Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап – формирование психосексуальных ориентаций.

Поиск

Третий этап – формирование психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения.

Гетерохронность течения пубертатного периода проявляется как на меж индивидуальном уровне (один мальчик в 14-15 лет - фактически уже юноша, другой - подросток, а третий - ребенок), так и внутри индивидуальном - гетерохрония разных проявлений созревания у одного индивида. Взрослые и сверстники воспринимают быстрее развивающихся мальчиков как более зрелых, а ретардантов - как менее зрелых; большинство лидеров в старших классах выходят из акселератов, ретарданты же инфантильны, демонстративны либо, наоборот, замкнуты. Но преимущества акселератов не абсолютны: они имеют меньше времени на связанные с пубертатным периодом психологические перестройки, тогда как ретарданты, располагая более длительным временем, решают психологические проблемы этого периода более гибко. Девочка с ускоренным половым созреванием опережает в развитии не только ровесников, но и ровесниц, «вырастая», таким образом, из жизни девочек своего возраста, но не всегда, будучи готовой, к общению со старшими мальчиками; акселерация у девочек вызывает трудности, часто большие, чем у мальчиков. И. С. Кон приводит также данные о последующем развитии акселератов и ретардантов.

Реорганизация образа физического «Я» - своеобразное психологическое зеркало темпов полового созревания; у мальчиков она начинается позже, но протекает более бурно, чем у девочек. К 13-14 годам, когда большинство девочек обладают достаточными и выраженными признаками завершающегося созревания, большинство мальчиков только еще переживают активную пубертатную ломку. В 11 - 14 лет девочки по физическому развитию опережают мальчиков на 2-3 года, но уже к 15 годам мальчики опережают девочек (Л.Н. Уланова). У мальчиков реорганизация образа тела принимает проблемный характер чаще, а у девочек проблемы возникают реже, но переживаются сложнее и труднее. Менархе и установление менструального цикла, в отличие от поллюций и мастурбаторных эякуляций, - безусловный признак созревания. Задержка менархе связана обычно и с более тревожной реакцией на менструации. В свою очередь, тревожность может обусловливать более сильные жалобы на протекание менструаций. Кроме того, у девочек реорганизация образа тела протекает в большей связи с другими психологическими перестройками, контекстом жизни и жизненных притязаний. Трудности реорганизации образа тела проявляются и в подростковой манере одеваться. За своеобразием и экстравагантностью скрываются не только стремление выделиться или связанная с подростковой реакцией группирования неподражаемая манера быть как все (все в данном случае - референтная группа сверстников), но и попытки уменьшить напряженность переживания происходящих телесных изменений. Время и усилия, затрачиваемые людьми на оформление своей внешности (выбор одежды, уход за кожей, татуировка, пластические операции и пр.), направлены на достижение соответствия идеальному образу «Я» - прежде всего физическому. Классические образцы идеального составляют ядро культуры, а современность вносит в них свои коррективы. Было время, когда девушек угнетало недостаточное развитие груди, но сегодня они мирятся с ним много легче, чем с избыточным. Одежда выполняет не только функцию защиты тела, она становится своеобразным продолжением тела, включается в его образ и компенсирует (скрадывает или подчеркивает) вызывающие тревогу или неудовлетворенность детали. Одеваясь «как все», подросток подчеркивает и свою принадлежность к группе, но, прежде всего, это для него - обретение «нормального» образа тела.

Уровни нравственности и стадии развития сексуального сознания препубертатного, пубертатного и переходного периодов. Особенности физиологии. Поло-ролевое поведение. Значение подросткового опыта и воображения. Влияние либерализации половой морали на сексуальное сознание детей и подростков. Раннее начало интимной жизни. Варианты сексуального поведения подростков. Сексуальная идентификация подростков.

Основные понятия: сексуальное сознание, поло-ролевой стереотип, эротическое влечение, половая мораль, идентификация, амбивалентность, гендерный, гениталии, мастурбация, маскулинность, пубертатность, препубертатность, фемининность.

 

Темы контрольных работ

1. Характеристика каждого этапа психосексуального развития.

2. Цели и задачи каждого этапа психосексуального развития.

3. Особенности развития зрелой сексуальности в подростковом возрасте.

4. Взаимоотношение девушки и мамы в период романтико-эротической стадии развития (13-15 лет).

5. Роль отца в психосексуальном развитии ребенка.

6. Межпоповое общение детей 7 - 13 лет - залог нормального развития зрелой сексуальности.

 

3.4. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.

1. Главной задачей массовых опросов А. Кинзи было:

1. Исследование мотивации сексуального поведения

2.Различение нормального и патологического сексуального поведения

3. Изучение половозрастных особенностей сексуальных переживаний

4. Объективное изучение сексуального поведения

2. За счет чего, из перечисленного, полученные А. Кинзи данные не могут считаться полностью репрезентативными:

1. Недостаточное количество опрошенных

2. Работа с добровольцами, соглашавшимися или желавшими беседовать

3. Использование разных интервьюеров

4. Жесткая тенденция к объективизации сексуальности

5. Все перечисленное

6. Указанное в пп. 1 и 2

7. Указанное в пп. 1 и 3.С

8. Указанное в пп. 2 и 4

9. Согласно У. Мастерсу и В. Джонсон, различают стадии сексуального цикла, в число которых не входит стадия:

1) интереса/желания;

2) возбуждения;

3) плато;

4) оргазма;

5) разрешения;

10. Согласно психологической схеме Б. Зилбергерда и К. Эллисон, сексуальный цикл представлен всеми перечисленными стадиями, кроме:

1) интереса/желания;

2) возбуждения;

3) физиологической готовности;

4) плато;

5) удовлетворения.

4. Что из перечисленного является обозначением 3-й стадии сексуального реагирования по У. Мастерсу и В. Джонсон:

1) оргазм;

2) плато;

3) разрешение;

4) возбуждение.

5. На какой из стадий, согласно У. Мастерсу и В. Джонсон, организм подготавливается к сексуальному взаимодействию:

1) плато;

2) возбуждение;

3) оргазм;

4) разрешение.

 

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТИ И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

4.1. Половые роли и образ "Я". Сексуальное сознание и сек-суальная ориентация подростков

Развитие «половых ролей». Роль межполового общения в этом периоде, основанном на совместной деятельности. Профилактика детской аутичности, ригидности, сензитивности, ведущих к развитию комплекса «неполноценности».

Уже в дошкольном возрасте совершается этапное развертывание и становление половых ролей (идентичностей): первичная идентичность - роль - единство роли и идентичности. Первая категория, в которой ребенок осмысливает свое «Я», - это категория пола. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так, и еще не умеет различать других людей по половой принадлежности. В его сознании сформированы представления о половой дифференциации только по внешним признакам (одежда, прическа и т. п.). Далее разворачивается этап освоения половых ролей и знакомства с различиями полов. На этом этапе (1,5-5 лет) ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние индивида, а не постоянное свойство. До 3 лет мальчики и девочки психологически «бесполы», не видят различий в употреблении местоимений, указывающих на половую принадлежность. Но уже к 4 годам они имеют осознанное представление о различиях в «устройстве» мальчиков и девочек, впервые начинают интересоваться половыми различиями и задавать соответствующие вопросы. Половые роли и идентичности еще формируются и могут диссоциировать. Лишь к 5-6 годам в ходе нормального развития роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К этому возрасту ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или она - женщиной), хотя количественная разница «мальчик - мужчина» («девочка - женщина») может казаться ему (ей) много больше, чем качественная.

Три альтернативные теории о поло-ролевой социализации: идентификация, типизация, самокатегоризация.

Три этапа развития сексуального самосознания:

1. Формирование полового самосознания.

2. Формирование стереотипа поло-ролевого поведения.

3. Формирование психосексуальных ориентаций.

Соотношение биологического и социального в развитии сексуального самосознания.

Возрастные границы пубертатности. Эротические мечты и фантазии. Обретение опыта телесного контакта. Свидания, поцелуи, мастурбация, парный петтинг. Сексуальное поисковое поведение и вариативность его моделей. Половые отличия в психосексуальном развитии подростков, дифференциация интересов. Взрыв гормональной ''бури" и ее влияние на интенсивность и распространение опыта самоудовлетворения. Отношение к подростковой мастурбации. Научные установки детям и родителям.

Опыт гетеро- и гомосексуальных отношений. Зависимость сексуального сценария пубертатного развития от культурных норм и установок семьи, референтного окружения ровесников. СМИ в формировании «сексуально-привлекательного» образа Я.

Основные понятия: детский аутизм, ригидность, сензитивность, гетеросексуальность, гомосексуальность, референтность.

Темы контрольных работ

1. Характеристика содержания альтернативных теорий о поло-ролевой социализации: идентификация, типизация, самокатегоризация.

2. Три этапа развития сексуального самосознания:

а. формирование полового самосознания;

б. формирование стереотипа поло-ролевого поведения;

в. формирование психосексуальных ориентаций.

3. Соотношение биологического и социального подходов к развитию сексуального самосознания.

4. Изменение личности у девочек в подростковом возрасте.

5. "Я" и "ОНО" в период полового созревания.

6. Причины возникновения нарушений психосексуального развития дошкольников.

4.2. Влияние среды на сексуальное поведение. Критические ситуации в сексуальном поведении

Социальная среда, общество воздействуют на формирование пола человека, на психосексуальное развитие личности. Это формирование зависит от уровня экономического, социального, культурного развития общества, его политических и духовных целей, особенностей идеологии, традиций, морали, эстетических ценностей, социальных контактов, взаимоотношения полов.

Факторы, определяющие сексуальное поведение:

1. Социальная обусловленность;

2. Уровень развития личности;

3. Детерминированность сознания и психики;

4. Взаимоотношение партнеров.

Развитие личности под воздействием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации и межличностного общения.

С наступлением полового созревания происходит феминизация у девочек, маскулинизация у мальчиков, понятие женственности и мужественности усложняется.

Формирование мужественности и женственности, в контексте психосексуального развития, по мнению З. Фрейда, происходит с раннего детства. Нужно отметить, что «норма реакции» для женского пола вообще шире и диапазон приемлемости вариаций женского поведения больше, чем мужского. Маскулинизация поведения девочек может совпадать с эмансипационными установками женщин и даже поощряется. Часто в этом участвуют средства массовой информации, акцентируя внимание на успехах женщин в традиционно мужских видах труда или спорта в ущерб изображения женственности, материнства и т. д., так что вместо привлекательного портрета эмансипированной женщины получается гротескное изображение, по которому трудно определить пол.

Как бы то ни было, проблема различия вариаций и отклонений поло-ролевого поведения встает не только перед родителями, но и перед воспитателями, педагогами. При ее решении приходится опираться на ряд признаков такого поведения.

Каждый из этих признаков в отдельности, и в сочетании нескольких признаков еще не свидетельствуют о половых отклонениях, но с наступлением периода половой зрелости в подростковом возрасте, при отсутствии условий для развития мужественности и женственности, они могут вызывать нарушения в поло-ролевом поведении.

Влияние личных свойств на сексуальное поведение. Основные факторы сексуального поведения. Четыре типа сексуального поведения с точки зрения особенностей личности: экстраверсии - интроверсии.

 

Основные понятия: детерминированность, идеология, мораль, традиции.

Темы контрольных работ

1. Социальная среда, общество и их роль в формировании пола человека и психосексуального развития личности.

2. Уровни экономического, социального, культурного развития общества, его политические и духовные ценности, традиции, мораль, эстетических ценности и их влияние на социальные контакты и взаимоотношение полов.

3. Факторы, определяющие сексуальное поведение:

a) социальная обусловленность;

b) уровень развития личности;

c) детерминированность сознания и психики;

d) взаимоотношение партнеров.

4. Развитие личности под воздействием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации и межличностного общения.

4.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.

1. Какой из перечисленных подходов Дж. Гэньон относит к репрессивной модели сексуального поведения:

1) традиционный;

2) фрейдовский;

3) культурального научения;

4) социологический.

2. Какое из утверждений вернее и лучше передает содержание понятия «двойной стандарт»:

1. Различие культурных стереотипов проявлений пола в приватной и социальной жизни.

2. Различные для представителей разного пола нормы поведения, обоснованные представлением о природном происхождении социального неравенства мужчин и женщин.

3. Различие осознаваемой и неосознаваемой сексуальной ориентации.

4. Несовпадение мужских и женских культурных стереотипов проявлений эротизма и сексуальности.

3. Сексизм - это:

1. Повышенная сексуальность.

2. Сексуальная активность, исповедуемая индивидом как главная ценность и цель жизни.

3. Сексуальная дискриминация женщин.

4. Сведение всех эмоциональных реакций, переживаний, мотивов и видов поведения к сексуальной основе.

4. Эмансипационный экстремизм лучше всего определяется утверждением:

1. Распространение эмансипации женщин на сексуальное поведение.

2. Женская эмансипация, принимающая характер маскулинизации женского поведения и доминирования женщин над мужчинами.

3. Пограничные с патологией формы проявления реакции эмансипации у подростков.

4. Вариант подросткового невроза.

5. Половой символизм определяется утверждением:

1. Разновидность порнографии.

2. Система образов, в которых культура воплощает присущие ей представления о половых различиях сексуального поведения.

3. Система интерпретации сновидений в психоанализе.

4. Культурально-специфические различия знаковой деятельности мужчин и женщин.

6. Описанный К. Имелинским «комплекс западной культуры сексуальности» НЕ включает в себя:

1. Ориентация на цель в ущерб процессу.

2. Механоцентрическая установка.

3. Избыточная психологизация сексуального поведения.

4. Диссоциация информационного и эмоционального аспектов ценностного отношения к сексуальности.

5. Сексизм.

7. Анализируя проблему психосексуального диморфизма, Дж. Мани выделил три основные концепции, к которым НЕ относится концепция:

1. Альтернативная, подчеркивающая антагонизм генетических и средовых факторов.

2. Генетической нормы реакции, определяющей границы возможностей взаимодействия генетических и средовых факторов.

3. Средовой нормы реакции, определяющей границы возможностей взаимодействия генетических и средовых факторов.

4. Нормы взаимодействия, в которой генетические и средовые факторы взаимодействуют в равной мере и при оптимальных обстоятельствах.

8. Исследования гендерных стереотипов показывают, что и мужчины и женщины считают, что мужчины:

1. Менее эмоционально сензитивны, чем женщины.

2. Не отличаются по эмоциональной сензитивности от женщин.

3. Более эмоционально сензитивны, чем женщины.

4. Непредсказуемы в проявлениях эмоциональной сензитивности.

9. Корректные подходы к определению нормы сексуальных проявлений учитывают все перечисленные аспекты, кроме:

1. Морального;

3. Статистического;

4. Физиологического;

5. Конституционального;

6. Возрастного.

10. Согласно модифицированным К. Имелинским данным немецких исследователей, существует четыре вида отношения человека к существующим у него, так называемым, сексуальным девиациям. В число этих видов НЕ входит:

1. Признание - принятие личностью.

2. Акцентуация - частичное согласие и примирение.

3. Сознательная защита.

4. Неосознанное вытеснение.

5. Инкапсуляция.

 

Глава 5. Нарушение психосексуального развития

5.1. Влияние вредных привычек на генитальное, соматическое и сексуальное здоровье молодых людей

Систематическое употребление курения, алкоголя и психотропных и наркотических веществ. Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье мужчин и женщин. Алкоголь, курение и наркомания и их разрушительное влияние на соматическое и физическое здоровье. Патологии, вызываемые алкоголем, курением и наркоманией у будущих родителей и потомства наследственного и врожденного характера.

Убедительные результаты злоупотребления алкоголем и никотином. Аргументация, что алкоголь (особенно у подростков) изменяет не только смысловую сферу личности, а и восприятие сексуального партнера. Никотин повышает проницаемость плаценты, что подавляет развитие новорожденного.

С половым воспитанием близко связана антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, которой посвящена значительная литература. Касаясь этой проблемы, необходимо учитывать особенности подростковой аудитории. Представления 14 - 16-летних подростков о том, какова старость пьющих и курящих людей, насколько чаще в 40 - 50 лет умирают от злокачественных опухолей курящие и т. п. Категорические утверждения о том, что, например, 5-10 приемов алкоголя приводят подростка к алкоголизму (хотя это действительно возможно), не произведут впечатления на подростка. Исключение запугивания и утрирования в раскрытии вреда алкоголя и никотина, а делать это корректно и, главное, убедительно. В рамках стоящих перед обществом задач борьбы с алкоголизмом и курением мало доказательств типа «плохо». Необходимо создание моды на трезвость и неупотребление никотина, противопоставление осуждаемому «плохо» информации о том, что и почему «хорошо».

Система мер профилактики раннего алкоголизма:

1) микрорайонно-групповой характер антиалкогольной профилактики и лечебной работы;

2) оздоровление микросоциальной среды и лечение алкоголизма у родителей;

3) коррекция и санирование «биологической почвы»;

4) комплексность и единство медико-социальных мероприятий и нравственного воспитания наркологического подросткового контингента;

5) сочетание корригирующего и компенсирующего влияния в антиалкогольной работе с подростками.

Фронтальное корригирующее воздействие на подростков часто встречает их негативную реакцию, поэтому целесообразно косвенное и непринужденное компенсирующее влияние, способствующее формированию антиалкогольных личностных смыслов и установок. Система антиалкогольной и антиникотиновой работы должна брать свое начало, как минимум, в младших классах школы. Множество предметов школьного курса дает возможность попутно, косвенно, но поэтому и убедительно, показать их вред. Необходим значительный акцент на работе с девочками, потому, что они включаются в алкоголизацию и курение темпами, вызывающими тревогу, так как негативно сказывается на развитии детородных органов.

Наркомания. Психотропы, психоделитики (марихуана и гашиш) и амфетамины и проблемы, возникающие при их употреблении. Опиаты морфий и героин) их эйфорийное, возбуждающее и ведущее к деградации воздействие.

Основные понятия: амфетамины, плацента, никотин, кокаин, параноидный тип, эйфория, опиаты, психоделитики.

5.2. Вариации половых идентичностей. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Их развитие в подростковом возрасте.

Маскулинность и фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Традиционные взгляды на маскулинность - фемининность. Комплиментарность половых ролей. Связь поло типизированных моделей ролевого поведения с доминирующими и подчиненными ролями традиционной семьи. Партнерская, эгалитарная семья и необходимость ролевой взаимозаменяемости мужчины и женщины. Критика поло типизированного поведения.

Андрогинность как двухмерная модель мужественности - женственности. Экспериментально-психологические исследования мужчин и женщин с типичным ролевым и андрогинным поведением. Связь феминизма с личностной тревожностью, низкой самооценкой, уклончивым поведением и с возможностью самореализации.

Связь мужественности с агрессивностью, недостатком эмпатии и социально - перцептивных качеств, ригидностью и профессиональной активностью.

Андрогинность как оптимальная модель поло-ролевого поведения. Андрогинность в мифах, верованиях и в реализации семейных, профессиональных, общественных ролей. Психологическая гибкость и индивидуальная вариативность поведения в границах андрогинности. Андрогинность как идеал полового воспитания ребенка.

Психология сексуальных взаимоотношений. Способы сексуальной реализации. Сексуальные табу и их влияние на становление полового самосознания личности. Нравственная, правовая и уголовная ответственность за различные формы сексуального поведения. Проблемы проституции, гомосексуальных отношений. Трудности, связанные с сексуальной жизнью человека.

Понятия маскулинности, фемининности и андрогинности. Пути развития адекватного полу поведения для девушек и юношей.

Различия между поведением маскулинных и фемининных мальчиков и девочек. Представления подростков о маскулинности и фемининности.

Стремление к изменению внешности, обычно, проявляется довольно рано. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются своей телесной женственности, могут завидовать мужчинам, любят мужскую одежду, причем носят ее подчеркнуто, а то и утрированно в мужском стиле. Мальчики надевают женскую одежду и обувь, пробуют краситься, красуются перед зеркалом. Эпизоды такого поведения могут быть просто причиной любопытства, проходящей игрой, но, когда это повторяется достаточно часто, это указывает на необычность поло-ролевого поведения, что может быть вызвано:

· Неудовлетворенностью своей социальной ролью, то есть, проявлением восхваления преимуществ у лиц другого пола и высказыванием желания изменить свой пол и имя.

· Фантазиями, мечтами, сновидениями, в которых ребенок может выступать в свойственных другому полу ролях.

Время от времени это бывает с каждым ребенком, но регулярно повторяется и становится достоянием взрослых, чаще всего, на уровне отклоняющегося поло-ролевого поведения.

Например, фемининные мальчики, при вполне маскулинной внешности, отличаются плавной пантомимикой, грациозностью, мягкой, лишенной жаргонных и грубых слов, речью. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действиях. Поведение тех и других, во всех его проявлениях и сферах жизни, приближается к традиционным альтернативным стереотипам мужественности или женственности гораздо больше, чем у ярко маскулинных мальчиков и фемининных девочек.

Основные понятия: андрогинность, сексуальные мотивации, норма сексуальная, варианты сексуального поведения, сексуальные стереотипы, маскулинность, фемининность, интроверсия, экстраверсия.

Темы контрольных работ

1. Особенности женского и мужского стиля общения. Их характеристика.

2. Характеристика роли, предписываемой женщине исторически сложившихся поло-ролевых стереотипов.

3. Приведите результаты экспериментальных исследований, подчеркивающих степень дозволенности нарушения поло-ролевых стереотипов в межполовом общении.

4. Характеристика аспектов общения женщины, имеющих преимущество перед мужчинами, включая и способность к лидерству.

5. Проявление свойства андрогинности в раскрытии способности личного влияния друг на друга.

5.3. Психологические причины, вызывающие отклонения в поло-ролевом поведении подростков

Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, перенимают половые стереотипы от своих сверстников или из множества других примеров. Подобный опыт иногда приводит к искаженным представлениям о психосексуальном развитии личности определенного пола.

Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит и от родительских ожиданий. Иногда родители не удовлетворены полом своего ребенка и своим разочарованием развивают в нем комплекс неполноценности. Если пол ребенка не совпадает с планами родителей, то во многих случаях взрослые искажают образ пола своего ребенка. Мальчиков воспитывают по типу женского поведения, а девочки приобщаются к ценностям мужского мира, усваивая мужской тип поло-ролевого поведения. И в том, и другом случае такие дети, а в будущем взрослые, неадекватно реагируют на представителей и своего, и противоположного пола. Впоследствии такие люди нуждаются в психологической поддержке и коррекции.

Отклонения в поло-ролевом поведении могут быть вызваны и рядом других причин, связанных с ролью родителей. Влияние обоих родителей на развитие психологического пола ребенка изучено недостаточно. А имеющиеся результаты дают возможность сформулировать некоторые выводы: степень влияния обоих родителей адекватна; воспитание ребенка должно происходить при участии обоих родителей; принятие стереотипов поло-ролевого поведения осуществляется через образы мужчины-отца и женщины-матери.

Особую нишу в ряду исследований занимает анализ психологических особенностей детей, развивающихся вне семьи или в неполной семье. Результаты исследований специфики неполных семей, где поло-ролевое формирование может быть затруднено не из-за отсутствия одного родителя, как модели соответствующего поло-ролевого поведения, а из-за неадекватного отношения к родителю как носителю половой роли. Проблемы в межличностных внутрисемейных отношениях и детско-родительских отношениях. Проблема «отцов и детей», которая продолжает существовать чаще всего из-за различий в ценностных ориентациях двух поколений и установок на сексуальное развитие и поведение. Значение характера взаимоотношений между родителями и ребенком в принятии или непринятии партнера по общению, а также выбор или не выбор родителя как образца поло-ролевого поведения.

5.4. Основные нарушения психосексуального развития личности

Задержки психосексуального развития: соматогенные, нарушения эндокринной системы, психогенные, суррогатные формы сексуальной активности, социогенные, нарушение половой тождественности и сексуального поведения.

Преждевременное сексуальное развитие: соматические, психические и микросоциальные факторы.

Девиации сексуального развития. Виды нарушений половой идентификации. История исследований симптоматики половой дисфории Дж. Мани и Р. Грином. Введение понятия поло-ролевого поведения и его психологическое исследование. Классификация людей, которые не признают свой пол.

Случаи нарушения половой тождественности у девочек и мальчиков к наступлению пубертатных изменений. Стойкость и интенсивность переживаний через непринадлежность к противоположному полу, отвращение к типичной для пола одежде, желание идентифицироваться физически с лицами противоположного пола, неприятие собственного телесного “Я”. Специфика проявлений нарушения половой идентификации у мальчиков и девочек. Гипотезы относительно биологических и социальных факторов, которые влекут нарушение полового сознания.

Специфика психокоррекции нарушений психосексуального развития, как поощрение соответствующего полу поведения, путем моделирования взрослыми поло-типичных образцов.

Транссексуализм как желание избавиться от признаков половой принадлежности и установление признаков другого пола. Патологические проявления раздвоения психического и акушерского пола: тревожность, уклончивое поведение, попытки изменить телесное “Я”. Гиперболизация признаков идентификации с желательным полом во внешности и поведении. Реконструкция телесного “Я” при хирургическом изменении половой принадлежности. Специфика операций по изменению пола у мужчин и женщин. Сила концепции “Я” как психологическое условие оперативного вмешательства в изменение пола. Адаптация к социальным ролям в новом поле. Особенности проявлений либидо и развития интимных контактов.

Симптоматика нарушений половой идентификации подростков или взрослых нетранссексуального типа. Переодевание, имитация манер как способ обретения физической тождественности с другим полом с целью психической релаксации.

Нарушение стереотипа поло-ролевого поведения. Перверсии, нарциссизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, гомосексуализм.

Опыт деятельности Международного научного общества им. X. Бенджамина по психодиагностике и психокоррекции нарушения половой идентификации. Значение полового сознания в выборе линии поведения и принятии социальных ролей.

Заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика. Классические венерические болезни: сифилис, гонорея, хламидиоз, генитальный герпес, трихомониаз, СПИД и др. Основные симптомы проявления ЗППП. Осложнения сопровождающие ЗППП: бесплодие, невынашивание плода, преждевременные роды, заражение плода.

Основные понятия: Перверсии, нарциссизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, гомосексуализм. ЗППП, идентификация, дисфория, сифилис, хламидиоз, генитальный герпес, трихомониаз, СПИД, транссексуализм, поло-типичный образ.

Темы контрольных работ

 

1. Основные факторы здорового образа жизни: организация медико-санитарной помощи; наследственность; состояние окружающей среды; образ жизни.

2. Элементы здорового образа жизни: режим, уровень двигательной активности, организация питания, закаливание организма, гигиена.

3. Влияние вредных привычек на здоровье молодых людей: курение, алкоголь, наркомания.

4. Заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика.

 

Тестовые задания для контроля усвоенных знаний.

(Каган В.Е. С. 414 – 416)

ГЛАВА 6. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ЮНОШЕСТВА

6.1. Влияние межполового общения в юношеском возрасте на развитие зрелой сексуальности

Половое созревание и юношеская гиперсексуальность. Вариативность индивидуального полового созревания. Привлекательность телесного образа “унисекс”. Распространение петтинга и обретение опыта сексуального сношения. Эмоциональные реакции, которые сопровождают сексуальную активность. Нетрадиционное поведение, экспериментирование с орально-генитальными контактами и сексуальными позициями. Психологические травмы сексуального дебюта. Расширение практики гомосексуальных отношений.

Влюбленность, любовь и сексуальное поведение. Гиперболизация представлений юношей и девушек о нормативах сексуального поведения: секс как достижение рекордов. Неразвитость умений контроля сексуальных импульсов и риск для репродуктивного здоровья.

Уровень сексуальной осведомленности юношей и девушек. Зависимость сексуальной образованности от влияния семьи, друзей, обучения в школе и улицы. Распространенность заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности среди юношества. Отношение к контрацептивным средствам, половые отличия. Стимуляция сексуальности юношества в СМИ. Молодежь и ее сексуальные символы.

Компоненты юношеской сексуальности: поведенческий (ухаживание, сексуальные игры, петтинг, мастурбация и т. п.), эмоциональный (эротические фантазии, переживания и чувства) и когнитивно-оценочный (представления о природе сексуальности и разнообразия отношения к ней).

Формирование сексуальной ориентации в ранней юности. Развитие гетеросексуальности. Бисексуальность. Профилактика гомосексуальности.

Основные понятия: бисексуальность, репродуктивное здоровье, контрацептив.

Темы контрольных работ

1. Психологические особенности юношеской дружбы.

2. Психологические травмы подростковом и юношеском возрасте как следствие «ранних сексуальных» отношений.

3. Роль межполовых отношений юношей и девушек в развитии положительной установки на создание семьи.

6.2. Юношеская любовь и субкультура. Интимный мир любви - психологический феномен человека

Понятие о любви, влюбленности, любовной страсти. Биосоциальные истоки любви. Разновидности любви: платоническая любовь, чувственная любовь, психофизическая любовь, секс без любви.

Ухаживание и любовь. Индивидуальность и многообразие любовных чувств у юношей девушек. Самодисциплина и требования к моральной чистоте у юношей. Экспериментальный характер юношеской сексуальности. Значение дружбы для формирования чувства любви и зрелой сексуальности.

Модели любви в культурах мира представленные Э.Лев-Старовичем: платоническая (асексуальная), чувственная (сексуальная), психофизическая (интегральная) – единство любви и секса, секс без любви.

Типология любви: эрос – эмоциональное чувство с ярко выраженным сексуальным компонентом;

- людус – любовь – игра, не отличающаяся глубиной чувства;

- сторге – спокойная, надежная любовь – дружба;

- прагма – рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю;

- мания – эмоциональная любовь – одержимость, зависящая от объекта влечения;

- агапе – бескорыстная любовь - самоотдача.

«Пессимистическая» и «оптимистическая» любовь.

Характерные типы любовного поведения:

- среди женщин: любительница совершенства, «крепкий орешек», победительница, авантюристка, интригантка, «садистка», мученица и др.;

- среди мужчин: возлюбленный, любовник, паж, друг, сексмен, гость, невежда, профессионал «садист-мазохист».

Понятие сексуальной гармонии.

Факторы, влияющие на возникновение и сохранение любви: мифы, сексопильность, эталон, идеал, эротичность. Восприятие образа любимого человека: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное.

Среди мужчин: возлюбленный, любовник, паж, друг, сексмен, гость, невежда, профессионал. Понятие сексуальной гармонии.

Факторы, влияющие на возникновение и сохранение любви: эталон, идеал, эротичность. Восприятие образа любимого человека: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное.

Стадии любовных взаимоотношений: влюбленность, ухаживание, брак, семейная жизнь.

 

Основные понятия: сексопильность пессимизм, оптимизм, людус, сторге, прагма, агапе, эротичность, эталон.

Темы контрольных работ

1. Дуализм "любви" и "секса".

2. Сохранение нежности любимого человека.

3. Любовь как фактор благополучия семейной жизни.

4. Факторы, влияющие на возникновение и сохранение любви: эталон, идеал, эротичность.

5. Восприятие образа любимого человека: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное.

6.3. Коммуникативные способности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.212 (0.021 с.)