Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий этап – формирование психосексуальных ориентаций.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Третий этап – формирование психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения. Гетерохронность течения пубертатного периода проявляется как на меж индивидуальном уровне (один мальчик в 14-15 лет - фактически уже юноша, другой - подросток, а третий - ребенок), так и внутри индивидуальном - гетерохрония разных проявлений созревания у одного индивида. Взрослые и сверстники воспринимают быстрее развивающихся мальчиков как более зрелых, а ретардантов - как менее зрелых; большинство лидеров в старших классах выходят из акселератов, ретарданты же инфантильны, демонстративны либо, наоборот, замкнуты. Но преимущества акселератов не абсолютны: они имеют меньше времени на связанные с пубертатным периодом психологические перестройки, тогда как ретарданты, располагая более длительным временем, решают психологические проблемы этого периода более гибко. Девочка с ускоренным половым созреванием опережает в развитии не только ровесников, но и ровесниц, «вырастая», таким образом, из жизни девочек своего возраста, но не всегда, будучи готовой, к общению со старшими мальчиками; акселерация у девочек вызывает трудности, часто большие, чем у мальчиков. И. С. Кон приводит также данные о последующем развитии акселератов и ретардантов. Реорганизация образа физического «Я» - своеобразное психологическое зеркало темпов полового созревания; у мальчиков она начинается позже, но протекает более бурно, чем у девочек. К 13-14 годам, когда большинство девочек обладают достаточными и выраженными признаками завершающегося созревания, большинство мальчиков только еще переживают активную пубертатную ломку. В 11 - 14 лет девочки по физическому развитию опережают мальчиков на 2-3 года, но уже к 15 годам мальчики опережают девочек (Л.Н. Уланова). У мальчиков реорганизация образа тела принимает проблемный характер чаще, а у девочек проблемы возникают реже, но переживаются сложнее и труднее. Менархе и установление менструального цикла, в отличие от поллюций и мастурбаторных эякуляций, - безусловный признак созревания. Задержка менархе связана обычно и с более тревожной реакцией на менструации. В свою очередь, тревожность может обусловливать более сильные жалобы на протекание менструаций. Кроме того, у девочек реорганизация образа тела протекает в большей связи с другими психологическими перестройками, контекстом жизни и жизненных притязаний. Трудности реорганизации образа тела проявляются и в подростковой манере одеваться. За своеобразием и экстравагантностью скрываются не только стремление выделиться или связанная с подростковой реакцией группирования неподражаемая манера быть как все (все в данном случае - референтная группа сверстников), но и попытки уменьшить напряженность переживания происходящих телесных изменений. Время и усилия, затрачиваемые людьми на оформление своей внешности (выбор одежды, уход за кожей, татуировка, пластические операции и пр.), направлены на достижение соответствия идеальному образу «Я» - прежде всего физическому. Классические образцы идеального составляют ядро культуры, а современность вносит в них свои коррективы. Было время, когда девушек угнетало недостаточное развитие груди, но сегодня они мирятся с ним много легче, чем с избыточным. Одежда выполняет не только функцию защиты тела, она становится своеобразным продолжением тела, включается в его образ и компенсирует (скрадывает или подчеркивает) вызывающие тревогу или неудовлетворенность детали. Одеваясь «как все», подросток подчеркивает и свою принадлежность к группе, но, прежде всего, это для него - обретение «нормального» образа тела. Уровни нравственности и стадии развития сексуального сознания препубертатного, пубертатного и переходного периодов. Особенности физиологии. Поло-ролевое поведение. Значение подросткового опыта и воображения. Влияние либерализации половой морали на сексуальное сознание детей и подростков. Раннее начало интимной жизни. Варианты сексуального поведения подростков. Сексуальная идентификация подростков. Основные понятия: сексуальное сознание, поло-ролевой стереотип, эротическое влечение, половая мораль, идентификация, амбивалентность, гендерный, гениталии, мастурбация, маскулинность, пубертатность, препубертатность, фемининность.
Темы контрольных работ 1. Характеристика каждого этапа психосексуального развития. 2. Цели и задачи каждого этапа психосексуального развития. 3. Особенности развития зрелой сексуальности в подростковом возрасте. 4. Взаимоотношение девушки и мамы в период романтико-эротической стадии развития (13-15 лет). 5. Роль отца в психосексуальном развитии ребенка. 6. Межпоповое общение детей 7 - 13 лет - залог нормального развития зрелой сексуальности.
3.4. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний. 1. Главной задачей массовых опросов А. Кинзи было: 1. Исследование мотивации сексуального поведения 2.Различение нормального и патологического сексуального поведения 3. Изучение половозрастных особенностей сексуальных переживаний 4. Объективное изучение сексуального поведения 2. За счет чего, из перечисленного, полученные А. Кинзи данные не могут считаться полностью репрезентативными: 1. Недостаточное количество опрошенных 2. Работа с добровольцами, соглашавшимися или желавшими беседовать 3. Использование разных интервьюеров 4. Жесткая тенденция к объективизации сексуальности 5. Все перечисленное 6. Указанное в пп. 1 и 2 7. Указанное в пп. 1 и 3.С 8. Указанное в пп. 2 и 4 9. Согласно У. Мастерсу и В. Джонсон, различают стадии сексуального цикла, в число которых не входит стадия: 1) интереса/желания; 2) возбуждения; 3) плато; 4) оргазма; 5) разрешения; 10. Согласно психологической схеме Б. Зилбергерда и К. Эллисон, сексуальный цикл представлен всеми перечисленными стадиями, кроме: 1) интереса/желания; 2) возбуждения; 3) физиологической готовности; 4) плато; 5) удовлетворения. 4. Что из перечисленного является обозначением 3-й стадии сексуального реагирования по У. Мастерсу и В. Джонсон: 1) оргазм; 2) плато; 3) разрешение; 4) возбуждение. 5. На какой из стадий, согласно У. Мастерсу и В. Джонсон, организм подготавливается к сексуальному взаимодействию: 1) плато; 2) возбуждение; 3) оргазм; 4) разрешение.
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТИ И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4.1. Половые роли и образ "Я". Сексуальное сознание и сек-суальная ориентация подростков Развитие «половых ролей». Роль межполового общения в этом периоде, основанном на совместной деятельности. Профилактика детской аутичности, ригидности, сензитивности, ведущих к развитию комплекса «неполноценности». Уже в дошкольном возрасте совершается этапное развертывание и становление половых ролей (идентичностей): первичная идентичность - роль - единство роли и идентичности. Первая категория, в которой ребенок осмысливает свое «Я», - это категория пола. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так, и еще не умеет различать других людей по половой принадлежности. В его сознании сформированы представления о половой дифференциации только по внешним признакам (одежда, прическа и т. п.). Далее разворачивается этап освоения половых ролей и знакомства с различиями полов. На этом этапе (1,5-5 лет) ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние индивида, а не постоянное свойство. До 3 лет мальчики и девочки психологически «бесполы», не видят различий в употреблении местоимений, указывающих на половую принадлежность. Но уже к 4 годам они имеют осознанное представление о различиях в «устройстве» мальчиков и девочек, впервые начинают интересоваться половыми различиями и задавать соответствующие вопросы. Половые роли и идентичности еще формируются и могут диссоциировать. Лишь к 5-6 годам в ходе нормального развития роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К этому возрасту ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или она - женщиной), хотя количественная разница «мальчик - мужчина» («девочка - женщина») может казаться ему (ей) много больше, чем качественная. Три альтернативные теории о поло-ролевой социализации: идентификация, типизация, самокатегоризация. Три этапа развития сексуального самосознания: 1. Формирование полового самосознания. 2. Формирование стереотипа поло-ролевого поведения. 3. Формирование психосексуальных ориентаций. Соотношение биологического и социального в развитии сексуального самосознания. Возрастные границы пубертатности. Эротические мечты и фантазии. Обретение опыта телесного контакта. Свидания, поцелуи, мастурбация, парный петтинг. Сексуальное поисковое поведение и вариативность его моделей. Половые отличия в психосексуальном развитии подростков, дифференциация интересов. Взрыв гормональной ''бури" и ее влияние на интенсивность и распространение опыта самоудовлетворения. Отношение к подростковой мастурбации. Научные установки детям и родителям. Опыт гетеро- и гомосексуальных отношений. Зависимость сексуального сценария пубертатного развития от культурных норм и установок семьи, референтного окружения ровесников. СМИ в формировании «сексуально-привлекательного» образа Я. Основные понятия: детский аутизм, ригидность, сензитивность, гетеросексуальность, гомосексуальность, референтность. Темы контрольных работ 1. Характеристика содержания альтернативных теорий о поло-ролевой социализации: идентификация, типизация, самокатегоризация. 2. Три этапа развития сексуального самосознания: а. формирование полового самосознания; б. формирование стереотипа поло-ролевого поведения; в. формирование психосексуальных ориентаций. 3. Соотношение биологического и социального подходов к развитию сексуального самосознания. 4. Изменение личности у девочек в подростковом возрасте. 5. "Я" и "ОНО" в период полового созревания. 6. Причины возникновения нарушений психосексуального развития дошкольников. 4.2. Влияние среды на сексуальное поведение. Критические ситуации в сексуальном поведении Социальная среда, общество воздействуют на формирование пола человека, на психосексуальное развитие личности. Это формирование зависит от уровня экономического, социального, культурного развития общества, его политических и духовных целей, особенностей идеологии, традиций, морали, эстетических ценностей, социальных контактов, взаимоотношения полов. Факторы, определяющие сексуальное поведение: 1. Социальная обусловленность; 2. Уровень развития личности; 3. Детерминированность сознания и психики; 4. Взаимоотношение партнеров. Развитие личности под воздействием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации и межличностного общения. С наступлением полового созревания происходит феминизация у девочек, маскулинизация у мальчиков, понятие женственности и мужественности усложняется. Формирование мужественности и женственности, в контексте психосексуального развития, по мнению З. Фрейда, происходит с раннего детства. Нужно отметить, что «норма реакции» для женского пола вообще шире и диапазон приемлемости вариаций женского поведения больше, чем мужского. Маскулинизация поведения девочек может совпадать с эмансипационными установками женщин и даже поощряется. Часто в этом участвуют средства массовой информации, акцентируя внимание на успехах женщин в традиционно мужских видах труда или спорта в ущерб изображения женственности, материнства и т. д., так что вместо привлекательного портрета эмансипированной женщины получается гротескное изображение, по которому трудно определить пол. Как бы то ни было, проблема различия вариаций и отклонений поло-ролевого поведения встает не только перед родителями, но и перед воспитателями, педагогами. При ее решении приходится опираться на ряд признаков такого поведения. Каждый из этих признаков в отдельности, и в сочетании нескольких признаков еще не свидетельствуют о половых отклонениях, но с наступлением периода половой зрелости в подростковом возрасте, при отсутствии условий для развития мужественности и женственности, они могут вызывать нарушения в поло-ролевом поведении. Влияние личных свойств на сексуальное поведение. Основные факторы сексуального поведения. Четыре типа сексуального поведения с точки зрения особенностей личности: экстраверсии - интроверсии.
Основные понятия: детерминированность, идеология, мораль, традиции. Темы контрольных работ 1. Социальная среда, общество и их роль в формировании пола человека и психосексуального развития личности. 2. Уровни экономического, социального, культурного развития общества, его политические и духовные ценности, традиции, мораль, эстетических ценности и их влияние на социальные контакты и взаимоотношение полов. 3. Факторы, определяющие сексуальное поведение: a) социальная обусловленность; b) уровень развития личности; c) детерминированность сознания и психики; d) взаимоотношение партнеров. 4. Развитие личности под воздействием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации и межличностного общения. 4.3. Тестовые задания для контроля усвоенных знаний. 1. Какой из перечисленных подходов Дж. Гэньон относит к репрессивной модели сексуального поведения: 1) традиционный; 2) фрейдовский; 3) культурального научения; 4) социологический. 2. Какое из утверждений вернее и лучше передает содержание понятия «двойной стандарт»: 1. Различие культурных стереотипов проявлений пола в приватной и социальной жизни. 2. Различные для представителей разного пола нормы поведения, обоснованные представлением о природном происхождении социального неравенства мужчин и женщин. 3. Различие осознаваемой и неосознаваемой сексуальной ориентации. 4. Несовпадение мужских и женских культурных стереотипов проявлений эротизма и сексуальности. 3. Сексизм - это: 1. Повышенная сексуальность. 2. Сексуальная активность, исповедуемая индивидом как главная ценность и цель жизни. 3. Сексуальная дискриминация женщин. 4. Сведение всех эмоциональных реакций, переживаний, мотивов и видов поведения к сексуальной основе. 4. Эмансипационный экстремизм лучше всего определяется утверждением: 1. Распространение эмансипации женщин на сексуальное поведение. 2. Женская эмансипация, принимающая характер маскулинизации женского поведения и доминирования женщин над мужчинами. 3. Пограничные с патологией формы проявления реакции эмансипации у подростков. 4. Вариант подросткового невроза. 5. Половой символизм определяется утверждением: 1. Разновидность порнографии. 2. Система образов, в которых культура воплощает присущие ей представления о половых различиях сексуального поведения. 3. Система интерпретации сновидений в психоанализе. 4. Культурально-специфические различия знаковой деятельности мужчин и женщин. 6. Описанный К. Имелинским «комплекс западной культуры сексуальности» НЕ включает в себя: 1. Ориентация на цель в ущерб процессу. 2. Механоцентрическая установка. 3. Избыточная психологизация сексуального поведения. 4. Диссоциация информационного и эмоционального аспектов ценностного отношения к сексуальности. 5. Сексизм. 7. Анализируя проблему психосексуального диморфизма, Дж. Мани выделил три основные концепции, к которым НЕ относится концепция: 1. Альтернативная, подчеркивающая антагонизм генетических и средовых факторов. 2. Генетической нормы реакции, определяющей границы возможностей взаимодействия генетических и средовых факторов. 3. Средовой нормы реакции, определяющей границы возможностей взаимодействия генетических и средовых факторов. 4. Нормы взаимодействия, в которой генетические и средовые факторы взаимодействуют в равной мере и при оптимальных обстоятельствах. 8. Исследования гендерных стереотипов показывают, что и мужчины и женщины считают, что мужчины: 1. Менее эмоционально сензитивны, чем женщины. 2. Не отличаются по эмоциональной сензитивности от женщин. 3. Более эмоционально сензитивны, чем женщины. 4. Непредсказуемы в проявлениях эмоциональной сензитивности. 9. Корректные подходы к определению нормы сексуальных проявлений учитывают все перечисленные аспекты, кроме: 1. Морального; 3. Статистического; 4. Физиологического; 5. Конституционального; 6. Возрастного. 10. Согласно модифицированным К. Имелинским данным немецких исследователей, существует четыре вида отношения человека к существующим у него, так называемым, сексуальным девиациям. В число этих видов НЕ входит: 1. Признание - принятие личностью. 2. Акцентуация - частичное согласие и примирение. 3. Сознательная защита. 4. Неосознанное вытеснение. 5. Инкапсуляция.
Глава 5. Нарушение психосексуального развития 5.1. Влияние вредных привычек на генитальное, соматическое и сексуальное здоровье молодых людей Систематическое употребление курения, алкоголя и психотропных и наркотических веществ. Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье мужчин и женщин. Алкоголь, курение и наркомания и их разрушительное влияние на соматическое и физическое здоровье. Патологии, вызываемые алкоголем, курением и наркоманией у будущих родителей и потомства наследственного и врожденного характера. Убедительные результаты злоупотребления алкоголем и никотином. Аргументация, что алкоголь (особенно у подростков) изменяет не только смысловую сферу личности, а и восприятие сексуального партнера. Никотин повышает проницаемость плаценты, что подавляет развитие новорожденного. С половым воспитанием близко связана антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, которой посвящена значительная литература. Касаясь этой проблемы, необходимо учитывать особенности подростковой аудитории. Представления 14 - 16-летних подростков о том, какова старость пьющих и курящих людей, насколько чаще в 40 - 50 лет умирают от злокачественных опухолей курящие и т. п. Категорические утверждения о том, что, например, 5-10 приемов алкоголя приводят подростка к алкоголизму (хотя это действительно возможно), не произведут впечатления на подростка. Исключение запугивания и утрирования в раскрытии вреда алкоголя и никотина, а делать это корректно и, главное, убедительно. В рамках стоящих перед обществом задач борьбы с алкоголизмом и курением мало доказательств типа «плохо». Необходимо создание моды на трезвость и неупотребление никотина, противопоставление осуждаемому «плохо» информации о том, что и почему «хорошо». Система мер профилактики раннего алкоголизма: 1) микрорайонно-групповой характер антиалкогольной профилактики и лечебной работы; 2) оздоровление микросоциальной среды и лечение алкоголизма у родителей; 3) коррекция и санирование «биологической почвы»; 4) комплексность и единство медико-социальных мероприятий и нравственного воспитания наркологического подросткового контингента; 5) сочетание корригирующего и компенсирующего влияния в антиалкогольной работе с подростками. Фронтальное корригирующее воздействие на подростков часто встречает их негативную реакцию, поэтому целесообразно косвенное и непринужденное компенсирующее влияние, способствующее формированию антиалкогольных личностных смыслов и установок. Система антиалкогольной и антиникотиновой работы должна брать свое начало, как минимум, в младших классах школы. Множество предметов школьного курса дает возможность попутно, косвенно, но поэтому и убедительно, показать их вред. Необходим значительный акцент на работе с девочками, потому, что они включаются в алкоголизацию и курение темпами, вызывающими тревогу, так как негативно сказывается на развитии детородных органов. Наркомания. Психотропы, психоделитики (марихуана и гашиш) и амфетамины и проблемы, возникающие при их употреблении. Опиаты морфий и героин) их эйфорийное, возбуждающее и ведущее к деградации воздействие. Основные понятия: амфетамины, плацента, никотин, кокаин, параноидный тип, эйфория, опиаты, психоделитики. 5.2. Вариации половых идентичностей. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Их развитие в подростковом возрасте. Маскулинность и фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. Традиционные взгляды на маскулинность - фемининность. Комплиментарность половых ролей. Связь поло типизированных моделей ролевого поведения с доминирующими и подчиненными ролями традиционной семьи. Партнерская, эгалитарная семья и необходимость ролевой взаимозаменяемости мужчины и женщины. Критика поло типизированного поведения. Андрогинность как двухмерная модель мужественности - женственности. Экспериментально-психологические исследования мужчин и женщин с типичным ролевым и андрогинным поведением. Связь феминизма с личностной тревожностью, низкой самооценкой, уклончивым поведением и с возможностью самореализации. Связь мужественности с агрессивностью, недостатком эмпатии и социально - перцептивных качеств, ригидностью и профессиональной активностью. Андрогинность как оптимальная модель поло-ролевого поведения. Андрогинность в мифах, верованиях и в реализации семейных, профессиональных, общественных ролей. Психологическая гибкость и индивидуальная вариативность поведения в границах андрогинности. Андрогинность как идеал полового воспитания ребенка. Психология сексуальных взаимоотношений. Способы сексуальной реализации. Сексуальные табу и их влияние на становление полового самосознания личности. Нравственная, правовая и уголовная ответственность за различные формы сексуального поведения. Проблемы проституции, гомосексуальных отношений. Трудности, связанные с сексуальной жизнью человека. Понятия маскулинности, фемининности и андрогинности. Пути развития адекватного полу поведения для девушек и юношей. Различия между поведением маскулинных и фемининных мальчиков и девочек. Представления подростков о маскулинности и фемининности. Стремление к изменению внешности, обычно, проявляется довольно рано. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются своей телесной женственности, могут завидовать мужчинам, любят мужскую одежду, причем носят ее подчеркнуто, а то и утрированно в мужском стиле. Мальчики надевают женскую одежду и обувь, пробуют краситься, красуются перед зеркалом. Эпизоды такого поведения могут быть просто причиной любопытства, проходящей игрой, но, когда это повторяется достаточно часто, это указывает на необычность поло-ролевого поведения, что может быть вызвано: · Неудовлетворенностью своей социальной ролью, то есть, проявлением восхваления преимуществ у лиц другого пола и высказыванием желания изменить свой пол и имя. · Фантазиями, мечтами, сновидениями, в которых ребенок может выступать в свойственных другому полу ролях. Время от времени это бывает с каждым ребенком, но регулярно повторяется и становится достоянием взрослых, чаще всего, на уровне отклоняющегося поло-ролевого поведения. Например, фемининные мальчики, при вполне маскулинной внешности, отличаются плавной пантомимикой, грациозностью, мягкой, лишенной жаргонных и грубых слов, речью. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действиях. Поведение тех и других, во всех его проявлениях и сферах жизни, приближается к традиционным альтернативным стереотипам мужественности или женственности гораздо больше, чем у ярко маскулинных мальчиков и фемининных девочек. Основные понятия: андрогинность, сексуальные мотивации, норма сексуальная, варианты сексуального поведения, сексуальные стереотипы, маскулинность, фемининность, интроверсия, экстраверсия. Темы контрольных работ 1. Особенности женского и мужского стиля общения. Их характеристика. 2. Характеристика роли, предписываемой женщине исторически сложившихся поло-ролевых стереотипов. 3. Приведите результаты экспериментальных исследований, подчеркивающих степень дозволенности нарушения поло-ролевых стереотипов в межполовом общении. 4. Характеристика аспектов общения женщины, имеющих преимущество перед мужчинами, включая и способность к лидерству. 5. Проявление свойства андрогинности в раскрытии способности личного влияния друг на друга. 5.3. Психологические причины, вызывающие отклонения в поло-ролевом поведении подростков Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, перенимают половые стереотипы от своих сверстников или из множества других примеров. Подобный опыт иногда приводит к искаженным представлениям о психосексуальном развитии личности определенного пола. Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит и от родительских ожиданий. Иногда родители не удовлетворены полом своего ребенка и своим разочарованием развивают в нем комплекс неполноценности. Если пол ребенка не совпадает с планами родителей, то во многих случаях взрослые искажают образ пола своего ребенка. Мальчиков воспитывают по типу женского поведения, а девочки приобщаются к ценностям мужского мира, усваивая мужской тип поло-ролевого поведения. И в том, и другом случае такие дети, а в будущем взрослые, неадекватно реагируют на представителей и своего, и противоположного пола. Впоследствии такие люди нуждаются в психологической поддержке и коррекции. Отклонения в поло-ролевом поведении могут быть вызваны и рядом других причин, связанных с ролью родителей. Влияние обоих родителей на развитие психологического пола ребенка изучено недостаточно. А имеющиеся результаты дают возможность сформулировать некоторые выводы: степень влияния обоих родителей адекватна; воспитание ребенка должно происходить при участии обоих родителей; принятие стереотипов поло-ролевого поведения осуществляется через образы мужчины-отца и женщины-матери. Особую нишу в ряду исследований занимает анализ психологических особенностей детей, развивающихся вне семьи или в неполной семье. Результаты исследований специфики неполных семей, где поло-ролевое формирование может быть затруднено не из-за отсутствия одного родителя, как модели соответствующего поло-ролевого поведения, а из-за неадекватного отношения к родителю как носителю половой роли. Проблемы в межличностных внутрисемейных отношениях и детско-родительских отношениях. Проблема «отцов и детей», которая продолжает существовать чаще всего из-за различий в ценностных ориентациях двух поколений и установок на сексуальное развитие и поведение. Значение характера взаимоотношений между родителями и ребенком в принятии или непринятии партнера по общению, а также выбор или не выбор родителя как образца поло-ролевого поведения. 5.4. Основные нарушения психосексуального развития личности Задержки психосексуального развития: соматогенные, нарушения эндокринной системы, психогенные, суррогатные формы сексуальной активности, социогенные, нарушение половой тождественности и сексуального поведения. Преждевременное сексуальное развитие: соматические, психические и микросоциальные факторы. Девиации сексуального развития. Виды нарушений половой идентификации. История исследований симптоматики половой дисфории Дж. Мани и Р. Грином. Введение понятия поло-ролевого поведения и его психологическое исследование. Классификация людей, которые не признают свой пол. Случаи нарушения половой тождественности у девочек и мальчиков к наступлению пубертатных изменений. Стойкость и интенсивность переживаний через непринадлежность к противоположному полу, отвращение к типичной для пола одежде, желание идентифицироваться физически с лицами противоположного пола, неприятие собственного телесного “Я”. Специфика проявлений нарушения половой идентификации у мальчиков и девочек. Гипотезы относительно биологических и социальных факторов, которые влекут нарушение полового сознания. Специфика психокоррекции нарушений психосексуального развития, как поощрение соответствующего полу поведения, путем моделирования взрослыми поло-типичных образцов. Транссексуализм как желание избавиться от признаков половой принадлежности и установление признаков другого пола. Патологические проявления раздвоения психического и акушерского пола: тревожность, уклончивое поведение, попытки изменить телесное “Я”. Гиперболизация признаков идентификации с желательным полом во внешности и поведении. Реконструкция телесного “Я” при хирургическом изменении половой принадлежности. Специфика операций по изменению пола у мужчин и женщин. Сила концепции “Я” как психологическое условие оперативного вмешательства в изменение пола. Адаптация к социальным ролям в новом поле. Особенности проявлений либидо и развития интимных контактов. Симптоматика нарушений половой идентификации подростков или взрослых нетранссексуального типа. Переодевание, имитация манер как способ обретения физической тождественности с другим полом с целью психической релаксации. Нарушение стереотипа поло-ролевого поведения. Перверсии, нарциссизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, гомосексуализм. Опыт деятельности Международного научного общества им. X. Бенджамина по психодиагностике и психокоррекции нарушения половой идентификации. Значение полового сознания в выборе линии поведения и принятии социальных ролей. Заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика. Классические венерические болезни: сифилис, гонорея, хламидиоз, генитальный герпес, трихомониаз, СПИД и др. Основные симптомы проявления ЗППП. Осложнения сопровождающие ЗППП: бесплодие, невынашивание плода, преждевременные роды, заражение плода. Основные понятия: Перверсии, нарциссизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, гомосексуализм. ЗППП, идентификация, дисфория, сифилис, хламидиоз, генитальный герпес, трихомониаз, СПИД, транссексуализм, поло-типичный образ. Темы контрольных работ
1. Основные факторы здорового образа жизни: организация медико-санитарной помощи; наследственность; состояние окружающей среды; образ жизни. 2. Элементы здорового образа жизни: режим, уровень двигательной активности, организация питания, закаливание организма, гигиена. 3. Влияние вредных привычек на здоровье молодых людей: курение, алкоголь, наркомания. 4. Заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика.
Тестовые задания для контроля усвоенных знаний. (Каган В.Е. С. 414 – 416) ГЛАВА 6. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 6.1. Влияние межполового общения в юношеском возрасте на развитие зрелой сексуальности Половое созревание и юношеская гиперсексуальность. Вариативность индивидуального полового созревания. Привлекательность телесного образа “унисекс”. Распространение петтинга и обретение опыта сексуального сношения. Эмоциональные реакции, которые сопровождают сексуальную активность. Нетрадиционное поведение, экспериментирование с орально-генитальными контактами и сексуальными позициями. Психологические травмы сексуального дебюта. Расширение практики гомосексуальных отношений. Влюбленность, любовь и сексуальное поведение. Гиперболизация представлений юношей и девушек о нормативах сексуального поведения: секс как достижение рекордов. Неразвитость умений контроля сексуальных импульсов и риск для репродуктивного здоровья. Уровень сексуальной осведомленности юношей и девушек. Зависимость сексуальной образованности от влияния семьи, друзей, обучения в школе и улицы. Распространенность заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности среди юношества. Отношение к контрацептивным средствам, половые отличия. Стимуляция сексуальности юношества в СМИ. Молодежь и ее сексуальные символы. Компоненты юношеской сексуальности: поведенческий (ухаживание, сексуальные игры, петтинг, мастурбация и т. п.), эмоциональный (эротические фантазии, переживания и чувства) и когнитивно-оценочный (представления о природе сексуальности и разнообразия отношения к ней). Формирование сексуальной ориентации в ранней юности. Развитие гетеросексуальности. Бисексуальность. Профилактика гомосексуальности. Основные понятия: бисексуальность, репродуктивное здоровье, контрацептив. Темы контрольных работ 1. Психологические особенности юношеской дружбы. 2. Психологические травмы подростковом и юношеском возрасте как следствие «ранних сексуальных» отношений. 3. Роль межполовых отношений юношей и девушек в развитии положительной установки на создание семьи. 6.2. Юношеская любовь и субкультура. Интимный мир любви - психологический феномен человека Понятие о любви, влюбленности, любовной страсти. Биосоциальные истоки любви. Разновидности любви: платоническая любовь, чувственная любовь, психофизическая любовь, секс без любви. Ухаживание и любовь. Индивидуальность и многообразие любовных чувств у юношей девушек. Самодисциплина и требования к моральной чистоте у юношей. Экспериментальный характер юношеской сексуальности. Значение дружбы для формирования чувства любви и зрелой сексуальности. Модели любви в культурах мира представленные Э.Лев-Старовичем: платоническая (асексуальная), чувственная (сексуальная), психофизическая (интегральная) – единство любви и секса, секс без любви. Типология любви: эрос – эмоциональное чувство с ярко выраженным сексуальным компонентом; - людус – любовь – игра, не отличающаяся глубиной чувства; - сторге – спокойная, надежная любовь – дружба; - прагма – рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю; - мания – эмоциональная любовь – одержимость, зависящая от объекта влечения; - агапе – бескорыстная любовь - самоотдача. «Пессимистическая» и «оптимистическая» любовь. Характерные типы любовного поведения: - среди женщин: любительница совершенства, «крепкий орешек», победительница, авантюристка, интригантка, «садистка», мученица и др.; - среди мужчин: возлюбленный, любовник, паж, друг, сексмен, гость, невежда, профессионал «садист-мазохист». Понятие сексуальной гармонии. Факторы, влияющие на возникновение и сохранение любви: мифы, сексопильность, эталон, идеал, эротичность. Восприятие образа любимого человека: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное. Среди мужчин: возлюбленный, любовник, паж, друг, сексмен, гость, невежда, профессионал. Понятие сексуальной гармонии. Факторы, влияющие на возникновение и сохранение любви: эталон, идеал, эротичность. Восприятие образа любимого человека: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное. Стадии любовных взаимоотношений: влюбленность, ухаживание, брак, семейная жизнь.
Основные понятия: сексопильность пессимизм, оптимизм, людус, сторге, прагма, агапе, эротичность, эталон. Темы контрольных работ 1. Дуализм "любви" и "секса". 2. Сохранение нежности любимого человека. 3. Любовь как фактор благополучия семейной жизни. 4. Факторы, влияющие на возникновение и сохранение любви: эталон, идеал, эротичность. 5. Восприятие образа любимого человека: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное. 6.3. Коммуникативные способности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.012 с.) |