Специальная профессиональная школа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная профессиональная школа



Кроме удлинения сроков обучения;во вспомогательной школе, для улучшения профессиональной подготовки учащихся, конечно, могут быть использованы и другие пути. Так, в нашей стране был опыт передачи выпуск­ников вспомогательных школ в ремесленные училища. Однако в связи с повышением требований к образова­тельному цензу поступающих в ремесленные училища этот путь стал практически неосуществимым. Более инте­ресным и результативным был опыт ряда школ, органи­зовавших дополнительное профессиональное обучение для своих выпускников на краткосрочных курсах подго­товки строительных рабочих (штукатуров, маляров, обой­щиков, каменщиков). На этих курсах из выпускников вспомогательных школ комплектовались особые учебные группы. Опыт обучения и последующая работа на строй­ках показывают, что выпускники вспомогательных школ вполне успешно овладевали практическими навыками работы по названным специальностям1. Однако и в этом случае обнаружилось, что ряд технологических знаний, предусмотренных программами курсов по этим специаль­ностям, оказался трудным, недоступным для бывших учеников вспомогательной школы. Поэтому часть теоре­тических знаний, предусмотренных в программе, не сооб­щалась учащимся.

1 Этот опыт послужил основанием для создания специальных программ профессионально-трудового обучения по строительным спе­циальностям во вспомогательной школе. Разработал программы ме­тодист В. Д. Мызников.

Очевидно, подобная форма организации дополнитель­ного профессионального обучения умственно отсталых подростков вполне возможна при условии подготовки их по специальным программам.

В ряде европейских стран существует специальная си­стема учебных учреждений для профессионально-трудо­вого обучения умственно отсталых подростков и юношей, прошедших обучение во вспомогательных школах. Эти учреждения' организованы либо как самостоятельные школы, либо как школы при промышленных предприя­тиях. И в том и в другом случае профессиональное обу­чение выделено из вспомогательной школы в особую си­стему.

Как самостоятельные профессиональные школы, так и школы при промышленных предприятиях имеются в Польской Народной Республике, в ГДР, в Чехословакии, во Франции и в ряде других стран *.

В тех странах, где имеются две системы специальных школ, общая и профессиональная, перед вспомогательной школой, как правило, не ставится задача профессионали­зации и дается только общетрудовая 'подготовка.

В профессиональных школах обычно проводится два вида учебных занятий с учащимися по той или иной спе­циальности:

а) теоретические (материаловедение, организация производства, техника безопасности);

б) производственное обучение (внутри школы и на производстве).

Опыт зарубежных профессиональных школ показы­вает, что далеко не все учащиеся профессиональных школ в состоянии усвоить программный материал по специаль­ностям. Возникает необходимость дифференцированного подхода к учащимся с разными уровнями умственного развития. Поэтому в практике школ предусматривается обучение менее развитых учеников по облегченным про­граммам или подбирается более доступная им специаль­ность (как правило, картонажное дело).

1 Более подробные сведения по этому вопросу приведены в книге «Школы для умственно отсталых детей за рубежом», под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1966.

Такая организация профессионального обучения ум­ственно отсталых детей имеет ряд положительных сторон. Главная из них заключается в постоянной связи обучения с производительным трудом учащихся. Производитель­ный труд выступает как фактор воспитания и обучения.

Профшкола позволяет более концентрирований и бы­стро готовить учащихся к работе по специальности.

Между профшколами и производствами легче уста­навливаются деловые, взаимно полезные связи. В част­ности, в значительной мере облегчается проблема трудо­устройства выпускников профшколы. Это обстоятельство следует особенно подчеркнуть, так как из опыта извест­но, что те умственно отсталые подростки, юноши и девуш­ки, которые не получили предварительной профессио­нальной подготовки в школе, как правило, не могут овла­деть специальностью в процессе практической работы на производстве. Поэтому они вынуждены чаще других ме­нять место работы. Если для нормального подростка бы­вает вполне достаточно общетрудовой подготовки поли­технического характера, чтобы выбрать себе специаль­ность и довольно быстро освоить ее, то для умственно отсталых такой путь почти невозможен. Умственно отста­лый нуждается в длительном специально организованном профессиональном обучении.

Следует сказать, что в организации трудового обуче­ния в зарубежных вспомогательных и в специальных профессиональных школах есть очень слабое место: боль­шая часть учащихся, окончивших вспомогательную школу, не попадая в профшколу, в конечном счете не полу­чают организованной подготовки к производительному труду. Вторая, профессиональная часть обучения для многих учеников остается недоступной. Недостаточность числа профшкол, отсутствие интернатов, а очень часто и возраст учеников (17—18 лет) заставляет родителей по­скорее трудоустроить своих детей. Советские вспомога­тельные школы со своей системой профессионально-тру­дового обучения имеют явное преимущество по сравне­нию с «двухступенчатой» подготовкой к труду умственно отсталых детей за рубежом.

Вместе с тем есть серьезные доводы против продол­жения дополнительного обучения умственно отсталых юношей и девушек в возрасте 16—18 лет в системе основ­ной вспомогательной школы. Профессиональное обучение по своему содержанию должно быть практически произ­водственным. Организовать такое обучение на базе учеб­ных мастерских вспомогательных школ часто не представляется возможным. Требование о соединении обуче­ния с производительным трудом легче осуществить непосредственно на производстве.

Следует добавить, что возраст учащихся ко времени профессионального обучения потребует иных форм вос­питательной работы, чем те, которые обычно присущи работе с детским коллективом.

Наконец задачи производственного обучения, необ­ходимость создания постоянной связи школы с предприя­тиями ставят задачу отыскать новые формы организации всей системы учебно-воспитательной работы.

Мы предполагаем, что наиболее удовлетворительным решением вопроса было бы создание такой системы про­фессионального обучения для умственно отсталых детей и подростков, которая обеспечивала бы частичную подго­товку по определенной специальности в самой вспомога­тельной школе и расширяла бы эту подготовку на после­дующих этапах обучения.

Первая ступень профессионально-трудового обучения должна осуществляться внутри существующей вспомога­тельной школы. По своему характеру, содержанию и сте­пени сложности трудовое обучение должно быть пример­но таким, как в современных восьмилетних вспомогатель­ных школах (выше уже говорилось о необходимости пе­ренести начало профессионального обучения в V классы). Заканчиваться эта ступень профессионально-трудового обучения должна внутришкольным экзаменом по труду, без выдачи квалификационных удостоверений.

Для многих учеников на этом и будет завершаться школьное профессионально-трудовое обучение, поскольку к окончанию школы им будет 17—18 лет. Далее они смо­гут повысить свою профессиональную подготовку (или получить новую специальность) непосредственно на про­изводстве.

Другая часть учеников, оканчивающих вспомогатель­ную школу в 15—16-летнем возрасте, могла бы продол­жить свое обучение в специальной профессиональной школе.

 

* *

*

 

Специальная (или иначе «вспомогательная») профессиональная школа, как мы ее представляем, должна быть естественным продолжением основной

вспомогательной школы, и зачисление в эту школу дол­жно происходить без всяких экзаменов для всех 15— 16-летних выпускников основной школы, независимо от состояния успеваемости по общеобразовательным пред­метам.

Единственным противопоказанием для поступления в школу (или выбора специальности) могут быть медико-педагогические данные о возможностях ученика обучать­ся той или иной профессии.

Основной задачей профессиональной школы является такая организация трудового, профессионального обуче­ния, при которой ученики в итоге могут выполнить уста­новленные квалификационные экзамены по изучаемой специальности на уровне 1—2—3-го разрядов. Разумеет­ся, сдача квалификационных экзаменов должна быть организована непосредственно на предприятиях, где осу­ществлялось производственное обучение.

В процессе профессионально-производственного обу­чения должна продолжаться работа по воспитанию уча­щихся и коррекции недостатков их познавательной дея­тельности.

Содержание учебного плана и распределение часов по предметам в общем виде, вероятно, будет копией проекта учебного плана для IX и X классов (десятилетней вспо­могательной школы).

 

Проект

Учебный план специальной профессиональной школы

 

Предметы 1-й год 2-й год
1. Обществоведение 2. Родной язык и литература 3. Арифметика. 4. Физкультура 5. Профессиональное обучение: а) теория специальности б) прикладное черчение в) производственное обучение    
     

Общие требования при организации профессионально-трудового обучения в специальной школе должны прежде всего ориентировать на повышение качества производ­ственных знаний, умений и навыков у учащихся (отра­ботка скоростных навыков; умение работать в поточно-операционной системе разделения труда; хорошее знание техники безопасности; достаточный уровень самостоя­тельности в труде).

Участие в производительном труде должно быть осно­вой организации профессионального обучения и воспита­тельной работы с учениками в профшколе. Не исключена возможность материального (денежного) вознагражде­ния за участие в производительном труде, с учетом коли­чества и качества выполненной работы.

Кратко о возможном содержании общеобразователь­ного обучения в профшколе.

Обществоведение

Основное содержание предмета — это сведения из Конституции СССР (права и обязанности граждан, ка­сающиеся труда, отдыха, лечения, пенсионного обеспече­ния; административные органы, их функции; охрана об­щественного порядка и т. п.).

Вопросы текущей политики внутри страны; молодеж­ные организации; профсоюзы; борьба за мир; события за рубежом, борьба трудящихся за рубежом за свои права.

Родной язык и литература

Закрепление навыков грамотного письма и чтения; деловое письмо.

Воспитание устойчивого интереса к чтению литерату­ры, периодики.

Арифметика

Расширение знаний по ранее изученному арифметиче­скому материалу. Закрепление счетно-измерительных на­выков, относящихся к профессии.

Подводя итог всему сказанному о возможных путях организации профессионально-трудового обучения умст­венно отсталых учащихся, необходимо подчеркнуть сле­дующее. Профессиональная направленность в трудовом обучении умственно отсталых подростков до сих пор в нашей стране осуществлялась только во вспомогательной школе. Никаких других организационных форм профес­сионального обучения для умственно отсталых у нас не было. Вспомогательные школы накопили богатый опыт этой работы. В этой школе постепенно вырастаю/ кадры учителей-трудовиков с дефектологической ориентацией. Созданы учебники по обучению некоторым -видам про­фессий и соответствующие методические пособия. Все это обязывает самым тщательным образом учитывать опыт вспомогательных школ при любой перестройке системы профессионально-трудового обучения умственно отста­лых детей и подростков. При этом особенно бережно надо относиться к достижениям советской вспомогатель­ной школы в области использования процесса трудового обучения для коррекции недостатков развития умственно отсталых учащихся и формирования у них нравственных качеств, необходимых людям, вступающим на путь само­стоятельного производительного труда на благо Родины.

 

ЛИТЕРАТУРА

К. М а р к с, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 23 (стр. 195). М., Госполитиздат, 1960.

Айтметова С. Ш. Использование трудовой деятельности уча­щихся вспомогательных школ в качестве основы их речи. Диссерта­ция. М., 1963.

Акименко И. П. Состояние темпа работы учащихся вспомога­тельной школы при трудовом обучении и педагогические пути его повышения. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных шко­лах», вып. 2. М., Учпедгиз, 1949.

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмолен­ко А. В. Осязание в процессе познания и труда. М., Изд-во АПН РСФСР, вып. 91, 1958.

Архангельский С. Н. Психологические особенности труда передовиков и новаторов производства. «Известия АПН РСФСР», вып. 91. М., 1958.

Асафова А. Г. Катамнез детей, окончивших 30-ю вспомога­тельную школу г. Москвы в 1955—1960 годах. «Специальная шко­ла», 1963, вып. 4.

Бабенкова Р. Д. Оути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореферат диссерта­ции. М., 1963.

Б е д о р Е. Влияние речи на развитие образного мышления уча­щихся вспомогательных школ. Автореферат диссертации. М., 1963.

Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы регуля­ции двигательных актов. «Вопросы психологии», 1957, № 6.

Б о р к о в а Т. Н., Гурьянов С. В., КарандееваО. С. Формирование умений и навыков на уроках ручного труда у млад­ших школьников. Материалы совещания по психологии (1—6 июля 1955 г.). М., 1957.

Будницкая И. И. Предметное содержание рисунков и рас­сказов на заданную тему у учащихся массовой и вспомогательной школы. В сб. «Умственное развитие школ». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

В а в и н а Л. С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе организованного практического опыта. Диссертация. М., 1968.

Валлон А. От действия к мысли. Изд-во иностр. лит., М., 1956.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., «Просвещение» 1967.

Василевская В. Я., Краснянская И. М., Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом. «Известия АПН РСФСР», вып. 68. М., 1965.

Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащих­ся вспомогательной школы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

'В е к к е р М. М., Л о м о в Б. Ф. К вопросу о структуре трудового действия. Материалы II Закавказской конференции психологов. Сб. «Вопросы психологии». Ереван, 1960.

«Вопросы психологии обучения труду», под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

«Вопросы психологии обучения труду в школе». «Известия АПН СССР», вып. 144, 1968.

«Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей». Сборник статей и материалов ко II съезду работников СПОН. М., 1924.

«Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе». «Изве­стия АПН РСФСР», вып. 137, 1965.

«Вопросы психологии учащихся вспомогательных школ». «Изве­стия АПН РСФСР», вып. 57, 1954.

«Вопросы психологии учебной деятельности младших школьни­ков», под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Выгодская Г. Л. Соотношение между осмыслением инструк­ции и выполнением действия у умственно отсталых детей. Сб. «Ум­ственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Выготский Л. С К психологии и педагогике детской дефек­тивности. Сб. «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей». М., 1924.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Гальперин П. Я. Основные типы учения. «Тезисы докладов I съезда Общества психологов», вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. Г е р с а м и я Е. А. К вопросу о значении мотивации в познава­тельных процессах у детей-олигофренов. «Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Г о з о в а А. П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом обучении учащихся вспомогательных школ. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных классах», вып. 4. М., Учпедгиз, 1957.

ГозоваА. П. О развитии осязательного восприятия у учащих­ся вспомогательных школ. «Специальная школа», вып. б. М., Учпед­гиз, 1959.

Розова А. П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. М., «Просвещение», 1966.

Граборов А. Н. Принципы и методика трудового воспитания.

Сборник лекций «Воспитание и обучение дефективных детей». М.—Л.,

ГИЗ, 1918.

Граборов А. Н. Вспомогательная школа. М.—Л., ГИЗ, '1923.

Граборов А. Н. Основные моменты коррекционно-воспита-тельной работы. Сб. «Новые пути в дефектологии». М., Учпедгиз, 1935.

Граборов А. Н. Труд как средство коррекции. Об. «Вопросы дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1949.

Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, Учпед­гиз, 1961.

Грибоедов А. С. О целях вспомогательной школы. Сб. «Во­просы изучения и воспитания личности», № 1—2, Л., 1929.

Гукасова А. М. Вопросы методики трудового обучения в на­чальных классах. М., «Просвещение», 1967.

Гурьянов Е. В., Ошанин Д. А., Ч е б ы ш е в а В. В. Совре­менное состояние и задачи психологии труда. «Вопросы психологии», 1957, №3.

Д е м о р Ж. Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе (пер. с нем.). М., 1909.

«Детская дефективность, преступность и беспризорность». Мате­риалы II Всероссийского съезда, 1920. М., Гиз, 1922.

«Для народного учителя». Журн., 1914, № 7.

Дульнев Г. М. О воспроизведении вновь усвоенных слов уча­щимися вспомогательной школы. «Известия АПН РСФСР», вып. 19. М., 1948.

Дульнев Г. М. Об изучении учащихся на уроках труда. «Учеб­но-воспитательная работа в специальных школах», вып. 2. М., Учпед­гиз, 1952.

Дульнев Г. М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. Сб. «Учебно-воспитатель­ная работа в специальных школах», вып. 4. М., Учпедгиз, 1952.

Дульнев Г. М. Труд как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка. «Тезисы докладов по проблеме ком­пенсаторных приспособлений». М., 1958.

Дульнев Г. М. Проблема воспитания умственно отсталого ребенка. «Труды научной сессии по дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР,,1958.

Дульнев Г. М. Трудовое обучение и умственное развитие уча­щихся вспомогательной школы. «Тезисы докладов на совещании Мос­ковского отделения Общества психологов по вопросам психологии трудового воспитания и обучения». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Дульнев Г. М. Педагогические основы трудового воспитания и обучения учащихся вспомогательной школы. Сб. «Тезисы докладов научной конференции Литовской ССР по вопросам дефектологии».-Вильнюс, 1963.

Дульнев Г. М. Система трудового обучения учащихся вспо­могательных школ. «Известия АПН РСФСР», вып. 137, 1965.

Дульнев Г. М. Особенности и коррекция умственной деятель­ности учащихся вспомогательной школы в труде. «Тезисы сообщения на XVIII Международном психологическом конгрессе», т. III. М., «Наука», 1966.

Дульнев Г. М. Коррекция умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в трудовом обучении. «Сборник докладов

на Втором дефектологическом конгрессе Югославии». Белград, 1960 (на сербско-хорватском языке).

Дульнев Г. М. Актуальные проблемы олигофренопедагогики (тезисы). «Пятая научная сессия по дефектологии» (27—30 марта 1967). М., «Просвещение», 1967.

Дульнев Г. М. Труд как педагогическое средство развития умственной деятельности учащихся вспомогательных школ (тезисы). «Пятая научная сессия по дефектологии» (27—30 марта 1967). М., «Просвещение», 1967.

Дульнев Г. М. Проблемы трудового навчання формування осо-бистих якостей в учшв допомижшх шил. «Народна освгта педагогич­на наука в Украшськш РСР за 50 роюв». Тези юбьчейно науково сес-си. Кит, 1967.

Дульнев Г. М. Речь и трудовая деятельность умственно от­сталого ребенка (рукопись), 1966.

Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отста­лыми школьниками. «Специальная школа», вып 4 (124) М «Просве­щение», 1967.

Дульнев Г. М. Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения (рукопись), 1967.

Дульнев Г. М. Вспомогательные школы в Польской Народной Республике. Сб. «Школы для умственно отсталых школьников за рубежом», под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1966.

Дульнев Г. М. Трудовое обучение и формирование личности учащегося вспомогательной школы. («Специальная школа», вып 4 (130), 1968.

Дульнев Г. М. Осознание причинно-следственных зависимо­стей в труде учащимися вспомогательной школы. Материалы III Все­союзного съезда Общества психологов СССР, т. III, вып. 1. М., 1968.

3 а н к о в Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка М., Учпедгиз, 1935.

3 а н к о в Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., Учпедгиз, 1939.

Занков Л. В. О коррекционно-воспитательной работе в спе­циальных школах. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», вып..1. М., Учпедгиз, 1944.

Занков Л. В. О начальном обучении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Зейгарник Б. В. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе позна­вательной и трудовой деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии выс­шей нервной деятельности. М., Медгиз, 1952.

Иованович С. Профессиональная подготовка и трудоустрой­ство умственно отсталых детей в Социалистической Республике Сер­бии. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы) М «Просве­щение», 1967.

И т е л ь с о н Л. Б. Основы методики профессионального обуче­ния школьников. М., Учпедгиз, 1963.

Кар в я лис В. И. Пути повышения влияния занятий ручным трудом на умственное развитие учащихся вспомогательных школ. Автореферат канд. диссертации. М., 1962.

К а р в я л и с В. И. Мышление умственно отсталых детей в про­цессе конструктивной деятельности. «Пятая научная сессия по дефек­тологии». М., «Просвещение», 1967, стр. 309.

К а щ е н к о В. П. Дефективные дети и школа. М., 19<12.

«Книга для учителя вспомогательной школы», под ред. Г. М. Дульнева. М., Учпедгиз, 1959.

Ковалева Е. А. Сельскохозяйственное профессионально-трудо­вое обучение в вспомогательной школе. Автореферат канд. диссерта­ции. М., 1963.

Ковалева Е. А. Опыт проверки доступности учащимся вспо­могательной школы сельскохозяйственных знаний, трудовых умений и навыков. «Известия АПН РСФСР», вып. 137, 1965.

Ковалева Е. А. К вопросу о роли непосредственного опыта и учебных занятий в приобретении специальных сельскохозяйственных знаний учащимися вспомогательных школ. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967, стр. 117.

Козле н ко Н. А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев, «Радянська школа», 1966 (на русс, яз.).

К о з л е н к о Н. А. Физическое воспитание учащихся V— VIII классов вспомогательной школы (на укр. яз.). Киев, «Радянська школа»,,1968.

Кондильяк Э. Трактат об ощущениях. М., Соцэкгиз, 1935.

Костю к Г. С. (на укр. яз.). Взаимосвязь обучения и развития аномальных школьников. Сб. «Тезисы докладов второй научно-практической конференции по вопросам специальной педагогики». Киев, 1963.

Красногорский Н. И. Развитие учения о физиологической и патофизиологической деятельности головного мозга у детей. «Тру­ды по изучению высшей нервной деятельности человека и живот­ных», т. 1. Медгиз, 1954.

Кудрявцева Е. М. Развитие анализа зрительно-восприни-маемых предметов у детей-олигофренов. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Лаужикас И. П. Очерки по воспитанию воли у учащихся. Автореферат докторской диссертации. Вильнюс, 1967.

Левитов Н. Д. Психология труда. М., Учпедгиз, 1963.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.

Л и п к и н а А. И. Анализ и синтез при познании предметов уча­щимися вспомогательной школы. Сб. «Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Лубовский В. И. О роли сигнальной системы в выработке условных связей у нормального и умственно отсталого ребенка. ^Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

Лубовский В. И. Словесная регуляция в образовании услов­ных связей у аномальных детей. Сообщение на XVIII международ­ном психологическом конгрессе, т. 31.

Л у р и я А. Р. Двигательный анализатор и проблема корковой организации движения. «Вопросы психологии», 1957, № 6.

Л у р и я А. Р. К вопросу о формировании произвольных дви­жений ребенка. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 1.

Л у р и я А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Л у р и я А. Р., Ц в е т к о в а Л. С. Нейропсихологический ана­лиз решения задач. М., «Просвещение», 1966.

Манжуло И. Н. Формирование измерительных действий у учащихся старших классов вспомогательной школы. Автореферат канд. диссертации. М., 1965.

М е р с и я н о в а Г. Н. Воспитание самостоятельности у учащих­ся вспомогательной школы при выполнении трудовых заданий. «Из­вестия АПН РСФСР», № 137. М., 1965.

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К- Планы и струк­тура поведения (пер. с англ.). М., «Прогресс», 1965.

МирскийС. Л. О формировании навыков самоконтроля в труде умственно отсталых школьников. Сб. «Специальная школа», вып. 3,*1965.

Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения в вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1966.

Мызников В. А. Производственная практика учащихся вспо­могательной школы в условиях фабричного производства. Об. «Вос­питательная работа в вспомогательной школе». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Непомнящая Н. И. Некоторые условия нарушения регули­рующей роли речи у умственно отсталых детей. «Проблемы высшей •нервной деятельности нормального и аномального ребенка».

Новик Ф. М. История воспитания и обучения умственно от­сталых детей. М., Учпедгиз, 1939.

Новик Ф. М. Хрестоматия по истории олигофренопедагогики. М., Учпедгиз, 1941.

Ноймюллер Г. К вопросу участия бывших учеников!вспомо-гательной школы в трудовой профессиональной деятельности. «Пя­тая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение-», 1967. Ч

Нудельман М. М. Об изменении зрительных представлений при забывании у глухонемых и умственно отсталых детей. М., Уч­педгиз, 1940.

Нудельман М. М. О некоторых особенностях представлений учащихся вспомогательной школы. В сб. «Особенности познаватель­ной деятельности учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Нудельман М. М. Исследование особенностей планирования трудовой деятельности умственно отсталыми школьниками. «Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

«Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах», под ред. Е. В. Шороховой. М., «Нау­ка», 1966.

«Особенности познавательной деятельности учащихся вспомога­тельных школ», под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

«Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», под ред. Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1965.

«Особенности использования наглядных и словесных средств обучения во вспомогательной школе». «Известия АПН РСФСР», вып. 68, 1954.

Пабст А. Практическое воспитание. СПб., 1910.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2, стр. 336. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1951.

Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития де­тей-олигофренов. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Перова М. Н. Изучение элементов физики и химии в старших классах (VI—VIII) вспомогательной школы. Автореферат диссерта­ции. М., 1968.

Петрова В. Г. Влияние практических действий на сравнение предметов умственно отсталыми школьниками. «Тезисы докладов на II съезде Общества психологов», вып. 4. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Пинский Б. И. Зависимость действий учащихся вспомога­тельной школы от соотношения слова и наглядности. Сб. «Психоло­гические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процес­се вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Пинский Б. И. О некоторых особенностях самоконтроля у умственно отсталых школьников. Сб. «Специальная школа», вып. 1, 1960.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Пинский Б. И. О развитии целенаправленных способов тру­довой деятельности у умственно отсталых школьников. «Пятая научная сессия по дефектологии» (1967, стр. 316). М., 1967.

Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., Медгиз, 1962.

Л о п а д и ч М. Ф. Труд как коррекционное средство воспитания имбецилов. Автореферат канд. диссертации. М., 1967.

П р а в д и н а-В и н а р с к а я Е. Н. Неврологическая характери­стика синдрома олигофрении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

«Проблемы высшей нервной деятельности нормального и ано­мального ребенка», т. 1, 1956, под ред. А. Р. Лурия. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

«Проблемы высшей нервной деятельности мального ребенка», под ред. А. Р. Лурия, т. РСФСР, 1958.

«Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы», под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

«Психология решения учащимися производственно-технических задач», под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвещение», 1965.

«Развитие учащихся в процессе обучения», под ред. Л. В. Зан­кова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

«Развитие ребенка». Материалы психологической сессии Все­мирной организации здравоохранения. Женева, 1955 (пер. с англ.). М., «Просвещение», 1963.

Розанов И. Г., Завитаев Н. А. Уроки ручного труда 1, 2, 3).М., Учпедгиз, 1958.

Рубинштейн С. Л. Основы общей гиз, 1946.

(вып. психологии. М., Учпед-

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., Учпедгиз, 1959.

«Ручной труд во вспомогательной борова. М., Учпедгиз, 1948.

Р я б ц е в М. И. Восстановление движений детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1949.

Р я б ц е в М. И. Методика ручного труда. М., Учпедгиз, 1954.

Р я б ц е в М. И., Тарасов В. Н. Основные вопросы трудово­го воспитания и обучения. В кн.: «Книга для учителя вспомогатель­ной школы». М., Учпедгиз, 1959.

Рябцев М. И., Кудряшова О. Д., Сакидонова Е. М., Якушева Е. Я. Опыт организации вспомогательной школы с сель­скохозяйственным профилем. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

С а й м он Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.

С е г е н Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умст­венно ненормальных детей (пер. с франц.). СПб., 1903.

«Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорож­ца, А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Сеченов И. М. Избранные произведения, т. 1. Физиология и психология. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952.

Синев В. Н. Изучение причинно-следственных связей на уро­ках географии в вспомогательной школе. Автореферат диссертации. М., 1968.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., «Просве­щение», 1966.

Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учи­теля вспомогательной школы. М., Изд-во АПН РСФР, 1960.

«Современная психология в капиталистических странах», иод ред. Е. В. Шороховой. М, Изд-во АН СССР, 1963.

Соколов А. Н. Роль осознания движений в выработке дви­гательных навыков. «Ученые записки Гос. института психологии», т. 2. М., 1941.

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятель­ности учащихся вспомогательной школы. М, Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Соловьев И. М. Уподобление представлений и вопросы на­глядности обучения во вспомогательной школе. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Станка Я. Комплексное воздействие на учеников вспомога­тельной школы посредством оптимальной координации трудового обучения с остальными предметами. «Пятая научная сессия по де­фектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1967.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 3 (клиника олигофрении). М., «Медицина», 1965.

Тарасов В. Н. К проблеме трудоустройства окончивших вспо­могательную школу. «Известия АПН РСФСР», вып. 19, 1948.

Тейлор Ф. В. Научные основы организации промышленных предприятий. СПб., 1912.

Т е п л о в Б. М. Психология музыкальных особенностей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1947.

Т р о ш и н Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравни­тельная психология нормальных и аномальных детей. Изд-во шко­лы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина, 1915.

Турчинская К. М. Активизация учебного процесса на уро­ках ручного труда во вспомогательной школе. Автореферат канд. диссертации. М., 1964.

Турчинская К. М. Трудовая деятельность как путь повыше­ния интеллектуальной активности и самостоятельности учащихся вспомогательной школы. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967.

«Умственно отсталый ребенок», под ред. А. Р. Лурия. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Ульянова Т. К. Речевое развитие учащихся младших клас­сов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окру­жающей действительности. Автореферат опубликован. М., 1966.

Фарапонова Э. А. Вопросы организации обучения труду в начальной школе. Сб. «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Ходарабе М., Блюменфельд С. Некоторые соображения о возможности развития характерных черт личности у умственно отсталого подростка во время уроков ручного труда. «Пятая науч­ная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1967.

X о л п и н Дж. Бездефектность. Новый подход к проблеме обеспечения качества (пер. с англ.). М., «Мир», 1968.

Ч е б ы ш е в а В. В. Процессы самоконтроля при усвоении тру­довых навыков. «Тезисы совещания по вопросам психологии труда». М., 1957.

Ч е б ы ш е в а В. В. Самоконтроль в процессе труда у промыш­ленных рабочих. «Доклады АПН РСФСР», вып. 3. М., 1957.

Чехов Н. В., Г е р ь е Е. Н. Вспомогательные школы для от­сталых детей. М., 1923.

Шадрина А. Я. Трудоустройство учеников, окончивших вспо­могательные школы. Сб. «Специальная школа», № 4. М., Учпед­гиз, 1961.

Ш и ф Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления де­тей-олигофренов. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогатель­ной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

«Школы для умственно отсталых детей за рубежом», под ред. Т. А. Власовой, Ж- И. Шиф. М., «Просвещение», 1966.

Шлегель И. О развитии, структуре, организации и методах политехнического воспитания и образования учащихся вспомога­тельной школы, в ГДР. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1967.

Шлосберг Л. Р. Некоторые особенности жизненной приспо­собляемости подростков-олигофренов. Доклад на союзных «Педаго­гических чтениях», рукопись, 1968.

Штромайер В. Лекции по психопатологии детского возра­ста (пер. с нем.). М., 1914.

Эйдинова М. Б., Правдин а-В инарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Якушев Я. О., Якушева Е. Я- Организация обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957,

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.......... 3

Глава I.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ........... 4

Глава II.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬ­НЫХ ШКОЛ....... 10

Глава III.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНО­СТИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 23

Глава IV. РЕЧЬ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 32

Глава V.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА.. 47

Глава VI.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ТРУДЕ......... 58

Глава VII.

ПОНИМАНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА......... 66

Глава VIII.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ДВИ­ЖЕНИЙ.......... 76

Глава IX.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.......... 90

Глава X.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ-ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ...... 116

Глава XI.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.. 126

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА... 145

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.176 с.)