Влияние молодежной субкультуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние молодежной субкультуры



Международное исследование, проведенное группой епропей-ских ученых (McArdle P. & est., 2000), выявило, что молодеж­ная субкультура крупных городов имеет особенности, опре­деляющие начало употребления наркотиков школьниками ПОДРОСТКОВОГО возраста. Причем ее влияние на представите­лей мужского и женского пола оказывается разным. Целью ис­следования ученых было выявление интернациональных ва­риантов приобщенности к употреблению наркотиков европей­ских школьников в возрасте 15 лет и старше. В качестве объектов исследования выступали школьники из пяти круп­ных европейских городов (Бремен, Дублин, Гронингсн, Пыо-кастл и Рим).

Исследование выявило более высоки й по сравнению с дру­гими уровень употребления наркотиков в «англоговорящих*-городах. Употребление наркотиков было связано со сверстни­ками, семьей и индивидуальными особенностями самих школь­ников. Логическая редукция привела к выявлению доминиру­ющих факторов. Структура семьи и занятия спортом оказались значимыми для ситуации городов с низким уровнем употреб­ления наркотиков, а наличие делинкпентного поведения школь­ников оказалось значимым для ситуации городов с высоким уровнем употребления наркотиков, причем как для мальчиков, так и для девочек.


Мальчики в городах с высоким уровнем употребления нар­котиков оказались более уязвимы, чем девочки. Для мальчиков само проживание в городах с высоким потреблением наркоти­ков оказалось независимой детерминантой употребления нар­котиков. Эффект традиционной семьи и познавательной актив­ности вне школы (чтение, выполнение домашних заданий, слу­шание музыки и музыкальное творчество, просмотр телепрограмм или видеофильмов) в снижении процентного количества упот­ребляющих наркотики школьников оказался значимым только для девочек из городов с низким употреблением наркотиков. Авторы исследования объясняют это сдерживанием традици­онной семьей девочек от чрезмерной социальной активности в среде сверстников (посещение клубов и пабов, катание на мо­тоциклах, блуждание по улице, игра на игровых автоматах). Под традиционной семьей авторы исследования понимают полную семью с традиционным распределением ролей (мать, отец, дети) и с отсутствием в семье членов, злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики.

Статистика

Исследования Л. Кесельмана и М. Мацкевич подтверждают боль­шую уязвимость мальчиков крупных городов — Самары и Петер­бурга. В Петербурге среди мужчин в мараете до 25 лет показатель общей приобщенности достигает 70%, тогда как у их сверстниц в пределах от 25 до 30%. В Самаре показатель общей приобщенно­сти — 43% против 16,5% у женщин. В целом, несмотря на различ­ные сообщения о феминизации наркотизма, в России это явление по-прежнему затрагивает в первую очередь мужскую часть насе­ления (Кесельман Л. Е„ Маикевич М. Г., 2001. С. 129). ■

Более высокий уровень употребления наркотиков в «анг­логоворящих^ городах был вызван употреблением наркотиков школьниками (мальчиками), не входящими в группу риска употребления. Авторы исследования попытались выяснить, как связан (и связан ли) уровень употребления наркотиков школь­никами пяти городов с предпочитаемой ими активностью вне школы и характеристиками семьи. Занятия спортом, познава­тельная активность, традиционная семья оказались значимы­ми факторами городов с низким уровнем употребления нарко­тиков. Группа же школьников, предпочитающая спорту и по­знавательной активности досуг в кругу сверстников, оказалась



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


группой высокого риска для инициации и дальнейшего упот­ребления наркотиков. Причем чем выше был уровень делинк-вентного поведения школьников, тем выше был и уровень рис­ка. Авторы исследования делают заключение, подтвержденное статистической обработкой данных, что город проживания для мальчиков является значимой независимой детерминантом употребления наркотиков даже в том случае, когда другие фак­торы, влияющие на воспитание, являются благоприятными (McArdle P. & et al,, 2000, Р. 163-169),

Существуют и другие исследования, подтверждающие эти выводы, в том числе исследование досуга подростков, связан­ного с девиантным поведением. Ученые сделали вывод о рас­пространении дсвиантной активности, к которой они относят и употребление наркотиков, в направлении от маргинальных сфер молодежной культуры к ее центру (Parker H., Aldridge J., MeashamE, 1998).

Самооценка подростка и злоупотребление наркотиками

Независимо от качества самоопенки на момент инициации в процессе употребления наркотиков самооценка снижается. Прежде всего об этом свидетельствует внешний вид наркома­на, Многие наркоманы равнодушны к своему внешнему обли­ку, выглядят неряшливо, не заботятся о чистоте своего тела и одежды. Сексуальность не волнует их, поскольку большинство из них приобретают импотенцию. Ради дозы они идут на лю­бые унижения, вплоть до продажи собственного тела.

Последствия

После опьянения любым наркотиком наступает абстиненция (ломка). Состояние напоминает состояние после опьянения алкоголем с апатией, вялостью, общим недомоганием. Преоб­ладает тоскл ивое, мрачное, подавленное настроение. Чем боль­ше была принята доза, тем хуже абстинентное самочувствие наркомана. В это время они озлоблены, раздражительны, плак­сивы, капризны, вспыльчивы, конфликтны, безучастны к окру­жающим и близким. У них может наступать беспричинное чув­ство страха, необъяснимое возбуждение. Возникают головная боль и боль в суставах, тошнота, рвота, понос, расстройство сна, повышенная потливость. Пульс становится учащенным или замедленным. Пальцы дрожат, зрачки сужаются или расширя­ются. Организм не способен переносить психические и физи-


ческис нагрузки. Даже очень сил ьные и терпеливые люди с тру­дом переносят это состояние, боли порой настолько интенсив­ны, что возможны попытки самоубийства. Абстиненция — вер­ный признак того, что организм человека не может нормально функционировать без наркотика, а в отдельных случаях насту­пает смерть. Все поведение наркомана во время абстиненции направлено на поиск наркотика.

Статистика

Роковым спутником наркомании стала в конце XX. ВИЧ-инфек-цияиее конечная стадия — СПИД. По данным ученых, ежеднев­но заражаются 16 тысяч человек и только 10% узнают об этом (РожкоиаИ. И.,2000).

Долговременными последствиями наркомании являются серьезные заболевания жизненно важных органов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы, желудка, почек, печени,

легких. Человек, идущий по пути наркомана, постепенно унич­тожает свои лучшие нравственные качества, становится психи­чески неуравновешенным, слабовольным, теряет друзей, потом семью (Наркомания: методические рекомендации по преодо­лению наркозависимости//Под ред. А. Н.Гарапского, 2000),

Пути предупреждения

Сам факт нелегального употребления психоактивных веществ подростками свидетельствует о наличии у них убеждения I воз­можности нарушать нормы и правила общества, закон. Это убеждение не могло быть сформировано только в подростко­вом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и пра­вил, а в дальнейшем — и законов. Дсвиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в нар­котизированное пространство и наркотизм. Поэтому л юбое асо­циальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития дсвиантного.делинквентного, зави­симого от психоактивных веществ поведения.

Мнение ученых --------------------------------------------------------------------

Периая привычная стратегия — осуждение и запретительство — уже даж&ЭДЛИ сеюю неэффективность. Вторая стратегия — всеобъ-



Глава 14


Адциктивное поведение подростков



 


емлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур — нереальна. Остается последнее — диалог(КонИ. С, 1989.С. 166).

Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, в том числе курения, является формирование у де­тей самого раннего возраста установки на здоровый образ жиз­ни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее — с развитием его потребностно-мотивационной сферы (Зайцев Г. К., 1998).

В профилактической работе выделяются такие направле­ния, как:

1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической по­мощи; обучение родителей созданию в семье атмосферы, исклю­чающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга и оказания помощи детям в организации своей жизни без нарко­тиков (Наркомания // Под ред. А. Н. Гаранского, 2000).

2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механиз­мов и ослабление механизмов, провоцирующих употребление психоактивных веществ (Колеченко Л. К., 2000).

3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полез ной деятельности, необходимой для их пол­ноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориента­ции (Реан А. А., 1999).

4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнительности в каче­стве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмо­циональных проблем, разрешении конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни (ШабалинаВ.В.,2001).

5. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации о психоактивных веществах; включение


игровых программ воспитания трезвости в обучение начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здо­рового образа жизни и трезвеннических установок у подраста­ющего поколения (Березин С. Б., Орешникова И. Б., 2000).

6. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на пснхоакти в- ные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование ан­тинаркотических установок и профилактической работы, осу­ществляемой сотрудниками образовательных учреждений (Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000).

Резюме

Аддиктинное поведение часто связывается лишь со злоупотребле­нием психоактивными веществами, протекающим на фоне изменен­ного состояния сознания. Однако в более широком смысле аддик-тивное поведение — один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности пу­тем искусственного изменения своего психического состояния по­средством приема некоторых.веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Способ в:яимодействия с дей­ствительностью н виде ухода от реальности осознанно (или неосоз­нанно) выбирают те подростки, которые относятся к реальности негативно и оппозиционно, считая себя не способными адаптиро­ваться к ней. При этом может Присутствовать нежелание приспо­сабливаться к действительности по причине ее несовершенства, кон­сервативности, единообразия, подавления экзистенциальных цен­ностей или откровенной антигуманности.

Уход от реальности путам изменения психического состояния осу­ществляется разными способами. Жизнь каждого человека может быть связана с желанием изменить свое психическое состояние, например, избавиться от угнетения, * сбросить» усталость, отвлечь­ся от неприятных размышлений. Для достижения этой цели чело­век использует индивидуальные подходы, которые постепенно становятся привычками, стереотипами поведения, направленного иа получение удовольствия. Удовольствие является генетически первичной формой положительных эмоций. В подростковом воз­расте предвосхищение и предвкушение радости само по себе яв-


 



Глава 14


Аддиктивное поведение подростков



 


ляется удовольствием. Не менее; значимым является получение удовольствия от самого процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов связанного с наркотиками общения. Элементы а;1ликтивного поведения свойственны любому человеку, уходяще­му от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции возникает в тот момент, когда стремление уйти от ре­альности, связанное с изменением психики, начинает доминиро-оать в сознании, становится центральной идеей. Разные формы девиантного поведения подростков взаимосвяза­ны. Пьяпст во, употребление наркотиков, агрессивное и противо­правное поведение образуют единый блок. Приобщение подрост­ка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие, В подростковом возрасте, в период полового созренаним, поведение в значительной мере определя­ется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексу­альным влечением. Эти же факторы могут способствовать во­влечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголя, табака и наркотиков, при условии, что эти группы по­зволяют удовлетворить какие-либо потребности подростки., ко­торые он не сможет удовлетворить в других группах. Стремле­ние к эманси! laitMH приводит подростка к «отравлению свободой», ■ при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами со­действуют коммуникативные хобби — бездумное общение со сверстниками, обмен малозпачимой, не требующей интеллекту­альной переработки информацией. Неудовлетворенная потреб­ность в самоутверждении приводит к попыткам реал изоиать себя не толБко в творчестве, но и в негативных формах активности -насилии, преступлениях — или же приводит к «бегству» в алко­голь, наркотики, из жизни. Социальные факторы, способствую­щие девиантному поведению, в той числе н аддиктивному, в не­которой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, какие-либо травматические события, влияние опре­деленной девиантной субкультуры или группы. Самыми важны­ми nil диви дуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения.

Проблема аддиктивного поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объедине­ния всех прогрессивных сил общества.

Вопросы к главе ----------------------------- ——----------------------------- —■

1. Как, по вашему мнению, ПОВЛИЯЛ на российских подростков просмотр ставшего для определенной части молодежи культовым


фильма «На игле* (Transporting), который был отражением так называемой «героиновой моды»?

2. Многие подростки, в том числе жители Санкт-Петербурга, в конце XX в. начали употреблять дикорастущие галлюциноген­ные грибы, по не с целью «поймать кайф*, а якобы для того, что­бы расширить сознание, ссылаясь при этом, например, на теории Т. Маккепы. Как можно расценить подобное поведение с точки зрения психологии?

3. Сегодня едва ли можно найти человека, который не знал бы о трагических, порой даже смертельных последствиях табакокуре­ния, алкоголизма, наркомании. Нельзя ли сделать вывод, что за аддиктивным поведением такого рода стоит неосознанная тяга к саморазрушению и даже к суициду?

Ключевые понятия и термины

Делинквентность

Аддиктивная личность

Аддиктивное поведение

Доминанта

Потребность

Психологическая зависимость

Зависимое поведение

Атарактическая мотивации

Псевдокультурная мотивация

Гедонистическая мотивация

Мотивация с гиперактивацией повеления

Субмиссивная мотивация

Токсикомания

Физиологическая зависимость

Наркотическое вещество

Нарастающая толерантность


Су и ци да льнов поведение подростков



 


Глава 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.033 с.)