Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невротические состояния у подростков

Поиск

Невроз у детей и подростков следует рассматривать как нару­шение системы их взаимоотношений с окружающей социаль­ной микросредой. В трудах Е. Т. Соколовой (1989), А. И. Заха­рова (1998) и других исследователей приводится анализ степе­ни осознания подростками своего болезненного (необычного) состояния. Ученые обращают внимание на степень «дискомфор­та» подростков (насколько эти проявления ими воспринима­ются как беспокоящие) и степень «нежелательности» (насколь­ко подросток хочет избавиться от этого).

А. И. Захаров (1998) изучил типы самооценки детьми и подростками своего невротического состояния и классифици­ровал их следующим образом.

1. Отсутствие осознания своего заболевания. Самооценка своего невротического симптомокомилекса отсутствует. Дети не знают, что больны, считают себя здоровыми, установок на лечение нет. В генезе — значение игнорирования или предо­хранения со стороны членов семьи. Иногда такая форма реаги­рования присуща детям с устойчивой и нередко высокой лич­ностной самооценкой. Потребность сохранения высокой, часто подкрепляемой окружающими самооценки приводит к отрица­нию появляющейся в результате невроза личностной диспози­ции. Это ведет к недопущению в сознание подростка мыслей о своем нездоровом состоянии и тем самым способствует сохра-



Глава 5


Особенности Я-концепции подростка



 


           
 
   
 
   

Личностная диспозиция—— — преобразование в Я-кон-цмщии, изменение в иерархии значимостиличных свойств в связи с объективным фактом изменениясостоянии (на­пример, п связи с неврозом).

нению социального «благопо­лучия», внешним выражением которого и является отсутствие самооценки своего невротиче­ского симптомокомплекса.. При завышенной личност­ной самооценке у детей с до­минирующим мотивом само­утверждения встречается активное несогласие с деформаци­ей поведения, возникающей при неврозе. Несмотря на то чти в этом случае статус ребенка, его внешняя позиция могут быть частично изменены, само поведение может оставаться неиз­менным. Появляющееся у некоторых детей данной группы ощущение личностного дискомфорта вызывает колебания уверенности в себе, в своих способностях общения с людьми. Все это носит временный характер и либо не осознается ре­бенком, либо ведет к оправданию измененного поведения. Вследствие этого оно становится устойчивым и приемлемым качеством личности.

Рассмотренные формы личностного реагирования пред­ставляют собой систему стабилизации индивида под воздей­ствием окружающей среды, являясь механизмом социального гомеостаза. Эта форма самооценки встречается преимуществен­но у детей дошкольного и младшего школьного возраста,

2. Недооценка невротического состояния — наиболее час­тый тип реагирования в детском возрасте. Имеет место у детей с устойчивой личностной самооценкой, социальный статус ко­торых не претерпевает существенных изменений при неврозе, несмотря на то что одновременно ребенок может испытывать кратковременные острые эмоциональные переживания. Парал­лельно идет пассивно-положительная, часто гетеровнушенная установка на лечение без конкретного осознания своего состо­яния. При отсутствии установок на лечение возможны случаи, когда дети знают, что больны, но считают себя здоровыми. Та­кая самооценка личности может компенсировать гетерооценку своего невротического симптомокомплекса и временно прино­сит ей облегчение.

3. Адекватная самооценка своего невротического состоя­ния формируется у ребенка в результате доминирования таких ситуаций, когда невротические индивидуальные особенности


непосредственно влияют на успех значимой для ребенка дея­тельности. Степень адекватности, являясь относительной ве­личиной, взаимосвязана с общим уровнем социализации и бо­лее характерна для подростков.

4. Переоценка невротического состояния. В этой группе встречаются дети как с заниженной, так и повышенном.1! нчност-нойсамооценкой.

В анамнезе отмечается следующее:

а) тревожно-мнительное отношение членов семьи к забо­леванию ребенка: «он тяжело, по-особому болен*. Дети часто це имеют сформированного личного мнения, установки на ле­чение у них крайне неустойчивы и предопределяются позици­ей окружающих взрослых. У некоторых детей имеются уста­новки на лечение сверхкомпенсаторного плана, вызванные отрицательным отношением сверстников к отклонениям пове­дения ребенка-невротика. Это отрицательное отношение выра­жается в том, что его дразнят. Таким образом, здесь внутрен­ним мотивом установки на лечение является самоутверждение подростка среди сверстников;

1 б) самоутверждение в болезни, извлечение выгоды, приви­легированного положения в грушюпых структурах общения. Установки излечение активно отрицательны. Ребенок стремит­ся сохранить высокую личностную самооценку, активно сопро­тивляется несовместимым с его позицией оценкам окружаю­щих и искажает с этой целью свой опыт;

к) «разочарование» как следствие неэффективности пре­дыдущих методов лечения. Превалируют пассивно-отрицатель­ные или пассивно-положительные установки на лечение ситу­ативного характера.

Сформированная самооценка невротического состояния у детей может быть резко изменена или деформирована уже при первом посещении специалиста, когда родители жалуются вра­чу на поведение детей в их присутствии. Дети, особенно при недостаточном осознании своего невротического состояния, могут быть подавлены этим «потоком» в основном впервые ус­лышанной информации. У некоторых появляется внутреннее отрицание сопротивление такой позиции родителей. Ребенок-невротик начинает искажать свой опыт, самооценку невроти­ческого состояния, что делает психотерапевтический контакт с врачом трудным, а подчас и невозможным.



Глава 5


Особенное™ Я-концепции подростка



 


Исходя из этого, отдельно выслушиваются родители и дети. Не так уж редко старшие подростки самостоятельно обраща­ются к врачу во избежание «диктата» родителей на приеме.

В процессе психотерапии происходит сближение оцен­ки невротического состояния у детей и родителей, В целях получения более точной информации и взаимного контроля на определенном этапе прием ведется уже совместно с пре­доставлением возможности детям выступить первыми с по­следующими дополнениями родителей и заключительной кор­рекцией врача. Это приводит к разрешению или ослаблению диссонанса в отношениях ребенка с родителями по мотивам лечения.

Резюмируя, отметим, что наблюдаются значимые корречя-ции между развитием личностной самооценки ребенка и его самооценкой невротического состояния. Формирование само­оценки невротического состояния зависит и первую очередь от того, насколько заболевание накладывает отпечаток на возмож­ности общения ребенка-невротика с другими значимыми для него людьми:

Таким образом, учет особенностей личностной самооцен­ки и самооценки невротического состояния ребенка- невротика позволяет с самого начала психотерапии вскрыть структуру доминирующих мотивов его поведения, увидеть его отношение к лечению и благодаря этому подобрать адекватные средства психотерапевтического воздействия.

Резюме -------------------------------------------------------------------------------

Подводя.итоги данной главы, можно заключить, что подростко­вый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в фор­мировании у него самооценки как. основного регулятора поведе­ния и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следу­ющие преобразования: углубляется содержательный аспект его самоопенки и переориентируется с учебной деятельности на вза­имоотношения с товарищами и на свои физические качества, вли­яние родителей на самооценку снижается и повышается влия­ние сверстников как референтной группы. Самооценка оказыва­ет влияние на успешность деятельности подростка и на его социально-психологический статус в коллективе, регулирует процесс общения.


Неадекватная самооценка детерминирует лелинквентное поведе­ние подростка. Личностная самооценка подростка значимо кор­релирует с его самооценкой невротического состояния. Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей ак­тивно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооцёяивания и самоотпоше-пия, псе более развиваются способности пгюникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенности и неповторимость, в его сознании происходит постепенная пере­ориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка форми­руется своя Я-копцепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения: моло­дого человека.

Вопросы к главе -------------------------------------------------------------------

1. Назовите признаки сформированной Я-концепции у подростка.

2. Активное использование подростком проекции как психоло­гической защиты приводит к формированию таких черт лично-

' сти как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враж­дебность и склонность к ревности. К формированию каких черт личности приводит поетннное употребление таких пссихологи-ческих защит, как отрицание и рационализация?:(. Какие способы воздействия на делинквентнога подростка бы предложили бы для того, чтобы вытащить его из асоциальной компании?

Ключевые понятия и термины -----------------------------------------------

Я-конпенция

Обраи Я

Самооценка

Образ тела

Адекватная самооценка

Асимметричный стиль общения в семье

Симметричный стиль общения в семье

Со i w ал ь но - пс и х о ло гич ее и к й стату с

Социальная перцепция

Личностное самоопределение

Самосознание



Глава 5


 



Подростковый эгоцентризм

Кризис подросткового возраста

Защитно-психологический механизм

Проекция

Отрицание

Рационализация

Сублимация

Пограничная личностная структура

Амбивалентность

Делинквснтный подросток

Контрпормативпая шкала ценностей

Интеракционный конфликт самооценки

Личностная диспозиция


Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.007 с.)