Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен психологической зависимостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Доминанта на объект влечения Учение о доминанте было создано А. А. Ухтомским. Он определял доминанту как более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров. «Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в споей власти все поле душевной жизни, все напоминает о ней и о связанных с ней образах и реальностях» (Ухтомский А. А., 1950. С. 170). Доминанта - устойчивый очаг повышенной возбудимости центров. Основные свойства доминанты — ее инертность, а также способность подавлять активность других центров и использовать направляемые к ним стимулы. Доминирующей причиной формирования психологической зависимости при наркомании большинство исследователей считают особенное привлекательное психическое состояние, вызываемое наркотическим средством. Причем чем больше нар-когенность вещества, тем легче и быстрее наступает психологическая зависимость от него. Самыми опасными в этом отношении яиляются опиаты, вызывающие сильную эйфорию, а следовательно, сильную доминанту. Активность доминанты сохраняется дольше всего в той структуре, которая играла роль детерминанты (Крыжанов-ский Г. Н., 1984 С. 788). Для подростков — это среда сверстников, употребляющих психоактивные вещества. В плане предупреждения развития аддиктивного поведения эта идея может быть трансформирована следующим образом: заранее сформировать доминанту, которая сможет препятствовать инициации употребления психоактивных веществ либо облегчить отказ от употребления (Шабалина В. В., 2001). Психологическая зависимость Под психологической зависимостью понимают стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препа- рат, с тем чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта. Психологическая зависимость возникает во всех случаях систематическое ', го употребления психоактивных веществ, иногда и после однократного их приема. Она является самым сильным фактором, препятствующим самостоятельному длительному воздержанию или полному прекращению приема психоактивных веществ. В психологическую структуру влечения включаются обсес-сивное состояние (борьба мотивов и частичная критическая самооценка своего состояния); компульсивное или импульсивное состояние (тотальная охваченность, часто с элементами суженного сознания, без критической самооценки и учета ситуации); доми-Hai [тные структуры сверхценного типа (без борьбы мотивов, реализация доминирующего мотива обусловлена лишь внешними ситуационными факторами) (Врублевский А. Г., 2000. С. 226). Мнение ученых Зависимость — это не обыкновенная вредная привычка. В ней есть «метафизический осадок», проявляющийся н утрате личности, громадности и непреодолимости переживаний и влечении, утрате чувства реальности. Именно это делает влечение к психоактивным веществам у наркоманов непонятным обыкновенному человеку (Курск Н. С, 2001. С.143). Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребностью в наркотике, е. целью получения эффекта, связанного с его употреблением либо с целью снятия нега тинных ощущений, вызванных злоупотреблением им (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г., 1998. С. 191). Психологическая зависимость определяется ток необходимость «Я» в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний (Курек Н. С, 2001); как стойкая эмоциональная потребность в повторяющем-. ся употреблении какого-либо наркотика или группы наркоти-
Глава 14
ков. Б основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение либо вызывать эйфорию (Steven М. М., Roger D.W., 1984. С. 221). Эксперты американского Национального института по проблеме злоупотребления наркотиками (N1DA) определяют психологическую зависимость как неконтролируемую тягу к поиск}' и потреблению наркотиков. Определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения, называется синдромом. Признаками синдрома психологической зависимости являются: —формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; —формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию (Пятницкая И. Н., 199-1); —ощущение себя наркоманией мы ми как управляемыми со стороны (Шабалина В- В., 2001). Психологическую зависимость от наркотиков объясняют прежде всего эффектом наслаждения. Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором — аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой (Пятницкая И. Н., 1994. С. 507). На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты и таким образом закреплять их. Б отсутствии наркотиков, напротив, возникают сильные негативные эмоции. Аддиктивная личность Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктив-ным формам поведения является рассогласование психологи-
Аддиктивное поведение подростков ческой устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически*) приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. (Менде-левич В. Д., 2001. С. 79). Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим (Грнмак Л. П., 1987. С. 17.1)). Однако подростки с аддиктивным поведением склонны лишь к гедоническим переживаниям, при которых используются механизмы психической защиты (отрицание, подавление, рационализация и другие), а свершившиеся факты игнорируются, искажаются и отрицаются. Б качестве базисной характеристики аддиктивной личности В. Д. Мендслсвич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность поз ноля гь другим при и имать важные для него решения; гот ов-ность согласиться с Другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения мачачь какое-то дело самостоятельно; ГОТОВНОСТЬ добровольно идти на вымол пение унизительных или неприятных работе целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимостьоди- нючества и готовность на значительные усилия, чтобы его набежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны (Менделевия В. Д., 2001). Описание аддиктивной личности соответствует слабому и сильному «Оно». Именно такое отношение существует между ними у подростков в период полового созревания согласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд (1997). Конфликт между -Юно» и «Я* может развиваться по двум сценариям. Если «Оно» побеждает «Я*, то к концу воз-растмого подросткового пери- Глава 14 Адциктивное поведение подростков
ода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы вырываются на свободу и человек предается удовольствию, стихии влечений. Прежний характер человека разрушается. Если же победу одерживает «Я», то к концу подрос! кового периода формируется устойчивый характер. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Социальная сущность личности — суперэго (я-идеал или сверх-я) -формируется воспитанием и является дополнительной системой контроля па поведением человека. Несогласия между требованиями совести, хранителем которой выступает я-идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответственность - социальные чувства — формируются на основе идентификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я-идеала (Фрейд 3., 1998. С. 478). Согласно подходу А. Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно устоять против влечений, а значит, существует определенная вероятность легкого вовлечен ия подростков в наркотизацию, суля-шую удовольствия. Однако и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии Я чренат разгулом инстинктов, в том числе потреблением наркотиком (Курск Н. С, 2001. С. 132). Мнение ученых Лдднктивпая личность проявляет склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность. Повеление аддиктшшой личности характеризуется стрем.тон и см к уходу от реальности из-за страха перед об-ы-дснноИ. наполненной обязательствами и регламента!|иями «скучной» жизнью (Менделевич Н.Д., 2001). У аддиктивной личности появляется «двойная жизнь*, состоящая из прежней «нормальной» жизни и жизни с аддик-тивными реал изациями. Аддиктивная реализация многими понимается упрощенно как прием психоактивного вещества или другое аддикти иное действие. Реализация вкл ючает в себя еще и мысли о состоя нии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддикти иную тему занимают большое количество времени и энергии. (!■ л уществоваиие двух стилей жизни в одном человеке приво- дит к изменению установок, мотивации и системы ценностей (Короленко Ц. П., Дмитриева И. В., 2000. С. 296). Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть се. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддикти иной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности*, обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктинных личностей формируются скрытый «комплекс неполноценности*, гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение «серого обывательского болотам, в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивиого человека (Менделенич В. Д.).
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.012 с.) |