Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоритические основы и побудительные мотивы развития НЭ

Сущность и содерж процессапрогнозир-я. Осн понятия прогн-я

Прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о качественном состоянии экономики и возможном ее изменении в будущем, альтернативных путях и сроков достижения этого состояния.Является основой формирования экономической политики государства, служит связующим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества.

Процесс прогнозирования предполагает получение необходимой информации, ее обработку, оценку и анализ, определение перспектив и вероятность реализации прогноза. Для этого учитываются следующие составляющие:

•ресурсы (труд-е, финанс-е, матер-е, информац-е), которые имеются в регионе в соответствующий период;

экономическая ситуация (выявляются проблемы, с которыми можно столкнуться в будущем);

•экономическая политика (фундамент для решения проблем в будущем);

•регулирование (средство решения задач развития общества).

 

Чтобы прогноз был надежным, необходимо обеспечить:

•полную (по объему, содержанию, структуре) информацию; •высокий уровень достоверности; •возможность сопоставления информации во времени по количественным и качественным показателям; •независимость каналов поступления наиболее важной информации; •своевременность получения и обработки информации.

Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния явления в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления Научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов – прогностика – имеет своим предметом исследование законов и способов прогнозирования.

Прогноз разрабатывается в рамках определенной целевой группировки прогнозов, формируемой в зависимости от цели исследования. В целевой группировке прогнозов выделяют ведущее направление – профиль (объект) прогноза, являющийся предметом исследования, и вспомогательное направление – прогнозный фон, т.е. совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задач. Глав цель прогноз-я – достиж-е устойч эконом роста, высок степени занятости, внешнеэк равновесия и повыш-е ур-ня жизни народа

Госпрогнози-е соц-экономо развития рассматр-ся как деят-тьгосорганов по разработке прогнозов и программ соц-эконом развития на долгоср, среднеср и краткоср перспективы и как с-манаучобоснов представлений о целях, критериях, принципах, направ-х и приоритетах соц-эконом развития РБ на соответ период с обоснованием целев ориентиров, основ прогнозир показателей и мер по обеспеч их достижения. С-магос прогнозов соц-эконом развития РБ включает: • на долгоср перспективу — Нац стратегию устойчсоц-экономо развития РБ на 15 лет и Осн направления соц-эконом развития РБ на 10 лет; • среднеср перспективу — Программу соц-эконом развития РБ на 5 лет; • краткоср перспективу — год прогноз соцо-эконом развития РБ.

9. Система прогнозирования и планирования НЭ

С целью преодоления негатив тенденций в стране после распада СССР были разработаны Программа неотлож мер по выходу эк-ки из кризис состояния, Осн направ-я соц-эконом развития РБ на 1996–2000 годы. Гос регулир-е соц-экон процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикатив планир-е, стало ведущ методом гос упр-я эк-кой в переход к рын отнош-ям период.

Индикатив план-е вып 3 функции:

1. информац – планами и прогнозами гос-во информ субъекты хоз-я о предпочтит-й эк политике, что позволит им форм-ть на этой основе свои бизнес-планы;

2. стабилизац-ю – дает возмо-ть ориент-ся в долгоср установках и целях правит-ва;

3. согласит-ю – позволяет правит-ву и негос субъектам хоз-я достиг единства по ключ вопросам эк политики в ходе взаим консультаций.

Нац собранием РБ в апреле 1998 г. был принят Закон «О гос прогнозир-и и программах соц-эк развития рб», кот опредт с-му гос прогнозов и программ соц-эк развития страны, цели и задачи, общ порядок их разработки. Глав цель – достиж-е устойч эк роста, высокой степени занятости, внешнеэкон равновесия и повыш уровня жизни народа.

С-ма гос прогнозов соц-эк развития рб включает:

1)на долгоср перспективу – Нац стратегию соц-эк развития рб на 15 лет и Основные направления соц-эк развития рб на 10 лет; 2)среднеср перспективу – Программу соц-эк развития рб на 5 лет; 3)краткоср перспективу – годовой прогноз соц-эк развития рб.

Гос прогнозир-е соц-экон развития рб на долгоср перспективу опред соц-эк и науч-технич политику гос-ва на перспективу. Программа соц-эк развития РБ на среднеср перспективу разрабат-ся за год до начала прогнозир периода и утвержд Президентом РБ. На краткоср перспективу разрабат-ся год прогнозы, кот включ: осн показатели соц-эк развития, важнейш проблемы и задачи, на решение кот будет направ политика гос-ва в предстоящем году; хар-ку целевых программ РБ и межгос программ, фин-е кот планир-ся из респ бюджета; перечень респ гос нужд, а также гос заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для респ гос нужд; гос инвест программу;

Сис-ма органов гос упр-я: законодат, исполнит, судебные.

Одним из важных условий реализации гос-вом сво­их ф-ций по эффект-ому упр-ю эк-кой при переходе к рынку явл-ся форм-е соответ стр-ры гос упр-я и аппарата.

В соответ с Конституцией Правительство (СовМин) РБ обеспеч проведение един эконом, фин, кредит и денеж политики, гос политики в обл науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д.

Сис-ма гос. управ. РБ, построенная по функц-отрасл и тер­ритор принципам, включ 24 мин-ва, 8 го­скомитетов, 7 гос орг-ций, подчиненных Правительству РБ. Мин-ва и госкомитеты явл-ся респ органами гос упр-я (функцион или отрасл), провод гос. политику, осущ регулир-е и упр-е в опред отрасли (сфере деят-ти) и координир деят-ть в этой отрасли (сфере) др респ органов гос упр-я РБ.

В центр-ых аппаратах мин-в, госко­митетов по решению Президента могут созд-ся департаменты, кот явл-ся структур подразделениями мин-в и осущ спец (исполнит, контрол, регулир и др.) ф-ции в опред сферах ведения, отнес к компетенции со­ответ мин-ва, госукомитета.

Важную роль в стр-ре гос упр-я эк-кой играют территор органы соответ мин-в и эконом органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций. Из респ орга­нов упр-я эк-кой и соц сферой свои терри­тор органы в областях, районах и городах обл подчинения имеют мин-ва: по налогам и сборам, при­р р-сов и охраны окр среды, труда и соц защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои регион стр-ры мин-ва архитектуры и строит-ва, эк-ки, а также Госкомитет по имуществу РБ.

Стр-рные подразделения мест исполнит и распоряд органов, обеспеч реализацию на своей тер-рии гос политики в отдел от­раслях и сферах эк-ки, подчиняются, помимо исполко­мов, соответ респ органам гос упр-я. Необходимо отметить, что сложивш с-ма гос упр-я эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспеч эффектив взаимодейст различ власт стр-р при вып-и ими своих пол­номочий. Отчасти это происход потому, что одни и те же пол­номочия закреплены за различ ур-нями упр-я. Форм-е в РБ соц ориент рын эк-ки требует повыш эф-ти взаимодействия органов отрасл и территор упр-я при решении как общегос, так и регион проблем, что, в конеч счете, обеспечит переход страны к устойч развитию.

Гос регулирование занятости

Важным направлением активной политики занятости является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с целью создания благоприятных условий для широкомасштабного развертывания процессов структурной и технологической перестройки экономики, предотвращения вынужденной хроническом безработице, решения кадровых задач, связанных с рационализацией зайнятости.Прежде всего необходимо осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку кадров с последующим трудоустройством тех профессиональных групп работников, которые составляют основную массу безробитних. Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения должен выполнять социальные (овладение профессии, специальности как средством защиты от безработицы) и экономические функции (развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации). Эта система является одной из цепей непрерывного обучения, дополняя существующие системы профессионального навчання. Профессиональное обучение должно организовываться прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; лиц, длительное время не работают, инвалидов, молодежи, одиноких и многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей инвалидов, лиц предпенсионного возраста, беженцев, вынужденных переселенцев. Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения предназначена главным образом для подготовки и переподготовки взрослого населения, опираясь на их профессиональные знания и вминняьвиробничий опыт. Молодежь, которая впервые ищет работу, должен приобретать профессию или специальность, как правило, в учебных заведениях профессионального обучения до начала трудовой дияльности.Большое значение приобретает повышение гибкости системы проф-обучения и переквалификации, прежде всего путем развития прямых договорных отношений между предпринимателями, предприятиями и учебными заведениями. При этом планы и программы обучения следует ориентировать на удовлетворение конкретных потребностей замовника. Необходимо усовершенствовать систему информации относительно вакансий, прежде всего создать интегрированную базу данных о рынке рабочей силы, которая бы содержала информацию о потребности предприятий в кадрах по профессиям и квалификационным разрядам (структура профессий, уровень квалификации), а также данные о количестве имеющихся и необходимых рабочих мест по категориям персоналу. Организация общественных работ позволяет рационально использовать рабочую силу, создавать временную занятость безработного населения как на региональном уровне, так и при реализации проектов общегосударственного характера. Основой организации общественных работ являются долгосрочные региональные программы временной занятости, согласно которым создаются рабочие места, население привлекается к общественно-полезному труду в период снижения спроса на рабочую силу. Общественные работы необходимо рассматривать как вынужденный, однако необходимое средство борьбы с безработицей. Временные рабочие места создаются преимущественно в государственном секторе и направленные на использование труда различных категорий рабочей силы, которая не требует специальной пидготовки. Общественные работы регулируют спрос на рабочую силу и смягчают остроту проблемы безработицы.

 

Регулирование оплаты труда.

В соотв-и со ст. 57 ТКРБ заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или и (натуральной) форме, которые наниматель обязан выплатить работникам за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. С одной стороны, она является основным источником дохода работников, с другой - элементом стимулирования к высокоэффективному труду.

Исходя из значимости заработной платы порядок ее установления регулируется не только рынком труда и руководством предприятия, но и государством. Необходимость государственного регулирования оплаты труда вытекает из социальной функции государства.

 

Основными элементами государственного регулирования оплаты труда являются:

-установление минимальных размеров заработной платы;

-обеспечение дифференциации заработной платы;

-ограничение размеров заработной платы.

Мин ЗП – один из главных элементов гос. регул-я в области оплаты труда. Согласно ТКРБ «мин. ЗП – гос. мин. Обяз. размер денежных и (или) натур. выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной ТК продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. В состав мин. ЗП не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты. Размер мин. ЗП определяется исходя из минималь­ного потребительского бюджета и устанавливается Советом Министров РБ.

Образование и задачи, показатели развития

Образование - отрасль, которая рассматривается как с-ма организаций и учреждений, осущ-х образова­тельную деят-ть.

Принципы Гос. Политики РБ в сфе­ре образования: 1)приоритетности образования, 2)обязательности общего базового образования; 3)осущ-я перехода к обязательному общему среднему образованию; 4)доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; 5)преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; 6)национально-культурной ос­новы образования и др.Об­разование делится на основное и дополнительное. Основное вкл: дошкольное, общее базо­вое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Дополнительное направлено на расширение возможностей в различных аспектах развития личности.

Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

Задачи: повышение качества образ-ния, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Показатели развития:

-уровень грамотности взрослого человека(99,7%)

-базовое,среднее имеют 98%

-удельный вес расходов на обр-е в ВВП(15,7%)

 

Направления региональной политики:1. Экономич. политика, направленная на смягчение региональных экономич. диспропорций. 2.Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а так же общее улучшение качества социальной среды. 3.приоритетное развитие производств и видов деят-ти, использующих местное сырье и ресурсы 4. Обеспечение самодостаточного развития регионов.5. стимулирование активности и ответственности региональных органов управления, 6. Углубление специалиации и повыш.эфф-ти экономики регионов за счет создания новых экспортоориентированных производств и предприятий.

 

Теоритические основы и побудительные мотивы развития НЭ

Глобализация мировой эк-ки и всеобщий характер законов эк-го развития сближают институцион-ую среду разных стран и мотодыуправл. соц-эк-ми процессами. Успехи эк-ой политики в одних гос-в и провалы в других свед-ют о наличии уневерсальных законов и принципов, спец-ких усл-ийй, характерных для развития конкр. хоз-ых систем. Появилась необх. форм-иянац.эк-ки как научной дисциплины адаптирует к нац-ым особенностям эк-ую теорию. В отличии от эк-ой теории нац.эк-ка субординированную стр-ру эк-их отношений, кот. проявл. в эк-ом уст-ве страны.Эк-ое устр-во форм-ся уникальным сочет-ем ввзаимосвязанных компонентов вкл. ст-ру совокупного эк-го потенциала страны, специфику протекания воспр-ыхпроцессови др. Широкое распространение получила теорема Хекшера-Олина, объясняющая связь международной специализации страны и ее сов-ым эк-им потенциалом. В открытой эк-ке каждая страна стремится спец-ся на произв-ве товара, треб. больше факторов, которыми она больше наделена. Таким образом происходит скрытый обмен избыточными факторами. В нац. эк-ке внимание акц-ся на прикладном аспекте междунар. специализации – на иссл. эк-го потенциала страны как сов-ти факторов, опред. приоритетные направл. нац-гопроиз-ва и экспорта и как следствие потенциальное место нац. эк-ки в системе междунар-го разделения труда.

Цент. место в нац. эк-ке занимает описание воспр. процессов, предполог. непрерывное возобновление произв. ресурсов. Активизация мех-овосущ-ся при созд. благоприятных условий для притока капитала и др. В теории нац. эк-ка преобладает позитивный анализ, предполог. выявление на основе факт.инфо. конкретных зависимостей между факторами, явлениями и процессами. Такие модели позв-ют опред. особенности нац. хоз-ва В кач-ве важного элемента эк-гоустр-ва страны рассм-ся вектор реализуемой макроэк-ой политики. Первую из них составляют теоритические концепции, опис. законы и закономерности функ-иясоц-эк-их систем. Эти законы, опис-ие поведение потребителей, реакцию рынков товаров и факторов пр-ва на действия гос-ва, целевые ориентиры фирм, обобщены в эк-ой теории и находят подтв-ие всехнац-ых хоз-в. Второй движущей силой явл. цели и приоритеты гос-ой макроэк-ой политики, выработанные рук-ом страны, одобренной общественностью и закрепленные в осн-ых программных док-ах. Третья движущая сила это современные традиции и закономерности, для описания прогрнозир-ия которых необх. Принципиально новые тоер-ие подходы. История свед-ет о нелинейном характере макроэк-ой динамике: на смену периодам относ. стабильности приходят периоды с высокой неопределенностью и риском.

3 Методология развития НЭ. Систем подход к исслед-ю НЭ

Методология – сов-ть приемов исслед-я с целью познания и преобразования действит-ти. Методология исследования НЭ базир насистем и структур-функционал подходах.

Важнейш принципами такого анализа явл-ся:

•комплексность - взаимоувяз рассмотр-е различ аспектов эконом деят-ти в рамках нац эконом с-мы в целом;

•сопоставимость – рассмотр-е структур показателей, рассчит для однотип по масштабам структур подразделений НЭ и одинаковых периодов времени;

•динамичность – рассмотр-е всех явлений в динамике за опред период с целью выявления тенденций развития.

 

Основ методологич императивами форм-я НЭ явл:

· Приверженность эволюцион развитию страны в рамках бел модели развития

· Учет опыта высокоразвит стран мира в построении соц рыночного хоз-ва

· Соблюдение требований глобал и инновац хар-ра при опред-и арх-ры и ф-ий НЭ

 

Данные императивы позвол наиболее эффект-но реализ-ть системный подход. В соотв с его принц-ми сис-ма представ собой упорядоч множ-во элем-тов, объед-х вз/д и отнош-ми в единое целое. С указанных позиций систем модель НЭ – это не отдел фрагменты и аспекты, а сов-ть базовых хар-к, ракрыв-их ее как сложно-систем объект, сост из подсис-м(матер пр-во, сфера обращения, сфера финансов и др), компонентов(отрасли, подотрасли итп), элементов(субъекты хоз-я на микроуровне), кот объед-ся в единое целое по определенным принц-м и хар-ру связей, а также хоз институтов.

Конкретизация идей, принц-в теории сис-м и систем ан-за применительно к различ сферам жизни общ-ва и гос-ва обеспеч-ся структурно-функционал подходом, основ положения кот заключ в след:

1. Экономика рассмат-ся как одна из подсис-м сис-мы «общ-во»

2. Функционал императивы экон-ки реализ-ся через соответ институционал формы

3. Экон-ка рассмат-ся как институционал процесс. В рамках данного подхода модель экон-ки можно представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти.

4. Методы изуч. ан-за и тенденций разв. нац. эк-ки.

Методология исследования НЭ базируется на системном, структурном, функциональном и институциональном подходах.

Системный подход означает анализ ф-ния и развития нар. хоз-ва как упорядоченного множества элементов, объединенное взаимодействиями и отношениями как единое целое.

Структурный подход – это анализ сов-ти суб. хоз-я: предприятий, организаций, отраслей, хоз. комплексов, регионов, их взаимосвязей и отношений.

Функциональный подход – это анализ ф-ния экономики как совокупности потенциалов: природно-ресурсного, демографического, трудового, производственного, научного, инновационного, инвестиционного, экологического и т.д.

Институциональный подход – это анализ институциональной системы экономики, и в первую очередь рынков: сегментов национального рынка, рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

5. Предпосылки и условия становления, функционирования и развития НЭ. Программа соц. эк-го развития РБ на 2011-2015 годы.

Предпосылки для формирования нац-ой экономики: экономич-е, правовые, политич-е, идейно-культурные, социально-психологич-е, цивилизационные.

НЭ Беларуси наход. в сложном процессе трансформации, кот.охватывает след. н аправления в контексте бел. эк-ой модели: формиров. полной совок. компонентов, институтов и хар-к эк-ой сист. суверенного гос-ва; преобраз. действ.-х и построение новых институтов соц. ориентированного рыноч. хоз-ва; глубинные преобраз. структуры эк-ки на основе высоких технологий, с учетом мировых тенденцийглобализации хозяйственной жизни, принципов эффективного международного разделение труда.Для успешного осуществления указанных трансформацион суверенитета, открытость экономики страны, многофакторность внешней политики, стабильность стратегических суверенитетов.

Общесистемные предпосылки: задаваемые обществом в целом и внреш. вызовами, носят конституционно-правовой, мировоззренч.-й, идеологич-й, полит-й характер. Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойч-гораз-я НЭ явл. закрепл. в стартегич-х программах соц-эк. раз-я Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего хар-ра.

Системные предпосылки, обеспечивающие целостность НЭ, вкл. единство эк-го, институционально-правового пространства, общность хар-рахоз-х институтов, мех-мы и нормы взаимодействия с внешней средой. И последняя группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий для достижения эффективности и конкурентоспособности НЭ на основе соблюдения принципов рац-гохоз-я, перевода эк-ки на инновационный, высокотехнологич-й, наукоемкий тип развития. Все указанные виды предпосылок вкл. в программы соц. эк-гораз-я Беларуси. Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

6 .Цели, функции и методы гос.регулиров-ния

Гос.регул-ние любой социально-эк-кой системы предпологает достижение как минимум 3-хосн.целей:

1)регламентация хоз-ной жизни(произ-ной,фин-вой,коммерч-кой),формирующая свод правил и кодексов поведения хоз-щихсубъектов,определяющая их права и обяз-ти,возм-ти и меру взаимной ответ-ти;

2)формир-ние системы гос-ных и негос-ных организационно-эк-ких стр-р,обеспечивающих строгий контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации хоз-ного поведения субъектов;

3)выработка соц-эк-кой политики,определение и применение организац-ных и эк-ких м-дов ее реал-ции.

Функции:

- эмиссия денег, кредитно-ден. налоговоерегулир-ние;

-обеспечение гарантий прав и свобод личности,субъектахоз-ния;

-формир-ние стабильной макроэк-кой ситуации;

-реал-ция антимонопольных мер и поодержка конкуренции;

-развитие науки,инновационнойдеят-ти и информ.технологий;

-проведение активнойвнешнеэк-кой деят-ти;

-поддержка соц-но незащищенных групп населения;

-обеспечение безопасности страны;

-охрана окружающей среды;

-разработка и реал-ция стратегии соц-но-эк-кого развития;

-создание правовой базы рыночныхотн-ний;

-обеспечение миним-ных соц. стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования(образование,здравоохр-ние и т.д.) и др.

Методы гос.регулир-ния:

Правовоерегулир-ние состоит в разработке и реал-ции законов, обеспечивающих функцион-ние всех пред-тий. Административные м-ды регул-ния–запретительные, разрешительные и принудительные меры для отдельных сфер эк-кой деят-ти или категории граждан.

Эк-кие методы: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политики, ценовое регулир-ние, амортизационная политика, а также такие прямые методы, как гос.заказ,квоты,лицензии, прямое бюджетное финансир-ние.

Особая форма гос-ногорегулир-ния-разработка прогнозов и программ, объектами к-ыхявл-ся как страна в целом, так и отдельн.отрасли, регионы и направления деят-ти(напр-р.привлечение иностранных инвестиций, занятость и т.д.)

7. Формы ГРЭ: прогнозир, планир, программир.

В услови­ях рынка ГРЭ — целенаправ­ воздействие правит-ва на отдел сегменты рынка с помощью микро- и макроэк регуляторов с целью обеспечравновес роста всей эк с-мы (речь идет о динамич состоянии общ равновесия, когда достиг стабильное ежегодувелич-е объемов нац пр-ва при полной занятости эк р-сов и низких темпах инфляции, т. е. стабилур-не цен). Все использ правит-м регуляторы эк жизни общ-ва можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косв влияния на эк-ку. Програм-ие, прогноз-ие и планир-ие — высш форма ГРЭ и отраж косв вариант гос воздействия. Гос программы носят рекоменд характер для частн сектора. Госпрограммир-е может быть нацел на отдел отрасли, регионы; объектами гос программ могут стать отдел направнауч исследо­ваний и т. д. В кач-ве примера гос программ можно упомянуть широко примен-ся во многих странах в XX в. общенац программы по восстанов эк-ки, стр-рной перестройке эк-ки, приватизации, послекризис стабилизации.

Методы косв регулир-я предполаг, что гос-во заклад условия, чтобы при самост принятии эконом решений субъекты эк-ки тяготели к вариан­там, соответ эк целям гос-ва. Вме­сте с тем при косврегулир-и неизбеж временные лаги между принятием гос-ом эк-х решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конеч эк результатами, соотв-ми гос эк целям.

Планирование - процесс экон обоснования и принятия вз/увяз-ых решений в конкр-ой ситуации для достиж-я целей в увязке сроков, ресурсов, ответственных исполнит-ей (волевое и активное воздействие на будущее, отраж-щее субъективное представл-е о будущем, числовая модель будущ развития). Несет в себе объект-е и субъект-е стороны (учет действия объект-ыхэкон законов и деят-ть субъектов в лице гос органов).

По методам исполнения планир-е мб директивным, индикативным, стратегическим. Наибраспростр-ной формой планирования выступает индикативное, которое содержит общие контуры гос прогноза, общие ориентиры, имеет место координация использ-я госрес-ов без вмешательства в операт-е действия предпринимателей. Стратегич-е планирование соориентир-о на долгоср-ю перспективу и опредосн-е направления соц-эк-ого развития страны, т.е. обеспеч-е экон потенциала страны, достаточные для устойчив экон развития.

Другой формой госрегулир-я выступает прогнозирование, которое представл собой систему научных знаний о буд состоянии эк-ки и ее сфер. Научное прогнозир-е выступает формой научного предвид-ия (предсказание, т.е. описат-й хар-ер, предуказание, необходим действия для достиж целей). Предсказание выраж-ся след категориями: гипотеза, прогноз, концепция, программа, план.

Предуказание увяз-ся с решением проблемы (планир-е, программ-ние).

В завис-ти от сферы прим-я прогнозир-е бывает

• соц-эк,

• научно-техн.

В зависимости от ур-я управления прогнозир-е мб

• народно-хозяй-ым,

•отравлевым,

• прогнозное развитие предприятий.

Методологич-ми принципами прогнозирования выступ этапизация, вариантность, соцнапрвленность, непрерывность и т.д.

Прогноз-е – это процесс разработки прогноза, построен на вероятност, науч обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возмож состоянии и альтерн путях его достижения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.013 с.)