компаний, CBRC - банковской системы.
| Алматы
| На территории РФЦА существует особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения его участников, от которых требуется иметь офис на территории Алматы и госрегистрацию.
| Единый регулятор - Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН). Часть регулирующих функций для МФЦ выполняет Агентство по регулированию деятельности РФЦА.
| Варшава
| Законодательство в целом соответствует нормам ЕС.
| Регулирование финансовых рынков осуществляет Комиссия по финансовому надзору (Financial Supervision Authority). С 2008 года частью Комиссии стало ведомство по регулированию банковской деятельности
| Москва
| Романо-германское право. Законодательная база включает специальные законы: «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», и подзаконные нормативные акты. Низкие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); Законодательство не полностью сформировано и отстает от практики развитых стран.
| Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - регулирование субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, как орган исполнительной власти подчиняется Правительству. Центральный банк осуществляет банковский надзор, в том числе за деятельностью кредитных организаций в качестве инвесторов, уточняет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций, регистрирует их выпуски. Министерство финансов утверждает условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, регулятор страховых компаний, вопросы налогообложения.
|
Критерии МФЦ
| Регулирование финансовых рынков
| Налогообложение
| Судебная система и практика правоприменения
| Противодействие инсайдерской торговле
| Лондон
| Традиционная система налогообложения Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (118 стран)
| Лондонский международный арбитражный суд (LCIA): эффективное и качественное рассмотрение коммерческих и финансовых дел, международный арбитраж, 1500 членов из 79 стран
| Высокое. Запрет на инсайдерскую торговлю и манипулирование ценами зафиксирован в Акте о финансовых услугах и рынках (The Financial Services and Markets Act, 2000), его нарушение подпадает под действие закона об уголовных нарушениях.
| Нью-Йорк
| Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (53 страны).
| Арбитражный суд, разбирающий финансовые и корпоративные спорные вопросы (Американская арбитражная ассоциация). Активное привлечение экспертов (экономистов и специалистов по корп. финансам) из специально созданного пула
| Наиболее передовое законодательство по борьбе с инсайдом. Ряд прецедентов ограничивающих возможности членов совета директоров и крупных акционеров. Договор между NYSE, FINRA и ещё 10 биржами о борьбе с инсайдом
| Гонконг
| Льготная система налогообложения, направленная на стимулирование притока иностранных инвесторов в определенные сектора экономики, включая рынок ценных бумаг. Нет широкой сети международных договоров об избежании двойного налогообложения (3 страны).
| Международный арбитражный центр (с 1985 г.): независимый и эффективный орган, направленный на разрешение международных дел с акцентом на споры, возникающие в азиатском регионе.
| Более жесткие требования к инсайдерской торговле (торговля акциями менеджментом), чем в США
| Сингапур
| Традиционная система налогообложения, но существует ряд льгот для инвесторов в определенные сектора экономики. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (55 стран).
| Лучшая в Азии судебная система. Международный арбитражный суд Сингапура (SIAC), активно привлекающий международных экспертов
| Одно из самых строгих законодательств против инсайдерской торговли (в рамках Закона о ценных бумагах и фьючерсах)
| Франкфурт
| Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (90 стран).
| Специальный арбитражный суд Frankfurt International Arbitration Center
| Строгое законодательство против инсайдерской торговли (с 1994 г.), в ведении прокуратуры, нет биржевого органа
| Дубай
| Льготное (оффшорное) налогообложение. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (44 страны)
| Собственная структура судебной власти при финансовом регуляторе. В 2008 г. создан арбитражный суд по коммерческим делам
| Нет информации
| Мумбаи
| Традиционная система налогообложения. Имеются налоговые льготы для физлиц. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (67 стран)
| Действует индийский совет по арбитражу при Федерации индийских торгово-промышленных палат
| Закон о Запрещении инсайдерской торговли с 1992 г., использование специальной системы проверки биржевой динамики
| Шанхай
| Традиционная система налогообложения. Имеются налоговые льготы для физлиц. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (80 стран)
| С 1994 действует общекитайская система арбитражных судов, в ее рамках действует Китайская арбитражная комиссия по международной экономике и торговле
| С 2008 г. ступило в силу новое дополнение к законодательству, регулирующему ответственность на финансовых рынках, которое ужесточает требования к проверке торговых операций с акциями
| Алматы
| Традиционная система налогообложения, специальное законодательство, регулирующее деятельность РФЦА - предоставление налоговых льгот по доходам от ценных бумаг и по доходам нерезидентов. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (38 стран).
| Специализированный финансовый суд в рамках РФЦА, единственный специальный арбитраж на территории СНГ
| Нет специального закона, только общие требования к листингу
| Варшава
| Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (65 стран).
| Арбитражный суд при Коммерческой палате Польши.
| Нет специального закона
| Москва
| Традиционная система налогообложения. Двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (68 стран). Повышенные ставки для нерезидентов; нечеткие правила налогообложения для транзакций на срочном рынке.
| Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, которая утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, др. С 1999 года член Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ).
| Соответствующий законодательный проект представлен ФСФР, но закона пока не существует
|
Критерии МФЦ
| Регулирование финансовых рынков
| Уровень развития национального рынка
| Корпоративное управление
| Разнообразие финансовых инструментов
| Лондон
| Передовая система корпоративного управления Великобритании («Объединенный кодекс», приемник Кодекс Cadbury (Cadbury Code of Best Practice) считается одной из самых лучших в мире: раскрытие информации, следование принципам финансовой прозрачности и независимости директоров
| Доступность любых форм привлечения капитала. Котировка более 3,000 компаний из более чем 50 разных стран. Широкий спектр корпоративных и государственных облигаций в фунтах стерлингов и в иностранных валютах; стандартизованные и гибкие фьючерсы, опционы на индексы, акции; возможность торговли на трех связанных биржах (Стокгольм, Копенгаген, Осло).
| Нью-Йорк
| Чётко прописанные правила корпоративного управления на NYSE. В частности, требует наличия большинства «независимых директоров» и вводит требования по защите миноритариев. The Securities Investor Protection Corporation (SIPC) защищает частного инвестора от обмана со стороны брокера
| Развитый рынок акций: NYSE - акции более 2700 компаний, NASDAQ – 3200 компаний (OTC), AMEX – 1300 компаний (OTC). Самый большой в мире рынок корпоративных облигаций. В США рынок производных инструментов на ценные бумаги и сырьевые товары в основном сосредоточен на чикагских биржах (CBOE, CME)
| Гонконг
| Большинство компаний - семейный бизнес, поэтому традиционные агентские проблемы не так серьезны. Однако существуют возможности ущемления интересов миноритарных акционеров. Существуют Code of Best Practice и Code on Corporate Governance. Единый фонд компенсационных выплат инвесторам, находящийся в ведении независимой компании (Investor Compensation Company). Компенсации выплачиваются инвесторам, участвующим в операциях и фьючерсных контрактах по ценным бумагам, зарегистрированным или торгуемым на Hong Kong Exchanges and Clearing Ltd, в случае возникновения у них убытков в результате неисполнения обязательств со стороны участника торгов
| На бирже имеют листинг 1232 национальных эмитента. Долговой рынок существенно уступает рынку акций по объемам торгов, но быстро развивается. Вторая площадка в Азии по торговле опционами (18 млн. контрактов в 2006). Объем торгов фьючерсами на фондовый индекс растет, но по-прежнему значительно уступает другим ведущим рынкам Азии. Существенные ограничения при торговле деривативами (лимиты на позиции)
| Сингапур
| Совершенствование законодательства по раскрытию информации, Кодекс корпоративного управления с 2001 года; требования по раскрытию информации о правлении для компаний, торгующихся на бирже; создание ведомства по отслеживанию соответствия кодексу деятельности компаний
| Долговые инструменты, акции, ETF, GDR, REIT, варранты, процентные и индексные фьючерсы. Спектр азиатских фьючерсов и опционов на акции включает японские, тайваньские, гонконгские и сингапурские контракты. Объем трейдинга облигаций постоянно растет, в особенности в международном сегменте. В 2006 году иностранные долговые ценные бумаги составляли 67% от всей непогашенной задолженности.
| Франкфурт
| С 2002 года действует кодекс корпоративного управления, ежегодно изменяемый специальной комиссией министерства юстиции. Кодекс нацелен на обеспечения прозрачности германского корпоративного управления для резидентов и иностранцев. Высокие требования по раскрытию информации. Требования по наличию двух отдельных советов - наблюдательный и совет директоров, независимый аудит.
| Более 150 тысяч бумаг, включая акции, облигации и деривативы
| Дубай
| Создание института корпоративного управления при МФЦ для содействия развитию национального бизнеса
| Развивающийся рынок: котировка 60 компаний (акции и ГДР). Котируются облигации, исламские облигации (сукук) и структурные продукты. Слабое развитие рынка производных инструментов
| Мумбаи
| Высокие стандарты корпоративного управления; Требования по привлечению независимых директоров в правление
| Более 9000 компаний в листинге 23 национальных бирж. Биржа NSE является мировым лидером торгов по фьючерсам на акции, рынок опционов гораздо меньше, рынок процентных деривативов практически отсутствует, рынок облигаций только начинает развиваться
| Шанхай
| Кодекс и стандарты корпоративного управления китайских компаний прошедших листинг: компании должны иметь независимых директоров; усиление роли совета директоров; регулирование отношений акционеров и совета директоров; принимаются меры по уменьшению доли государственных пакетов;
| Более 1000 компаний котируется на местных биржах. Развитие рынка государственных и корпоративных облигаций отстает от рынка акций. Не развит рынок производных инструментов.
| Алматы
| В 2005 г. Ассоциацией финансистов Казахстана принят Кодекс корпоративного управления. Основная проблема - повышение прозрачности и раскрытия информации
| На Казахской фондовой бирже (KASE) имеют листинг 94 акций в А-списке и 71 в В-списке. Но ликвидность рынка низкая. Не работает рынок производных инструментов.
| Варшава
| В 2001 г. принят Кодекс наилучшей практики корпоративного управления, составленный согласно принципам корпоративного управления ОЭСР
| На бирже WSE имеется листинг у 328 национальных компаний. Сформировавшийся и емкий рынок IPO для небольших компаний. Развивающийся рынок облигаций. Имеются фьючерсы и опционы на индексы.
| Москва
| Раскрытие информации о собственниках и контроле над компаниями представляет собой одну из ключевых проблем в России; в 2002 г. принят Кодекс корпоративного поведения, однако культура корпоративного управления пока не сложилась
| На двух основных площадках ММВБ и РТС котируется около 200 акций. Рынок корпоративных облигаций менее развит по сравнению с рынком акций. Число деривативов невелико: 36 фьючерсов и 17 опционов.
|
Критерии МФЦ
| Уровень развития национального рынка
| Уровень развития финансовой инфраструктуры
| Наличие рынка для молодых и быстрорастущих компаний
| Лондон
| Хорошо развитая инфраструктура: Лондонская фондовая биржа (LSE); Управление Великобритании по листингу (UKLA); Лондонская клиринговая палата (LCH); Расчетная система CRESTCo (стандартный срок расчета Т+3); Биржа производных инструментов EDX London Ltd; Специальные объединения по определенным секторам. Общая стоимость доступа к капиталу в Лондоне ниже, чем в США (более выгодные ценовые скидки при IPO, комиссия за андеррайтинг ниже на 50%, более низкий объем вознаграждения за оказание проф. услуг в целом).
| LSE AIM: торговая площадка для малого и среднего бизнеса (с 1995 г.), 1060 компаний с капитализацией 37 млрд. фунтов стерлингов
| Нью-Йорк
| Три биржи: NYSE, NASDAQ и AMEX. Крупная интегрированная система, включающая биржи и Depository Trust & Clearing Corporation (DTCC), (в последнюю входит ряд более мелких компаний типа DTC и FICC)
| AMEX – для молодых некрупных компаний OTC Bulletin Board (не является формально частью NASDAQ) – для компаний малого и среднего бизнеса.
| Гонконг
| Гонконгская клиринговая компания (HKSCC) использует централизованную расчетно-клиринговую систему (CCASS) при проведении операций с разрешенными ценными бумагами, зарегистрированными или торгующимися на Гонконгской фондовой бирже (SEHK). Все расчеты по биржевым операциям производятся по схеме T+2.
| Имеется площадка для молодых и быстрорастущих компаний: Growth Enterprise Market – GEM
| Сингапур
| Сингапурская биржа (SGX) - эффективно управляемая торговая площадка. Все акции являются бездокументарными. Центральный депозитарий (CDP) является дочерней компанией SGX и осуществляет хранение, клиринг и расчеты по ценным бумагам. CDP является основным номинальным держателем акций и владеет ими от лица вкладчиков. Базовые ценные бумаги зарегистрированы на CDP и хранятся в банке-депозитарии. Расчеты осуществляются по истечении трех дней с даты исполнения контракта (T+3).
| SGX Sesdaq - специальная торговая площадка. Для эмитентов нет формальных минимальных требований, касающихся операционного опыта, прибыли или акционерного капитала. Однако предполагается, что эмитент докажет наличие средств для финансирования проекта или разработки нового продукта и т.п.
| Франкфурт
| Единая вертикально интегрированная система расчётов и клиринга под контролем Deutsche Börse (FSE, Eurex, Clearstream).
| Deutsche Börse AG для молодых быстрорастущих компаний.
| Дубай
| Выделенная инфраструктура МФЦ: Международная фондовая биржа, товарная биржа; Управление по финансовым инструментам (DFSA); Централизованный регистратор; Арбитражный суд (DIFC Court); Электронные торги; непродолжительная процедура выхода на первичное размещение, небольшое количество андеррайтеров
| Отсутствует
| Мумбаи
| Две основные биржи: Бомбейская Фондовая Биржа (BSE) и Национальная Фондовая Биржа (NSE); Два депозитария: Central Depository Services (India) Ltd, National Securities Depository of India Ltd.; Единая национальная расчетно-клиринговая система NSCCL, нетто-поставки членов клиринговой палаты в бездокументарной форме; NSCCL также осуществляет клиринговые и расчетные функции в сегменте опционов и фьючерсов; Торговля деривативами происходит на бирже NSE
| В 2005 г. Бомбейская фондовая биржа (BSE) сформировала специальный сегмент для SME. В платформе Indonext свыше 500 компаний.
| Шанхай
| Шанхайская Фондовая Биржа (SSE); Два депозитария: CSDCC (расчеты и клиринг для ценных бумаг), CDC – не банковское госучреждение для клиринга сделок на рынке с фиксированной доходностью; Современная система электронных торгов; Большое количество брокеров; Развитая рыночная инфраструктура; Двойной листинг крупнейших компаний в Китае и за рубежом
| Планируется создать площадку SME на Шеньчженьской бирже и третью самостоятельную площадку
| Алматы
| Эффективная консолидирования инфраструктура с выделенной площадкой для РФЦА. Наличие Центрального депозитария.
| Отсутствует
| Варшава
| Развитая инфраструктура рынка вокруг Варшавской фондовой биржи (WSE). Автоматическая система торгов, похожая на Euronext.
| Отдельный сегмент для технологических компаний малого и среднего бизнеса (SiTech). Площадка для молодых и динамично развивающихся польских компаний (NewConnect)
| Москва
| Две основные биржи: ММВБ и РТС, каждая из них имеет свою вертикально интегрированную клиринговую и расчетную систему. Существует большое количество организаций, занимающихся клиринговой и депозитарной деятельность. Основной рынок акций - ММФБ, основной рынок деривативов - FORTS в составе РТС.
| На ММВБ есть сектор инновационных и растущих компаний (ИРК), а на РТС - сегмент для молодых компаний (RTS START).
|
Критерии МФЦ
| Уровень развития национального рынка
| Развитость институциональных инвесторов
| Вовлеченность населения в финансовые рынки
| Использование рейтингов независимых агентств
| Лондон
| Высокая (институциональные инвесторы – 49% капитализации), развитые пенсионные фонды (16%), страховые компании (17%), инвестиционные компании (16%)
| Высокая: 25% населения владеют финансовыми инструментами
| Представлены все независимые рейтинговые агентства, значительное влияние рейтингов на поведение рынка
| Нью-Йорк
| Очень высокая: больше 60% капитализации приходится на банки, ПИФы и пенсионные фонды
| Высокая
| Банки не могут инвестировать в облигации ниже инвестиционного рейтинга; пенсионные фонды не могут инвестировать слишком большую долю активов в облигации ниже инвестиционного рейтинга
| Гонконг
| В 2005-06 гг. 26% оборота рынка ценных бумаг приходилось на местных институциональных инвесторов, 41% - на зарубежных инвесторов
| В 2005-06 гг. 27% оборота рынка ценных бумаг приходилось на местных розничных инвесторов
| Имеются представительства трех крупнейших мировых агентств.
| Сингапур
| Большое развитие получили частные пенсионные фонды и фонды коллективных инвестиций.
| Широкое участие физических лиц в фондах коллективных инвестиций.
| Имеются представительства трех крупнейших мировых агентств. Регулирующие органы используют кредитные рейтинги.
| Франкфурт
| Средняя (институциональные инвесторы - 20% капитализации)
| Средняя. Сильный банковский сектор ведёт к падению интереса к фондовому рынку.
| Для пенсионных фондов нет ограничений
| Дубай
| Средняя (институциональные инвесторы – 16% капитализации)
| Средняя
| Незначительное
| Мумбаи
| Средняя (институциональные инвесторы – 20% капитализации). Услуги пенсионного страхования предоставляются страховыми компаниями.
| Средняя: 7% населения являются инвесторами
| Рейтинги используются в регулировании.
| Шанхай
| Низкая
| Высокая в абсолютном показателе – 3 млн. чел., но низкая в процентном – 0.2%
| Имеются представительства S&P, Moody’s. Рейтинги начали использоваться в регулировании в 2007 году
| Алматы
| Сильная банковская и пенсионная система. Паевые инвестиционные фонды только начали развиваться.
| Низкая.
| В регулировании рейтинги широко не используются
| Варшава
| Средняя.
| Высокая. Треть всего населения участвует в паевых и страховых схемах коллективных инвестиций.
| Нет информации
| Москва
| Низкая. Активы паевых инвестиционных фондов оставляют всего 2.5% ВВП, активы негосударственные пенсионных фондов составляют всего лишь 1.5% ВВП. Активы страховых компаний составляли всего 0.9% ВВП в 2006 году.
| Низкая: в финансовые рынки вовлечено менее миллиона человек.
| В России работают три крупнейших международных агентства и несколько национальных рейтинговых агентств, но их рейтинг используются при регулировании весьма незначительно.
|
|