Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация развода и ее воздействие на подросткаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статистика В России а 1999 г. на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 развода. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве:>тих семей имеются дети ПОДРОСТКОВОГО возраста. Хотя многие указывают па неблагоприятное влияние раз-иода и разрушения семьи на подростков (WallersleinJ., KellyJ., 1980), однозначного отпета на этот вопрос не существует. 11с-обходимо учитыватьцелый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него: обстоятельства и причины развода, то, насколько ребенок был подготовлен к возможности ухода из семьи одного из родителей, поведение родителей в данной ситуации, адаптацию родителей после развода и т. д. Прежде всего необходимо различать: — непосредственные эмоциональные реакции подростка на разводродителей; — проблемы, возникающие в период адаптации; — более отдаленные последстиия, влияние развода на личностное развитие и успешность подростка в будущем. Непосредственные реакции подростка на развод Непосредственные реакции подростка на раз вид в большинстве случаев являются достаточно бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, раз-ч»,1 родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей {Yeaworlh R. С, 1980). Глава 8 Подросток и семья
Наиболее распространенными реакциями на раз под родителей со стороны подростков являются: — отрицание, отказ верить в случившееся. Подросток утверждает, что у родителей нет серьезных проблем, не хочет слушать их объяснения, надеется, что они передумают, и т. д, Многие дети живут надеждой на то,-что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних детей на это указали 65,7%, в подростковом и юношеском возрасте эти надежды уменьшаются, но нее же сохраняются у 16% опрошенных (Тащева Л. И., 1997); — страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед свер-' стниками; — гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т. п.;
— самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать; — ревность. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место н родительском сердце будет занято посторонним человеком. Проблемы адаптации после развода родителей Исследования показывают, что в течение первою года после развода как мальчики, так н девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нерасиавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются ни мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность, инфантильны (Шнсйдер Л. Б., 2000). На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации (Раис Ф., 2000). Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов. Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение (Baydar, 1988). Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий обвинения в плохом выполнении супружеских и родительских обязанностей, супружеской неверности, вредных пристрастиях и т. д., особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону или используют в качестве шпионов. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми. Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей (UmberRon, 1989). Вместе с тем период после развода создает для бышиих супругов множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, материальные затруднения (особенно часто про- Глава 8 Подросток и семья
исходит снижение уровня жизни остающейся с детьми матери, которая оказывается перегружена всевозможными делами). Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, но К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги*, при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать к том, чти касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но мри этом не способны подавить раздражение, 'гувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами* — может причинять мучительные страда 1 нЯ обоим и наиболее негативно воздействует на детей (Ароне К, 1995). Возможность встречаться с подростком после развода. По американским данным, лишь Z'3,8% разведенных матерей по зволяют отцам посещать их в любое время. 24.5% - раз в неделю. lfi.t% ребят не видели ушедшего ил семьи отца больше ни разу (ТагцеваД И., 1997). Отдаленные последствия развода Что касается более отдаленных последствий развода для код-ростка, то полученные данные противоречивы. Многое зависит от того, в каком возрасте ребенок пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоотношения в новой семье и т. д. По мнению некоторых исследователей, последствия развода могут сказываться па ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни. Статистика По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей*, развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в дна раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети не раз веденных. 1 Ьлримср, среди 18-22-летних МОЛОДЫХ людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью (Райе Ф„ 2000). Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье/Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу («готовность к разводу» — сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям). Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией — стремлением компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою идентичность, а такие ранние браки также распадаются с большей вероятностью, Развод родителей может повлиять информирование системы ценностных ориентации подростка.1! Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18-19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсатор-ности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей», т. е. ценности саморазвития, самореализации. Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков Глава 8 Подросток и семья
из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи роДите-ли постоянно конфликтовали и ссорились (Кратохвил С, 1991), Неполные семьи Статистика По разным данным число неполных семей, т. с. семей, состоящих из одного родителя с ребенком (детьми), может составлять от 13% (по статистическим данным) до 40-45% (фактически существующих) от общей численности семей. Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одного из супругов, а также если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе. Каждый из выделенных типов неполных семей создает особую социальную ситуацию развития ребенка и характеризуется своими специфическими чертами: — в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев родителями; —в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями; —в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования. Несмотря на существование неполных семей, состоящих из отца с детьми; чаще всего это семьи, в которых есть только мать, испытывающая «хронический эмоциональный стресс, усугубляющийся постоянной занятостью и хронической усталостью» (Даниленко О. В., 2000). Статистика Количество материнских семей стремительно увеличивается: если в 1980 г. в России число рождений у женщин, не состоявших в эарегистрнровадаОы браке, составляло 10,6% от общего числа родившихся, то в 1999 г. — уже 27,9%. Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т. д. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний. Полоролевая идентификация подростка в неполной семье Характер полиролевой идентификации подростка во многом зависит от того, имеется ли в его окружении человек, замещающий отсутствующего родителя. Однако исследования показывают, что мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: они либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное i федставление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, он и менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением (Андреева Т. В., 1998). В подростковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится от своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать. В противном случае у молодого человека может развиться «диффузия идентичности» (Эрикеон Э., 1996). Девочки, воспитанные без отпои, часто испытывают затруднения в установлении отношений с мужчинами, и дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать сноих мужей и сыновей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Теплые и приносящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации (Андреева Т. В., 1998). Вместе с тем существуют достаточно обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-оди ночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияния на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения. Социально дезадаптированные личности, несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним. родителем (Смелзер Н., 1998). Глава 8 . Подросток и семья
Смешанные семьи Значител ьное число разведенных мужчин и женщин со временем вступают в повторный брак (по американским данным, около 83% мужчин и 76% женщин). Часто они в большей степени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опытными, серьезнее относятся к своим обязанностям, что положительно сказывается на прочности таких браков. Есть данные, чти мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерен (Шнейдер Л, Б., 2000). Вместе с тем исследования показывают, что в-тех повторных браках, где отношения сложились не столь удачно, главной проблемой являлись взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотич ной обстановке, но со временем отношения все же налаживаются (Райе Ф., 2000). Исследования Сравнительные исследования адаптации детей после развода и зависимости от того, вступила мать в повторный брак, жила с новым партнером без заключения Ирака или вообще не поддерживала с мужчинами серьезных отношений, показали, что тяжелее всего протекала адаптация у подростков, чьи матери сожительствовали с новыми партнерами без тех обязательств, которые влечет за собой законный брак. В результате подростки испытывали неуверенность в своем положении и положении матери, сомневались в устойчивости ее отношений с партнером. Кроме того, отцы, встречаясь с детьми, нередко неодобрительно отзывались о поведении бывшей жены, и подростки страдали от моральной стороны вопроса (King P., 1989). Подросток и другие члены семьи Взаимоотношения ссиблингами Взаимоотношения с братьями и сестрами могут оказать существенное влияние на подростка и во многом определить его л ич постные качества и успешность социальной адаптации. Мнение ученых По мнению А. Адлера, многие личностные особенности детей определяются положением, которое они нанимают в «созвездии семьи», т. е. тем, являются ли они первенцами, единственными в семье, старшими или младшими (Адлер А., 1997)
Старший ребенок имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как правило, у него развито чувство ответственности. Если родители поверяют ему свои заботы и делятся с ним своими планами, это как бы приподнимает ребенка, подтверждает его статус. Совсем другие черты отмечаются у второго ребенка в семье, приходящего н мир, чтобы встретить соперника годом или двумя старше, который раньше всему научился, вызывает у малыш;] чувство неполноценности и желание догнать. Увторо-. го ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолюбия и привычки с боем добиваться своего. Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потеснит его в сердцах родителей. Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обожанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Такое положение может стимулировать его к тому, чтобы доказать, что он может сделать все сам, и он зачастую вырастает человеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучше во всем (и действительно часто обгоняет всех остальных членов семьи и становится самым способным ее членом). Другая группа младших детей не имеет достаточной энергии и уверенности в себе из-за характера взаимоотношений со старшими сиблиигами, и тогда старается уклоняться от своих обязанностей, избегает таких опасных ситуаций, как проверка его способностей. '■' 11' i \ погни подростка Глава 8 Подросток и семья
Единственный ребенок полностью отдан на милость своего воспитания, поскольку его родители, так сказать, «не имеют выбора»'. Он становится чрезвычайно зависимым, совершенно не привык к трудностям. Будучи центром внимания, единственный ребенок очень легко может возомнить, что он и в самом деле чрезвычайно ценная особа (Мэй Р., 1999). Аспекты взаимоотношений подростка с братьями и сестрами Во-первых, подростки могут выступать в роли своеобразных суррогатных родителей, когда им поручают присмотреть за младшими детьми. В атом случае хорошие отношения между сиблиигами вносят свой вклад в формирование у младших чувства уверенности в себе, сопричастности и доверия. Если при этом старшие чувствуют, что их также любят и восхищаются им и, в том числе и за помощь в уходе за младшими, то они ощущают свою полезность, что укрепляет их уверенность и чувство собственного достоинства, они учатся ответственности. Если старшие дети чувствуют, что младшие вытесняют их и отнимают у них любовь и внимание родителей, то формируется чувство ревности и зависти, переносимое потом и во взрослую жизнь. У младших враждебные отношения могут породить глубокую тревогу, неуверенность, злобу. Во-вторых, старшие сиблинги служат примером для младших, представляя собой некую модель, стереотип характера и поведения. В-третьих, братья и сестры часто удовлетворяют взаимную потребность в эмоциональном общении, интимно-личности ой привязанности, глубоких взаимоотношениях, становятся Друг для друг» доверенными лицами. В-четвертых, возникающие между сиблингами трения и ссоры имеют и спои положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения, поведения и общения с другими детьми, в частности с представителями противоположного пола.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.009 с.) |