Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуации для опросника-шутки «СНГ»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постарайтесь выбрать один из вариантов поведения («а» или «б») в представленных ниже сложных случаях, связанных с нравственным поступком. Одновременно оцените по 10-балльной шкале, насколько проявились бы в этих вымышленных ситуациях Ваши качества. 1. Бандит (детина) в темном переулке требует у Вас а) Вы сопротивляетесь, но Вас жестоко избивают и все б) Вы сами мирно и спокойно отдаете свои денежки. 2. Вы хотите продать знакомым новый и очень краси а) Ваш хороший знакомый, прекрасный человек, ко-ТоРый предлагает купить машину за обычную цену;
б) другой Ваш знакомый, о котором Вы знаете, что 31 злой и мерзкий человек, но он предлагает купить автчш биль в два раза дороже (у мерзавцев часто деньги водят ся...). 3. Ваши старые и добрые знакомые оказались бежен а) приютить нуждающихся, даже несмотря на все воз б) отказать в помощи, сославшись на то, что Вам i 4. В веселой компании симпатичные, остроумные ре а) Вы заступаетесь за друга и тогда все начинай б) Вы молчите, считая, что «нет смысла связывать^ 5. Вы оформляетесь на очень хорошую, денежн? Проводя данную методику в 1994—1995 годы, мы, к сожаленш иногда сталкивались с некоторым непониманием смысла методик когда некоторые участники процедуры (чаще взрослые специали ты-психологи на курсах переподготовки) заявляли нам, что э' ситуации слишком надуманные и на самом деле все гораздо прош Пусть, мол, эти нуждающиеся беженцы едут в деревню и становят фермерами... Должны, мол, быть и третьи варианты выбора (хо многие опросники, даже более корректные в психометрическс плане, часто содержат ограниченное число таких вариантов...), одной стороны, все это указывает на действительную сложное размышлений на эти непростые темы, а, с другой стороны, еще р свидетельствует о том, что немало людей в нашем обществе прос не хотят замечать страданий значительного числа окружающих н людей (особенно страшно, когда такую позицию занимают психол ги...). Многие еще, наверно, помнят, с какой бравадой так называ мые «телекомментаторы» представляли нам «сообщения с фронт содружества» (имеется в виду «содружество независимых государст — сокращенно «СНГ»...). V "Tip ИМ ер Заполненного ОЛанка для uiipuv.nnAa-mjii4i
а) Вас принимают, но с условием, что Вы будете б) Вы гордо отказываетесь и... становитесь безработным. 6. Вашего старого друга (товарища) преследуют власти а) Вы отказываете в помощи, т.к. не хотите, чтобы и б) Вы помогаете старому другу, рискуя за это своей 7. Как-то шутя, Вы вместе со своим другом (подругой) а) Вы обижаетесь на своего друга (подругу), т.к. он б) Вы очень даже обрадовались за своего друга (подру 8. Вы нашли на улице портфель (кейс), в котором а) Вы отыскиваете владельца и возвращаете ему день б) Вы оставляете все 100 тысяч долларов себе, т.к. Вам 1 К сожалению, и данная ситуация не надуманная. Соблюдение коммерческих тайн в ряде «хороших» и «солидных» частных фирм приобретает очень даже «тоталитарные» формы, когда на сотрудников составляются настоящие досье, когда фирма начинает пристально следить за неделовыми контактами, за мыслями и поступками своих наемных работников... По причине закрытости (или «сокрытия» своей часто преступной деятельности) фирмы мало кого допускают к своей работе. Многие психологи труда жалуются, что сейчас стало очень трудно исследовать деятельность сотрудников коммерческих организаций, чего не было раньше в таких уродливых формах и масштабах даже в военных ведомствах, с которыми психологи хоть как-то работали.... 9. Ваш друг совершил уголовное преступление, напри а) поскольку Вам очень жалко обворованных стари б) Вы не выдаете своего друга, т.к. друзей выдавать 10. Вы любите одного человека, но сами Вы ему не а) Вы разочаровываетесь в этом человеке (перестаете б) Вы продолжаете любить этого человека, даже тогда, 6. Активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия» (СССР) Данный опросник в шутливой форме позволяет рассматривать проблемы, связанные с пониманием ценности честного труда и справедливого распределения между коллегами по работе (компаньонами) получаемых благ... Также в методике моделируются непростые моменты совместной деятельности, связанные с осознанием собственной готовности к продуктивной работе и уважения к своему собственному труду... Естественно, предлагаемый опросник не претендует на полное решение этих сложных вопросов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений. Методика проводится с группой (классом) и занимает по времени 20—30 минут. Общий порядок (процедура) проведения опросника следующий. 1. Каждый подросток на обычном тетрадном листочке в клеточку рисует бланк, а психолог показывает на доске, как это лучше сделать (см. Таблицу 9). В верхней части листа рисуются три таблички, размером 4x10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки Шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров.
2. Общая инструкция: «Представьте, что двумя колле Далее психолог уточняет, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и выписывает их на доске (качество и его первую заглавную букву для краткости): ум (у), силу (с), честность (ч), решительность (р) и красоту (к) — всего 5 качеств. 3. При работе с первой табличкой на бланке — «спра В первой табличке (справедливость) напротив номера первого хода в графе «1-й» требуется написать, сколько он заслуживает за свой «ум» (например, делается такая запись «у-8»), а в графе «2-й» — написать, сколько заслужи- Бает такой работник за свою «красоту» (например, «к-2"), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10...». Таблица 9 Пример бланка для методики «СССР»
Ф.И.О., дата
Самоуважение Вы Ваш к-он
i= £2= «Рефлексия-2»
«Рефлексия-3» сумма по Самоуваж.
(только по колонке «Вы») ум (у) сила (с) честн. (ч) решит.(р) красот.(к) Ниже по формуле рассчитывается коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. пояснения в тексте).
Следует признать, что тема бизнеса наиболее популярна среди подростков нашего времени, поэтому психолог смело может использовать ее для примера в данной методике. Но если проявится больший интерес к другим видам труда, то вполне можно с радостью для всех рассмотреть, например, совместную деятельность инженеров-конструкторов, артистов и даже педагогов-психологов.,. Сам психолог при этом пользуется выписанными в строго определенном порядке парами качеств, «проявляемых» каждый раз компаньонами-коммерсантами (см.
Таблицу 5). В дальнейшем эти же самые пары будут использоваться в работе со 2-й и с 3-й табличками бланка. 4. Психолог зачитывает пары качеств, а игроки распре 5. Далее психолог дает отдельное задание для работы 6. Психолог зачитывает в определенном порядке пары 7. Для работы с третьей табличкой бланка — «самоува 8. Психолог зачитывает в определенном порядке пары 9. Итоги подводятся следующим образом. 9.1. Сначала в первой табличке (справедливость) под-считывается сумма заработанных денег по 1 -му и по 2-му 1 Аналогично делаются записи в бланк и по двум другим табличкам: самооценке и самоуважению. абстрактным компаньонам и под соответствующими столбиками выписываются их результаты (см. Таблицу 9). Далее по третьей табличке (самоуважение) аналогично подсчитывается, сколько заработал учащийся и сколько заработал его вымышленный компаньон (результаты-суммы «миллионов» также выписываются под соответствующими столбиками). Поскольку порядок сопоставления качеств был совершенно одинаков и в первой табличке (справедливость «вообще»), и в третьей табличке (уважение своего собственного труда), то можно предположить, что суммы в первых колонках этих табличек (см. Таблицу 9, знаки «£») не должны сильно отличаться... Если в третьей табличке сумма денег, полученных данным учащимся, значительно превышает аналогичную сумму 1-го компаньона в первой табличке, то, скорее всего, этот учащийся немного эгоистичен, а если наоборот, то не очень-то он ценит свой собственный труд... Конечно, это не есть настоящая психологическая «диагностика» — это всего лишь шутка (для размышлений предназначенная)... Таблица 10 Пары качеств, зачитываемые психологом в одном и том же порядке по всем трем таблицам: справедливости, самооценке и самоуважению
9.2. Далее определяется, насколько важны для рассматриваемой коммерческой деятельности те или иные качества и как развиты эти качества у данного подростка. Сначала в первой таблице (справедливость «вообще»), По двум колонкам, относящимся и к 1-му и ко 2-му Коммерсантам, складываются все баллы- миллионы, проставленные против буквы «у» (ум), — полученная сумма
I выписывается в нижней части бланка (см. Таблицу 9, «рефлексия-1»). Аналогично подсчитываются баллы по силе, честности, решительности и красоте. После этого в колонке «ранг-1» проставляются ранговые номера этих качеств, относящихся к первой табличке, в зависимости от того, сколько данные качества набрали баллов (например, если «красота» набрала больше всего баллов, то она занимает 1-е ранговое место и, скорее всего, именно она важнее всего для рассматриваемой коммерческой деятельности с точки зрения данного подростка... и т.п.). Далее во второй таблице (самооценка), по двум колонкам также подсчитываются все баллы, относящиеся к уму, затем к силе, честности и т.д. Результаты выписываются в бланк (см. Таблицу 9, «рефлексия-2»). После этого аналогично определяются ранговые номера этих качеств, которые выписываются в графу «ранг-2». Здесь можно ориентировочно посмотреть, как оценивает развитость этих качеств у самого себя данный подросток. Естественно, и это не является «психодиагностикой» в строгом смысле слова, — это лишь материал для размышлений... Наконец, в третьей табличке (самоуважение) только по левой колонке (!), относящейся к оценке подростком своего труда, подсчитывается, сколько баллов-миллионов набрали данные качества, и также определяется, какие ранговые места они занимают уже с позиций уважения подростком себя как работника (коммерсанта). Соответственно, баллы выписываются в колонку «рефлексия-3», а ранговые места — в графу «ранг-3» (см. Таблицу 9). Уже по полученным таким образом ранговым показателям можно чисто визуально («на глазок») определить, как соотносятся представления подростка о справедливости, собственных способностях и оценке собственного труда за определенную работу (например, за занятие бизнесом). Например, если для данного «бизнеса» по справедливости на первое место выходит качество «сила», по самооценке получается, что «сила» занимает лишь четвертое место, а уважает сам себя за «силу» подросток только через пятое место (с помощью пятого места), то здесь есть над чем задуматься. Но можно определить данные соотношения, используя математические показатели корреляции (см. ниже — пункт 9.3). Правда, и в этом случае не следует думать, что это «настоящая» психодиагностика — это лишь очень ориентировочная оценка своих представлений о том или ином труде и о справедливом вознаграждении за него. 9.3. При наличии времени и желания (настроя) учащихся можно подсчитать корреляцию между качествами, требующимися для данной деятельности (объективно, по справедливости), и качествами, хорошо развитыми у данного подростка (самооценка); или корреляцию между имеющимися у подростка качествами (самооценка) и качествами, за проявление которых подросток готов сам себе платить большие деньги (самоуважение), и т.д. Для таких подсчетов можно использовать коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена (rs)', который имеет следующий вид: где: d — разность между рангами каждой сравниваемой пары (в нашем случае, по первой таблице — это разность между суммами баллов-миллионов по «уму» у 1-го компаньона и у 2-го и т.п.); п — число сравниваемых пар (в нашем случае, их — 5). Таблица 11 Пример использования коэффициента ранговой корреляции для определения соответствия представлений подростка о необходимости поощрения работника за проявление тех или иных достоинств (справедливостью) и наличия у него самого этих достоинств (самооценкой).
Id = 21 Например, если рассматривать соотношение двух ранговых рядов «ранг-1» и «ранг-2» (см. Таблицу 11), то тогда 1 См. подробнее Словарь-справочник по психологической диагностике/ Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. — Киев: Наукова думка, 1989. — С. 67.
после всех расчетов (согласно формуле коэффициента ранговой корреляции) получится, что это соотношение равно 0,05 (низкая корреляция). Если подставить все значения в формулу, то получим: ^-'-тйтг'-ш-1-1-0»--0-05- По данному коэффициенту получаемые значения могут оказаться в интервале от —1 до +1. Показателем хорошего соответствия между сравниваемыми ранговыми рядами является 0,6 — 0,7. Поэтому полученный результат (-0,05) свидетельствует о невысоком соответствии представлений подростка о важности рассматриваемых качеств для данного бизнеса и развитостью этих качеств у себя самого. Аналогично можно подсчитать соответствие между другими ранговыми рядами. 7. Бланковая игра-шутка «Я — компаньон» Данная бланковая игра предназначена для рассмотрения в полушутливой форме некоторых особенностей коммерческой деятельности, связанных с взаимоотношениями между компаньонами. В игре моделируется справедливость в распределении различных благ, получаемых коммерсантами-бизнесменами. Вопросы, связанные с коммерцией и быстрым обогащением, на сегодняшний день являются одними из наиболее популярных (актуальных) среди подростков, поэтому педагог-психолог должен иметь возможность также по-своему затрагивать их (в меру иронично, но и без «передергиваний»). Методика проводится с группой (классом), где ведущий, используя доску, играет одновременно со всеми и с каждым в отдельности. Время на игру — примерно 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы: 1. Ведущий-психолог показывает на доске, как офор 2. Общая инструкция: «Каждый из Вас будет в игре если отношения между Вами и Вашим компаньоном сложатся несправедливо, т.е. все блага от совершаемых сделок (прибыль и т.п.) будут распределяться не по затраченному каждым из Вас труду, то это приведет к выяснению отношений, к «разборкам», а может, даже и к гибели кого-то из вас (большие деньги — большие неприятности...). По условию игры, все распределение будет в основном зависеть от Вас (насколько Вы обладаете чувством справедливости или хотя бы самосохранения...)». 3. Далее ведущий предлагает начать игру и осваивать Начинается игра с первой таблички — «прибыль». Всего за 14 игровых ходов (сделок) игроки получат на двоих 14 миллиардов (таких-сяких денег). Напротив цифры 1 (первой сделки) в средней колонке таблицы каждый игрок проставляет либо букву «Я» (означающую по правилам игры, что всю прибыль за данный ход получит только он сам), либо букву «К» — компаньон (означающую, что всю прибыль за данный ход получает компаньон). Какая именно прибыль получается за первый ход (первую сделку), сообщает ведущий. В нашем примере (см. Таблицу 12) прибыль за первый ход составила 2 миллиарда. Эти 2 миллиарда игрок сразу же выписывает напротив цифры 1 (первого хода) либо в колонку «Я» (если он определил ранее, что вся прибыль за данный ход отдается самому себе), либо в колонку «К» (вся прибыль — компаньону). Аналогично совершаются все 14 ходов. Чтобы не путаться, ведущему лучше иметь специально заготовленную шпаргалку, где выписываются суммы прибыли за каждый ход (см. Таблицу 12). Эта же шпаргалка потребуется и при разыгрывании «тюрьмы» и «загранкомандировок». 4. Далее определяются итоги распределения между 1 Например, компаньоны выясняют друг с другом отношения. Один говорит: «Что же ты получил больше, чем я?». А другой отвечает: «Но
ются обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем примере, по «прибыли» получается в итоге: для «Я» - 12 обобщенных баллов (6+6=12), а для «К» - 16 (8+8=16) Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12-1б=-4) и результат -4 балла выписывает ниже (см. Таблицу 12). Такой разрыв в получении благ может привести компаньона к некоторым неприятно- 5 При переходе к следующей таблице — «тюрьме» 6 Ведущий также предлагает игрокам проставлять в ведь у тебя же возможностей было гораздо больше, я ведь постоянно что если один из них, хоть и получил меньше денег, но зато в «тюрьме» меньше находился... Таблица 12 Бланк для игры-шутки «Я — компаньон» На примере показан порядок заполнения бланка во время игры.
7. При работе с табличкой «загранкомандировки» ве 8. Можно подвести общий итог по первой части мето 9. Для работы со второй частью игры-шутки необходи
10. Учащимся дается задание: в третьей колонке табли 11. В первой (левой) колонке, под буквой «Я» каждый 12. В четвертой (правой крайней) колонке, под буквой Таблица 13 Бланк (вторая часть) для игры-шутки «Я — компаньон» На примере показан порядок заполнения бланка во время игры. Зачеркнутое пунктирной линией при подсчетах не учитывается. Баллы подсчитываются легче, если сначала сосчитать все положительные значения, затем — отрицательные, а потом вычесть из большего меньшее.
13. Далее каждый игрок должен знаки, проставленные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.016 с.) |