Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая — менее (-[ балл в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов — для удобства их поиска при работе с опросником. Итак, что лично для Вас более важно в жизни?.. 1) 1 — Автомобиль («Мерседес») или 8 — Здоровье 2) 5 — Друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 3) 9 — Красота (обаяние, модные одежды) или 11 — 4) 2 — Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобст 5) 1 — Автомобиль («Вольво») или 9 — Красота (обая 6) 3 — Отдых в Италии (роскошный отель, куча валю 7) 4 — Друзья-артисты (поэты, журналисты — «боге 8) 9 — Красота (обаяние, привлекательность) или 12 — 9) 14 — Вера в Бога (умиротворение души...) или 15 — 10) 2 — Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобст- И) По своему выбору прибавьте к одной любой цен-°сти «+1», а из любой другой ценности вычтите «-1».
Таблица 6 Стереотипы и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям
Таблица 6 (продолжение)
12) 5 — Друзья-иностранцы («валютные») или 13 — Вы 13) 7 — Друзья-рабочие (простые люди) или 15 — 14) 3 — Отдых в Италии (роскошный отель, куч;, 15) 8 — Здоровье (сила, выносливость) или 11 — 16) 10 — Пиво с воблой (общение с нормальными 17) 1 — Автомобиль («Ситроен») или 11 — Творческая 18)2 — Вилла с бассейном или 8 — Здоровье. 19) 12 — Вас страстно любят или 13 — Вы сами 20) 3 — Отдых в Италии или 14 — Вера в Бога 21)4 — Друзья-артисты («богема») или 7 — Друзья-рабочие (простые люди). 22) По своему выбору прибавьте к одной любой цен 23) 5 — Друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - 24) 2 — Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) 25) 4 — Друзья-артисты (известные на всю страну) или
26) 2 — Вилла с бассейном (роскошная!) или 11 " 27) 3 — Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсий 28) 7 — Друзья-рабочие (простые люди) или 14 — Вера 29) 1 — Автомобиль («БМВ») или 6 — Друзья-учень'е
30) 5 — Друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 — 31) 8 — Здоровье или 10 — Пиво с воблой (и никаких 32) 12 — Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё) зышним...). 33) По своему выбору прибавьте к одной любой цен 34) 13 — Вы сами влюблены (готовы на все ради 35) 1 — Автомобиль («Форд») или 7 — Друзья-рабочие 36) 4 — Друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 — 37) 5 — Друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 — 38) 6 — Друзья-ученые (воспитанные и образованные) 39) 8 — Здоровье или 12 — Вас страстно любят. 40) 3 — Отдых в Италии или 15 — Опасные приключе 41) 6 — Друзья-ученые или 7 — Друзья-рабочие. 42) 11 — Творческая работа (возможность воплотить 43) 2 — Вилла с бассейном или 12 — Вас страстно 44) По своему выбору прибавьте к одной любой цен 45) 4 — Друзья-артисты (утонченные люди, «богема») 46) 3 — Отдых в Италии (роскошный отель, куча 47) 5 — Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в 48) 10 — Пиво с воблой (общение с нормальными
'Ряжников Н.С. 49) 8 — Здоровье (долголетие) или 9 — Красота (Вс 50) По своему выбору прибавьте к одной любой цец. 4. Карточно-бланковая игра-шутка «Болван» (игра с подгруппой) Игра в очень шутливой форме позволяет рассматривать вопросы выбора тех или иных конкретных жизненных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом. Желательно проводить данную игру только с одной небольшой группой в 6—8 человек. Играть сразу с двумя-тремя командами нежелательно, поскольку, сам психолог в игре с одной командой, помимо выполнения роли организатора, должен выполнять конкретную игровую роль. Время на проведение методики — около 30—40 минут, Игра вполне может быть проведена как в школе (после уроков), так и в детском летнем лагере. Желательно включить в игровую команду подростков, которые достаточно цинично относятся к идеалам добра, благородства, достоинства — для них-то игра и предназначена. Процедура включает следующие этапы: 1. Психолог показывает на доске, как подготовить 2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно 3. Ведущий-психолог показывает на доске, как офор первое событие — «Украсть 1 миллион долларов» — будет способствовать «радостям души» (А), «радостям тела» (Б), «одобрению со стороны порядочных людей» (В), «одобрению негодяев» (Г). Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек. 4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом карточками с событиями-пожеланиями, например, кто-то хочет пожелать своему товарищу, чтобы тот «честно заработал 5 тысяч баксов» или «воспитал трех детей»... Организуется это следующим образом. Ведущий-психолог дает команду (например, по счету «три»), и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи (см. ниже). В следующий раз (по команде «три») — игроки отдают по одной карточке другим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход достанутся сразу несколько карточек, а кому-то — ни одной. Все это обычно компенсируется в другие ходы.
Рисунок 1. Пример оформления карточки к игре «Болван»: За — лицевая сторона; 16 — обратная сторона (пояснения см. в тексте). Если игрок принимает данное пожелание, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку, напротив данного пожелания знак «плюс» («+»), а с обратной стороны карточки переписывает в бланк, в четвертую колонку, против соответствующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке. При этом рекомендуется не просто Переписывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже Имеющимся баллам и выписывать новое значение (на-
пример, если ранее напротив буквы «А» стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5 баллов, в бланк следует сразу написать их сумму — 9 баллов и т.д.). Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми, и исправляли эти баллы (например, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») — это важно для последующего подведения итогов. После этого карточки первоначальным владельцам не возвращаются, но могут быть использованы в игре повторно. Особенностью данной игры является то, что каждый игрок вправе отказаться от предлагаемого ему события-пожелания, и тогда эта отвергнутая карточка вручается некоторому «пустому месту» — некоторому условному «болвану», который как бы «согласен на все», от чего отказываются «умные» и «порядочные» люди. Естественно, «болван» уже не имеет права отказываться от того, что ему достается. Роль такого условного «болвана» в игре выполняет ведущий-психолог. По нашему опыту, подростки прекрасно понимали условность данной роли и никогда даже не пытались шутить по этому поводу... Взяв карточку, ведущий в роли игрового «болвана» должен также пометить «плюсом» в своем, заранее заготовленном бланке, что ему за событие досталось, и перенести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, т.е. проделывает все то, что и остальные участники. Те карточки, которые получил «болван», больше в игре не участвуют. Если в игре окажется, что ведущего буквально «заваливают» карточками, что может привести к значительному отвлечению его внимания от организации игрового взаимодействия, то ему следует просто попросить «пощадить» ведущего... Если же окажется, что подростки почти не захотят отдавать «болвану» свои карточки, что приведет к неинтересному завершению игры (просто потеряется главная «изюминка» данной методики и нечего будет обсуждать...), то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, «Ну сколько можно рожать детей, У Вас ведь уже есть 3 ребенка?!», или «Сколько же можно учиться, учиться и учиться — не надоело еще?!», или «Нужны Вам эти муки творчества?» и т.п. 5. Где-то примерно с середины игры (через 7—10 минут от ее начала) ведущий может ввести новое правило: с данного момента карточки повторно в игре не участвуют и после каждого хода просто кладутся под листок, и игра продолжается пока у игроков останется по 3—4 карточки. 6-. Примерно за одну минуту до окончания игры ведущий вводит еще одно игровое условие: за оставшуюся минуту каждый игрок может отдать кому-то из своих товарищей, но не «болвану», одну самую непривлекательную свою карточку с событием-пожеланием, после чего все оставшиеся на руках у каждого игрока карточки будут считаться «пределом его желаний» (раз он так долго их никому не отдавал) и с них необходимо будет переписать в свой бланк всю необходимую информацию, т.е. пометить «плюсами» названия этих карточек-пожеланий и, главное — перенести в бланк все баллы, которые имеются на этих оставшихся карточках. 7. После этого подсчитываются результаты игры. Все 8. Общее подведение итогов организуется следующим Таблица 7 Пример бланка для игры «Болван»
Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие «происходило» у игрового «болвана» (может, это как-то помогло бы понять, почему дела у «болвана» не так уж плохи по сравнению с более «приличной» публикой...). Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам — Б, В и Г). Поскольку такие сопоставления очень часто оказываются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения проблем, связанных с поиском смысла жизни и путей построения полноценного счастья, и т.п. Но иногда никаких неожиданностей в игре не происходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная группа подростков просто не поддалась на «провокацию», т.е. у большинства из них уже сформирована нормальная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ведущий-психолог слишком вяло провел игру, не провоцировал подростков отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3 детей», «Учиться, учиться и учиться» и т.п.). Если же игровая группа подобрана из подростков, у которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекательные результаты, скорее всего, проявится. 5. Активизирующий опросник «Самооценка нравственности и гражданственности» (СНГ) Опросник в полушутливой форме позволяет соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своим представлением о порядочности и, в некоторой степени, даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении. Работа проводится с группой (классом) в течение примерно 30—40 минут. Для работы желательно иметь обычный тетрадный лист в клеточку, а преподавателю — классную доску, где рисуется бланк и объясняются основные правила работы с методикой. Общий порядок работы с методикой следующий: 1. Преподаватель показывает на доске, как подгото 2. Первое задание: «В графе бланка самооценка — 3. Второе задание: «Представьте, что перед Вами вдруг
бланков, там, где выписаны три римские цифры, выписать против каждой цифры по одному желанию». Ровно через две минуты все прекращается, и ведущий предлагает следующее задание. 4. Третье задание: «Как это часто бывает, волшебник 5. Четвертое задание: «Когда будут проставлены про 6. Пятое задание: «В графе «СЧранг» необходимо про 1 В случае, если два и более качества набирали бы одинаковое количество баллов, более корректно (грамотно).было бы поделить между ними ранговые места. Например, на первое и второе места одинаково претендуют два качества: интеллект и воля (набрали по 23 балла). Тогда 1 и 2-е места складываются и делятся пополам, т.е. 1+2=3/2=1,5 ранговое место, которое и получают оба качества. Но если предлагать детям эти вычисления, то есть риск, что процедура методики покажется им слишком сложной. Поэтому в нашем варианте детям просто предлагалось самим решить, какое качество должно быть на первом месте, а какое — на втором (при одинаковых баллах). Аналогично с другими ранговыми местами при равном количестве баллов. доказывать, насколько важны выписанные качества для достижения самых заветных желаний (счастья — СЧ). Уже после проведения данной процедуры можно чисто визуально («на глазок») сравнить, насколько ранги самооценки (СО) соответствуют рангам счастья (СЧ). Но можно для более корректного сравнения использовать специальный коэффициент ранговой корреляции Спир-мена, о чем будет сказано немного позже. 7. Шестое задание: «Сейчас Вам будут предложены 10 8. Седьмое задание: «По каждому качеству подсчитай 9. Восьмое задание: «В зависимости от того, сколько ' По нашим данным, более-менее равномерные выборы вариантов «а» и «б» проявились по ситуациям 1 и 4. В ситуациях 2, 3, 7, 8, 10 примерно в 90% случаев выбирались варианты «а». В ситуациях 5, 6, 9 чаше всего (примерно в 90% случаев) выбирался вариант «б». Обычно подростки проявляют интерес к опроснику (особенно, когда работают с ситуациями) и делают утомительные расчеты без высказывания недовольства.
графе «СИТранг» напротив совести ставится 1-е ранговое место, и т.п. (см. Таблицу 8)». Таким образом, в итоге получаются три ранговых ряда: 1 — самооценка своих качеств (СО); 2 — важность тех или иных качеств для достижения своего счастья (СЧ); 3 — возможное проявление этих же качеств в сложных с этической стороны ситуациях (СИТ). Как уже отмечалось, можно просто визуально оценить, насколько между этими ранговыми рядами имеется согласование. Например, если по самооценке совесть занимает 2-е место, а для счастья важность совести на 7 месте, то здесь уже есть над чем задуматься (хотя результаты данного опросника ни в коем случае нельзя рассматривать как строго психодиагностические — это, так же, как и в других активизирующих опросниках, всего лишь материал для размышлений!..)1. Но можно использовать и более корректный способ определения степени соответствия между ранговыми рядами — коэффициент ранговой корреляции Спирмена2, который имеет следующий вид: гг-п d — разности между рангами каждой сравниваемой пары (пары рангов по каждому качеству); п _ число сравниваемых пар (в нашем случае, по числу качеств — 7). Если, используя результаты нашего примера (см. Таблицу 8), сравнить ранги самооценки с рангами качеств, необходимых, по мнению данного подростка, для достижения своего счастья (для удобства мы рекомендуем пг11 По нашим данным, общее (среднее) соответствие по всем трем ранговым рядам у девушек-подростков (9—10-е классы, 60 челопо выглядит примерно следующим образом: Самооценка Для счастья В ситуациях
Качества: Совесть Интеллект Осторожность Доброта Предприимчивость Воля Самокритичность Как видно из примера, соответствие не очень высокое... 2 См. Словарь-справочник по психодиагностике (под ред. Бурла'1 Л.Ф., Морозов СМ.). — Киев: Наукова думка, 1989. — С. 67. использовании методики отражать все эти данные в таблице — см. Таблицу 7), то можно, подставить соответствующие значения и получить следующий коэффициент соответствия (соответствия имеющихся качеств и того, что требуется для счастья...): rs=]_6 2d2, 6x30, 180, пгл п л. П3-П Аналогично можно подсчитывать коэффициент ранговой корреляции между СЧ и СИТ или между СО и СИТ. Таблица 7 Пример таблицы для подсчета коэффициента ранговой корреляции по Спирмену (соответствие между рангами СЧ и СО).
= 30
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.27 (0.011 с.) |