V. Язык и стиль выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Язык и стиль выпускной квалификационной работы



 

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т. е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей, указывающих на:

- последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть);

- итог, вывод (итак, таким образом, значит, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать …).

В некоторых случаях словосочетания рассмотренного выше типа способствуют улучшению рубрикации текста.

Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту.

Стиль ВКР – это стиль безличного монолога. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Конструкции с местоимением «я» могут заменяться неопределенно-личными предложениями (например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения»). Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что…») и страдательный залог («разработан феноменологический подход к проблеме»).

Качествами, определяющими культуру письменной научной речи, являются точность, ясность и краткость.

 

 


VI. РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

 

В целях оказания студенту теоретической и практической помощи в период подготовки и написания работы кафедра назначает ему (с учетом специальности и специализации) научного руководителя, закрепляемого приказом ректора.

Руководство выпускными квалификационными работами включает:

- формирование и утверждение задания на разработку ВКР (см. приложение 2);

- выяснение степени подготовки студента к разработке выбранной темы;

- помощь студенту в определении объекта, предмета, целей, задач и концепции ВКР;

- рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;

- консультации по содержанию, стилю написания и оформлению работы;

- анализ подготовленной работы, выявление недостатков и консультации по их устранению;

- определение степени готовности работы;

- написание отзыва с полной характеристикой работы;

- своевременное информирование заведующего кафедрой о случаях значительного отклонения от графика подготовки ВКР или других проблемах, мешающих качественному завершению работы в установленный срок.

Задание на выпускную квалификационную работу (см. приложение 2) разрабатывается научным руководителем при активном участии студента и заполняется на стандартном бланке. Задание подписывает научный руководитель и студент, утверждает заведующий кафедрой.

Студент должен составить план-график (см. приложения 9) работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представить его на утверждение заведующему кафедрой.

Заведующий кафедрой устанавливает сроки периодического отчета по выполнению выпускной квалификационной работы. В эти сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой (по контрольным этапам), которые фиксируют степень готовности работы.

Студенту следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором выпускной квалификационной работы. Научный руководитель является официальным лицом, оценивающим степень готовности молодого специалиста-выпускника к самостоятельной работе.

На различных стадиях подготовки и выполнения ВКР задачи и роль научного руководителя меняются. На первом этапе подготовки ВКР руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы, оказывает помощь студенту в разработке графика выполнения ВКР.

В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т. п. и советует, как лучше устранить эти недостатки.

Именно эта сторона деятельности студента позволяет научному руководителю определить его способность к самостоятельной работе.

Законченная работа, подписанная студентом, представляется руководителю не позднее, чем за месяц до начала работы Государственной аттестационной комиссии. После получения окончательного варианта работы научный руководитель выступает экспертом кафедры и составляет письменный отзыв по установленной форме. В случае одобрения работы руководитель подписывает ее и вместе со своим отзывом представляет заведующему кафедрой.

Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите, в том числе исходя из отзыва руководителя, вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием автора работы.

 

 


VII. ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ ЗАЩИТЫ

 

Публикация в научном издании

 

Важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы является публикация промежуточных результатов исследования в научных изданиях. Этот вид работы мобилизует усилия студента на качественное выполнение поставленных задач, поскольку предполагает обнародование подготовленных материалов и выводов. К моменту защиты ВКР у выпускника должна быть опубликована, как минимум, одна научная статья объемом 3–5 страниц.

 

Научная статья – это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

- научно-теоретические (описывают результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей);

- научно-практические, или эмпирические (построены на основе экспериментов и реального опыта);

- обзорные (содержат анализ достижений в интересующей научной области).

Научная статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации и обладать эффектом новизны.

 

Последовательность работы над научной статьей

 

В первую очередь, следует определить издание (научный журнал, сборник материалов конференции), в котором планируется разместить статью, изучить условия приема заявок, включая условия оплаты, и требования к оформлению материалов.

Далее следует определить тему и написать примерный план статьи (логичную последовательность изложения). На этом этапе становится понятно, каких материалов не хватает для полноценных и аргументированных выводов. Недостающие сведения надо найти.

Собранный материал необходимо логично сгруппировать и проанализировать. Затем можно приступать к написанию текста.

Научная статья состоит из следующих основных частей:

- название статьи (заголовок),

- аннотация,

- ключевые слова,

- введение,

- основная часть,

- заключение (выводы, анализ, обобщение, критика),

- список литературы.

 

Заголовок должен выполнять две задачи: отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Пишется он в научном стиле. Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к сути вопроса. Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.

Распространенные ошибки при составлении заголовка:

- заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем сам текст статьи (например, «Коучинг» – слишком широко; «Коучинг как инструмент эффективного обучения персонала» – конкретно);

- заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение;

- сенсационный заголовок; такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся.

Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных работах, заголовок лучше начать словами «К вопросу о...», «К проблеме...», «К анализу...».

Аннотация – сжатая характеристика статьи. Некоторые издательства на включении ее в текст не настаивают. Если аннотация обязательна, в ней должны найти отражение ключевые сведения: суть проблемы, цели и основные авторские выводы, научная новизна.

Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей. Она должна быть написана понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено и т. д.).

Ключевые слова – своего рода поисковый ключ к статье. Этот ключ обеспечивает поиск статьи в библиографических базах. Ключевые слова отражают основные положения, результаты, использованные термины. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Во введении следует кратко ознакомить с объектом и предметом исследования, сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить результаты работы предшественников: что выяснено, что требует выяснения. Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в тему.

Основная часть – самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения, которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать, отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия, повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.

Выводы. В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения автора. Все выводы должны быть объективны.

Список литературы. В этом разделе приводятся ссылки на цитируемые работы.

 

Чтобы статья не затерялась в информационном потоке, ее нужно разместить в журнале или сборнике, включенном в базу данных РИНЦ (Российского индекса научного цитирования). В этом случае статья будет доступна читателям научной электронной библиотеки eLIBRARY, интегрированной с РИНЦ.

 

Автореферат

 

Автореферат выпускной квалификационной работы – это краткая характеристика работы, в котором излагается ее основное содержание, главные идеи и выводы, показаны вклад автора в проведенное исследование: степень новизны и полученные результаты исследования. Автореферат визируется научным руководителем выпускной квалификационной работы, после чего студент получает допуск на защиту. Объем автореферата призван вместить самые необходимые сведения о работе и дать полное представление о ней: при этом он должен отвечать всем предъявляемым к студенческой научной работе требованиям. В автореферате не должно быть излишних подробностей, а также информации, которой нет в выпускной квалификационной работе.

В структурном отношении автореферат состоит из общей характеристики работы, ее краткого содержания, выводов. Текст автореферата начинается с раздела «Общая характеристика работы». Здесь должны быть отражены следующие моменты:

- актуальность;

- цель и задачи исследования;

- объект и предмет исследования;

- методы исследования;

- степень новизны работы (если имеется);

- полученные результаты и практическая значимость.

Здесь также указывается объем выпускной квалификационной работы в страницах, количество иллюстраций, таблиц и приложений, количество библиографических источников в списке литературы.

В следующем разделе «Основное содержание работы» кратко излагается содержание основной части выпускной квалификационной работы. Данный раздел призван дать достаточно полное представление о содержании всех глав работы. В краткой форме необходимо указать на состояние рассматриваемой проблемы, каким образом получены результаты, продемонстрировать сам ход исследования, изложить сущность использованных методов, кратко обосновывать их достоверность.

В разделе «Выводы» должна содержаться краткая, но вместе с тем исчерпывающая информация об итогах и выводах, полученных в ходе выполнения выпускной квалификационной работы. При этом необходимо указать возможные варианты решения поставленной в работе задачи и отразить обоснование выбранного варианта, практические предложения.

Рекомендуемый объем автореферата должен быть в пределах 5–7 страниц печатного текста.

 

Оформление автореферата выпускной квалификационной работы

 

На лицевой стороне обложки автореферата указываются:

- название организации, в которой выполнен автореферат выпускной квалификационной работы;

- название факультета;

- название кафедры;

- код и название специальности;

- Ф.И.О. студента;

- тема выпускной квалификационной работы;

- Ф.И.О. заведующего кафедрой, личная подпись;

- Ф.И.О. руководителя выпускной квалификационной работы, личная подпись;

- Ф.И.О. студента, личная подпись;

- дата защиты выпускной квалификационной работы;

- город, год. (См. Приложение 7).

Нумерация страниц отсутствует.

 

Вторая страница автореферата начинается с указания фамилии дипломника, темы и фамилии научного руководителя. Например:

 

Арсланова К. Ф.

 

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ОРФЕЙ – ТРЭВЕЛ»)

Руководитель: к.э.н., доцент Кузьминых К. А.

 

Студент должен подготовить электронный вариант текста автореферата выпускной квалификационной работы, который предоставляется на кафедру на предварительно отформатированном диске.

Имя файла должно иметь название Иванов_автореферат.doc, а его содержание должно в точности соответствовать печатной версии автореферата, включая титульный лист.

 

Требования к электронной версии автореферата следующие:

- шрифт – Times New Roman;

- размер шрифта – 12 пунктов;

- межстрочное расстояние – 1,0 интервал;

- параметры страницы – А 4, ориентация книжная, правое поле 10 мм, остальные поля – 20 мм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.031 с.)