Ситуация развода и ее воздействие на подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация развода и ее воздействие на подростка



Статистика

В России а 1999 г. на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 развода. Около половины браков 25-40-летних лю­дей заканчиваются распадом, и в большинстве:>тих семей име­ются дети ПОДРОСТКОВОГО возраста.

Хотя многие указывают па неблагоприятное влияние раз-иода и разрушения семьи на подростков (WallersleinJ., KellyJ., 1980), однозначного отпета на этот вопрос не существует. 11с-обходимо учитыватьцелый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него: обстоятельства и при­чины развода, то, насколько ребенок был подготовлен к воз­можности ухода из семьи одного из родителей, поведение родите­лей в данной ситуации, адаптацию родителей после развода и т. д.

Прежде всего необходимо различать:

непосредственные эмоциональные реакции подростка на разводродителей;

— проблемы, возникающие в период адаптации;

— более отдаленные последстиия, влияние развода на лич­ностное развитие и успешность подростка в будущем.

Непосредственные реакции подростка на развод

Непосредственные реакции подростка на раз вид в большинстве случаев являются достаточно бурными. По оценкам самих под­ростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, раз-ч»,1 родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, брать­ев и сестер, близких друзей {Yeaworlh R. С, 1980).



Глава 8


Подросток и семья



 


Наиболее распространенными реакциями на раз под роди­телей со стороны подростков являются:

— отрицание, отказ верить в случившееся. Подросток ут­верждает, что у родителей нет серьезных проблем, не хочет слу­шать их объяснения, надеется, что они передумают, и т. д, Мно­гие дети живут надеждой на то,-что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних детей на это указали 65,7%, в подрост­ковом и юношеском возрасте эти надежды уменьшаются, но нее же сохраняются у 16% опрошенных (Тащева Л. И., 1997);

— страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эго­центрического восприятия мира подростка прежде всего пуга­ют перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга об­щения, возможные перемены в материальном положении. Под­ростки могут стыдиться своих семейных проблем перед свер-' стниками;

— гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не про­стит и т. п.;

 

— самообвинение. Некоторые подростки решают, что от­ветственность за расставание взрослых лежит на них, посколь­ку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучитель­ные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать;

— ревность. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место н родительском сердце бу­дет занято посторонним человеком.

Проблемы адаптации после развода родителей
Исследования - -------------------------------------------------------------

Исследования показывают, что в течение первою года после раз­вода как мальчики, так н девочки демонстрируют более тревож­ное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отно­шениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нерасиавшихся семей.


По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказыва­ются ни мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивны­ми, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тре­вожность, инфантильны (Шнсйдер Л. Б., 2000). На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы на­чинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успеш­но адаптируются к новой ситуации (Раис Ф., 2000).

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической рас­правы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоя­тельствах развод воспринимается как облегчение (Baydar, 1988).

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий обвинения в плохом выполнении супружеских и родительских обязанностей, супружеской неверности, вред­ных пристрастиях и т. д., особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону или используют в качестве шпионов. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родите­лями. Развод в относительно спокойной форме, без предъяв­ления взаимных обвинений уменьшает вероятность возник­новения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близ­кими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение раз­веденных супругов приспособиться к новой ситуации оказыва­ет решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее на­рушено душевное равновесие их детей (UmberRon, 1989). Вме­сте с тем период после развода создает для бышиих супругов множество проблем: одиночество, изменение привычного кру­га общения, материальные затруднения (особенно часто про-



Глава 8


Подросток и семья



 


исходит снижение уровня жизни остающейся с детьми матери, которая оказывается перегружена всевозможными делами).

Отношения между бывшими супругами. Наименее трав­мирующими для ребенка типами взаимоотношений между раз­веденными родителями, но К. Аронсу, являются «отличные то­варищи» и «сотрудничающие коллеги*, при которых пары спо­собны достаточно хорошо взаимодействовать к том, чти касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но мри этом не способны подавить раздражение, 'гувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супруга­ми — «ярыми врагами* — может причинять мучительные стра­да 1 нЯ обоим и наиболее негативно воздействует на детей (Ароне К,

1995).

Возможность встречаться с подростком после развода.
Если после развода отец (мать) получают возможность бес­
препятственно встречаться со своими детьми, негативные по­
следствия сводятся к минимуму (при условии благоприятно­
го влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставший­
ся родитель налагает запрет на позитивные чувства к
ушедшему, когда его запрещается любить, нообщео нем гово­
рят» и даже думать.
Статистика -------------------------------------------------------------------------

По американским данным, лишь Z'3,8% разведенных матерей по зволяют отцам посещать их в любое время. 24.5% - раз в неделю. lfi.t% ребят не видели ушедшего ил семьи отца больше ни разу (ТагцеваД И., 1997).

Отдаленные последствия развода

Что касается более отдаленных последствий развода для код-ростка, то полученные данные противоречивы. Многое зависит от того, в каком возрасте ребенок пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоот­ношения в новой семье и т. д.

По мнению некоторых исследователей, последствия раз­вода могут сказываться па ребенке достаточно долго, проявля­ясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни.


Статистика

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей*, развод роди­телей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоя­тельств дети разведенных родителей в дна раза чаще сталкива­лись с проблемами, чем дети не раз веденных. 1 Ьлримср, среди 18-22-летних МОЛОДЫХ людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в стар­ших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью (Райе Ф„ 2000).

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье/Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объяс­няться формированием более терпимого отношения к разводу («готовность к разводу» — сложившееся представление о воз­можности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям).

Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией — стремлением компенсиро­вать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою идентичность, а такие ранние браки также распадаются с большей вероятностью,

Развод родителей может повлиять информирование сис­темы ценностных ориентации подростка.1! Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18-19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсатор-ности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоцио­нальной близости, любви, счастливой семейной жизни по срав­нению со студентами из полных семей, где важнейшей ценнос­тью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей», т. е. цен­ности саморазвития, самореализации.

Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье от­ношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года пос­ле развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков



Глава 8


Подросток и семья



 


из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи роДите-ли постоянно конфликтовали и ссорились (Кратохвил С, 1991),

Неполные семьи

Статистика

По разным данным число неполных семей, т. с. семей, состоящих из одного родителя с ребенком (детьми), может составлять от 13% (по статистическим данным) до 40-45% (фактически существу­ющих) от общей численности семей.

Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одного из супругов, а также если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе.

Каждый из выделенных типов неполных семей создает осо­бую социальную ситуацию развития ребенка и характеризует­ся своими специфическими чертами:

— в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев
наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между

родителями;

—в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;

—в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

Несмотря на существование неполных семей, состоящих из отца с детьми; чаще всего это семьи, в которых есть только мать, испытывающая «хронический эмоциональный стресс, усугубляющийся постоянной занятостью и хронической уста­лостью» (Даниленко О. В., 2000).

Статистика

Количество материнских семей стремительно увеличивается: если в 1980 г. в России число рождений у женщин, не состояв­ших в эарегистрнровадаОы браке, составляло 10,6% от общего числа родившихся, то в 1999 г. — уже 27,9%.

Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т. д.


Наличие обоих родителей положительно представляет под­ростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его со­циальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.

Полоролевая идентификация подростка в неполной семье

Характер полиролевой идентификации подростка во многом зависит от того, имеется ли в его окружении человек, замещаю­щий отсутствующего родителя.

Однако исследования показывают, что мальчики, вырос­шие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: они либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное i федставление о муж­ском поведении как антагонистически противоположном жен­скому, он и менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравнове­шены, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением (Андреева Т. В., 1998). В подрост­ковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится от своих родителей, поэтому для него ва­жен образ отца, которому можно следовать. В противном слу­чае у молодого человека может развиться «диффузия идентич­ности» (Эрикеон Э., 1996).

Девочки, воспитанные без отпои, часто испытывают затруд­нения в установлении отношений с мужчинами, и дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать сноих мужей и сы­новей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Теплые и прино­сящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют приня­тию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуаль­ной адаптации (Андреева Т. В., 1998).

Вместе с тем существуют достаточно обоснованные дан­ные о том, что дети, растущие в семьях родителей-оди ночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияния на их по­ловое самосознание, здоровье, социальные достижения. Соци­ально дезадаптированные личности, несовершеннолетние пре­ступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя ро­дителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним. родителем (Смелзер Н., 1998).



Глава 8


. Подросток и семья



 


       
 
 
   

Сиблинги

Смешанные семьи

Значител ьное число разведенных мужчин и женщин со време­нем вступают в повторный брак (по американским данным, около 83% мужчин и 76% женщин). Часто они в большей сте­пени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опыт­ными, серьезнее относятся к своим обязанностям, что положи­тельно сказывается на прочности таких браков.

Есть данные, чти мальчики, живущие с матерями, повтор­но вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных уме­ний, чем сыновья одиноких матерен (Шнейдер Л, Б., 2000).

Вместе с тем исследования показывают, что в-тех повтор­ных браках, где отношения сложились не столь удачно, главной проблемой являлись взаимоотношения с детьми от предыдуще­го брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотич ной обстановке, но со временем отношения все же налаживаются (Райе Ф., 2000).

Исследования

Сравнительные исследования адаптации детей после развода и зависимости от того, вступила мать в повторный брак, жила с новым партнером без заключения Ирака или вообще не поддер­живала с мужчинами серьезных отношений, показали, что тяже­лее всего протекала адаптация у подростков, чьи матери сожи­тельствовали с новыми партнерами без тех обязательств, кото­рые влечет за собой законный брак. В результате подростки испытывали неуверенность в своем положении и положении ма­тери, сомневались в устойчивости ее отношений с партнером. Кроме того, отцы, встречаясь с детьми, нередко неодобрительно отзывались о поведении бывшей жены, и подростки страдали от моральной стороны вопроса (King P., 1989).

Подросток и другие члены семьи Взаимоотношения ссиблингами

Взаимоотношения с братьями и сестрами могут оказать суще­ственное влияние на подростка и во многом определить его л ич постные качества и успешность социальной адаптации.


Мнение ученых

По мнению А. Адлера, многие личностные особенности детей оп­ределяются положением, которое они нанимают в «созвездии се­мьи», т. е. тем, являются ли они первенцами, единственными в семье, старшими или младшими (Адлер А., 1997)

— братья и сестры в одной семье.

Старший ребенок имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как прави­ло, у него развито чувство ответ­ственности. Если родители по­веряют ему свои заботы и делят­ся с ним своими планами, это как бы приподнимает ребенка, подтверждает его статус.

Совсем другие черты отмечаются у второго ребенка в се­мье, приходящего н мир, чтобы встретить соперника годом или двумя старше, который раньше всему научился, вызывает у малыш;] чувство неполноценности и желание догнать. Увторо-. го ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолю­бия и привычки с боем добиваться своего. Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потес­нит его в сердцах родителей.

Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обо­жанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Такое положение может стимулиро­вать его к тому, чтобы доказать, что он может сделать все сам, и он зачастую вырастает человеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучше во всем (и действитель­но часто обгоняет всех остальных членов семьи и становится самым способным ее членом). Другая группа младших детей не имеет достаточной энергии и уверенности в себе из-за характе­ра взаимоотношений со старшими сиблиигами, и тогда стара­ется уклоняться от своих обязанностей, избегает таких опас­ных ситуаций, как проверка его способностей.

'■' 11' i \ погни подростка



Глава 8


Подросток и семья



 


Единственный ребенок полностью отдан на милость свое­го воспитания, поскольку его родители, так сказать, «не имеют выбора»'. Он становится чрезвычайно зависимым, совершенно не привык к трудностям. Будучи центром внимания, единствен­ный ребенок очень легко может возомнить, что он и в самом деле чрезвычайно ценная особа (Мэй Р., 1999).

Аспекты взаимоотношений подростка с братьями и сестрами

Во-первых, подростки могут выступать в роли своеобразных суррогатных родителей, когда им поручают присмотреть за младшими детьми. В атом случае хорошие отношения между сиблиигами вносят свой вклад в формирование у младших чув­ства уверенности в себе, сопричастности и доверия. Если при этом старшие чувствуют, что их также любят и восхищаются им и, в том числе и за помощь в уходе за младшими, то они ощу­щают свою полезность, что укрепляет их уверенность и чувство собственного достоинства, они учатся ответственности. Если старшие дети чувствуют, что младшие вытесняют их и отнима­ют у них любовь и внимание родителей, то формируется чув­ство ревности и зависти, переносимое потом и во взрослую жизнь. У младших враждебные отношения могут породить глу­бокую тревогу, неуверенность, злобу.

Во-вторых, старшие сиблинги служат примером для млад­ших, представляя собой некую модель, стереотип характера и поведения.

В-третьих, братья и сестры часто удовлетворяют взаимную потребность в эмоциональном общении, интимно-личности ой привязанности, глубоких взаимоотношениях, становятся Друг для друг» доверенными лицами.

В-четвертых, возникающие между сиблингами трения и ссоры имеют и спои положительные стороны, так как дают воз­можность на практике изучить способы примирения, поведе­ния и общения с другими детьми, в частности с представителя­ми противоположного пола.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.052 с.)