Влияние семьи на выбор профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние семьи на выбор профессии



В числе разнообразных факторов, влияющих на выбор профес­сии, следует особо выделить влияние родителей и семьи в це­лом. Домашние разговоры о проблемах на работе, нередко по­сещения рабочего места родителей, внешние атрибуты их про­фессии, инструменты, сама окружающая атмосфера становятся теми средствами, с помощью которых родители, зачастую не­намеренно, вводят ребенка в пространство своей профессии, что ■Последствии может полностью определить его интересы и ув­лечения. Семейные династии артистов и музыкантов, врачей и земледельцев представляют собой вполне обычные реалии че­ловеческих сообществ.



Глава 10


Мотивация учебы и выбора профессии



 


Статистика ---------------------------------------------------------------------------

По данным Конже, в США примерно 44% сыновей врачей выби­рают медицинские специальности и 28% сыновей адвокатов вы­бирают юридическую карьеру (см.: Райе, 2000).

С началом учебы в школе, с постепенным расширением социального и физического пространства ребенок умножает свои познания о мире людей и соответственно о мире профес­сий. Появляются новые герои, новые идеалы и новые представ­ления о том, кем ребенок себя мыслит в будущем. Профессии родителей, особенно если они не столь героические или роман­тические или престижные, на взгляд ребенка, отступают на вто­рой план, и появляются новые устремления. Однако в некото­рых семьях родители целенаправленно занимаются формиро­ванием профессиональной направленности ребенка и делают это с довольно раннего возраста. Родители выбирают специа­лизированные школы, классы, кружки, поощряют или осужда­ют увлечения своих детей, высказывают оценочные суждения относительно различных видов деятельности, относительно знакомых и незнакомых носителей какой-либо профессии, и это осознанно или неосознанно усваивается детьми.

Особенно авторитарные родители, не считаясь с интереса­ми ребенка и полагая, что они, имеющие больший жизненный опыт, конечно же, лучше знают, что нужно их детям, с какими умениями и навыками они не пропадут в жизни, начинают дик­товать свое мнение. Иногда подобное влияние строится на ме­ханизме проекции: не реализовавший в силу разных причин свои, например, физические или музыкальные способности ро­дитель навязывает ребенку тяжелые спортивные тренировки и музыцирования, планомерно готовя его к соответствующим видам деятельности. Это замечательно, но только в тех случа­ях, когда совпадает с реальными интересами и способностями ребенка. С другой стороны, можно обнаружить и такие факты, когда родитель или родители принижают способности ребенка и сразу ограничивают его в выборе. Нередко такое случается в семьях, где невысок образовательный уровень родителей: •sK чему читать эти книжки, все равно умнее не станешь!* Это может определяться не только низкой ценностью знаний, об­разованности, здесь можно усмотреть и бессознательное неже­лание родителя видеть ребенка умнее, способнее, успешнее, чем


он сам: «Чем ты лучше меня, яблоко от яблони недалеко пада­ет*, «Мать твоя всю жизнь мыла полы и ты будешь*.

Такой диктат в лучшем случае может привести к тому, что молодой человек, проучившись или проработан некоторое вре­мя по;ia;iammii родителями специальности, меняет ее достаточ­но рано, чтобы заново строить жили., а и к\ иисм, так и не на­бравшись мужества, будет нести бремя чужих желаний и при­тязаний, испытывая огромную неудовлетворенность собой и жизнью. Дети могут активно протестовать против решений сво­их родителей, а могут молчаливо их принять. Такое принятие может, однако, свидетельствовать не об искреннем согласии и демонстрации совпадений во взглядах, а о нежелании делать больно родителям, попытке быть «благодарным* сыном или дочкой, нежелании вызывать семейные ссоры, а может быть и признаком того, что дети сами не знают, чего хотят. Последнее может быть признаком низкого уровня личностной рефлексии.

Мнение ученых --------------------------------------------------------------------

По данным некоторых исследований, стремление подростка к высшему образованию и карьерные устремления определяет об­разование его матери (Чупров В. И. и др., 2001). По мнению Хоф-фмана, дочери работающих матерей характеризуются более вы­сокой мотивацией достижения и большим стремлением сделать карьеру, чем дочери не работающих вне дома матерей (цит. по: КраЙгГ.,2000).

Другой аспект влияние родительской семьи особенно ярко стал проявлять себя в последние годы. По мнению некоторых исследователей, материальное положение семьи становится все более значимым фактором, определяющим уровень притязаний и жизненные стратегии подрастающего поколения и, соответ­ственно, влияющим на выбор профессии. Подростки, строя пла­ны на будущее, учитывают ту помощь, которую им может ока­зать семья. Уже на уровне притязаний и желаний существует разница между детьми из семей с разным уровнем материаль­ного достатка. Дети из состоятельных семей в большей степени претендуют на то, чтобы в будущем стать «владельцем своего Дела» и иметь высокие доходы (Шуры гина И. И., 1999).

Характер внутрисемейных отношений также может оказы­вать влияние. Роу, например, считает, что дети, находящиеся в



Глава 10


Мотивация учебы и выбора профессии



 


центре внимания семьи, могут вырасти более зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В результате их будут привлекать профессии, которые дадут им возможность контактировать с людьми и пользовать­ся их уважением. Такие люди предпочтут работу, выполняя ко­торую они смогут помогать окружающим, или же будут тяго­теть к работе в области культуры, возможно, в сфере искусства или развлечений (цит. по Крайг Г., 2000). Принадлежность се­мьи к определенной культуре также может оказывать суще­ственное влияние на профессиональный выбор молодых лю­дей, например, на Северном Кавказе семья и ближайшие род­ственники оказывают, первоочередное влияние на выбор (Денисова Г. С. и др., 1999).

Отражение педагогом учебной

и профессиональной мотивации учащихся

В любом случае даже более-менее адекватное понимание педа­гогом конкретной мотивации учащихся уже косвенно влияет на продуктивность педагогической деятельности. Однако зна­чение этих адекватных знаний значительно возрастает, когда они начинают целенаправленно использоваться в процессе пе-дагогаческой деятельности и общения. Так, педагог, сознающий, что мотив высокого уровня профессионализма имеет большую субъективную значимость для многих учащихся, может старать­ся увязать преподавание своего предмета, каждой его темы с данным мотивом. При этом психологически действенным яв­ляется раскрытие того, какие конкретные сведения, организу­ющие тему занятия, имеют наибольшее профессиональное зна­чение, где и каким образом они могут применяться, освоение каких профессиональных навыков без них невозможно. При творческом отношении к делу у педагога открывается множе­ство конкретных путей по использованию собственной осведом­ленности о структуре учебной мотивации учащихся. Главное, чтобы это адекватное познание не оставалось на пассивно-со­держательном уровне, а целенаправленно использовалось.

Оценке того, насколько адекватно тот или иной педагог познает структуру учебных мотивов учащихся, было посвяще­но специальное исследование (Реан А. А., 1990). В ходе его про' ведения выяснилась неадекватность некоторых представлении педагогов о мотивах учебной деятельности учащихся, Так, в


 


число значимых попадал мотив «добиться одобрения родите­лей и окружающих», который в действительности не имеет для учащихся особого веса. Такое неадекватное представление чре­вато многими тактическими ошибками в педагогическом обще­нии. Неадекватным является и представление педагогов о вы­сокой значимости для учащихся мотива «избежать осуждения и наказания за плохую учебу», В действительности же этот мо­тив не только не попал в пятерку значимых по выборке в це­лом, но вообще оказался на одном из последних мест. Такая ошибка может приводить уже не только к тактическим, но и к Стратегическим просчетам в построении педагогического обще-

ния.

Психолого-педагогии ее кое консультирование

Психология авторитаризма и неэффективность, если не разру­шительность, его внедрения в педагогику достаточно хорошо изу­чена и описана (А. А. Бодал ев, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломипский, К. Левин, А. В. Петровский, А. А. Реан, А. Л.Свенцицкий). Ори­ентация на отрицательные мотивы (мотивы избегания, боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положитель­ные, а в гипертрофированно неадекватной представлении педа­гогов о значении для учащихся мотива осуждения и наказания проявляются собственные авторитарные установки педагогов. Все это вместе взятое может привести к неоправданному исполь­зованию педагогом «силовых» приемов, в частности jrpOB (вы­зов родителей, жалобы администрации и т. п.) и запретов. При-. чем эти меры могут казаться педагогу эффективными именно в силу их кажущейся адекватности структуре значимых мотивов учащихся.

Резюме

Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глу­бину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения.

Выбор профессии — это сложнейший процесс, па течение и ре­зультат которого влияют самые различные факторы как ннутрен­него, так и внишюго порядка. Исследователи выделяют семь ком­понентов ситуации выбора профессии; общая и региональная структуры потребностей общества в кадрах; социальное макро-



Глава 10

и микроокружение; совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в об­ществе оценочных отношений к ним; совокупность психологи­ческих, психофизиологических И иных особенностей самого че­ловека; (л МШ1 и направленность информированности субъекта выбора о мире профессий и о структуре потребностей в кадрах. R каждом конкретном случае степень выраженности этих факто­ров мажет быть различной и зависимости от тех условий, п кото­рых осуществляется профориентация.

Формирование профессиональной направлен ности и собствен­но выбор профессии — длительный и сложный процесс, в кото­ром можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мне­нию отдельных исследователей, определяются особенностями возрастного развитая человека

Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успеш­ность. Основой для адекватного профессионального выбора яв­ляется формирование познавательных интересов и профессио­нальной направленности. При этом прослеживается стадиаль­ное i ь их развития.

Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как вне­шние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осу­ществить профессиональный выбор по интересам, так и внутрен­ние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональны! склонностей или с неадек­ватным представлением о содержании будущей профессиональ­ной деятельности.

Помимо собственно интереса к определенной профессии, потреб­ности в еамоактуализации и самовыражении выбортой или иной профессии может определяться особенностями характера чело­века. Па выбор профессии влияют не только интересы и способ­ности человека, но еще и широкий спектр общественно обуслов­ленных факторов: уровень экономического развития государства, общественный строй и ее идеология, совокупность представле­ний о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом. Материал ьное вознаграждение — самый значимый фак­тор, влияющий на выбор профессии современной российской молодежи.

Профессиональные интересы кристаллизуются и четко опреде­ляются в определенной степени но механизму позитивного под­крепления. Успешные начинания личности в определенных ви­дах деятельности способствуют развитию и закреплению инте­реса к этим видам деятельности.


Мотивация учебы и выбо ра профессии Вопросы к главе

"е ИСС~"ед(™ * **Ш ривают воп­ р,кие у мальчиков и девочек можно предположить от™ в мотивации к учебе и меняются „ \ они н LL с"-

2.Можноличем-ниЙудь.кромемеханизмапроеш.рования объяс­
нить гот факт, что чем больше у учителя пела, Jn,™ft ™ж
тем хуже он понимает учебную мотивацию своих пптомц^
^Сейчас в сфере профессиональной ориентации и рейтинга
™ большое количество тестов (в основном, разрабо

тайных на основе шкалы ММРГ). Какой смысл имеет подобное тес^нрованне, если теория Голланда не нуждается на Г

Ключевые понятия и термины

Закон Йеркса-Додсона

Интринсивпая мотивация

Экстринсивная мотивация

Познавательные мотивы

Профессиональная ориентация

Концепция профессионального развития Д. Сыоиера

Теория выбора Профессии Дж. 1пллацл»


Дисгармоничность характера



 


           
   
 
   
 
 

Ахцентуация

Глава 11

Дисгармоничность характера

Личность и характер

Черты характера проявляются в учебной и профессионально: \ деятельности человека, в его поступках в конкретных жизнен­ных ситуациях, в особенностях общения с различными людь­ми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например; на неудачу в том или ином виде деятельности. Один, потерперпеп неудачу, впадет в уныние, другой — просто откажется от реше­ния задачи и радостно примется за что-то другое, третьего не­удача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упор­ством возьмется за дело.

Когда мы говорим, что черты характера являются устой­чивыми личностными особенностям и, мы, конечно, не должны понимать это как их неизменность В течение жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда су­щественные изменения. Одна-

— иерархизированная, упоря­дочен пая совокупность устой­чивых индивидуалы»-психо­логическихособенностей лич­ности, которые формируются и процессе жизнедеятельности и проявляются в способах ти­пичного реагирования лично­сти в деятельности,повелении и общении.

Характер. ■ ■ - ________ — ко черты характера не могут из­
меняться быстро и легко, так,
например, как настроение че­
ловека. Изменение характера
— это, чаще всего, сложный и
длительный процесс. Характер
может меняться под воздей­
ствием нового жизненного
опыта, а также в результате це­
ленаправленного воспитания и

самовоспитания личности.


Акцентуации характера

Б психологии характера, наряду с понятием «черты характе­ра», «особенности характера», существует и понятие «акцеп­туации характера». Понятие «акцентуация» впервые ввел не-мецкий психиатр и психолог Карл Jlrnni;i|i,i(I^>onhard К.). Им же была разработана и описана известная классификация ти­ров акцентуации личности. В нашей стране получила также распространение иная классификация, предложенная извест­ным детским психиатром А. Е. Личко. Однако и в том и в дру--гом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуа­ции.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно опреде­лить как дисгармоничность развития характера, гипертрофи­рованную выраженность отдельных его черт, что обусловлива­ет повышенную уязвимость личности в отношении определен­ного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При.ном важно отметить,

— дисгармоничность разви­тияхарактера, ]-ипертр(х|жро-ваннаявыраженность отдель­ныхего черт, что обусловли­вает повышенную уязвимостьличности и отношении опре­деленного рода воздействий изатрудняет ее адаптацию в не­которых специфичных ситу­ациях.

■ [збирательная уязвимость в отношении определенного роди жидгт-пшм, имеющая место мри той или иной акцеп­туации, может сочетаться с хо­рошей или даже повышенной устойчивостью к другим воз­действия ■-' Аналогично, зат­руднения с плантацией лично-

сти и некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с дан-

>й акцентуацией), могут сочетаться с хорошими и даже повы--нньши способностями к социальной адаптации в других си­туациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут ггь объективно более сложными, но не сопряженными с дан­ной акцентуацией.

Статистика---------------------------------------------------------------------------

Йо данным К. Лсонгарда и его сотрудников, доля акцвэтунро-!^нных личностей во взрослом населении Германии составляет Приблизительно 50%. При этом авторы специально подчеркива-

1сн*<мопи| подрос пса



Глава 11


Дисгармоничность характера



 


ют, что в других странах соотношение акцентуированных и неак­центу про ванных людей может быть иным.

В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные чер­ты характера», причем главны м-остается все-таки понятие <ак-пентуация личности». Сама классификация К. Леонгардафак­тически я иляется классификацией акцентуированных личнос­тей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, по­тому что в действительности именно об особенностях характе­ра и типологии характера здесь идет речь. Скорее всего, еггра-ведлиио использовать оба сочетания — и «акцелггуированная личность*, и «акцептуация характера». В отечественной пси­хологи и стожилась традиция четко, а иногда и резко подчерки­вать различие понятий «личность» и «характер». При этом име­ется в виду, что понятие личности — более широкое, включаю­щее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т. д. Между тем западные психологии, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, поскольку характер — это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискус­сионно), но прежде всего интеграти иное образование. В харак­тере находят свое выражен ие система отношений личности, ее установки, ориентации и т. д. Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой ти­пологии — К. Леонгарда или А. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в раз­личных ее аспектах. Очевидно, действительно вполне допусти­мо в равной степени и в равном значении использовать оба тер­мина — акцентуированная личность и акцентуация характера.

По различный данным, распространенность акцентуаций в обществе еильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и воз-растпысотличия идр.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, оченидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скры-п,к\


Таблица 11.1

Частота, % акцентуаций характера в популяции подростков (по данным Н. Я. Иванова, 1976)

 

 

Контингент Пол
мужской женский
BotpacT 14-15 лет,8-й класс средней школы    
Возраст 16-17 лет, 9-10-Й класс средней школы   К
1-2 курс ПТУ    
9-10-й класс математической школы    
9-10-й класс английской школы    
Морское училище  
Педагогическое училище  
Физкультурный техникум    

Типы акцентуаций

Гипертимный тип

Заметной особенностью гипертимного типа является постоя п-ное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. При­поднятое настроение сочетается с высокой активностью, жаж­дой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптими­стически, не теряя этого качества и при возникновении препят­ствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

---------------- Гипертимный тип — акцентуация характеризу­ется постоянным (или час­тым) пребыванием в припод­нятом настроении и сочета­нии свысокой активностью, жаждой деятельности. Один из наиболее «рискованных» с точки зрения лелипквен i но-сти типов личности.

По имеющимся данным (А. Личко). гипертимный тип вхо­дит в пятерку наиболее «рискованных* с точки зрения делинк-вентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом гипер-тимы прочно занимают лиди­рующее положение по этому критерию. Гипертимный тип в совокупности с неустойчивым является наиболее значимым фактором опасности делинк-ьентного поведения по сравне­нию с другими акцентуациями.

Асоциальное поведение гипертимои обусловлено не столько четко выраженными



Глава 1 1


Дисгармоничность характера



 


                       
 
 
   
 
   
     
   
 
 
 
   

Педантичный тип
Тревожный тип
----- — Циклотимический тип — акцентуация характеризу­етсясравнительно частой си­стематической сменой гинер-тимических и дистимиче-ских состояний.

антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гипе­рактивностью, реакцией группирования и склонностью к рис­ку. Однако и этик «легких» причин достаточно для формирова­ния противоправного (делинквентного)поведении.

Застревающий тип.

Застревающий тип отличается высокой устойчивостью аффек-та, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Ос­корбление личных интересой и достоинства, как правило, дол­го не забывается и никогда не прощается просто таь. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аф­фекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием пла­на мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствител ь-ными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип

Глапным и особенностями эмотивной личности являются высо­кая чувствительность и глубокие реакции в области топких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность,

3встревающий тип— — акцентуации характеризу­ется высокойустойчивостью аффекта, длительностьюэмо­ционального отклика, пере­живании. Окружающие часто характеризуют людей этого типа как злопамятных и мсти­тельных.

эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая змпатия. Вес эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянна проявляются во внешних реак­циях личности в различных си­туациях. Характерной особен­ностью является повышенная слезливость (как принято гово­рить, «глаза на мокром месте»).

Эмотивный тип

Педантичный тип

— акцентуация отличается ьысокой чувствительность, глубокими реакциями в обла­сти тонких эмоций. Хлракл ер-ны мягкосердечие, доброта, задушевность! эмоциональ­наяотзывчивость, высокораз­витая;)мпатим.

Хорошо заметными внешними проявлениями педантичного чипа являются повышенная ак­куратность, тяга к порядку, не­решительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумы­вают. Очевидно, за внешней i ю-


 

— акцентуация характеризу­ется тягой к порядку, нере-liiu гелыюстыои осторожно­стью.

данти чностью стоит нежелание н неспособность к быстрым пе­ременам, к принятию ответ­ственности. Эти люди без нуж­ды не меняют место работы, вишь в самых крайних случаях, и го с большим трудом. Любят свое- производство, привычную работу, добросовестны в быту

Тревожный тип

— акцентуацияхарактеризу­ется повышенной тревожно­стью, робостью,иногда с про­явлением покорности, неуве­ренностью и собственных силах но поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких.

Главной особенностью этого типа является повышенная тре­вожность по поводу возможных неудач, беспомше гво за свою судьбу и судьбу близких. При эт ом объективных поводов к та­кому беспокойству, как прави­ло, нет юти они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. По­стоянная настороженность пе­ред внешними обстоятельства­ми сочетается с неувереннос­тью в собственных силах

Циклотимический тип



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.045 с.)