Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен психологической зависимости

Поиск

Доминанта на объект влечения

Учение о доминанте было создано А. А. Ухтомским. Он опреде­лял доминанту как более или менее устойчивый очаг повышен­ной возбудимости центров. «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в споей власти все поле душевной жизни, все напоминает о ней и о связанных с ней образах и реальностях» (Ухтомский А. А., 1950. С. 170).

Доминанта - устойчивый очаг повышенной возбудимо­сти центров. Основные свойства доминанты — ее инертность, а также способность подавлять активность других центров и ис­пользовать направляемые к ним стимулы.

Доминирующей причиной формирования психологиче­ской зависимости при наркомании большинство исследователей считают особенное привлекательное психическое состояние, вызываемое наркотическим средством. Причем чем больше нар-когенность вещества, тем легче и быстрее наступает психоло­гическая зависимость от него. Самыми опасными в этом отно­шении яиляются опиаты, вызывающие сильную эйфорию, а следовательно, сильную доминанту.

Активность доминанты сохраняется дольше всего в той структуре, которая играла роль детерминанты (Крыжанов-ский Г. Н., 1984 С. 788). Для подростков — это среда сверстников, употребляющих психоактивные вещества. В плане предупреж­дения развития аддиктивного поведения эта идея может быть трансформирована следующим образом: заранее сформировать доминанту, которая сможет препятствовать инициации упот­ребления психоактивных веществ либо облегчить отказ от упот­ребления (Шабалина В. В., 2001).

Психологическая зависимость

Под психологической зависимостью понимают стремление (вле­чение) постоянно принимать наркотический или другой препа-


рат, с тем чтобы вновь испыты­вать желаемые ощущения либо устранять явления психологи­ческого дискомфорта. Психоло­гическая зависимость возникает во всех случаях систематическое ', го употребления психоактивных веществ, иногда и после одно­кратного их приема. Она являет­ся самым сильным фактором, препятствующим самостоятельно­му длительному воздержанию или полному прекращению при­ема психоактивных веществ.

В психологическую структуру влечения включаются обсес-сивное состояние (борьба мотивов и частичная критическая само­оценка своего состояния); компульсивное или импульсивное со­стояние (тотальная охваченность, часто с элементами суженного сознания, без критической самооценки и учета ситуации); доми-Hai [тные структуры сверхценного типа (без борьбы мотивов, реа­лизация доминирующего мотива обусловлена лишь внешними ситуационными факторами) (Врублевский А. Г., 2000. С. 226).

Мнение ученых

Зависимость — это не обыкновенная вредная привычка. В ней есть «метафизический осадок», проявляющийся н утрате лично­сти, громадности и непреодолимости переживаний и влечении, утрате чувства реальности. Именно это делает влечение к психо­активным веществам у наркоманов непонятным обыкновенному человеку (Курск Н. С, 2001. С.143).

Другие исследователи определяют психологическую зави­симость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощу­щением настоятельной потребностью в наркотике, е. целью получения эффекта, связанного с его употреблением либо с це­лью снятия нега тинных ощущений, вызванных злоупотреблени­ем им (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г., 1998. С. 191). Психологическая зависимость определяется ток необхо­димость «Я» в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний (Курек Н. С, 2001); как стойкая эмоциональная потребность в повторяющем-. ся употреблении какого-либо наркотика или группы наркоти-


       
 
   
 



--------- Аддиктивная личность — характеризуется склоннос­тью к поиску эмоциональных запредельных переживаний и неспособностью проявлять ответственность. Повеление аддпктншюй личности опре­деляется стремлением к ухо­ду от реальности.
 

Глава 14

Синдром психологической --- зависимости — формирование представ­ления об интоксикации как единственно ВОЗМОЖНОМ комфортном состоянии, обеспечивающем максималь­но возможную психологи­ческую работоспособность; формирование обсессишого влечения к этому комфорт­ному состоянию: ощущение себя управляемыми кем-то со стороны.

ков. Б основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение либо вы­зывать эйфорию (Steven М. М., Roger D.W., 1984. С. 221).

Эксперты американского Национального института по проблеме злоупотребления нар­котиками (N1DA) определяют психологическую зависимость как неконтролируемую тягу к по­иск}' и потреблению наркотиков. Определенное сочетание

признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных еди­ными механизмами возникновения, называется синдромом. Признаками синдрома психологической зависимости являются:

—формирование представления об интоксикации как един­ственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность;

—формирование обсессивного влечения к этому комфорт­ному состоянию (Пятницкая И. Н., 199-1);

—ощущение себя наркоманией мы ми как управляемыми со стороны (Шабалина В- В., 2001).

Психологическую зависимость от наркотиков объясняют прежде всего эффектом наслаждения. Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взгля­дов, подкрепляемую самым сильным фактором — аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система пре­вышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой (Пятницкая И. Н., 1994. С. 507). На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты и таким образом закреплять их. Б отсутствии наркотиков, напротив, возникают сильные негативные эмоции.

Аддиктивная личность

Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктив-ным формам поведения является рассогласование психологи-


 

 

Аддиктивное поведение подростков

ческой устойчивости в случаях обыденных отношений и кри­зисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически*) приспосабливаются к требованиям обыден­ной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. (Менде-левич В. Д., 2001. С. 79). Реальный процесс преодоления кри­тических ситуаций чаще всего включает в себя несколько ти­пов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим (Грнмак Л. П., 1987. С. 17.1)). Однако подростки с аддиктивным поведением склонны лишь к гедоническим переживаниям, при которых используются механизмы психической защиты (отрицание, подавление, рационализация и другие), а свершившиеся фак­ты игнорируются, искажаются и отрицаются.

Б качестве базисной характеристики аддиктивной лично­сти В. Д. Мендслсвич выделяет зависимость. Для оценки отне­сения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособ­ность принимать решения без советов других людей; готовность поз ноля гь другим при и имать важные для него решения; гот ов-ность согласиться с Другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения мачачь какое-то дело само­стоятельно; ГОТОВНОСТЬ добровольно идти на вымол пение уни­зительных или неприятных работе целью приобрести поддер­жку и любовь окружающих людей; плохая переносимостьоди- нючества и готовность на значительные усилия, чтобы его набежать; ощущение опустошенности или беспомощности, ког­да обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; лег­кая ранимость, податливость малейшей критике или неодобре­ния со стороны (Менделевия В. Д., 2001).

Описание аддиктивной личности соответствует слабому и сильному «Оно». Именно такое отношение существует

между ними у подростков в пе­риод полового созревания со­гласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд (1997). Конфликт между -Юно» и «Я* может развиваться по двум сценариям. Если «Оно» побеждает «Я*, то к концу воз-растмого подросткового пери-



Глава 14


Адциктивное поведение подростков



 


ода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы выры­ваются на свободу и человек предается удовольствию, стихии вле­чений. Прежний характер человека разрушается. Если же побе­ду одерживает «Я», то к концу подрос! кового периода формиру­ется устойчивый характер. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Соци­альная сущность личности — суперэго (я-идеал или сверх-я) -формируется воспитанием и является дополнительной систе­мой контроля па поведением человека. Несогласия между тре­бованиями совести, хранителем которой выступает я-идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответствен­ность - социальные чувства — формируются на основе иден­тификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я-идеала (Фрейд 3., 1998. С. 478). Согласно под­ходу А. Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно усто­ять против влечений, а значит, существует определенная веро­ятность легкого вовлечен ия подростков в наркотизацию, суля-шую удовольствия. Однако и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии Я чренат разгулом инстинк­тов, в том числе потреблением наркотиком (Курск Н. С, 2001. С. 132).

Мнение ученых

Лдднктивпая личность проявляет склонность к поиску запредель­ных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность. Повеление аддиктшшой личности характеризу­ется стрем.тон и см к уходу от реальности из-за страха перед об-ы-дснноИ. наполненной обязательствами и регламента!|иями «скуч­ной» жизнью (Менделевич Н.Д., 2001).

У аддиктивной личности появляется «двойная жизнь*, состоящая из прежней «нормальной» жизни и жизни с аддик-тивными реал изациями. Аддиктивная реализация многими по­нимается упрощенно как прием психоактивного вещества или другое аддикти иное действие. Реализация вкл ючает в себя еще и мысли о состоя нии ухода от реальности, о возможности и спо­собе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддик­ти иную тему занимают большое количество времени и энергии. (!■ л уществоваиие двух стилей жизни в одном человеке приво-


дит к изменению установок, мотивации и системы ценностей (Короленко Ц. П., Дмитриева И. В., 2000. С. 296).

Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть се. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вы­текает из структуры аддикти иной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноцен­ности*, обусловленный неумением жить в соответствии с усто­ями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприс­пособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктинных личностей формируются скры­тый «комплекс неполноценности*, гиперкомпенсаторная реак­ция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окру­жающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение «серого обыва­тельского болотам, в котором находятся все окружающие и «на­стоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивиого че­ловека (Менделенич В. Д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.013 с.)