Пути предупреждения развития агрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути предупреждения развития агрессии



Важнейшим условием эффективной социализации и преду­преждения становления агрессивных форм поведения являет­ся развитие мотивации привязанности, посредством которой у Ребенка пояиляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и п первую очередь — собственных Pain i елей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к соци-



Глава 13


1одростковая агрессия



 


           
   
 
   
 
 

Драйв
Фрустрация
— сильный стимул, который побуждает организм к дей­ствию.
- психическое состояние, вы­зываемое объективнонепрео­долимыми (ИЛИсубъективно так воспринимаемыми) пре­пятствиями, возникающимипа пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: Пива,раздражения, тревожности, чувства вины и т.п.

альньш требованием и запре­там. В этой СВЯЗИ следует под­черкнуть, что важным услови­ем развития агрессии является нетолькосоциальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при по­стоянном применении наказа­ний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

11редупрсждсние и искоре­нение агрессивного поведения может быть осуществлено, как считается (Bandura A., Walters R., 1959; Bandura A., 1973), дву­мя путями. Агрессивные дей­ствия, поступки либо надо оставлять без подкрепления, без награ­ды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обра­щают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (пожги и-ные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся бея подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.

Как видим, логика здесь очень ясная, по существу, отража­ющая канонический бихевиоральный подход. Однако в том слу­чае, когда речь идет именно о подростконой агрессии, позиция игнорирования актов агрессивного поведения как способ пре­дупреждения и «снятия* агрессии вызывает сомнение и даже настораживает.

Психолого-педагоги чес кое консультирование

Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психоло­гического консультирования и некоторые специальные исследо­вания показывают, что игнорирование актов подростковой агрес­сии чревато опасными последствиями и может вести к дальней­шей эскалации агрессивного поведения, превращения его н привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, ЧТО если родителями проигнорированы акты агрессии ма­ленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неаодкреплвяным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обяза-


тельно остается i ien о дкреп ленным, так как кругобщения подро­стка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено па стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подро­стковом возрасте тенденции, поведенческой особенности - про­бовать социальные кормы и правила «на прочность и через это определять границы допустимою в своем повелении - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведете! ужесаио'по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким спосо­бом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и мо-! гут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Мил­лера, в основе которой лежит представление о переносе агрес­сии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на чело­века, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является не гинным источником возникновения агрессивного побужде­ния. При л [ ом теория смещенной агрессии (Miller, 1948) утвер­ждает, 'им выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1) силой побуждения к агрессии;

2) силой факторов, тормозящих данное поведение; -

3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрус-триронатпим агентом

Кроме того, между строгостью наказания, как было пока-JaHo экспериментально (Eron et al., 1963). и уровнем агрес-сивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребен­ка, то есть используется в качестве воспитательной меры, на­правленной на снижение агрессивности и формирование неаг­рессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала Маленьких детей (третьеклассников), а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны ро­дителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию, [эолсе того, в результате лонгитюдного исследования (Eron ci al., 1963) было установлено, что суровость наказания,



Глава 13


Подростковая агрессия



 


             
   
 
   
   
 
 
   


Негативиэм
Тотальный негативизм

применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. В дру­гом исследовании (Lefkowilz et al., 1977) было показано, что наименее агрессивные 18-летнис юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходи­тельно откосятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к больше­му проявлению агрессии, чем их сверстники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.005 с.)