Должностная инструкция специалиста-психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должностная инструкция специалиста-психолога



Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Основными разделами должностной инструкции являются: общая часть, карта функциональных обязанностей, права, ответственность, поощрение.

Должностные инструкции позволяют:

- рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;

- повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;

- улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

- четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами;

- конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

- повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;

- повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;

- организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками. Более подробно этот вопрос рассмотрен в монографии

А. П. Егоршина «Управление персоналом» (19). На основе предложенной им методики, с учетом опыта психологической практики, был составлен примерный вариант должностной инструкции руководителя психологической службы.

 

Должностная инструкция руководителя психологической службы

(предлагаемый вариант)

I. Общая часть

1. Руководитель психологической службы является штатным работником, осуществляет руководство психологическим обеспечением деятельности предприятия. Руководитель психологической службы подчиняется заместителю директора предприятия по кадровым вопросам. Руководителю психологической службы подчинены все сотрудники данной службы.

2. На должность руководителя психологической службы на конкурсной основе назначается специалист с высшим психологическим образованием, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет. Назначение и освобождение руководителя психологической службы от занимаемой должности производится приказом директора предприятия.

3. Руководитель психологической службы в своей работе руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- КЗоТ;

- Устав предприятия;

- Философия предприятия;

План экономического и социального развития предприятия;

- Положение об оплате труда;

- Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор;

- Организационно-методологические принципы психологической службы;

- Другими нормативными актами и документами по вопросам его деятельности и настоящей Инструкцией.

4. Руководитель психологической службы должен знать: специализацию и особенности работы предприятия; стратегию развития предприятия; основы трудового и хозяйственного законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; общую психологию; дифференциальную психологию; социальную психологию; психологию труда; психологию управления. А также в совершенстве владеть соответствующим психодиагностическим инструментарием; иметь навыки научного исследования и опыт преподавания психологических дисциплин.

5. Основной целью деятельности руководителя психологической t службы является организация психологического обеспечения подбора, оценки, расстановки и обучения персонала предприятия.

II. Функциональные обязанности

1. Руководитель психологической службы реализует стратегию психологического сопровождения труда каждого сотрудника и психологическое обеспечение работы предприятия в целом.

2. Организует работу подразделения на основе применения прогрессивных форм и методов управления и распространения передового опыта работы в области практической психологии.

3. Принимает меры по совершенствованию профессионально-психологического отбора при приеме на работу.

4. Обеспечивает наилучшие социально-психологические условия для использования знаний и опыта сотрудников предприятия.

5. Проводит работу по воспитанию кадров в духе строгого соблюдения интересов предприятия, укрепления трудовой и производственной дисциплины, развитию инициативы и трудовой активности сотрудников.

6. Представляет в аттестационную комиссию психологический анализ трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников. Лично принимает участие в работе аттестационной комиссии.

7. Участвует в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников.

8. Организует динамическое психологическое наблюдение за сотрудниками (регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих фактов в быту и на работе и т. д.) и отражает результаты этого наблюдения в индивидуальных карточках сотрудника.

9. По заданию генерального директора проводит психологический анализ управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений.

10. Организует обучение персонала основам психологических знаний и приемам саморегуляции.

III. Права.

1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач от структурных подразделений (отделов, служб, участков) в рамках компетенции службы.

2. Пользоваться услугами вычислительного центра, библиотеки, множительной лаборатории предприятия при решении задач. А также пользоваться услугами социальных и оздоровительных учреждений. Для осуществления профессиональной деятельности психологу выделяется отдельный рабочий кабинет и кабинет психологической разгрузки, которые оборудуются электронно-вычислительной и аудио-, видеотехникой, учебными и методическими пособиями, диагностическими методиками.

3. Проводить индивидуально-психологические и социально-психологические обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.

4. Вносить предложения дирекции предприятия о совершенствовании структуры и работы службы.

5. Разрабатывать должностные инструкции для подчиненных работников на основе типовых должностных инструкций и осуществлять контроль за их выполнением. Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении работников в соответствии со ст. 131 и ст. 134 КЗоТ РФ и о взыскании с работников за нарушение трудовой дисциплины в соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ.

6. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады при составлении штатного расписания и премировать работников в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты.

7. Организовывать и проводить оперативные совещания предприятия по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

8. Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психологическим проблемам. Обращаться к другим специалистам за консультацией.

9. Привлекать специалистов из других предприятий (организаций) по разрешению генерального директора.

IV. Ответственность

Руководитель психологической службы несет ответственность:

1. За несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данной Инструкций.

2. За несвоевременное и некачественное предоставление исходной информации по решаемым задачам генеральному директору, его заместителю по кадровым вопросам и в структурные подразделения.

3. За необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий службы, указанных в плане экономического и социального развития.

4. За нарушение правил охраны труда, техники безопасности.

5. За нерациональное использование трудовых, материальных, технических, энергетических и финансовых ресурсов.

V. Поощрения

1. Моральное поощрение руководителя психологической службы осуществляется при образцовом выполнении функциональных обязанностей приказом директора предприятия мерами согласно ст. 131 КЗоТ РФ. За особы трудовые заслуги заместитель директора по кадровым вопросам может представить руководителя психологической службы к мерам поощрения, предусмотренными ст. 134 КЗоТ РФ: благодарность, выдача премии, награждение Почетной грамотой, представление к правительственной награде или почетному званию.

2. Материальное поощрение руководителя психологической службы осуществляется по следующим показателя качества его труда: качество и своевременность проводимых обследований, надежность принимаемых на их основе решений, качество оформления заключений и рекомендаций и уровень трудовой дисциплины в подразделении.

3. Руководитель психологической службы поощряется (вознаграждается или премируется) сверх установленного оклада за выполнение следующих показателей:

- уменьшение потерь рабочего времени на 1 работника;

- уменьшение текучести кадров;

- увеличение надежности работы персонала (уменьшение возможной величины сбоев в работе по вине работников);

- увеличение коэффициента равномерности загрузки персонала работой;

- повышение уровня трудовой дисциплины;

- увеличение качества труда персонала предприятия;

- своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в структурных подразделениях.

4. Оценку работы руководителя психологической службы осуществляет заместитель генерального директора предприятия по кадровым вопросам.

Планирование и нормирование работы психолога

Весь объем функций и задач психологической службы, по нашему мнению, нужно указывать в «Положении о психологической службе предприятия (организации)». Но конкретный объем работы на конкретный период времени в конкретных условиях все же целесообразно указывать в плане работы на данный период времени. Чаще всего планирование производится на один год.

Основная задача планирования подобного рода - получение максимального количества достоверной информации при минимальном уровне затрат трудовых и материальных ресурсов.

Планирование работы начинается с подготовительного периода. В него входят:

- изучение специфики деятельности предприятия (организации);

- изучение общей социально-психологической обстановки на предприятии (в организации);

выделение «проблемных зон», работа в которых является первоочередной;

- разработка норм и критериев соответствия профессиональным требованиям различных категорий работников;

После этого, исходя из имеющихся трудовых, временных и материальных ресурсов, производится планирование мероприятий, необходимых в «проблемных зонах», а также профилактической и просветительской работы.

Любое планирование становится невозможным без определения трудоемкости каждой задачи, которая ставится перед подразделением или конкретным специалистом. При этом указать точную трудоемкость даже стандартных задач достаточно сложно, т. к. она определяется многими факторами, основными из которых являются:

- уровень механизации и автоматизации рабочего места психолога;

- отношением руководства и сотрудников к психологическим обследованиям;

особенностями самого психолога (его квалификация, особенности мотивации и т. п.).

Поэтому мы сначала рассмотрим методики определения трудоемкости различных видов работы психолога, а затем - рекомендации по составлению такого плана работы психологической службы, в котором указаны не только задачи и методы их решения, но и даны формулы для подсчета их трудоемкости (при использовании определенных диагностических методик). Если возникнет необходимость изменить состав методик или схему достижения поставленных перед психологом целей, то с помощью одной или нескольких соответствующих методик трудоемкость можно будет пересчитать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.018 с.)