Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоматические заболевания. Зависимости

Поиск

Психосоматические заболевания. Зависимости

Для специальности № 060101 лечебное дело

Курс

Дисциплина медицинская психология и психотреапия

 

Тюмень, 2009г.


Теория специфических для болезни психодинамических конфликтов Александера.

Врач и психолог Франц Александер (Alexander F., 1891—1964) был сторонником многофакторного подхода в психосоматической медицине. Возникновение и течение болезней управляется тремя группами переменных.Одна из этих групп представляет собой личностную диспозицию, которая складывается с детства. Вторая группа переменных включает провоцирующую эмоциогенную жизненную ситуацию, когда какие-либо переживания и события могли предшествовать болезни, оживляя центральный бессознательный конфликт. В третью группу Александер включает все соматические условия, составляющие определенную конституцию, «соматическую подверженность» (Фрейд 3) или «неполноценность органа» (Адлер А).

Александер направил особое внимание на соотнесение конфликтных специфических переживаний с определенными физиологическими типами реакций. Психосоматическая специфичность усматривается в определенном соответствии преобладания у человека тех или иных эмоций и их вегетативного сопровождения. Если эмоция не отреагирована в действиях или в символической форме (конверсия), то это приводит к хроническим вегетативным сдвигам и в конечном итоге — к деструкции органа. Чаще всего не могут свободно выражаться и реализовываться враждебные, эротические импульсы, чувство вины и неполноценности. Их бессознательное подавление и приводит к хронической дисфункции

органов.

Концепция «двухфазного вытеснения» Мичерлиха.

Основоположник немецкой школы психосоматической медицины A. Mitscherhch (1953, 1956).Он исходит из наблюдения, что при существенных психологических кризах невроз может видоизменяться и даже исчезать. Тяжелые невротические симптомы невротика отступают при развитии у него психосоматического заболевания как в их осознании пациентом, так и на поведенческом уровне. Таким образом, по его мнению, невротический конфликт преодолевается двухфазно.

 

Первая фаза — совладание с психологическим конфликтом, осуществляется исключительно социально-психологическими средствами, т. е. через социальную поддержку и реагирование в беседе или же через психологические защитные механизмы типа вытеснения, регрессии, изоляции, отрицания, и др. Если нормальная психологическая защита не срабатывает, то идут невротические защитные механизмы — депрессия, навязчивости, страхи.

Если этих психических средств для преодоления невротического конфликта все равно недостаточно, то на второй фазе (соматизации) в динамике происходит сдвиг на телесные защитные процессы и развивается деструкция органов. Эта модель объясняет наблюдаемую клиницистами частую смену невротических симптомов и телесных заболеваний. Таким образом, психосоматическое расстройство всегда проходит две фазы — невроза и соматической болезни.

«Психосоматическая» семья».

В 70-е годы XX в. набрала силу зародившаяся в 50-е годы системная семейная психотерапия (Minuchin S., 1974), рамках которой больного и болезнь рассматривают не изолированно, а семейном контексте. Согласно модели С. Минухина, для психосоматической семьи являются характерными:

1) «сверхвключенность» родителей в жизнь и проблемы ребенка, что ме-

шает развитию его самостоятельности, автономии;

2) сверхчувствительность каждого члена к дистрессу других членов семьи;

3) низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся

обстоятельствах (ригидность);

4) избегание выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов;

5) ребенок и его болезнь часто играют роль стабилизатора, своеобразного буфера в скрытом семейном или супружеском конфликте (пошатнув­шийся брак родителей скрепляется необходимостью заботы о ребенке).

Особый стиль взаимоотношений в такой семье ведет к дефектам развития ребенка в плане невозможности его автономного функционирования, ему становятся необходимыми внешние «объекты-регуляторы» для обеспечения психологического и физиологического равновесия.

Таким объектом чаще выступает «психосоматическая мать», описываемая как авторитарная, открыто тревожная и латентно враждебная. Отец, неспособный противостоять доминантной матери, находится в такой семье на периферии. Сложившиеся неправильные семейные взаимоотношения могут формировать у ребенка такие формы поведения, при которых в его психологические реакции включаются и определенные физиологические компоненты, которые становятся привычными и ведут к заболеванию. В других случаях провоцирует экзацеребрацию заболевания и утрата привычных «объектов-регуляторов». Например, ребенок вырос и завел свою семью, но зависимость от матери как привычного регулятора его психологических и физиологических функций осталась.

 

При выборе комплекса методик, которые могут быть использованы для исследования психосоматических больных, должны быть учтены следующие принципы:

  1. Относительная простота применяемых методик.
  2. Быстрота их проведения.
  3. Полнота изучения исследуемого явления.
  4. Взаимная дополняемость применяемых методик.
  5. Высокая суммарная валидность.
  6. Достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

Безусловно, главной задачей экспериментально-психологического исследования соматических больных является изучение их «внутренней картины болезни», её гносеологического и эмоционального компонентов.

Причём, если первый представляет собой умозаключения больного, продукт его логической переработки информации о болезни, полученной из разных источников, то второй — проявляется эмоциональными реакциями страха и тревоги.

Отсюда следует необходимость изучения и собственно отношения к болезни, и самооценки больными значимости влияния заболевания на их социальный статус, и состояния эмоциональной сферы больных, её изменений в процессе заболевания.

Для изучения оценки больными своего самочувствия, активности и настроения мы рекомендуем использовать тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), основанный на принципах полярных профилей Ч. Осгуд — СДФ (В. А. Доскин и др.,1975); для определения уровня тревожности, как свойства психики и состояния больных — шкалу личностной и реактивной тревожности Спилбергера (C. D. Spielberger), адаптированную Ю. Л. Ханиным (1978); для определения уровня нейротизма, а также показателей экстра- и интраверсии — личностный опросник Айзенка (H. J. Eysenck,1964).

Для определения особенностей реагирования больных на заболевание мы рекомендуем личностный опросник Бехтеревского института — ЛОБИ (А. Е. Личко, 1983; Л. И. Вассерман и др., 1987) в сочетании с разработанным нами опросником для изучения самооценки социальной значимости болезни (А. И. Сердюк, 1994).

Учитывая, что для выбора тактики психотерапевтической коррекции и реабилитации соматических больных существенное значение имеет качественная характеристика психотравмирующих ситуаций, приведших к возникновению невротических состояний, мы рекомендуем использовать адаптированную в ЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева методику незаконченных предложений Сакса–Сиднея (J. M. Sacks, S. Sidney), модифицированную нами для соматических больных.

Поскольку в результате длительного соматического заболевания, как правило, отмечается астенизация личности, которая находит отражение в изменении психических процессов, и в частности — активного внимания, мы рекомендуем использовать для качественной и количественной оценки работоспособности (упражняемости и утомляемости) больных методику счёта по Крепелину (E. Kraepelin) в модификации Шульте (R. Schulte).

Рис.1. Формы и виды аддиктивного поведения

Все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы.

1. Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. "Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи".

2. Следующий этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения.

3. Аддиктивный ритм становится "стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни", "интегральной частью личности". Это делает аддиктов "'невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме "мышления по желанию", направленного в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе.

4. Полное доминирование аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. "Остается только внешняя оболочка. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены.

5. Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. "Нефармакологические аддикции также нарушают физическое состояние в связи с постоянным стрессом", что влечет за собой заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем.

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла (рис.2.)

 

 

 


Рис.2. Фазы аддиктивного цикла

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого – один день.

Табакокурение (никотинизм)

Наряду с алкоголем табак — самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации та­бачной зависимости по МКБ (международной классифи­кации болезней), нюханье, жевание и другие формы по­требления табака значительно уступают курению. Куре­ние сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейрове-гетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещест­во. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсив­но, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональ­ном выравнивании и успокаивающим эффекте.

Никотин — алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. Ни­котин является жидкостью с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с ды­мом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболоч­ками, оказывает сначала возбуждающее (состояние при­ятного расслабления, релаксации), а затем, при примене­нии больших доз, парализующее действие. Никотин вы­зывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, абстинентные симптомы при прекращении употребления, достаточно тяжелые. (Гоголева А.В., 2002 г.)

Табакокурение — это хроническая интоксикация орга­низма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состо­яния эйфории, свойственного другим наркотическим ве­ществам, но способность оказывать физическое и психи­ческое привыкание у него такая же, как и у других нарко­тиков. Поэтому в Международной классификации болез­ней табачная зависимость, наряду с алкогольной и нарко­тической, включена в категорию «Умственные и поведен­ческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависи­мости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностя­ми организма и характера курильщика.

Важную роль играют пси­хосоциальные условия — курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особен­но влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольст­вия и напряженности (оперантное обуславливание), это­му способствуют часто повторяемые однотипные манипу­ляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее куре­ние к тому же обусловлено фармакологически: соматиче­ское привыкание, необходимость повышения дозы, прео­доление проявлений абстиненции (в основном вегетатив­ного характера) в результате повторного курения. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимо­сти. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.

Любовная аддикция — это аддикция отношений с фикса­цией на другом человеке, для которой характерны отноше­ния, возникающие между двумя аддиктами. Поэтому отно­шения, в которые вступает любовный аддикт, называются соаддиктивными. Наиболее типичным для них вариантом являются отношения любовного аддикта с аддиктом избега­ния. Соаддиктивные отношения между двумя аддиктами ос­нованы на нездоровых эмоциях. Термин "здоровые" подразу­мевает разные эмоциональные реакции с широкой представленностью эмоций. При соаддиктивных отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность как в положительном, так и в отрицательном от­ношении. Эти отношения могут возникать, например, между мужем и женой, между родителями и ребенком, между дру­зьями, профессионалом и клиентом, реально существующим человеком и популярной социальной фигурой, с которой у человека не было личных контактов.

Аддикт избегания так же обладает эмоциональными нару­шениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, "на поверхности" у аддикта из­бегания присутствует страх интимности, репрессированный в подсознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу. Негативная интенсивность начинается с появления у ад­дикта избегания чувства внедрения в его жизнь, ограничения его свободы, контроля его поступков и начинающегося процес­са его "поглощения" любовным аддиктом. Он испытывает нарастание отрицательных эмоций в связи с требовательнос­тью любовного аддикта. Аддикт избегания начинает уходить от этих отношений, пытаясь уменьшать их интенсивность, ис­пользуя при этом разумные доводы типа "Я очень занят". На­ступающее освобождение временно смягчает страх.

Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскиро­ванным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальны­ми табу, представленными в ряде обществ. Сексуальных аддикции в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создается впечатле­ние об исключительности такого поведения.

По механизму возникновения сексуальные аддикции под­разделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано на фоне общего аддик­тивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма. Сексуальные аддикции начинаются с формирования осо­бой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования адцикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окру­жающую его реальность, приводя к своеобразному, специфи­ческому мышлению. Система верований любого адцикта содержит некоторые основные верования, оказывающиеся неправильными, оши­бочными, создающими фундамент для развития аддикции. У сексуальных аддиктов возникает вера, что секс является для них наиболее важной потребностью, и что это — единственная сфера, в которой они могут проявить свою состоятельность.. Эта основная убежденность является точкой кристаллизации сексуальной аддикции. Система ве­рований, складывающаяся вокруг этой установки, представ­ляет собою систему искаженной реальности, в которой существенное место занимает отрицание.

Работоголизм. Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную за­конченность и ограниченность.

Все системы требуют от людей, участвующих в ней, оп­ределенного поведения, соответствующего структуре систе­мы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.

Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.

Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой це­лью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.). Для аддиктивной системы характерна тенденция всячес­ки ограничивать реализацию способностей, таланта сотруд­ников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития. Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценива­ется как не представляющее интереса. Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие пробле­мы переводятся в другую плоскость с использованием в ка­честве механизма психологической защиты перемещения.

Аддиктивные организации непосредственно стимулиру­ют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на сред­ство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то дру­гой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к со­жалению, акцентируется многими членами общества. Чело­век не понимает, что такой способ "затрачивания" себя приводит к остановке развития, к не использованию потенци­альных возможностей, что является тупиковым и губитель­ным.

Переедание. Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис­пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда­чи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, ис­пользуя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на при­ятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание ма­териала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, прово­цируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде — особый способ зависимости. С одной стороны — это психологическая зависимость, а с другой — происходит "игра" на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоле­ния голода, а как средство психологического ухода от про­блем, происходит определенное влияние на драйв удовлетво­рения голода с искусственным его стимулированием.

Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного ба­ланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовы­ваться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть.

Голодание. Механизм возникновения голодания может быть объяс­нен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использовани­ем разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудно­стью, связанной с необходимостью справиться с аппетитом. Через какое-то время происходит изменение состояния, появ­ляются новые силы, аппетит исчезает (в прежнем смысле это­го слова), повышается настроение, усиливается двигательная активность, голод переносится легко. Такое состояние выдерживается в течение определенного времени, и постепенно человек выводится из него. Некоторые пациенты стремятся продолжить это состояние, так как оно их устраи­вает, ибо происходящее субъективно им нравится. На уровне достигнутой эйфории про­исходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда голодание становится опасным для жизни.

Помимо медицинского варианта голодания существует и немедицинский вариант. Этим вариантом начинают при­стально интересоваться в связи с учащением такого рода голодания в странах с высоким уровнем жизни. Голодание обычно регистрируется у девочек-подростков, воспитывающихся в достаточно обеспеченных и внешне благополучных семьях. Голодание начинается с ограничения количества принимаемой пищи, нередко придумывается специальная схема. Одним из психологических механизмов, провоцирую­щих голодание, является желание изменить себя физически, выглядеть "лучше".

Зависимости от азартных игр. Азартные игры как форма досуга или развлечения существуют повсеместно, и подавляющее большинство людей иногда играет в казино, на игровых автоматах, ходят на бега, бьются об заклад, покупают лотерейные билеты. Однако число тех, кого считают патологическими игроками, в большинстве стран, где проводились соответствующие исследования, постоянно. Проблема усугубляет­ся тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают рас­слабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как прият­ное проведение времени. По этому механизму постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Существует большое разнообразие игр, став­ших демократичными и доступными практически для каж­дого человека. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней человек продолжает с большим посто­янством думать об игре и стремится снова участвовать в ней. В связи с восторженностью он поначалу рассказывает об этом, приглашает посетить это действо. Постепенно этот способ проведения времени все более часто повторяется, становясь не самым лучшим способом проведения времени, предпочитаемым всем другим, тем самым, оказывая на человека деструктивное влияние.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое психосоматическое заболевание?

2. Какие болезни относят к психосоматическим?

3. Факторы формирования психосоматических заболеваний.

4. Патогенез психосоматических заболеваний.

5. Перечислите основные теории психосоматических заболеваний.

6. В чем суть теории Александера?

7. Теория двухфазного вытеснения Митчерлиха.

8. Принципы диагностики психосоматических больных.

9. Основные методики диагностики психосоматических больных.

10. Что такое зависимое (аддиктивное) поведение?

11. Назовите и дайте характеристику факторам, способствующим формированию аддиктивного поведения.

12. Этапы формирования аддиктивного поведения.

13. Классификации аддиктивного поведения.

14. Цикличность аддиктивного поведения.

15. Характеристика химических аддикций.

16. Характеристика пищевых аддикций.

17. Работоголизм как форма аддикции.

18. Сексуальные аддикции.

19. Игровая зависимость.

 

Контрольные задания:

Задание 1. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Опросник состоит из 30 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, из них 10 строк характеризуют самочувствие испытуемого (1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26), 10 — активность (3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28), 10 — настроение (5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30).

Строки сгруппированы попарно: 1, 2 — самочувствие (С), 3, 4 — активность (А), 5, 6 — настроение (Н), и т. д.

Пациенту предлагается следующая инструкция: перед Вами представлены два ряда слов, обозначающие те или иные особенности психического состояния. Каждый признак имеет два противоположных полюса. Вам необходимо критически оценить своё состояние в настоящий момент. Для этого сначала выберите полюс, к которому Вы относите своё состояние. Чем ближе к полюсу Вы зачеркнёте цифру, тем сильнее выражено у Вас данное качество в настоящий момент.

«3» — зачёркивайте в том случае, если оно выражено сильно;

«2» — если выражено умеренно;

«1» — если выражено в наименьшей степени;

«0» — неопределённое положение, когда Вы не можете решить, к какому полюсу отнести своё состояние.

Долго не раздумывайте, отвечайте быстро.

Имейте в виду, что в каждом ряду должна быть зачёркнута только одна цифра!

 

Самочувствие хорошее               Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным               Чувствую себя слабым
Пассивный               Активный
Малоподвижный               Подвижный
Весёлый               Грустный
Хорошее настроение               Плохое настроение
Работоспособный               Разбитый
Полный сил               Обессиленный
Медлительный               Быстрый
Бездеятельный               Деятельный
Счастливый               Несчастный
Жизнерадостный               Мрачный
Напряжённый               Расслабленный
Здоровый               Больной
Безучастный               Увлечённый
Равнодушный               Взволнованный
Восторженный               Унылый
Радостный               Печальный
Отдохнувший               Усталый
Свежий               Изнурённый
Сонливый               Возбуждённый
Желание отдохнуть               Желание работать
Спокойный               Озабоченный
Оптимистичный               Пессимистичный
Выносливый               Утомляемый
Бодрый               Вялый
Соображать трудно               Соображать легко
Рассеянный               Внимательный
Полный надежд               Разочарованный
Довольный               Недовольный

 

Показатели самочувствия, активности и настроения вычисляются следующим образом.

Вначале необходимо перевести зачёркнутые цифры в соответствующие им оценочные баллы.

Для показателей самочувствия и настроения они шифруются по шаблону № 1:

цифры опросника — 3 2 1 0 1 2 3

Психосоматические заболевания. Зависимости



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.015 с.)