Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии развития личности в подростковом возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт. а сложный период в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созре- [ИЯ.
Стадии развития личности подростка Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития зависят от осмысления подростком себя и своей принадлежности к обществу, степени выраженности праи и обязанностей, уровня овладения миром современных вещей и отношений, насыщенности дальних и ближних связей, их дифферсниированносш. По мерс взросления у, подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Мнение ученых---------------------------------------- -—■—■---------- —-------- Согласно данным, полученным а свое время Ж. Пиаже, возраст до 12 лет отличает наличие идей равенства и взаимного уважения, которые, однако, еще носят несколько формальный характер, и литпь в 13-15 лет возникает идея относительности моральных правил, формируются индивидуальные абстрактные принципы — уровень «принципиальной морали» (1969). Измененение потребности в самоутверждении Дифференцированный анализ кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью в самоутвержден ии и самореализаци и, позволил установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни, своего рода три стадии процесса развития подростка. Первый уровень условно назван нами «локально-капризный». Он характеризуется тем, что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и называем его локальным, а капризным потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в моти-ващюнных структурах. Характерно, что 10-11-летние дети всячески стараются ■олуш п, признание самого факта их взросления. Причем у ча- Глааа 6 Стадии развитии личности подростка
сти младших подростков она выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрос-лости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получитьпризнание их новых возможностей; у третьих — участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Вместе с тем анализ поведения детей и специально организованных ситуациях показывает, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводится просто к желанию добиться от взрослых определенных прал, а основывается на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел. Прогресс данной тенденции определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток. Не случайно привлечение детей 10— 11 лет к реальным социально признаваемым делам обеспечивает i юявление и развитие мотива действия во имя пользы для других людей. Второй уро пень-стадию мы условно назвали «правозначи-мым>. 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется простым участием в социально одобряемой деятельности, у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение не только сиоих обязанностей, но, главное, прав » семье, обществе («Я тоже имею право»), формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу» и «Я должен». На третьем уровне-стадии, «утверждающе-действенном», у 14-15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль. Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе на основе изменения потребности в самостоятельности, самоутверждении позволяет рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрывать сложную динамику их поуровневого развития. Причем самоутверждение — это лиши один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тендендии в развитии социальной зрелости растущих людей.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.008 с.) |