Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии развития личности подросткаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Наибольшие возможности для выявления условий и механизмов становления растущего человека как личности предетаи-ляет изучение подросткового периода онтогенеза. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социхтьного развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка^более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное в данном периоде — это выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток», происходящего в большинстве романских языков от латинского глагола adolescerc — расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки, становиться совершеннолетним, содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению сиоего места в ЖИЛКИ. Глава 6 Стадии развития личности подростка
Подростковый период как социально-психологическое явление, Показательно, что существенные сдвиги в социальном развитии подростка отмечаются при ретроспективном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически короткой дистанции — в 20-25 лет. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко носпринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении подростков. Известно, что еще 30-40 лет назад при существенном ограничении выбора для самоопределения подростка рамками определенной территории (города, села) и патриархальном укладе многих семей возможности самопроявления растущих людей в нашем обществе были значительно шире прежде всего через служение высоким идеалам, вера в которые была исключительно высока. Кроме того, многие подростки занимали реально значимую социальную позицию, так как принимали участие в серьезном крестьянском труде, в обслуживающем труде внутри рабочей семьи — уход за младшими детьми и др. С 60-х гг. отпала по сути необходимость участия подростков в физическом крестьянском труде, не стало больших семей в городе. Все силы подростков сосредоточились на учебе. Но социально-психологическая роль учебной деятельности снизилась, так как в результате подросток не достигал особого социального статуса. Еще п 30-40-е гг. обучение было социальным завоеванием, ученик получал огромные преимущества по сравнению с малограмотными родителями. В последнее время куль- турный уровень всего населения вырос, и — как следствие — произошло сближение различных слоев подростков, у которых повысился уровень личных притязаний. У них значительно выросла потребность в самореализации, тогда как технологический уровень различных отраслей народного хозяйства не возрос настолько, чтобы обеспечить для всех более творческий характер груда. Вместе с тем практическое участие подростков в экономической и общественной жизни страны сведено к минимуму. В результате существенно изменились, например, мотивы отношения к социальнозначимому труду у современных подростков по сравнению с подростками 50-60-х гг. Исследования'-------- —--------------------------------------------------------- Сравнительный анализ (при его проведении для чистоты исследования были использованы в основном те же методики, что применялись в 50-е гг.: наблюдение, анкетирование, создание экспериментальных ситуаций и пр.) показал, что ц структуре мотивов участия в труде у подростков 50-х гг. доминировали мотивы общественной пользы. Современные же подростки отдают предпочтение индивидуальному труду перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, па стремление участвовать и нем для собственного развития и совершенствования, для заноснания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего Я, выработки черт характера, необходимых для самостоятельной Жизни. Причем чем старше подросток, тем реете проявляется это стремление к выражению собственной индивидуальности. Доминирует при атом желание удовлетворить ь труде свой познавательный интерес и при этом сделать «по-своему», «непохоже на других», использовать и показать свои знания, эрудицию, научи гься чему-то новому. Особую значимость для подростка приобретает функциональное содержание труда и, главное, творческий харак'1 ер деятельности. Итак, современный подросток видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индивидуальности. Это, безусловно, важно и служит основой для его личностного роста. По при этом подростку, во-первых, не хватает доверия, уважения взрослых, а во-вторых, не всегда создаются возможности для реализации потребности в самореализации. Глава 6 Стадии развития личности подростка
Особое внимание в социально-психологическом развитии под Данное положение усугубляется тем, что: —во-первых, имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации: семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Налицо серьезный кризис как теоретической, так и практической педагогики, ее целей и средств. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. При этом большинство руководителей школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений. Л на этом фоне упорно и целенаправленно работают экстремистские, фашистские организации и уголовники; —во-вторых, и это главное, разрушена позиция ответственного отношения взрослого сообщества к детству. В США или Японии, например, при всей демократизации, раскованности отношений взрослых и детей существует определенное, условно говоря, нравственное сито. В нашем же обществе сложилась качественно иная картина - не просто ниспровергнуты псе идеалы, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, принципы, вызывающие доверие людей, в том числе и растущих. Возник вакуум духовности, который заполняется национализмом (не ростом национального самосознания, а именно национализмом), экстремизмом, религиозной идеологией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей) и в первую очередь чисто утилитарной, прагматической идеологией. В общих чертах позиция взрослого сообщества по отношению к детству характеризуется следующим образом. Уже пять-семь лет тому назад взрослые в своей основной массе потеряли контакты с детьми — им было некогда, не до них. Родительская забота проявлялась в основном в том, чтобы одеть, накормить, устроить в престижную школу, хороший кру- жок, т. е. забота осуществлялась лишь на потребительском уровне. Духовная часть отдавалась школе, которая, по сути, многие годы не находилась под общественным контролем. Сегодня позиция взрослых отличается чувством отрешенности и беспомощности: с одной стороны, родители, учителя разводят руками, дескать, ничего нельзя с детьми поделать; с другой — детям стало все дозволено. Это не значит, конечно, что сегодня у нас нет семей, где проявляется многосторонняя забота о детях. Разумеется, есть и множество иедагогов-энту-зиастов. Взрослые — не однородная группа. Но в целом но взрослом социуме как явлении отсутствует эффективно действующая «решетка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом но отношению к детству. Все это не могло не сказаться и сказалось на характеристике детства в целом.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |