II. Порядок выполнения выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Порядок выполнения выпускной квалификационной работы



 

Основные этапы выполнения

Выпускной квалификационной работы

 

Весь процесс подготовки ВКР состоит из следующих последовательных этапов:

1) выбор темы, ее согласование и оформление организационных документов;

2) разработка плана работы;

3) подбор источников (т. е. актуальных нормативно-правовых актов) и литературы и определение порядка ее изучения;

4) сбор и анализ практических данных о работе предприятий в сфере туризма и гостеприимства;

5) разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности сервисного предприятия;

6) изучение требований к оформлению работы;

7) написание работы;

8) оформление работы в соответствии с установленными требованиями;

9) подготовка доклада для защиты, оформление раздаточного материала, ознакомление с рецензией на работу.

 

Выбор и утверждение темы

 

Тему работы каждый студент выбирает самостоятельно из тематики, утвержденной кафедрой, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом и знаниями по исследуемой проблеме. Тема бакалаврской работы должна отражать особенности подготовки студента по избранному направлению подготовки, соответствовать запросам и нуждам предприятия, являющегося базой производственной практики. В работе должны найти отражение те материалы, которые студент собрал в период практики. Актуально не только разнообразие и свежесть тем, но и углубленная проработка проблем, затронутых в предыдущих работах выпускников кафедры, содержание которых можно посмотреть в сборниках авторефератов. Помощь студентам в выборе тем оказывают преподаватели кафедры.

При выборе темы студенту могут помочь следующие факторы:

- определение проблемных вопросов, возникших в ходе прохождения практики, в соответствии с запросами и потребностями предприятий туриндустрии;

- ознакомление с новейшими результатами исследований в области науки, индустрии туризма и гостеприимства, а также на стыке этих отраслей;

- просмотр и ознакомление с уже выполненными на кафедрах работами;

- изучение аналитических обзоров и статей в специальной периодике из области туризма и гостеприимства, а также беседы и консультации со специалистами.

Тему ВКР, а также руководителя и консультантов утверждают на заседании выпускающей кафедры.

Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом в момент выдачи научным руководителем Задания. Образец Задания на дипломную работу представлен в приложении 2.

Руководители ВКР совместно со студентами разрабатывают задание на бакалаврскую работу и график ее выполнения.

При оформлении Допуска (Приложение 3) необходимо указать окончательную тему и структуру ВКР.

Выбрав тему ВКР, студент должен уяснить, в чем заключается цель, конкретные задачи и аспект разработки. Для решения этой проблемы определяют, в чем заключается сущность идеи, актуальность темы и ее практическая значимость.

 


III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Содержание структурных элементов выпускной квалификационной работы

 

К настоящему времени сложилась устойчивая традиция формирования структуры выпускной квалификационной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1. Титульный лист.

2. Задание.

3. Оглавление.

4. Введение.

5. Основная часть.

6. Заключение.

7. Список использованных источников и литературы.

8. Приложения.

9. Вспомогательные указатели.

 

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование университета и выпускающей кафедры.

В среднем поле дается заглавие выпускной квалификационной работы, которое проводится без слова «на тему» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы заведующего выпускающей кафедрой, научного руководителя, выпускника и дата защиты ВКР.

В нижнем поле указываются место выполнения и год написания (без слова «год») (см. Приложение 1).

 

Оглавление

 

После титульного листа помещается оглавление выпускной квалификационной работы, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3–5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т. е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер своей рубрики и рубрики, которым она подчинена.

 

Введение

 

Введение ‑ очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, регламентированное основными требованиями к ВКР. Обычно составляет около 10 % общего объема работы.

Введение не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики.

Основные части введения – актуальность темы, степень ее изученности, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, формулировка практической значимости работы, методы исследования, структура работы.

 

Актуальность темы исследования – обязательный сегмент любой исследовательской работы. С обоснования актуальности выбранной темы должно начинаться введение.

Применительно к выпускной квалификационной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как выпускник умеет выбирать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность за годы учебы в университете.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Нет необходимости начинать издалека. Достаточно в пределах 1–2 страниц машинописного текста показать главное.

Ниже приведены примеры ключевых фраз для написания актуальности.Пример 1. Современная ситуация в… (указание предметной области) такова, что…Пример 2. В теории и практике... имеются предпосылки, которые позволили нам выполнить работу в данном направлении. К таковым можно отнести …Пример 3. Как подтверждают результаты исследований в данной области, а также проведенные нами анкетирование, интервьюирование… Примечание к примеру. Можно обозначить некоторые статистические или аналитические данные по состоянию предметной области с обязательной ссылкой на источник. В качестве источника может быть и проведенное исследование, результаты анкетирования и интервьюирования экспертов.Описание актуальности темы должно заканчиваться формулировкой проблемы. Ключевой для этой цели может быть следующая фраза: «Обозначенные выше положения говорят об актуальности проблемы…».

Цель и задачи исследования. После определения актуальности темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.

Цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь. Цель должна быть тесно связана с названием выпускной квалификационной работы.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая преобразования для достижения определенной цели. Задачи ставятся в форме перечисления с использованием глаголов (установить…, изучить…, описать…, обосновать…, проанализировать…, выявить… и т. п.). Формулировать задачи необходимо логично и тщательно, поскольку их последовательность должна указывать на ход выпускной квалификационной работы, а решению каждой задачи должен посвящаться отдельный параграф. Следовательно, заголовки параграфов рождаются именно из формулировок задач, а число задач соответствует числу параграфов выпускной квалификационной работы.

Рекомендации по формулировке задач:

- следует помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами;

- следует помнить, что каждая из выделенных задач должна решаться в отдельном параграфе;

- среди задач, подлежащих решению, нужно выделить основные;

- задачи нельзя формулировать шире цели, они должны отражать ее;

- задачи не должны перекрывать друг друга.

 

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект ‑ это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет ‑ это то, что находится в границах объекта. Значит, понятие «предмет исследования» конкретнее по содержанию. Именно предмет исследования определяет тему, заглавие и цель ВКР.

 

Формулировка практической значимости работы. Практическая значимость работы заключается в конкретных практических результатах, которые были получены. В формулировке необходимо указать результаты, определить место их применения в рассматриваемой сфере, а также уточнить на кого (для кого) направлены предлагаемые решения.

 

Методы исследования. Обязательным элементом введения выпускной квалификационной работы является также указаниеметодов исследования, с помощью которых студент достигает цели и задач работы.

Методы исследования подразделяются на общие (применяются в любых науках) и специальные (применяются в конкретной науке). Общие методы разделяют на теоретические и практические (эмпирические). Теоретические методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение и др.) служат для систематизации фактического материала. Практические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.) связаны со сбором каких-либо данных об объекте и анализом результатов. С помощью этих методов обычно описывают новые предметы и явления, выявляют закономерности.

Методы следует согласовывать с задачами исследования.

 

Структура работы. В конце вводной части необходимо представить структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать их расположение.

Основную часть выпускной квалификационной работы следует разделить на главы и параграфы, которые должны иметь порядковые номера.

Структура ВКР по направлению подготовки 43.03.02 Туризм – три главы (теоретическая, аналитическая, практическая), каждая из которых включает по два параграфа. Количество параграфов в главе можно при необходимости увеличить, избегая при этом избыточной конкретизации. Студент должен демонстрировать не только владение материалом, но и способность к обобщению.

 

Чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, выпускник должен ответить на следующие вопросы:

Актуальность: почему данную проблему (тему) нужно изучать в настоящее время?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: какая сторона объекта (новые отношения, свойства, функции и т.д.) рассматривается?

Цель: какой результат исследования студент намерен получить?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Формулировка всех этих характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, сложности разрабатываемой темы, степени подготовленности студента.

 

 

Первая глава

 

Первая глава ВКР носит теоретический характер. В ней студент должен определить сущность исследуемой проблемы и обобщить уже известные знания по ней. Для этого проводится анализ опубликованных материалов, в том числе данных из учебных пособий.

Теория вопроса может рассматриваться либо по хронологическому, либо по логическому принципу. Хронологический принцип подразумевает исследование динамики, развития явления в историческом аспекте. Логический принцип подразумевает последовательное выявление качеств изучаемого явления, его взаимосвязей с другими явлениями, практики использования. Важно также установить, как данное явление трактуется разными авторами. Если в ходе изучения литературы обнаружатся разночтения по теме, студент должен указать свою точку зрения, т. е. выбрать из множества версий одну и аргументировать это решение.

Чтобы грамотно написать теоретическую главу, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-популярных, справочных, учебных и др. источников. Число источников не должно быть меньше 40.

В теоретической части нельзя целиком помещать разделы и главы из учебников, книг, статей. Такой способ написания главы будет оценен как примитивное переписывание без обдумывания содержания.

При использовании чужих данных, суждений следует ссылаться на автора (см. Библиографические ссылки).

В конце каждого параграфа должны быть сделаны тезисные выводы. Глава также заканчивается выводом, в котором в обобщенном виде представлена картина состояния вопроса на данном отрезке времени.

 

Вторая глава

 

Вторая глава – аналитическая. В ней студент устанавливает, как теоретические положения, описанные в предыдущей главе, реализуются в отрасли. Анализ обязательно должен касаться объекта и предмета исследования и может проводиться на международном, российском, региональном и/или местном уровнях.

Большая часть главы отводится характеристике объекта и, в зависимости от темы, анализу принципов его использования или функционирования в исследуемой предметной области, а также существующим функциональным ограничениям. На этом этапе работы от студента требуется умение:

- проводить сравнительный анализ;

- объективно выявлять результаты использования типовых и оригинальных решений.

Все значимые сегменты аналитической главы должны заканчиваться выводами.

На основе анализа должен появиться вывод по всей главе – обоснование необходимости поиска новых подходов и дальнейшей практикоориентированной деятельности в целях оптимизации использования (функционирования) объекта в рамках исследуемой предметной области.

 

Третья глава

 

Третья глава – практическая / проектная. В ней должен содержаться авторский способ достижения поставленной цели с учетом результатов анализа, проведенного во второй главе.

В третьей главе содержатся описание концепции проекта; доказательства его экономической (кадровой, познавательной, воспитательной и т. д.) целесообразности; характеристика работ по подготовке и практической реализации, прогнозирование возможного эффекта от проведенных мероприятий.

Разработка должна соответствовать требованиям, которые сегодня предъявляются заказчиками проектов.

Третья глава призвана показать способность студента к адаптации теоретического материала к решению конкретных практических задач.

 

Заключение

 

ВКР должна включать заключение, выполняющее роль концовки. В этом разделе студент подводит итоги проведенной работы с обязательной привязкой к положениям, заявленным во введении. Здесь описывается ход достижения поставленной цели с соблюдением последовательности, определенной задачами. Иными словами, в заключении кратко излагается логика действий, которые предпринимались для того, чтобы цель была достигнута.

Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и влияет на оценку ГАК в процессе защиты выпускной квалификационной работы.

Это выводное знание не следует подменять механическим суммированием выводов концов глав, представляющих собой краткое резюме. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность.

В некоторых случаях возникает необходимость указать линии продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Таким образом, заключительная часть выпускной квалификационной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, итоговую оценку проделанной работы и формулирование того нового, что вынесено его автором в изучение и решение проблемы.

 

После заключения следует список использованных источников и литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.04 с.)