Обучение различных категорий персонала основам психологических знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение различных категорий персонала основам психологических знаний.



Обучение персонала предприятия (организации), независимо от того, к какой категории относится тот или иной работник (рабочий или руководитель) - это прежде всего обучение саморазвитию. Главная цель такого обучения - личностный рост сотрудника.

Обучение персонала может проводиться в учебных заведениях высшего, среднего специального образования, учебных центрах предприятий и всевозможных бизнес-школах. В этих учебных заведениях работа психолога сильно отличается от работы психолога предприятия (организации). На тех предприятиях, которые имеют свои учебные подразделения (центры, школы и т. п.), психологическая служба вообще может быть освобождена от учебной работы за счет штатных преподавателей.

В условиях предприятия (организации), не имеющего своей учебной базы, работа психолога в этом направлении возможна только путем обучения на рабочем месте. Это может быть как плановое обучение сотрудников в составе структурных подразделений, так и разработка учебных программ для определенной группы специалистов предприятия.

Все плановое обучение основам психологических знаний можно разбить на ряд этапов:

1. Обучение саморегуляции.

2. Обучение теории и навыкам эффективного взаимодействия.

3. Изучение прикладных аспектов психологии управления.

В данной классификации изучение второго этапа невозможно без изучения этапа первого, а обучение третьему этапу происходит только на основе освоения двух предыдущих этапов. Все три этапа составляют основной курс подготовки по основам психологических знаний.

Дифференциация обучения происходит по следующим принципам:

- Сотрудники и рабочие проходят обучение 1 уровня, если трудовая деятельность не требует от них активного взаимодействия с клиентами и коллегами. В противном случае они обучаются по 1 и 2 уровням.

- Руководители, независимо от уровня управления, проходят все три уровня обучения основам психологических знаний.

При составлении учебных программ для обучения на рабочем месте необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Конкретность, практичность. Минимум теоретического материала. Для удовлетворения желающих более глубоко изучить теоретические аспекты изучаемых вопросов необходимо обес-I печить обучаемых списком соответствующей литературы. ^2. Минимальность сроков обучения. Обучение проводится для увеличения рентабельности производства и ни в коем случае не является самоцелью.

3 Обеспечение обучаемых дополнительными материалами (брошюры, буклеты, методические пособия), которые облегчат не только усвоение новой информации и навыков на занятиях, но и помогут освежить изученное в памяти после обучения.

4. Если на занятиях изучаются какие-либо навыки, необходимо включать в расписание занятий их практическую отработку, а также домашние задания с последующим отчетом и анализом результатов.

5. Занятия не должны быть утомительными. Помогают снять напряжение использование юмора, чередование различных форм обучения: лекций, дискуссий, семинаров, практических занятий. Так как жизнь организации диктует очень много более узких тем для обучения, возникает необходимость разработки программ для определенных групп специалистов. Эти программы могут входить в основной курс плановой подготовка по основам психологических знаний. Разработка подобных программ проводится по следующему алгоритму: 1. Диагностика организации:

- Изучение философии предприятия, коллективного договора и других базовых документов, регламентирующих его работу.

- Изучение объективных условий производства.

- Диагностика восприятия персоналом условий производства и взаимоотношений на разных уровнях управления по горизонтали и по вертикали.

2. Выбор подразделений или категорий сотрудников, требующих дополнительного обучения. Выделение тех групп сотрудников, в которых обучение может быть проведено по одной программе.

3. Анализ и описание тех функций и задач, которые выполняются недостаточно хорошо, и на этой основе:

- формулировка целей обучения;

- выделение проблем, которые в ходе учёбы необходимо решить (т. е. формирование «дерева целей»);

- разработка учебных задач и упражнений для решения выделенных проблем;

- выбор форм и методов обучения.

4. Подготовка учебных материалов. Это раздаточный материал, наглядные пособия, проверка работы необходимых технических средств обучения.

5. Подготовка плана-графика курса. Он должен быть достаточно насыщенным, но не перегруженным.

6. Тестирование тех знаний, умений и навыков, которыми сотрудники обладают по учебному материалу до начала обучения.

7. Проведение обучения.

8. Анализ результатов обучения:

- повторная диагностика знаний, умений, навыков;

- анализ субъективного восприятия процесса обучения и его результатов;

- анализ влияния результатов обучения на практическую деятельность сотрудников.

9. Внесение поправок и дополнений в программу обучения.

По этому же алгоритму необходимо корректировать примерные программы обучения по этапам базовой программы обучения основам психологических знаний.


ЛИТЕРАТУРА

1 Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-воСам. ГПИ. 1993. -212с.

2 Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства -М, 1993.

3 Алман Б. М., Ламбру П. Т. Самогипноз. М., 1995.

4 Атватер И. Я Вас слушаю..., М., 1978.

5 Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев - Санкт-Петербург, 1993.

6 Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз. М., «Класс», 1998.

7 Бендлер Л. К. С тех пор они жили счастливо... Воронеж, 1992.

8 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.

9 Берк Д. Подготовка к собеседованию. М., 1994.

10 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

11 Бовин Б. Г., Калашников М. О., Беспалова Е. В. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные службы ОВД. М., 1995.

12 Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд. Новоси-бирск:Наука, 1989.

13 Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика/ Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.,1986. с. 27 -124, с. 49.

14 Выготский Л. С. Избранное. М: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996.

15 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 1. М., 1982.

16 Гришина Н. В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Сова, 1993.

17 Громова О. Н. Конфликтология. М.: ГАУ, 1993.

18 Гублер Е. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. - Л.: Медицина (Ленинградское отделение), 1978. -294с,с. 85-88.

19 Егоршин А. П. Управление пресоналом. Н. Новгород:НИМБ, 1999.

20 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. М.:Эконо-мика,1990.

21 Как провести социологическое исследование. М., 1990.

22 Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

23 Лобзин B. C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., «Медицина», 1986.

24 Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985. 319с.

25 Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М., «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. -264с.

26 Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. -410с.

27 Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978.

28 Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. докт. дис. М., 1984.

29 Панферов В. Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности. // Методы социальной психологии. Л., 1977, с. 111-112.

30 Перинбаньягам Р. С. Диалогическая личность // Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новосибирск, 1990. с. 66 - 83, с. 75.

31 Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд 2-е, доп. - М. Медицина, 1970 -264с.

32 Почебут Л. Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во С. -Петербургского ун-та, 1997. -184с.

33 Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. -М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. -688 с.

34 Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981.

35 Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. -304с.

36 Психологическая служба в школе, т. 1 /Под ред. Э. Ю. Верник, Х. Й. Лийметса, Ю. Л. Сыэрда. Таллин, 1983.

37 Психологическая служба. Информационный бюллетень 2/99 год. Издание управления кадровой службы ГТК РФ.

38 Психологические тесты. Ахмеджанов Э. Р. Составление, подготовка текста, библиография. М., 1996. -320с.

39 Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарс-кого. СПб, «Питер», 1998.

40 Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие -М.:РИО РТА, 1998. -268с.

41 Рабочая книга социолога М., 1977.

42 Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

43 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бах-рах», 4998 -672с.

44 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

45 Русалинова А. А. Применение метода групповых оценок в социально-психологических исследованиях // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4 / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Е. С. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1971. с. 22 - 27.

46 Свенцицкий А. Л. Методы опроса // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. с. 61 - 89, с. 62.

47 Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями: Учебное пособие - СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 1999. -224 с.

48 Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза). М.: Класс, 1994.

49 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - С-т Петербург: Социально-психологический центр, 1996. -349 с.

50 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., Институт прикладной психологии, 1998 -512с.

51 Соломин И. Л. О «цветовых метафорах», и не только о них / Психологическая газета №3/54, 2000 г. -с. 16-19.

52 Социально - психологический портрет инженера. Под ред. Ядо-ваВ. А. М.,1977.

53 Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А. И. Сотова. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -160с.

54 Тягушев А. Ф., Федотова А. П. Социологическая служба. Л., 1985 с. 83-90.

55 Успенский П. Д. В поисках чудесного / Пер. с англ. Н. В. фон Бока. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -528с; с. 90.

56 Чугунова Э. С., Чикер В. А., Михеева СМ. Личность инженера и эффективность его деятельности // Промышленная социальная психология. Л., ЛГУ. 1982 - 206 с.

57 Шадриков В. Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974,с. 38-40.

58 Шейнис М. Ю. Влияние личности на профессионально-ролевое поведение / Материалы Всероссийской конференции «Психология и бизнес» (20-21 апреля 1998 г.) -Санкт-Петербург: Иматон, 1998. -с. 21-22.

59 Шейнис М. Ю. Влияние свойств личности на профессионально-ролевое поведение (на примере деятельности таможни). Диссертация канд. психол. наук. Самара, 1998.

60 Шейнис М. Ю. Изучение соотношения духовного и материального в потребностно-мотивационной сфере / А. С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Провинциальная мен-тальность России в прошлом, настоящем и будущем. Материалы III Международной конференции по исторической психологии российского сознания (17-19 мая 1999г., г. Самара). Самара:Изд-во СГПУ, 1999. -с. 358-361.

61 Шейнис М. Ю. К построению модели управления персоналом: теоретико-прикладной аспект / Интеграция науки в высшей школе: доклады и тезисы III межрегиональной научно-методической конференции. Самара, 2001. - М.: Изд-во УРАО, 2001. -с. 27-33.

62 Шейнис М. Ю. Проведение первичного собеседования с кандидатом на работу в таможенных органах / ФОРУМ: Методический сборник. Выпуск 7. -М.:РИО РТА, 1999. -с. 236-249.

63 Шейнис М. Ю. Профессиональный Я-образ сотрудника таможни. Значение и диагностика // Актуальные проблемы психологической работы в таможенных органах Российской Федерации / Материалы научно-практической конференции психологов таможенных органов Российской Федерации (5-7 декабря 1996 г.). - М.: РИО РТА, 1996. - с. 66-70.

64 Шейнис М. Ю. Использование методики групповой оценки личности при аттестации на соответствие занимаемой должности // Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России / Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 года): В 2-х частях: Часть2. - М.: РИО РТА, 1996. - с. 218-223.

65 Шейнис М. Ю.. Социальная роль как системный феномен // Личность. Общество. Государство. Сборник трудов молодых ученых. / Отв. Ред. О. И. Сердюкова. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1996. - с. 50-54.

66 Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.,1995.


Приложение №1.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ КАРТА ЛИЧНОСТИ

Инструкция эксперту:

1. Каждое качество оценивается с помощью цифр два раза:

а) является ли данное качество при хорошей работе в данной профессии (специальности)

-совершенно необходимым - 2

-желательным - 1

- безразличным - 0

б) нужно ли это качество при работе в данной профессии (специальности)

- всегда - 2

- иногда - 1

- никогда - 0

Таким образом, на бланке ответа напротив каждого номера качества получится двухзначное число. Например:

1. 21

2. 00

На бланке ответов №1 - для работника оформительского блока (отделы: таможенного оформления и контроля, оперативный, по контролю за доставкой товаров, нетарифного экспортного контроля).

На бланке ответов №2 - для руководителя структурного подразделения (отдела, группы).

Модифицированная карта личности

1. Подвижный 10987654321 медлительный

2. Ловкий 10987654321 неуклюжий

3. Движения рассчитаны 1098765432 1 суетлив

4. Общительный 10987654321 замкнутый

5. Красноречивый 1098765432 1 косноязычный

6. Тактичный 1098765432 1 бестактный

7. Разговорчивый 1098765432 1 молчаливый

8. Непринужденный 1098765432 1 скованный

9. Решительный 1098765432 1 нерешительный

10. Настойчивый 1098765432 1 уступчивый

11. Стабильный 10987654321 импульсивный

12. Высокая работоспособность 1098765432 1 низкая

13. Дисциплинированный 10987654321 неорганизованный

14. Мужественный, смелый 10987654321 робкий, малодушный

15. Оперативный 1098765432 1 запаздывающий

16. Организованный 10987654321 неорганизованный

17. Речь содержательная 1098765432 1 малосодержательная

18. Речь выразительная 1098765432 1 бледная

19. Умеет логично доказать 1098765432 1 нелогичен

20. Жизнерадостный 10987654321 унылый

21. Невозмутимый 1098765432 1 вспыльчивый

22. Спокойный 1098765432 1 тревожный

23. «Толстокожий» 1098765432 1 обидчивый

14. Впечатлительный 1098765432 1 равнодушный

25. Быстро запоминает 1098765432 1 медленно запоминает

26. Долго помнит 1098765432 1 быстро забывает

27. Точно вспоминает все детали 1098765432 1 вспоминает общий смысл

 

28. Умеет быстро вспоминать 10987654321 не умеет быстро вспоминать

29. Понятливый 1098765432 1 бестолковый

30. Вдумчивый 1098765432 1 поверхностный

31. Критический ум 10 987654321 некритический ум

32. Сообразительный 10 987654321 тупой

33. Рассудительный 1098765432 1 легкомысленный

34. Гибкое мышление 1098765432 1 инертное мышление

35. Принципиальный 10 987654321 беспринципный

36. Любознательный 10987654321 безучастный

37. Активный 1098765432 1 пассивный

38. Оригинальный 1098765432 1 заурядный

39. Сосредоточенный 10987654321 рассеянный

40. Внимательный 1098765432 1 невнимательный

41. Высокое распределение внимания 10987654321 плохое

42. Хорошее переключение внимания 1098765432 1 низкое

43. Яркое воображение 1098765432 1 бледное воображение

44. Богатое воображение 1098765432 1 бедное воображение

45. Мечтательный 1098765432 1 практичный

46. Хороший глазомер 1098765432 1 плохой глазомер

47. Острое зрение 10987654321 плохое зрение

48. Острый слух 1098765432 1 плохой слух

49. Есть музыкальный слух 1098765432 1 нет музыкального слуха

50. Тонкое обоняние 10987654321 притуплённое обоняние

51. Тонкая вкусовая чувствительность 1098765432 1 притуплённый вкус

52. Тонкость осязания 10987654321 низкая чувствительность осязания

53. Трудолюбивый 1098765432 1 ленивый

54. Ответственный 10987654321 безответственный

55. Тщательный 1098765432 1 небрежный

56. Миролюбивый 1098765432 1 агрессивный

57. Злопамятный 1098765432 1 отходчивый

58. Чуткий,отзывчивый 10987654321 черствый, равнодушный

59. Откровенный 10987654321 скрытный

60. Правдивый 10987654321 лгун

61. Справедливый 1098765432 1 несправедливый

62. Уважительный 1098765432 1 высокомерный

63. Искренний 1098765432 1 лицемерный

64. Вежливый 10987654321 грубый

65. Застенчивый 10987654321 развязный

66. Доброжелательный 1098765432 1 агрессивный

67. Самоуверенный 10987654321 не уверен в себе

68. Скромный 10987654321 заносчивый

69. Коллективист 1098765432 1 эгоист, индивидуалист

70. Доверчивый 1098765432 1 подозрительный

71. Честный 1098765432 1 «нечист на руку»

72. Самокритичен 10987654321 не терпит критики

73. Общественно-активен 10987654321 безучастен к общественной жизни

74. Бережливый 1098765432 1 расточительный

75. Бескорыстный 10987654321 корыстолюбивый

76. Щедрый 10987654321 скупой

77. Аккуратный 10987654321 неряха

78. Изыскан в одежде 10987654321 непритязательный

79. Моден 1098765432 1 безразличен к моде

80. Трезвенник 10987654321 пьяница

81. Верен дружбе 10987654321 непостоянен в дружбе

82. Бескорыстен в дружбе 10987654321 эгоистичен в дружбе

83. Оптимист 1098765432 1 пессимист

84. Инициативен, стремится к новому 1098765432 1 косность, инертность

85. Стремится быть первым 10987654321 не стремится к первенству

86. После неудач не падает духом 1098765432 1 «опускает руки»

87. Доминирующий 1098765432 1 подчиняющийся

88. Рискованный 1098765432 1 осторожный

89. Самостоятельный, не терпит опеку 10987654321 ищет опеку

90 Педантично относится к установленным правилам и законам

1098765432 1 пренебрегает ими

91. Пренебрежение к своему здоровью 1098765432 1 мнительный в этом вопросе

92. Свободен от предрассудков 1098765432 1 суеверен

93. Исполнительный 1098765432 1 неисполнительный

94. Знает все нормативные документы (по специальности) 10987654321 не знает,

95. Творчески подходит к работе 1098765432 1 работает шаблонно

96. Инициативен 10987654321 безынициативен

97. Умеет создать трудовую атмосферу 10987654321 не умеет

98. Умеет разбираться в людях 10987654321 не умеет


Приложение 2 ПРОФЕССИОГРАММА

сотрудника отдела таможенного оформления

1. Общие сведения о профессии.

1. 1. Наименование и назначение:

Инспектор (старший, ведущий, главный) отдела таможенного оформления и таможенного контроля Назначение:

- обеспечение соблюдения таможенного законодательства, принятие мер по защите интересов и прав государства, юридических и физических лиц при производстве таможенного оформления;

- осуществление контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

- таможенное оформление документов, представляемых участниками ВЭД;

- физический досмотр товаров и транспортных средств;

- осуществление мер предупреждения и борьба с нарушениями таможенных правил и правонарушениями, совершаемыми участниками ВЭД;

- обеспечение правильности классификации кодов товаров и их таможенной оценки с последующим обеспечением поступлений в федеральный бюджет таможенных платежей;

- проверка правильности предоставляемых таможенных референций, тарифных и налоговых льгот;

- формирование таможенной статистики;

- контрольные функции на объектах хозяйствования и транспорте.

1. 2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда:

- диапазон рабочих мест от специально оборудованного помещения до выполнения функциональных обязанностей на местности, вне зависимости от природных условий в любое время года;

- нерегламентированный рабочий день;

- работа с компьютерной техникой, средствами связи и техническими средствами таможенного контроля;

- контакт с оружием и спецсредствами.

1. 3. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов:

- высшее (среднее специальное) образование;

- специальная таможенная подготовка.

1. 4. Основное содержание функциональных обязанностей специалистов:

логико-аналитическая деятельность, связанная с постоянной ответственностью и необходимостью самостоятельного принятия решений. 1. 4. 1. Знания и умения.

Знания

- знание нормативных актов по таможенному делу;

- знание правил и инструкций, регламентирующих деятельность своего и смежных отделов таможни, организаций, предприятий, юридических и физических лиц;

- знание особенностей оформления документов, участвующих в таможенном процессе;

- знание конструктивных и прочих особенностей транспортных «средств и средств доставки товаров, следующих через таможенную границу;

- знание основ работы на вычислительной технике и средствах связи, ТСТК;

- представления о механизмах преступного поведения в сфере внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц;

- представления об основных юридических и правовых нормах гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства РФ.

Умения и навыки

- умение логически мыслить и организовывать свою деятельность в условиях дефицита времени;

- умение принять решение с осознанием личной ответственности за его последствия;

- соблюдение установленного порядка неразглашения сведений, относящихся к служебной деятельности;

умение пользоваться и применять компьютерную и другую технику, имеющуюся в отделе;

- умение эффективно работать с людьми, устанавливать контакты с клиентами, аргументированно убеждать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения;

- умение составить компетентное заключение по представленным документам;

- умение правильно обработать и оформить документацию на товары и транспортные средства, заявленные в различных таможенных режимах;

- умение противостоять негативному воздействию со стороны участников ВЭД, других лиц;

- умение ориентироваться в любой обстановке. 1. 4. 2. Ответственность:

- Специалист несет личную ответственность (до уголовной включительно) в полном объеме за выполнение функциональных обязанностей и нарушения действующего законодательства;

- Повышенная моральная ответственность.

2. Условия деятельности.

2. 1. Санитарно-гигиенические условия:

- микроклимат бытового помещения;

- закрытое помещение с резким изменением микроклимата;

- открытое помещение технологического характера;

- транспортные средства (виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный);

- на открытом воздухе в естественных природных условиях;

- необычные условия (предприятия с вредным или опасным производством).

2.2. Организация и режим труда:

- нерегламентированный рабочий день, выезды, рейды.

3. Социально-психологические факторы деятельности.

3. 1. Характеристика структурного подразделения. Подразделение, несущее основную нагрузку при таможенном оформлении и участвующее в таможенном контроле в полном объеме.

3.2. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей:

- специалист непосредственно связан с прямым начальником и другими специалистами своего отдела, других отделов таможни, участвующих в таможенном оформлении и таможенном контроле;

- высокая значимость успешного выполнения функциональных обязанностей для самого специалиста, отдела и таможни в целом;

- высокая зависимость результатов деятельности каждого специалиста для итоговой работы структурного подразделения в целом;

- возможность повышения результативности труда при проявлении внимательнсоти, бдительности, аккуратности, строгого соблюдения инструкций, творческом подходе к выполнению своих служебных обязанностей.

3.3. Мотивационные аспекты деятельности.

Значительное влияние степени обусловленности качества работы мировоззренческой позицией, морально-психологическим настроем, наличием склонностей, интересов, увлечений:

- склонность к общению;

- тяга к справедливости;

- увлечение иностранными языками;

- интерес к технике, технологическим процессам и схемам;

- интерес к самосовершенствованию, учебе, работе над собой;

- эрудиция и широкий кругозор;

- постоянное влияние на конечный результат таможенного оформления и таможенного контроля;

- внимание со стороны участников ВЭД, посторонних лиц;

- возрастающая монотония, продолжительная напряженность и необходимость поддержания высокого уровня внимания в течение рабочего дня;

- возможность достаточно быстрого продвижения по службе (досрочное присвоение специального звания, выдвижение на вышестоящую должность, денежное премирование, направление на дальнейшую профессиональную учебу и применение мер морального поощрения).

3. 4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации:

- прохождение 12-месячного испытательного срока;

- наставничество;

возможность сокращения испытательного срока в связи с успешностью деятельности, обусловленной индивидуальными особенностями личности.

4. Содержание деятельности

4. 1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом:

- проверка соблюдения условий, необходимых для принятия ГТД;

- прием ГТД, ее электронной копии и документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля;

- проверка наличия учредительных и регистрационных документов участников ВЭД;

- регистрация ГТД;

- проверка соответствия электронной копии ГТД;

- введение в электронную базу сведений об участниках ВЭД,

- осуществление контроля за прохождением ГТД по этапам таможенного оформления,

- физический досмотр и контрольные функции на хозяйственных объектах и транспорте;

- принятие решений о выпуске или невозможности выпуска товаров и транспортных средств;

- завершение таможенного оформления.

4. 2. Особенности приема информации:

- информация от различных источников (документы на различных языках, объяснения участников ВЭД, визуальный канал, данные технических средств контроля и др.);

- в основном информация предъявляется в ограниченное время и по нескольким каналам одновременно;

- возможные помехи со стороны подконтрольных лиц,

- постоянная нагрузка анализаторных систем;

- произвольное устойчивое внимание с хорошей переключае-мостью.

4.3. Особенности переработки информации и принятия решений

- сжатые сроки переработки информации и принятия решений,

- зависимость результатов труда от качества памяти (долговременной, оперативной, кратковременной, логической, зрительной, слуховой, двигательной);

- значимость логического мышления и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности, критичности);

- влияние чувства личной ответственности за результаты деятельности;

- возможность негативного влияния со стороны участников ВЭД на таможенника во время принятия решения.

4.4. Структура исполнительских действий:

- рабочая поза зависит от выполнения конкретной функции и изменяется от статичной (работа за столом) до преобладания двигательных актов;

- активное участие в работе пальцев, кистей рук, верхних и нижних конечностей;

- необходимость координации движений и выработки двигательных навыков;

- речевая культура, умение выслушать собеседника, обосновать свою точку зрения и доказательно ее аргументировать, владение профессиональной терминологией.

4. 5. Анализ ошибок в деятельности специалиста:

- недопустимость грубых ошибок в основной деятельности;

- определение ошибок по типам:

а) сенсорно-перцептивные (связанные с приемом и первичной оценкой информации);

б) гностические (ошибки при переработке информации и принятии решения);

в) моторные (связанные с недостатками психомоторики и речи);

г) личностные (обусловненные особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т. п.);

преобладание значимости личностных ошибок.

4. 6. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций:

- распределение времени и усилий по выполнению функциональных обязанностей зависит от числа оформляемых ГТД, интенсивности грузового или пассажирского потока;

- преобладание загруженности сенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов;

приоритет внимательности и психомоторики.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.

5. 1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста:

- зависимость результативности труда от эмоциональной сферы и психоэмоционального состояния специалиста и подконтрольных лиц;

- тенденция к снижению внимательности и работоспособности во второй половине дня (или смены), в ночное время; возможность влияния разнообразных внешних факторов (от метеоусловий до морального давления со стороны);

- возможность снижения динамики работоспособности к концу рабочей недели.

5. 2. Основные психофизиологические особенности специалиста:

- эмоциональная и интеллектуальная лабильность;

- быстры темп психических процессов, способность к интенсификации психической деятельности;

- практический тип и оперативность мышления;

- хорошая память;

- достаточный объем, быстрота и точность восприятия;

- сильная воля;

- способность к адаптивной мобилизации при усложнении обстановки.

5. 3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний:

- навыки психосаморегуляции, аутогенные тренировки;

- профилактика монотонии;

- совершенствование профессионального обучения;

- формирование морально-психологических установок на безусловное выполнение своих функциональных обязанностей и служебного долга.

6. Психограмма.

6. 1. Направленность, мотивация, склонности, волевые качества:

- направленность и интерес к таможенному делу;

- склонность к работе с людьми, к общению;

- способности к научению, интерес к приобретению новых знаний;

- сильная воля;

- настойчивость, решительность, смелость;

- самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

6. 2. Сенсорно-перцептивные свойства:

- устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости и т. п.);

- преобладание зрительного канала восприятия;

- устойчивое внимание, его широкое распространение, быстрое переключение и большой объем.

6. 3. Особенности высших психических функций:

- достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия;

- оперативность мышления;

- способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;

- потребность в развитии воображения.

6. 4. Психомоторные свойства и физические качества:

- хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;

- хорошая координация движений, устойчивость к тремору;

- способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;

- устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам;

- способность к резкой смене вида деятельности.

6. 5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности:

- предпочтение деятельности, связанной с общением с людьми;

- готовность сотрудничать, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в активную группу;

- эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость;

- склонность к соблюдению общественных моральных норм;

- чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основах;

- смелость при принятии решений;

- эффективность в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства;

- осмотрительность в действиях, наличие собственного мнения;

- осторожность и бдительность;

- самообладание, забота о социальной репутации.

6. 6. Противопоказания к деятельности:

- нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;

- жестко выраженная акцентуация, психические отклонения;

- алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;

- медицинские противопоказания. 7. Психодиагностические методики.

7. 1. Основные методики профессионального психологического отбора (табл. 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.313 с.)