Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика общения подростков

Поиск

Застенчивость

Застенчивость - самая распространенная коммуникатив­ная трудность подростков и юношей. Может быть, люди п|'1"


увеличивают эти трудности? Нет. Психологические исследо­
вание показали, что те, кто считает себя застенчивым, действи-
re. i ьно отличаются пониженным уровнем экстраперсии, менее
иособны контролировать и направлять свое социальное пове­
дение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается
только мужчин) и пережинают больше коммуникативных труд­
ное н-и. Неудивительно, что застенчивость < ается нежела­
тельным качеством и люди стремятся от нее избавиться (на­
пример, при помощи психотерапии) (Добронич Л., 1987).

Статистика

Из 2:зО0 опрошенных американских студентов в возрасте от 18 лет до 21 гола 42% считают себя застенчивыми (с учетом тех, кто преодолел ату черту, цифра повышается до 73%), причем 60% ил них рассматривают застенчивость как серьезную трудность. Осо­бенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским* качеством (Пильконис Р., Зимбардо Ф., 1979).

Однако застенчи воеть имеет разные причины и тесно свя­зана с другими чертами личности, которые не нсегда поддают­ся коррекции и сами по себе не могут рассматриваться как от­рицательные.

В одном психологическом эксперименте (Хеедрик К. и Браун С, 1971) людям предлагалось выбрать тип личности, с которой они хотели бы совмести работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных качеств, Предпочитали пкетравертированный тип личности. Но как толь­ко приходилось выбирать не сослуживца или компаньона по развлечениям, а друга, картина менялась: не только люди, склон­ные к интроверсии, но и многие экстраверты отдавали в этом случае предпочтение интровертиронанному типу. Почему? Интровсрсия ассоциируется не только с застенчивостью и дру­гими коммуникативными трудностями, но и с более тонкой Душевной организацией. Это мнение никогда не подвергалось экспериментальной проверке, но его разделяли и разделяют Многие поп ты и философы, которые сами часто, кстати сказать, Испытывали трудности п общении. Как писал в одном из писем Л. В. кж. «человек, сознавший одиночество или хотя бы приду-рвцшйегосебо, более открыт душою и способен воспринять,



Глава 9


Подросток и сверстники



 


           
     
 
 
 

Стратегическое взаимодействие

может быть, чего другой не воспримете (tap. по: Блок А. Пись­мо Е. П. Иванову (13 сентября 1908)//Собр. соч.: В 8 т. М; Л., 1963. Т. 8. С. 252). Наши недостатки — продолжение наших до­стоинств. Можно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикально изменять стиль своего общения так же трудно, как тип личности.

Подобную ситуацию тонко описал писатель Леонид Вежин в рассказе «Мастер дизайна*. Юный герой этого рассказа, за­стенчивый и неловкий студент Юрий Васильев попадает в руки энергичного психолога, который вооружает его эффективны­ми средствами общения и воздействия на окружающих. Юрий обретает уверенность в себе, преодолевает былые коммун ика-тивпые трудности. Но вскоре оказывается, что общение, орга­низованное по рациональным правилам, не дает ему внутрен­него удовлетворения и эмоционального тепла. «Душевный культуризм* формирует красивую внешность, но не внутрен­нюю силу. «Выходило, что застенчивость, делавшая таким труд-н ым его общение с людьми, помогала ему общаться с самим со­бой, со своими мыслями... Он Шел -, ОН видел присыпанные сне­гом яблоки у лоточницы, он радовался тысяче вещей, которые теперь оставляли его равнодушным. Теперь он боялся одино-чества, как боятся его все общительные люди. Ему было скучно с самим собой, и, оставшись один, он всякий раз брал телефон­ную трубку: "Дружище, заходи... двинем куда-нибудь вместе... давай всей компанией,.." Он рабски зависел от этого "вместе... всей компанией"» (Бежим Л. Мастер дизайна // Новый мир. 1980. № 5. С. 176).

Стратегическое взаимодействие

Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подрост­ки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. I [снятие стратегического взаимодей­ствия введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гоффманом (1969) для обозначения ситуаций, в ко­торых партнеры по общению улавливают, скрывают или откры­вают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а кос­венно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Сонме" стив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Эл кинд (1980) отмети" в общении подростков ряд особенностей.

Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и прсдпО" лагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки Ч


юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию* (одно из следствий этого — застенчивость). Во-вто­рых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подрос­тки часто создают себе «личный мир», вымышленную биогра­фию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэто­му подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.

- характерная для подрост­ков ситуация, в кс/горой парт­неры по обшению улавлива­ют, скрываютили открывают друг другу какую-то инфор­мацию о себе не прямо, а кос­венно, с помощью специаль­ных приемов и ухищрений.

Это проявляется даже в житейских ситуациях. Напри­мер, телефонный разговор для старшеклассника — не просто обмен информацией, но и спо­соб самоутверждения; поэтому

очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т. п. Чтобы преодолеть неуверен­ность в себе, подростки специ­ально отрабатывают технику того, как «срезать*, «отбрить» собеседника, проверяя ее на лю­дях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не про­воцируют подобное поведение. Весьма сложны и многоплаио-вы юношеские ритуалы ухаживаний и т. п.

Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания •роков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет СВОЙ второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.

Психолого-педагогическое консультирование —------ —-—

Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается. Немотивированная ложь, как и немо­тивированная жестокость, непонятна, только пока мы опериру­ем непосредственными, явными мотивами, не выходящими за пределы данной единичной ситуации, В более широком личнос­тном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудито­рии разыгрывалась сцена и с каким воображаемым прошлым со­относится данный поступок, они вполне объяснимы.

Подростки в группах

бое общество дифференцируется на группы и подгруппы, 'Чч по разным, не совпадающим друг с другом признакам.



Глава 9


Подросток и сверстники



 


Во-первых, существует социальное расслоение, особенно за­метное и больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают осо­бо ценным II, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, склады вается особая внутри школьная и внут-риклассная иерархия, основанная Hit официальном статусе уча­щихся, их успеваемости или i цтнадлежности к «активу*.

В-третьих, происходит диффереш цтация авторитетов, ста-тусои и престижа на основе неофициальных ценностей, приня­тых в самой подростковой среде. В старших классах дифферен­циация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я. Л. Коломинского (1976), А. В. Киричука (1970), X. И. Лий-метса (1970) и др., более резкой становится разница в положе­нии «звезд» и «отвергаемых», или «изолированных*.

Социальная перцепция

Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны.

Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, ом окапывает сильнейшее влияние на его поведение и самосозна­ние. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассником из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное вли­яние вне школы. Девять десятых обследованных М. А. Алсмас-киным (1971) правонарушителей, зарегистрированных в инспек­циях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны сво­им положением в классе, многие относились к одноклассникам резко отрицательно. Около половины обследованных Г. Г. Боч-каревой (1972) несовершеннолетних правонарушителей относи­лись к одноклассникам безразлично или враждебно; среди ос­тальных школьников такое отношение проявили 19%.

Исследование

Я. Л. Коломннский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

— тенденция клавышенной самооценке социометрического статус;' у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусиых;


 

—эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим ■членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

—ретроспективная оптимизация — тенденция более благопри­ятно оценивать свой статус в прежних группах (Коломииский Я. Л., 1976).

Очевидно, существует и обратная ем». Изолированность
трудного подростка в классе может быть не только причиной,
но и следствием того, что ои стоит в стороне от коллектива, пре­
небрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее
для педагога ясно видеть структуру межличностных взаимоот­
ношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коло-
минский (1976, 1986), учителям свойственно давать сглажен­
ные оценки тенденциям статусной структуры класса. Сравнив
реальную статусную структуру классов (с 5-го по 10-й) одной
и той же школы и ее оценку работающими в этих классах учи-
телями. Я. Л. КоломннСкИЙ нашел, что учителя невольно сгла­
живают статусную дифференциацию, преуменьшая значение
Крайних ка гегорий. При атом точность учительского прогноза
психологи чет кой изоляции учеников при переходе от средних
классом к старшим снижается больше чем вдвое. А без умения
оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотно­
шении учшелю трудно найти индивидуальный подход к нему.
Исследование ------------------------------------------------------ ■----------

Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем нытпе его положительный социометрический статут. Однако ео-че гание высокой самооценки л высокого уровня притязаний ве­дет к понижению положительного или повышению отрицатель­ного социометрического статуса, в зависимости от новеденче-еких особенностей полростка, проявляющихся по отношению - к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу чпренебрегаемых», склонные к ноикомформизму — в группу «отвергаемых» (Коломинскпй Я. Л., 1976).

Юношеские группы

Параметры групп

Юношеские (и шире — молодежные) группы и объединении ■Южно сравнивать и оценивать не по одному, а по нескольким ■Btoiiomiii.im параметрам.



Глава 9


Подросток и сверстники



 


По их юридическому статусу и месту в социальной систе­ме юношеские группы делятся:

—на официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организа­циями, и неофициальные, существующие как бы сами по себе;

—на организованные, созданные и руководимые взрослы­ми, и самодеятельные;

—на институционализированные, имеющие некоторую организационную структуру и членство, и спонтанно-стихийные.

По их социально-психологическому статусу они подразде­ляются на группы принадлежности, в которых индинид состо­ит реально, будь то школьный класс или дружеская компания, и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По численности они делятся на большие (например, бо­лельщики некоего спортивного клуба) и малые, в которых вза-имоитношс-ния являются личными, «лицом к лицу».

Состав юношеских фупп включает такие признаки, как возраст (в отличие от школьного класса, большинство стихий­но возникающих групп разновозрастные), пол (группы млад­ших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся смешанными) и социальный состан (только школьники или кто-то еще).

] 1о степени стабильности, длительности своего существо­вания юношеские группы могут быть постоянными, временны­ми, эфемерными, одноразовыми, случайными — ребят свело вместе какое-то событие (например, футбольный матч).

] to ейциальн о -пространственной локализаци и они бывают внутришкольными, внешкольными (функционирующими в рамках какого-то социально-педагогического учреждения), дво­ровыми, уличными и т. д.

По своим целям и функциям они могут быть монофунк] [и-ональнымиили полифункциональными.

По типу лидерства они делятся на демократические или авторитарные.

По идейной направленности они могут быть просоциаль-ными (социально-положительными), асоциальными (стоящи­ми в стороне от главных социальных проблем) и антисоциаль­ными.


Исследование

Одно HJ наиболее обширных исследований молодежных групп в России было проведено И. С. Полонским в Курске. По его дан­ным, стихий но-групповое общение охватывало не менее 80-85% всех подростков и юношей. На 9/10 эти группы были разновоз­растными, нключающими н себя и подростков, и юношей. Соци­альный состав также обычно был смешанным, они объединяли школьников, молодых рабочих И учащихся ПТУ. Численность колебалась от 5 до 15 человек. Немногим больше трети групп были исключительно мужскими; остальные объединяли юношей и де­вушек. Примерно половина обследованных И. С. Полонским ком­паний — постоянные, стабильные, остальные — временные, си­туативные.

Обнаружив, что лидерами в стихийных ipynnax чаще всего ста­новятся подростки и юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе, И. С. Полонский изу­чил с помощью социометрии положение 30 неформальных лиде­ров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех клас­сах, где они учатся. Выяснилось, что у младших подростков сколь­ко-нибудь рс.чких расхождений между полицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к 8-му классу возникает, а в 9-10-м классах ощутимо просматривается тенденция расхождения ста­тусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и внешкольных лидеров создает сложную пси холого-педагогическую проблему.

Структура компаний зависит от их устойчивости и содер­жания совместной деятельности. Это, естественно, порождает различия в степени жесткости и четкости их организации. По­стоянная компания имеет более стабильную ролевую диффе­ренциацию, чем группа случайно встретившихся людей. Неко­торые спонтанные группы не уступают по уровню организован­ности достаточно сплоченному классному коллективу. Однако, будучи основаны прежде всего на межличностных отношени­ях, стихийные группы не знают того резкого расхождения меж­ду официальной структурой и структурой личных взаимоот­ношений, которое наблюдается в организованных коллективах. Это касается, в частности, лидерства. В школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не

Кегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе.

Иасто его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые;



Глава 9


Подросток и сверстники



 


успешность его деятельности зависит в этом случае от того, су­меет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, ко­торые по тем или иным причинам не занимаю* официальных постов, но пользуются реальным Влиянием. В стихийных груп­пах, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот,-кто обладает реальным автори­тетом.

Мнение ученых

Стремление молодых людей к объединению в группы в подрост­ковом возрасте настолько велико и типично, что оно рассматри­вается в качестве характерной для этого возраста реакции, полу­чившей название реакции группирования (Личко А. Е„ 1983).


функционирование групп

Юношеские группы удовлетворяют и первую очередь потреб­ность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение — не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение пона­чалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к ком­пании повышает уверенность подростка в себе и дает дополни­тельные возможности самоутверждения.

Мнение ученых


 



Конформность

Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрез­вычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою не­зависимость от старших, подростки зачастую абсолютно не­критически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противопо­ложность каким-то «Они». Причем все это должно быть гру­бо и зримо.

Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исклю­чительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстети­ческие вкусы, и на стилыюведения. Такое противоречие — ког­да индивидуальность утверждается через единообразие — мо­жет тревожить юношей. «Я часто думаю, чем же мы "свои", что у нас общего? Мы отличаемся от другихсвоей манерой одевать­ся, то есть не похожи на "других". Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и тс же диски слушаем, оди­наковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...»

Тем не менее это единообразие тщательно поддерживает­ся, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдер­живать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести (об особенностях и «правилах» гак на­зываемых «примитивных групп» см.: Добрович А., 1987. Гл. 4.1>


Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие по­требности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями об­щие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понима­ние и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обес­печил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным раз­витием (Реан А. А. и др. 4Психология человека от рождения до смерти». СПб, 2001).

У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мал ьчиков и девочек. Затем две такие груп­пы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя боль­шая компания распадается или отходит на задний план. Разу­меется, эта схема не универсальна.

В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин, привязанность к ней сохраняется и под­держивается даже после возникновения смешанной компании и появления «своей* девушки. Наряду с ранее сложившимися микрогруппами и парами, компания может включать в себя под­ростков, не имеющих таких контактов, — для них особенно важ­на принадлежность к компании в целом. Расширение сферы вза­имодействия мальчиков» девочек может сильно сократить про­должительность первых фаз развития; тогда разнополая


Глава

282

компания возникает не из слияния двух автономных однопол групп, а почти сразу же на межиндивидуальной основе.

Половые различия -----------------------------------------------------

Американский психолог Р. Сей вин-Уильям с (1980) не нашел в обширной литературе по приматологии ни одного примера ус­тойчивых, долгосрочных групп подрост ков-самок; у самцов та­кие группы существуют повсеместно. В первобытном обществе важную роль в социализации подростков и юношей играют так называемые «мужские дома» и возрастные союзы, которые зача­стую охватывают и предподростковый возраст (8-12 лет). Со­знание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группе предшествуют образованию более тесных и индивидуализированных дружеских отношений, которые неред­ко поддерживаются всю жизнь.

Хотя разные виды общения могут сосуществовать, выпол­няя различные функции, их удельный вес и значимость с воз­растом меняются. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Стар­шеклассники переориентируются на какие-то узловые точки в центре района или города, местный «Бродвей» или «стометров­ку». Затем, по мере роста материальных возможностей и диф­ференциации самих компаний, встречи переносятся в какие-то излюбленные общественные места.

Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. «Стометровка» позволяет людей посмотреть и себя показать в максимально свободной обстановке, без зара­нее продуманного плана и материальных затрат. Юноша жаж­дет новых знакомств, приключений, переживаний. Внутреннее беспокойство гонит его прочь из дома, из привычной, устояв­шейся атмосферы. Его томит ожидание чего-то нового, неожи­данного — вот прямо сейчас, за ближайшим поворотов должно произойти что-то значительное: интересная встреча, важное знакомство... И хотя большей частью эти ожидания не сбыва­ются — приключение тоже надо уметь организовать, все равно на следующий вечер ноги сами несут туда же.

Если компании формируются главным образом на базе со­вместных развлечений, то человеческие контакты в них, буду­чи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностны-


 

 

П од росток и сверстники

ми. Качество совместного времяпрепровождения часто остав­ляет желать лучшего.

Вот как описывал свою компанию юноша из Дивногорска: «Мне Шлет, и учусь я в 9-м классе. У всех моих друзей, как и у меня, есть клички, Компания тоже имеет название — "Бродя­ги". Все мы по вечерам собираемся на крыше девятиэтажки. На первый взгляд, мы можем показаться глупыми, но мы просто любим все необычное. Говорим о кино, хоккее, бит-группах и, конечно, о моде. У каждого из нас есть свое, так сказать, хобби. Один любит лошадей, другой — собак, третий — пробивать ку­лаком афиши, а что касается меня, то я пополняю свою настен­ную коллекцию фотографиями знаменитых эстрадных певцов. Теперь о праздниках. Обычно собираемся все вместе. Шарим на гитарах, покупаем бутылки. А на следующий вечер — снова крыша девятиэтажки». (Цит. по: Кон, 1989).

Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциаль­ные (от случайной выпивки — к пьянству, от веселого озорства — к хулиганству).

Юношеские группы и их соперничество — всеобщий факт человеческой истории. В первобытном обществе существовали специальные мужские союзы, в феодальном — так называемые «королевства шутов», в деревнях «левобережные» враждова­ли, когда условно, а когда и всерьез, с «правобережными». В городе возникали «клики», «шайки» и «ганги». В послевоен­ном Ленинграде одно время происходили довольно-таки суро­вые стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны.

Статистика

В группах подростками отрабатывается умение разрешать конф­ликтные ситуации. При этом часто или постоянно со сверстни­ками конфликтуют только 7.5% подростков, иногда — 31% (Об­раз жизни подростков РФ, 1992),

Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универ­сальный его пласт — противопоставление «Мы» и «Они» по территориальному принципу — существует практически везде. Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского нача­ла, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи».



Глава 9


Подросток и сверстники



 


Резюме

Эффект стаи
— повышение степени иден­тификации мальчика-подро­стка с группойсверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно от­цовского начала.

Повеление подростков но самой сути своей янляется коллектив­но-групповым, и общение со сверстниками принимает и этом воз­расте характер первоочередной необходимости. Во-периых, об- щешн со сверстниками — это очень важный специфический ка-п,|.| информации; но нему подростки и ЮНОШИ уанают многие необходимы? вещи, которых по том или иным причинам им не сообщают («рослые. Во-вторых, это специфический пил межлич­ностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального нлапмодействия, умение подчиняться коллективной дисципли­не и втоженремя отстаивать свои права, соотносить личные ин­тересы с общественными. В-треть­их, общение со сверстниками — это специфический вид эмоцио­нального контакта, который не только облегчает подростку апто-номизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости

Психология общения в подростковом и юношеском иозрастс стро­ится на основе противоречивого переплетения двух потребно-с гей; обособления (приштимцкк) и аффидмации, т. о. потребно­сти в принадлежности, включенности а какую-то группу или об-пшос i [-.При этом среди юношей и девушек наблюдаются отличия в коммуникативных чертах и стилях общения, что касается и уровня общительное ги и характера аффилнации. Тендерные раз-личия и общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием со­циализации.

Специфика общения подростков характеризуется в первую оче­редью необходимостью преодолевать коммуникативные трудно­сти, самой распространенной среди которых является застенчи­вость. Для этого используются специальные приемы, характерно так называемое стратегическое взаимодействие, при котором парт­неры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно. Будучи посто­янно.озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию». Кроме того, преувеличи­вая свою уникальность и особенность, подростки часто соадатот себе «личный мир», вымышленную 6hqi рафшо. поддержание ко-


торой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое обще­ние часто является напряженным, неестественным, имеет подтекст. Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уро­ков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию. Подростки дифференцируются на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-псрных, существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравен­стве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, скла­дывается особая внутришкольная и внутри классная иерархия, ос­нованная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференци­ация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он окалы­вает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. При этом у подростков существует ряд закономерностей социальной перцепции: тенденция к завышенной самооценке социометриче­ского статуса у низкостатуспых учащихся и к заниженной у нысо-костатуспых; эгоцентрическая нивелировка — тенденция припи­сывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Юношеские (и шире — молодежные) группы и объединения мож­но сравнивать и оценивать по нескольким автономным парамет­рам; юридическому статусу и месту в социальной системе, соци­ально-психологическому статусу, численности, составу, степе­ни стабильности, социально-пространственной локализации, цели и функиям, типу лидерства и идейно-политической направ­ленности.

Структура компаний зависит от их устойчивости и содержания совместной деятельности, что порождает различия в степени же­сткости и четкости их организации. Постоянная компания имеет более стабильную ролевую дифферен циацию, чем группа случай­но встретившихся людей. Будучи основаны прежде всего на меж­личностных отношениях, стихийные группы не знают того рез­кого расхождения между официальной структурой и структурой личных взаимоотношений, которое наблюдается в организован­ных коллективах. Это касается в первую очередь лидерства. В стихийных ipynnax, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот, кто обладает ре­альным авторитетом.


----- Интринсивная мотивация — внутренняя мотивация, при которой деятельность значима сама но себе.
Экстринсивная мотивация

286 Глава 9

У подростков первичными ячейками общения являются однопо­лые группы мальчиков и девочек. Затем две такие группы, не те­ряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. По.чже внутри этой компании складываются пиры, которые ста­новятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. 11аряду с ранее сложив­шимися микрогруппами и парами, компания может включать в себя подростков, не имеющих таких контактов, — для них осо­бенно важна принадлежность к компании в целом. Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрезвычай­но высокая конформность. Яростно отстаивая свою независи­мость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокреп­шее, диффузное <<Я>> нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Соперничество юношеских групп, чаще всего по территориаль­ному признаку, — всеобщий факт человеческой истории. Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повы­шает степень идентификации мальчика-под ростка с группой, со­здавая так называемый ауффект стаи».

Вопросы к главе

1. Почему в юношеском возрасте такие характеристики, как са­мостоятельность и целенаправленность, способствуют тяге и уединению?

2. Точность учительского прогноза психологической изоляции учеников при переходе от средних классов к старшим снижается больше чем вдвое. Как это соотносится с теорией, согласно кото­рой чем ближе возраст ученика к возрасту учителя, тем лучше понимание?

3. Почему учащиеся с низким социометрическим статусом завы­шают его, оценивая себя, достаточно очевидно. Но почему зани­жают свое положение высокостатусные подростки?

Ключевые понятия и термины

Обособление

Аффилиация

Стратегическое взаимодействие

Социальная перцепция

Конформность

Эффект стаи


Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.021 с.)