Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективные причины неуспеваемостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте В качестве ведущих причин снижения успеваемости в подростковом возрасте многие авторы указывают такие как: — пониженная обучаемость школьника(КалмыковаЗ. И., 1982); [ • — педагогическая запущенность (Антонова Г. П., Калмыкова 3. И., Кулагина И. Ю., 1986); —индивидуально-типологические особенности (Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г., 1984); —интеллектуальная пассивность (Орлова Л. В., 1991); — отсутствие адекватной мотивации учения (Прихожан А. М., Установить истинную причину неуспеваемости в подростковом возрасте часто бывает крайне сложно из-за того, что корни неуспешное™ остались в младших классах, а своевременно Be осуществленная коррекция трудностей в обучении привела к возникновению новых проблем, носящих вторичный или даже третичный характер. Вторично возникшие отклонения в психическом разнитии школьника и сложившиеся негативные личностные упаковки, сформировавшиеся под действием постоянных школьных неудач, постепенно начинают играть ведущую роль в дальнейшей неуспеваемости ученика (Диагностика школьной дезадаптации, 1993). Кроме того, па результативность обучения оказывают влияние возрастные особенности подростков. Низкая мотивация учебы Наиболее распространенной причиной плохого усвоения знаний в средних классах является низкая мотивация учебы. Многие подростки просто не хотят учиться. В этом случае и помощь, и дополнительные занятия редко приносят пользу. Статистика -------------------------------------------------------------------------- Хорошо известно, что переживания по поводу учебы занимают у младших подростков первое по значимости место, в 7-м классе — Глава 7 Подросток и школа
Переживания школьников средних классов, сказанные С собственно процессом познания, приобретением для себя новых знаний в ряду всех других школьных переживаний устойчиво занимают самое последнее место, а учителями и вовсе не фиксируются как сколько-нибудь значимые для подростков (Рабочая книга школьного психолога, 1991). Следствием такого отношения к учению, когда интерес к i фоцессу познания снижен или полностью отсутствует, оказывается фиксирование подростка не па стремлении к новым знаниям, а на получении положительных отметок, чтобы «родители не ругали», «не приставали* и «были довольны». Это происходит потому, что: 1. Учителя и родители сами способствует такому отношению ребенка к учебе, интересуясь результатами обучения только по полученным отметкам и придавая меньшее значение динамике развития своих детей, тому новому, чему они научились в школе. 2. Иногда уже в 5-6-м классе педагоги зачисляют подростка в разряд «бесперспективных», уделяя ему минимум внимания. 3. Отношение к образованию со стороны общества резко Исследования Исследование, проведенное в нашей стране н 1949-1951 гг. (Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С, 1951), показало, что основными мотивами учения были стремление получим, в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно цы -шлнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине», «Пел математики не станешь хороший инженером ■. «Мой долг перед страной - учи гься хорошо»). Через тридцать с лишним лег похожее исследование выявило, что мотивы учения изменились (Андреева А. Д., 1989). Названные выше мотивы стали встречаться гораздо реже. Наиболее характерными стали моги иы самоутверждения и самое о пер щепе твования, которые был и не типичны Ддя школьников прошлых дет («Чем лучше отметки, Тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь». *Чем лучше учишься, тем лучше к тебе относятся учителя», «Я хочу научиться глубоко во все вникать»). Исследования, проведенные в настоящее время (Коновалова II. Л., 2000), показывают, что мотивы саморазвития стали дополняться стремлением к материальному достатку, благополучию, способности самостоятельно обеспечить свое благосостояние. («Учусь, чтобы затем получить хорошую профессию и высокую зарплату», «Без образования невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу», «Умному челоиеку легче организовать свое дело»). Эти изменения отражают современную тенденцию развития общества, которая начала складываться в 1988-1991 гг. Статистика Результаты про не дел лого и 1989 г. социологического опроса (Гражданкин Л., Левингон А., Собкин П., 1989) на тему «Кого в первую очередь должна готовить школу?» наглядно демонстрируют субъективное представление о целях школьного образования у учителей, родителей и учащихся. Учителя (fi8%), родители (60%) и учащиеся (63%) единодушны в своем мнении, что школа должна готовить «культурных, образованных людей». Вместе с. тем родители (32%) и школьники (46%) счип ают, что цель школьного образования заключается также и в формировании «человека, трезво глядящего па веши, до-биваюшегося в жизни своего». Подростки (37%) добавляют к этому способность самостоятельно обеспечить свое благосостояние. Два последних ответа крайне непопулярны у учителей, для которых более характерны высказывания: «Школа должна готовить творческих высококвалифицированных специалистов* (<J9%), a также «критически мыслящих людей, готовых брать на себя от-еетп ценность» (50%). Наконец, еще одной причиной неадекватной учебной мо-1 мн;щ| ш яиляется низкий уровень развития мотииациоимо-i ю- Глава 7 Подросток и школа
1. Стремления и желания подростка не соответствуют прилагаемым волевым усилиям. Волевой компонент у пего недостаточно развит. Такие ученики отличаются слабоволием, отсутствием усердия и прилежания, не прилагают никаких усилий в учебе, хотя и хотели бы добиться хороших результатов. 2. Внешние и внутренние МОТИВЫ развиваются несинхронно. Внешние мотивы доминируют над внутренними. Школьник учится только за счет внешней стимуляции: давления родителей, учителей, не проявляя самостоятельности. Мотивацией в учебной деятельности оказывается отметка и потребность в одобрении со стороны взрослых, а не стремление быть на уровне собственной самооценки. Подросток ориентирован в большей степени на внеучебпые достижения в школе: общение со сверстниками, стремление занять определенное место в системе школьных отношений. 3. Осознаваемые и реально действующие мотивы развива Кроме того, может иметь место общее недоразвитие моти-ванионной сферы ш кольника на фоне достаточного для успешного обучения в средних классах (и даже высокого) уровня развития интеллектуальной сферы. Подросток может уЧ иться хорошо, по, не хочет. У него отсутствует интерес к учебной деятельности, он не проявляет познавательной активности, выбирает легкие пути для достижения цели, стремится получить быстрый результат без какого-либо напряжения. В средних классах подобное отношение к учебной деятельности часто формируется у подростков, которые начали испытывать трудности в учении после перехода из начальной школы в среднюю. Интеллектуальная пассивность Интеллектуальная пассивность или, иначе, «умственная лень» (Юркенич В. С, 1980) отрицательно сказывается на успеваемости школьника, что связано с особенностями учебной дея- тельности, которая прежде всего является познавательным процессом. Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, в большинстве случаев связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатками обучения и воспитания. Проявляясь как негативные тенденции развития мотива-циоппо-потребностжж сферы личности, интеллектуальная пассивность может быть общей и частичной. ] (еелвдняя вызывает избирательное отношение к учебным предметам и видам деятельности. Мнение ученых По мнению некоторых исследователей (Орлова Л. В., 1991), возникновение интеллектуальной пассивности, появление се первых симптомов уходит своими корнями в раннее и дошкольное детство. В младшем школьном возрасте «умственная лень* может проявляться уже достаточно ярко, а условия обучения и воспитания в начальной школе могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие познавательной потребности школьника. Это влияние может либо сглаживать, либо, наоборот, усугублять интеллектуальную пассивность, формируя. к началу обучения в средних классах у подростка достаточно устойчивый стереотип, отражающий его отношение к учебной работе и умственному напряжению. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно-потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности. Психическое развитие интеллектуально пассивных школьников имеет свои отличительные черты. Среди них значительно больше учащихся с низким и средним уровнем развития вербально-логического мышления — 54 и 33% соответственно (Орлова Л. В., 1991). Другим характерным показателем, свойственным интеллектуально пассивным школьникам, является негативное отношение к любой деятельности, связанной с ум-рвеннои работой, низкая работоспособность в этом виде дея-№лыгости, отсутствие «умственногоудивления». Большинству ' П СИ ПОЛО Ч нолрЕСТКН Глава 7 Подросток и школа
Существенным фактором, влияющим на возникновение интеллектуальной пассивности, является познавательный климат семьи. По данным Л. В. Орловой (1991)только 17% интеллектуально пассивных школьников имеют хорошие показатели познавательного климата в семье, а 28% из них — вообще неудовлетворительные. Для последних характерны наличие в сем № избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении. Интеллектуальная пассивность не всегда является проявлением негативной тенденции развития мотива цион но -потреб -постной сферы. Иногда она может оказываться следствием недостаточного развития опера 11 ио] i ал ьн о-технических механизмов интеллектуальной деятельности. В этом случае в основе ее развития лежат пробелы в знаниях, неумение применять их на новом материале; отсутствие умений и навыков организации учебной работы; отсутствие при нычки самостоятельного выполнения задания. Не сформированное™ компонентов учебной деятельности Уровень развития операциональной сферы школьника отражает степень сформированное™ у него основных компонентов учеб- ной деятельности: необходимых учебных действий, умений и навыков, учебных потребностей, полноты знаний, приемов самоконтроля и т. д. (Давыдов В. В., ] 986). Недостаточная сформироианность основных компонентен учебной деятельности негативно сказывается на успешности усвоения знаний в средних классах, где от подростка требуется значительная самостоятельность и ответственность в организации собственной учебной деятельности. Трудности учения такого школьника выражаются прежде всего в том, что он не умеет учиться, даже если очень этого хочет. Отсутствие четко сформированных учебных действий часто при водит к тому, что знания усваиваются подростком нерациональным способом. Они механически запоминаются беа смысловой обработки. Соответственно теряется осознанное отношение к знаниям, которые превращаются в воспроизводи- муюинформацию без возможности их применения и новых условиях. Усложняющаяся от класса к классу программа не позволяет успешно использовать знания только репродут пины м способом, а требования, предъявляемые учителями, все больше и больше подразумевают активное, творческое и межпред-метпое использование усвоенных знаний и продуктивный характер их усвоения, когда создается новое знание или новый способ решения задачи самими учащимися. Отсутствие умений организовывать усложняющуюся по- знавателы iyio деятельность снижает ее эффективность, не принося никакого удовлетворения самому подростку. Недостатки в развитии познавательных процессов Недостатки в формировании познавательной сферы у учащихся средних классов ведут к тому, что определяемые школьной программой знания, умения и навыки не могут быть усвоены и выработаны в должной мере. Соответственно, не обеспечивается требуемая подготовка школьников, что проявляетеяв низкой успеваемости, качестве знаний, отношении к учебе и школе, отражается на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями. Недостатки в развитии познавательной сферы школьников обычно проявляются: —в слабой сформированное™ различных мыслительных операций; —в преобладании механического типа запоминания над смысловым: —в низкой концентрации и устойчивости внимания; —в недостаточном объеме внимания. Исследования --------------------------------------------------------------------- Исследования, проведенные среди учащихся седьмых и восьмых классов (Яковлева Е. Л., 1984), показали, что только 14% семиклассников и 16% восьмиклассников обладают высоким уровнем развития интеллектуальных умений и навыков, т. е. у них сформированы умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в материале, заданном в вербальном ил и невербальном плане. Более 30% школьников имеют диспропорции к развитии интеллектуальной сферы, когда хорошо сформированы одни навыки (чаще веет вербальные), которые и ио-■ шоляют учиться успешно, но отстают в развитии другие, что не
Глава 7 дает возможности справиться с некоторыми заданиями. А 32% учащихся седьмых классов и 22% учащихся восьмых классов не имеют необходимых умственных умений и навыков, обеспечивающих им успешность учебной деятельности. Их учебные результаты по предметам оцениваются в пределах 3.1-3.5 балла, Хуже всего у подростков развиты умения классифицировать и обобщать. Исследование уровня развития памяти подростков (Акимова М. К. и др., 1884) показывает, что большинство подростков не владеют основными приемами смыслового запоминания (составление плана, выделения основной мысли, установления связей между новым и уже известным материалом и т. д.). Лишь немногие из них владеют приемом группировки (классификации и систематизации) материала, используя наиболее простые приемы запоминания в своей работе: читаю, подчеркиваю, стараюсь запомнить смысл, несколько раз повторяю про себя и т. п. В результате на выучивание учебного материала тратится очень много времени, что приводит их к переутомлению. Основные причины слабого развития интеллектуальных умений у многих школьников средних классов: 1. Отсутствие необходимых знаний в определенных областях (основных понятий, их свойств и характеристик), не полученных на предыдущих этапах. 2. Отсутствие полноценного владения некоторыми логико-функциональными отношениями между словами, обозначающими понятия и свойства предметов (т. е. слабо развита речь и ее отдельные компоненты).
3. Ригидность и шаблонность подходов к решению задач, основывающихся на математическом и цифровом материале. 4. Нес формирован ость умения выделять существенные признаки понятий. 5. Доминирование особенностей мышления, характерных для младших школьников и младших подростков: ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий, подмена одного функционального отношения другим, более распространенным в собственном практическом опыте. У школьников с недостаточным развитием интеллектуальных умений постепенно снижается успеваемость: 1. Образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению нового материала.
Подросток и школа 2. Замедляется развитие свойств умственной деятельности, таких как активность, подвижность и самостоятельность. 3. Закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и самостоятельной рефлексии на решение учебных задач, на оценку тре- бований к успеваемости. 4. Налает познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету. 5. Постепенно формируется иная мотивация (иная система оценки и активности); ее появление сочетается с уклонением от активной умственной деятельности, нарастает интеллектуальная пассивность. 6. Теряется вера в себя или в нужность приобретаемых знаний; ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новы й материал и все его усилия обречены на провал; он начинает тяготиться учебными обязанностями. 7. Изменяется социальный статус ученика в классе (Шилова Т. А., 1995. С. 15). Эти спонтанно возникшие последствия отражаются не только на успеваемости, они сказываются на поведении подростка, отчуждении его от школы.
|
|||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.014 с.) |