Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»



Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая — менее (-[ балл в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов — для удобства их поиска при работе с опросником.

Итак, что лично для Вас более важно в жизни?..

1) 1 — Автомобиль («Мерседес») или 8 — Здоровье
(сила, выносливость...).

2) 5 — Друзья-иностранцы (из развитых капстран) или
7- Друзья-рабочие (простые люди).

3) 9 — Красота (обаяние, модные одежды) или 11 —
Творческая работа (возможность создать что-то значи­
тельное).

4) 2 — Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобст­
ва) или 6 — Друзья-ученые (учителя, инженеры...).

5) 1 — Автомобиль («Вольво») или 9 — Красота (обая­
ние, дорогие наряды...).

6) 3 — Отдых в Италии (роскошный отель, куча валю­
ты) или 10 — Пиво с воблой (общение с нормальными
мужиками и дамами...).

7) 4 — Друзья-артисты (поэты, журналисты — «боге­
ма») или 15 — Опасные приключения (жизнь, полная
азарта).

8) 9 — Красота (обаяние, привлекательность) или 12 —
вас страстно любят (готовы жизнь за Вас отдать).

9) 14 — Вера в Бога (умиротворение души...) или 15 —
ипасные приключения (масса событий, куча пережива­
ли...).

10) 2 — Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобст-
или 4 — Друзья-артисты («богема»).

И) По своему выбору прибавьте к одной любой цен-°сти «+1», а из любой другой ценности вычтите «-1».


 




Таблица 6 Стереотипы и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям

 

Ценности Домохозяйка Аристократ Честный человек Иностранец в России Верующий Труженик Пьяница
1. Автомобиль + +
2 Вилла с бассейном + + + +
3. Италия + + + +
4 Друзья-артисты + + + - + +
5. Друзья-иностранцы + +
6. Друзья-ученые + + + + -
7. Др. рабочие _   + - + +
8. Здоровье + + + - -
9. Красота + + + - -
10. Пиво с воблой + - +
1. Творчество _ + + - + -
12. Вас любят + + + + + +
13. Вы влюблены _ + - -
14. Вера в Бога + + + + -
15. Приключения   - - +
«Нормы» для стереотипов 0-2 2 _____ ^ 4-6 1 - 3 2-4 '3-5 2-4

Таблица 6 (продолжение)

 

Ценности Творческая личность Преступник Красавица, мечтающая о выгодном браке Хитрый малый, желающий где-то пристроиться «Деловой» человек Ребенок (дошкольник)
1. Автомобиль + + + + +
2. Вилла с бассейном + + + + +
3. Отдых в Италии + ■ + + +
4. Друзья — артисты + + + + +
5. Друзья — иностранцы + + + +
6. Друзья — ученые + +
7. Друзья — рабочие -
8. Здоровье - + + +
9. Красота + + +
10. Пиво с воблой + - + + -
11. Творческая работа + - +
12. Вас страстно любят + + + + + +
13. Вы сами влюблены + - - - +
14. Вера в Бога - - - -
15. Опасные приключения + + + +
Примерные «нормы» для стереотипов 3-5 2-4 0-2 2-4 2-4 1 - 3

12) 5 — Друзья-иностранцы («валютные») или 13 — Вы
сами влюблены (благородные, но безответные порывь
души...).

13) 7 — Друзья-рабочие (простые люди) или 15 —
Опасные приключения (азарт жизни).

14) 3 — Отдых в Италии (роскошный отель, куч;,
валюты) или 12 — Вас страстно любят (готовы за Вас
жизнь отдать).

15) 8 — Здоровье (сила, выносливость) или 11 —
Творческая работа (возможность сделать что-то великое)

16) 10 — Пиво с воблой (общение с нормальными
мужиками и дамами) или 13 — Вы сами влюблены (благо
родные, но безответные порывы души).

17) 1 — Автомобиль («Ситроен») или 11 — Творческая
работа (возможность проявить свои таланты).

18)2 — Вилла с бассейном или 8 — Здоровье.

19) 12 — Вас страстно любят или 13 — Вы сами
влюблены.

20) 3 — Отдых в Италии или 14 — Вера в Бога
(успокоение души...).

21)4 — Друзья-артисты («богема») или 7 — Друзья-ра­бочие (простые люди).

22) По своему выбору прибавьте к одной любой цен­
ности «+1», а из любой другой ценности вычтите «—1».

23) 5 — Друзья-иностранцы (с валютой) или 6 -
Друзья-ученые (умные и интеллигентные, но без валю­
ты...).

24) 2 — Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая)
или 10 — Пиво с воблой (душевные разговоры с настоя­
щими мужиками).

25) 4 — Друзья-артисты (известные на всю страну) или
14 — Вера в Бога (очищение души...).

 

26) 2 — Вилла с бассейном (роскошная!) или 11 "
Творческая работа (возможность познать истину, красоту,
чудо...).

27) 3 — Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсий
по руинам) или 13 — Вы сами влюблены (Ваша душ3
страдает и блаженствует...).

28) 7 — Друзья-рабочие (простые люди) или 14 — Вера
в Бога (отпущение грехов...).

29) 1 — Автомобиль («БМВ») или 6 — Друзья-учень'е
(интересные, эрудированные люди...).


 

30) 5 — Друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 —
расота (Ваша волшебная привлекательность...).

31) 8 — Здоровье или 10 — Пиво с воблой (и никаких

32) 12 — Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё)
ли 14 — Вера в Бога (счастье соприкосновения с Все-

зышним...).

33) По своему выбору прибавьте к одной любой цен­
ности «+2», а из любой другой ценности вычтите «-2».

34) 13 — Вы сами влюблены (готовы на все ради
юбимого человека) или 15 — Опасные приключения
незабываемые впечатления и переживания).

35) 1 — Автомобиль («Форд») или 7 — Друзья-рабочие
(очень простые и небогатые люди, без валюты...).

36) 4 — Друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 —
Красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...).

37) 5 — Друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 —
Пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...).

38) 6 — Друзья-ученые (воспитанные и образованные)
или 14 — Вера в Бога (очищение и благоговение...).

39) 8 — Здоровье или 12 — Вас страстно любят.

40) 3 — Отдых в Италии или 15 — Опасные приключе­
ния.

41) 6 — Друзья-ученые или 7 — Друзья-рабочие.

42) 11 — Творческая работа (возможность воплотить
себя в чем-то значительном) или 13 — Вы сами влюблены
(теряете над собой контроль, зато счастливы...).

43) 2 — Вилла с бассейном или 12 — Вас страстно
любят.

44) По своему выбору прибавьте к одной любой цен­
ности «+2», а из любой другой ценности вычтите «-2».

45) 4 — Друзья-артисты (утонченные люди, «богема»)
"ли 13 — Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое
счастье...).

46) 3 — Отдых в Италии (роскошный отель, куча
Валюты) или 6 — Друзья-ученые (знают много удивитель­
ного и интересного...).

47) 5 — Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в
Ости...) или 11 — Творческая работа (возможность рас-
'Фыть свои таланты).

48) 10 — Пиво с воблой (общение с нормальными
Диками и дамами) или 15 — Опасные приключения
в°зможность испытать себя...).


 



'Ряжников Н.С.



49) 8 — Здоровье (долголетие) или 9 — Красота (Вс
восхищаются Вами...).

50) По своему выбору прибавьте к одной любой цец.
ности «+3», а из любой другой ценности вычтите «—3».

4. Карточно-бланковая игра-шутка «Болван» (игра с подгруппой)

Игра в очень шутливой форме позволяет рассматри­вать вопросы выбора тех или иных конкретных жизнен­ных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом.

Желательно проводить данную игру только с одной небольшой группой в 6—8 человек. Играть сразу с двумя-тремя командами нежелательно, поскольку, сам психолог в игре с одной командой, помимо выполнения роли орга­низатора, должен выполнять конкретную игровую роль. Время на проведение методики — около 30—40 минут, Игра вполне может быть проведена как в школе (после уроков), так и в детском летнем лагере. Желательно вклю­чить в игровую команду подростков, которые достаточно цинично относятся к идеалам добра, благородства, досто­инства — для них-то игра и предназначена.

Процедура включает следующие этапы:

1. Психолог показывает на доске, как подготовить
игровой бланк (см. Таблицу 7), а участники рисуют такой
бланк на своих листочках в клеточку, положенных гори­
зонтально. Чуть позже аналогичный бланк уже на таком
же листочке делает себе ведущий-психолог.

2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно
разрывают чистый листок на восемь равных частей). Ве­
дущий-психолог карточки себе не делает: они ему не
понадобятся.

3. Ведущий-психолог показывает на доске, как офор­
мляются карточки (см. рисунок 1). На лицевой стороне
первой карточки выписывается название первого собы­
тия-ценности (из перечня событий) — «Украсть 1 милли­
он долларов», а на обратной стороне — только буквы А
Б, В и Г, соответствующие тем или иным радостям *
смыслам жизни. Далее на обратной стороне карточка
напротив каждой буквы игроки самостоятельно оценива
ют по 5-балльной шкале (от 0 до 5 баллов), насколько


первое событие — «Украсть 1 миллион долларов» — будет способствовать «радостям души» (А), «радостям тела» (Б), «одобрению со стороны порядочных людей» (В), «одобре­нию негодяев» (Г).

Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек.

4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом карточками с событиями-пожеланиями, например, кто-то хочет пожелать своему товарищу, чтобы тот «честно зара­ботал 5 тысяч баксов» или «воспитал трех детей»...

Организуется это следующим образом. Ведущий-пси­холог дает команду (например, по счету «три»), и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи (см. ниже). В следующий раз (по команде «три») — игроки отдают по одной карточке дру­гим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход достанутся сразу несколько карточек, а кому-то — ни одной. Все это обычно компен­сируется в другие ходы.

 

    А- 2
Украсть   Б- 5
1 миллион    
долларов   В-0
    Г-4

Рисунок 1.

Пример оформления карточки к игре «Болван»:

За — лицевая сторона; 16 — обратная сторона

(пояснения см. в тексте).

Если игрок принимает данное пожелание, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку, напротив данного пожелания знак «плюс» («+»), а с обратной стороны карточки пере­писывает в бланк, в четвертую колонку, против соответст­вующих букв те баллы, которые проставлены на получен­ной им карточке. При этом рекомендуется не просто Переписывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже Имеющимся баллам и выписывать новое значение (на-


 





пример, если ранее напротив буквы «А» стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5 баллов, в бланк следует сразу написать их сумму — 9 баллов и т.д.). Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми, и исправляли эти баллы (на­пример, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») — это важно для последующего подве­дения итогов. После этого карточки первоначальным вла­дельцам не возвращаются, но могут быть использованы в игре повторно.

Особенностью данной игры является то, что каждый игрок вправе отказаться от предлагаемого ему события-пожелания, и тогда эта отвергнутая карточка вручается некоторому «пустому месту» — некоторому условному «болвану», который как бы «согласен на все», от чего отказываются «умные» и «порядочные» люди. Естествен­но, «болван» уже не имеет права отказываться от того, что ему достается. Роль такого условного «болвана» в игре выполняет ведущий-психолог. По нашему опыту, под­ростки прекрасно понимали условность данной роли и никогда даже не пытались шутить по этому поводу...

Взяв карточку, ведущий в роли игрового «болвана» должен также пометить «плюсом» в своем, заранее заго­товленном бланке, что ему за событие досталось, и пере­нести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, т.е. проделывает все то, что и остальные участники. Те карточки, которые полу­чил «болван», больше в игре не участвуют.

Если в игре окажется, что ведущего буквально «зава­ливают» карточками, что может привести к значительно­му отвлечению его внимания от организации игрового взаимодействия, то ему следует просто попросить «поща­дить» ведущего...

Если же окажется, что подростки почти не захотят отдавать «болвану» свои карточки, что приведет к неинте­ресному завершению игры (просто потеряется главная «изюминка» данной методики и нечего будет обсуж­дать...), то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, «Ну сколько можно рожать детей, У Вас ведь уже есть 3 ребенка?!», или «Сколько же можно учиться, учиться и учиться — не надоело еще?!», или «Нужны Вам эти муки творчества?» и т.п.


5. Где-то примерно с середины игры (через 7—10 минут от ее начала) ведущий может ввести новое правило: с данного момента карточки повторно в игре не участвуют и после каждого хода просто кладутся под листок, и игра продолжается пока у игроков останется по 3—4 карточки.

6-. Примерно за одну минуту до окончания игры веду­щий вводит еще одно игровое условие: за оставшуюся минуту каждый игрок может отдать кому-то из своих товарищей, но не «болвану», одну самую непривлекатель­ную свою карточку с событием-пожеланием, после чего все оставшиеся на руках у каждого игрока карточки будут считаться «пределом его желаний» (раз он так долго их никому не отдавал) и с них необходимо будет переписать в свой бланк всю необходимую информацию, т.е. поме­тить «плюсами» названия этих карточек-пожеланий и, главное — перенести в бланк все баллы, которые имеются на этих оставшихся карточках.

7. После этого подсчитываются результаты игры. Все
участники, включая ведущего, должны по каждой букве
(А, Б, В и Г) быстро сосчитать общую сумму баллов. Если
в ходе игры, как уже указывалось ранее, участники сразу
приплюсовывали эти баллы к уже имеющимся значени­
ям, то все подсчеты оказываются очень простыми. После
этого необходимо подсчитать средние арифметические
значения по каждой букве, для чего необходимо получен­
ную сумму баллов просто разделить на само количество
цифр, выписанных против каждой буквы.

8. Общее подведение итогов организуется следующим
образом. Ведущий, выполнявший роль игрового «болва­
на», сначала спрашивает остальных участников, у кого
самое большое среднее значение по первой букве «А» —
по «Радостям души»? Далее он называет свое среднее
значение. Нередко оказывается, что уже после первого
сопоставления результатов многих игроков, которые
имели возможность отказываться от того, что казалось им
недостойным, с результатами «болвана», который клк бы
вынужден был брать все события-остатки (своеобразные
«отбросы»), вдруг оказывается, что более предпочтитель­
ные результаты почему-то именно у «болвана» (или, по
крайней мере, не хуже тех игроков, кто по средним значе­
ниям лидирует в группе).


Таблица 7

Пример бланка для игры «Болван»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События-пожелания Частота встречаемости событий (каждая карточка с событием помечается знаком «+») Критерии качества «хорошей» жизни Показатели выраженности критериев «хорошей» жизни (переписы­ваются и сразу приплюсовываются баллы с обратной стороны карточек)
1. Украсть 1 мил. долларов   А. Радости души  
2. Воспитать 3 детей  
3. Честно зарабо­тать 5 тыс. «баксов»   Б. Радости тела  
4. Учиться, учиться и учиться  
5. Муки творчества   В. Одобряют порядочные люди  
6. Богатое наследство  
7. Престижная работа   Г. Одобряют негодяи  
8. Поездка в Париж...  

Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие «происходило» у игрового «болвана» (может, это как-то помогло бы по­нять, почему дела у «болвана» не так уж плохи по сравне­нию с более «приличной» публикой ...).

Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам — Б, В и Г).

Поскольку такие сопоставления очень часто оказыва­ются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения про­блем, связанных с поиском смысла жизни и путей по­строения полноценного счастья, и т.п.

Но иногда никаких неожиданностей в игре не проис­ходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная


группа подростков просто не поддалась на «провокацию», т.е. у большинства из них уже сформирована нормальная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ве­дущий-психолог слишком вяло провел игру, не провоци­ровал подростков отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3 детей», «Учиться, учиться и учиться» и т.п.).

Если же игровая группа подобрана из подростков, у которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекатель­ные результаты, скорее всего, проявится.

5. Активизирующий опросник «Самооценка нравственности и гражданственности» (СНГ)

Опросник в полушутливой форме позволяет соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своим представлением о порядочности и, в некоторой степени, даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении.

Работа проводится с группой (классом) в течение при­мерно 30—40 минут. Для работы желательно иметь обыч­ный тетрадный лист в клеточку, а преподавателю — классную доску, где рисуется бланк и объясняются основ­ные правила работы с методикой. Общий порядок работы с методикой следующий:

1. Преподаватель показывает на доске, как подгото­
вить бланк для работы с опросником (см. Таблицу 8). При
этом в верхней части бланка, где проставлены три рим­
ские цифры, пока ничего не пишется, а в центральной
части выписываются семь качеств человека.

2. Первое задание: «В графе бланка самооценка —
«СОранг» — необходимо проранжировать выписанные ка­
чества по степени их развитости у Вас. Например, если
Вы считаете, что из этих качеств лучше всего у Вас
развита осторожность, то она занимает 1-е место, за ней
следует по развитости у Вас доброта — 2-е место и т.д.».

3. Второе задание: «Представьте, что перед Вами вдруг
появился волшебник и сказал: Здравствуйте, времени у
меня всего 2 минутки, поэтому быстро три самых завет­
ных Ваших желания. Если не'успеете, то это Ваши про­
блемы... Каждый участник должен в верхней части своих


 




бланков, там, где выписаны три римские цифры, выпи­сать против каждой цифры по одному желанию». Ровно через две минуты все прекращается, и ведущий предлагает следующее задание.

4. Третье задание: «Как это часто бывает, волшебник
сказал, что он пошутил, что никакой он не волшебник, и
быстро исчез... Иными словами, Вам самим надо думать,
как реализовать свои мечты и становиться счастливым
человеком. Вы должны в самой таблице, под римской
цифрой три (III), соответствующей Вашему третьему же­
ланию, используя 10-балльную шкалу, оценить, насколь­
ко каждое из семи качеств позволит реализовать данное
желание. Например, если Вы считаете, что для отъезда в
США совесть набирает только 5 баллов, то под цифрой
III, напротив совести, ставится пять баллов, и т.п. (см.
Таблицу 8). Затем следует перейти ко второму желанию
(цифра II), и наконец, к первому (цифра I).

5. Четвертое задание: «Когда будут проставлены про­
тив качеств баллы по всем трем желаниям, необходимо
просчитать по каждому качеству, сколько баллов набира­
ется в сумме. Например, совесть для первого желания
требуется на 5 баллов, для второго — на 4 балла, для
третьего — на! баллов, а в сумме получается 16 баллов, и
т.п.». Все суммы проставляются в графе «Есч» (см. пример
в Таблице 8).

6. Пятое задание: «В графе «СЧранг» необходимо про­
ставить ранговые значения, которые набирает каждое ка­
чество, в зависимости от того, сколько у него баллов -в
графе сумма (£Сч). Например, если по баллам на первое
место претендует качество интеллект (23 балла!), то в
графе «СЧранг» ставится цифра 1 (первое место), и т.п.
(см. таблицу 8)'. Полученные ранги ориентировочно будут

1 В случае, если два и более качества набирали бы одинаковое количе­ство баллов, более корректно (грамотно).было бы поделить между ними ранговые места. Например, на первое и второе места одинако­во претендуют два качества: интеллект и воля (набрали по 23 балла). Тогда 1 и 2-е места складываются и делятся пополам, т.е. 1+2=3/2=1,5 ранговое место, которое и получают оба качества. Но если предлагать детям эти вычисления, то есть риск, что процедура методики покажется им слишком сложной. Поэтому в нашем вари­анте детям просто предлагалось самим решить, какое качество долж­но быть на первом месте, а какое — на втором (при одинаковых баллах). Аналогично с другими ранговыми местами при равном количестве баллов.


доказывать, насколько важны выписанные качества для достижения самых заветных желаний (счастья — СЧ).

Уже после проведения данной процедуры можно чисто визуально («на глазок») сравнить, насколько ранги самооценки (СО) соответствуют рангам счастья (СЧ). Но можно для более корректного сравнения использовать специальный коэффициент ранговой корреляции Спир-мена, о чем будет сказано немного позже.

7. Шестое задание: «Сейчас Вам будут предложены 10
непростых ситуаций (см. «Ситуации...» — в конце данного
раздела), где необходимо будет выбрать один из двух
вариантов действия: «а» или «б». Выбранный вариант
Вашего возможного деиствования («а» или «б») выписы­
вается под номером соответствующей ситуации в верхней
части бланка (см. Таблицу 8, справа от «качеств»). Одно­
временно, проставив вариант деиствования, Вы должны
будете по 10-балльной шкале оценить, насколько в Вашем
поведении по выбранному варианту проявились те или
иные качества. Например, если Вы выбираете по первой
ситуации вариант «б» и считаете, что Ваша совесть про­
явилась при этом всего на 3 балла, то под номером первой
ситуации, под буквой «б», ставится 3 балла, и т.п. (см.
Таблицу 8). Ведущий (психолог) зачитывает по очереди
все 10 ситуаций (см. «Ситуации...» — в конце раздела), а
участники аналогично выбирают варианты деиствования
и оценивают, насколько проявились бы при этом их
качества1.

8. Седьмое задание: «По каждому качеству подсчитай­
те общую сумму баллов, набранных по всем 10 ситуациям
и выпишите полученные суммы в графе «2сит» (см. Табли-
ЦУ 8)»2.

9. Восьмое задание: «В зависимости от того, сколько
баллов в сумме набрало каждое качество, проранжируйте
все семь качеств и выпишите соответствующие ранговые
значения в графу «СИТранг». Например, если по баллам
на первое место выходит качество совесть (82 балла), то в

' По нашим данным, более-менее равномерные выборы вариантов «а» и «б» проявились по ситуациям 1 и 4. В ситуациях 2, 3, 7, 8, 10 примерно в 90% случаев выбирались варианты «а». В ситуациях 5, 6, 9 чаше всего ( примерно в 90% случаев) выбирался вариант «б».

Обычно подростки проявляют интерес к опроснику (особенно, когда работают с ситуациями) и делают утомительные расчеты без выска­зывания недовольства.


 




графе «СИТранг» напротив совести ставится 1-е ранговое место, и т.п. (см. Таблицу 8)».

Таким образом, в итоге получаются три ранговых ряда: 1 — самооценка своих качеств (СО); 2 — важность тех или иных качеств для достижения своего счастья (СЧ); 3 — возможное проявление этих же качеств в сложных с эти­ческой стороны ситуациях (СИТ). Как уже отмечалось, можно просто визуально оценить, насколько между этими ранговыми рядами имеется согласование. Например, если по самооценке совесть занимает 2-е место, а для счастья важность совести на 7 месте, то здесь уже есть над чем задуматься (хотя результаты данного опросника ни в коем случае нельзя рассматривать как строго психодиагности­ческие — это, так же, как и в других активизирующих опросниках, всего лишь материал для размышлений!..)1.

Но можно использовать и более корректный способ определения степени соответствия между ранговыми ря­дами — коэффициент ранговой корреляции Спирмена2, который имеет следующий вид:

гг-п

d — разности между рангами каждой сравниваемой пары (пары рангов по каждому качеству);

п _ число сравниваемых пар (в нашем случае, по числу качеств — 7).

Если, используя результаты нашего примера (см. Таб­лицу 8), сравнить ранги самооценки с рангами качеств, необходимых, по мнению данного подростка, для дости­жения своего счастья (для удобства мы рекомендуем пг11

По нашим данным, общее (среднее) соответствие по всем трем ранговым рядам у девушек-подростков (9—10-е классы, 60 челопо выглядит примерно следующим образом:

Самооценка Для счастья В ситуациях

(СИТ) 5 1
(СЧ) 2 5 7 3 1 4
(СО) 4 5 2 7 6 3

Качества:

Совесть

Интеллект

Осторожность

Доброта

Предприимчивость

Воля

Самокритичность

Как видно из примера, соответствие не очень высокое... 2 См. Словарь-справочник по психодиагностике (под ред. Бурла'1 Л.Ф., Морозов СМ.). — Киев: Наукова думка, 1989. — С. 67.


использовании методики отражать все эти данные в таб­лице — см. Таблицу 7), то можно, подставить соответст­вующие значения и получить следующий коэффициент соответствия (соответствия имеющихся качеств и того, что требуется для счастья...):

rs=]_6 2d2 , 6x30 , 180 , пгл п л.

П3

Аналогично можно подсчитывать коэффициент ранго­вой корреляции между СЧ и СИТ или между СО и СИТ.

Таблица 7 Пример таблицы для подсчета коэффициента

ранговой корреляции по Спирмену (соответствие между рангами СЧ и СО).

 

Качества СЧранг СОранг d А1
Совесть
Интеллект
Осторожность
Доброта 4-
Предприимчив.
Воля, решит.
Самокритичн.

= 30



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.034 с.)