Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития личности в подростковом возрасте

Поиск

Выступая как важный этап становления личности, подростко­вый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт. а сложный период в процессе личностного развития, отличаю­щийся разноуровневыми характеристиками социального созре-

[ИЯ.


 


 

 

Стадии развития личности подростка

Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития зависят от осмысления под­ростком себя и своей принадлежности к обществу, степени вы­раженности праи и обязанностей, уровня овладения миром со­временных вещей и отношений, насыщенности дальних и ближ­них связей, их дифферсниированносш. По мерс взросления у, подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных свя­зей, меняются мотивы и степень их адекватности обществен­ным потребностям.

Мнение ученых---------------------------------------- -—■—■---------- —--------

Согласно данным, полученным а свое время Ж. Пиаже, возраст до 12 лет отличает наличие идей равенства и взаимного уваже­ния, которые, однако, еще носят несколько формальный харак­тер, и литпь в 13-15 лет возникает идея относительности мораль­ных правил, формируются индивидуальные абстрактные прин­ципы — уровень «принципиальной морали» (1969).

Измененение потребности в самоутверждении

Дифференцированный анализ кардинально нового психиче­ского состояния современного подростка, определяемого по­требностью в самоутвержден ии и самореализаци и, позволил ус­тановить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни, своего рода три стадии процесса развития под­ростка.

Первый уровень условно назван нами «локально-каприз­ный». Он характеризуется тем, что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности при­знания со стороны взрослых его возможностей и значения че­рез решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и назы­ваем его локальным, а капризным потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоциональ­но окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в моти-ващюнных структурах.

Характерно, что 10-11-летние дети всячески стараются ■олуш п, признание самого факта их взросления. Причем у ча-



Глааа 6


Стадии развитии личности подростка



 


сти младших подростков она выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрос-лости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том паль­то, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получитьпризнание их новых возможностей; у третьих — участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Вместе с тем анализ поведения детей и специально органи­зованных ситуациях показывает, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводится просто к желанию добиться от взрослых определенных прал, а основывается на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел. Прогресс данной тенденции определяется со­ставом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток. Не случайно привлечение детей 10— 11 лет к реальным социально признаваемым делам обеспечивает i юявление и развитие мотива действия во имя пользы для дру­гих людей.

Второй уро пень-стадию мы условно назвали «правозначи-мым>. 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется простым участием в социально одобряемой деятельности, у него по­является потребность в общественном признании, происхо­дит освоение не только сиоих обязанностей, но, главное, прав » семье, обществе («Я тоже имею право»), формируется стрем­ление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу» и «Я должен».

На третьем уровне-стадии, «утверждающе-действенном», у 14-15-летнего подростка развивается готовность к функцио­нированию во взрослом мире, что порождает стремление при­менить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осоз­нанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль.

Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе на основе изменения потребности в самостоятельности, самоутверждении позволяет рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрывать сложную динамику их поуровневого развития. Причем самоутверждение — это лиши


один из компонентов того особого психического состояния, ко­торое является определяющим для всего периода подростко­вого возраста и заключает главные тендендии в развитии соци­альной зрелости растущих людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.008 с.)