Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Их психопрофилактика и коррекция

Поиск

Учет особенностей настроения важен при осуществлении пси-хокоррекциошюй работы со многими трудными школьниками, особенно с теми, у которых ярко выражены акш г >;] ни и харак­тера (гипертимическими, дистимическими, аффективно-ла­бильными, возбудимыми, застревающими личностями).

Аффект неадекватности

Чувства и эмоции человека неразрывно связаны с его лично­стью, прежде всего с ее нотребностно-мотивационной сферой, самооценкой, уровнем притязаний. Так, если ребенок себя пе­реоценивает, то оценки взрослых, даже правильные и объектив­ные, не принимаются им, считаются несправедливыми. Это вызывает у ребенка неприятное эмоциональное состояние, от­рицательное отношение к взрослому, ведет к конфликтам, не­послушанию, нежеланию учиться.

Возникает тяжелое эмоциональное состояние, называемое аффектом неадекватности, в основе которого лежит несоответ­ствие:«шышС1шой самооценки и слишком высокого уроипя притязаний реальным возможностям ученика, его нежелание признать это. 11очему такой ребенок отстаивает высокую само­оценку, не хочет ее снизить? Это связано со стремлением со­хранить самоуважение, притязанием на особое положение в кол­лективе (Степанов В. Г., 2001).

. Аффект неадекватности довольно редко наблюдается у младших школьников. А если и возникает, то быстро проходит. У подростков он отмечается значительно чаще, приобретая устойчивость и заметно влияя на отношение к действительно­сти и даже на характер учаще­гося.

Эти эмоциональные состо­яния в основном возникают в Двух ситуациях. Прежде всего в условиях стойкой неуспенае-



Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


мости. Тогда среди аффективных подроегкон оказываются по только слабые л среднеуспеиающие учащиеся, но и способные школьники, ранее добивавшиеся больших успехов. Это связа-но со значительным усложнением учебного материала И увели­чением его объема в средних и старших классах, что требует от учащихся не только способностей, нон больших усилий. У не­подготовленных к этому учеников достаточно часто возника­ют серьезные трудности с учебой. Не желал отказаться от ра­нее сформировавшейся ныеокой самооценки, они начинаю! раздражаться и обвинять в СВОИХ неудачах других.

Аффект неадекватности возникает также, когда школьник не получает желаемого признания, уважения и любви в коллек­тиве сверстников.

Психол ого -педагоги чес кое консультирование

Устранение аффекта неадекватности требует индивидуального подхода к каждому конкретному учащемуся, но при этом надо иметь в виду дна основных пути решения проблемы: либо помочь ученику успешно усваивать школьные знания, умения и навыки, либо понизит ь уровень притязании и самооценку до наличных возможностей (Степанов П. Г., 2001).

Наконец, надо сказать об особенностях эмоциональных расстройств у детей и подростков, делающих их Трудными для самих себя и окружающих.

Страх и тревога

Страх —.эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологи­ческому или социальному существованию человека и направ­ленная на источник действительной или воображаемой опас­ности.

Реакция испуга я вляется предпосылкой тревога, так как в жизни индивида она играет роль связующего звена между реакцией испуга и завершением мыслительного процесса.

Страхи нередко бывают связаны с возрастом. Типичными для подростков являются страхи смерти родителей и связан­ные с ними страхи больших общественных бедствий, например, войны могущей унести близких людей. Другая группа распро­страненных страхов — страх собственной смерти, пожара, аг­рессии.


Половые различия

У мальчиков чаще отмечается страх болезни, а у девочек бо­язнь стихии, замкнутого пространства и высоты. Вообще, у дево­чек этого возраста страхи наблюдаются чаще, чем у мальчиков.

Подростки больше подвержены страхам, чем младшие Школьники, приближаясь в этом отношении к дошкольникам.

С грахи у детей возникают и по другим причи нам: из-за эмо-

. нональной «зараженности* (например, паники), иеуверенно-

,сти в межличностных отношениях, тревожности собственных

■ родителей. В конфликтных семьях страхи у детей встречаются
более часто.

В ряде исследований установлена связь между гревожно-стыоитаким личностным образованием, как уровень притязаний.

Оказалось, что тревожность может приводить к формиро­ванию неадекватного уровня притязаний двояким образом: либо побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний), либо затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей (в этом случае могут возникать большие сдвиги

■ как и сторону повышения, так и в сторону снижения уровня
нршязаций) (РейковскийЯ., 1972).

Исследования

Заслуживает внимания тот фак г, что в ходе наблюдения отмечает­ся наличие возрастной специфики в реакциях тревоги. Для подро- с i ков и юношей (!0-18 лет) характерны две основные формы про­явления тревоги — вербальная экспрессия боли и мышечная ри­гидность. 'Гак, но наблюдениям, с возрастом с\ щееч вуст тенденция к ослаблению неструктурированных вокальных форм протеста (крики, плач) и дни гателыгоЙ активности (избыточная моторика) и усилению вербальной экспрессии и мышечного напряжения. Rcc это происходит на фоне повышения уровня управления собствен­ным телом, сопровождаемою напряжением мускулатуры. Полу­ченные данные могут иметь большое значение для терапии. В этом смысле со старшими детьми предпочтительнее использовать ме­тоды мышечной релаксации (Астапов В, М., 2001).

Депрессия

Другим известным эмоциональным расстройством является

'1с-|ф<ч'сии. Тяжелые депрессии у детей редки. Они обычно выэ-



Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


                       
 
   
     
 
     
 
     
 
   
 
 

Депрессия —------------- ■—----- ■—— {лат.depressio — подавленность) — угнетенное,подавленное психическое состояние; аф­фективное состояние, харак­теризующееся отрицатель­ным эмоциональным фоном, изменением мотива! [ионной, КОГНИТИВНОЙсфер, общей пассивностью повеления.

вапы неблагоприятной ситуа­цией, меньше связаны с замед­лением физиологических про­цессов, довольно легко прохо­дят.1 У подростков депрессии Встречаются чаще и похожи на депрессии взрослых: они выра­жаются и душевных страдани­ях, ощущении печали, потере аппетита и бессонницах.

Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину опреде­ляют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности и одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше вре­мени в одиночестве, даже начать питаться отдельно от других; могут предаваться размы шлениям и фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. 11одросткам може г казаться, что они больше уже никого не полюбят. Они могуг Даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе. Долж­ны вызывать пристальное внимание и те подростки, которые не демонстрируют какой-то особой реакции на спою утрату, но при этом начинают вести бурный образ жшни, слишком поспешно завязывая новые эмоционально окрашенные отношения. Поте­ря любви является также одной из основных причин самоубийств Среди подростков (Райе Ф., 2000).

В трудных случаях депрессии лечат лекарствами (антидеп­рессантами) и психотерапевтическим воздействием,направлен­ным на ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.

Ипохондрический синдром

Ипохондрический синдром также встречается у «трудных» де­тей и подростков. Такие учащиеся неоправданно и преувели­ченно жалуются на плохое физическое состояние (повышен ный мышечный тонус, тошноту, позывы к частому мочеиспусканию и т. д.). Болезненные проявления используются школьниками для привлечения внимания к себе и избегания нежелательной ситуации (в частности, хождения в школу). Данный синдром


обычно легко снимается. Для этого требуется обсуждение с ре­бенком причин плохого состояния, снятие стрессогенных воз­действий, помощь в преодолении стресса.

Безотносительно к собственно эмоциональной конститу­ции было доказано, что недостаточно хорошее здоровье приво­дит к усилению эмоциональных реакций. Так, Стрэттон(1929), согюставин медицинские карты 1000 студентов и их ответы на вопросник о частоте страха и гнева, сделал следующие выводы:

1. Лица, которые перенесли когда-либо тяжелое заболева­ние, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев (а также страх), чем те, которые всегда обладали хорошим здоровьем.

2. Среди больных лица, имевшие несколько заболеваний, сильнее реагируют на ситуации, которые могут вызвать страх (а также гнев).

3. Большое значение имеет возраст, в котором индивиды
. перенесли болезнь. Страх связан преимущественно с заболева­
ниями, перенесенными от 11 до 15 лет, а гнев — с заболевания­
ми в младшем возрасте, т. е. до 6 лет.

Очевидно, возникает вопрос, можно ли объяснить эти ре­зультаты лишь перенесенными заболеваниями? Ведь лица, ко­торые чаще болели, имеют слабое здоровье, а это, возможно, способстнует эмоциональности. Однако болезнь как психоло­гическое пережинай ие может, несомненно, оказыпать свое спе­цифическое воздействие (Фресс П., Пиаже Ж., 1975).

Резюме -------------------------------------------------------------------------------

В подростковый и юношеский период происходит бурное разви­тие эмоциональной сферы.

Центральным образованием в сфере чувств подростка становит­ся «чувство взрослости».

Для подросткового возраста характерны резкая смена настрое­ний и переживаний, повышенная возбудимоеть, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса» эмоцио­нальности, который включает перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд Других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем4 следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в полросткоиом возрасте может и не быть. Появляется повое эмоциональное состояние, так называемый «аффект неадекватности*.



Глава 3


Особенности аффективной сферы подростка



 


Общий рост личности подростка, расширение круга его интере­сов, развитие- самосознания, новый опыт общения со сверстни­ками - все. это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожетраованию и т. д. При переходе от подросткового ^юношескому возрасту самопоз­нание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Юность — возраст специфической bmoiтональной сенситивно-сти. Для эмоциональной жизни юности характерно не только пе­реживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), по и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, трагического, чувства Юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или ме­нее устойчивые мировоззренческие установки личности. Особое место в развитии чувств молодых людей занимает пере­живание первой любви. Проявления любви в юношеском возра­сте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленно­сти или же форму дружбы-любви.

Вопросы к главе —------------------------------- ^ -------.------------------

1. Вспомните паше самое яркое переживание в подростковом воз-растс. К катетрии каких чувств оно относится: предметных, обоб­щенных, мировоззренческих?

2. Любовь складывается ип таких базовых эмоций, как интерес — возбуждение И удовольствие — радость. Л какие еще эмоции при­сутствуют а любвн?

3. Каждый студент во время сдачи устных;жзаменов испытыва­ет стресс. Особенно он силен при недостаточной подготовке, если экзаменующийся не уверен в своих силах. Предложите свои ме­тоды решения проблемы амоционального етесса у студентов во время экзамена.


Дистресс

Акцентуация характера Аффект неадекватности

Страх

Депрессия

Ипохондрическим пш/уюм


Ключевые понятия и термины

Эгоистичность

Депрессивпость

Критичность

Социальные эмоции

Эмоциональная децентрация

Любовь

Эмоциональные нарушения


Особенности мотивационной сферы подростка



 


Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.174 (0.011 с.)