Формирование сексуальной ориентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование сексуальной ориентации



Самая сложная проблема психосексуального развития в под­ростковом и ран нем юношеском возрасте — формирование сек­суальной ориентации, т. е. системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеросексуальность), Роего собственного (гомосексуальность) или обоего пола (би­сексуальность).



Глава 12


Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов



 


Люди, ведущие исключительно гомосексуальный образ жизни, составляют приблизительно 2-5% мужского и 1-2% женского населения. Однократное или временное влечение к лицам своего пола и сексуальные контакты с ними встречают­ся значительно чаще, особенно в предиодростковом (10-12).и подростковом (до 15 лет) возрасте.

Вопреки распространенному мнению, что подростков «со­
вращают» взрослые, большинство подобных контактов проис­
ходит между сверстниками.
Статистика ---------------------- —------------- ■----------------------------------

Из числа американских подростков, имевших гомосексуальный опыт, со взрослыми имели контакт только 12% мальчиков и мень­ше 1% девочек; у остальных первым партнером был сверстник или подросток ненамного старше или моложе (Соренсен. 1973). Свыше 60% мужчин-гомосексуалиста в, обследованных А. Кин-зи (1948), пережили первый гомосексуальный контакт между 12 и 14 годами, причем в 52,5% случаев партнеру было также от VI до 15 лет, у 8% он был младше, у 14% это были 16- 18-летнис юно­ши и только у остальных - - взрослые.

Статистика --------------------------------------------------------------------------

Согласно данным последних национальных опросов и США, 4% мужчин и 2% женщин считают себя гомосексуалами, а 5% муж­чин и %% женщЯИ — бисексуалами (Кун Д., 2002).

Взаимоотношения подростка с лицами своего и противо­положного пола нужно рассматривать в общей системе его меж­личностных отношений, которые, конечно, не сводятся к сек­суально-эротическим. Хотя разные виды эмоциональных привя­занностей взаимосвязаны и одна нз них может предшествовать и подготавливать рождение другой, они принципиально несво­димы друг к другу. Некоторые, на первый взгляд, странные веши на самом деле вполне объяснимы.

Например, в одном пионерском лагере вожатый застал группу мальчиков за тем, что они измеряли длину своих чле-нон с помощью линейки. Нередко проводятся и «конкурсы» такого рода. Интерес к телу и половым органам людей собствен­ного пола, возникающий уже в раннем возрасте, стимулирует­ся прежде всего потребностью самопознания, сравнения себя с


другими. В пубертатный период подросток впервые восприни­мает собственное тело как эротический объект, вторичные по­ловые признаки становятся для него одновременно символом взрослости и пола.

Оценивая потенциальные или явные эротические контак­ты между подростками, нужно помнить и о ситуативных фак­торах. Для 10-12-летних подростков почти повсеместно харак­терно половое разделение (сегрегация) игровой активности мальчиков и девочек. Большая фактическая доступность свер­стника своего, нежели противоположного, пола дополняется сходством интересов и значительно менее строгими табу на те­лесные контакты. Поэтому гомосексуальные игры встречают­ся у них чаще, чем гетеросексуальные. Уменьшение половой сегрегации, вероятно, даст иное соотнопюние.

Исследование ---------------------------------------------------------------------

Сравнение сексуального поведения взрослых западногерманских студентов с их воспоминаниями о допубертэтной (до 12 лиг) го­мосексуальной активности Показало, что чем выше допубергат-ная гомосексуальная активность (количество контактов и парт­неров), тем вероятнее гомосексуальное поведение взрослого ■ (Г. Шмидт, 1978).

Сексуальные игры со сверстниками, раздевание, ошупы-вание половых органон, взаимная или групповая мастурбация, если в них не повлечены взрослые, не считаются в мальчише­ских компаниях чем-то страшным или постыдным. У девочек выражения нежности - объятия, поцелуи — вообще не табуи-руются. а их потенциальные эротические обертоны большей частью не замечаются. Неудивительно, что пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется имен­но этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обыч­но прекращаются; их продолжение в 15-16 лет уже даст осно­вание для беспокойства.

Так как в сексуальных играх младших подростков эроти-кая мотивация имеет подчиненное значение, психологи, что­бы избежать пугающих ярлыков, предпочитают не называть их гомосексуальными и не придавать им чрезмерного значения. Однако между допубертатной гомосексуальной активностью и будущей сексуальной ориентацией взрослого человека есть оп­ределенная связь.


3S2


Глава 12


Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов



 


Простейшее объяснение этого — ссылка на условнорефлек-торные связи, которые могут возникнуть у подростка во время сексуальной игры и зафиксироваться навсегда. В принципе это не исключено. Однако гомосексуальные контакты со сверстни­ками, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психо­логической интимностью, большей частью остаются преходя­щими. Дело не столько в поведении, сколько в переживаниях субъекта. Взрослый гомосексуалист, пациент знаменитого аме­риканского психоаналитика Гарри Салливэна, рассказал ему, что в школьные годы только он и еще один мальчик не участво­вали в гомоэротических играх одноклассников; случайно по­знакомившись позже с этим вторым мальчиком, Салливэн об­наружил, что тот тоже стал гомосексуалистом. Неучастие в иг­рах товарищей было, вероятно, бессознательной защитной реакцией, но пассивная роль зрителя только усиливала психо­логическую значимость происходящего (Салливэн, 1963).

Этапы формирования гомосексуальной ориентации

Формирование гомосексуальной ориентации подростка прохо­дит три этапа: 1) от первого осознанного эротического интере­са к человеку своего пола до первого подозрения о ceoeii гомо­сексуальности; 2) от первого подозрения о своей гомосексуаль­ности до первого гомосексуального контакта и 3) от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексу­альности, за которой следует выработка соответствующего сти­ля жизни.

I [роцесс этот неодинаково протекает у мужчин и у женщин. Мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические чув­ства и половая роль которых допускает и даже требует явных проявлений сексуальности, раньше начинают подозревать о своей психосексуальной необычности и раньше начинают по­ловую жизнь, как правило, в гомосексуальном варианте. У де­вушек сексуад ьная ориентация формируется позже; первое ув­лечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается просто как потребность в дружбе, а гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексу­альные связи.

Длительность этого процесса зависит как от социальны" условий, так и от индивидуальных особенностей. Пик прак­тического сексуального экспериментирования в разных, на­правлениях приходится на донубертатный возраст и начала


ный период полового созревания. Но психологически наибо­лее драматичен юношеский возраст. Анализируя спои пере­живания, юноша с гомоэротическими наклонностями обнару­живает свою непохожесть на других. Это порождает у него острый внутренний конфликт, чувство страха и одиночества, решая установлению психологической близости с другими людьми и усугубляя свойственные этому возрасту психоло­гические трудности. Некоторые юноши пытаются «защитить­ся» от гомосексуальности экстенсивными, лишенными змо-диональной вовлеченности гетеросексуальными связями, но чаше всего это лишь обостряет внутренний конфликт. Психи­ческое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значительно хуже, чем у тех, кто так или иначе завершил этот процесс, они больше нуж­даются в психотерапентической помощи, чаще совершают по­пытки самоубийства и т. д.

Мнение ученых

Нейробиолог Саймон Леней и другие учен ме показали, что неко­торые структуры мо;п"н у гетеросексуалов и гомосексуалов отли­чаются. В других исс.юлоииииях делается вывод, что на сексу- альную ориентацию оказывает влияние ген или гены, обнаружен­ные и Х-хромосомI1. Таким образом, генетически тенденции к гомосексуальности могут передаваться от матери к детям (Кун Д., 2002).

Сексуальное насилие и проблемы педагогики

В мужских сообществах (детские дома, интернаты, общежития, закрытые учебные заведения, тюрьмы, армия и т. д.) старшие или более сильные нередко сексуалы ю насилуют младших, бо­лее слабых. Такие действия часто бывают групповыми и моти­вируются не столько эротически, сколько служат средством Установления или демонстрации отношений господства и под­чинения: жертвы сексуального насилия, даже если они вынуж­дены были уступить превосходящей силе, теряют личное дос­тоинство, становятся объектами всеобщего презрения и долж­ны впредь подчиняться споим обидчикам. Это катастрофически снижает их самоуважение, иногда приводит к самоубийствам. Сексологическое невежестео и жестокость взрослых еще

DIH)] [pilUMV.


! ич.ции m;i



Глава 12


Психосексуальное развитие и взаимоотношении полов



 


П с и х о л о г о - п е д а го г и ч е с ко е ко н с у л ьти р о в а н и е

Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое поведение или телосложение кото­рых не соответствует стереотипам маскулинности и фемштишш-сти и которые из-за этого подвергаются насмешкам сверстников. Это иниманисдолжно быть тактичным, незаметным и направлен­ным не на отделение ребенка от окружающих, а на повышение его самоуважения и улучшение коммуникативных навыков.

Взрослые должны полностью отдавать себе отчет и том, что интимные эротические переживания подростков находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повы шев- ный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия. Отличить статистически нормаль­ное возрастное сексуальное экспериментирование от призма-кон зарождающейся взрослой девнантпой сексуальности труд­но даже специалисту, это проясняется лишь с течением времени.

Сексуальные игры подростков и юношей следует прекращать тактично, апеллируя к пранилам приличия, бытовым условностям и т. д., но ни в косм случав не запугивая и не наплетая страшных ярлыков, патогенное влияние которых может оказаться значитель­но сильнее, чем пережитый сексуальный опыт. Особенно важно не допускать актов насилия и унижения человеческою достоинства.

Мнение ученых

Будет ошибкой считать, что воспитание делает детей гомосексу­алистами. Практически /tern, которых воспитывают родители — геи и лесбиянки, и дети, которых растят родители-гетеросексу а -лы, ничем не отличаются между собой (Куп Д., 2002).

Сексуальная ориентация в большинстве случаев не явля­ется делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно труд­но, а то и вовсе невозможно. Это обязывает учителя быть преж­де всего гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие.

Ухаживание и любовь

Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфи-


ческими нормами социальной среды, субкультуры и т. д. Как. субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотноше­ния юношей и девушек нормативные предписания неоднознач­ны и противоречивы.

Мнение ученых

Желание близости является одной из основополагающих нотребт стейвсексуальньгх!т1ишенияхсдругим1!еловеком(КеллиГ.Ф.,2000).

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой бли­зости и чувственно-эротические желания очень ча^то не совпа­дают и могут быть направлены на разные объекты.

Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эроти­ческого и нежного влечений особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способ­ность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние тра­диционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с «позиции силы». Старшекласс-, ник этой силы в себе не ощущает, а попытки симулировать ее,. чтобы быть «на уровне» стереотипа, только увеличивают его [затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом «по­терять себя», «подчиниться» и т. д.

Девочки, которым «сила» не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Разрешение этих внутриличностных противоречий во мно­гом зависит от того, как складываются взаимоотношения юно­шей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме — универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрега­ция полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Тем не менее она существует, создавая опреде­ленную психологическую дистанцию между мальчиками и де­вочками, преодолеть которую не так просто. Психологическая. близость вначале легче достигается с человеком собственного 1Пола, v. которым подростка связывает широкий крут общих зна­чимых переживаний, включая и эротические.


12-



Глава!2


Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов



 


Исследование

Ответы старшеклассников на вопрос: «В общении с кем вы чув­ствуете себя наиболее уверенно и свободно?» — показали, что общение со сверстниками противоположного пола является:ша-чительно более напряженным, чем со всеми остальными лицами.;ш исключением учителей. Причем напряженность у мальчиков возрастает от 7-го класса к 8-му, а у девочек - от 8-го к 9-му (Кон И. С. и Лосенков В. А., 1974).

В целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с дену шками. Характер­но в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая друж­ба (без влюбленности) между юношей и девушкой?» — утвер­дительно отвечают свыше трех четвертей учащихся 7-10-х клас­сов. С возрастом сомнения усиливаются, свыше половины ле­нинградских юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: «Кого вы предпочли бы иметь своим другом — юношу или девушку?* доля девушек, выбравших идеального друга противоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта раз-ница увеличивается (Кон И. С, и Лосенков В. А., 1974).

Любовь и дружба

Между юношами и девушками существует не только разница и темпах созревания, юноши строже, чем девушки, разграничи­вают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком про­тивоположного пола выражает, в сущности, потребность в люб­ви. Друзей противоположного иода у старшеклассников значи­тельно меньше, чем друзей своего пола: 57% ленинградских девятиклассников говорили, что вообще не имеют друзей-де­вушек, а 46% девятиклассн (щ — друзей-юношей. Еще реже л иц противоположного пола называют в качестве ближайших дру­зей (Кон И. С. 1989).

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отпошсния кажутся более или менее альтернативными. По имеющимся данным (Кон И. С, 1974),юноши-девятиклассники, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку, и в первом круге их реаль-


ного общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в каче­стве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет мен мне друзей своего пола, склонен считать настоящую друж­бу редкой и отличается повышенной рефлексииностью. Появ­ление любимой девушки снижает эмоциональный накал одно­полой дружбы, друг становится, скорее, добрым товарищем.

Мнение ученых

Ощущение любви включает ряд составляющих, которые можно свести к трем факторам. Страсть состоит ил романтического вле­чения и сексуального желания. Близость включает близкую связь с другим человеком. Рент им ость/преланн ость состоит из реше­ния о том, что один любит другого и стремления сохранить эту любовь (Чалдини, 2002).

С другой стороны, любовь Предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

: Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с кото­рым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг сво­его пола, то позже это место занимает любимый (любимая).

_ Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допус­кает максимальное самораскрытие, на которое способна лич­ность. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие ин­тимного контакта с девушкой уже не компенсируется одпоно-ЙОЙ дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в ЭТОМ от­ношении от сверстников, юноша иногда становится менее от­кровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества. Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с мно-жес гном моральных проблем. Старшеклассники остро нужда­ются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят — и имеют на это полное право! — оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядынация. В. А. Сухомлинекий совершенно справедливо Требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры °любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюб­лен. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний Родросток назвал "ощупыванием сердца железными рукавица-■И". Л юбовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для чело-



Глава 12


Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов



 


векасамым светлым, интимнейшим и неприкосновенным» (Су-хомлинский, 1971. С. 223).

Психосексуальные сценарии

Несмотря на демократизацию й" упрощение взаимоотношении между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухажи­вания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей слож­ности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной сто­роны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например по время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п.

Мнение ученых

Согласно Дж. Ганьону, людям свойственно усваивал ь определен­ные сексуальные сценарии или негласные психические планы, которые руководят нашим сексуальным поведением. Такие сце­нарии определяют, когда, где и кому мы, вероятнее всего, будем выражать сексуальные чувства. Они составляют «сюжет» поряд­ка событий в занятиях любовью и вырисовывают одобряемые действия, мотивы и результаты (Кун Д., 2002).

Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настоль­ко сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед воп­росом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм сво­ей половозрастной группы. Ухаживание — игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой — доволь­но неопределенны.

Представления о любимом человеке

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность


искать того, кто бы максимально соответствовал зтому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то вообража­емый, идеальный образ любимого, с которым они сравниваю г своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопыт-

■ ных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит

. много нереальных, завышенных или несущественных требова­ний, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и ря­дом не осознаются, их значение проясняется лишь в практи­ческом опыте брака. Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон — всего лишь образец постоянства, принци­пиально неизменная единица измерения. Идеал же — живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому при­писываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объектив-

,ному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные

[часто идеализируют друг друга, особенно is начале романа, при­чем женщины склонны к зтому больше, чем мужчины.

Мнение ученых

С точки jpt'HHH 3. Фрейда, напряженность любовных пережива­ний объясняется главным образом переоценкой объекта влече­ния, обусловленной его недоступностью.

Однако сводить романтическую любовь к идеализации так­же неверно. Если бы дело обстояло так и только так, любовь всегда и довольно быстро завершалась бы разочарованием, что не соответствует истине. Если любовь — лишь временное ос­лепление, то самые сильные увлечения должны быть присущи неуравновешенным натурам. В отдельных крайних случаях. Вероятно, так оно и есть. Но далеко не во всех.

Третья гипотеза, в противоположность первой, утвержда­ет, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а T, свойства реального, уже выбранного объекта обуслов-



Глава 12


Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов



 


           
   
 
 
 
   

 

ливают содержание идеала по пословице: «Та и красавица, ко­торую сердце полюбит». Видимо, и здесь есть доля истины. Не­случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных воз­любленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а дру­гие — в духе третьей гипотезы.

По всей вероятности, нее три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви вы­бирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в дру­гих — имеет место идеализация, в третьих — идеал формирует­ся или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. I Io каково соотношение этих моментов и как они соче­таются у разных людей и в разных обстоятельствах' — наука сказать не может.

Резюме

Половое созревание — центральный психофизиологический про­цесс подросткового и юношескою возраста. Сроки начата и за­вершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуаль­ны. Отчасти это обусловлено биологически. Сила, частота и дли­тельность полового возбуждения варьируются в зависимости от половой конституции человека. Эти индивидуальные различии очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифферен­цированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам. Однако половая конституция непосредственно влияет ТОЛЬКО на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, со­отношение чувственности и нежности, длительность и сила при­вязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития. Сексуальное поведение подростка зависит не только от темна полового созре­вания, но и от социальных факторов. С одной стороны, юношес­кая мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуальной) содержания. С другой стороны, подросток находит­ся во власти с ильного диффузного эротизма, а образ, некоторый проецируются его фантазии, нередка представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школь­ников весьма различны. Но их сексуальное поведение автоном­но от матримониальных планоа и намерений п воспринимается преимущественно в комплексе любовно-романтических или ге­донистических цен попей. Чем младше подросток в момент сво-


ей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируется любовью, тем больше в ней случайного, ситуативного. Сводить все связанные с этим проблемы и индивидуальные различия ис­ключительно к вопросам морали наивно. Как показывают иссле­дования, стиль половой жизни во многом зависит от типа лично­сти.

Подростковая мастурбация служит Средством разрядки полово­го напряжения, вызываемого физиологическими причинами (пе­реполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гс-ниталий и т. д.). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т. д. Интенсивность и частота мастурбации индивидуально варьирует, но у мужчин она значительно выше, чем у женщин.

Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют сбою половую роль. Самая сложная пробле­ма психосексуального развития в подростковом и раннем юно­шеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т. с, системы эротических предпочтений, влечения к лицам про­тивоположного (гетеросексуальность), своего собственного (го­мосексуальность) или обоего пола (бисексуальность). Взрос­лые должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживали подростков находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные по­следствия.

Потребность в дружбе с человеком противоположного пола вы­ражает, в сущности, потребность в любви, а одной из основопо­лагающих потребностей в сексуальных отношениях является желание близости.

Вопросы к главе

1. Отношение к сексуальности и сексуальнее поведение подрост­ка во многом зависят от мнения его матери, и существуют стати­стические данные, согласно которым, если мать сама начала по­ловую жизнь в подростковом возрасте, то се дети, скорее всего, начнут заниматься сексом до Ы лет(Келли, 2000). Выступает ли в таком случае мать в качестве мощного агента социализации или дело в генетических факторах?

2. С точки зрения некоторых психологов, сексуальное просвеще­ние в индустриальных странах лишь заостряет внимание детей и подростков на вопросе иола, тем самым способствуя распущен­ности нравов. Что можно возразить на этот аргумент?



Глава 12


 


       
 
 
   

Агрессия

Ключевые понятия и термины

Пубертат

Менархе

Эякулярхс

По;юная конституция

Мастурбация

Лиловая роль

Сексуальная ориентация

Гомоссксуал(им

Психосексуальные сценарии


Глава 13

Подростковая агрессия

Агрессия и ее развитие

Под агрессией обычно понимают осознанные действия, кото­рые причиняют или намерены мри чинитв ущерб другому чело­веку, группе людей или животному, Если говорить о внутриви­довой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно созываться с причинением ушерба другому челове­ку или группе людей. Э. Фромм (Fromm E., 1973,1Я94) опреде­ляет агрессию более широко как причинение ущерба не толвко человеку или животному, ной вообще всякому иежиному объек­ту. Несмотря на различия в определении понятии агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда (Buss В. А., 1961; Berkowitz L, 1962; Lorenz К., 1963, Baron A., Richardson D., 199-1 и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.069 с.)