Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в эпоху продажности

Поиск

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Н.С. Пряжников

Или

Глава 5.

Глава 9.

Цель методики

Игра предназначена для формирования у самоопреде­ляющегося подростка готовности соотносить свои воз­можности с различными профессиональными и жизнен­ными целями. Игра обладает также некоторыми диагно­стическими, психокоррекционными и прогностическими возможностями.

Общее описание и замысел игры

Игрокам раздаются карточки с игровыми возможно­стями. После этого разыгрываются различные жизненные

1 В пособии представлен несколько упрощенный и адаптированный к современным условиям вариант игры, которая раньше использова­лась под названием «Друзья-товарищи» (см. Пряжников Н.С. Кар­точные профконсультационные методики. — М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. — 328 с).


события, связанные с определенными возрастными эта­пами (начиная с дошкольного детства — до старости и предполагаемой смерти). Достижение каждого события достается самому достойному, но не только тому, у кого наиболее подходящие для этого возможности, но и тому, кто смог наиболее умело их использовать. Игра обычно проходит достаточно эмоционально и даже с обидами за нереализованные возможности, поэтому в ходе игры участники по определенным правилам могут помогать друг другу.

По выигранным событиям определяются более гло­бальные жизненные цели, которых достигают участники игры. И уже после завершения игровой жизни (на этапе «вечности») определяется, насколько удалась такая жизнь, т.е. кто какую память оставил своим потомкам... Заметим, что первоначально игра называлась «Друзья-то­варищи», но потом сами подростки предложили назвать ее «Страшный Суд», когда подводятся итоги всей жизни...

Важнейший активизирующий момент игры — сов­местное (коллективное, групповое) определение правиль­ности ходов, а главное — возможность каждого игрока спорить с группой, отстаивая правильность своего хода. При этом если спор удачный (игрок убеждает в правиль­ности хода большинство своих товарищей), то он получа­ет определенные выигрыши, но если спор не удался — жестоко расплачивается за неудачу. Таким образом, игро­вой спор — это не только возможность попытаться пуб­лично обосновывать свои выборы, но и нести определен­ную ответственность за ошибки.

В итоге получается, что не психолог-консультант рас­сказывает детям о том, как надо совершать важные жиз­ненные выборы, а сами участники игры пытаются объяс­нить это друг другу и даже обосновать свою позицию (в игровом споре). Таков главный замысел игры «Страшный Суд».

Более подробные правила игры будут представлены ниже, после описания игровых карточек.

Условия использования методики

Игра рассчитана на 3—4 (максимум — на 5) человека. Это могут быть подростки, а также взрослые клиенты служб занятости. При определенных обстоятельствах в


 




I


игре могут участвовать и родители подростков, но только с согласия самих подростков и только на равных услови­ях. Хороший эффект достигается, когда в игре участвует сам психолог-профконсультант (также на равных правах со всеми игроками).

По времени игра занимает от 2 до 4 часов. Сам психо­лог может определять время, используя большее или меньшее количество разыгрываемых карточек (подробнее — см. ниже). В ходе игры можно делать непродолжительные перерывы, но опыт показывает, что в большинстве случа­ев сами игроки от них отказываются.

Сама игра проводится в отдельной (не проходной!) комнате или в укромном месте за столом (если методика используется с подростками в условиях летнего детского лагеря). Для игры подходит обычный стол стандартных размеров. Очень важно, чтобы все игроки удобно сидели,. т.к. игра занимает продолжительное время.

Если времени на работу со школьниками явно не хватает, то данная методика является просто непозволи­тельной «роскошью». Например, если не хватает времени для определения профессиональных предпочтений уча­щихся с использованием более простых средств, то игра «Страшный Суд» может показаться «нерациональной тра­той времени», тем более, что в силу своей камерности она не позволяет «охватывать массы» учащихся... Поэтому желательно использовать ее только в контексте более обширной психологической и профориентационной ра­боты.

Важным условием проведения игры «Страшный Суд» является хорошее освоение психологом всеми процедур­ными особенностями методики, а также готовность к некоторой импровизации при ее использовании. Опыт показывает, что возможности для импровизации значи­тельно расширяются, если игровые карты изготовлены самим психологом, тем более, что появившаяся в послед­ние годы компьютерно-копировальная техника позволяет изготовить их в достаточно эстетичном виде. Было бы желание! Главное преимущество самостоятельно изготов­ленных карточек — возможность их обновления и кор­ректировки по мере неизбежного появления собственных содержательных и игротехнических идей.

Поскольку игра «Страшный Суд» является достаточно необычной и сложной, то для лучшего понимания npoiie-


дуры и правил целесообразно начать с описания игровых карточек.

Изготовление карточек

Примерный размер карточек: 6x10 см. Лучше сделать из плотного ватмана. Лучше их не ламинировать (это и дорого, и неудобно, т.к. карточки начинают скользить). Для удобства работы каждую группу карточек помечать своим цветом. Для этого можно, например, номера карто­чек проставлять цветными фломастерами (если тексты делаются от руки), или по отпечатанному на машинке (на / компьютере) тексту делать пометки цветными фломасте­рами (маркерами) и т.п. Примеры каждой группы карто­чек будут представлены ниже в соответствующих рисун­ках (см. рис. 2, 3, 4, 5).

20-ц

Великая цель.

Благородная идея.

Вера.

Рисунок 2.

Пример карточки целей-ценностей. Верхнюю линию (или номер карточки) — синим фломастером или маркером.

Сами карточки достаточно долговечны. Например, они намного долговечнее обычных игральных карт, т.к. последние часто перетасовывают. Поэтому усилия, потра­ченные на самостоятельное изготовление карт, во многом оправдаются. Естественно, нежелательно использовать карты на столах с шероховатой и грязной поверхностью, например, на слесарных столах с железным покрытием в школьных мастерских после уроков труда...

Общее время на изготовление карточек к методике «Страшный Суд» занимает примерно от 8 до 12 часов в зависимости от графических способностей заинтересовав­шегося методикой «изготовителя».


 




5. Перечень карточек с целями-ценностями (с глобаль­ными жизненными достижениями):

Для удобства игры (особенно на этапе подведения предварительных итогов) мы настоятельно рекомендуем отпечатать на отдельном листе весь перечень «целей-цен­ностей».

1. Верные друзья.

2. Одиночество, непонимание.

3. Враги, завистники.

4. Счастливая семья.

5. Семья-«каторга».

6. Спокойная совесть.

7. Риск, азарт (масса событий).

8. Здоровье.

9. Болезни.

 

10. Слава, известность.

11. Карьера, власть.

12. «Неудачник» (достиг не того, чего хотел...).

13. Опустившийся человек (алкоголик, наркоман,
бомж, продажная...).

14. Деньги, богатство.

15. Бедность.

16. Любимая работа.

17. Проклятая работа.

18. Хобби, интересное увлечение.

19. «Красивая жизнь», дорогие удовольствия.

20. Великая цель, благородная идея, вера.

21. Независимость, самостоятельность, гордость.

22. Зависимость от обстоятельств и других людей (сам
себе не хозяин...).

23. Любимые дети, внуки.

24. Детей нет (в том числе — лишение родительских

прав).

 

25. Престижная, модная работа.

26. Обычная работа.

27. Обычные интересы, хлопоты, простая жизнь...

28. Любовь, страсть, переживания (смысл жизни — в
любимом человеке).

29. «Лапочка» (чудное создание, милое дитя...).

30. «Ну и детка!» (капризное, беспокойное создание...)-

31. Правительственная награда (заслуженный деятель,
лауреат...).


 

32. Грязная совесть (было в жизни что-то мерзкое...).

33. Самодовольное ничтожество (жлоб, хам, бюрократ,
удачливая проститутка или преступник...).

34. Тюрьма (Вы все-таки попались...).

35. Блестящий специалист, мастер своего дела.

36. Тунеядец, притворяющийся тружеником (Ваша ра­
бота никому не нужна).

37. Важное открытие, изобретение, гениальная идея...

38. Шедевр искусства (художественный, литератур­
ный, артистический образ...).

39. Увидеть и понять мир (впечатления от путешествий
и встреч с интересными людьми, жизненный опыт, муд­
рость...).

 

Д-5

Насмешки сверстников

(«ябеда», «плакса», «дурак»...)

2.12.22.36.

Рисунок 3. Пример карточки путей-достижений. Вверху номер карточки —

«Д-7», буква «Д» обозначает, что данное «достижение»

относится к этапу «детства». В верхней части проставлен знак

«дырка» (©), указывающий на то, что подобное «достижение»

большинством людей не одобряется. На других карточках

проставляется и знак «звезда» (Н), указывающий на привлекательность соответствующего пути-достижения.

Внизу — цифры, указывающие номера карточек целей-ценностей, к которым ведет данный путь-достижение... Верхнюю и нижнюю линии мы рекомендуем нарисовать зеле­ным фломастером (или маркером), а номера карточек выде­лить разными цветами в соответствии с разыгрываемыми эта­пами жизни, например: этап детства — розовым цветом, школы — ярко-зеленым, молодость — оранжевым, зрелость — коричневым, старость — желтым...

 

Пряжников Н.С.


Подготовка к игре

Естественно, психолог должен сначала хорошо разо­браться в правилах игры.

При отборе игровой команды следует исходить из принципа добровольности (как правило, здесь особых проблем не возникает). Важно, чтобы в игровой команде не было участников, находящихся в остро конфликтных отношениях, иначе все будет направлено на демонстра­цию своего пренебрежения к конфликтной стороне.

Перед игрой следует разложить все карточки по своим группам. Особенно важно не забыть разложить карточки «целей-ценностей» по порядку, иначе возникнут слож­ности при подведении итогов. Карточки «путей-достиже­ний» также важно разложить по этапам жизни: «детство», «школа» и т.д.

Опыт показывает, что из-за ограниченного времени все карточки путей-достижений разыграть не удается, поэтому для игры необходимо отобрать наиболее интерес­ные из них. Поскольку время игры во многом зависит от количества разыгрываемых карточек «путей-достиже-

Опыт показал, что данную методику можно использовать с подрост-ками-инвачидами, пораженными детским церебральным параличом (ДЦП). Естественно, процедура должна проводиться в более шадя-щем режиме (более частые и длительные перерывы, более щадящий эмоциональный накал игры). Даже дети с нарушенной координа­цией движений рук быстро находили способ работы с картами, и карточки оставались практически целыми. Главное в работе с под­ростками-инвалидами ДЦП — это повышенная чуткость и то, что психотерапевты называют «работой на позитиве». Естественно, что в работе со здоровыми подростками данные карточки лучше исклю­чить из игры.


ний», то ведущий психолог может предварительно ото­брать те карточки путей, которые, на его взгляд, будут наиболее важными для данной группы подростков (важно при этом, чтобы среди отобранных карточек были как явно привлекательные — со «звездой», так и непривлека­тельные — с «дыркой»). Но чтобы не делать эту большую работу, можно уже во время игры отбирать наиболее важные карточки, советуясь при этом с самими подрост­ками.

Рефлексия игры

Уже после завершения игры и шутливого подведения итогов ведущий может предложить посерьезнее задумать­ся над вопросом, а что же произошло в игре? Каждый игрок на отдельном листочке рисует несложную таблицу (см. Таблицу 14), где кратко обозначает свое отношение ко всем игрокам, к ведущему и к самому себе. Например, «самообладание», «осознанность ходов и спора», фактор «везения» оцениваются по условной 10-балльной шкале, а «пожелания» кратко выписываются словами. Психологу также даются пожелания, как проводить подобную игру с другими подростками. Собрав все эти листочки, ведущий может сразу провести обобщенный анализ ответов и обя­зательно поблагодарить участников за откровение. Или же ведущий может забрать эти листочки с собой, с тем, чтобы более обстоятельно поразмышлять над результата­ми этой несложной рефлексии.

В самом завершении игры мы часто использовали такой прием. После того, как ведущий собрал листочки всем участникам по очереди предлагается высказать свои пожелания сначала одному из своих товарищей, затем другому и т.д., включая и самого ведущего. Такие пожела­ния бывают достаточно ценными хотя бы потому, что подростки только что провели вместе достаточно много времени в сложной и интенсивной игровой работе. Кроме того, предварительная работа с листочками, где они вы­писывали свои оценки успешности своих товарищей и давали им пожелания, позволяет многим лучше осмыс­лить и сформулировать свои пожелания, поэтому они бывают более внятными, чем обычный очаровательный лепет...


 




Таблица 14 Таблица игровой рефлексии (заполняется каждым

участником). «Самообладание», «осознанность» и «везение» оцениваются по условной 10-балльной шкале, а пожелания кратко выписываются словами.

 

Ф.И.О. игроков Самообладание в игре Осознанность ходов и спора Везение в игре Пожелания своим товарищам и ведущему
1. Маша Б.        
2. Саша Ю.        
3. Игорь Ш.        
4. Психолог: Н.С.        

В завершение важно отметить, что данная игра не является стандартизированной процедурой. Мы сами не­однократно меняли игровые правила, и любой психолог, попробовавший провести подобную игру, быстро обнару­живал, что мог бы во многом отступать от первоначаль­ной процедуры. Но чтобы начать игру и, тем более, моди­фицировать ее, все-таки надо отталкиваться от чего-то уже готового.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................... 3

Глава 1. Личность как субъект нравственного выбора............. 6

1. Главная проблема личностного развития....................... 6

2. Личность как субъект самоопределения................................ 7

3. Нравственное самоопределение как высший

уровень этической импровизации................................................ 9

Глава 2. «Рыночная личность» как психологическая реальность..11

1. Культурно-исторические корни возникновения

«рыночных ориентации»......................................................................... 11

2. Основные характеристики «рыночных личностей»............. 12

3. Становление «рыночных личностей» в условиях России.... 15
Глава 3. О допустимости использования «экономических» категорий

в психологии личности....................................................................... 17

1. Примеры использования «экономических»

категорий в психологии.................................................................. 17

2. Проблема «просчета» личностей.............................................. 20

Глава 4. Типология «рыночных личностей». Варианты

«благородной» продажности..................................................................... 23

1. Различные основания для типологии................................ 23

2. Продажность и трусость.................................................................... 24

3. Варианты «оправдания» и «самооправдания»

личностной продажности.......................................................... 25

4. Особая эстетика самооправдания продажности.................. 27

Глава 5. Продажность как возможное условие «успешной» карьеры. 33

1. Традиционные представления о путях к «успеху»....... 33

2. Неизбежность внутренних компромиссов

на разных этапах профессионализации...................................... 34

3. Различные основания для понимания

профессионального успеха..................................................... 37

Глава 6. Личность и эпоха. О «неизбежности» личностной
продажности и «рыночного фашизма» (РФ)........................... 39

1. Продажность как «вечная» проблема............................... 39

2. Специфика личностной продажности

в различные культурно-исторические эпохи............................ 40

3. Специфика личностной продажности в современной России.. 45

4. Реальности и иллюзии «рыночного фашизма» (РФ)........... 48

5. Нравственная сложность как условие развития

достоинства личности...................................................................... 54

Глава 7. Продажность в контексте человеческой глупости.... 56

1. Психологическая сущность человеческой

глупости (феномен «дурака»)................................................................. 56

2. Глупость как «оправдание» и «самооправдание»

личностной продажности........................................................... 63

Глава 8. Продажность и стремление к элитному образу жизни.

Проблема человеческой зависти...................................................... 65

1. Элитарные ориентации как психологическая реальность.... 65

2. Зависть как основа рыночных ориентации............................ 72


3. Психологическая «плата» за вхождение

в престижные «тусовки» и за выход из них.............................. 75

4. Личное достоинство как высшее (элитное)

проявление субъектности................................................................. 77

Глава 9. Продажность в контексте проблемы справедливости.... 80

1. Проблема разновариантного понимания справедливости.... 80

2. Неоднозначность справедливости

как «оправдание» продажности.................................................... 80

I 3. Проблема высших общечеловеческих ценностей............ 81

| 4. Нравственное творчество как условие

развития чувства справедливости.......................................................... 86

I 5. Главный этический ориентир самоопределяющейся личности. 90
Глава 10. Психология и парадоксы «покупателей»
чужого достоинства.............................................................................. 92

1. Реальные «продажи» и иллюзии приобретения

чужого достоинства............................................................................... 92

2. Основания для типологии «покупателей»

проданных личностей...................................................................... 94

Глава 11. Проблема формирования «психологического тыла»

как условия сохранения личностного достоинства................... 97

1. Сущность и функции «психологического тыла»........... 97

2. Типология «психологических тылов»............................................... 99

3. Проблема личностного достоинства психолога-практика... 103
Глава 12. Теоретико-методологические проблемы исследования
личностной продажности. Метод «открытых глаз»............... 106

 

1. Проблема недопонимания важности вопроса.............. 106

2. Проблема ограниченности существующих

методов исследования........................................................................ 107

3. Перспективные подходы в изучении (понимании)
«рыночных ориентации».

Метод «открытых глаз»................................................................. 109

Глава 13. Проблема платности психологических услуг....................... 115

1. «Проданная» услуга как условие

эффективности психологической помощи............................ 115

2. Сострадание за деньги как оскорбление личного достоинства 116

3. Неизбежные компромиссы...................................................... 120

4. Психолог как субъект нравственного выбора

в ходе оказания платных психологических услуг.............. 122

Глава 14. Практические аспекты развития человеческого

достоинства............................................................................................. 129

1. Проблема допустимости психологического вмешательства

в ценностно-нравственное и смысловое развитие личности.. 129

2. Основные требования к психолого-педагогическим

методикам развития личностного достоинства................... 132

Заключение............................................................................................. 137

Литература.............................................................................................. 138

Приложения: примеры конкретных ценностно-нравственных
психолого-педагогических методик..................................................... 143

1 Бланковая игра-шутка «Бизнес-риск-мен» (игра с классом).. 143

2 Бланковая игра-шутка «Торг» (игра парами)................................ 147


 




3. Активизирующий опросник-шутка «Как поживаешь?».... 153

4. Карточно-бланковая игра-шутка «Болван»

(игра с подгруппой).................................................................................. 162

5. Активизирующий опросник «Самооценка

нравственности и гражданственности» (СНГ).......................................... 167

6. Активизирующий опросник «Справедливость,

самооценка, самоуважение, рефлексия» (СССР)............................ 175

7. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон»............................................... 182

8. Карточная групповая игра «Страшный Суд-99».................................. 188

Пряжников II.С. S ф $, или ЛИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ПРОДАЖНОСТИ

Директор: ДВ. Плутес

Технический редактор: И.Л. Карюков

Корректор: Т.А. Высочина

Компьютерная верстка: А.Е. Алперин

Издательство НПО «МОДЭК». 394000, г. Воронеж, а/я 179. Тел.: (073-2) 49-87-35.

Московский психолого-социальный институт. 113191, г. Москва, 4-й Рошинский проезд, 9 а.

Сдано в печать 15.11.99. Формат 84x108/32. Бумага газетная. Гарнитура Тайме. Усл.п.л. 12,6. Тираж 10000. Заказ № 3613.

Отпечатано с компьютерного набора

в издательско-полиграфической фирме «Воронеж».

394000, г. Воронеж, пр. Революции, 39.

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Н.С. Пряжников

Или

ЛИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ПРОДАЖНОСТИ

МоскваВоронеж 2000


ББК 88.5 П68

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили М. Ю. Кондратьев В. А. Михайлов

Г. Б. Корнетов Л. Е. Курнешова М. Н. Лазутова В. И. Лубовский В. Я. Ляудис Н. Н. Малафеев 3. А. Малькова
A. И. Подольский B. В. Рубцов В. А. Сластенин В. С. Собкин Л. С. Цветкова Б. Ю. Шапиро

А. Г. Асмолов

A. А. Бодалев

B. П. Борисенков
Г. Н. Волков

И. В. Дубровина Л. П. Кезина М. И. Кондаков

Пряжников Н.С.

П68 S*$, или Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. — М.: Московский психо­лого-социальный институт; Воронеж: Изда­тельство НПО «МОДЭК», 2000. — 224 с. (Серия «Библиотека психолога»).

Работа задумана как дополнительное пособие к курсам: «Психо­логия личности», «Социальная психология», «Психология труда», «Психология карьеры», «Профессиональное и личностное самоопре­деление» и др. В пособии предпринята попытка рассмотреть в про­блемном плане несколько необычные для традиционной психологии личности и одновременно крайне важные вопросы смысла и ценно­сти таких понятий, как «честь» и «достоинство». Основной акцент сделан на проблеме внутреннего компромисса самоопределяющейся личности на пути к профессиональному и жизненному успеху в реаль­ной ситуации нынешней России. В конце каждой главы представлены контрольные вопросы для самостоятельных размышлений и самопро­верки читателя. В работе представлены примеры практических ориги­нальных авторских методик, затрагивающих ценностно-нравственное развитие личности.

Пособие предназначено для студентов, практических психологов, профконсультантов, учителей и всех, кто в работе с подростками и моло­дыми людьми стремится не «отмахиваться» от нравственных проблем.

ISBN5-89502-126-3 (МПСИ) ISBN5-89395-184-0 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный институт, 1999.

© Издательство НПО «МОДЭК». Оформление. 1999.


ВВЕДЕНИЕ

Брать или не брать, вот в чем во­прос...

Основная проблема современных Гамлетов...

«Сколько Вы готовы заплатить за свое счастье?» — это самый странный, нелепый и, одновременно, самый слож­ный вопрос. Платить за счастье нередко приходится час­тью собственной души, частью своего достоинства. Но достоинство — это и есть основа любой личности и основа полноценного счастья личности... Тогда нужно ли счастье, за которое приходится отдавать самое лучшее, что у Вас есть — Ваше достоинство? А нормальный чело­век на все это скажет: «Все это пустые разговоры, т.к. со своим достоинством ни каши не съешь, ни за границей не побываешь. Само достоинство имеет смысл, когда с его помощью можно достичь чего-то осязаемого»...

Но есть и противоположная точка зрения: многие «осязаемые» вещи и достижения имеют смысл лишь для того, чтобы усиливать чувство собственного достоинства. Например, если у нормального человека спросить, зачем ему нужна такая дорогая машина (вожделенная «инома-рочка»), или спросить, зачем его жене (доченьке) очень дорогая шубка или бриллиант, то он скорее всего ответит: «Чтобы почувствовать себя уважаемым человеком, чтобы и окружающие увидели мое достоинство»... Таким обра­зом, мы опять возвращаемся к идее достоинства: даже дорогие и красивые вещи нужны не столько для «комфор­та», сколько для самоуважения... Но если у человека и так уже имеется самоуважение, то зачем ему обменивать свое достоинство на эти вещи, и т.п. На этом месте нормаль­ный человек махнет рукой и скажет: «Хватит мне мозги путать. Сами жить не умеете и другим мешаете...».

Но самое поразительное, что большинство людей, не­зависимо от уровня своего образования и культуры, все равно ставят перед собой подобные вопросы и, пытаясь найти на них ответы, как бы ходят по замкнутому кругу: то для них важнее какая-то престижная вещь или дости­жение, за которые надо заплатить своим достоинством, то для них более важным становится чувство собственного


достоинства и они готовы отказаться от вещи, престижа и успеха... Вероятно, для многих людей важен сам процесс постоянного поиска ответа на извечный вопрос жизни: «Что для меня важнее, чувство собственного достоинства или престижная вещь, и что я готов отдать за это?».

Если на уровне искусства и обыденного сознания дан­ные вопросы уже давно как-то пытаются осмыслить (или прочувствовать), то официальная наука психология лишь подразумевает эти проблемы или касается их как бы вскользь... Таким образом, любая дополнительная работа, посвященная этой важной жизненной проблеме, не поме­шает... Это и стало отправной точкой для написания данной книги.

Несмотря на свободный, дискуссионный стиль изло­жения (с некоторой претензией на диалогичность), дан--ная работа включает в себя элементы учебного пособия: по каждому разделу даны контрольные вопросы, пред­ставлены темы рефератов и курсовых работ, к приложе­ниям даются примеры практических методик, позволяю­щих рассматривать с подростками ценностно-смысловые проблемы профессионального и личностного самоопре­деления.

Хотим предупредить, что некоторые вопросы пред­ставлены не только в дискуссионном, но и в провокаци­онном плане. Колоссальная сложность, глобальность и неоднозначность рассматриваемой проблемы (проблемы «личностной продажности») позволяют нам (вместе с чи­тателем!) использовать эти провокационные и даже само­ироничные элементы для лучшего понимания данной проблемы. Здесь мы всего лишь опираемся на известный принцип: «Нет ничего смешнее, чем говорить слишком сложно (с серьезным видом) о слишком сложных, гло­бальных проблемах. Сложные проблемы надо постигать просто, отбросив всякую декоративную серьезность и, по возможности, с хорошим (веселым) настроением». И хотя в последние годы стало все больше появляться «веселых» психолого-педагогических работ, по-прежнему актуальны слова В.П. Зинченко: «Доживем ли мы до той поры, когда педагогическая наука начнет шутить, как физика?» (см. Как построить свое «я», 1991, с. 50)...

Правда, и здесь мы постараемся соблюсти меру, ведь известно, что за смехом часто прячется трусливая пози­ция и сам смех — это отличное прикрытие для тех, кто все


любит обращать в очередную «хохму»... Мы даже рискнем предположить, что представленные в книге провокацион­ные рассуждения на фоне некоторой иронии и самоиро­нии позволят проявиться антитезе смеха — чувству стыда. Хотя некоторые философы считают, что стыд — это не только антитеза смеху, что «высшая точка смеха — это смех над самим собой», т.е. что-то уже напоминающее сам стыд. «Я стыжусь, следовательно, — существую», — сказал философ Вл. Соловьев... Быть может, именно с этого и начинается Человек? Ф. Ницше определил чело­века как «животное, имеющее красные щеки»... А другой умный человек сказал: «Если нет мысли — нет и стыда, ему просто неоткуда взяться, потому-то идиоты никогда не краснеют, и они же, напротив, часто смеются смехом, который не случайно назван «идиотским», и который страшно, безнадежно далек от смеха подлинно человече­ского» (Карасев, 1996, с. 68—71). А еще возможны такие сочетания: человек продает свою совесть, но при этом «стыдится», потом опять продает совесть и опять «стыдит­ся»... — возникает интереснейшая психологическая про­блема...

Но, как известно, стыд возможен только у рефлекси­рующего субъекта, только в этом случае и способного стать Личностью. Именно поэтому «человек-субъект» (S) и поставлен на первое место в название данной книги. К сожалению, далеко не на все проблемные вопросы данное пособие дает ответы, но в пособии предлагаются хотя бы некоторые возможные рассуждения по поводу этих про­блем. А сами проблемы, как известно, надо решать само­стоятельно. «Книга — книгой, а своим умом двигай» — просто замечательная русская пословица.


Глава 1.

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА

1. Главная проблема личностного развития

Как известно, существует множество определений и теорий личности и, соответственно, множество недоразу­мений и спекуляций по этому поводу. Самое интересное, что каждый человек (субъект — S) имеет право на свое понимание личности и даже право на постоянное измене­ние (развитие) этого своего понимания. Но для удобства дальнейших рассуждений все-таки следует обозначить хотя бы рабочее понимание того, что же такое личность и какое отношение это понимание имеет к проблеме «про­дажности». Л.И. Божович выделила два основных крите­рия сформировавшейся личности: 1) иерархия мотивов и 2) сознательное руководство собственным поведением, т.е. осознание иерархии мотивов. Близкие критерии (и этапы формирования личности) выделил А.Н. Леонтьев, сделав акцент на формировании у ребенка еще в до­школьном детстве чувства стыда (знаменитый «эффект горькой конфеты»). Развивая идеи своих учителей, Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет главную черту личности — готов­ность поставить перед собой вопрос: «Ради чего, зачем я живу?» (Гиппенрейтер, 1988, с. 281—310)...

Пытаясь найти ответ на вопрос о смысле жизни, В. Франкл противопоставляет Homo sapiens — человеку разумному — Homo patiens — человека страдающего, ко­торый «посредством своей человеческой сути способен подняться над своим страданием и занять позицию по отношению к нему», и именно в таком страдании человек «даже если он стремится к успеху, не зависит от своей судьбы, которая допускает или не допускает успех» (Франкл, 1990, с. 303—304). Таким образом, страдание важно не само по себе («страдание ради страдания»), а только ради стремления к лучшему...

Все сказанное позволяет нам сделать важные выводы. Во-первых, личность должна быть способна выстраивать иерархию мотивов (а мы бы добавили и иерархию цен­ностей и смыслов) своей деятельности, а также, на более


высоком уровне своего развития — осознавать эту иерар­хию. Это важно для того, чтобы в ответственные моменты жизни сориентироваться и выделить для себя что-то более важное (что не должно участвовать в различных «прода­жах») и что-то менее важное (чем можно и «расплатиться» за тот или иной «успех» или «достижение»). Во-вторых, личность должна быть готова страдать за свой успех, в том числе, и через проявление чувства стыда. Наконец, в-тре­тьих, личность еще должна сориентироваться, ради чего она должна страдать, каков смысл страдания. А для этого самоопределяющийся человек должен иметь возможность выбирать между разными смыслами, т.е. ориентироваться в «пространстве» смыслов. Если бы не было возможности выбора, то потерял бы смысл и личностный поступок, все было бы и так предопределено, и человек лишь выполнял бы кем-то заложенную жизненную программу (или «сце­нарий», или «социальную роль», или «социальный стерео­тип», или «архетип»...).

2. Личность как субъект самоопределения

В названии данной книги использованы понятия «субъект» (S) и «личность». Конечно, это не синонимы, поэтому необходимо разобраться, в каком смысле данные понятия могут быть соотнесены. В последние годы в психологии вновь заметно повышение интереса к теме «субъектности», «субъективности» (см. Петровский, 1996; Слободчиков, Исаев, 1995; Татенко, 1996; и др.). Даже сам предмет психологии все больше связывается с «субъект-ностью». Отмечается даже некоторая смена парадигмы в направлении «от психики субъекта — к субъекту психики» (см. Татенко, 1996, с. 12).

Для рассмотрения нашей проблемы важно выделить две характеристики субъектности. Во-первых, это готов­ность к непредсказуемым, спонтанным действиям, готов­ность сделать что-то «просто так», а не «потому что» (по А.Г. Асмолову). В этом случае человека сложно просчи­тать и главное — сложно сказать о нем, что он «стоит, столько-то и столько-то», т.е. сложно назначить ему «про­дажную цену». Во-вторых, подлинный субъект способен на рефлексию своих ответственных действий и всей своей жизни, т.е. о личности можно сказать, что она является одновременно субъектом своего счастья лишь тогда, когда


она способна на постоянное размышление о самой себе и своих поступках. Ведь если человек не будет хотя бы стремиться осмыслить свои действия и найти в них опре­деленный личностный смысл, то тогда не человек будет выполнять действие, а само «действие будет совершаться над ним», — отмечал Э. Фромм, размышляя о «субъекте деятельности» и пытаясь развести «внешнюю» и «внут­реннюю активность» (Фромм, 1990, с. 96—97).

Как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, имен­но феномен рефлексии является «центральным феноме­ном человеческой субъективности». При этом сама реф­лексия определяется как «специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»)» (см. Слободчиков, Исаев, 1995, с. 78).

К этому можно добавить, что рефлексия позволяет осознать и почувствовать также свою никчемность, свою деградацию и потерю личностного начала... Но тогда воз­никает интересный вопрос: возможен ли «субъект дегра­дации», сознательно и целенаправленно стремящийся к саморазрушению? Мы все-таки считаем, что как только человек осознает свою никчемность (а еще лучше — ужас­нется этому), т.е. проявит высший уровень субъектности, то у него вновь появляется шанс полноценного личност­ного развития. Самое страшное — это вообще отказаться от размышлений о смысле своего существования, т.е. отказаться от рефлексии. В этом случае человек перестает быть полноценным субъектом своей жизнедеятельности и теряет возможность личностного роста, превращаясь лишь в об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.68 (0.012 с.)