Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии развития личности подросткаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наибольшие возможности для выявления условий и механизмов становления растущего человека как личности предетаи-ляет изучение подросткового периода онтогенеза. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социхтьного развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка^более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное в данном периоде — это выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток», происходящего в большинстве романских языков от латинского глагола adolescerc — расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки, становиться совершеннолетним, содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению сиоего места в ЖИЛКИ. Глава 6 Стадии развития личности подростка
Социально-экономическая жизнь и становление личности Подростковый период как социально-психологическое явление, Показательно, что существенные сдвиги в социальном развитии подростка отмечаются при ретроспективном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически короткой дистанции — в 20-25 лет. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко носпринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении подростков. Известно, что еще 30-40 лет назад при существенном ограничении выбора для самоопределения подростка рамками определенной территории (города, села) и патриархальном укладе многих семей возможности самопроявления растущих людей в нашем обществе были значительно шире прежде всего через служение высоким идеалам, вера в которые была исключительно высока. Кроме того, многие подростки занимали реально значимую социальную позицию, так как принимали участие в серьезном крестьянском труде, в обслуживающем труде внутри рабочей семьи — уход за младшими детьми и др. С 60-х гг. отпала по сути необходимость участия подростков в физическом крестьянском труде, не стало больших семей в городе. Все силы подростков сосредоточились на учебе. Но социально-психологическая роль учебной деятельности снизилась, так как в результате подросток не достигал особого социального статуса. Еще п 30-40-е гг. обучение было социальным завоеванием, ученик получал огромные преимущества по сравнению с малограмотными родителями. В последнее время куль- турный уровень всего населения вырос, и — как следствие — произошло сближение различных слоев подростков, у которых повысился уровень личных притязаний. У них значительно выросла потребность в самореализации, тогда как технологический уровень различных отраслей народного хозяйства не возрос настолько, чтобы обеспечить для всех более творческий характер груда. Вместе с тем практическое участие подростков в экономической и общественной жизни страны сведено к минимуму. В результате существенно изменились, например, мотивы отношения к социальнозначимому труду у современных подростков по сравнению с подростками 50-60-х гг. Исследования'-------- —--------------------------------------------------------- Сравнительный анализ (при его проведении для чистоты исследования были использованы в основном те же методики, что применялись в 50-е гг.: наблюдение, анкетирование, создание экспериментальных ситуаций и пр.) показал, что ц структуре мотивов участия в труде у подростков 50-х гг. доминировали мотивы общественной пользы. Современные же подростки отдают предпочтение индивидуальному труду перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, па стремление участвовать и нем для собственного развития и совершенствования, для заноснания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего Я, выработки черт характера, необходимых для самостоятельной Жизни. Причем чем старше подросток, тем реете проявляется это стремление к выражению собственной индивидуальности. Доминирует при атом желание удовлетворить ь труде свой познавательный интерес и при этом сделать «по-своему», «непохоже на других», использовать и показать свои знания, эрудицию, научи гься чему-то новому. Особую значимость для подростка приобретает функциональное содержание труда и, главное, творческий харак'1 ер деятельности. Итак, современный подросток видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индивидуальности. Это, безусловно, важно и служит основой для его личностного роста. По при этом подростку, во-первых, не хватает доверия, уважения взрослых, а во-вторых, не всегда создаются возможности для реализации потребности в самореализации. Глава 6 Стадии развития личности подростка
Отношение к детству взрослого сообщества Особое внимание в социально-психологическом развитии под Данное положение усугубляется тем, что: —во-первых, имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации: семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Налицо серьезный кризис как теоретической, так и практической педагогики, ее целей и средств. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. При этом большинство руководителей школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений. Л на этом фоне упорно и целенаправленно работают экстремистские, фашистские организации и уголовники; —во-вторых, и это главное, разрушена позиция ответственного отношения взрослого сообщества к детству. В США или Японии, например, при всей демократизации, раскованности отношений взрослых и детей существует определенное, условно говоря, нравственное сито. В нашем же обществе сложилась качественно иная картина - не просто ниспровергнуты псе идеалы, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, принципы, вызывающие доверие людей, в том числе и растущих. Возник вакуум духовности, который заполняется национализмом (не ростом национального самосознания, а именно национализмом), экстремизмом, религиозной идеологией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей) и в первую очередь чисто утилитарной, прагматической идеологией. В общих чертах позиция взрослого сообщества по отношению к детству характеризуется следующим образом. Уже пять-семь лет тому назад взрослые в своей основной массе потеряли контакты с детьми — им было некогда, не до них. Родительская забота проявлялась в основном в том, чтобы одеть, накормить, устроить в престижную школу, хороший кру- жок, т. е. забота осуществлялась лишь на потребительском уровне. Духовная часть отдавалась школе, которая, по сути, многие годы не находилась под общественным контролем. Сегодня позиция взрослых отличается чувством отрешенности и беспомощности: с одной стороны, родители, учителя разводят руками, дескать, ничего нельзя с детьми поделать; с другой — детям стало все дозволено. Это не значит, конечно, что сегодня у нас нет семей, где проявляется многосторонняя забота о детях. Разумеется, есть и множество иедагогов-энту-зиастов. Взрослые — не однородная группа. Но в целом но взрослом социуме как явлении отсутствует эффективно действующая «решетка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом но отношению к детству. Все это не могло не сказаться и сказалось на характеристике детства в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.007 с.) |