Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная сфера: Направления развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема эмоций издавна занимала умы ученых. Определение понятия эмоции формировалось в зависимости от основных те-opei ических воззрений cooi нетстпующего исторического периода и уровня развития науки о доведи i и и человека и животных. ■Эмоции являются "источником силы" для деятельности коры головного мозга», — говорил И. П. Павлов (Павлов И. П., 1928). Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, вол- 'ную) - особый класс психических процессон и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Философская энциклопедия, 1970).
Эмоциональная сфера проходит длинный путьэнолюции— от примитивной чувственной, аффекти иной реакции у животного к высшим чувствам человека. Чувства человека — это чувства исторического человека.
Динамическое значение эмоционального процесса мо- же: быть двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической Глава 3 Особенности аффективной сферы подростка
деятельности н мижст снижать, тормозить ее. Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени: 1) элемем гарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств; 2) разнообразные предметные чувства и виде специфических эмоциональных процессов и состояний; 3) обобщенные мировоззренческие чувства. Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом (Рубинштейн С-Л., 1998). Типичные различия эмоциональных особенностей личности ищут выражаться в сильной или слабой эмоциональной возбудимости, а также в большей пли меньшей эмоциональной ус-тойч ивости. Эти различия в эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент человека. Фо11 аффективной сферы человека я вляегся си нтезом множества эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возникновение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением (Куликов Л. В., 1907). Физиология эмоций
Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая ро^ыгри надлежит коре, однако велика и роль подкорки, так как в ней находятся центры, управляющие вегета- тив1 [ой нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств г.- многообразными изменениями в функционировании'орга- ] 1изма; с деятслы юстыо сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями а деятельности скелетных мыши, в частности, выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят изменения не только во внутренних органах, ной во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются определенного характера жесты, возникают специфические 01 ни ни в интонациях. По этим изменениям можно сулить, какую эмоцию переживает человек в данный момент(ГамезоМ.В.,ДомашенкоМ.Л., 1998). Электрофизиологические исследования ycTai юиилн огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Радость или огорчение другого лица, даже когда они обусловлены причиной, которую мы сами, возможно, вовсе бы и не заметили, вызывают в наших переживаниях немедленный резонанс. Человек исключительно чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих людей и, попав в среду, где господствует непринужденная, дружественная или напряженная, тревожная атмосфера, — помимо воли разделяет ее (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998). Своеобразная теория змоций была разработана немецким психологом И. Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят, или спутник, переживания. В. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.006 с.) |