Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная профессиональная школа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кроме удлинения сроков обучения;во вспомогательной школе, для улучшения профессиональной подготовки учащихся, конечно, могут быть использованы и другие пути. Так, в нашей стране был опыт передачи выпускников вспомогательных школ в ремесленные училища. Однако в связи с повышением требований к образовательному цензу поступающих в ремесленные училища этот путь стал практически неосуществимым. Более интересным и результативным был опыт ряда школ, организовавших дополнительное профессиональное обучение для своих выпускников на краткосрочных курсах подготовки строительных рабочих (штукатуров, маляров, обойщиков, каменщиков). На этих курсах из выпускников вспомогательных школ комплектовались особые учебные группы. Опыт обучения и последующая работа на стройках показывают, что выпускники вспомогательных школ вполне успешно овладевали практическими навыками работы по названным специальностям1. Однако и в этом случае обнаружилось, что ряд технологических знаний, предусмотренных программами курсов по этим специальностям, оказался трудным, недоступным для бывших учеников вспомогательной школы. Поэтому часть теоретических знаний, предусмотренных в программе, не сообщалась учащимся.
Очевидно, подобная форма организации дополнительного профессионального обучения умственно отсталых подростков вполне возможна при условии подготовки их по специальным программам. В ряде европейских стран существует специальная система учебных учреждений для профессионально-трудового обучения умственно отсталых подростков и юношей, прошедших обучение во вспомогательных школах. Эти учреждения' организованы либо как самостоятельные школы, либо как школы при промышленных предприятиях. И в том и в другом случае профессиональное обучение выделено из вспомогательной школы в особую систему. Как самостоятельные профессиональные школы, так и школы при промышленных предприятиях имеются в Польской Народной Республике, в ГДР, в Чехословакии, во Франции и в ряде других стран *. В тех странах, где имеются две системы специальных школ, общая и профессиональная, перед вспомогательной школой, как правило, не ставится задача профессионализации и дается только общетрудовая 'подготовка. В профессиональных школах обычно проводится два вида учебных занятий с учащимися по той или иной специальности: а) теоретические (материаловедение, организация производства, техника безопасности); б) производственное обучение (внутри школы и на производстве). Опыт зарубежных профессиональных школ показывает, что далеко не все учащиеся профессиональных школ в состоянии усвоить программный материал по специальностям. Возникает необходимость дифференцированного подхода к учащимся с разными уровнями умственного развития. Поэтому в практике школ предусматривается обучение менее развитых учеников по облегченным программам или подбирается более доступная им специальность (как правило, картонажное дело).
Такая организация профессионального обучения умственно отсталых детей имеет ряд положительных сторон. Главная из них заключается в постоянной связи обучения с производительным трудом учащихся. Производительный труд выступает как фактор воспитания и обучения. Профшкола позволяет более концентрирований и быстро готовить учащихся к работе по специальности. Между профшколами и производствами легче устанавливаются деловые, взаимно полезные связи. В частности, в значительной мере облегчается проблема трудоустройства выпускников профшколы. Это обстоятельство следует особенно подчеркнуть, так как из опыта известно, что те умственно отсталые подростки, юноши и девушки, которые не получили предварительной профессиональной подготовки в школе, как правило, не могут овладеть специальностью в процессе практической работы на производстве. Поэтому они вынуждены чаще других менять место работы. Если для нормального подростка бывает вполне достаточно общетрудовой подготовки политехнического характера, чтобы выбрать себе специальность и довольно быстро освоить ее, то для умственно отсталых такой путь почти невозможен. Умственно отсталый нуждается в длительном специально организованном профессиональном обучении. Следует сказать, что в организации трудового обучения в зарубежных вспомогательных и в специальных профессиональных школах есть очень слабое место: большая часть учащихся, окончивших вспомогательную школу, не попадая в профшколу, в конечном счете не получают организованной подготовки к производительному труду. Вторая, профессиональная часть обучения для многих учеников остается недоступной. Недостаточность числа профшкол, отсутствие интернатов, а очень часто и возраст учеников (17—18 лет) заставляет родителей поскорее трудоустроить своих детей. Советские вспомогательные школы со своей системой профессионально-трудового обучения имеют явное преимущество по сравнению с «двухступенчатой» подготовкой к труду умственно отсталых детей за рубежом. Вместе с тем есть серьезные доводы против продолжения дополнительного обучения умственно отсталых юношей и девушек в возрасте 16—18 лет в системе основной вспомогательной школы. Профессиональное обучение по своему содержанию должно быть практически производственным. Организовать такое обучение на базе учебных мастерских вспомогательных школ часто не представляется возможным. Требование о соединении обучения с производительным трудом легче осуществить непосредственно на производстве. Следует добавить, что возраст учащихся ко времени профессионального обучения потребует иных форм воспитательной работы, чем те, которые обычно присущи работе с детским коллективом. Наконец задачи производственного обучения, необходимость создания постоянной связи школы с предприятиями ставят задачу отыскать новые формы организации всей системы учебно-воспитательной работы. Мы предполагаем, что наиболее удовлетворительным решением вопроса было бы создание такой системы профессионального обучения для умственно отсталых детей и подростков, которая обеспечивала бы частичную подготовку по определенной специальности в самой вспомогательной школе и расширяла бы эту подготовку на последующих этапах обучения. Первая ступень профессионально-трудового обучения должна осуществляться внутри существующей вспомогательной школы. По своему характеру, содержанию и степени сложности трудовое обучение должно быть примерно таким, как в современных восьмилетних вспомогательных школах (выше уже говорилось о необходимости перенести начало профессионального обучения в V классы). Заканчиваться эта ступень профессионально-трудового обучения должна внутришкольным экзаменом по труду, без выдачи квалификационных удостоверений. Для многих учеников на этом и будет завершаться школьное профессионально-трудовое обучение, поскольку к окончанию школы им будет 17—18 лет. Далее они смогут повысить свою профессиональную подготовку (или получить новую специальность) непосредственно на производстве. Другая часть учеников, оканчивающих вспомогательную школу в 15—16-летнем возрасте, могла бы продолжить свое обучение в специальной профессиональной школе.
* * *
Специальная (или иначе «вспомогательная») профессиональная школа, как мы ее представляем, должна быть естественным продолжением основной вспомогательной школы, и зачисление в эту школу должно происходить без всяких экзаменов для всех 15— 16-летних выпускников основной школы, независимо от состояния успеваемости по общеобразовательным предметам. Единственным противопоказанием для поступления в школу (или выбора специальности) могут быть медико-педагогические данные о возможностях ученика обучаться той или иной профессии. Основной задачей профессиональной школы является такая организация трудового, профессионального обучения, при которой ученики в итоге могут выполнить установленные квалификационные экзамены по изучаемой специальности на уровне 1—2—3-го разрядов. Разумеется, сдача квалификационных экзаменов должна быть организована непосредственно на предприятиях, где осуществлялось производственное обучение. В процессе профессионально-производственного обучения должна продолжаться работа по воспитанию учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности. Содержание учебного плана и распределение часов по предметам в общем виде, вероятно, будет копией проекта учебного плана для IX и X классов (десятилетней вспомогательной школы).
Проект Учебный план специальной профессиональной школы
Общие требования при организации профессионально-трудового обучения в специальной школе должны прежде всего ориентировать на повышение качества производственных знаний, умений и навыков у учащихся (отработка скоростных навыков; умение работать в поточно-операционной системе разделения труда; хорошее знание техники безопасности; достаточный уровень самостоятельности в труде). Участие в производительном труде должно быть основой организации профессионального обучения и воспитательной работы с учениками в профшколе. Не исключена возможность материального (денежного) вознаграждения за участие в производительном труде, с учетом количества и качества выполненной работы. Кратко о возможном содержании общеобразовательного обучения в профшколе. Обществоведение Основное содержание предмета — это сведения из Конституции СССР (права и обязанности граждан, касающиеся труда, отдыха, лечения, пенсионного обеспечения; административные органы, их функции; охрана общественного порядка и т. п.). Вопросы текущей политики внутри страны; молодежные организации; профсоюзы; борьба за мир; события за рубежом, борьба трудящихся за рубежом за свои права. Родной язык и литература Закрепление навыков грамотного письма и чтения; деловое письмо. Воспитание устойчивого интереса к чтению литературы, периодики. Арифметика Расширение знаний по ранее изученному арифметическому материалу. Закрепление счетно-измерительных навыков, относящихся к профессии. Подводя итог всему сказанному о возможных путях организации профессионально-трудового обучения умственно отсталых учащихся, необходимо подчеркнуть следующее. Профессиональная направленность в трудовом обучении умственно отсталых подростков до сих пор в нашей стране осуществлялась только во вспомогательной школе. Никаких других организационных форм профессионального обучения для умственно отсталых у нас не было. Вспомогательные школы накопили богатый опыт этой работы. В этой школе постепенно вырастаю/ кадры учителей-трудовиков с дефектологической ориентацией. Созданы учебники по обучению некоторым -видам профессий и соответствующие методические пособия. Все это обязывает самым тщательным образом учитывать опыт вспомогательных школ при любой перестройке системы профессионально-трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. При этом особенно бережно надо относиться к достижениям советской вспомогательной школы в области использования процесса трудового обучения для коррекции недостатков развития умственно отсталых учащихся и формирования у них нравственных качеств, необходимых людям, вступающим на путь самостоятельного производительного труда на благо Родины.
ЛИТЕРАТУРА К. М а р к с, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 23 (стр. 195). М., Госполитиздат, 1960. Айтметова С. Ш. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательных школ в качестве основы их речи. Диссертация. М., 1963. Акименко И. П. Состояние темпа работы учащихся вспомогательной школы при трудовом обучении и педагогические пути его повышения. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», вып. 2. М., Учпедгиз, 1949. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессе познания и труда. М., Изд-во АПН РСФСР, вып. 91, 1958. Архангельский С. Н. Психологические особенности труда передовиков и новаторов производства. «Известия АПН РСФСР», вып. 91. М., 1958. Асафова А. Г. Катамнез детей, окончивших 30-ю вспомогательную школу г. Москвы в 1955—1960 годах. «Специальная школа», 1963, вып. 4. Бабенкова Р. Д. Оути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореферат диссертации. М., 1963. Б е д о р Е. Влияние речи на развитие образного мышления учащихся вспомогательных школ. Автореферат диссертации. М., 1963. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов. «Вопросы психологии», 1957, № 6. Б о р к о в а Т. Н., Гурьянов С. В., КарандееваО. С. Формирование умений и навыков на уроках ручного труда у младших школьников. Материалы совещания по психологии (1—6 июля 1955 г.). М., 1957. Будницкая И. И. Предметное содержание рисунков и рассказов на заданную тему у учащихся массовой и вспомогательной школы. В сб. «Умственное развитие школ». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. В а в и н а Л. С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе организованного практического опыта. Диссертация. М., 1968. Валлон А. От действия к мысли. Изд-во иностр. лит., М., 1956. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., «Просвещение» 1967. Василевская В. Я., Краснянская И. М., Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом. «Известия АПН РСФСР», вып. 68. М., 1965. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащихся вспомогательной школы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. 'В е к к е р М. М., Л о м о в Б. Ф. К вопросу о структуре трудового действия. Материалы II Закавказской конференции психологов. Сб. «Вопросы психологии». Ереван, 1960. «Вопросы психологии обучения труду», под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. «Вопросы психологии обучения труду в школе». «Известия АПН СССР», вып. 144, 1968. «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей». Сборник статей и материалов ко II съезду работников СПОН. М., 1924. «Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе». «Известия АПН РСФСР», вып. 137, 1965. «Вопросы психологии учащихся вспомогательных школ». «Известия АПН РСФСР», вып. 57, 1954. «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников», под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. Выгодская Г. Л. Соотношение между осмыслением инструкции и выполнением действия у умственно отсталых детей. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Выготский Л. С К психологии и педагогике детской дефективности. Сб. «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей». М., 1924. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1956. Гальперин П. Я. Основные типы учения. «Тезисы докладов I съезда Общества психологов», вып. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. Г е р с а м и я Е. А. К вопросу о значении мотивации в познавательных процессах у детей-олигофренов. «Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. Г о з о в а А. П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом обучении учащихся вспомогательных школ. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных классах», вып. 4. М., Учпедгиз, 1957. ГозоваА. П. О развитии осязательного восприятия у учащихся вспомогательных школ. «Специальная школа», вып. б. М., Учпедгиз, 1959. Розова А. П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. М., «Просвещение», 1966. Граборов А. Н. Принципы и методика трудового воспитания. Сборник лекций «Воспитание и обучение дефективных детей». М.—Л., ГИЗ, 1918. Граборов А. Н. Вспомогательная школа. М.—Л., ГИЗ, '1923. Граборов А. Н. Основные моменты коррекционно-воспита-тельной работы. Сб. «Новые пути в дефектологии». М., Учпедгиз, 1935. Граборов А. Н. Труд как средство коррекции. Об. «Вопросы дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1949. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, Учпедгиз, 1961. Грибоедов А. С. О целях вспомогательной школы. Сб. «Вопросы изучения и воспитания личности», № 1—2, Л., 1929. Гукасова А. М. Вопросы методики трудового обучения в начальных классах. М., «Просвещение», 1967. Гурьянов Е. В., Ошанин Д. А., Ч е б ы ш е в а В. В. Современное состояние и задачи психологии труда. «Вопросы психологии», 1957, №3. Д е м о р Ж. Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе (пер. с нем.). М., 1909. «Детская дефективность, преступность и беспризорность». Материалы II Всероссийского съезда, 1920. М., Гиз, 1922. «Для народного учителя». Журн., 1914, № 7. Дульнев Г. М. О воспроизведении вновь усвоенных слов учащимися вспомогательной школы. «Известия АПН РСФСР», вып. 19. М., 1948. Дульнев Г. М. Об изучении учащихся на уроках труда. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», вып. 2. М., Учпедгиз, 1952. Дульнев Г. М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», вып. 4. М., Учпедгиз, 1952. Дульнев Г. М. Труд как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка. «Тезисы докладов по проблеме компенсаторных приспособлений». М., 1958. Дульнев Г. М. Проблема воспитания умственно отсталого ребенка. «Труды научной сессии по дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР,,1958. Дульнев Г. М. Трудовое обучение и умственное развитие учащихся вспомогательной школы. «Тезисы докладов на совещании Московского отделения Общества психологов по вопросам психологии трудового воспитания и обучения». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Дульнев Г. М. Педагогические основы трудового воспитания и обучения учащихся вспомогательной школы. Сб. «Тезисы докладов научной конференции Литовской ССР по вопросам дефектологии».-Вильнюс, 1963. Дульнев Г. М. Система трудового обучения учащихся вспомогательных школ. «Известия АПН РСФСР», вып. 137, 1965. Дульнев Г. М. Особенности и коррекция умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в труде. «Тезисы сообщения на XVIII Международном психологическом конгрессе», т. III. М., «Наука», 1966. Дульнев Г. М. Коррекция умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в трудовом обучении. «Сборник докладов на Втором дефектологическом конгрессе Югославии». Белград, 1960 (на сербско-хорватском языке). Дульнев Г. М. Актуальные проблемы олигофренопедагогики (тезисы). «Пятая научная сессия по дефектологии» (27—30 марта 1967). М., «Просвещение», 1967. Дульнев Г. М. Труд как педагогическое средство развития умственной деятельности учащихся вспомогательных школ (тезисы). «Пятая научная сессия по дефектологии» (27—30 марта 1967). М., «Просвещение», 1967. Дульнев Г. М. Проблемы трудового навчання формування осо-бистих якостей в учшв допомижшх шил. «Народна освгта педагогична наука в Украшськш РСР за 50 роюв». Тези юбьчейно науково сес-си. Кит, 1967. Дульнев Г. М. Речь и трудовая деятельность умственно отсталого ребенка (рукопись), 1966. Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками. «Специальная школа», вып 4 (124) М «Просвещение», 1967. Дульнев Г. М. Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения (рукопись), 1967. Дульнев Г. М. Вспомогательные школы в Польской Народной Республике. Сб. «Школы для умственно отсталых школьников за рубежом», под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1966. Дульнев Г. М. Трудовое обучение и формирование личности учащегося вспомогательной школы. («Специальная школа», вып 4 (130), 1968. Дульнев Г. М. Осознание причинно-следственных зависимостей в труде учащимися вспомогательной школы. Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, т. III, вып. 1. М., 1968. 3 а н к о в Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка М., Учпедгиз, 1935. 3 а н к о в Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., Учпедгиз, 1939. Занков Л. В. О коррекционно-воспитательной работе в специальных школах. Сб. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», вып..1. М., Учпедгиз, 1944. Занков Л. В. О начальном обучении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Зейгарник Б. В. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. М., Медгиз, 1952. Иованович С. Профессиональная подготовка и трудоустройство умственно отсталых детей в Социалистической Республике Сербии. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы) М «Просвещение», 1967. И т е л ь с о н Л. Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М., Учпедгиз, 1963. Кар в я лис В. И. Пути повышения влияния занятий ручным трудом на умственное развитие учащихся вспомогательных школ. Автореферат канд. диссертации. М., 1962. К а р в я л и с В. И. Мышление умственно отсталых детей в процессе конструктивной деятельности. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967, стр. 309. К а щ е н к о В. П. Дефективные дети и школа. М., 19<12. «Книга для учителя вспомогательной школы», под ред. Г. М. Дульнева. М., Учпедгиз, 1959. Ковалева Е. А. Сельскохозяйственное профессионально-трудовое обучение в вспомогательной школе. Автореферат канд. диссертации. М., 1963. Ковалева Е. А. Опыт проверки доступности учащимся вспомогательной школы сельскохозяйственных знаний, трудовых умений и навыков. «Известия АПН РСФСР», вып. 137, 1965. Ковалева Е. А. К вопросу о роли непосредственного опыта и учебных занятий в приобретении специальных сельскохозяйственных знаний учащимися вспомогательных школ. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967, стр. 117. Козле н ко Н. А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев, «Радянська школа», 1966 (на русс, яз.). К о з л е н к о Н. А. Физическое воспитание учащихся V— VIII классов вспомогательной школы (на укр. яз.). Киев, «Радянська школа»,,1968. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях. М., Соцэкгиз, 1935. Костю к Г. С. (на укр. яз.). Взаимосвязь обучения и развития аномальных школьников. Сб. «Тезисы докладов второй научно-практической конференции по вопросам специальной педагогики». Киев, 1963. Красногорский Н. И. Развитие учения о физиологической и патофизиологической деятельности головного мозга у детей. «Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных», т. 1. Медгиз, 1954. Кудрявцева Е. М. Развитие анализа зрительно-восприни-маемых предметов у детей-олигофренов. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Лаужикас И. П. Очерки по воспитанию воли у учащихся. Автореферат докторской диссертации. Вильнюс, 1967. Левитов Н. Д. Психология труда. М., Учпедгиз, 1963. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965. Л и п к и н а А. И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы. Сб. «Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953. Лубовский В. И. О роли сигнальной системы в выработке условных связей у нормального и умственно отсталого ребенка. ^Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2. Лубовский В. И. Словесная регуляция в образовании условных связей у аномальных детей. Сообщение на XVIII международном психологическом конгрессе, т. 31. Л у р и я А. Р. Двигательный анализатор и проблема корковой организации движения. «Вопросы психологии», 1957, № 6. Л у р и я А. Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребенка. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 1. Л у р и я А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Л у р и я А. Р., Ц в е т к о в а Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., «Просвещение», 1966. Манжуло И. Н. Формирование измерительных действий у учащихся старших классов вспомогательной школы. Автореферат канд. диссертации. М., 1965. М е р с и я н о в а Г. Н. Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы при выполнении трудовых заданий. «Известия АПН РСФСР», № 137. М., 1965. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К- Планы и структура поведения (пер. с англ.). М., «Прогресс», 1965. МирскийС. Л. О формировании навыков самоконтроля в труде умственно отсталых школьников. Сб. «Специальная школа», вып. 3,*1965. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения в вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1966. Мызников В. А. Производственная практика учащихся вспомогательной школы в условиях фабричного производства. Об. «Воспитательная работа в вспомогательной школе». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957. Непомнящая Н. И. Некоторые условия нарушения регулирующей роли речи у умственно отсталых детей. «Проблемы высшей •нервной деятельности нормального и аномального ребенка». Новик Ф. М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. М., Учпедгиз, 1939. Новик Ф. М. Хрестоматия по истории олигофренопедагогики. М., Учпедгиз, 1941. Ноймюллер Г. К вопросу участия бывших учеников!вспомо-гательной школы в трудовой профессиональной деятельности. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение-», 1967. Ч Нудельман М. М. Об изменении зрительных представлений при забывании у глухонемых и умственно отсталых детей. М., Учпедгиз, 1940. Нудельман М. М. О некоторых особенностях представлений учащихся вспомогательной школы. В сб. «Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953. Нудельман М. М. Исследование особенностей планирования трудовой деятельности умственно отсталыми школьниками. «Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. «Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах», под ред. Е. В. Шороховой. М., «Наука», 1966. «Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательных школ», под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», под ред. Ж. И. Шиф. М., «Просвещение», 1965. «Особенности использования наглядных и словесных средств обучения во вспомогательной школе». «Известия АПН РСФСР», вып. 68, 1954. Пабст А. Практическое воспитание. СПб., 1910. Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2, стр. 336. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1951. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Перова М. Н. Изучение элементов физики и химии в старших классах (VI—VIII) вспомогательной школы. Автореферат диссертации. М., 1968. Петрова В. Г. Влияние практических действий на сравнение предметов умственно отсталыми школьниками. «Тезисы докладов на II съезде Общества психологов», вып. 4. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Пинский Б. И. Зависимость действий учащихся вспомогательной школы от соотношения слова и наглядности. Сб. «Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. Пинский Б. И. О некоторых особенностях самоконтроля у умственно отсталых школьников. Сб. «Специальная школа», вып. 1, 1960. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. Пинский Б. И. О развитии целенаправленных способов трудовой деятельности у умственно отсталых школьников. «Пятая научная сессия по дефектологии» (1967, стр. 316). М., 1967. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., Медгиз, 1962. Л о п а д и ч М. Ф. Труд как коррекционное средство воспитания имбецилов. Автореферат канд. диссертации. М., 1967. П р а в д и н а-В и н а р с к а я Е. Н. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка», т. 1, 1956, под ред. А. Р. Лурия. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. «Проблемы высшей нервной деятельности мального ребенка», под ред. А. Р. Лурия, т. РСФСР, 1958. «Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы», под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. «Психология решения учащимися производственно-технических задач», под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвещение», 1965. «Развитие учащихся в процессе обучения», под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. «Развитие ребенка». Материалы психологической сессии Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1955 (пер. с англ.). М., «Просвещение», 1963. Розанов И. Г., Завитаев Н. А. Уроки ручного труда 1, 2, 3).М., Учпедгиз, 1958. Рубинштейн С. Л. Основы общей гиз, 1946. (вып. психологии. М., Учпед- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., Учпедгиз, 1959. «Ручной труд во вспомогательной борова. М., Учпедгиз, 1948. Р я б ц е в М. И. Восстановление движений детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1949. Р я б ц е в М. И. Методика ручного труда. М., Учпедгиз, 1954. Р я б ц е в М. И., Тарасов В. Н. Основные вопросы трудового воспитания и обучения. В кн.: «Книга для учителя вспомогательной школы». М., Учпедгиз, 1959. Рябцев М. И., Кудряшова О. Д., Сакидонова Е. М., Якушева Е. Я. Опыт организации вспомогательной школы с сельскохозяйственным профилем. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954. С а й м он Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. М, Изд-во АПН РСФСР, 1958. С е г е н Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей (пер. с франц.). СПб., 1903. «Сенсорное воспитание дошкольников», под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Сеченов И. М. Избранные произведения, т. 1. Физиология и психология. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952. Синев В. Н. Изучение причинно-следственных связей на уроках географии в вспомогательной школе. Автореферат диссертации. М., 1968. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., «Просвещение», 1966. Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М., Изд-во АПН РСФР, 1960. «Современная психология в капиталистических странах», иод ред. Е. В. Шороховой. М, Изд-во АН СССР, 1963. Соколов А. Н. Роль осознания движений в выработке двигательных навыков. «Ученые записки Гос. института психологии», т. 2. М., 1941. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М, Изд-во АПН РСФСР, 1953. Соловьев И. М. Уподобление представлений и вопросы наглядности обучения во вспомогательной школе. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Станка Я. Комплексное воздействие на учеников вспомогательной школы посредством оптимальной координации трудового обучения с остальными предметами. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1967. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 3 (клиника олигофрении). М., «Медицина», 1965. Тарасов В. Н. К проблеме трудоустройства окончивших вспомогательную школу. «Известия АПН РСФСР», вып. 19, 1948. Тейлор Ф. В. Научные основы организации промышленных предприятий. СПб., 1912. Т е п л о в Б. М. Психология музыкальных особенностей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1947. Т р о ш и н Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и аномальных детей. Изд-во школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина, 1915. Турчинская К. М. Активизация учебного процесса на уроках ручного труда во вспомогательной школе. Автореферат канд. диссертации. М., 1964. Турчинская К. М. Трудовая деятельность как путь повышения интеллектуальной активности и самостоятельности учащихся вспомогательной школы. «Пятая научная сессия по дефектологии». М., «Просвещение», 1967. «Умственно отсталый ребенок», под ред. А. Р. Лурия. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Ульянова Т. К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности. Автореферат опубликован. М., 1966. Фарапонова Э. А. Вопросы организации обучения труду в начальной школе. Сб. «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. Ходарабе М., Блюменфельд С. Некоторые соображения о возможности развития характерных черт личности у умственно отсталого подростка во время уроков ручного труда. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1967. X о л п и н Дж. Бездефектность. Новый подход к проблеме обеспечения качества (пер. с англ.). М., «Мир», 1968. Ч е б ы ш е в а В. В. Процессы самоконтроля при усвоении трудовых навыков. «Тезисы совещания по вопросам психологии труда». М., 1957. Ч е б ы ш е в а В. В. Самоконтроль в процессе труда у промышленных рабочих. «Доклады АПН РСФСР», вып. 3. М., 1957. Чехов Н. В., Г е р ь е Е. Н. Вспомогательные школы для отсталых детей. М., 1923. Шадрина А. Я. Трудоустройство учеников, окончивших вспомогательные школы. Сб. «Специальная школа», № 4. М., Учпедгиз, 1961. Ш и ф Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов. Сб. «Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. «Школы для умственно отсталых детей за рубежом», под ред. Т. А. Власовой, Ж- И. Шиф. М., «Просвещение», 1966. Шлегель И. О развитии, структуре, организации и методах политехнического воспитания и образования учащихся вспомогательной школы, в ГДР. «Пятая научная сессия по дефектологии» (тезисы). М., «Просвещение», 1967. Шлосберг Л. Р. Некоторые особенности жизненной приспособляемости подростков-олигофренов. Доклад на союзных «Педагогических чтениях», рукопись, 1968. Штромайер В. Лекции по психопатологии детского возраста (пер. с нем.). М., 1914. Эйдинова М. Б., Правдин а-В инарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. Якушев Я. О., Якушева Е. Я- Организация обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957,
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора.......... 3 Глава I. ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ........... 4 Глава II. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ....... 10 Глава III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 23 Глава IV. РЕЧЬ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 32 Глава V. КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА.. 47 Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ТРУДЕ......... 58 Глава VII. ПОНИМАНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА......... 66 Глава VIII. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ДВИЖЕНИЙ.......... 76 Глава IX. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.......... 90 Глава X. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ-ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ...... 116 Глава XI. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.. 126
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА... 145
Литература.... |
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.20.252 (0.02 с.) |