Ближайшие конкуренты российского международного финансового центра: Польша и Казахстан



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ближайшие конкуренты российского международного финансового центра: Польша и Казахстан



Ближайшие соседи России, Польша и Казахстан, уже разработали программы превращения в МФЦ Варшавы и Алматы, соответственно. В силу их географического положения, Варшаву можно считать конкурентом Москвы в отношении стран Центральной и Восточной Европы, прежде всего Украины, а Алматы – в отношении среднеазиатских стран.

Польша занимает достаточно сильные стартовые позиции для превращения Варшавы в региональный МФЦ. Польша – крупнейшая страна в регионе (население свыше 38 млн. чел.), ее экономика – одна из наиболее развитых и динамичных (в 2007 г. ВВП вырос на 6,5% до $420 млрд.). Варшава является ведущим бизнес-центром в стране и входит в число 20 наиболее привлекательных городов в Европе по условиям ведения бизнеса (рейтинг European Cities Monitor).

Главным инициатором создания МФЦ выступает Варшавская фондовая биржа (WSE), которая сейчас принадлежит государству, но в ближайшие годы станет публичной компанией. WSE является крупнейшим фондовым рынком в регионе с точки зрения капитализации, оборота, инструментария, инфраструктуры и привлечения иностранных инвесторов (на WSE котируется 364 компании, включая 25 иностранных; около трети оборота приходится на нерезидентов). WSE активно привлекает новых эмитентов, особенно среди иностранных компаний среднего размера, относительно низкой стоимостью размещения.

Государство поддерживает развитие национального фондового рынка и формирование МФЦ в Варшаве. Польское правительство стремится к привлечению в Варшаву региональных штаб-квартир крупных банков. Кроме того, польский регулятор рынка ценных бумаг требует, чтобы бывшие крупные польские, а теперь дочерние иностранные банки сохранили котировки своих акций на Варшавской фондовой бирже.

Важным фактором для экономического роста Польши и формирования МФЦ является членство в Европейском Союзе, а значит, соответствие национального законодательства нормам ЕС и доступ к европейскому капиталу. В 2005 году приняты три закона, способствующие внедрению европейских стандартов: «Закон о торговле финансовыми инструментами», «Закон о публичных размещениях, условиях регулирования финансовых инструментов и публичных компаний», «Закон о надзоре за рынком капитала». Размещение ценных бумаг компании на Варшавской бирже означает выполнение аналогичных требований других европейских бирж и фактически является допуском к включению в их котировальные листы.

Таким образом, основными предпосылками к формированию в Польше регионального МФЦ являются:

· крупнейшая в регионе экономика, высокий потенциальный инвестиционный спрос со стороны внутренних инвесторов;

· поддержка планов по развитию МФЦ со стороны государства;

· интегрированность в ЕС с точки зрения правового режима и доступа к рынкам капитала;

· развитая инфраструктура национального финансового рынка;

· сформировавшийся рынок IPO, специализирующийся на размещении акций для относительно небольших компаний;

· комфортные условия ведения бизнеса.

Наиболее серьезные «узкие места», преодоление которых необходимо для повышения конкурентоспособности Польши по сравнению с другими МФЦ – это совершенствование законодательства (в частности, налоговой системы) и бизнес-инфраструктуры.

В Казахстане инициатором создания регионального МФЦ является государство, которое поставило задачу сделать Алматы главным финансовым центром центрально-азиатского региона. Это решение было обусловлено высокими темпами экономического роста (в последние годы от 8 до 10%), получением инвестиционного рейтинга и опережающим развитием национального финансового сектора по сравнению с другими странами СНГ. В 2006 г. вышел закон «О региональном финансовом центре города Алматы» (РФЦА) и было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности РФЦА (АФН РК). Закон описывает особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников РФЦА, от которых требуется иметь офис на территории Алматы и госрегистрацию, которую выдает Агентство. Кроме того, Агентство осуществляет аккредитацию брокеров и способствует выдаче виз лицам, участвующим в деятельности РФЦА (все услуги – в течение 3 или 5 дней).

В том же году в Казахстане была утверждена «Программа развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года», которая предусматривает государственное финансирование, совершенствование нормативных актов, налоговое стимулирование участников РФЦА. В 2007 г. было создано АО «РФЦА», которое решает задачи институционального развития, привлечения иностранных участников, повышения финансовой грамотности населения, внедрения новых финансовых инструментов, формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и т.п. АО «РФЦА» учредило Рейтинговое агентство РФЦА, Академию РФЦА, РФЦА-Медиа, а также несколько информационно-образовательных центров. В РФЦА действует специализированный финансовый суд, а также единственный специальный арбитраж на территории СНГ.

В стране действует единая инфраструктура фондового рынка, включающая Казахстанскую фондовую биржу (KASE), специальную торговую площадку РФЦА, Казахстанский центр межбанковских расчетов, Центральный депозитарий и т.д. В настоящее время основными инструментами являются корпоративные облигации, секьюритизированные кредиты и валютные деривативы.

Важным преимуществом Казахстана перед другими странами СНГ является достаточно развитая институциональная инфраструктура в финансовом секторе. В результате осуществления банковской, пенсионной и ряда других реформ в Казахстане сложилась концентрированная система банков (Казкоммерцбанк, Тураналем, Халык и др.), пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Ряд казахстанских банков проводит экспансию в Россию и другие страны СНГ через создание дочерних или зависимых банков.

Казахстан также отличается современной системой регулирования финансовых рынков. Национальный банк Казахстана проводит кредитно-денежную политику, а регулятивная и надзорная функции переданы Агентству по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН), которое является единым регулятором финансовых рынков. Национальный фонд аккумулирует резервы страны для будущих поколений, а Национальный инновационный фонд, Национальный инвестиционный фонд, Банк развития позволяют стимулировать диверсификацию экономики.

Казахстан проводит активную политику по привлечению иностранных инвесторов и финансовых посредников. Создан ряд специальных экономических зон с низким налогообложением, которые привлекли значительные прямые иностранные инвестиции. Ограничения на долю иностранных инвесторов в казахстанских банках отсутствуют.

Доступ к иностранному капиталу, в том числе через выпуск еврооблигаций, обусловил достаточно быстрый рост банков и других финансовых посредников. В то же время, в условиях продолжающегося с середины 2007 г. кризиса на мировых финансовых рынках большой объем долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, стал для банков основным фактором риска.

Таким образом, Казахстан выбрал для создания регионального финансового центра стратегию Гонконга, Сингапура и Дубая, которая основывается на применении особого правового режима, предоставлении налоговых льгот и либеральном режиме допуска иностранных участников. Основными конкурентными преимуществами РФЦА являются:

· стабильная макроэкономическая ситуация в стране;

· сильная банковская и пенсионная система;

· активное участие государства в формировании инфраструктуры финансового центра;

· наличие единого регулятора;

· наличие специализированного финансового суда;

· эффективная консолидированная инфраструктура (в частности, наличие центрального депозитария);

· облегченный порядок допуска иностранных финансовых посредников и ценных бумаг высокого качества.

Тем не менее, развитие МФЦ в Казахстане пока идет достаточно медленно. Основная проблема – недостаточная емкость внутреннего рынка, из-за ограниченного инвестиционного спроса. Для успешного развития РФЦА, Казахстану предстоит решить ряд проблем – расширение спектра финансовых инструментов, развитие бизнес-инфраструктуры, повышение прозрачности и уровня раскрытия информации, совершенствование регулирования и надзора, борьба с бюрократизированностью и коррупцией, повышение уровня образования и финансовой грамотности населения.

 

Выводы

Создание конкурентоспособного МФЦ – комплексная задача, которая требует значительного времени и проведения целенаправленной политики со стороны государства. Лидерство МФЦ Лондона и Нью-Йорка во многом обусловлено историческими причинами: в XVIII-XIX веках Великобритания была крупнейшей экономикой в мире, а после Первой мировой войны это место заняли Соединенные Штаты. Однако достижение и поддержание статуса лидера в условиях постоянно усиливающейся конкуренции – это также и результат реализации верной стратегии, выбранной с учётом особенностей страны.

Основные конкурентные преимущества американского МФЦ, включающего Нью-Йорк и Чикаго, - это:

· развитый национальный финансовый рынок, опирающийся на крупнейшую экономику в мире;

· сильные институты – финансовые посредники (инвестиционные банки, брокеры/дилеры и т.д.) и институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, хедж-фонды, страховые компании и т.д.);

· лидерство в создании и внедрении финансовых инноваций (новых торговых платформ, деривативов, моделей оценки и т.п.), основанное на передовой системе бизнес-образования и научных исследований в области экономики и финансов.

Основной недостаток американского МФЦ – это достаточно жёсткое (особенно после событий сентября 2001 года) законодательство и сложная, сегментированная система регулирования, которые препятствуют более динамичному развитию новых рынков, особенно с участием иностранных инвесторов. Консерватизм в законодательстве призван снизить риски «перегрева» и волатильности рынка вследствие действий спекулятивных инвесторов, но при недостаточно ответственной политике регулирования со стороны ФРС и SEC эти задачи не до конца выполняются, как показывают образование «пузыря» на фондовом рынке в 1990-х годах и начавшийся летом 2007 года ипотечный кризис.

Великобритания, после утраты положения лидирующей в мире державы, должна была выработать новую стратегию. Её основным преимуществом стали гибкое законодательство и либеральная политика по отношению к иностранным инвесторам и финансовым посредникам. Это позволило Лондону с 1960-х годов стать центром рынков евробумаг (евродолларов, еврооблигаций, евровекселей и т.д.), где проводятся операции с инструментами вне юрисдикции страны их эмитента. С 1986 года правительство Тэтчер проводило последовательную политику дерегулирования и либерализации британских рынков капитала, страховых услуг и валютных операций. Это привело к приходу в Лондон всех ведущих финансовых компаний мира и, как следствие, поглощению глобальными игроками многих британских инвестиционных банков. Опыт приватизации британских госкомпаний в 1980-х годах сделал Лондон лидером в области проектного финансирования, особенно по принципам частно-государственного партнерства.

Правительство Блэра провело в 1997 году радикальную реформу системы регулирования, создав единого регулятора для всех финансовых рынков и институтов, включая коммерческие банки и страховые компании. Созданная в результате FSA реализует гибкую систему регулирования, построенную на принципе «соблюдай или объясняй», которая предоставляет компаниям определенную свободу действий в рамках общих требований и позволяет быстро внедрять новые финансовые инструменты. Такая система предъявляет большие требования к качеству работы регулятора, который должен оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и ситуацию в отдельных компаниях. Важную роль в успехе Лондона также играет высокое качество британской судебной системы, которая на основе прецедентного права и с использованием специализированного суда (LCIA) эффективно защищает права собственности и разрешает коммерческие споры, возникающие при исполнении контрактов.

Лидирующему положению Лондона на глобальных рынках капитала способствует его расположение посередине между Америкой и Азией. В течение рабочего дня, компании, расположенные в Лондоне, могут вести бизнес практически со всем миром – утром с азиатскими МФЦ и Сиднеем, вечером – с Америкой, и, наконец, почти весь день – с Европой.

В будущем Лондон ожидает роста новых азиатских МФЦ, таких как Дубай, Мумбаи и Шанхай, и видит свою роль в том, чтобы помочь им в формировании законодательной системы и финансовой инфраструктуры по своему образцу. Тогда Лондон станет центром глобальной сети операций, связывающих ведущие мировые МФЦ.

Один из ключевых факторов, способствующих лидерству Нью-Йорка и Лондона – это ёмкий и конкурентный рынок труда в финансовом секторе. Великобритания и Соединенные Штаты имеют долгие традиции привлечения иммигрантов со всех концов мира. Финансовые компании в Нью-Йорке и, особенно, в Лондоне нанимают много иностранцев и их национальность (и гражданство) не является препятствием для развития карьеры. Напротив, предыдущий опыт и связи сотрудников используются для развития партнерских отношений и привлечения клиентов из их стран. Кроме того, существенную роль играет подготовка местных кадров в рамках национальной системы образования, причем на всех уровнях – от базовых курсов по финансам в школе до университетских программ на уровне бакалавра и магистра, программ MBA, а также специализированных программ повышения квалификации.

Ещё один важный фактор успеха Великобритании и США – «родной» английский язык, который используется для коммуникаций на глобальных рынках.

Во многом следуя примеру Нью-Йорка и Лондона, другие международные финансовые центры выбрали два направления развития. Одни центры, такие как Токио и Франкфурт, в основном обслуживают потребности своих национальных экономик и, несмотря на интегрированность в глобальные рынки и значительный объем операций внутри своего региона, остаются локальными МФЦ. Они стремятся к повышению своей конкурентоспособности, но придерживаются эволюционного пути развития.

Другие финансовые центры, такие как Сингапур, Гонконг и Дубай, не имея возможности опереться на достаточный инвестиционный спрос и предложение внутри национальной экономики, с самого начала поставили перед собой амбициозную задачу – стать сначала региональными, а затем и глобальными МФЦ. Для выполнения этой задачи они реализовывали достаточно радикальные программы действий, нацеленные на доведение ключевых элементов МФЦ (законодательства, регулирования, финансовой и бизнес-инфраструктуры, квалифицированного персонала и т.д.) до уровня Нью-Йорка и Лондона. Для скорейшей реализации этих программ и интеграции с лидерами, за основу была взята модель МФЦ Лондона, многие элементы которой копировались, а затем адаптировались с учетом местной специфики. После создания необходимой базы для функционирования МФЦ, вводились налоговые льготы для стимулирования прихода иностранных инвесторов и посредников.

Такая политика оказалась вполне успешной. Сингапур и Гонконг уже стали региональными МФЦ и теперь близки к получению статуса глобальных МФЦ, а Дубай, начавший эту работу позже, практически уже стал региональным МФЦ. Тем не менее, этим центрам предстоит долгий путь к тому, чтобы догнать и перегнать по уровню развития Лондон и Нью-Йорк. Дело в том, что институциональная среда инерционна и ее изменение потребует гораздо больше времени. Стратегия догоняющего развития является успешной, пока есть возможность копирования лидера. Однако когда для дальнейшего роста необходимо самому генерировать финансовые инновации, то на первый план выходит уровень развития институтов и человеческого капитала.

Перед динамично развивающимися Мумбаи и Шанхаем стоит сложный выбор между теми же двумя опциями: оставаться локальным финансовым центром с опорой на сильную национальную экономику или становиться конкурентоспособным МФЦ на региональном и, в перспективе, глобальном уровне. Первый путь чреват риском перемещения финансовых операций с национальными компаниями в региональные и глобальные МФЦ. Именно это происходило в последние годы с индийскими компаниями, многие из которых выпустили депозитарные расписки за рубежом. Второй путь требует значительных усилий со стороны государства для того, чтобы вывести не только финансовую, но и общую бизнес-среду на принципиально другой уровень. Многое зависит и от снижения внеэкономических (политических, коррупционных и т.п.) рисков.

В итоге можно выделить следующие ключевые факторы, которые характеризуют конкурентоспособный МФЦ:

· гибкая система законодательства, способная быстро адаптироваться к финансовым инновациям;

· льготная налоговая система (для ускоренного развития);

· эффективная система регулирования (единый регулятор для всех финансовых рынков и институтов или четкая координация взаимодействия нескольких регуляторов);

· эффективная судебная система, а также специализированный финансовый суд;

· продвинутая централизованная финансовая инфраструктура для всех сегментов рынка, позволяющая обеспечить доступ широкому кругу участников и минимизировать транзакционные издержки;

· глобальная интегрированность финансовых рынков и институтов, открытая политика по отношению к иностранным участникам рынка;

· развитые финансовые институты, опирающиеся на значительное предложение инвестиционных ресурсов внутри страны и/или из-за рубежа;

· ёмкий и конкурентный рынок труда, опирающийся как на квалифицированный персонал внутри страны, так и на иностранцев;

· благоприятная бизнес-среда;

· позитивная макроэкономическая ситуация.

 


Приложение 2. Сравнение российского финансового рынка с ведущими МФЦ

Несмотря на динамичный рост, национальный финансовый рынок России по-прежнему значительно отстает по своему уровню развития от ведущих мировых финансовых центров. В данном разделе проводится описание текущего положения российской финансовой системы, которая сравнивается согласно принятой системе критериев с наилучшей практикой ведущих мировых МФЦ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.012 с.)