Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продажность в контексте проблемы справедливостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема разновариантного понимания справедливости В философии выделяются два основных подхода к проблеме справедливости: 1) традиционный, признающий незыблемость существующих порядков (Платон, Т. Гоббс, И. Кант) и 2) релятивистский, более современный подход, предполагающий «отказ от универсальности моральных обязанностей» (Д. Дьюи, Дж. Ролз, Р. Рорти) (см. Степаньянц, 1996, с. 145). Критикуя традиционные представления о справедливости, Дж. Ролз отмечает, что в классическом утилитаристском понимании справедливости предполагается, что все люди альтруисты, что все люди как бы сходятся в одну личность (почти как Господь Бог...). Но при этом у таких людей нет проблемы (свободы) выбора и риска, а значит, и возможности самоопределяться. И лишь в подлинном понимании справедливости, в «справедливости как честности» (по Дж. Ролзу) человек вправе выбирать и рисковать, т.е. вправе быть личностью. Дж. Ролз выделяет два основных принципа справедливости: 1) равные права людей в отношении основных свобод и 2) неизбежные неравенства (различия) никого не должны ущемлять в чувстве собственного достоинства (Ролз, 1995, с. 66—71). Но главное — каждый человек имеет право выстраивать свою концепцию справедливости. Анализируя различные взгляды на проблему справедливости, М.А. Фролова отмечает, что «социальная справедливость — понятие конкретно-историческое, меняющееся на протяжении веков» и что «окончательное преодоление всякой несправедливости — вечная проблема» (Фролова, 1995, с. 37—38). 2. Неоднозначность справедливости как «оправдание» продажности Если человек совершает неблаговидный поступок, совершает акт личностной продажности, то оправдываться он может не только, ссылаясь на свое «неведение» и «глупость» (как об этом говорилось в главе 7, но и опираясь на свое понимание достоинства и справедливости. Например, написав анонимное письмо, такой человек может заявить, что действовал «ради каких-то высших интересов» или даже в интересах самого человека, которого он оклеветал... Огульное осуждение такого человека было бы слишком примитивным шагом, ведь если общество поощряет такие анонимные письма (а в нашей истории уже были такие периоды), то индивидуальная концепция справедливости значительно усиливается такой общественной поддержкой. Правда, у человека всегда остается и его собственная совесть... Но и здесь он может выбирать, либо обратиться к ней, либо сделать вид, что в данном случае совесть не нужна. Да и сама совесть тоже может пониматься по-разному... К сожалению, в настоящее время понятия «добра» и «зла» сильно перепутались и даже... сблизились, и их уже редко встретишь в «чистом» виде. Как уже отмечалось в предыдущих главах, преодоление таких испытаний и является основой для подлинного личностного роста. А важнейшей особенностью таких испытаний является то, что главным судьей своим поступкам является сам человек, т.е. в наиболее ответственные моменты жизни никто его не обязывает делать конкретные выборы, он должен все решать сам. 3. Проблема высших общечеловеческих ценностей При совершении важных жизненных выборов и поступков человек может опираться на свои представления 0 «должном» и «справедливом», но если он не уверен в своих представлениях, то он неизбежно обращается к подобным представлениям, сложившимся в культуре, в частности, к «общечеловеческим ценностям». Однако, что именно представляют из себя «общечеловеческие ценности», четко и понятно сказать очень сложно. Можно условно выделить следующие подходы к пониманию «общечеловеческих ценностей»: 1- Религиозный подход. Например, многим известно вЬ1сказывание: «Христианские заповеди — основа общечеловеческих ценностей». Естественно, никто не отрицает Роли христианства в становлении современной европей-
Im ско-американской культуры. Но, во-первых, мало кто толком знает эти заповеди, а во-вторых, как быть с представителями других религиозных конфессий и с атеистами?.. 2. Правовой подход, основанный на принятых и под 3. Выделение различных уровней человеческих по 4. И все-таки можно выделить ценность, на которую В своей книге «Тайное значение денег» Клу и Клаудио Маданес пишут: «Деньги — тема неприличная... Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам... Деньги — это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации... деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам со- страдать, воздавать должное, «любить ближнего своего». Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим? (Маданес, Маданес, 1998, с. 5-12). А. Рэнд в своей работе «Концепция эгоизма» также рассуждает о роли денег в нашей культуре: «Любить деньги — значит понимать, что они пробуждают в нас лучшие силы и стремление обменять свои творения на творения лучших людей... Тот, кто проклинает деньги, заработал их не честно, тот кто ценит деньги, заслужил их... отношение к деньгам — барометр состояния общества» (Рэнд, 1995, с. 119—120). Но при этом А. Рэнд отмечает: «В основе денег лежит право человека распоряжаться своим трудом и интеллектом... Люди должны обмениваться не страда-ния.ми, а товарами — и это нормальные взаимоотношения... Высшую награду получает человек, обладающий высочайшим творческим даром. Это моральный кодекс для тех, чьим инструментом являются деньги» (там же, с. 17). Но, к сожалению, деньги часто порождают именно «страдания», а «высшие награды» получают далеко не самые достойные люди... Также, обосновывая преимущества капиталистических ценностей, Людвиг фон Мизес несколько более откровенно рассуждает о проблеме денег и справедливости: «Капиталистическая свобода рынка не предполагает вознаграждения человека согласно его «подлинным» заслугам, неотъемлемым достоинствам и моральному совершенству. Не делает его процветающим и оценка его вклада с точки зрения «абсолютной» справедливости. Важна только оценка, даваемая его собратьями, которые, однако, применяют исключительно собственные мерки, исходя при этом из своих вкусов, желаний и целей. Именно в этом состоит особенность демократической системы Рынка. Потребитель — превыше всего, а значит, он — полновластный хозяин. И он должен быть удовлетворен. ° Условиях рыночной экономики важно не научное определение ценности, а та реальная оценка, которую дают Данной вещи люди, покупая или не покупая ее» (Людвиг Фон Мизес, 1993, с. 174). Следовательно, говорить о «высших общечеловеческих ценностях» не так-то просто, раз Все зависит от мнения тех, кто готов или не готов за эти
ценности платить. Но тогда уместнее говорить о «общечеловеческих ценностей»... Еще К. Маркс говорил о том, что деньги, капитал ~ это «опредмеченный, овеществленный труд», где «всеоб! щее богатство существует предметно, как действитель ность». В противоположность «опредмеченному, овешест вленному труду» К. Маркс выделяет «живой труд» Kai «всеобщую возможность богатства, которая реализуе! себя в действии» (Маркс, 1984, с. 19—20). При этом сами деньги (капитал) далеко не всегда показывают реальную заслугу данного человека в производстве общественно^ полезного продукта (К. Маркс прекрасно показал это н примере «отчуждения труда от капитала»). «Так как день ги, в качестве существующего и действующего понятия стоимости, смешивают и обменивают все вещи, — писал К. Маркс, — то они представляют собой всеобщее смеше ние и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот смешение и подмену всех природных и человеческих ка-честв...» (Маркс, 1984а, с. 16). Если деньги становятся для человека главной ценнот стью, то неизбежно происходит подмена его личности! (как возможности создавать блага, включая и материалу ные, утверждая этим свое достоинство) самими этим)| благами, и в частности — деньгами. «Скажи мне, сколью ты стоишь, и я скажу тебе, кто ты!», а также: «Скажи мне во что ты одет, в какой машине ездишь, в каком доме, районе и стране живешь...», и т.д. — это все главные лозунги нынешнего времени, называемого нами «эпохой| продажности». В таких лозунгах и мировоззренческих по зициях проявляется главная идея — важна не твоя лич ность, а то, сколько она стоит на рынке личностей, т.е что ты благодаря своей «личностности» можешь «поиметь» с этого мира... В итоге, человек (как личность) и • деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом — благ), т.е. получается - «личность навыворот», как сказал бы К. Маркс... Но деньги позволяют оперативно перераспределять блага междУ людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, " таким образом, также выступают в качестве важнейшего ориентира для стремящихся к утверждению собственного достоинства людей. На наш взгляд, все-таки возможна более разумная и достойная схема взаимоотношений денег и личности. Согласно такой схеме, не вся личность, а только ее часть участвует в зарабатывании денег (как неизбежный внутренний компромисс), но другая часть личности должна быть ориентирована на деятельность, не ставящую ее в зависимость от «конъюнктуры» различных рынков, т.е. должна быть свободна. Сами заработанные деньги (как плата за неизбежный, но частичный личностный компромисс) частью направляются на приобретение товаров и благ, но другой частью — на создание условий для личностного развития и, прежде всего, на создание «психологических тылов», расширяющих возможность личности быть свободной и независимой от различных «рынков личностей», где ее могут «купить» или вынудить заниматься тем, что самой ей чуждо. Самое страшное, что грозит самоопределяющейся и самореализующейся личности, — это тотальная неизбежность отдавать себя целиком зарабатыванию денег, и в этом случае разница между личностью и деньгами, действительно, исчезает, т.к. человек сам превращается в «сплошную плату» за блага и свой жизненный «успех». Как уже отмечалось, деньги — это важнейший элемент культуры, позволяющий оптимизировать многие человеческие взаимоотношения. Деньги — это частички души самых разных людей, поскольку аккумулируют в себе их труд, страдания, несостоявшиеся мечты и т.п. И одновременно, деньги — это отличный «тест на вшивость», ведь с их помощью можно, действительно, творить добро, но можно использовать их и ради своих эгоистических Целей. И в этом снова проявляется право выбора самоопределяющегося человека. Еще Г. Мюнстенберг писал, что «чем большим почетом и уважением пользуется какая-нибудь деятельность, тем больше она освящена достоинством осуществления идеальных стремлений и тем более она может не считать-Ся с рыночными ценами» (см. Мюнстенберг, 1997, с. 309—310). Но, к сожалению, само зарабатывание денег любыми путями становится главнейшей деятельностью «осуществления идеальных стремлений» для большинства людей... И все-таки, деньги — это лишь средство, потенциаль-Ная возможность либо для возвышения своего достоин- ства, либо для личностной деградации. И именно идея денег (универсального «мерила», «линейки» для оценки жизненного успеха) создает «психологическую ловушку» для самоопределяющейся личности. Если человек, планируя свои жизненные перспективы, рассуждает так, что сначала ему нужно заработать много денег, а уж потом стать личностью, то он обречен так и остаться «машиной по зарабатыванию (или по «деланию») денег». Такой человек вынужден сразу же с головой включиться в «товарные отношения», и тогда он неизбежно сам превращается в «товар» на «рынке личностей» (по Э. Фромму), точнее — несостоявшихся личностей. Если самоопределяющийся человек вообще отказывается от зарабатывания денег (или сводит свой заработок к «прожиточному минимуму») и даже не пытается расширить материальную основу для своего личностного развития, то он опять себя обманывает, т.к. лишается возможности проверить свой дух деньгами. Интересно, что наиболее удачливые бизнесмены и предприниматели на первый план в системе своих ценностей обычно выдвигают не «максимальную прибыль», а сам «процесс» работы... Но если человек не отказывается от идеи зарабатывания денег и все-таки находит в себе силы размышлять о своей душе, о том, как использовать эти деньги для благородных целей и реализовывать идеалы справедливости и личного достоинства, то о таком человеке можно сказать, что он подлинный субъект своей деятельности, т.к. способен рефлексировать и поступать неординарно, ломая стандартные представления о предпринимателе как о «торгаше», заботящемся только о своей «выгоде». 4. Нравственное творчество как условие развития чувства справедливости Как только человек чувствует, что в основной своей деятельности он действует по давно отработанному стереотипу и даже не пытается изменить ситуацию, то это может привести его к профессиональной и личностной деградации (или деструкции). Правда, еще хуже, когда человек даже не чувствует, что попал в ловушку стереотипности. Но вырваться из колеса однообразия непросто и требуется не только определенное воображение, но и мужество (мужество в преодолении самого себя). Пробле- ма нравственного творчества актуальна и для самих психологов, пытающихся помогать различным самоопределяющимся людям. Можно выделить некоторые общие моменты проявления творческой позиции при формировании у школьников и студентов чувства справедливости и «нравственного ядра» личности: во-первых, сам по себе факт обращения к нравственной проблематике — это уже своеобразный поступок психолога-преподавателя (или психолога- консультанта). Как уже отмечалось, нравственность имеет смысл тогда, когда существующих правовых и моральных норм недостаточно для достойного поведения в сложных ситуациях, предполагающих этический выбор. Нравственный вопрос — это такой вопрос, который еще не стал предметом всеобщего внимания, и само его обсуждение часто предполагает непонимание и недоумение аудитории... Нравственная проблема находится лишь в стадии «вызревания», когда многие люди как бы догадываются о ее существовании, но часто боятся даже подумать о ней, не то чтобы говорить вслух... Именно поэтому сам факт обращения к такой проблеме — это уже поступок со стороны преподавателя психологии. Во-вторых, такой поступок (постановка перед клиентом или аудиторией нравственной проблемы) предполагает некоторую обреченность на неудачу в плане безусловного «принятия» или «понимания» со стороны клиента или аудитории. В этом случае важна не столько нравственная «истина», обозначенная психологом, сколько сам факт публичного поиска этой истины. В-третьих, психолог не должен бояться обозначить свою собственную мировоззренческую позицию, ведь именно в практической психологии, как нигде, важно соединение личностного и профессионального. Естественно, свою позицию психолог должен обозначать как одну из возможных и ни в коем случае не навязывать ее в Качестве последней истины. В-четвертых, психолога не должна пугать (или сму-Щать) недостаточная «проговоренность», «отработанность», «исследованность» данной нравственной проблемы. Как уже отмечалось, суть нравственности в том, что пока об этом вообще еще мало кто говорит и, естественно, нужные («правильные») слова еще не подобраны. О «нетехнологичности» нравственного поступка писал в
свое время М.М. Бахтин. Разделяя «индивидуально-ответственный поступок» и «теоретическую (отвлеченную от воли автора) значимость суждения о долженствовании» М.М. Бахтин отмечал: «...безукоризненная техническая правильность поступка еще не решает дело о его нравственной ценности» (см. Бахтин, 1995, с. 23). Более того, разговор о том, о чем еще не принято говорить, но что на интуитивном уровне уже беспокоит совесть большинства людей, видимо, и не должен быть «красивым», внешне эффектным. Скорее всего, такое откровение должно быть даже неуклюжим, а сам психолог при этом может восприниматься несколько нелепо (в отличие от психологов, «красующихся» перед аудиториями и произносящих многократно проговоренные и отточенные до совершенства «истины»). В этом случае правомерна даже постановка вопроса об особой «эстетике неуклюжести рефлексирующего этического субъекта». В-пятых, обращение к настоящим нравственным проблемам предполагает, кроме понимания и прочувствования сложной этической ситуации, еще и определенное мужество, волю психолога. Как считал Г. Мюнстенберг, сама личность педагога как и личности учеников — это определенные «волевые центры»: «Когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших глазах» (см. Мюнстенберг, 1997, с. 44—45). При этом сама воля всегда предполагает выбор между двумя или несколькими противоположными возможностями, а осуществить такой выбор можно лишь имея определенные «цели», «идеалы» и «воодушевление» осмысленностью своей жизни и профессиональной деятельностью. В-шестых, психолог, стремящийся рассматривать нравственные проблемы с учащимися, сам должен быть воодушевлен (одухотворен) смыслом, идеей, верой в человеческие идеалы. Г. Мюнстенберг писал: «Об учителе, сидящим за своим столом, точно так же, как о священнике на кафедре, можно сказать, что, не имея веры в сердце. он осужден... воодушевленная вера в ценность человеческих идеалов — это самое лучшее, что ребенок может приобрести, сидя у ног учителя. В высшем смысле это самая полезная вещь, которая может быть усвоена в классе» (Мюнстенберг, 1997, с. 307—309). Вероятно, наличие у психолога своей идеи, своего видения путей совершен- вования общества и конкретных людей, желание ска-аТЬ ЧТо-то миру (и ученикам) является важнейшим условием (и правом) для разговора с учащимися о нравственных проблемах. В-седьмых, реализация нравственной позиции психо-nora-практика неизбежно ставит проблему его интеллигентности. Как известно, существуют разные точки зрения на сущность интеллигентности: интеллигент — это работник умственного труда; интеллигент — это носитель определенной нравственной идеи, находящийся в оппозиции ко всему антигуманному; интеллигент — это носитель нравственной идеи, опирающийся на свои знания и образование... Нам представляется важным следующее дополнение к пониманию интеллигентности: интеллигент прежде всего ответствен перед своим народом, перед тем обществом, культурой, благодаря которым он стал самим собой. Например, полученное интеллигентом образование зависит часто не только от его способностей, но и от целого ряда других факторов, среди которых существенными являются: воспитательные возможности его семьи, места жительства, среды общения и т.п. По совокупности таких факторов люди не равны, и тогда получается, что благополучие и образование одних людей (ставших интеллигентами) часто обеспечиваются более бедственным положением других людей (быть может, не менее способных, но имеющих более скромные стартовые возможности). Настоящий (истинный) интеллигент обладает не только скромностью, но и развитым чувством долга перед теми, кто в силу разных обстоятельств добился меньшего жизненного успеха. Особенно важны такие, как скромность и чувство Долга в условиях современной России, когда часть людей, в большинстве случаев незаслуженно нажили себе огромные состояния и самодовольно «процветают», а другая — большая часть народа явно бедствует и даже не понимает, что их несчастия во многом определяются существующей и уже почти легализованной в обществе несправедливостью, а также — ловкой манипуляцией их сознанием со стороны официальной пропаганды... Как отмечал еще в 50-е годы известный американский социолог Р. Миллс, «людей, живущих в обществе, превратившемся в инерт-нУю массу, не волнует ничего, кроме одолевающих их личных забот и невзгод, истинного смысла и источника
которых они, однако, не сознают... Задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (см. Миллс, 1959, с. 424-425). Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте развития общества и всей культуры — это прежде всего сформировать у него иммунитет против манипуляции со стороны различных «официальных идеологов, и прежде всего, со стороны современных средств массовой информации, которые, по мнению многих психологов, и формируют «стандартного человека», равнодушного к проблемам общества. Но сначала этому должны научиться сами педагоги и психологи, работающие со школьниками... 5. Главный этический ориентир самоопределяющейся личности Можно примерно так сформулировать этический ориентир не только для самоопределяющейся личности, но и для психолога, пытающегося оказать ему помощь в столь сложном деле — это культивирование права каждого учащегося на построение своего неповторимого образа счастья, но права, не ущемляющего таких же прав других людей. Надо заметить, что во многих этических Кодексах и Уставах подчеркивается «первичность интересов клиента».. Мы же считаем, что к этому обязательно необходимо добавлять и интересы тех людей, с которыми данный клиент вступает в реальные взаимоотношения и за счет интересов и достоинства которых наш клиент мог бы решать свои проблемы... В противном случае, мы будем помогать одним людям («нашим» клиентам) и ущемлять такие же права других людей, которые по разным причинам не стали «нашими» клиентами или пациентами... При этом особенно важно, чтобы не пострадала совесть самого психолога, чтобы потом ему не было стыдно за то, что не столько помогал человеку самоопределиться, сколько просто манипулировал им (см. Пряжников, 1996, с. 69: 1999, с. 86). Но при этом сразу же обнаруживаются сложнейшие проблемы в реализации такого ориентира. Во-первых, многие самоопределяющиеся люди занимают пассивную, потребительскую позицию и просто ждут, когда психолог подскажет им, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Во-вторых, многие психологи с удовольствием принимают такую роль («мудрого советчика») и даже не пытаются решать более сложную задачу — активизировать творческий потенциал самой самоопределяющейся личности. Наконец, в-третьих, все это усугубляется «рыночными отношениями», в которые часто вступают психолог-консультант (продавец услуги) и клиент (покупатель услуги, действующий по принципу: «Раз я Вам заплатил, то Вы просто обязаны решить мою проблему...»). О проблеме платности психологических услуг будет более подробный разговор в главе 13. Контрольные вопросы к главе 9: 1. Приведите примеры «оправдания» неблаговидных 2. Можно ли рассматривать деньги в качестве «обще 3. С какими проблемами приходится сталкиваться Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАДОКСЫ «ПОКУПАТЕЛЕЙ» ЧУЖОГО ДОСТОИНСТВА 1. Реальные «продажи» и иллюзии. приобретения чужого достоинства Можно сразу же обозначить проблему: а возможна ли вообще «покупка» совести, достоинства, чести? Можно ли купить любовь, привязанность, Родину?.. По этому поводу хорошо сказал писатель И.Н. Шевелев: «Родину продают, но купить Родину — нельзя»... Таким образом, неизбежным становится парадокс: есть продавцы своей совести и достоинства, различных святынь (включая и такую святыню, как Родина), а вот покупатели с самого начала как бы сами себя обманывают. Но почему же так много желающих иметь дело с «продавцами» своего достоинства? Вероятно, таким людям важно не столько приобретать чужое, сколько утверждать свое собственное, более убогое представление о достоинстве. Можно приводить множество примеров, когда человека, пытающегося проявить свою независимость и гордость, тут же ставят на место. Ему быстро объясняют, что он не так одет, не так живет, что он говорит не с теми интонациями, что он не о том мечтает... И если такой человек оказывается слабым в морально-волевом плане, то он соглашается со своей «ущербностью». Этого-то и надо тем, для кого невыносимо чужое счастье и достоинство. В других случаях человек сам предлагает продать то, что недавно было для него свято, и тогда цотенциальные «покупатели» чужого достоинства также самоутверждаются в мысли, что их представление о собственной значимости (как правило, более примитивное) оказалось для такого «продавца» важнее его святынь и идеалов, т.е. «покупатели» утверждаются в мысли, что живут правильно, ориентируясь не на какие-то высокие материи (и святыни), а на саму идею продажности. Даже тогда, когда «продавец» вынужденно отказывается от своих святынь (быть может, совершая акт «благородной» продажности), «покупатель», злорадствуя, делает для себя вывод: «Значит, не так важны для тебя твои святыни, раз ты продаешь их за какие-то блага... Значит, блага, которыми я обладаю, важнее твоих святынь»... Есть еще одна удивительная особенность взаимоотношений «продавцов» своего достоинства и «покупателей-пользователей» — очень часто они как бы меняются местами. Известно, что если хочешь проверить человека на «личностную вшивость», то часто бывает достаточно просто намекнуть ему, что вы готовы перед ним унизиться (выступить в роли «продавца»), и если он с радостью воспримет такой намек (захочет стать «покупателем-пользователем»), то, исходя из этого, уже можно судить о его собственном уровне нравственного развития и наличии достоинства. В таких случаях даже небольшие намеки-соблазны провоцируют некоторых людей самоутверждаться за чужой счет, а нам позволяют быстро освобождаться от иллюзий в отношение этих людей. Например, просто вежливое (не наглое, не «предприимчивое», а всего лишь вежливое) поведение на приеме у большого начальника, у чиновника или в различных бухгалтериях и конторах, где так и норовят «унизить» посетителя, быстро позволяет определить, кто является настоящим человеком (Личностью), для которой унижение другого человека равносильно самоунижению, а кто только и ждет подходящего случая и легко поддается на подобные провокации. Интересно, что часто смысл общения по-настоящему воспитанных людей сводится не к обмену информацией (это легко можно сделать и без общения), а к постоянному наслаждению от того, что они друг друга не перебивают, не доказывают своего превосходства, наслаждения от того, что каждый стремится демонстрировать свой интерес к проблемам другого, и т.п. Такое уважение друг к другу — настолько большая редкость, что этим, действительно, можно наслаждаться. И поскольку даже в среде образованных людей это все встречается редко, то люди ищут такое человеческое внимание и уважение у специалистов, в частности, обращаются к прекрасно понимающим это психотерапевтам, но уже за деньги... В итоге человек вновь возвращается к отношениям «купли-продажи» (подробнее об этом — в главе 13)... Тем-то и ценны подлинные человеческие отношения, что люди бескорыстно дарят друг другу лучшее, что у них есть, — открытую для общения душу, и, в итоге, не только ничего не теряют при этом, но еще и взаимно обогащаются, утверждая свое подлинное достоинство.
2. Основания для типологии «покупателей» проданных личностей Условно можно выделить следующие основания для типологии «покупателей-пользователей» чужого достоинства. Первое основание — степень выраженности у «покупателя-пользователя» стремления силой заставить человека отказаться от своих святынь. Еще Э. Берн прекрасно показал, что многие люди всю жизнь играют в коммуникативные игры, пытаясь утвердить свое превосходство (Берн, 1988). Это можно было бы образно назвать «оттягиванием чувства собственной значимости, чувства элитарности», а людей, стремящихся к этому, — «элитовам-пирами», которые весь смысл своей жизни видят в том, чтобы доказывать всем свою большую близость к «сильным мира сего» и то, что они «лучше» устроились в этом мире (Пряжников, 1997). При этом возможны разные проявления самоутверждения за чужой счет: 1. Более активное, даже агрессивное стремление, когда 2. Молчаливое соучастие в унижении другого челове Второе основание — степень осознанности (субъект-юности) участия в акте унижения другого человека. Здесь также возможны варианты: 1. Осознанное унижение другого человека, основанное часто на преднамеренном нарушении существующих норм взаимоотношений. Человека как бы ставят в неизбежное положение, когда он, уже привыкнув к определенному к себе отношению, вдруг видит, что на самом деле относятся к нему значительно хуже, чем он думал. При этом он часто бессилен что-либо изменить и вынужден идти на компромисс (или на сделку с совестью)... 2. Неосознанное унижение другого человека, когда его унижают не потому, что кому-то так захотелось, а потому, чГо «положено унижать», потому, что «иначе нельзя»... Ярким примером здесь служит армейская «дедовщина», когда молодых солдат унижают не потому, что они плохие, а потому, что в армии такой порядок. Молодых даже успокаивают тем, что «когда вы сами станете «дедами», то так же будете унижать других новичков, потом и отыграетесь на них за наши унижения»... Более того, если какой-то «дед» отказывается участвовать в выполнении ритуалов унижения, то его товарищи могут подвергнуть его остракизму... Нужны большая воля и нравственная сила, чтобы сохранить в такой ситуации человеческое лицо и отказаться от соблазна унизить другого человека и таким образом «самоутвердиться». Третье основание — степень осознанности поведения (субъектности) самого «продавца» собственного достоинства. Для определения оснований типологии «покупателей-пользователей» важно то, что позиция «продавцов» во многом определяет и тип «покупателя-пользователя». Здесь возможны варианты: 1. Сам «продавец» сознательно стремится продать 2. «Продавец» может быть просто наивным, когда Четвертое основание — готовность человека страдать или не страдать, когда он осознает (рефлексирует) факт собственного унижения: 1. Если человек страдает от осознания своего унижения, то это еще не безнадежный случай. Такое страдание,
как уже отмечалось, может стать основой для настоящего личностного роста. «Страдание — это побуждение к деятельности», — писал в свое время И. Кант. Правда, и само страдание может наступить позже момента унижения, что не снижает его значения для размышляющей о себе личности. 2. Если человек осознает, что его унизили, но не страдает от этого, то это может свидетельствовать о притуплённом чувстве собственного достоинства. Итогом такой позиции может стать и деградация личности. «Кто боится страданий, тот страдает от самого этого страха», — заметил М. Монтень. Различное сочетание этих оснований позволило бы выделить, описать и исследовать основные типы «покупателей-пользователей» чужого достоинства. Специальное выделение, описание и исследование этих типов являются отдельной задачей, которую мы не стали решать в рамках данного пособия и которая должна стать предметом специальной работы. Тем более, что традиционно больше внимания обращают на «грешников» (тех, кто «продает» свое достоинство), считая, что те, кто присутствует при совершении «грехов» (или молчаливо пользуется их «плодами»), не заслуживают интереса. Но как раз-то они и являются тем «фоном», который часто определяет саму «фигуру» продажности. Если провести некоторую аналогию между проблемой «личностной продажности» и проституцией, то уместно вспомнить слова В. Франкла: «Как психологическая проблема проституция Является в той же мере делом проституток, как и их «клиентов» (Франкл, 1990, с. 265). Задачей настоящей работы является постановка проблемы специального исследования тех людей, которые провоцируют личностную продажность, но сами часто как бы остаются к этому «непричастными»... f Контрольные вопросы к главе 10: 1. В чем заключается парадокс «купли-продажи» чело 2. Приведите примеры «купли-продажи» человеческо 3. Что такое «элитовампиризм» и какое он имеет отно 4. Какие можно выделить типы «покупателей-пользо Глава 11. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЫЛА» КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ДОСТОИНСТВА 1. Сущность и функции «психологического тыла» В своем исконном значении слово «тыл» обычно с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.014 с.) |