Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение различных категорий персонала основам психологических знаний.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обучение персонала предприятия (организации), независимо от того, к какой категории относится тот или иной работник (рабочий или руководитель) - это прежде всего обучение саморазвитию. Главная цель такого обучения - личностный рост сотрудника. Обучение персонала может проводиться в учебных заведениях высшего, среднего специального образования, учебных центрах предприятий и всевозможных бизнес-школах. В этих учебных заведениях работа психолога сильно отличается от работы психолога предприятия (организации). На тех предприятиях, которые имеют свои учебные подразделения (центры, школы и т. п.), психологическая служба вообще может быть освобождена от учебной работы за счет штатных преподавателей. В условиях предприятия (организации), не имеющего своей учебной базы, работа психолога в этом направлении возможна только путем обучения на рабочем месте. Это может быть как плановое обучение сотрудников в составе структурных подразделений, так и разработка учебных программ для определенной группы специалистов предприятия. Все плановое обучение основам психологических знаний можно разбить на ряд этапов: 1. Обучение саморегуляции. 2. Обучение теории и навыкам эффективного взаимодействия. 3. Изучение прикладных аспектов психологии управления. В данной классификации изучение второго этапа невозможно без изучения этапа первого, а обучение третьему этапу происходит только на основе освоения двух предыдущих этапов. Все три этапа составляют основной курс подготовки по основам психологических знаний. Дифференциация обучения происходит по следующим принципам: - Сотрудники и рабочие проходят обучение 1 уровня, если трудовая деятельность не требует от них активного взаимодействия с клиентами и коллегами. В противном случае они обучаются по 1 и 2 уровням. - Руководители, независимо от уровня управления, проходят все три уровня обучения основам психологических знаний. При составлении учебных программ для обучения на рабочем месте необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Конкретность, практичность. Минимум теоретического материала. Для удовлетворения желающих более глубоко изучить теоретические аспекты изучаемых вопросов необходимо обес-I печить обучаемых списком соответствующей литературы. ^2. Минимальность сроков обучения. Обучение проводится для увеличения рентабельности производства и ни в коем случае не является самоцелью. 3 Обеспечение обучаемых дополнительными материалами (брошюры, буклеты, методические пособия), которые облегчат не только усвоение новой информации и навыков на занятиях, но и помогут освежить изученное в памяти после обучения. 4. Если на занятиях изучаются какие-либо навыки, необходимо включать в расписание занятий их практическую отработку, а также домашние задания с последующим отчетом и анализом результатов. 5. Занятия не должны быть утомительными. Помогают снять напряжение использование юмора, чередование различных форм обучения: лекций, дискуссий, семинаров, практических занятий. Так как жизнь организации диктует очень много более узких тем для обучения, возникает необходимость разработки программ для определенных групп специалистов. Эти программы могут входить в основной курс плановой подготовка по основам психологических знаний. Разработка подобных программ проводится по следующему алгоритму: 1. Диагностика организации: - Изучение философии предприятия, коллективного договора и других базовых документов, регламентирующих его работу. - Изучение объективных условий производства. - Диагностика восприятия персоналом условий производства и взаимоотношений на разных уровнях управления по горизонтали и по вертикали. 2. Выбор подразделений или категорий сотрудников, требующих дополнительного обучения. Выделение тех групп сотрудников, в которых обучение может быть проведено по одной программе. 3. Анализ и описание тех функций и задач, которые выполняются недостаточно хорошо, и на этой основе: - формулировка целей обучения; - выделение проблем, которые в ходе учёбы необходимо решить (т. е. формирование «дерева целей»); - разработка учебных задач и упражнений для решения выделенных проблем; - выбор форм и методов обучения. 4. Подготовка учебных материалов. Это раздаточный материал, наглядные пособия, проверка работы необходимых технических средств обучения. 5. Подготовка плана-графика курса. Он должен быть достаточно насыщенным, но не перегруженным. 6. Тестирование тех знаний, умений и навыков, которыми сотрудники обладают по учебному материалу до начала обучения. 7. Проведение обучения. 8. Анализ результатов обучения: - повторная диагностика знаний, умений, навыков; - анализ субъективного восприятия процесса обучения и его результатов; - анализ влияния результатов обучения на практическую деятельность сотрудников. 9. Внесение поправок и дополнений в программу обучения. По этому же алгоритму необходимо корректировать примерные программы обучения по этапам базовой программы обучения основам психологических знаний. ЛИТЕРАТУРА 1 Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-воСам. ГПИ. 1993. -212с. 2 Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства -М, 1993. 3 Алман Б. М., Ламбру П. Т. Самогипноз. М., 1995. 4 Атватер И. Я Вас слушаю..., М., 1978. 5 Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев - Санкт-Петербург, 1993. 6 Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз. М., «Класс», 1998. 7 Бендлер Л. К. С тех пор они жили счастливо... Воронеж, 1992. 8 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 9 Берк Д. Подготовка к собеседованию. М., 1994. 10 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 11 Бовин Б. Г., Калашников М. О., Беспалова Е. В. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные службы ОВД. М., 1995. 12 Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд. Новоси-бирск:Наука, 1989. 13 Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика/ Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.,1986. с. 27 -124, с. 49. 14 Выготский Л. С. Избранное. М: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. 15 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 1. М., 1982. 16 Гришина Н. В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Сова, 1993. 17 Громова О. Н. Конфликтология. М.: ГАУ, 1993. 18 Гублер Е. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. - Л.: Медицина (Ленинградское отделение), 1978. -294с,с. 85-88. 19 Егоршин А. П. Управление пресоналом. Н. Новгород:НИМБ, 1999. 20 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. М.:Эконо-мика,1990. 21 Как провести социологическое исследование. М., 1990. 22 Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. 23 Лобзин B. C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., «Медицина», 1986. 24 Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985. 319с. 25 Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М., «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. -264с. 26 Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. -410с. 27 Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. 28 Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. докт. дис. М., 1984. 29 Панферов В. Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности. // Методы социальной психологии. Л., 1977, с. 111-112. 30 Перинбаньягам Р. С. Диалогическая личность // Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новосибирск, 1990. с. 66 - 83, с. 75. 31 Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд 2-е, доп. - М. Медицина, 1970 -264с. 32 Почебут Л. Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во С. -Петербургского ун-та, 1997. -184с. 33 Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. -М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. -688 с. 34 Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. 35 Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. -304с. 36 Психологическая служба в школе, т. 1 /Под ред. Э. Ю. Верник, Х. Й. Лийметса, Ю. Л. Сыэрда. Таллин, 1983. 37 Психологическая служба. Информационный бюллетень 2/99 год. Издание управления кадровой службы ГТК РФ. 38 Психологические тесты. Ахмеджанов Э. Р. Составление, подготовка текста, библиография. М., 1996. -320с. 39 Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарс-кого. СПб, «Питер», 1998. 40 Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие -М.:РИО РТА, 1998. -268с. 41 Рабочая книга социолога М., 1977. 42 Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. 43 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бах-рах», 4998 -672с. 44 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. 45 Русалинова А. А. Применение метода групповых оценок в социально-психологических исследованиях // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4 / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Е. С. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1971. с. 22 - 27. 46 Свенцицкий А. Л. Методы опроса // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. с. 61 - 89, с. 62. 47 Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями: Учебное пособие - СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 1999. -224 с. 48 Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза). М.: Класс, 1994. 49 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - С-т Петербург: Социально-психологический центр, 1996. -349 с. 50 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., Институт прикладной психологии, 1998 -512с. 51 Соломин И. Л. О «цветовых метафорах», и не только о них / Психологическая газета №3/54, 2000 г. -с. 16-19. 52 Социально - психологический портрет инженера. Под ред. Ядо-ваВ. А. М.,1977. 53 Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А. И. Сотова. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -160с. 54 Тягушев А. Ф., Федотова А. П. Социологическая служба. Л., 1985 с. 83-90. 55 Успенский П. Д. В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -528с; с. 90. 56 Чугунова Э. С., Чикер В. А., Михеева СМ. Личность инженера и эффективность его деятельности // Промышленная социальная психология. Л., ЛГУ. 1982 - 206 с. 57 Шадриков В. Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974,с. 38-40. 58 Шейнис М. Ю. Влияние личности на профессионально-ролевое поведение / Материалы Всероссийской конференции «Психология и бизнес» (20-21 апреля 1998 г.) -Санкт-Петербург: Иматон, 1998. -с. 21-22. 59 Шейнис М. Ю. Влияние свойств личности на профессионально-ролевое поведение (на примере деятельности таможни). Диссертация канд. психол. наук. Самара, 1998. 60 Шейнис М. Ю. Изучение соотношения духовного и материального в потребностно-мотивационной сфере / А. С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Провинциальная мен-тальность России в прошлом, настоящем и будущем. Материалы III Международной конференции по исторической психологии российского сознания (17-19 мая 1999г., г. Самара). Самара:Изд-во СГПУ, 1999. -с. 358-361. 61 Шейнис М. Ю. К построению модели управления персоналом: теоретико-прикладной аспект / Интеграция науки в высшей школе: доклады и тезисы III межрегиональной научно-методической конференции. Самара, 2001. - М.: Изд-во УРАО, 2001. -с. 27-33. 62 Шейнис М. Ю. Проведение первичного собеседования с кандидатом на работу в таможенных органах / ФОРУМ: Методический сборник. Выпуск 7. -М.:РИО РТА, 1999. -с. 236-249. 63 Шейнис М. Ю. Профессиональный Я-образ сотрудника таможни. Значение и диагностика // Актуальные проблемы психологической работы в таможенных органах Российской Федерации / Материалы научно-практической конференции психологов таможенных органов Российской Федерации (5-7 декабря 1996 г.). - М.: РИО РТА, 1996. - с. 66-70. 64 Шейнис М. Ю. Использование методики групповой оценки личности при аттестации на соответствие занимаемой должности // Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России / Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 года): В 2-х частях: Часть2. - М.: РИО РТА, 1996. - с. 218-223. 65 Шейнис М. Ю.. Социальная роль как системный феномен // Личность. Общество. Государство. Сборник трудов молодых ученых. / Отв. Ред. О. И. Сердюкова. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1996. - с. 50-54. 66 Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.,1995. Приложение №1. МОДИФИЦИРОВАННАЯ КАРТА ЛИЧНОСТИ Инструкция эксперту: 1. Каждое качество оценивается с помощью цифр два раза: а) является ли данное качество при хорошей работе в данной профессии (специальности) -совершенно необходимым - 2 -желательным - 1 - безразличным - 0 б) нужно ли это качество при работе в данной профессии (специальности) - всегда - 2 - иногда - 1 - никогда - 0 Таким образом, на бланке ответа напротив каждого номера качества получится двухзначное число. Например: 1. 21 2. 00 На бланке ответов №1 - для работника оформительского блока (отделы: таможенного оформления и контроля, оперативный, по контролю за доставкой товаров, нетарифного экспортного контроля). На бланке ответов №2 - для руководителя структурного подразделения (отдела, группы). Модифицированная карта личности 1. Подвижный 10987654321 медлительный 2. Ловкий 10987654321 неуклюжий 3. Движения рассчитаны 1098765432 1 суетлив 4. Общительный 10987654321 замкнутый 5. Красноречивый 1098765432 1 косноязычный 6. Тактичный 1098765432 1 бестактный 7. Разговорчивый 1098765432 1 молчаливый 8. Непринужденный 1098765432 1 скованный 9. Решительный 1098765432 1 нерешительный 10. Настойчивый 1098765432 1 уступчивый 11. Стабильный 10987654321 импульсивный 12. Высокая работоспособность 1098765432 1 низкая 13. Дисциплинированный 10987654321 неорганизованный 14. Мужественный, смелый 10987654321 робкий, малодушный 15. Оперативный 1098765432 1 запаздывающий 16. Организованный 10987654321 неорганизованный 17. Речь содержательная 1098765432 1 малосодержательная 18. Речь выразительная 1098765432 1 бледная 19. Умеет логично доказать 1098765432 1 нелогичен 20. Жизнерадостный 10987654321 унылый 21. Невозмутимый 1098765432 1 вспыльчивый 22. Спокойный 1098765432 1 тревожный 23. «Толстокожий» 1098765432 1 обидчивый 14. Впечатлительный 1098765432 1 равнодушный 25. Быстро запоминает 1098765432 1 медленно запоминает 26. Долго помнит 1098765432 1 быстро забывает 27. Точно вспоминает все детали 1098765432 1 вспоминает общий смысл
28. Умеет быстро вспоминать 10987654321 не умеет быстро вспоминать 29. Понятливый 1098765432 1 бестолковый 30. Вдумчивый 1098765432 1 поверхностный 31. Критический ум 10 987654321 некритический ум 32. Сообразительный 10 987654321 тупой 33. Рассудительный 1098765432 1 легкомысленный 34. Гибкое мышление 1098765432 1 инертное мышление 35. Принципиальный 10 987654321 беспринципный 36. Любознательный 10987654321 безучастный 37. Активный 1098765432 1 пассивный 38. Оригинальный 1098765432 1 заурядный 39. Сосредоточенный 10987654321 рассеянный 40. Внимательный 1098765432 1 невнимательный 41. Высокое распределение внимания 10987654321 плохое 42. Хорошее переключение внимания 1098765432 1 низкое 43. Яркое воображение 1098765432 1 бледное воображение 44. Богатое воображение 1098765432 1 бедное воображение 45. Мечтательный 1098765432 1 практичный 46. Хороший глазомер 1098765432 1 плохой глазомер 47. Острое зрение 10987654321 плохое зрение 48. Острый слух 1098765432 1 плохой слух 49. Есть музыкальный слух 1098765432 1 нет музыкального слуха 50. Тонкое обоняние 10987654321 притуплённое обоняние 51. Тонкая вкусовая чувствительность 1098765432 1 притуплённый вкус 52. Тонкость осязания 10987654321 низкая чувствительность осязания 53. Трудолюбивый 1098765432 1 ленивый 54. Ответственный 10987654321 безответственный 55. Тщательный 1098765432 1 небрежный 56. Миролюбивый 1098765432 1 агрессивный 57. Злопамятный 1098765432 1 отходчивый 58. Чуткий,отзывчивый 10987654321 черствый, равнодушный 59. Откровенный 10987654321 скрытный 60. Правдивый 10987654321 лгун 61. Справедливый 1098765432 1 несправедливый 62. Уважительный 1098765432 1 высокомерный 63. Искренний 1098765432 1 лицемерный 64. Вежливый 10987654321 грубый 65. Застенчивый 10987654321 развязный 66. Доброжелательный 1098765432 1 агрессивный 67. Самоуверенный 10987654321 не уверен в себе 68. Скромный 10987654321 заносчивый 69. Коллективист 1098765432 1 эгоист, индивидуалист 70. Доверчивый 1098765432 1 подозрительный 71. Честный 1098765432 1 «нечист на руку» 72. Самокритичен 10987654321 не терпит критики 73. Общественно-активен 10987654321 безучастен к общественной жизни 74. Бережливый 1098765432 1 расточительный 75. Бескорыстный 10987654321 корыстолюбивый 76. Щедрый 10987654321 скупой 77. Аккуратный 10987654321 неряха 78. Изыскан в одежде 10987654321 непритязательный 79. Моден 1098765432 1 безразличен к моде 80. Трезвенник 10987654321 пьяница 81. Верен дружбе 10987654321 непостоянен в дружбе 82. Бескорыстен в дружбе 10987654321 эгоистичен в дружбе 83. Оптимист 1098765432 1 пессимист 84. Инициативен, стремится к новому 1098765432 1 косность, инертность 85. Стремится быть первым 10987654321 не стремится к первенству 86. После неудач не падает духом 1098765432 1 «опускает руки» 87. Доминирующий 1098765432 1 подчиняющийся 88. Рискованный 1098765432 1 осторожный 89. Самостоятельный, не терпит опеку 10987654321 ищет опеку 90 Педантично относится к установленным правилам и законам 1098765432 1 пренебрегает ими 91. Пренебрежение к своему здоровью 1098765432 1 мнительный в этом вопросе 92. Свободен от предрассудков 1098765432 1 суеверен 93. Исполнительный 1098765432 1 неисполнительный 94. Знает все нормативные документы (по специальности) 10987654321 не знает, 95. Творчески подходит к работе 1098765432 1 работает шаблонно 96. Инициативен 10987654321 безынициативен 97. Умеет создать трудовую атмосферу 10987654321 не умеет 98. Умеет разбираться в людях 10987654321 не умеет Приложение 2 ПРОФЕССИОГРАММА сотрудника отдела таможенного оформления 1. Общие сведения о профессии. 1. 1. Наименование и назначение: Инспектор (старший, ведущий, главный) отдела таможенного оформления и таможенного контроля Назначение: - обеспечение соблюдения таможенного законодательства, принятие мер по защите интересов и прав государства, юридических и физических лиц при производстве таможенного оформления; - осуществление контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; - таможенное оформление документов, представляемых участниками ВЭД; - физический досмотр товаров и транспортных средств; - осуществление мер предупреждения и борьба с нарушениями таможенных правил и правонарушениями, совершаемыми участниками ВЭД; - обеспечение правильности классификации кодов товаров и их таможенной оценки с последующим обеспечением поступлений в федеральный бюджет таможенных платежей; - проверка правильности предоставляемых таможенных референций, тарифных и налоговых льгот; - формирование таможенной статистики; - контрольные функции на объектах хозяйствования и транспорте. 1. 2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда: - диапазон рабочих мест от специально оборудованного помещения до выполнения функциональных обязанностей на местности, вне зависимости от природных условий в любое время года; - нерегламентированный рабочий день; - работа с компьютерной техникой, средствами связи и техническими средствами таможенного контроля; - контакт с оружием и спецсредствами. 1. 3. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов: - высшее (среднее специальное) образование; - специальная таможенная подготовка. 1. 4. Основное содержание функциональных обязанностей специалистов: логико-аналитическая деятельность, связанная с постоянной ответственностью и необходимостью самостоятельного принятия решений. 1. 4. 1. Знания и умения. Знания - знание нормативных актов по таможенному делу; - знание правил и инструкций, регламентирующих деятельность своего и смежных отделов таможни, организаций, предприятий, юридических и физических лиц; - знание особенностей оформления документов, участвующих в таможенном процессе; - знание конструктивных и прочих особенностей транспортных «средств и средств доставки товаров, следующих через таможенную границу; - знание основ работы на вычислительной технике и средствах связи, ТСТК; - представления о механизмах преступного поведения в сфере внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц; - представления об основных юридических и правовых нормах гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства РФ. Умения и навыки - умение логически мыслить и организовывать свою деятельность в условиях дефицита времени; - умение принять решение с осознанием личной ответственности за его последствия; - соблюдение установленного порядка неразглашения сведений, относящихся к служебной деятельности; умение пользоваться и применять компьютерную и другую технику, имеющуюся в отделе; - умение эффективно работать с людьми, устанавливать контакты с клиентами, аргументированно убеждать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения; - умение составить компетентное заключение по представленным документам; - умение правильно обработать и оформить документацию на товары и транспортные средства, заявленные в различных таможенных режимах; - умение противостоять негативному воздействию со стороны участников ВЭД, других лиц; - умение ориентироваться в любой обстановке. 1. 4. 2. Ответственность: - Специалист несет личную ответственность (до уголовной включительно) в полном объеме за выполнение функциональных обязанностей и нарушения действующего законодательства; - Повышенная моральная ответственность. 2. Условия деятельности. 2. 1. Санитарно-гигиенические условия: - микроклимат бытового помещения; - закрытое помещение с резким изменением микроклимата; - открытое помещение технологического характера; - транспортные средства (виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный); - на открытом воздухе в естественных природных условиях; - необычные условия (предприятия с вредным или опасным производством). 2.2. Организация и режим труда: - нерегламентированный рабочий день, выезды, рейды. 3. Социально-психологические факторы деятельности. 3. 1. Характеристика структурного подразделения. Подразделение, несущее основную нагрузку при таможенном оформлении и участвующее в таможенном контроле в полном объеме. 3.2. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей: - специалист непосредственно связан с прямым начальником и другими специалистами своего отдела, других отделов таможни, участвующих в таможенном оформлении и таможенном контроле; - высокая значимость успешного выполнения функциональных обязанностей для самого специалиста, отдела и таможни в целом; - высокая зависимость результатов деятельности каждого специалиста для итоговой работы структурного подразделения в целом; - возможность повышения результативности труда при проявлении внимательнсоти, бдительности, аккуратности, строгого соблюдения инструкций, творческом подходе к выполнению своих служебных обязанностей. 3.3. Мотивационные аспекты деятельности. Значительное влияние степени обусловленности качества работы мировоззренческой позицией, морально-психологическим настроем, наличием склонностей, интересов, увлечений: - склонность к общению; - тяга к справедливости; - увлечение иностранными языками; - интерес к технике, технологическим процессам и схемам; - интерес к самосовершенствованию, учебе, работе над собой; - эрудиция и широкий кругозор; - постоянное влияние на конечный результат таможенного оформления и таможенного контроля; - внимание со стороны участников ВЭД, посторонних лиц; - возрастающая монотония, продолжительная напряженность и необходимость поддержания высокого уровня внимания в течение рабочего дня; - возможность достаточно быстрого продвижения по службе (досрочное присвоение специального звания, выдвижение на вышестоящую должность, денежное премирование, направление на дальнейшую профессиональную учебу и применение мер морального поощрения). 3. 4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации: - прохождение 12-месячного испытательного срока; - наставничество; возможность сокращения испытательного срока в связи с успешностью деятельности, обусловленной индивидуальными особенностями личности. 4. Содержание деятельности 4. 1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом: - проверка соблюдения условий, необходимых для принятия ГТД; - прием ГТД, ее электронной копии и документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля; - проверка наличия учредительных и регистрационных документов участников ВЭД; - регистрация ГТД; - проверка соответствия электронной копии ГТД; - введение в электронную базу сведений об участниках ВЭД, - осуществление контроля за прохождением ГТД по этапам таможенного оформления, - физический досмотр и контрольные функции на хозяйственных объектах и транспорте; - принятие решений о выпуске или невозможности выпуска товаров и транспортных средств; - завершение таможенного оформления. 4. 2. Особенности приема информации: - информация от различных источников (документы на различных языках, объяснения участников ВЭД, визуальный канал, данные технических средств контроля и др.); - в основном информация предъявляется в ограниченное время и по нескольким каналам одновременно; - возможные помехи со стороны подконтрольных лиц, - постоянная нагрузка анализаторных систем; - произвольное устойчивое внимание с хорошей переключае-мостью. 4.3. Особенности переработки информации и принятия решений - сжатые сроки переработки информации и принятия решений, - зависимость результатов труда от качества памяти (долговременной, оперативной, кратковременной, логической, зрительной, слуховой, двигательной); - значимость логического мышления и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности, критичности); - влияние чувства личной ответственности за результаты деятельности; - возможность негативного влияния со стороны участников ВЭД на таможенника во время принятия решения. 4.4. Структура исполнительских действий: - рабочая поза зависит от выполнения конкретной функции и изменяется от статичной (работа за столом) до преобладания двигательных актов; - активное участие в работе пальцев, кистей рук, верхних и нижних конечностей; - необходимость координации движений и выработки двигательных навыков; - речевая культура, умение выслушать собеседника, обосновать свою точку зрения и доказательно ее аргументировать, владение профессиональной терминологией. 4. 5. Анализ ошибок в деятельности специалиста: - недопустимость грубых ошибок в основной деятельности; - определение ошибок по типам: а) сенсорно-перцептивные (связанные с приемом и первичной оценкой информации); б) гностические (ошибки при переработке информации и принятии решения); в) моторные (связанные с недостатками психомоторики и речи); г) личностные (обусловненные особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т. п.); преобладание значимости личностных ошибок. 4. 6. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций: - распределение времени и усилий по выполнению функциональных обязанностей зависит от числа оформляемых ГТД, интенсивности грузового или пассажирского потока; - преобладание загруженности сенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов; приоритет внимательности и психомоторики. 5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности. 5. 1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста: - зависимость результативности труда от эмоциональной сферы и психоэмоционального состояния специалиста и подконтрольных лиц; - тенденция к снижению внимательности и работоспособности во второй половине дня (или смены), в ночное время; возможность влияния разнообразных внешних факторов (от метеоусловий до морального давления со стороны); - возможность снижения динамики работоспособности к концу рабочей недели. 5. 2. Основные психофизиологические особенности специалиста: - эмоциональная и интеллектуальная лабильность; - быстры темп психических процессов, способность к интенсификации психической деятельности; - практический тип и оперативность мышления; - хорошая память; - достаточный объем, быстрота и точность восприятия; - сильная воля; - способность к адаптивной мобилизации при усложнении обстановки. 5. 3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний: - навыки психосаморегуляции, аутогенные тренировки; - профилактика монотонии; - совершенствование профессионального обучения; - формирование морально-психологических установок на безусловное выполнение своих функциональных обязанностей и служебного долга. 6. Психограмма. 6. 1. Направленность, мотивация, склонности, волевые качества: - направленность и интерес к таможенному делу; - склонность к работе с людьми, к общению; - способности к научению, интерес к приобретению новых знаний; - сильная воля; - настойчивость, решительность, смелость; - самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость. 6. 2. Сенсорно-перцептивные свойства: - устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости и т. п.); - преобладание зрительного канала восприятия; - устойчивое внимание, его широкое распространение, быстрое переключение и большой объем. 6. 3. Особенности высших психических функций: - достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия; - оперативность мышления; - способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации; - потребность в развитии воображения. 6. 4. Психомоторные свойства и физические качества: - хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; - хорошая координация движений, устойчивость к тремору; - способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера; - устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам; - способность к резкой смене вида деятельности. 6. 5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности: - предпочтение деятельности, связанной с общением с людьми; - готовность сотрудничать, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в активную группу; - эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость; - склонность к соблюдению общественных моральных норм; - чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основах; - смелость при принятии решений; - эффективность в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства; - осмотрительность в действиях, наличие собственного мнения; - осторожность и бдительность; - самообладание, забота о социальной репутации. 6. 6. Противопоказания к деятельности: - нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; - жестко выраженная акцентуация, психические отклонения; - алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; - медицинские противопоказания. 7. Психодиагностические методики. 7. 1. Основные методики профессионального психологического отбора (табл. 1).
|