Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития личности подростка

Поиск

Наибольшие возможности для выявления условий и механиз­мов становления растущего человека как личности предетаи-ляет изучение подросткового периода онтогенеза. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой дра­матично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречи­вые тенденции социхтьного развития.

С одной стороны, для этого сложного периода показатель­ны негативные проявления, дисгармоничность личности, свер­тывание и изменение установившихся интересов ребенка, про­тестующий характер его поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и мас­сой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка^более многообразными и содержательными становят­ся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно рас­ширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д.

Главное в данном периоде — это выход ребенка на каче­ственно новую социальную позицию, в которой реально фор­мируется его сознательное отношение к себе как к члену обще­ства.

Уже в самом лингвистическом значении слова «подрос­ток», происходящего в большинстве романских языков от ла­тинского глагола adolescerc — расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки, становиться совершеннолет­ним, содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самосто­ятельности, социальной зрелости, нахождению сиоего места в

ЖИЛКИ.



Глава 6


Стадии развития личности подростка



 


Социально-экономическая жизнь и становление личности

Подростковый период как социально-психологическое явление,
обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами
развития общества, с одной сторбны, отличается стабильно­
стью глубинно-психологической сущности основных характери­
стик (развитие, например, самосознания также определяет лицо
современного подростка, как и определяло его у подростка 50-
60 лет Назад); с другой стороны, изменения в социально-эконо­
мической
жизни обусловливают качественные различия про­
цессов формирования сознания, самосознания, личностного
становления растущих людей. •

Показательно, что существенные сдвиги в социальном раз­витии подростка отмечаются при ретроспективном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически корот­кой дистанции — в 20-25 лет. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко носпринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. По­этому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении подростков.

Известно, что еще 30-40 лет назад при существенном ог­раничении выбора для самоопределения подростка рамками определенной территории (города, села) и патриархальном ук­ладе многих семей возможности самопроявления растущих людей в нашем обществе были значительно шире прежде всего через служение высоким идеалам, вера в которые была исклю­чительно высока. Кроме того, многие подростки занимали ре­ально значимую социальную позицию, так как принимали уча­стие в серьезном крестьянском труде, в обслуживающем труде внутри рабочей семьи — уход за младшими детьми и др.

С 60-х гг. отпала по сути необходимость участия подрост­ков в физическом крестьянском труде, не стало больших семей в городе. Все силы подростков сосредоточились на учебе. Но социально-психологическая роль учебной деятельности снизи­лась, так как в результате подросток не достигал особого соци­ального статуса. Еще п 30-40-е гг. обучение было социальным завоеванием, ученик получал огромные преимущества по срав­нению с малограмотными родителями. В последнее время куль-


турный уровень всего населения вырос, и — как следствие — произошло сближение различных слоев подростков, у которых повысился уровень личных притязаний. У них значительно выросла потребность в самореализации, тогда как технологи­ческий уровень различных отраслей народного хозяйства не возрос настолько, чтобы обеспечить для всех более творческий характер груда. Вместе с тем практическое участие подростков в экономической и общественной жизни страны сведено к ми­нимуму. В результате существенно изменились, например, мо­тивы отношения к социальнозначимому труду у современных подростков по сравнению с подростками 50-60-х гг.

Исследования'-------- —---------------------------------------------------------

Сравнительный анализ (при его проведении для чистоты иссле­дования были использованы в основном те же методики, что при­менялись в 50-е гг.: наблюдение, анкетирование, создание экспе­риментальных ситуаций и пр.) показал, что ц структуре мотивов участия в труде у подростков 50-х гг. доминировали мотивы об­щественной пользы.

Современные же подростки отдают предпочтение индивидуаль­ному труду перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, па стрем­ление участвовать и нем для собственного развития и совершен­ствования, для заноснания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего Я, выработки черт характе­ра, необходимых для самостоятельной Жизни. Причем чем стар­ше подросток, тем реете проявляется это стремление к выраже­нию собственной индивидуальности. Доминирует при атом же­лание удовлетворить ь труде свой познавательный интерес и при этом сделать «по-своему», «непохоже на других», использовать и показать свои знания, эрудицию, научи гься чему-то новому. Особую значимость для подростка приобретает функциональное содержание труда и, главное, творческий харак'1 ер деятельности.

Итак, современный подросток видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индиви­дуальности. Это, безусловно, важно и служит основой для его личностного роста.

По при этом подростку, во-первых, не хватает доверия, ува­жения взрослых, а во-вторых, не всегда создаются возможно­сти для реализации потребности в самореализации.



Глава 6


Стадии развития личности подростка



 


Отношение к детству взрослого сообщества

Особое внимание в социально-психологическом развитии под­
ростков следует обратить на влияние взрослых как обществен­
ной структуры. •

Данное положение усугубляется тем, что:

—во-первых, имеется серьезный дефицит позитивного воз­действия на детей всех институтов социализации: семьи, учреж­дений культуры, средств массовой информации, образователь­но-воспитательных учреждений. Налицо серьезный кризис как теоретической, так и практической педагогики, ее целей и средств. Рухнули многие компоненты и структуры воспитатель­ного процесса. При этом большинство руководителей школ лег­ко и быстро отказались не только от идеологизированных пи­онерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех дет­ских самодеятельных объединений. Л на этом фоне упорно и целенаправленно работают экстремистские, фашистские орга­низации и уголовники;

—во-вторых, и это главное, разрушена позиция ответ­ственного отношения взрослого сообщества к детству. В США или Японии, например, при всей демократизации, рас­кованности отношений взрослых и детей существует опре­деленное, условно говоря, нравственное сито. В нашем же обществе сложилась качественно иная картина - не просто ниспровергнуты псе идеалы, но и отсутствуют значимые об­щественные силы, ответственно утверждающие новые нор­мы, принципы, вызывающие доверие людей, в том числе и растущих. Возник вакуум духовности, который заполняется национализмом (не ростом национального самосознания, а именно национализмом), экстремизмом, религиозной идео­логией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей) и в первую очередь чисто утилитарной, прагмати­ческой идеологией.

В общих чертах позиция взрослого сообщества по отноше­нию к детству характеризуется следующим образом.

Уже пять-семь лет тому назад взрослые в своей основной массе потеряли контакты с детьми — им было некогда, не до них. Родительская забота проявлялась в основном в том, чтобы одеть, накормить, устроить в престижную школу, хороший кру-


жок, т. е. забота осуществлялась лишь на потребительском уров­не. Духовная часть отдавалась школе, которая, по сути, многие годы не находилась под общественным контролем.

Сегодня позиция взрослых отличается чувством отрешен­ности и беспомощности: с одной стороны, родители, учителя разводят руками, дескать, ничего нельзя с детьми поделать; с другой — детям стало все дозволено. Это не значит, конечно, что сегодня у нас нет семей, где проявляется многосторонняя забота о детях. Разумеется, есть и множество иедагогов-энту-зиастов. Взрослые — не однородная группа. Но в целом но взрос­лом социуме как явлении отсутствует эффективно действую­щая «решетка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом но отношению к детству.

Все это не могло не сказаться и сказалось на характеристи­ке детства в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.007 с.)